реферат, рефераты скачать
 

Шпора: Музыкальная педагогика (шпоры)


если пробуждать их интерес к музыке и тв-ую активность. Зарин предлагал

вводить тв-ие задания – сочинять на заданный текст мелодию, досочинять

неоконченную муз.фразу, сочинить мелодию на освоен интервалах.

Маслов придерживался той же точки зр. Тв-во он видел в исполнит интерпретации

песен и в вокал импровизации, сочинении. Он провел исследование, и выяснил,

что у всех физич здоровых детей есть муз.слух, а фальшивое пение вызвано:

-Ограниченным диапазоном голоса (2-3 звука);

-Смещение диапазона от прим-го звука на ч4 или ч5 вниз;

-отсутствие координации м/у слухом и голосом;

-недостаточная острота слуха;

-отсутствие певч.навыков.

Вывод: воз-но учить всех детей при индив. подходе.

Конец – 19-20в на общ-во оказывает большое влияние идей марксизма. Общ-ый

подъем в муз среде –организ ация муз обществ, курсов, уч.заведений. Здесь

малогам и неграм рабочие получали общее образ-ие и приобщались к музыке-

пение в хоре, овладение муз.грамотой. Занятия строились не на церков музыке,

а на народной, русской, зарубежной. Основой овладения тональностей, ладов,

интервалов, модуляций – явл нар песня. Пропагандировали обраб р.н.п

Балакирева, Мусоргского, Р-К,Лядова, Чайковского. Танеев в Москве основал

вместе с Линевой, Яворским народную консерваторию. В Моск нар консерватории

впервые были введены занятия «слушания музыки», Яворский такое тв-ое воспр

музыки продолжил в Киевской консер-ии..В нач 20гг чета Шатских работала

среди детей и подростков, с целью нрав-этич В . Содерж обуч то же что и у

Танеева.

1917г- перестройка всей общ-ой жизни. «Положение о единой трудовой школе»

говорило о необх всеобщего эстетич и в частности М.В (крупская, Луначарский)

Увелич кол-во часов на ур музыки. Разраб новые метод пособия авторит муз-

педагоги (Асафьев, Брюсов, Гродзенская) Цели новой школы:

1. Развитие способностей воспр музыку и интенсивно переживать

возбужденные ею эмоции.

2. Развит муз.способностей и умений, необх, как д/воспр. так и

д/муз.деят-ти.

3. Усвоение нужных д/этого знаний.

Каратыгин –муз.критик и педагог тоже подчеркивал знач слушания муз, наз-ая

его активной а не пассивной деят-тью. Постоянное сравнение и осознание

звучания пр-ия с предшествующим муз мат-лом, предвосхищение его дальнейшего

развития требует активизации слухового внимания, памяти, воображения.

Асафьев – изв. композитор, ученый, в20е гг посвятил

Ряд статей посв муз В. в школе. Осн задачу предмета муз в школе он видел в

развитии муз.восприятия, В. муз вкуса уч-ся. К слушан музыки он добавляет и

практич усвоение музыки (хоров пение, твор-ая деят) Считает необх формир-ие

муз.мышления, различение ритмич, ладовых, динамических, темповых, тембровых

соотношений , что способствует форм-ию слуховых навыков, усвоению необх основ

муз.грамоты. Также форм–ию слух навыков способ метод сравнения. Который

соот-ет самой природе музыки, наличию в ней контраста. тождества и

повторяемости.

Яворскийс 1917г возглавил нар Киевкую Консер-ию.,где на курсах общего и спец.

М.О. занимались дети от 6до 16лет, а также педагоги, повыш квалификацию.

Задачи в работе с детьми: развит муз воспр, освоение закономер. муз языка,

формир тв-их способностей. Исп. пр-ия, вызывающие яркую эмоц.реакцию. тв-ки

строил урок, исп разные виды деят на уроке. При освоении к-л ср-ва муз.

выразительности предлагалось прослушать неск-ко пр-ий, где оно проявл

особенно ярко., потом шел разбор. Темы пропевались, записывались на слух, они

лужили д/освоени нотной грамоты. Некот пр-ия исп д/инсценировки.

Итак, в это время: М.В. было не во всех школах;

Не было единых планов и требований; острая нехватка спец-ов; не решена

проблема взаимосвязи В. и обуч.; применялся комплексный метод –весь уч.мат-л

по всем предметам группировался вокруг 3-ех тем (природа и чел-к, труд,

общество); вульгарный социологизм – попытка придать классовую сущность

муз.явлениям.

