| |||||
МЕНЮ
| Шпора: Музыкальная педагогика (шпоры)Шпора: Музыкальная педагогика (шпоры)1.Муз.педагогика – предмет и задачи.
Педагогика –греч. «взрослый, ведущий мальчика.»-наука и соответствующая её уч.дисц-на о содержании, формах и методах воспитания, обучения, образавания. Муз.пед.-это частьот общей пед-ки. Предмет М.П. – различные стороны пед-ой, исполнительской, научной и общественной деят-ти, связанной с муз.воспит, обучением и образованием. Теория М.О. – муз.дидактика –это совокупность всех частных методик обучения музыки и преподавания муз.дисциплин. Понятие М.П. употребл и применяется широко: 1.В сфере массового м.в.. Осн его форма – ур.муз. в школе, где содержание и методы обучения сост. пед. сис-му, а сред-вом воспит и предметом изучения явл. музыка. 2. В сфере нач-го муз.образ., осущ-го в ДМШ, ДХС, школах иск-в. Предметом м.п. здесь явл. спец. организ. обуч.музыке., вкл-ая в себя игру на муз. инстр, хор.пение, кол-ое музицирование, изуч.муз.грамоты., муз.лит-ры, целенапр.развитие слуха и худ.вкуса. 3. В сфере проф-го обуч. – это сред и высшие муз.заведения. Здесь м.п. имеет самые богатые традиции и научно обоснованные рекомендации и выводы. Формы обуч. – как в п.2 4.М.П. – в науке.Выявляет и изуч. закономерности М.В. и обуч. И на их основе разрабат пути и методы наиболее успешного решения задач М.О. На основе богатого опыта преподавания музыки, накопленного за долгие годы – м.п. помогает шир. кругу преподав-ей в овладении пед.мастерством. Задачи М.П. 1. Обогащать и системат-ть опыт лучших препод-ей и на этой основе создавать и разрабатывать новые методы и ср-ва обуч. музыки. 2. Углубление пед.направленности М.О. Здесь необх.ответить на вопросы – какими ЗУН-ми должен обладать музыкант-педагог. Дост-но ли ему хорошо владеть техникой игры на своем инструм-те, обладать исполнит.маст-вом и знать опред.число метод.приёмов. М.П. – не только наука, но и иск-во, а иск-во неразрывно связано с тв-вом. 3. Мостоян.поиск наиболее рез-ных путей В. и О. каждого отдел ученика. Поиск инд.приёмов обуч. д/б основан на понимании общих законом-тей форми-ия и совер-ия муз.способностей, развития испол.техники и воспит. худ.мышления. 4. Не только передать уч-ку свои знания,развить умен и навыки, но и создать условия д/широкого, универс развития молодого муз-та –твор.личности. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возм-ей уч-ка, разнообразие методов воздействия на него – все это опред. стратегию и тактику муз. пед-ой деят-ти, логику муз-но образ-го процесса. Вывод: Т.О. М.П. охватывает достаточно шир-ую область творч. и практич. деят-ти., связанной с м.в и о. Как наука – м.п.-есть часть музыкознания, поскольку её основу сост. знания о музыке и муз.деят. В то же время она представл. Собой один из частных разделов общ.пед-ки, рассматривающей вопросы м.о. 2.Обуч, как пед.процесс. Принцины дидактики в м.п. В уз.смысле в пед.проц выдел-ся 2 специфич. стороны: обуч и воспит. В реальной пед.деят-ти они всегда взаимосвязаны. Фундаментом пед.проц явл закономерности В. и методологические посылки пед.деят-ти. Закономерности Воспитания: 1.В личности происх в процессе включ.её в деят-ть. 2.В.л.-это стимулир активности формируемой личности обучаемого в организуемой деят-ти. 3.В п-ссе в. д/ны сочетаться уважение к уч-ку с высокой требовательностью. 4.В пр-ссе в. следует выявлять полож.кач-ва уч-ся, на которые следует опираться. 5. В пед пр-ссе следует учитывать возрастные и индив особенности уч-ся. 6.В. д/но преимущ.осущ-ся в кол-ве и ч/з кол-в. Методологич посылки пед.деят-ти. 1.В. как и др общ-ые явления носит соц-детерминированный х/р, т.е. оно обуславливается потребностями общ-ва в подготовке подраст поколения к жизни, отражает его развитие, нац. особенности. 