| |||||
МЕНЮ
| Морфологический анализ цветных (спектрозональных) изображенийМорфологический анализ цветных (спектрозональных) изображенийМорфологический анализ цветных (спектрозональных) изображений. Пытьев Ю.П. Московский государственный университет, Москва, Россия 1. Введение Хорошо известно, что изображения одной и той же сцены, полученные при различных условиях освещения и(или) измененных[1] оптических свойствах объектов могут отличаться радикально. Это обстоятельство порождает значительные трудности в прикладных задачах анализа и интерпретации изображений реальных сцен, в которых решение должно не зависеть от условий регистрации изображений. Речь идет, например, о задачах выделения неизвестного объекта на фоне известной местности, известного объекта на произвольном фоне при неконтролируемых условиях освещения, о задаче совмещения изображенний одной и той же сцены, полученных в различных спектральных диапазонах и т.д. Методы морфологического анализа, разработанные более десяти лет тому назад, [1-5], для решения перечисленных задач, были в основном ориентированы для применения к черно-белым изображениям[2] и оказались достаточно эффективными, [5-11]. Между тем, по меньшей мере два обстоятельства указывают на целесообразность разработки морфологических методов анализа цветных изображений. Во-первых, в задаче обнаружения и выделения объекта последний, как правило, прежде всего цветом отличается от фона. Во-вторых, описание формы изображения в терминах цвета позволит практически устранить эффект теней и влияние неопределенности в пространственном распределении интенсивности спектрально однородного освещения. 2. Цвет и яркость спектозонального изображения. Рассмотрим некоторые аспекты теории цвета так называемых многоспектральных (спектрозональных, [13]) изображений, аналогичной классической колориметрии [12]. Будем считать заданными n детекторов излучения со спектральными чувствительностями [pic] j=1,2,...,n, где l(0,() - длина волны излучения. Их выходные сигналы, отвечающие потоку излучения со спектральной плотностью e(l)0, l((0,(), далее называемой излучением, образуют вектор [pic], w(Ч)=[pic]. Определим суммарную спектральную чувствительность детекторов [pic], l((0,(), и соответствующий суммарный сигнал [pic] назовем яркостью излучения e(Ч). Вектор [pic] назовем цветом излучения e(Ч). Если [pic] цвет e(Ч) и само излучение назовем черным. Поскольку равенства [pic] и [pic] эквивалентны, равенство [pic] имеет смысл и для черного цвета, причем в этом случае [pic] - произвольный вектор, яркость оторого равна единице. Излучение e(Ч) назовем белым и его цвет обозначим [pic] если отвечающие ему выходные сигналы всех детекторов одинаковы: [pic]. Векторы [pic] , и [pic] , [pic], удобно считать элементами n-мерного линейного пространства [pic]. Векторы fe, соответствующие различным излучениям e(Ч), содержатся в конусе [pic][pic]. Концы векторов [pic] содержатся в множестве [pic], где П - гиперплоскость [pic]. Далее предполагается, что всякое излучение [pic] , где E - выпуклый конус излучений, содержащий вместе с любыми излучениями [pic] все их выпуклые комбинации (смеси) [pic] Поэтому векторы [pic] в [pic] образуют выпуклый конус [pic], а векторы [pic]. Если [pic]то и их аддитивная смесь [pic]. Для нее [pic] [pic] [pic]. (1) Отсюда следует Лемма 1. Яркость fe и цвет (e любой аддитивной смеси e(Ч) излучений e1((),...,em((), m=1,2,... определяются яркостями и цветами слагаемых. Подчеркнем, что равенство [pic], означающее факт совпадения яркости и цвета излучений e(Ч) и [pic], как правило, содержит сравнительно небольшую информацию об их относительном спектральном составе. Однако замена e(Ч) на [pic] в любой аддитивной смеси излучений не изменит ни цвета, ни яркости последней. Далее предполагается, что вектор w(Ч) таков, что в E можно указать базовые излучения [pic], для которых векторы [pic], j=1,...,n, линейно независимы. Поскольку цвет таких излучений непременно отличен от черного, их яркости будем считать единичными, [pic], j=1,...,n. В таком случае излучение [pic] характеризуется лишь цветом [pic], j=1,...,n. Для всякого излучения e(Ч) можно записать разложение [pic], (1*) в котором [pic] - координаты [pic] в базисе [pic], или, в виде выходных сигналов детекторов излучения, - [pic], где [pic], [pic], - выходной сигнал i-го детектора, отвечающий j-ому излучению (j((), i, j=1,...,n. Матрица [pic] - стохастическая, поскольку ее матричные элементы как яркости базовых излучений [pic] неотрицательны и [pic], j=1,...,n. При этом яркость [pic] и