30-е гг - в постановлениях «О нач и ср школе» отметив положопыт,

вскрыли допущенные ошибки и наметили коренной переворот в развитии муз

просвящения:

1. Сокращение часов на ур музыки.(способные и желающие учиться дети

могут это делать во внеурочное время)

2. Внекл и внешк-ая работа по М.В. велась интенсивно. (открывались

клубы, дворцы пионеров, дет.хор.кол-вы, городские, обл-ые школьные праздники

песни

3. Не учитывались возр и индив особен детей, усложнялся репертуар,

частые репетиции , форсированное пение вели к перегрузкам, и в конечном итоге к

заболеваниям голосов.

4. в 30-е гг формир методики большое внимание уделяла Крупская, чьи

суждения сохраняют своё значение по сей день. Она говорила о том, что правил

поставленная методика д/на вытекать из самой сущности предмета. А вопрос как

преподавать делится на 3: для чего преподавать (каковы цели); что

преподавать(содержание уч дисц); кому преподавать (учитывать данные возр

психологии)

40-е гг ВОВ – ур М. Официально были сохр только в нач классах и велись не

специалистами – учит нач кл. Работали кружки и муз была ср-вом В. патриотизма.

В военные и послевоен.гг учителя муз были в тр.положении – не хватало ТСО,

нотныхи метод пособий, не хватало самих учителей.

Но научно-исслед работа продолжалась, в 1944г создана Академия пед наук,

а потом на её базе открыт НИИ худ.воспитания.

В работе изв психолога Теплова «Психология муз.способностей» дана их

классификация и раскрыты условия их развития.

Муз.способности:

1. Ладовое ч-во, проявляющееся в эмоц-ом восприятии и легком узнавании

мелодий;

2. Способность к муз-слуховым представлениям – воспроизведение мелодии по

слуху;

3. Муз-ритмическое ч-во –сособность чувствовать ритм и воспр-ить его;

4. музыкальность – способность к дифференцированному слышанию муз-го

звучания и сопереживания содержания музыки.

Условия развития:

1.Приобщение ребенка к различным видам

муз.деят-ти (ритмика. Пение

2.Выявление раннего проявления муз.

способностей, по срав с др

Проявление осн способн наблюд в отд случ уже на 1-ом году жизни. На 3-ем г

.ж. можно наблюдать уже довольно высокое развитие мелодич. слуха и чув-ва

ритма. Теплов также говорил о том. чтопроявление муз способностей

способностей зависит от их развития и что обучение д/но неск-ко превосходить

возможности уч-ка. – осн. Положение д/школ-ой дидактики.

Гродзенская – отмечала единство эмоц-ое и рацион-ое в развитии

муз.воспр.Муз.грамотность расценивала, как важное условие В. культурного

слушателя. Применяла м-д сравнения, начиная с контрастных пр-ий постеп к

сравнению сходных. Её уч-ся собирали коллекции, куда входили пр-ия, кот

объединяла, одна тема –«Птицы».» « Море», «Природа».

60-е гг – интенсивное развитие смежных наук: эстетика, психология,

музыкознание. Конференции по вопросам муз.слуха, певческого голоса и муз.воспр.

проводились регулярно раз в 4 года в НИИ худ.воспитания АПН СССР.

70-е гг – изв. советский композитор и общ-ый деятель – Кабалевский начал

создавать экспериментальную программу по музыке д/общеобраз школы. Она явл

действующей до сих пор.

6.Специфика муз-пед-ой деят-ти.

Любая проф-ия имеет свои особенности, в т.ч. профессия уч музыки. Любовь к

музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки

нельзя стать гармонически развитым человеком, увлеченность своим делом –

этими чувствами постоянно живёт педагог -музыкант.

Учитель музыки:

1. Ведет уч-воспит работу.

2. Формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей.

Он д/б не просто широко образованным чел-ом, хорошо знающим свой предмет, но

личностью в высоком значении этого слова.

Профессия учителя музыки требует от избравшего её постоянного

совершенствования своей личности, развития муз.интересов, тв-их способностей.

Идеалы профессии меняются с развитием общ-ва, зависят от его идеологии и

культуры, и вместе с тем основой профессии учителя муз всегда явл

гумманистическая устремленность и неразрывная связь с муз.иск-вом.

