реферат, рефераты скачать
 

Шпора: Музыкальная педагогика (шпоры)


рез тов.

В целостной структуре муз.пед.общения выделяют след элементы: мотивационный,

содержательно – смысловой и собственно коммуникативно – исполнительский.

Мотивационный элемент приводит в действие весь механизм муз.пед.общения.

Содержание этого элемента охватывает эмоционально – ценностную и потребностную

сферы личности учителя. М.э. отражает понимание учителем худ-эстетической

природы муз.пед. общения. В содержание М.э. вкл- эмоционально-эстетические и

творчески- волевые проявления педагога-музыканта, такие как потребность эмоц-но

открыто выражать свои мысли и чув-ва, стремление достичь духовно-личностного

контакта с музыкой и уч-ся, проявление настойчивости и устремленности при

решении худ-коммуникативных задач и т.д.

Основой Содержательно-смыслового э. Выступают худ-коммуникативные

задачи. Они явл отражением специфических задач У.М. Процесс постановки и

решения худ-ком-ых задач носит исключ-но твор-ий х/р, т.е. всегда протекает в

условиях конкретной муз.пед. практики.

Худ.пед.общение в стр-ре муз-образ деят-ти.

Преподавание музыки явл. сугубо тв-ой деят-тью, её специфич.компонентами

явл.: муз.способности, худ-пед-ие способности, худ-коммуникативные умения,

исполнительский артистизм, навыки интерпретации, способность к созданию тв-ой

атмосферы, худ.воображение и фантазия.

Особую роль в содержании пед.мастерства играет педагогич.общение – сис-ма

коммуникативных умений учителя. Чтобы общение на У.М. было продуктивным,

учитель д/н хорошо знать своих учеников, их особенности и возможности, и,

исходя из этого знания, правильно планировать и осуществлять общение.

Т.к. на У.М. преобладают кол-ые формы общения, важно знать состав класса, его

муз.тв-ие возможности, сис-му взаимоотношений, психологич, ценностные

особенности уч-ся, влияющие на эффективность совместной деят-ти.

В любой момент У.М педагог д/н обеспечить оптимал психологич.климат,

стимулирующий работу внимания, памяти, тв-го муз-го мышления, восприятия,

создающий благоприятную эмоц.атмосферу. Д\того, чтобы управлять общением,

препод. Д/н мастерски владеть ср-ми установления и поддержания контакта. С

др.стороны, он д/н обучать своих уч-ов приемам контакта, определенным

коммуникативным стереотипам.

Осн. задача руководства М.О. шк-ов состоит в том,чтобы сформировать

отношение к продуктам худ.деят-ти, как к ср-ву общения. Специфический мотив

худ.деят-ти – мотив общения иск-вом. В структуре худ.пед. общения:

Произведения ис-ва – Учитель и Ученик.

Худ.общение – есть специфическая форма общения, в котором худ.пр-ие выступает

и как пр-т общения и как ср-во общения. В то же время худ.пед общение при

котором формы содержания общения выбираются и применяются в соответствии с з-

ми режиссерского и актерского ис-ва (урок-спектакль)

Оптимальное пед.общение(с псих.т.зр.) – этотакое общение учителя со шк-ом в

пр-ссе обучения, кот.создает наилучшие условия д/развития мотивации уч-ся и

тв-го хар-ра уч. деят-ти, д/правильного формирования личности ученика,

обеспечивает благоприятный эмоц.климат обучения.

Нужно добавить, что театральная педагогика и школьный урок структурно

однородны. Это позволяет с позиции режиссуры мастерства актера рассматривать

предлагаемые обстоятельства урока-спектакля в качестве правил игры д/учителя

и учеников, «на равных» соблюдающих игровые правила. Цель – активизация

обучения. Но режиссура пед.действия отличается от сценического. Последнее

условно, оно происходит впредлагаемых обстоятельствах жизни на уч.мат-ле того

или иного предмета.

Психологически муз.пед.тв-ая деят-ть оприрается на худ-пед-ую интуицию, т.е.

способность предчувствовать пед.явления, прогнозировать пед.рез-т и

перестраивать свою деят-ть, в соответствии с развитием ситуации.

В организации тв-го уч.п-сса определяющую роль играют ассоциативные

способности учителя, умение моделировать и управлять пед.ситуациями,

анализировать пед.рез-т, т.е. пед.тв-во, являющееся одной из основных

проф.характеристик личности У.М.,

следовательно, высшей формой пед.маст-ва.

Осн. Цель пед.тв-ва – создание новых методов и ср-тв разрешения пед.ситуаций

в п-ссе худ-пед.общения.

