реферат, рефераты скачать
 

Шпора: Музыкальная педагогика (шпоры)


Шпора: Музыкальная педагогика (шпоры)

1.Муз.педагогика – предмет и задачи.

Педагогика –греч. «взрослый, ведущий мальчика.»

-наука и соответствующая её уч.дисц-на о содержании,

формах и методах воспитания, обучения, образавания.

Муз.пед.-это частьот общей пед-ки.

Предмет М.П. – различные стороны пед-ой, исполнительской, научной и

общественной деят-ти, связанной с муз.воспит, обучением и образованием.

Теория М.О. – муз.дидактика –это совокупность всех частных методик

обучения музыки и преподавания муз.дисциплин.

Понятие М.П. употребл и применяется широко:

1.В сфере массового м.в.. Осн его форма – ур.муз. в школе, где содержание

и методы обучения сост. пед. сис-му, а сред-вом воспит и предметом изучения

явл. музыка.

2. В сфере нач-го муз.образ., осущ-го в ДМШ, ДХС, школах иск-в. Предметом

м.п. здесь явл. спец. организ.

обуч.музыке., вкл-ая в себя игру на муз. инстр, хор.пение, кол-ое

музицирование, изуч.муз.грамоты., муз.лит-ры, целенапр.развитие слуха и

худ.вкуса.

3. В сфере проф-го обуч. – это сред и высшие муз.заведения. Здесь м.п.

имеет самые богатые традиции и научно обоснованные рекомендации и выводы. Формы

обуч. – как в п.2

4.М.П. – в науке.Выявляет и изуч. закономерности М.В. и обуч. И на их

основе разрабат пути и методы наиболее успешного решения задач М.О. На основе

богатого опыта преподавания музыки, накопленного за долгие годы – м.п. помогает

шир. кругу преподав-ей

в овладении пед.мастерством.

Задачи М.П.

1. Обогащать и системат-ть опыт лучших препод-ей и на этой основе

создавать и разрабатывать новые методы и ср-ва обуч. музыки.

2. Углубление пед.направленности М.О. Здесь необх.ответить на вопросы –

какими ЗУН-ми должен обладать музыкант-педагог. Дост-но ли ему хорошо владеть

техникой игры на своем инструм-те, обладать исполнит.маст-вом и знать

опред.число метод.приёмов.

М.П. – не только наука, но и иск-во, а иск-во неразрывно связано с тв-вом.

3. Мостоян.поиск наиболее рез-ных путей В. и О.

каждого отдел ученика. Поиск инд.приёмов обуч. д/б основан на понимании

общих законом-тей форми-ия и совер-ия муз.способностей, развития

испол.техники и воспит. худ.мышления.

4. Не только передать уч-ку свои знания,развить умен и навыки, но и

создать условия д/широкого, универс развития молодого муз-та –твор.личности.

Правильная диагностика способностей, оценка сил и возм-ей уч-ка, разнообразие

методов воздействия на него – все это опред. стратегию и тактику муз. пед-ой

деят-ти, логику муз-но образ-го процесса.

Вывод: Т.О. М.П. охватывает достаточно шир-ую область творч. и практич.

деят-ти., связанной с м.в и о.

Как наука – м.п.-есть часть музыкознания, поскольку её основу сост. знания о

музыке и муз.деят. В то же время она представл. Собой один из частных

разделов общ.пед-ки, рассматривающей вопросы м.о.

2.Обуч, как пед.процесс. Принцины дидактики в м.п.

В уз.смысле в пед.проц выдел-ся 2 специфич. стороны: обуч и воспит. В

реальной пед.деят-ти они всегда взаимосвязаны. Фундаментом пед.проц явл

закономерности В. и методологические посылки пед.деят-ти.

Закономерности Воспитания:

1.В личности происх в процессе включ.её в деят-ть.

2.В.л.-это стимулир активности формируемой личности обучаемого в организуемой

деят-ти.

3.В п-ссе в. д/ны сочетаться уважение к уч-ку с высокой требовательностью.

4.В пр-ссе в. следует выявлять полож.кач-ва уч-ся, на которые следует опираться.

5. В пед пр-ссе следует учитывать возрастные и индив особенности уч-ся.

6.В. д/но преимущ.осущ-ся в кол-ве и ч/з кол-в.

Методологич посылки пед.деят-ти.

1.В. как и др общ-ые явления носит соц-детерминированный х/р, т.е. оно

обуславливается потребностями общ-ва в подготовке подраст поколения к жизни,

отражает его развитие, нац. особенности.

