реферат, рефераты скачать
 

Шпора: История музыки


Шпора: История музыки

Экспрессионизм в музыке сформировался в 1-м десятилетии 20 в.; ряд его

элементов проявился в последних произведениях Г. Малера ("Песнь о земле", 1908;

9-я, 1909 и неоконченной 10-я симфонии) и операх. Р. Штрауса ("Саломея", 1905;

"Электра", 1908). Однако В большей степени он связан с творчеством композиторов

т. н. новой венской школы - А. Шёнберга (глава школы), А. Берга и А. Веберна.

Шёнберг, начавший свой путь с произведений, близких позднему романтизму, пришёл

к отрицанию романтических идеалов, сменившихся у него настроениями безотчётной

тревоги, страха перед действительностью, пессимизмом и скепсисом. Представители

контрастным состояниям (крайняя степень возбуждения или душевная прострация и

безысходная угнетённость). Лишённая равновесия, обращенная по преимуществу к

сфере подсознательного, таящегося в глубинах человеческой психики,

экспрессионистская музыка чуждается определенных, ясно очерченных образов и

законченных форм. Композиторы этого направления выработали круг особых средств

музыкальной выразительности; они отказались от широкой напевной мелодики, ясных

тональных устоев; принцип атональности (см. Атональная музыка) способствовал

выражению зыбких душевных состояний и необъяснимого смутного беспокойства.

Многие произведения отличаются лаконизмом, давая лишь намёки на какой-либо

образ или душевное переживание (в цикле Веберна "5 пьес для оркестра", 1910,

некоторые части длятся менее 1 мин.), Необходимость единого

конструктивно-организующего начала, отвечающего общим принципам мышления

композиторов новой венской школы и новым типам образности, привела Шёнберга в

начале 20-х гг. к выработке оригинальной системы композиции, получившей

название додекафонии. Произведения, написанные в додекафонной технике, основаны

на различного рода повторениях т. н. серии (см. Серийная музыка), что

является, по мнению представителей этой школы, развитием принципов

формообразования музыки барокко и раннего классицизма, Один из ранних типичных

образцов Э. - монодрама Шёнберга "Ожидание" (1909); в ней господствует

состояние гнетущего тревожного предчувствия, разрешающегося взрывом отчаяния и

ужаса. Мир таинственных и страшных "ночных настроений" воплощён композитором в

мелодраме "Лунный Пьеро" (1912). В творчестве Шёнберга и др. представителей Э.

своеобразно преломлялись и социально-критические мотивы, особенно ярко

выраженные у Берга. Его опера "Воццек" (1921), замысел которой созрел в годы

1-й мировой войны, проникнута глубоким состраданием к социально обездоленным,

осуждением насилия и сытого самодовольства "власть имущих". Шёнберг создал

произведения, обличающие ужасы нацистского террора ("Ода Наполеону", 1942;

"Уцелевший из Варшавы", 1947). Однако эти сочинения лишены активного

утверждающего начала, ненависть и гнев сочетаются в них с пессимизмом и

обречённостью, Произведения Шёнберга, написанные после 2-й мировой войны, были

последними яркими проявлениями Э. как направления, В творчестве Веберна Э.

перерождается в иную стилистическую формацию, где господствует

абстрактно-рационалистическое конструктивное начало. Поэтому именно Веберн был

признан родоначальником послевоенного музыкального авангардизма.

Атональная музыка (греч. а — отрицательная частица; буквально —

внетональная музыка), понятие, относящееся к музыке, не имеющей тональной

организации звуков. Возникло в начале 1900-х гг. и было связано с творчеством

композиторов новой венской школы (А. Шёнберг, А. Берг, А. Веберн). Основной

признак А. м. — отсутствие объединяющего соотношения тонов с главным центром

лада — тоникой. Отсюда — аморфность музыкальной речи, распад структурных

функций гармонии, диссонантный уровень звучания и т.п. Отсутствие

ладо-гармонических ориентиров крайне затрудняет восприятие музыки, хотя

отдельным крупным композиторам порой удавалось создать впечатляющие атональные

сочинения. В этих произведениях использованы особо острые выразительные

средства темброво-ритмического порядка, напряжённые сценической ситуации и

поэтические тексты: монодрама «Ожидание» (1909) и сюита «Лунный Пьеро» (1912)

Шёнберга, опера «Воццек» Берга (1921) и др.