Если уроки, кот создает учитель дей-но явл рез-том его тв-ва, его

худ.пед.позиции, если его дей-но влечет тв-ое общение с учениками, если он

чув-ет, что так он может проявить себя, как чел-к и художник, то дети ему

поверят и будут всегда готовы к тв-ву. «Пока интересно учителю – интересно

детям.»

Подлинное тв-ое взаимодействие в п-ссе шк.урока начинается в тот момент,

когда что-то единое становится объектом совместных интересов, желаний,

устремлений. Этим единым м/б: новизна муз.впечатлений, тайна композ-го

замысла, красота худ.образа, и, в то же время, увлекательность исполнит.деят-

ти, эмоц-сть слушательской интерпретации, обоснованность аналитических

выводов. Следовательно, компонент пед.маст-ва – пед.импровизация –

способность учителя на основе предварительной разработки в п-ссе урока,

опираясь на худ-пед интуицию перестраивать свою деят-ть в связи с развитием

пед.ситуации, т.е. создавать урок, как худ=ое пр-ие, непосредственно в ходе

исполнения.

9.Сис-ма муз.восмитания и обучения зарубежом.

Одна из осн. проблем совр-го общ-ва – его бездуховность. Один из

универсальных способов преодоления этого – приобщение детей к иск-ву.

Мас-ое М.О. стало проблемой только в 20в. В традиционных общ-вах, где

ребенок, вырастая в окружении музыки, поэзии, обрядов, танцев, незаметно

приобщался к миру прекрасного этой проблемы не существовало. Во весь рост она

встала в индустриальном общ-ве 20в. когда стандартное воспитание в уч.завед

было оторвано от мира прекрасного, от высокой дух.культуры человечества. Как

пробудить в ребенке духовность, как воспитать его, чтобы мир ис-ва стал ему

родным и близким. Много великих умов решали эту проблему. И не случайно, те

системы, кот давали рез-т, приобретали мировую известность. За каждой из них

стоит опыт той или иной нац.культуры. Эти сис-мы созданы величайшими

композиторами и учеными, кот своим тв-вом внесли много нового в муз.культуру

20в.

В нач 20в сформировалась сис-ма мыз-ритмич воспитания швейцарского педагога и

комп. Эмиля Жак Далькроза. Он пришел к выводу, М.П. 17-18вв. исходит из

ложных принципов, а именно: теорию стали изучать в отрыве о практики; эмоции,

чув-ва устыпали место технике; из обучения ушло тв-ое начало. Музыкантами он

называл того, кто ср-ми инструмента умеет передавть мысли о жизни. Ж.Далькроз

стремился возродить целостную педагогику.

Он концентрирует уч.мат-л, выявляя в нем 3 взаимосвязанные сферы:

Сольфеджио – осн задача – развить слух до абсолютного, научить

муз.грамоте. Своеобразный девиз – видеть то, что слышишь и слышать то что

видишь. А также применять физические движения.

Импровизация – сначала осваивание метро-ритмических, мелодико –

гармонических и полифонических элементов музыки. Затем уже исп-ть выразит ср-ва

в разнообразной фактуре и на этой основе развивать тв-ую фантазию.

Эвритмика или ритмика – В этой сфере он опирается на историч корни идущие

от синкретичной античной сис-мы М.О., основанной на взаимосвязи иск-в: танец,

деклламация, пение.На этом он возрождает идею триединства музыки, слова и

жеста.Ритм явл-ся развивающим фактором. При его развитии можно создать условия

д/фор-ия др.сторон музыкальности, д/развития общей эмоциональности и худ-го

вкуса ребенка.

В сис-ме Далькроза выявл-ся 2уровня:

1. Элементарный – цель кот-го пробудить и развить приподную и

эмоциональную отзывчивость, воспитать любовь к музыке.

2. Профессиональный – проф-ое обучение.

Очень развит один из элементов этой сис-мы – сольфеджио – у Кодая., чья сис-

ма нашла последователей в США, Канаде, Фр, Японии, Аргентине, Прибалтике.

Болгария.

Д/Б музыки хар-на широкая распевность, диатонизм, богатые мелодич. украшения

и своеобраз.ритмика. Нац. самобытность болг.музыки ярко проявляется в

певческой культуре народа, которая воспитывается в детях с первых лет жизни.

