реферат, рефераты скачать
 

Взаимодействие СМИ и аудитории


Взаимодействие СМИ и аудитории

государственный университет

факультет

Кафедра

Курсовая работа

«Взаимодействие СМИ и аудитории»

Выполнил

студент го курса

Научный руководитель:

1999 г.

Содержание :

Введение. 3

Основная часть. 5

Глава первая. 5

Средства массовой информации. 5

1. Общие понятия, классификация. 5

Глава вторая. 12

Аудитория. 12

1.Понятие, характеристики. 12

2.Отношение аудитории к СМИ. 15

Глава третья. 17

Информация. 17

1.Информационные потребности аудитории. 17

2.Информация в действии. 19

Глава четвертая. 23

Взаимодействие. 23

1. Включенность населения в систему СМИ. 23

2. Личность в сфере влияния СМИ. 24

3.СМИ и духовный мир человека. 27

Заключение. 32

Библиография. 34

Учебные пособия 34

Литература. 34

Пресса 35

Введение.

Миллионы газетных полос ежедневно попадают в руки читателей. Волны

сотен радиостанций пронизывают сегодня эфир, донося до слушателей новости

из любого уголка нашей планеты. Тысячи телебашен, десятки космических

спутников делают нас свидетелями событий в разных странах мира.

Значение печати, радио и телевидения в современном мире переоценить

просто невозможно. Они превратились в мощный инструмент воздействия,

охватывая своим влиянием беспрецедентное в истории число людей. Из выше

сказанного становится ясно, что социологу – исследователю просто необходимо

знать всё процессы, связывающие СМИ и их аудиторию, для того, чтобы понять

закономерности формирования общественного мнения, идеологии.

Большинство исследований современности, прямо или косвенно относящиеся

к теме средств массовой информации, посвящены проблемам повышения

эффективности СМИ, увеличению роли СМИ в жизни общества, их влиянию на

мировоззрение отдельного человека и целого социума. Однако почти никто не

задумывается о том, что прежде чем что-либо усовершенствовать нужно сначала

изучить это в мельчайших деталях, поняв все тенденции и закономерности

данного явления. Автору данной работы показалось необходимым изучить, для

начала, отдельную частицу сложного процесса массовой коммуникации, как-то

- аудиторию, продемонстрировать её информационные потребности и связанную

с ними необходимость использовать СМИ, её отношение к средствам массовой

информации, предпочтения, и зависимость от них.

Работа состоит из четырёх глав, введения, заключения и библиографии.

Первая глава посвященна средствам массовой информации, подробно

представлены три наиболее известные виды СМИ – печать, радио и телевидение.

Даны их характеристики, представлены достоинства и недостатки, как по

отдельности, так и в сравнении. В связи с последними показаны предпочтения

аудитории, выбирающей в зависимости от своих желаний, возможностей и

реальной ситуации то или иное СМИ.

В постановке целей информационной деятельности, в выборе средств и

методов её осуществления, в предвидении результатов явно или неявно в той

или иной форме присутствует представление об аудитории — о тех, кому

адресован материал, передача. В их сознании, в их деятельности должно

совершиться то, ради чего работает мощный механизм современной массовой

информации. Поэтому одна из глав посвящена непосредственно понятию

«аудитории», её характеристикам. Приводится классификация аудитории по

различным признакам, показывается ценность её изучения конкретно для

социологии. Социологический анализ проблем аудитории предполагает изучение

как объективных, так и субъективных сторон феномена. Здесь должны быть

приведены в систему все связи между аудиторией и средствами массовой

информации во всем их многообразии и на различных уровнях. Анализ таких

связей, понятий, отражающих их, а также конкретных их проявлений и

составляет предмет второй главы.

Предметом для изучения в третьей главе является информация.

Эффективность работы СМИ зависит от того, насколько учтены особенности

аудитории, к которой обращается журналистика. Эффективная деятельность

требует точных знаний об аудитории. Главным критерием выступают здесь

информационные интересы и потребности аудитории, а постановка целей, чтобы

не быть произвольной, должна опираться на конкретные представления о

действующих силах современной истории, на понимание законов общественного

развития, на осознание классовой расстановки сил и т. д. Потребность в

информации обнаруживается при сопоставлении реального состояния, скажем,

общественного мнения, знания о предмете, которым владеет потенциальная

аудитория, с теми данными, которыми эта аудитория должна располагать для

выбора правильных и точных решений. Именно тогда становится ясно, какие

знания, идеи, ценности надо поддержать и развить, что в сознании аудитории

перестраивать, вытеснять, преодолевать, на какие вопросы отвечать, чем

пополнить информационную «картину мира» читателей, зрителей, слушателей.