В 1922 Шёнберг изобрёл метод композиции «с 12 соотнесёнными лишь между собой

тонами» (получивший затем наименование додекафония), в задачу которого

входило внесение в анархию А. м. строгого порядка. А. м. лежит в основе

многих систем композиции, входящих в арсенал авангардизма. Эстетические

принципы А. м. тесно связаны с экспрессионизмом. Метод, приёмы и элементы А.

м. встречаются у композиторов различных направлений (Ч. Айве, Б. Бриттен, Б.

Барток, А. Онеггер и др.).

Венская классическая школа, направление в музыке, сложившееся в Вене во

2-й половине 18 - 1-й четверти 19 вв. Основоположники В. к. ш. - И. Гайдн и В.

А. Моцарт; высшие её достижения связаны с творчеством Л. Бетховена.

Художественный стиль классицизм (от лат. classicus - "образцовый")возник в

XVII столетий во Франции. Основываясь на представлениях о закономерности,

разумности мирового устройства, мастера этого стиля стремились к ясным и

строгим формам, гармоничным образцам, воплощению высоких нравственных

идеалов. Высшими, непревзойденными образцами художественного творчества они

считали произведения античного искусства, поэтому разрабатывали античные

сюжеты и образы. Классицизм во многом противостоял барокко с его

страстностью, изменчивостью, противоречивостью, утверждая свои принципы в

разных видах искусства, в том числе и в музыке.В опере XVIII в. классицизм

представлен произведениями Кристофа Виллибальда Глюка, создавшего новую

трактовку этого вида музыкальнодраматического искусства. Вершиной в развитии

музыкального классицизма стало творчество Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея

Моцарта и Людвига ван Бетховена, работавших преимущественно в Вене и

образовавших направление в музыкальной культуре второй половины XVIII -

начала XIX столетия - венскую классическую шкалу.Классицизм в музыке во

многом не похож на классицизм в литературе, театре или живописи. Б музыке

невозможно опираться на античные традиции - они почти неизвестны. Кроме того,

содержание музыкальных сочинений часто связано с миром чувств человека,

которые не поддаются жёсткому контролю разума. Однако композиторы венской

школы создали очень стройную и логичную систему правил построения

произведения. Благодаря такой системе самые сложные чувства облекались в

ясную и совершенную форму. Страдания и радости становились для композитора

предметом размышления, а не переживания. И если в других видах искусства

законы классицизма уже в начале XIX в. многим казались устаревшими, то в

музыке система жанров, форм и правил гармонии, разработанная венской школой,

сохраняет своё значение до сих пор.

КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД ГЛЮК(1714-1787)

С середины XVIII столетия на развитие европейской музыкальной культуры стал

оказывать влияние классицизм. Произведение искусства должно было создаваться

по строгим правилам и решать высокие нравственные проблемы. Итальянские

операсериа и операбуффа этим требованиям не отвечали. По явление оперы,

основанной на художественных принципах классицизма, связано с творчеством

КристофаВиллибальда Глюка.

Композитор родился в австрийском городке Эрасбах (недалеко от границы с

Чехией) в семье лесничего. Музыкальное образование он получил в Праге. пел в

церковном хоре, под руководством известных чешских музыкантов изучал теорию.

Позже, уже в Милане, Глюк по знакомился с итальянской музыкой. Здесь он брал

уроки у известного композитора и органиста Джованни Баттисты Саммартини

(около 1700-1775); именно Саммартини научил его блестяще владеть оркестром. В

Италии Глюк сочинил свои первые оперы (они были написаны в жанре оперысериа).

Во время пребывания в Лондоне (1745 г.) Глюк встретился с Генделем, и музыка

немецкого мастера произвела на него огромное впечатление. В составе оперной

труппы композитор посетил многие европейские города. Наконец в 1752 г. он

обосновался в Вене, а в 1754 г. получил место придворного композитора.К тому

времени Глюк был автором известных опер, имел опыт работы в театре, глубоко

знал итальянскую, французскую и немецкую оперные традиции. Постепенно

композитор пришёл к мысли, что оперу необходимо изменить. Первыми операми,

созданными по новым правилам, стали "Орфей и Эвридика" (1762 г.), "Альцеста"

(17б7 г.), "Парис и Елена" (1770 г.). Глюк написал их на тексты итальянского

поэта и драматурга Раньери да Кальцабиджи (1714-1795). Это был первый пример

сотрудничества автора музыки и либреттиста в процессе создания оперы. Прежде

композиторы писали музыку на уже готовые и отдельно изданные либретто.