У.М. в школе с 1по9 клоасс, а в 10-12 классах – факультативы по 2 часа в

неделю. 1класс подг-ый – дети учатся петь по слуху, водят хороводы с пением

под музыку, играют. Со 2кл – пение и муз.грамота. В 6-м знакомство с

развитием муз.культуры Болгарии.В 9кл – заруб музыка – Моцарт, Гайдн,

Бетховен., понятие о симфонии, сонате, полифонич. формах. Основой мас М.В. в

Болгарии явл. нар.песни.

Метод «столбцы» Тричкова, в кот лежит сис-ма сознат пения, при кот-ом необх-

мы не только разум и сознание, но и «послушное горло» Он считает важнейшей

задачей установление координации слуха и голоса. Метод «лестница» -принцип

систем-ти и послед-ти. Сознат пением Тричков считает пение по нотам, а пение

по слуху – инстинктивным. Но подг этап пение по слуху

Дошк-ое восп – подг к сознат пению. Задачи:

Полностью закончить координацию слуха и голоса; развить тональное чув-во, ч-

во ритма, культивировать любовь к музыке и пению.

1кл. переходно-подг этап слухового пения. Связь с возрастными особен детей –

разучивание в игре. На первых занятиях определяет диапазон, выявляет жучков,

ставит вместе с голосистыми

Методы - пение закр ртом, тихое пение, исполн песен свистом, хлопки руками.

Тричков изд сбор «Начальные песни», сгруп по диапазону.

Применяет сознатпение по нотам гаммы до маж – поступенно, скачками. Вводит

игры – В учителя, игра в пианино – 8детей – нотки. Вводит диктант. Критикует

зап.сис-мы – цифровыею, тоника-соль-фа, за то, что они исходят из трезвучия,

а не из гаммы. Ур муз в нач классах ведут общие педагоги С 5-8кл учитель со

спец факультета. 9-12кл – выпускники консерватории с пед отделений.

В посл гг вводятся новые методы – импровизация, игра на муз инстр – свирель,

металофон, дудки, мелодика. Согл-но прогр-ме 70-х гг – осн вид деят-ти на

уроке хор пение и игра на муз.инструм. Слушанию музыки отвод небол время.

ВенргияЗолтан Кодай комп, музыковед, фольклорист, педагог.

Сис-ма образ – С 6 до 14 лет занятия в народной школе 2р/нед. Поют в хоре

2 р/н, оркестр - 2р/н. С3-го кл игра на инструм, муз.лит-ра. С 50-х гг есть

школы с муз уклоном – где музыке отвод 6 ч/нед.

Проф обуч – муз.училище – изуч сольд, гармония, хор.пение, музицирование,

игра на инстр.

Муз.Академия им. Ф.Листа (обуч 3 или5 лет)

3 года – препод сольф, игры на инстр, пение д/муз, лбщеоб школ. 5лет

–(универ) исполнит-артисты, препод высшей квалифик,. Есть Высшие школы – д/подг

У.М старших кл. (4года обуч) Здесь получ 2-ую спец – паралел с муз- муз и

история, муз и язык

Сис-ма Кодая пронизывает все ступени М.В. и О. в Венгрии от дет.сада до

Муз.Академии.

Основ муз.культуры – народная песня. В фолькл его привлекали высокие

эстетич. и этические ценности, нац. своеобразие. Создал сбор песен д/школы. Он

важное знач придавал пению, т.к. считал, что оно активно развивает слух.

Освоение идет на мат-ле дет. Фольклора – 2-3 звука. Считал , что нельзя обуч

игре на инстрм, если не развит слух. Исп-ал различ. Способы воспит внут слуха –

по занаку учителя продолчить пение про себя, затем вслух. Ребенок запоминает

мелодию, показанную руч знаками, затем воспроизводит её. 2-ух голосное пение с

1класса. Чтение с листа усваивается к 11-12гг, в шк с муз уклоном – к 7-8 гг.

Развитие муз.способностей на нач.этапе ведется в игровой форме. Кодай

написал «333 упражнения в чтении с листа» Уч-ся осваивают пентатонику,

маж,мин трезвучия, пентахорд, гексохорд, семиступенный звукоряд.Далее

осваиваются б и м, ч интервалы., сольмизация, модуляция. Ритмич развитие

строится на основе освоения ритм.фигур и метра, встречающихся в

дет.нар.песнях. Испол ходьба и хлопки под музыку. – это освоение

длительностей, пауз, размера.

Д/развит ч-ва формы – ритм и мелодич импровизации.