вектор цвета [pic], [pic], j=1,...,n, (конец которого лежит в П) определяются координатами (j и цветами излучений [pic], j=1,...,n, и не зависят непосредственно от спектрального состава излучения e(Ч). В ряде случаев белое излучение естественно определять исходя из базовых излучений, а не из выходных сигналов детекторов, считая белым всякое излучение, которому в (1*) отвечают равные координаты: [pic]. Заметим, что слагаемые в (1*), у которых (j0: [pic]. В такой форме равенство (1*) представляет “баланс излучений”. Определим в [pic] скалярное произведение [pic] и векторы [pic], биортогонально сопряженные с [pic]: [pic], i,j=1,...,n. Лемма 2. В разложении (1*) [pic], j=1,...,n, [pic]. Яркость [pic], где [pic], причем вектор y ортогонален гиперплоскости П, так как [pic], i,j=1,...,n. Что касается скалярного проиведения [pic], то его естественно определять так, чтобы выходные сигналы детекторов [pic] были координатами fe в некотором ортонормированном базисе [pic]. В этом базисе конус [pic]. Заметим, что для любых векторов [pic] и, тем более, для [pic], [pic][4]. Пусть Х - поле зрения, например, ограниченная область на плоскости R2, или на сетке [pic], [pic] спектральная чувствительность j-го детектора излучения, расположенного в точке [pic] [pic]; [pic] - излучение, попадающее в точку [pic]. Изображением назовем векторнозначную функцию [pic] [pic] (2**) Точнее, пусть Х - поле зрения, (Х, С, m) - измеримое пространство Х с мерой m, C - (-алгебра подмножеств X. Цветное (спектрозональное) изображение [pic]определим равенством [pic] , (2) в котором почти для всех [pic], [pic], - (-измеримые функции на поле зрения X, такие, что [pic]. Цветные изображения образуют подкласс функций [pic] лебеговского класса [pic] функций [pic]. Класс цветных изображений обозначим LE,n. Впрочем, для упрощения терминологии далее любой элемент [pic] называется цветным изображением, а условие [pic] (2*) условием физичности изображений f((). Если f(Ч) - цветное изображение (2), то [pic], как нетрудно проверить, - черно-белое изображение [2], т.е. [pic], [pic]. Изображение [pic], назовем черно-белым вариантом цветного изображения f(Ч), а цветное изображение [pic], f(x)0, x(X - цветом изображения f(Ч). В точках множества В={x(X: f(x)=0} черного цвета j(x), x(В, - произвольные векторы из [pic], удовлетворяющие условию: яркость j(x)=1. Черно-белым вариантом цветного изображения f(Ч) будем также называть цветное изображение b((), имеющее в каждой точке Х ту же яркость, что и f(Ч), b(x)=f(x), x(X, и белый цвет, ((x)=b(x)/b(x)=(, x(X. 3. Форма цветного изображения. Понятие формы изображения призвано охарактеризовать форму изображенных объектов в терминах характерности изображений, инвариантных относительно определенного класса преобразований изображения, моделирующих меняющиеся условия его регистрации. Например, довольно часто может меняться освещение сцены, в частности, при практически неизменном спектральном составе может радикально изменяться распределение интенсивности освещения сцены. Такие изменения освещения в формуле (2**) выражаются преобразованием [pic], в котором множитель k(x) модулирует яркость изображения [pic] в каждой точке [pic]при неизменном распределении цвета. При этом в каждой точке [pic]у вектора f(x) может измениться длина, но направление останется неизменным. Нередко изменение распределения интенсивности освещения сопровождается значительным изменением и его спектрального состава, но - пространственно однородным, одним и тем же в пределах всей изображаемой сцены. Поскольку между спектром излучения e и цветом ( нет взаимно однозначного соответствия, модель сопутствующего преобразования изображения f(x) в терминах преобразования его цвета (((). Для этого определим отображение A(():[pic], ставящее в соответствие каждому вектору цвета [pic]подмножество поля зрения [pic]в точках которого изображение [pic], имеет постоянный цвет [pic]. Пусть при рассматриваемом изменении освещения [pic]и, соответственно, [pic]; предлагаемая модель преобразования изображения состоит в том, что цвет [pic] преобразованного изображения должен быть также постоянным на каждом множестве A((), хотя, вообще говоря, - другим, отличным от (. Характекрным в данном случае является тот факт, что равенство [pic] влечет [pic]. Если [pic] - самое детальное изображение сцены, то, вообще говоря, на различных множествах A((() и A(() цвет изображения [pic] может оказаться одинаковым[5]. Как правило, следует учитывать непостоянство оптических характеристик сцены и т.