2.Источники формир.личности нах-ся преимущ-но вне чел-ка, т.е в общ-ой

среде, которая прямо и опосредованно влияет на организацию пед.процесса.

Т.О. цель пед.процесса – удовлетворить потребность общ-ва а образовании и

воспитании.

Обуч., как пед.процесс предст.собой организацию и стимулирование активной и

целенаправл деят-ти уч-ся по овладению ЗУН-ми, развитию их муз.способностей,

мировоззрения.

Д/успешного О.и В. необх-мо претворять в жизнь важнейшие дидактич.принципы

муз.пед-ки.

«Дидактика» - (греч.) поучающий. – это научная дисциплина, исследующая

теоретч основы обуч.

Фундам. разработка дидактики прин Я.Коменскому, кот в работе «Великая

дидактика» определяет как «всеобщее иск-во учить всех всему»

Совр дидактика творчески переосмыслив многовековой пед.опыт создала опред

принципы, способств.лучшему усвоению знаний и умств. развитию уч-ся:

1.традиционные – системность и последовательность;

- сознательность усвоения знан уч;

- прочнось усвоени знаний;

- доступность;

- наглядность;

2.новые – принцип индив.подхода;

- принцип активности;

- проблемность;

- объединение в пр-ссе обуч –образов, В. и развития уч-ся.

- Обуч. д/но проводиться на сравнит высоком уровне трудности. (с 70гг)

Эти принципы общ пед-ки, в аспекте муз.обуч отражают свои особенности:

Сиситематич. и послед-ть обуч. – это то что связывает муз.пед-ку с

др.видами обучения, т.к. нельзя овладеть предметом, изучая его от случая к

случаю, нерегулярно. Согласно логике данного пр-та изуч.проводится регулярно,

посл-но и в сис-ме. Все это играет огромную роль в формир-нии ЗУН –ов,

развитии муз.способностей, эстетич и худ-го вкуса.

Этот принцип дидактики вкл. в себя такие треб-ия, как:

-связывание незнакомого мат-ла со знакомым;

-изложение о простого к сложному, от легкого к трудному, с раскрытием м/у

ними прич-следственных связей и с подведением к необх.обобщениям.

Особенностью муз.обуч. явл. необходимость в систем-их д/з. В ср.школе

–д/закрепления знаний, в ДМШ – д/формир-ия муз.образа и В. исполнит ср-в его

воплощения, что требует опять системы и длит тренир.

Здесь немаловажную роль играет точный выбор репертуара, с учетом индив уч-

ся, а также верно сбалансированное соотнош уч-пед-го и худ-го мат-ла.

Принцип сознател усвоения требует от ученика не подражания игре педегога

и бездумного тренажа (чем больше. тем лучше), а умения сам-но разобраться в

темпе, знаках, аппликатуре, штрихах, педали, позициях фактуре и содер-ии пр-ия.

Созн работа научает самост-ти мышления и интерпретации.(собств тв-ий подход)

Принцип прочного усвоения знаний – это накопл муз знаний, требующее

тщательной проработки пр-ия д/подготовки к выступлению (концерт, экзамен)., что

развивает память ученика, учит концентрации, собранности и умения испол-ть

накопленный опыт в новых условиях.

Пр. доступности обуч. связан с необх учитывать возрастные особен-ти уч-ся

(общеобраз). А в музыке доступность скорее связана с индив. особен-ми уч-ся, с

уровнем их одаренности, со способностью к усвоению.

Принц.наглядности в музыке 2вида: показ(иллюстрация) и объяснение.Цель

показа – создание представления о худ-ом образе – педагогич или исполнит

(худ-ое исполн ). Более эффективен –педагогич, т.к. сопровождается анализом

игровых приёмов и указанием способов овладения ими.

Индив-ый подход –в муз пед-ке ставится на 1место, т.к. связан с задачей

развития, присущих каждому уч-ку, черт, особенностей, сост-их творч-ую муз.

индивидуальность.Справиться с этой задачей в более широком объеме позволяют

занятия по специальности.

Творч подход к развитию индив-ти – одна из важнейших задач муз.пед-ки

Принцип активности – признание ведущей роли педагога в муз.развитии и

необход-ть активной деят-ти уч-ся на всех стадиях уч. процесса. ( длит сам-ый

тренаж, мыслит деят-ть и актив эмоц отношение к исполнению и обуч в целом)

Здесь преодоление заданий высокой трудности- репертуар+выполнение худ-ых и

технич-их требований педагога. Отсюда

Проблемный метод – постановка проблемы или исполнит задачи и поиск их

решения – совместно с педагогом или сам-но.