Карл Орф – Виднейший комп 20в, музыковед, педагог – последовательсис-мы

Далькроза. В 30-х гг создает свою сис-му М.В. Шульверк, где применяет, как и

Далькроз соединение слова, звука и жеста.Венцом сис-мы Орфа явл. муз-сценич

игра, театр. Сначала эта сис-ма исп д/взрослых: уч-ся 18-20лет обучали музыке и

танцу за 2-3 года.Затем началась работа с детьми, в которой осн.принцип –

тв-во, вкл-ее в себя импровизацию и сочинение. Нач.этап – развитие ритма –

щелчки пальцев, хлопки рук, притоптывание, в сопровождении погремушек,

трещотками и др. простыми удар. инструм. Исп-ли и ф-но 1 рояль д/разных ритмич

ударов тонич квинт, 2-й рояль д/импровизации мелодии. Отсюда сформ-ся стиль

бурдон, предусматривающий разнообразие ладов и вкл. нац. инструментов.Этот

принцип стал фундаментом всей элементарной музыкки.

Исп. дет.оркестр: 1)Мелодич-ударные- колокольчики , ксолофоны,

металофоны. 2)Немелодич. ударные мален тарелки, дерев. Погремушки,дет.литавры.

3) Духовые – блок-флейта. 4)смычковые.

Шульверк основан на элемент музыке, в осн-ом диатонической., в диапазоне 5-7

ступенных звукорядов. Задача Schulwerka – научить импровизации по модели,

широкоиспользовать фольклор, обращаться к ритмам биологич.жизни и голосам

природы, возрождать диалекты и песенную поэзию, в которую вошли пословицы,

поговорки, присказки, считалки, дразнилки. Сис-ма Орфа применялась в лечебной

педагогике – психич заболевания детей. В зальцбурге откр институт Орфа, где

2-ух годичный курс обучения = к консерваторскому образ. Его сис-ма распр. По

всему миру (Канада, Япония). В Японии созд свой вариант Шульверка, как

д/одаренных, так и д/труновоспит. Детей. Т.о., сопоставляя сис-мы

Далькроза, Кодая, и Орфа, можно выделить след. Черты.

1. Развитие у детей эмоц. Отзывчивости и муз.способ.

2. Развитие координации слуха и физ.движения.

Различие:

-у Далькроза на первый план выдвигается ритмическое движение

У Кодая – хоровое пение

У Орфа – элементарное музицирование.

Иной подход у Марии Монтессори.

Она обращала внимание на сенсетивные периоды развития ребенка, в кот-ых

способности легко и полностью развиваются. Она делит М.В. на 3 этапа.

1. Развитие внимания к окружающим ребенка звукам – ребенок постепенно и

ненавязчиво «погружается» в доступную музыку.

2. Укрепление метро-ритмич воспр. музыки. –исп. упражнения Далькроза

«прогулка по линии», куда вкл. движения рук, ног и корпуса.

3. Формирование гармонич и мелодич слуха – игоа на различ инструм,

изобрет самой Монтессори : серебряные колокольчики.»немые клавиатуры»

Япония – страна древней и самобытной культуры. Стремление привить детям

худ.вкус, умение наслаждаться красотой закладывается сис-ой эстетич.

воспитания, кот охватывает школу с 1по9кл. В 1кл – 3р/нед, со2 по 8 –2 раза, в

9 – 1р/н. Занятия проводят квалифиц. Педагоги, имеющие среднее и высшее М.О.

Обучение в гос и в частных школах ведется по единым программам, утверж Нац. Мин

образ. Содержание М.О. разрабатывает кабинет музыки Научно-исследов. Института,

кот. Работает над созданием метод.пособий д/учителей и учебников д/уч-ся.

Пособия выпускаются регулярно, большими тиражами, хорошо оформ-ми.

Учебники по музыке с некот изменениями и доп-ми переиздаются почти каждый год и

выдаются уч-ся бесплатно.В 1-м классе учатся правильно сидеть, дышать во время

пения, понимать осн.дирижер жесты, петь легким напевным звуком., осваивают

некот муз.инструменты – металлофон, губная гармония, мал.флейта, удар.инстр.,

обуч нотной записи –сначала исп «лесенка», потом нотный стан. В тар. Классах

знакомство с тв-ом заруб. композ, в т.ч.русских. В обуч. широко примен

стереограмофонные, видео записи. Сущ-ют хоры – 2р/н. «Поющие голоса Японии»

-хоровое объединение. Свою сис-му обуч. создал Шиницы Судзуки, чья концепция

основана на глубокой вере в возможности каждого ребенка. Она обращена к детям с

2 до 6 лет. В 2-3 года ребенок приобщается игре на скрипке, кот. Развивает

абсолютный слух. Особая роль отводится матери, кот несет ответ-ть за то, чтобы

обуч ребенка было радостным. Основу обуч. сост слушание музыки, оно возможно с

первых дней жизни ребенка. Он назв. свою сис-му – «методом воспит таланта». В

своей киге «В.таланта», он пишет «Моя цель – не сделать детей музыкантами, а

развить их муз.способности. Все перечисленные сис-мы вышли за пределы

нац.границ, стали популярны. В любой из них можно обнаружить специфические

новые черты и каждая из сис-м явл оригинальной благодаря своеобразному

комплексному х/ру, основанному на сочетании дидактически ценных элементов.