2.Источники формир.личности нах-ся преимущ-но вне чел-ка, т.е в общ-ой среде, которая прямо и опосредованно влияет на организацию пед.процесса. Т.О. цель пед.процесса – удовлетворить потребность общ-ва а образовании и воспитании. Обуч., как пед.процесс предст.собой организацию и стимулирование активной и целенаправл деят-ти уч-ся по овладению ЗУН-ми, развитию их муз.способностей, мировоззрения. Д/успешного О.и В. необх-мо претворять в жизнь важнейшие дидактич.принципы муз.пед-ки. «Дидактика» - (греч.) поучающий. – это научная дисциплина, исследующая теоретч основы обуч. Фундам. разработка дидактики прин Я.Коменскому, кот в работе «Великая дидактика» определяет как «всеобщее иск-во учить всех всему» Совр дидактика творчески переосмыслив многовековой пед.опыт создала опред принципы, способств.лучшему усвоению знаний и умств. развитию уч-ся: 1.традиционные – системность и последовательность; - сознательность усвоения знан уч; - прочнось усвоени знаний; - доступность; - наглядность; 2.новые – принцип индив.подхода; - принцип активности; - проблемность; - объединение в пр-ссе обуч –образов, В. и развития уч-ся. - Обуч. д/но проводиться на сравнит высоком уровне трудности. (с 70гг) Эти принципы общ пед-ки, в аспекте муз.обуч отражают свои особенности: Сиситематич. и послед-ть обуч. – это то что связывает муз.пед-ку с др.видами обучения, т.к. нельзя овладеть предметом, изучая его от случая к случаю, нерегулярно. Согласно логике данного пр-та изуч.проводится регулярно, посл-но и в сис-ме. Все это играет огромную роль в формир-нии ЗУН –ов, развитии муз.способностей, эстетич и худ-го вкуса. Этот принцип дидактики вкл. в себя такие треб-ия, как: -связывание незнакомого мат-ла со знакомым; -изложение о простого к сложному, от легкого к трудному, с раскрытием м/у ними прич-следственных связей и с подведением к необх.обобщениям. Особенностью муз.обуч. явл. необходимость в систем-их д/з. В ср.школе –д/закрепления знаний, в ДМШ – д/формир-ия муз.образа и В. исполнит ср-в его воплощения, что требует опять системы и длит тренир. Здесь немаловажную роль играет точный выбор репертуара, с учетом индив уч- ся, а также верно сбалансированное соотнош уч-пед-го и худ-го мат-ла. Принцип сознател усвоения требует от ученика не подражания игре педегога и бездумного тренажа (чем больше. тем лучше), а умения сам-но разобраться в темпе, знаках, аппликатуре, штрихах, педали, позициях фактуре и содер-ии пр-ия. Созн работа научает самост-ти мышления и интерпретации.(собств тв-ий подход) Принцип прочного усвоения знаний – это накопл муз знаний, требующее тщательной проработки пр-ия д/подготовки к выступлению (концерт, экзамен)., что развивает память ученика, учит концентрации, собранности и умения испол-ть накопленный опыт в новых условиях. Пр. доступности обуч. связан с необх учитывать возрастные особен-ти уч-ся (общеобраз). А в музыке доступность скорее связана с индив. особен-ми уч-ся, с уровнем их одаренности, со способностью к усвоению. Принц.наглядности в музыке 2вида: показ(иллюстрация) и объяснение.Цель показа – создание представления о худ-ом образе – педагогич или исполнит (худ-ое исполн ). Более эффективен –педагогич, т.к. сопровождается анализом игровых приёмов и указанием способов овладения ими. Индив-ый подход –в муз пед-ке ставится на 1место, т.к. связан с задачей развития, присущих каждому уч-ку, черт, особенностей, сост-их творч-ую муз. индивидуальность.Справиться с этой задачей в более широком объеме позволяют занятия по специальности. Творч подход к развитию индив-ти – одна из важнейших задач муз.пед-ки Принцип активности – признание ведущей роли педагога в муз.