Следовательно, эффективность средств массовой информации определяется

степенью реализации целей, поставленных перед ними, естественно, с учетом

объективных информационных потребностей аудитории в данное время и в данных

условиях. Поэтому знание информационных потребностей аудитории важно для

социологии, а их удовлетворение – для средств массовой информации. Знания

об интересах аудитории, о ее стремлении получать информацию определенной

проблематики, типа повествования, круга авторов, направленности и т. д.

дают основания для программирования эффективной работы. Близость материалов

интересам аудитории позволяет устанавливать и поддерживать контакт с нею.

Четвертая глава посвящена самой главной проблеме данной работы –

взаимоотношению средств массовой информации и аудитории для которой они

существуют. Как нет артиста без публики, так нет и СМИ без слушателей,

зрителей, читателей. В главе рассмотрена включенность населения нашей

страны в системы массовой информации, проблемы, мешающие расширению этой

системы и даны реальные цифры социологических исследований, проведенных по

этой теме. Процесс включенности личности в сферу влияния средств массовой

информации, несомненно интересен для современной социологии. На протяжении

всей своей жизни человек, особенно современный, неразрывно связан с СМИ,

которые оказывают мощное влияние на формирование личности. Распространяемая

ими информация воздействует на индивида, для неё характерны быстрота и

регулярность воздействия, безличный, опосредованный характер. Важной

особенностью воздействия СМИ является его перманентность. Случаи, когда

отдельные сообщения газеты, радио- или телепередача, книга или кинофильм

серьезно изменяют установки человека, чрезвычайно редки. Однако длительное,

постоянное восприятие информации одного и того же характера может

существенно сказаться на формировании духовного мира человека. Механизм

воздействия средств массовой информации на личность заключается в

распространении моделей, общественных норм, которые могут служить образцом

как для материально-предметной среды семьи (квартира, одежда и т. д.), так

и при формировании человеческих отношений, ценностей и интересов,

определяющих образ жизни. Что касается ценностей, то как раз о них

подробнее идет разговор в подразделе «СМИ и духовный мир человека». Здесь

рассмотрено влияние средств массовой коммуникации на культуру, в частности

на сближение традиционной культуры и новых её ценностях, приобретенных в

связи с развитием общества. А также представлены 6 принципов гармонизации

духовной жизни людей при помощи и участии средств массовой информации.

Основная часть.

Глава первая.

1

2 Средства массовой информации.

1 1. Общие понятия, классификация.

Если средствами пражурналистской деятельности преимущественно были

устные и письменные формы сообщения, то собственно журналистика прямо

связана с использованием развитых технических средств коммуникации — прессы

(средств распространения информации с помощью печатного воспроизведения

текста и изображения), радио (передачи звуковой информации с помощью

электромагнитных волн) и телевидения (передачи звуковой и видеоинформации

также с помощью электромагнитных волн; для радио и телевидения обязательно

использование соответствующего приемника).

Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три

подсистемы журналистики: печать, радио и телевидение, каждая из которых

состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов,

книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться

как по всему миру, так и в небольших регионах (областях, районах, округах).

Каждая отдельная подсистема выполняет свою долю функций журналистики на

основе использования своих специфических особенностей, проявляющихся прежде

всего в способах фиксации и передачи информации.

Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела

особое место в системе СМИ в связи с фиксацией информации на бумажном листе

(на ткани, полимерном полотне и т.д., что не принципиально) с помощью

типографской техники воспроизведения текстов и изображений в черно-белом

или цветном варианте. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет

информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков,

плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые

воспринимаются читателем-зрителем без помощи каких-либо дополнительных

средств (тогда как для получения радио - телевизионной информации нужны

телевизор, радиоприемник, магнитофон и т.д.).