10.Теория и практика М. О. шк-ов.

М. В. и О. явл неотъемлемой частью общего процесса, направленного на фор-ие и

развитие чел-ой личности. Поэтому их нельзя рассматривать, как обособленную

отрасль знаний. Установлено, что шк-ки отлично занимающиеся музыкой успешно

учатся и по общеобрз. предметам. А у одаренных музыкантов, как правило, есть

незаурядные способности вообще.

Сис-ма массового М.В. и О. разделяется:

1. Общехужож-ые – осуществляются на У.М. в общеобр. шк, внемуз-ых вузах и

отчати ДМШ.

2. Проф-ое обр-ие – в спец.уч заведениях –это ДМШ, муз.колледжи, консер-

ии, ВУЗы.

Понятие М.В. вкл. в себя – целенапр-ое фор-ие и сис-ое развитие способностей

чувствовать, любить и понимать музыку, ценить выдающ пр-ия муз.ис-ва, уметь

наслаждаться ими. Термин М.В. появился в 20-х гг 20в в связи с работой

Б.Яворского.

Суть его работы – выявление и раскрытие ср-ми музыки худ-ых и интел-ых

данных, заложенных в ребенке природой и развитии у детей способностей

восприн. музыку.

М.В. вкл. в себя элементы обучения, дает знания о музыке, развивает

способности, формирует муз. вкус. М.В. явл частью эстетич. В.

М.О. – сис-ма ЗУН-ов в области музыки, приобретенные в пр-ссе спец-но

организ-го обуч, а также ч/з муз.практику и самообразование.

В пед-ке –обучение-это путь к образ-ию –а О. –рез-т обучения. М.Обуч. – это

приобретение ЗУНов, сост-их содержание М.О. , что в дальн-ем позволяет осущ-

ять муз.дея-ть.

Крайними полюсами в сис-ме дет. М. О. явл. спец.муз.шк. д/одарен. детей и

общеобр. шк., а м/у ними ДМШ, ВШИ. Их назнач. – общее М.О. и В. –дополнение к

общеобраз программам. Функция – ДМШ – помочь ребенку выявить меру своего

таланта, т.к. не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку своей

профессией обнаруж. в 1-ые гг обуч. Термин Общее М.О. – ОБЩЕЕ имеет двоякий

смысл – 1) Вкл-ие М.О. в сис-му общего образов, куда оно дейст-но д/но

входить, как неотъемлемая часть. 2)общее отлич. от спец-го, кот. готовит

муз-практиков.

В соответствии с реалиями совр. жизни совр дети мир видят по-своему, соотв-но

своему поколению. У них наблюд процесс расслоения сознания, поэтому очень

важно строить воспит. отношения таким образом, чтобы дети выстраивали свою

шкалу ценностей соответствующую духовно богатым людям. В пр-ссе обуч. и

воспит д/б обеспечено личностное и проф. самоопределение детей. Это

предполагает освоение новых реалий, подг. К экономич. Сам-ой жизни, фор-ие

базового минимума культуры, все это необх-мо д/здорового неантагонистического

существ-ия чел-ка и окруж его среды.

Выводы: Единство и взаимосвязь обусловлены особен. Муз.занятий в кот. музыка

выступает и как объект познания и как средство воспитания, а также нормами

общения с музыкой (слушание, разбор, исполнение) и дост-но широкими

возможностями применения ЗУНов одних предметов при освоении других.

Т.О. являясь нач звеном в муз.образовании ДМШ не ставит своей задачей

подготовку каждого уч-ся к проф.деят-ти. Её назначение – муз.эстетич. В.

широкого круга детей, но кроме этого ДМШ д/на выявить наиболее способных

детей д/поступления в спец.уч.заведения. Только шаг за шагом, ведя учеников

от первых, ещё поверхностных муз.впечатлений к глубокому серьезному

постижению музыки, когда иск-во из приятного времяпровождения превращается в

жизненную потребность ч-ка, педагог-музыкант сумеет приобщить своих уч-ов к

миру муз. иск-ва.

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.