развитии и необход-ть активной деят-ти уч-ся на всех стадиях уч. процесса. ( длит сам-ый тренаж, мыслит деят-ть и актив эмоц отношение к исполнению и обуч в целом) Здесь преодоление заданий высокой трудности- репертуар+выполнение худ-ых и технич-их требований педагога. Отсюда Проблемный метод – постановка проблемы или исполнит задачи и поиск их решения – совместно с педагогом или сам-но. Осн дидактич принципы тесно связаны м/у собой, и получить оптм рез-т можно только в творческом применении этих принципов, их синтезе и гибком подходе к инд-ти уч-ся. Цель уч.процесса м/б достигнута различ путями, который себе выстраивает каждый педагог сам-но. Деят-ть учителя не д/на превращаться в мех процесс, а быть тв-ой. И также, педагог д/н идти в ногу со временем, учитывая черты потребности каждого поколения . Выбирая профессию педагога, посл-ий обязан помнить о том, что является неким образцом в построении взаимоотношений с окружающими. Прежде всего это внутренние уравновешенность и гармония. Личное настроение никаким образом не д/но повлиять на уч.процесс. Учитель д/б терпеливым и доброжелательным во взаимоотн. с уч-ками. Д/н уметь спокойно объяснить и помочь преодолеть все трудности в овладении исполнит мастерством не только с одаренными детьми, но и «в массовом муз.воспит»
3.Проблемы массового муз образ в КазахстанеМассовое М.О. – это не узкоспециальный вопрос муз пед-ки, а вопрос будущего нации. Цель: М.О. в Каз-не д/но стать органич.элементом соврем казахс культуры, развивающим интеллектуал и культ-ый потенциал ребенка, воспитывающим в нем уважение и понимание культуры своего народа. До недавнего времени весь имеющийся небогатый опыт в обл массового муз.обаз носил эмпирический х/р и д/него хар-на ориентация на перенос тех или иных конкретных методик из европ регионов, кот рождены в русле европ культуры и ориентированы на В. субъекта этой культуры. Муз.культура каз народа – явление специфическое, отличная от европ.культуры. 1.не сложились специализированные формы концертной музыки. Её звучание совмещалось с др. формами соц-значимого общения. В исламском мире музыка-это часть религиозной обрядности, светских форм общения ( празднества, ритуалы гостеприимства, где серьезная, сложная музыка включ в застолье.) 2.специф сис-ма жанров. Тут не было театра, след-но тетрал муз(опер, балетов), отсутствовала хоровая мыз. Высшим по сложности жанром явл не симфония, как в европе, а макам, кот так же дает картину мира. В каз.муз свои высшие концептуал жанры –кюй, Жыр, айтыс, лирич песни 3.Специф язык – основа его монодия ( а не мн-голосье) 4.Вост и европ муз познают мир разн способами: евр – исследует мир со всей силой человеч рациональности и отражает в интеллектуальных, рационально организованных композициях. Вост- культивирует маетоды эмоционал, медитативного погружения в объекты мира. 5. Соотв-но различ культура слушания: евр – момент рацион-го слежения за логикой композиционного прцесса. Вост.-техника глубокого медитативного погружения, вплоть до транса, в эмоц состояние, освобожд психику от давящего диктата разума. Массовое муз образ в Каз-не, к сожалению, предполагает воспитание слушателей идеальной музыки, т.к считает, недостижимым воспитание чел-ка, способного воспринимать богатство всей мировой музыки. И мас М.О. в Каз-не сводится к овладению нац.муз. традциями, «генетически заложенными в программе его восприятия» ?Как же быть остал нац-ям»??? В настоящее время гос-вом признана ценность родного языка и образования на нем. В отношении музыки аналогичная работа ещё предстоит. Муз. язык этноса такая же реальность,как и вербальный язык. Он своеобразен, системно организован и требует д/своего освоения опр сис-мы передачи. Считается, что В. детей на нац-ой музыке даёт им возможность освоить родной муз.язык.