Уч музыки д/б прекрасным музыкантом. Отличное владение муз.инстр, голосом,

тонкий муз.слух, умение читать с листа, импровизировать во многом опред успех

его деят-ти. Кабалевский выделяет из всех умений, кот д/н владеть У.М. –

владение инстументом., т.к любое прослушивание механич записи д/б дополнено

живым исполнением учителя т.к оно создает в классе более эмоц. атмосферу,

при этом можно остановиться, заострить внимание, проигать к-л часть ещё раз и

т.д. и также, играющий и поющий учитель служит хорошим примером.

Так же учитель д/н знать теор основу –муз.лит-ру, историю музыки, необх

знания смежного языка.

Важнейшие стороны деят-ти У.М.:

1. Исследовательская - анализ муз.пр-ий и пр-ий др. видов иск-ва

, изуч опыти коллег,уч-ся, анализ собств работы, изучение научной и методич

лит0ры, с целью применения её в своей работе.

2. Проектирование – планирование, распределение учебно-воспитат

задач, решение которых направлено на нравственно-эстетическое воспит уч-ся,

усвоение ими знаний, Формирование навыков и умений, их муз. тв-ое развитие.

3. Конструктивная – построение уроков, внеклас занятий.

4. Коммуникативная – установление с уч-ся взаимоотношений на

основе уважения и доверия, завоевание авторитета учеников.

5. Организаторская – практич.решение учебно-воспит задач.

Учитель д/н владеть иск-вом общения. Авторитет учителя во многом зависит от

его умения быть требовательным и одновременно заботливым, внимательным. С

полным правом можно сказать, что личность учителя определяет судьбу музыки,

как учебного предмета.

7.Основы педагогики муз.школы. Преподаватель муз.школы.

Каждый из выпускников муз.коллджа получает квалификацию преподавателя. У.м. –

едва ли не самая распр профессия в наше время. Она имеет многовековую

историю: о ней упоминается в сочинениях Платона. В Др.Греции пению и музыке

учили с неменьшим тщением, нежели речи (Плутарх) и она входила в число

общевоспит предметов. Учителем музыки был И.С.Бах, воспитавший из своих

сыновей превосходных музыкантов. Он служил кантором в школе при церкви

Св.Фомы в Лейпциге, где не только обучал учеников муз.грамоте, хор.пению, но

и отвечал за их поведение. Уроки игры на ф-но давал Бетховен, Шопен, Лист.

Огромную роль в развитии муз.образования России сыграли братья Рубинштейн.

Педагогикой занимались крупнейшие комп-ры, среди них Р-К, Чай-ий, Глазунов,

Лядов. Эта традиция продолжается и сейчас. С тех пор многое изменилось,

раннее испол.ис-ву обучали, сами испол-ли и профессии уч.муз как таковой не

было, но со временем она оказалась вполне сам-ой. И сейчас муз.пед-ке люди

стали посвящать всю жизнь. А в уч.заведениях – конс-ях, кол-ах начали

готовить муз-ов к пед.деят-ти.

Постеп накопление овыта, его описание, сисематезация и обобщение позволили

муз.пед-ке обрести свою теорию, встать на научную основу. В наше время фун-

ции муз. пед-ки значит расширились: кроме М.О возложены ещё и воспит фун-ции,

что способствует развитию всесторонне развитых уч-ов.

Педагог как воспитатель.

Сухомлинский: Быть хорошим педагогом можно только будучи

хор.воспитателем. и М.В. – это не В. музыканта, а прежде всего В. человека.

Особенность восп пр-сса в ДМШ состоит в нерасчленимом единстве – Приобретения

знаний, овладении способами деят-ти и формир-нии взглядов и потребностей. В

этих школах воспитывает само общение с иск-вом, Воспит фун-ия преподавателя

проявляется прежде всего в его активном и многообразном посредничестве м/у

иск-вом и учениками. Он выступает прежде всего как личность со сложившимися

нравств. принципами. Уч-ся воспитывает не только преподавание и внеклассное

общение, но и личные кач-ва педагога, его отношение к своим обязанностям и к

окр-им, манера держаться, говорить, его поведение в целом. Ушинский:

«Личность воспитателя значит в деле В. всё, в ней самой заключена воспит-ая

сила.»

Дидактические фун-ции преподавателя: - это фун-ции, определяющие

обучающую активность.

1. Ф. носителя знаний. Владение ЗУН-ми, чем свободнее он ими владеет, тем

выше его квалификация. Приобретя их в гг обучения, педагог д/н их всю свою

последующую деят-ть совершенствовать, отшлифовывать, путем самообразавания и

полученного опыта.