Это обстоятельство (то, что информация в прессе фиксируется на бумажном

листе и воспринимается читателем «без посредников»), способствует

проявлению ряда важных свойств взаимоотношений прессы и аудитории.

Во-первых, имеется возможность быстрого, обзорного ознакомления со всем

«репертуаром» сообщений, включенных в номер или книгу, что в свою очередь

дает возможность получить первичную целостную ориентацию во всем объеме и

разнообразии информации (на основе места произведения на странице,

заголовков и подзаголовков, «лидов» и других выделенных частей

произведений). Благодаря этому можно составить общее впечатление о

содержании выпуска и, далее, выбрав интересующий материал, определить

характер «извлечения» (просмотр, выборочное ознакомление, подробное чтение,

сохранение номера или вырезки из него для хранения и повторного

ознакомления и т.д.).

Во-вторых, можно пользоваться возможностями «отложенного чтения» —

после первичного ознакомления оставить материал для внимательного и

подробного прочтения в удобное время и в подходящем месте (допустим,

перенести знакомство с номером на вечер, прервать чтение книги, чтобы

вернуться к нему позже и т.д.).

Все это возможно потому, что печатные издания автономны благодаря

способу фиксации. Их легко иметь «при себе» и обращаться к «извлечению»

информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не

позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи (в поезде,

метро, автобусе, самолете и т.д.). Правда, можно использовать переносной и

снабженный наушниками радиоприемник или телевизор (в том числе плеер), но в

этом случае возникают дополнительные трудности и ограничения (надо носить с

собой технику, возможны помехи и запреты, экранирование, трансляция не

интересующей передачи и т.д.). При этом чтение текста и восприятие

изобразительного печатного материала проходит в соответствии с желанием

избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам

читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько

раз, хранить нужное, подчеркивать, делать пометки на полях (маргиналии) и

т.д. и т.п. Все это определяет множество степеней свободы при контакте с

печатными изданиями, что делает их на обозримый период незаменимыми и

важными носителями массовой информации.

Однако и у печати есть свойства, по которым она проигрывает другим

средствам коммуникации. Если телевидение и особенно радио способны

передавать информацию практически непрерывно и в высшей степени оперативно,

то печать самой технологией обречена на дискретность выпуска номеров и

книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от

ежедневного (газета) до ежегодного (альманах). Конечно, можно делать

выпуски газет, особенно с экстренной информацией, и несколько раз в сутки

(так часто случалось в условиях неразвитости аудиовизуальных средств

коммуникаций), но это сопряжено с трудностями печати и доставки, и поэтому

с повсеместным распространением радио и телевидения такая практика почти

прекратилась.

Таким образом, пресса проигрывает в оперативности информирования. Ведь

невозможно избежать значительного разрыва во времени между подготовкой

номера, печатанием тиража, доставкой и получением его «потребителем». Это

особенно касается прессы, распространяемой по всей стране. Хотя многие

издания печатаются на местах (с полученных по фототелеграфу оригиналов)

практически одновременно с печатанием их в основном месте издания, тем не

менее, в связи с разницей в часовых поясах между различными регионами

страны и необходимостью времени на доставку значительная часть аудитории

получает общенациональные газеты намного позже местных, а порой и на второй-

третий день.

Нельзя не учитывать также, что печать доступна только грамотному

человеку, располагающему достаточно развитыми навыками чтения, позволяющими

использовать все преимущества этого коммуникативного средства: высокий и в

связи с развитием радио и телевидения все повышающийся уровень

аналитичности и комментированности информации; организованность газетных и

журнальных подборок и страниц по особым «правилам»; систему подбора

шрифтов, размещения материалов по их значимости, различного рода выделения

и т.д. Например, отсутствие навыка просматривать издание по заголовками

расположению материалов, определяя таким образом объекты и характер чтения,

значительно осложняет контакты читателя с прессой и ограничивает

возможности оптимального использования периодики для получения «необходимой

и достаточной» информации.

И позитивные, и негативные свойства печати зависят от природы этого

носителя массовой информации. В условиях соседства с радио и телевидением

они должны максимально учитываться журналистами, чтобы возможно полно

использовать позитивные и минимизировать негативные. Основа, на которой

строится деятельность журналиста прессы, предполагает опору на специфику:

относительно редкий выход, что позволяет и требует углубленной

аналитичности информации; фиксированность на бумажном носителе, что дает

возможность разнообразить режим «снятия» информации; возможность

длительного хранения и различных форм использования зафиксированной на

бумаге информации.