Осн дидактич принципы тесно связаны м/у собой, и получить оптм рез-т можно

только в творческом применении этих принципов, их синтезе и гибком подходе к

инд-ти уч-ся. Цель уч.процесса м/б достигнута различ путями, который себе

выстраивает каждый педагог сам-но. Деят-ть учителя не д/на превращаться в мех

процесс, а быть тв-ой. И также, педагог д/н идти в ногу со временем, учитывая

черты потребности каждого поколения .

Выбирая профессию педагога, посл-ий обязан помнить о том, что является неким

образцом в построении взаимоотношений с окружающими. Прежде всего это

внутренние уравновешенность и гармония. Личное настроение никаким образом не

д/но повлиять на уч.процесс. Учитель д/б терпеливым и доброжелательным во

взаимоотн. с уч-ками. Д/н уметь спокойно объяснить и помочь преодолеть все

трудности в овладении исполнит мастерством не только с одаренными детьми, но

и «в массовом муз.воспит»

3.Проблемы массового муз образ в Казахстане

Массовое М.О. – это не узкоспециальный вопрос муз пед-ки, а вопрос будущего

нации. Цель: М.О. в Каз-не д/но стать органич.элементом соврем казахс

культуры, развивающим интеллектуал и культ-ый потенциал ребенка,

воспитывающим в нем уважение и понимание культуры своего народа.

До недавнего времени весь имеющийся небогатый опыт в обл массового муз.обаз

носил эмпирический х/р и д/него хар-на ориентация на перенос тех или иных

конкретных методик из европ регионов, кот рождены в русле европ культуры и

ориентированы на В. субъекта этой культуры.

Муз.культура каз народа – явление специфическое, отличная от европ.культуры.

1.не сложились специализированные формы концертной музыки. Её звучание

совмещалось с др. формами соц-значимого общения. В исламском мире музыка-это

часть религиозной обрядности, светских форм общения ( празднества, ритуалы

гостеприимства, где серьезная, сложная музыка включ в застолье.)

2.специф сис-ма жанров. Тут не было театра, след-но тетрал муз(опер,

балетов), отсутствовала хоровая мыз. Высшим по сложности жанром явл не

симфония, как в европе, а макам, кот так же дает картину мира. В каз.муз свои

высшие концептуал жанры –кюй, Жыр, айтыс, лирич песни

3.Специф язык – основа его монодия ( а не мн-голосье)

4.Вост и европ муз познают мир разн способами:

евр – исследует мир со всей силой человеч рациональности и отражает в

интеллектуальных, рационально организованных композициях.

Вост- культивирует маетоды эмоционал, медитативного погружения в объекты мира.

5. Соотв-но различ культура слушания:

евр – момент рацион-го слежения за логикой композиционного прцесса.

Вост.-техника глубокого медитативного погружения, вплоть до транса, в эмоц

состояние, освобожд психику от давящего диктата разума.

Массовое муз образ в Каз-не, к сожалению, предполагает воспитание слушателей

идеальной музыки, т.к считает, недостижимым воспитание чел-ка, способного

воспринимать богатство всей мировой музыки. И мас М.О. в Каз-не сводится к

овладению нац.муз. традциями, «генетически заложенными в программе его

восприятия» ?Как же быть остал нац-ям»???

В настоящее время гос-вом признана ценность родного языка и образования на

нем. В отношении музыки аналогичная работа ещё предстоит.

Муз. язык этноса такая же реальность,как и вербальный язык. Он своеобразен,

системно организован и требует д/своего освоения опр сис-мы передачи.

Считается, что В. детей на нац-ой музыке даёт им возможность освоить родной

муз.язык.

Сис-ма дет. эстетич воспитания Раимбергеновых

-домбрист Абдулхамит Р., музыковед Сайра Р.

Их сис-ма исп-ся в неск-их гг РК, издана Мин.образ в виде программы. Так же

как и сис-мы Орфа, Бартока –основаны на нац. культуре. За основу взята игра

на домбре –носителе нац.традиции. Домбровые кюи-это концентрация всех

богатств каз.культуры. Они сопровожд мифами, легендами историч преданиями.

Вместе с игрой на домбре в души детей входит родная история, поэтич фольклор,

судьбы нар.музык-ов и богатство род.языка. здесь же дети изуч. и осваивают

каз.орнамент и танцы. В рез-те апробации этой сис-мы она всегда давала

удив.рез-т. Приобщение детей к миру своих нац.традиций стимулирует столь

мощное развитие твор-их способностей, что рез-т комплексных уроков

сказывается на всех остал предметах.