2. Умение передавать знания и обучать способам муз.деят-ти. Д/этого нужно

владеть общей теорией обучения (дидактикой) и теорией обуч музыке (методика)

Д/овладения способами передачи ЗУН нужна практика, кот начинается ещё в

уч.заведении.

3. Организаторская фун-ция – ведущая в проф.квалификации педагога- умение

организовать познават деят-ть уч-ся, т.к. только в сам-ой работе уч-ся могут

усвоить знания и способы деят-ти.

4. Контроль преподавателя за работой уч-ков. Даёт инф-цию об усвоении

ЗУНов. Позволяет корректировать познават пр-есс, следить за муз.развитием.

Требования к преподавателю музыки

Проф-ия преп.музыки становится все более сложной, т.к. многообразней и

сложней становятся задачи В. и О. Постоянно обогащается содержание

муз.образования, расширяются источники знаний о музыке, возникают новые

методы и ср-ва обучения, углубляются межпредметные связи. Преп-лю приходится

не только обучать своих уч-ов, но и заниматься методич. Или иной тв-ой

работой, участв-ать в муз.просветит деят-ти, оказывать проф.помощь кол-ам

худ.самодеятельности, учителям общеобаз.школ. Это требует большой

проф.активности и широты жизненного кругозора., постоянного пополнения

знаний.

Успех в пед.деят-ти зависит и от предрасположенности к ней чел-ка, наличия у

него пед.способностей. Что же такое П.С. в чем они проявл? Не всякий

талантливый музыкант м/б хорошим педагогм и наоборот. Пед.способности., в

отлич., от муз-ых тесно связаны с комплексом психических и социальных св-в

личности. Преподавание – сложный психич акти тв-го хар-ра. Пед работу нельзя

выполнять ни равнодушно, ни механически. Педагог д/н обладать острой

наблюдательностью, хор.памятью, тонкой интуицией, развитым воображением, пед-

ки направленным мышлением и точной выразит речью.Он д/б активным и одн-но

сдержанным, эмоциональным и уравновешенным, настойчивым и терпеливым, уметь

концентрировать свое внимание и быстро переключаться с одного вида деят-ти на

другой, легко устанавливать контакты. Во всех этих процессах нахадят свое

проявление темперамент чел-ка, его х/р и особенности психики.

Итак, муз-пед.способности:

сплав многих психических св-в личности, дидактических и музыкальных данных при

достаточном уровне развития высших – моральных, интеллектуальных и эстетических

чув-в. Пед.мастерство –это сплав тв-ой одаренности педагога,

приобретенных знаний и уровня общей культуры. Совершенное владение техникой

пед. труда, методика. В муз.педагогике: маст-во общения в посредничестве м/у

музыкой и учеником. Маст-во проявляется в быстроте реакции и развитой интуиции,

в умении точно оценить ситуацию и применить оптимальные ср-ва воздействия,

понять ученика и определить его возможности. Суметь выбрать на каждом этапе

обучения именно тотрепертуар, работа над которым даст наилучше рез-ты. А ск-ко

искусства требуется в показе, в создании на уроке увлеченности музыкой.

Как овладеть пед.мастерством?

Ещё в молодые г, на подступах к пед.профессии, нужно ставить п/д собой цель –

стать мастером своего дела и упорно идти к её достижению. Фундамент

мастерства закладывается в гг учения. Следует кач-но, а не формально изучить

и освоить все муз.пед.дисциплины. Пед.маст-во приходит с годами, но оно не

идентично понятию пед.опыта. Формир-ся пед.мастерство целенаправлено, сис-ой

сознат действий:

1. В преодолении трудностей, в нескончаемых поисках.

2. Осмысление собств. Опыта, умение учиться на своих ошибках Педагоги –

мастера всегда готовы поделиться своим опытом,раскрыть его секреты,

продемонстрировать достижения.

3. Изучение передового опыта.

4. Тв-ое применение знаний и приемов пед.деят-ти.

5. Исполнительская и методич. деят-ть.

Компоненты пед.мастерства:

Креативность, коммуникативность, организационные способности,

муз.способности, рефлективность.

Стадии пед.тв-ва:

Проф.адаптация, потребность в повышении эффективности образов.деят-ти,

потребность вразработке новых тв-их пед.методов

Специфич. компоненты муз.пед-ки:

Исполнит. артистизм, муз.культура, навыки интерпретауии, способность к

созданию тв-ой атмосферы, тв-ое воображение и фантазия.