Подсистема печати в структуре системы массовой информации — самая

развитая в журналистике и состоит из огромного разнообразия видов газет,

еженедельников, журналов, книг. Это многообразие соответствует особенностям

различных жизненных циклов — дневного, недельного, месячного, годового и

других, более протяженных. При этом можно издавать газеты тиражом в десятки

миллионов экземпляров и листовки числом в несколько десятков, книги в

несколько сотен страниц и оперативные буклеты на двух-восьми страницах,

скромные черно-белые текстовые издания и тонко передающие всю цветовую

гамму художественные вкладки в журналы и фотокниги. Это разнообразие

возможностей должно быть максимально востребовано в творчестве.

Вторым по времени появления средством массовой коммуникации является

радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем

информации в данном случае оказывается только звук (включая и паузы).

Радиосвязь (использующая радиоволны — эфирное вещание, осуществляемая по

проводам — проводное вещание) позволяет мгновенно передавать информацию на

неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент

передачи (или — при передаче на очень большие расстояния — с небольшой

задержкой). Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда

сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно

в принципе добиться в прессе.

Если первоначально радио было способно транслировать только речевые

сообщения, то по мере совершенствования передающей и принимающей

радиотехники стала возможной передача звука всех типов — звучащей речи,

музыки, шумов. Благодаря этому радио способно создавать полнокровную

звуковую картину мира. Еще более обогащают его технические возможности

запись и воспроизведение звука в режимах «стерео» и «квадро», часто намного

увеличивает способность передавать «рисующий» звук при освещении событий,

трансляции сценического действия, музыкальных произведений. Изобретение

различных способов записи звука позволило широко использовать возможности

монтажа, воспроизводить полностью или «цитировать» давно прошедшие

передачи, создавать «перемонтажные» произведения и т.д.

Характерным для радио является вневизуальность - (лат. viceo

«видение»). На первый взгляд это недостаток радио, на самом же деле,

составляя глубокую основу специфики радио, вневизуальность позволяет

реализовать возможности звука в такой мере, в какой не позволяет сделать

это телевидение. Журналисту радио следует постоянно помнить, что печать

дает неподвижное изображение, телевидение — подвижное, а на радио надо в

максимальной степени реализовать возможность «чистого звука».

Отсутствие видеоряда представляет слушателям радио две группы

возможностей восприятия. Первая связана с тем, что «чистый» звук

воспринимается более полно и глубоко, поскольку слушатель не отвлекается от

звучащей речи, музыки, голосов жизни, «не делит» своего внимания к звуку с

тем, что его сопровождает. В этом смысле существует большая разница между

прослушиванием концерта классической музыки по радио и

«слушанием—смотрением» его по телевидению (ведь в первом случае мы

воспринимаем уже «сделанное» произведение, а во втором — становимся

очевидцами того, «как делается» произведение дирижером, оркестровыми

группами, отдельными оркестрантами, и, кроме того, наблюдаем живую реакцию

зрительного зала и т.д.) Радио как бы отфильтровывает звук от всех других

компонентов ситуации, неизбежно несущих при зрительном восприятии

информацию, часто ненужную и даже нежелательную, и тем самым

сосредоточивает восприятие на нем «самом по себе». Но «монополия» звука,

разумеется, ограничивает возможности для аудитории «увидеть», как и кем

создается «звуковая картина».

Вторая группа возможностей восприятия, связанная с отсутствием

видеоряда, — это активизация воображения слушателей, позволяющая им

проявить свои способности «фантазирования» мысленного образа. Радиотеатр,

радиомемуары, чтение художественных произведений и передача литературно-

музыкальных композиций не принуждают слушателя через облик актера

воспринимать Гамлета или короля Лира, а позволяют создавать с помощью

музыки и текста свое видение персонажа, соответствующее личному характеру

восприятия художественного произведения (хотя актер или ведущий некоторым

образом «задает рамки» слушательской фантазии).

Однако особенности радио определяют и некоторые его негативные

свойства. Радиовещание в определенном смысле принудительно—передачу можно

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.