Как известно TV-занимает 1место в ряду СМИ, поэтому здесь стали показывать ту

часть прог-мы Р-ых, кот посвящена игре на домбре. Эффект-ость оказалась

высокой, и дети, за два года обуч по TV научились уверенно играть кюи.

Человечество, создало фольклор, живущий в устной передаче, и не только

фольклор, как известно все виды танцев, начиная с нар-го и заканчивая

балетом, все виды изобр. иск-в – от наскального рисунка до фресок, скульптур,

икон. Так у казахов душой музыки явл – импровизация, когда музыкант,

исполняя пр-ие вносит закономерные изменения, обусловленные конкр. Ситуацией

муз. общения. В В. и в Обуч. муз-импровизатора – нотная грамота явл

препятствием. Домбристы сызмальства, обуч нотам не умеют не импровиз, ни

сочинять. Сис-ма уст.обуч музыкантов, созданная прдками, вырастила таких

творцов, как Курмангазы, Даулеткерей, Биржан –Сая и массу др.акынов –

импровизаторов, жырау. Р-вы создали сис-му обучения , базирующуюся на традиц

безнотной основе с внесением в неё многого нового, сответс-го новому времени,

соц-ым условиям, рационализированному менталитету, мироощущению, технич.сред-

вам массовой информации, представляемым нашей научно-технич эрой.

В каз сис-ме муз образ сложилась противореч ситуация –когда народники-казахи

изучают европейскую теорию. В 1991г была издана программа по метод разработке

Аманова теоретич курса д/народников отражающего особенности каз муз мышления.

Дисциплину наз Этносольфеджио.Она дают понимание грамматики кюя, по з-нам

которой уч-ся могут сам-но импров-ать, раскрывать композит способности,

побуждая к сочинению собств кюев.

В рез-те прохождения курса студенты д/ны уметь:

-точно воспроизводить на инстр любой раздел кюя;

-импровиз кюй на заданную тему, импров в стиле различ кюйши;

-Дать целостный анализ на слух и по нотам образцов инструм музыки каз традиции;

-Записать диктанты со сложной штриховой техникой, с разнообразной фактурой,

относящиеся к различным домбровым стилям;

-нотировать кюи токпе и шертпе;

-сочинить свой кюй.

4.Профессионально – значимые (приоритетные) качества учителя музыки. Критерии

профессиональной компетентности.

Урок музыки- как урок иск-ва совершенно особенный. Необ-ые муз-ые, педаг-ие и

др. рода ЗУНи здесь, конечно, нужны. Но этого недостаточно. Нужно значительно

больше, что делает учителя Личностью, способной увлечь учеников музыкой,

вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять её, стремиться к общению

с высоким иск-вом, сам-но его познавать.

Какими же качествами д/н обладать учитель? Мы знаем, что цель М.О.-

становление муз.культуры шк-ов, как важной и необход части всей духовной

культуры. А отсюда следует, что учитель сам д/б прежде всего:

-Человеком высокой духовной культуры;

-Интеллигентным;

велико значение мировоззрения учителя;

-Музыкальным – это основа. пронизывающая собой все другие проф.качества,

и окрашивающая их глубоким духовным отношением к музыке. Учитель д/н обладать

совокупностью муз способностей, потребностью увлечь другого. Д/б способным

помочь ребенку почувствовать себя музыкантом.

- Любовь к детям, эмпатия (способность к сопереживанию, сочувствию),что

определяет его терпимость и мудрость, способность рассматривать тот или иной

поступок, процесс В. обуч и развития в определенной перспективе., умение

выделить все то хорошее, что внем есть. Специфика этого кач-ва в муз пед-ке в

том, что все эти стратегич и тактич задачи решаются учителем с пом музыки и

любви к детям. Именно на этой основе учитель музыки способен развивать в уч-ся

творч способности, фантазию и интуицию, пробуждать в ребенке более глубокое

восприятие мира и осознание себя личностью.

Чай-ий: « я всеми силами души хотел бы, чтобы моя музыка служила людям опрой

и утешением»

Музыка способна раскрыть самые тонкие чув-ва и образы, и иск-во уч-ля сост в

том, чтобы помочь детям душевно откликнуться на них.