Взгляды Глюка и Кальцабиджи на сюжет и развитие действия совпадали, что

сделало их творческий союз плодотворным.

Для опер Глюк выбирал, как правило, античные сюжеты, в которых воспевался

подвиг во имя любви и исполнения долга. Действующими лицами его произведений

являлись обобщённые символические фигуры, олицетворявшие нравственные понятия

- любовь, верность, само отверженность и т. д. В драматургии оперы ясно

выражена связь с традициями античного театра - количество персонажей

минимально, происходящее комментирует хор. Основное внимание композиторуделял

слову. Он стремился к тому, чтобы музыка точно выражала дух и настроение

поэтического текста. Важную роль в операх Глюка играют речитативы; они всегда

звучат под аккомпанемент оркестра (в отличие от секко - речитативов опезы-

сериа, которые сопровождались клавесином). Главная мелодическая линия

проводится в ариях; композитор отказался от виртуозных приёмов и украшений,

отвлекавших слушателей от содержания текста. Возросла роль оркестра - уже в

увертюре были обозначены основные идеи.Произведения композитора получили

признание в Вене, но полное понимание мастер надеялся найти в столице

Франции, и в 1773 г. он от правился в Париж. Для французской сцены Глюк

создал новые редакции "Орфея и Эвридики" и "Альцесты", написал такие оперы,

как "Ифигения в Авлиде" (1774 г.; по трагедии французского поэта и драматурга

Жана Расина) и "Ифигения в Тавриде" (1779 г.; по мотивам трагедии

древнегреческого драматурга Еврипида). Оперы Глюка, имевшие в Париже большой

успех, вызвали тем не менее ожесточённые споры. Общество разделилось на

сторонников Глюка и его яростных противников. Композитора поддержали писатели

и философы Дени Дидро, Жан Жак Руссо. Однако многие выступили против новшеств

- они отстаивали традиционные принципы французской оперы в духе Люлли и Рамо

и итальянской оперысериа. Противники Глюка даже вызвали в Париж в 1776 г.

известного итальянского композитора Никколо Пиччинни и добились постановки

его опер. Разгорелась так называемая "война глюкистов и пиччиннистов",

вызвавшая много споров в парижском обществе. В произведениях Глюка привлекали

ясность драматургического развития, цельность образов, классическая строгость

и выразительность музыки, естественность и красота мелодий, благородство

чувств героев. Творческие принципы композитора приобрели немало приверженцев,

но ни один из них не обладал таким же ярким дарованием, поэтому опыт венского

мастера можно считать уникальным и не имеющим прямого продолжения. Однако к

идее о ведущей роли поэтического текста обращались многие музы канты, в

частности немецкий компо зитор Рихард Вагнер.

Опера (итал. opera, буквально - сочинение, от лат. opera - труд, изделие,

произведение), жанр музыкально-драматического искусства. Литературная основа О.

(либретто) воплощается средствами музыкальной драматургии и в первую очередь в

формах вокальной музыки.

О. - синтетический жанр, объединяющий в едином театральном действии различные

виды искусств: драматургию, музыку, изобразительное искусство (декорации,

костюмы), хореографию (балет). Исторически сложились определённые формы

оперной музыки. При наличии некоторых общих закономерностей оперной

драматургии все её компоненты в зависимости от типов О. толкуются различно.

Разнообразны вокальные формы классической О. Характеры героев наиболее полно

раскрываются в сольных номерах (ария, ариозо, ариетта, каватина, монолог,

баллада,песня). Различные функции в О. имеет речитатив - музыкально-

интонационное и ритмическое воспроизведение человеческой речи. Нередко он

связывает (сюжетно и в музыкальном отношении) отдельные законченные номера;

часто является действенным фактором музыкальной драматургии. В некоторых

жанрах О.,преимущественно комедийных, вместо речитатива используется

разговорная речь, обычно - в диалогах. Сценическому диалогу, сцене

драматического спектакля в О. соответствует музыкальный ансамбль (дуэт, трио,

квартет, квинтет и т.д.), специфика которого даёт возможность создавать

конфликтные ситуации, показывать не только развитие действия, но и

столкновение характеров, идей. Поэтому ансамбли зачастую появляются в

кульминационных или заключительных моментах оперного действия. По-разному в

О. трактуется хор. Он может быть фоном, не связанным с основной сюжетной

линией; иногда своеобразным комментатором происходящего; его художественные

возможности позволяют показать монументальные картины народной жизни, выявить

взаимоотношения героя и масс (например, роль хора в народных музыкальных

драмах М.П. Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина"). В музыкальной

драматургии О. большая роль отведена оркестру, симфонические средства

выразительности служат более полному раскрытию образов. О. включает также

самостоятельные оркестровые эпизоды - увертюру, антракт (вступление к

отдельным актам). Ещё один компонент оперного спектакля - балет,

хореографические сцены, где пластические образы сочетаются с музыкальными.