д. Во всех случаях форма изображения должна быть инвариантна относительно преобразования из выделенного класса и, более того, должна определять изображение с точностью до произвольного преобразования из этого класса. Для определения понятия формы цветного изображения f(() на [pic] удобно ввести частичный порядок ( , т.е. бинарное отношение, удовлетворяющее условиям: 1)[pic], 2) [pic], [pic], то [pic], [pic]; отношение ( должно быть согласованным с определением цветного изображения (с условием физичности), а именно, [pic], если [pic]. Отношение ( интерпретируется аналогично тому, как это принято в черно-белой морфологии[2], а именно, [pic] означает, что изображения f(Ч) и g(Ч) сравнимы по форме, причем форма g(Ч) не сложнее, чем форма f(Ч). Если [pic] и [pic], то f(Ч) и g(Ч) назовем совпадающими по форме (изоморфными), f(Ч) ~ g(Ч). Например, если f(Ч) и g(Ч) - изображения одной и той же сцены, то g(Ч), грубо говоря, характеризует форму изображенных объектов не точнее (подробнее, детальнее), чем f (Ч), если [pic]. В рассматриваемом выше примере преобразования изображений [pic], если между множествами A((),[pic] и A((((),[pic] существует взаимно-однозначное соответствие, т.е., если существует функция [pic], такая, что A(((((())= A((),[pic], причем[pic], если [pic]. В этом случае равенства [pic] и [pic] эквивалентны, [pic] и [pic] изоморфны и одинаково детально характеризуют сцену, хотя и в разных цветах. Если же [pic] не взаимно однозначно, то A(((()=U A(() и [pic]. В этом случае равенство [pic] влечет [pic] (но не эквивалентно) [pic], [pic] передает, вообще говоря, не все детали сцены, представленные в [pic]. Пусть, скажем, g(Ч) - черно-белый вариант f(Ч), т.е. g(x)=f(x) и g(x)/g(x)=(, x(X. Если преобразование [pic] - следствие изменившихся условий регистрации изображения, то, естественно, [pic]. Аналогично, если f(Ч), g(Ч) - изображения одной и той же сцены, но в g(Ч), вследствие неисправности выходные сигналы некоторых датчиков равны нулю, то [pic]. Пусть F - некоторая полугруппа преобразований [pic], тогда для любого преобразования F(F [pic], поскольку, если некоторые детали формы объекта не отражены в изображении f(Ч), то они, тем более, не будут отражены в g(Ч). Формой [pic] изображения f(Ч) назовем множество изображений [pic], форма которых не сложнее, чем форма f`(Ч), и их пределов в [pic](черта символизирует замыкание в [pic]). Формой изображения f(Ч) в широком смысле назовем минимальное линейное подпространство [pic], содержащее [pic]. Если считать, что [pic] для любого изображения [pic], то это будет означать, что отношение ( непрерывно относительно сходимости в [pic] в том смысле, что [pic]. Рассмотрим теперь более подробно понятие формы для некоторых характерных классов изображений и их преобразований. 4. Форма кусочно-постоянного (мозаичного) цветного изображения. Во многих практически важных задачах форма объекта на изображении может быть охарактеризована специальной структурой излучения, достигающего поле зрения X в виде [pic] здесь [pic] - индикаторные функции непересекающихся подмножеств Аi, i=1,…...,N, положительной меры поля зрения Х, на каждом из которых функции [pic], [pic], j=1,...,n, i=1,...,N, непрерывны. Поскольку согласно лемме 2 [pic] [pic][pic] , (3) то цветное изображение fe(Ч), такого объекта характеризует его форму непрерывным распределением яркости и цвета на каждом подмножестве Ai, i=1,...,N. Для изображения [pic], [pic] где [pic], также характерно напрерывное распределение яркости и цвета на каждом Ai, если [pic], - непрерывные функции. Если, в частности, цвет и яркость [pic] постоянны на Ai, i=1,...,N, то это верно и для всякого изображения [pic], если [pic] не зависит явно от [pic]. Для такого изображения примем следующее представление: [pic], (4) его черно-белый вариант [pic] (4*) на каждом Ai имеет постоянную яркость [pic], и цвет изображения (4) [pic] (4**) не меняется на Ai и равен [pic], i=1,...,N. Поскольку для реальных изображений должно быть выполнено условие физичности (2*), [pic], то форму изображения (4), имеющего на различных множествах Аi имеет несовпадающие яркости [pic] и различные цвета [pic], определим как выпуклый замкнутый в [pic]конус: [pic] [pic]. (4***) v(a), очевидно, содержится в n(N мерном линейном подпространстве [pic] [pic], (4****) которое назовем формой a(() в широком смысле. Форму в широком смысле любого изображения a((), у которого не обязательно различны яркости и цвета на различных подмножествах Ai ,i=1,...,N, определим как линейное подпространство [pic], натянутое не вектор-функции