Сис-ма дет. эстетич воспитания Раимбергеновых-домбрист Абдулхамит Р., музыковед Сайра Р. Их сис-ма исп-ся в неск-их гг РК, издана Мин.образ в виде программы. Так же как и сис-мы Орфа, Бартока –основаны на нац. культуре. За основу взята игра на домбре –носителе нац.традиции. Домбровые кюи-это концентрация всех богатств каз.культуры. Они сопровожд мифами, легендами историч преданиями. Вместе с игрой на домбре в души детей входит родная история, поэтич фольклор, судьбы нар.музык-ов и богатство род.языка. здесь же дети изуч. и осваивают каз.орнамент и танцы. В рез-те апробации этой сис-мы она всегда давала удив.рез-т. Приобщение детей к миру своих нац.традиций стимулирует столь мощное развитие твор-их способностей, что рез-т комплексных уроков сказывается на всех остал предметах. Как известно TV-занимает 1место в ряду СМИ, поэтому здесь стали показывать ту часть прог-мы Р-ых, кот посвящена игре на домбре. Эффект-ость оказалась высокой, и дети, за два года обуч по TV научились уверенно играть кюи. Человечество, создало фольклор, живущий в устной передаче, и не только фольклор, как известно все виды танцев, начиная с нар-го и заканчивая балетом, все виды изобр. иск-в – от наскального рисунка до фресок, скульптур, икон. Так у казахов душой музыки явл – импровизация, когда музыкант, исполняя пр-ие вносит закономерные изменения, обусловленные конкр. Ситуацией муз. общения. В В. и в Обуч. муз-импровизатора – нотная грамота явл препятствием. Домбристы сызмальства, обуч нотам не умеют не импровиз, ни сочинять. Сис-ма уст.обуч музыкантов, созданная прдками, вырастила таких творцов, как Курмангазы, Даулеткерей, Биржан –Сая и массу др.акынов – импровизаторов, жырау. Р-вы создали сис-му обучения , базирующуюся на традиц безнотной основе с внесением в неё многого нового, сответс-го новому времени, соц-ым условиям, рационализированному менталитету, мироощущению, технич.сред- вам массовой информации, представляемым нашей научно-технич эрой. В каз сис-ме муз образ сложилась противореч ситуация –когда народники-казахи изучают европейскую теорию. В 1991г была издана программа по метод разработке Аманова теоретич курса д/народников отражающего особенности каз муз мышления. Дисциплину наз Этносольфеджио.Она дают понимание грамматики кюя, по з-нам которой уч-ся могут сам-но импров-ать, раскрывать композит способности, побуждая к сочинению собств кюев. В рез-те прохождения курса студенты д/ны уметь: -точно воспроизводить на инстр любой раздел кюя; -импровиз кюй на заданную тему, импров в стиле различ кюйши; -Дать целостный анализ на слух и по нотам образцов инструм музыки каз традиции; -Записать диктанты со сложной штриховой техникой, с разнообразной фактурой, относящиеся к различным домбровым стилям; -нотировать кюи токпе и шертпе; -сочинить свой кюй. 4.Профессионально – значимые (приоритетные) качества учителя музыки. Критерии профессиональной компетентности. Урок музыки- как урок иск-ва совершенно особенный. Необ-ые муз-ые, педаг-ие и др. рода ЗУНи здесь, конечно, нужны. Но этого недостаточно. Нужно значительно больше, что делает учителя Личностью, способной увлечь учеников музыкой, вызвать желание с удовольствием слушать и исполнять её, стремиться к общению с высоким иск-вом, сам-но его познавать. Какими же качествами д/н обладать учитель? Мы знаем, что цель М.О.- становление муз.культуры шк-ов, как важной и необход части всей духовной культуры. А отсюда следует, что учитель сам д/б прежде всего: -Человеком высокой духовной культуры; -Интеллигентным; велико значение мировоззрения учителя; -Музыкальным – это основа. пронизывающая собой все другие проф.качества, и окрашивающая их глубоким духовным отношением к музыке. Учитель д/н обладать совокупностью муз способностей, потребностью увлечь другого. Д/б способным помочь ребенку почувствовать себя музыкантом. - Любовь к детям, эмпатия (способность к сопереживанию, сочувствию),что определяет его терпимость и мудрость, способность рассматривать тот или иной поступок, процесс В. обуч и развития в определенной перспективе., умение выделить все то хорошее, что внем есть. Специфика этого кач-ва в муз пед-ке в том, что все эти стратегич и тактич задачи решаются учителем с пом музыки и любви к детям. Именно на этой основе учитель музыки способен развивать в уч-ся творч способности, фантазию и интуицию, пробуждать в ребенке более глубокое восприятие мира и осознание себя личностью. Чай-ий: « я всеми силами души хотел бы, чтобы моя музыка служила людям опрой и утешением» Музыка способна раскрыть самые тонкие чув-ва и образы, и иск-во уч-ля сост в том, чтобы помочь детям душевно откликнуться на них. -Проф-ое мышление и самосознание—специфика закл в сплаве худ-го и педаг-го аспектов.