Пед. мастерство уч.музыки – это не только комплекс спец. умений и

навыков, позволяющий преподавателю эффективно управлять уч-познавательной

деят-тью уч-ся, но и развитие способности к совместной с уч-ся созидательной

тв-ой деят-ти.

Мастерство учителя – это сложное сочетание психических, пед-их и

актерских качеств личности, и оно не может быть определено к-л одной

способностью, какой бы значимой она не была.

Мастерство отрабатывается сис-ой разл.упр-ий, но не сводится к шаблонному их

применению, а предполагает непрерывный педагогич поиск, новаторский подход к

делу.

Пед.маст-во (по Старобинскому)

1. Умение преп-ля решать в ходе урока худ-образоват задачи (обуч, воспит,

развития) в их диалектической взаимосвязи и единстве.

2. Умение строить свои взаимоотношения с уч-ся на гуманной,

демократической основе.

3. Умение увлечь уч-ся муз.деят-тью.

4. Умение исходя из возрастных и псих-их особенностей уч-ся и уровня их

развития, осуществлять инд-ый и дифферен-ий подход.

5. Умение быть осторожным в выборе высказываний и, тем более оценке

высказываний уч-ся.

6. Умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах уч-ся.

7. умение задавать неожиданные вопросы.

8. Умение делать вид, что неожиданные вопросы возникли случайно.

9. умение подготовить ответы на предполагаемые вопросы.

10. умение «выжать» то, что ученик знает, но скрывет

11. Умение провоцировать аудиторию заведомо неправильными сведениями,

доводами, выводами на отражение «дезинформационной атаки»

12. Умение считывать цели и мотивы поведения.

13. Умение грамотно использовать в своей работе новинки муз.-пед. науки и

практики.

14. Умение тв-ки подходисть к организации муз.занятий.

15. Умение в совер-ве владеть своим «орудием» труда – речью, движением,

мимической и пантомимической выразительностью.

16. Иметь активную гражданскую позицию, не бояться трудностей и постоянно

демонстрировать уч-ся единство убеждений, слов и дела.

Эффективность ур.музыки определяется степенью достижения поставленной цели,

реализации худ.—пед. идеи, силой и долговременностью впечатлений, полученных

на уроке от общения с музыкой и друг с другом, а также оптимальностью

затраченных усилий, средств и времени.

8.Пед.общение на уроке музыки. Задачи, функции, современные установки, методы

общения.

К числу профессионально-значимых качеств и св-в учителя музыки несомненно

принадлежит и умение общаться на высоком тв-ом уровне с классом в целом и с

каждым учеником в отдельности.

Проблема общения – явл. одной из ключевых в муз-пед-ом процессе, т.к. речь

идет о взаимоотношениях учителя и ученика и каждого из них с музыкой. У.М.

располагает специфич. возможностями д/создания духовной атмосферы во время

занятий, т.к. наряду с уч-ся и учителем особым объектом общения служит

музыка. Смысл и специфика муз.ред.общения на У.М. закл. В постижении худ-го Я

муз.пр-ия, в установлении с ним духовно-личностного контакта, диалога.

Учитывая специфику муз.пед деят-ти общение можно трактовать, как Особую

деят-ть, напр-ую на создание в муз.пед. процессе таких коммуникативных связей и

отношений, которые в наибол мере отвечают природе муз.ис-ва, худ-но –тв-им

способам общения с ним.

Муз.пед.общение явл некой сис-мой, с определ функциями, кот. несут в себе

задачи:

1. Сообщение инф-ции

2. Познание личности другого чел-ка в пр-ссе общения

3. Установление тв-их взаимоотношений в общ-ии

Функции муз.пед. общения:

1. Инфор-коммуникативная – это прием и передача инф-ции друг

другу. На муз.занятиях этот «обмен инф-ей» происходит в специфич

худ-коммуникативной форме.

2. Регулятивная функция – обеспечивает управление эмоционально –

эстетич и др. процессамицессами в ходе худ общения с музыкой и корректировку

действий при осуществлении совместной деят-ти учителя и уч-ся.

3. аффективно – коммуникативная функция -

муз.пед. общение оказывает особое воздействие на аффективные стороны личности

шк-ов и самого учителя.

Эти функции в своей совокупности обеспечивают достижение в ней высоких тв-их

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.