Fa((),F(F, где F - класс преобразований [pic], определенных как преобразования векторов a(x)(Fa(x) во всех точках x(X; здесь F - любое преобразование [pic]. Тот факт, что F означает как преобразование [pic], так и преобразование [pic], не должен вызывать недоразумения. Изображения из конуса(4***) имеют форму, которая не сложнее, чем форма a(() (4), поскольку некоторые из них могут иметь одно и то же значение яркости или(и) цвета на различных множествах Аi, i=1,…………..,N. Также множества оказываются, по существу, объединенными в одно, что и приводит к упрощению формы изображения, поскольку оно отражает меньше деталей формы изображенного объекта, чем изображение (4). Это замечание касается и L(a(()), если речь идет о форме в широком смысле. Лемма 3. Пусть {Аi} - измеримое разбиение X: [pic]. Изображение (3) имеет на каждом подмножестве Ai : ( постоянную яркость [pic] и цвет [pic] , если и только если выполняется равенство (4); ( постоянный цвет [pic], если и только если в (3) [pic]; ( постоянную яркость fi , i=1,...,N, если и только если в (3) [pic] не зависит от [pic], i=1,…...,N. Доказательство . На множестве Ai яркость и цвет изображения (3) равны соответственно[6] [pic] , [pic], i=1,.…..,N. Если выполнено равенство (4), то [pic] и [pic] от [pic] не зависят. Наоборот, если [pic] и [pic], то и [pic], т.е. выполняется (4). Если [pic] , то цвет [pic] не зависит от [pic] . Наоборот, пусть [pic] не зависит от [pic]. В силу линейной независимости [pic] координаты j(i)(x) не зависят от [pic] , т.е. [pic] и, следовательно, [pic] где [pic] - яркость на A i и [pic]. Последнее утверждение очевидно ( Цвет изображения определяется как электродинамическими свойствами поверхности изображенного объекта, так и спектральным составом облучающего электромагнитного излучения в том диапазоне, который используется для регистрации изображения. Речь идет о спектральном составе излучения, покидающего поверхность объекта и содержащего как рассеянное так и собственное излучения объекта. Поскольку спектральный состав падающего излучения, как правило, пространственно однороден, можно считать, что цвет изображения несет информацию о свойствах поверхности объекта, о ее форме, а яркость в значительной степени зависит и от условий “освещения”. Поэтому на практике в задачах морфологического анализа цветных изображений сцен важное значение имеет понятие формы изображения, имеющего постоянный цвет и произвольное распределение яркости в пределах заданных подмножеств Ai , i=1,...,N, поля зрения X. Итак, пусть в согласии с леммой 3 [pic] , (5) где, [pic] - индикаторная функция Ai, [pic], функция gi(Ч) задает распределение яркости [pic] (6) в пределах Ai при постоянном цвете [pic], i=1,...,N, (7) причем для изображения (5) цвета ((i), i=1,.…..,N, считаются попарно различными, а функции g(i), i=1,.…..,N, - удовлетворяющими условиям [pic] i=1,.…..,N. Нетрудно заметить, что в выражениях (5),(6) и (7) без потери общности можно принять условие нормировки [pic], позволяющее упростить выражения (6) и (7) для распределений яркости и цвета. С учетом нормировки распределение яркости на Ai задается функцией [pic] а цвет на Ai равен [pic] (7*) Форму изображения (5) определим как класс всех изображений [pic] (8) [pic], каждое из которых, как и изображение (5), имеет постоянный цвет в пределах каждого Ai, i=1,...,N. Форма таких изображений не сложнее, чем форма f(Ч) (5), поскольку в изображении [pic] на некоторых различных подмножествах Ai, i=1,...,N, могут совпадать значения цвета, которые непременрно различны в изображении f(Ч) (5). Совпадение цвета [pic] на различных подмножествах Ai, i=1,...,N ведет к упрощению формы изображения [pic] по сравнению с формой f(Ч) (5). Все изображения [pic], имеющие различный цвет на различных Ai, i=1,...,N, считаются изоморфными f(Ч) (и между собой), форма остальных не сложнее, чем форма f(Ч). Если [pic], то, очевидно, [pic]. Если в (8) яркость [pic], то цвет [pic] на Ai считается произвольным (постоянным), если же [pic] в точках некоторого подмножества [pic], то цвет [pic] на Ai считается равным цвету [pic] на [pic], i=1,...,N. Цвет изображения (8) может не совпадать с цветом (5). Если же по условию задачи все изображения [pic], форма которых не сложнее, чем форма [pic], должны иметь на Ai, i=1,...,N, тот же цвет, что и у [pic] то следует потребовать, чтобы [pic], в то время, как яркости [pic] остаются произвольными (если [pic], то цвет [pic] на Ai определяется равным цвету f(Ч) на Ai, i=1,...,N). |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|