-Проф-ое мышление и самосознание—специфика закл в сплаве худ-го и

педаг-го аспектов.Здесь в основе проф подг уч музыки лежит осмысление

конструктивн-логической организации звукового мат-ла в единстве со способностью

чувственно воспринимать выразит. смысл музык. интонации. Об этом в нач 20в

говорили Яворский и Асафьев, в последствии Кабалевский.

Сущность пед мышления закл в проектировании, осуществлении и анализе муз-

образоват процесса. В силу неповторимости уч-ся деят-ть уч музыки , его

пед.мышление носят ярко выраженный творч. х/р как в построении урока в целом,

так и в конкретной ситуации. При этом учитель вносит свои собств идеи,

определяет личностное видение проблемы, оригинал способы решения поставленных

задач., исходя из возможностей конкретного класса, уровня их

подготовленности.

-проф самосознание – У.М. проявляется в способности анализа собственной

конструктивной, исполнит, коммуникативной, организаторской, исслед-ой работы, а

также анализа муз. развития своих уч-ов. Т.О: 1.учитель может выявить насколько

его проф опыт богат и отвечает необх.требованиям и наметить пути проф-го

саморазвития.

2. У.М. определяет рез-ты уч-ся, их продвижения и выявляет насколько

эффективен процесс М.О., его путь.

Муз-педагогическая интуиция –это непосредственное решение задач без

предварит логического профес.анализа. Проявляется в ситуациях муз-го плана и

пед-го.(игровые моменты, шутка, переключ внимания, отход от плана урока)

Артистизм – проявл в исполнении, в коммуникативной и организаторской

деят-ти. (уметь увлечь детей, заразить их желанием и волей к разучиванию,

исполнению, сочинению)

Личностная проф. позиция –умение обосновать своё видение сущности,

организации и проведения процесса М.О. Эта позиция складывается в выборе

уч.программы. в расстановке акцентов в решении муз-образовательных задач и

реализации тех или иных муз-педагогич принципов. Л.П.П. зависит отпроф муз и

пед подготовки учителя, от проф-ых притязаний и амбиций.

Методологическая культура – методология это методы исследования. Учитель

д/н не только обучать и воспитывать детей, но и наблюдать за ними, за процессом

их муз.развития. Учитель муз делает это как созн-но, так и бессзнательно.

Изучение методологии педагогики М.О. способствует совершенствует всех

приоритетных качеств личности музыки, о которых шла речь.

5.Становление и развитие муз-пед-го знания в истории образования.

Формирование муз.педагогики, как науки началось ещё в сред.века, но особенно

активное становление её началось с 60х гг 19в. это было вызвано ростом

общественного движения, распр-ия передовых идей иск-ва и воспитания. Муз.иск-

во и его воспит-образоват возможности стали привлекать к себе все большее

внимание многих педагогв, музыкантов, общ-ых деятелей.

В уч заведениях дореволюционной России музыка ценилась, как ср-во

нравственно-религиозного В. Поэтому в народ школах В. и О. ограничивалось

церковным пением. Д\богатых слоев – широко исп-ась и светская музыка. Их

обучали вокалу, игре на муз.инструм., участие в светском и духовном хоровом

пении, в ансамблях.

В нар школах методика Карасёва. Освоение по одному звуку лада (пели всеми

длительностями, молитвы, песнопение, прибаутки.) Добивался чистоты и

прочности усвоения мат-ла, отсутствие тв-го начала.

Большое влияние на развитие муз-просветит идей оказали идеи русских рев-

демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Они уделяли ис-ву особое

внимание, как ср-ву В. личности, форм-ия её мировоззрения, нравств. облика.

Эти идеи вдохновляли многих муз-педагогв, кот стремились сделать музыку

доступной д/широких нар. масс.

В 1862г в Петербурге Ломакин и Балакирев основали 1 в россии БМШ – где

получали М.О. дети неимущих. Затем стали появл муз.классы в др городах

Большое распр получила цифровая сис-ма -до-1, ре-2 и.т.д..Карасёв

предложил буквенную – гл звук на ступ. Сис-ма подвижного «До» -1ступень любой

тонал –до, а все последующие соотв-но – ре, ми. + ручное обознач

Все эти упрощ си-мы примен только в нар шк и не способствовали приобщению

детей к наст муз ис-ву. Поэтому прогрессивные деят-ли выступали против таких

сис-м.

На развитие муз пед-ки в конце 19-20вв большое влияние оказала деят-ть изв

пед-муз-ов Зарина и Маслова. На основе своего пед.опыта они доказали, что нет

бездарных и неспособных детей, что муз способности развиваются у всех детей,

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.