Здесь в основе проф подг уч музыки лежит осмысление конструктивн-логической организации звукового мат-ла в единстве со способностью чувственно воспринимать выразит. смысл музык. интонации. Об этом в нач 20в говорили Яворский и Асафьев, в последствии Кабалевский. Сущность пед мышления закл в проектировании, осуществлении и анализе муз- образоват процесса. В силу неповторимости уч-ся деят-ть уч музыки , его пед.мышление носят ярко выраженный творч. х/р как в построении урока в целом, так и в конкретной ситуации. При этом учитель вносит свои собств идеи, определяет личностное видение проблемы, оригинал способы решения поставленных задач., исходя из возможностей конкретного класса, уровня их подготовленности. -проф самосознание – У.М. проявляется в способности анализа собственной конструктивной, исполнит, коммуникативной, организаторской, исслед-ой работы, а также анализа муз. развития своих уч-ов. Т.О: 1.учитель может выявить насколько его проф опыт богат и отвечает необх.требованиям и наметить пути проф-го саморазвития. 2. У.М. определяет рез-ты уч-ся, их продвижения и выявляет насколько эффективен процесс М.О., его путь. Муз-педагогическая интуиция –это непосредственное решение задач без предварит логического профес.анализа. Проявляется в ситуациях муз-го плана и пед-го.(игровые моменты, шутка, переключ внимания, отход от плана урока) Артистизм – проявл в исполнении, в коммуникативной и организаторской деят-ти. (уметь увлечь детей, заразить их желанием и волей к разучиванию, исполнению, сочинению) Личностная проф. позиция –умение обосновать своё видение сущности, организации и проведения процесса М.О. Эта позиция складывается в выборе уч.программы. в расстановке акцентов в решении муз-образовательных задач и реализации тех или иных муз-педагогич принципов. Л.П.П. зависит отпроф муз и пед подготовки учителя, от проф-ых притязаний и амбиций. Методологическая культура – методология это методы исследования. Учитель д/н не только обучать и воспитывать детей, но и наблюдать за ними, за процессом их муз.развития. Учитель муз делает это как созн-но, так и бессзнательно. Изучение методологии педагогики М.О. способствует совершенствует всех приоритетных качеств личности музыки, о которых шла речь. 5.Становление и развитие муз-пед-го знания в истории образования. Формирование муз.педагогики, как науки началось ещё в сред.века, но особенно активное становление её началось с 60х гг 19в. это было вызвано ростом общественного движения, распр-ия передовых идей иск-ва и воспитания. Муз.иск- во и его воспит-образоват возможности стали привлекать к себе все большее внимание многих педагогв, музыкантов, общ-ых деятелей. В уч заведениях дореволюционной России музыка ценилась, как ср-во нравственно-религиозного В. Поэтому в народ школах В. и О. ограничивалось церковным пением. Д\богатых слоев – широко исп-ась и светская музыка. Их обучали вокалу, игре на муз.инструм., участие в светском и духовном хоровом пении, в ансамблях. В нар школах методика Карасёва. Освоение по одному звуку лада (пели всеми длительностями, молитвы, песнопение, прибаутки.) Добивался чистоты и прочности усвоения мат-ла, отсутствие тв-го начала. Большое влияние на развитие муз-просветит идей оказали идеи русских рев- демократов Белинского, Чернышевского, Добролюбова. Они уделяли ис-ву особое внимание, как ср-ву В. личности, форм-ия её мировоззрения, нравств. облика. Эти идеи вдохновляли многих муз-педагогв, кот стремились сделать музыку доступной д/широких нар. масс. В 1862г в Петербурге Ломакин и Балакирев основали 1 в россии БМШ – где получали М.О. дети неимущих. Затем стали появл муз.классы в др городах Большое распр получила цифровая сис-ма -до-1, ре-2 и.т.д..Карасёв предложил буквенную – гл звук на ступ. Сис-ма подвижного «До» -1ступень любой тонал –до, а все последующие соотв-но – ре, ми. + ручное обознач Все эти упрощ си-мы примен только в нар шк и не способствовали приобщению детей к наст муз ис-ву. Поэтому прогрессивные деят-ли выступали против таких сис-м. На развитие муз пед-ки в конце 19-20вв большое влияние оказала деят-ть изв пед-муз-ов Зарина и Маслова. На основе своего пед.опыта они доказали, что нет бездарных и неспособных детей, что муз способности развиваются у всех детей, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|