История О. тесно связана с развитием культуры и истории человеческого

общества. Часто О. выступала в качестве своеобразного идеологического

форпоста музыкального искусства, отражая острые проблемы современности -

социального неравенства, борьбы за национальную независимость, патриотизма.

Истоки музыкального театра - в народных празднествах, игрищах. Уже в

древне-греческих дионисийских играх, греческой трагедии велика роль музыки.

Существенное место отводилось ей и в средне-вековых народных культовых

("священных") представлениях. Как самостоятельный жанр О. сформировалась на

рубеже 16-17 вв. За несколько веков её существования сложилось множество

национальных оперных школ, стилей, типов оперного произв. Во многих европейских

национальных культурах в соответствии с гуманистическими идеями эпохи

Возрождения вырабатывались принципы нового типа музыкально-драматического

спектакля. Эти искания ранее всего увенчались успехом в классической стране

Ренессанса - Италии. Группа философов, поэтов, музыкантов, художников (т. н.

"Флорентийская камерата", 1580) проповедовала возрождение античной трагедии.

Идеалом флорентийцев в музыке была простота, естественность высказывания;

музыку в своих спектаклях они подчинили поэзии. В этом духе были написаны

первые О. - "Дафна" (1597-98) и "Эвридика" (1600), музыка Я. Пери, текст О.

Ринуччини. Следующая веха в истории О. - "Орфей" К. Монтеверди (1607). Художник

огромного трагедийного дарования, он создал произведения, отличающиеся глубиной

драматического выражения, мастерской лепкой характеров.

Во Франции оперная школа сложилась несколько позже (2-я половина 17 в.). О.

её основоположника Ж. Б. Люлли ("Альцеста", 1674; "Армида", 1686) связаны с

классицистским театром Ж. Расина и П. Корнеля. Люлли создал классический тип

французской "лирической трагедии" (лирическая, т. е. музыкальная) -

гармонично построенной монументальной композиции нз 5 актов с прологом,

эпилогом-апофеозом и драматической кульминацией в конце 3-го акта; основой

вокальной музыки являлся мелодизированный речитатив. Традиции Люлли в

"лирической трагедии" продолжал Ж. Ф. Рамо.В 17 в. своеобразный оперный жанр

сложился в Испании (сарсуэла); в Англии О. связана с именем композитора Г.

Пёрселла ("Дидона и Эней", 1689). Первый немецкий оперный композитор - Г. Шюц

("Дафна", 1626). На рубеже 17-18 вв. в итальянской музыке большое значение

приобрела неаполитанская оперная школа во главе с А. Скарлатти,

основоположником нового типа О. - оперы-сериа (буквально - серьёзная О.).

Героической, мифологической тематике, её возвышенному содержанию

соответствовали эмоционально приподнятые арии, в которых певцы могли

демонстрировать виртуозное вокальное искусство. Постепенно литературно-

драматическое содержание стало лишь фоном для виртуозных арий солистов. С

оперой-сериа связано творчество Г. Ф. Генделя. Драматизм, мелодическое и

гармоническое богатство музыкального языка выделяют его произведения среди О.

этого типа ("Юлий Цезарь в Египте", "Тамерлан", обе 1724; "Роделинда", 1725,

и др.).

К середине 18 в. опера-сериа исчерпала свои художеств. возможности, она уже

не отвечала эстетическим потребностям времени. На смену пришло новое, более

демократическое искусство - комическая О. Наигранному пафосу отжившей

классицистской О. противопоставляется комедийная тематика, выспренным

статичным ариям - живая музыка. В разных странах сложились национальные

разновидности комической О. В Италии - опера-буффа, выросшая из интермедий

оперы-сериа и театральных комедий. Этот жанр утвердился в творчестве Дж. Б.

Перголези ("Служанка-госпожа", 1733) и окончательно сформировался в операх

Дж. Паизиелло ("Мельничиха", 1788) и Д. Чимарозы ("Тайный брак", 1792). В

Англии - балладная опера ("Опера нищего", обработка мелодий Дж. Пепуша,

1728). В Испании - тонадилья ("Мнимый слуга" В. Гарсиа, 1804). Во Франции -

комическая опера. В этом жанре писали Э. Дуни ("Влюблённый художник", 1757),

Ф. А. Филидор ("Садовник и его господин", 1761), А. Э. Гретри ("Ричард

Львиное сердце", 1789). В Австрии и Германии - зингшпиль ("Доктор и аптекарь"

К. Диттерсдорфа, 1786; "Лотхен при дворе" И. А. Хиллера, 1766).

Выдающееся значение имела деятельность крупнейших реформаторов оперного

искусства К. В. Глюка и В. А. Моцарта, отразивших в своём творчестве

передовые идеи Просвещения. Глюк создал героическую музыкальную трагедию, в

которой достиг органического единства всех музыкально-драматургических

средств выразительности ("Орфей и Эвридика", 1762; "Альцеста", 1767, и др.).

Моцарт, опираясь на достижения оперы-буффа и зингшпиля, дал высокие

реалистические образцы комедии ("Свадьба Фигаро", 1786), драмы ("Дон Жуан",

1787), философские сказки ("Волшебная флейта", 1791).

Первые русские оперные спектакли появились в 70-х гг. 18 в. Это были комедии

бытового плана ("Мельник - колдун, обманщик и сват" М. М. Соколовского, 1779;

"Санкт-петербургский гостиный двор", в новой редакции под названием "Как

поживёшь, так и прослывёшь" М. А. Матинского - В. А. Пашкевича, 1782; "Ямщики

на подставе" Е. И. Фомина, 1787). Русская опера с самого начала формировалась

как демократический жанр, основываясь на народной и бытовой музыке, в тесной

связи с литературой своего времени.

Откликом на Великую французскую революцию явились монументально-драматические

произведения агитационного плана ("Республиканская избранница, или Праздник

добродетели", первоначальное название - "Праздник Разума", Гретри, 1794) и

др. оперы героических жанров, в том числе "опера спасения" ("Лодоиска" Л.

Керубини, 1791; "Пещера" Ж.Ф. Лесюэра, 1793). Драматургия её (название

отражает специфическую сюжетную ситуацию, завершающуюся торжеством высоких

гуманистических идей, победой "добра") строилась на сопоставлении контрастных

образов и сцен. Выдающийся образец этого жанра в Германии - опера Л.

Бетховена "Фиделио" (1805, 3-я редакция 1814). Комическая О. продолжала

развиваться в творчестве Ф. Буальдьё ("Белая дама", 1825), Д. Ф. Обера ("Фра-

Дьяволо", 1830). Типические черты итальянской комической О. нашли блестящее

выражение в творчестве Дж. Россини ("Севильский цирюльник", 1816).

Начало и середина 19 в. связаны с утверждением романтизма в национальных

оперных школах. В Германии основоположником романтической О. был К. М. Вебер

("Вольный стрелок", 1820), в романтическом плане выдержаны ранние оперы Р.

Вагнера ("Риенци", 1840; "Летучий голландец", 1841). Во Франции романтический

стиль воплотился в творчестве Дж. Мейербера, с именем которого связано

развитие жанра т. н. большой оперы ("Роберт-Дьявол", 1830; "Гугеноты", 1835),

в Италии - В. Беллини ("Сомнамбула", "Норма", обе 1831), Г. Доницетти ("Лючия

ди Ламмермур", 1835), Дж. Верди в ранний период его деятельности

("Навуходоносор", 1841; "Ломбардцы в первом крестовом походе", 1842). Из рус.

О. эпохи романтизма выделяется "Аскольдова могила" А. Н. Верстовского (1835).

19 в. - время становления и расцвета русской О. Главой русской классической

О. был М. И. Глинка. Его О. - народно-патриотическая "Иван Сусанин" (1836) и

сказочно-эпическая "Руслан и Людмила" (1842) - ярчайшие образцы

реалистического оперного искусства. Первую в России социально-бытовую драму

создал А. С. Даргомыжский ("Русалка", 1855).

Эпоха 60-х гг. вызвала дальнейший подъём русской О., связанный с

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.