| |||||
МЕНЮ
| Шпора: Музыкальная педагогика (шпоры)рез тов. В целостной структуре муз.пед.общения выделяют след элементы: мотивационный, содержательно – смысловой и собственно коммуникативно – исполнительский. Мотивационный элемент приводит в действие весь механизм муз.пед.общения. Содержание этого элемента охватывает эмоционально – ценностную и потребностную сферы личности учителя. М.э. отражает понимание учителем худ-эстетической природы муз.пед. общения. В содержание М.э. вкл- эмоционально-эстетические и творчески- волевые проявления педагога-музыканта, такие как потребность эмоц-но открыто выражать свои мысли и чув-ва, стремление достичь духовно-личностного контакта с музыкой и уч-ся, проявление настойчивости и устремленности при решении худ-коммуникативных задач и т.д. Основой Содержательно-смыслового э. Выступают худ-коммуникативные задачи. Они явл отражением специфических задач У.М. Процесс постановки и решения худ-ком-ых задач носит исключ-но твор-ий х/р, т.е. всегда протекает в условиях конкретной муз.пед. практики. Худ.пед.общение в стр-ре муз-образ деят-ти. Преподавание музыки явл. сугубо тв-ой деят-тью, её специфич.компонентами явл.: муз.способности, худ-пед-ие способности, худ-коммуникативные умения, исполнительский артистизм, навыки интерпретации, способность к созданию тв-ой атмосферы, худ.воображение и фантазия. Особую роль в содержании пед.мастерства играет педагогич.общение – сис-ма коммуникативных умений учителя. Чтобы общение на У.М. было продуктивным, учитель д/н хорошо знать своих учеников, их особенности и возможности, и, исходя из этого знания, правильно планировать и осуществлять общение. Т.к. на У.М. преобладают кол-ые формы общения, важно знать состав класса, его муз.тв-ие возможности, сис-му взаимоотношений, психологич, ценностные особенности уч-ся, влияющие на эффективность совместной деят-ти. В любой момент У.М педагог д/н обеспечить оптимал психологич.климат, стимулирующий работу внимания, памяти, тв-го муз-го мышления, восприятия, создающий благоприятную эмоц.атмосферу. Д\того, чтобы управлять общением, препод. Д/н мастерски владеть ср-ми установления и поддержания контакта. С др.стороны, он д/н обучать своих уч-ов приемам контакта, определенным коммуникативным стереотипам. Осн. задача руководства М.О. шк-ов состоит в том,чтобы сформировать отношение к продуктам худ.деят-ти, как к ср-ву общения. Специфический мотив худ.деят-ти – мотив общения иск-вом. В структуре худ.пед. общения: Произведения ис-ва – Учитель и Ученик. Худ.общение – есть специфическая форма общения, в котором худ.пр-ие выступает и как пр-т общения и как ср-во общения. В то же время худ.пед общение при котором формы содержания общения выбираются и применяются в соответствии с з- ми режиссерского и актерского ис-ва (урок-спектакль) Оптимальное пед.общение(с псих.т.зр.) – этотакое общение учителя со шк-ом в пр-ссе обучения, кот.создает наилучшие условия д/развития мотивации уч-ся и тв-го хар-ра уч. деят-ти, д/правильного формирования личности ученика, обеспечивает благоприятный эмоц.климат обучения. Нужно добавить, что театральная педагогика и школьный урок структурно однородны. Это позволяет с позиции режиссуры мастерства актера рассматривать предлагаемые обстоятельства урока-спектакля в качестве правил игры д/учителя и учеников, «на равных» соблюдающих игровые правила. Цель – активизация обучения. Но режиссура пед.действия отличается от сценического. Последнее условно, оно происходит впредлагаемых обстоятельствах жизни на уч.мат-ле того или иного предмета. Психологически муз.пед.тв-ая деят-ть оприрается на худ-пед-ую интуицию, т.е. способность предчувствовать пед.явления, прогнозировать пед.рез-т и перестраивать свою деят-ть, в соответствии с развитием ситуации. В организации тв-го уч.п-сса определяющую роль играют ассоциативные способности учителя, умение моделировать и управлять пед.ситуациями, анализировать пед.рез-т, т.е. пед.тв-во, являющееся одной из основных проф.характеристик личности У.М., следовательно, высшей формой пед.маст-ва. Осн. Цель пед.тв-ва – создание новых методов и ср-тв разрешения пед.ситуаций в п-ссе худ-пед.общения. Если уроки, кот создает учитель дей-но явл рез-том его тв-ва, его худ.пед.позиции, если его дей-но влечет тв-ое общение с учениками, если он чув-ет, что так он может проявить себя, как чел-к и художник, то дети ему поверят и будут всегда готовы к тв-ву. «Пока интересно учителю – интересно детям.» Подлинное тв-ое взаимодействие в п-ссе шк.урока начинается в тот момент, когда что-то единое становится объектом совместных интересов, желаний, устремлений. Этим единым м/б: новизна муз.впечатлений, тайна композ-го замысла, красота худ.образа, и, в то же время, увлекательность исполнит.деят- ти, эмоц-сть слушательской интерпретации, обоснованность аналитических выводов. Следовательно, компонент пед.маст-ва – пед.импровизация – способность учителя на основе предварительной разработки в п-ссе урока, опираясь на худ-пед интуицию перестраивать свою деят-ть в связи с развитием пед.ситуации, т.е. создавать урок, как худ=ое пр-ие, непосредственно в ходе исполнения. 9.Сис-ма муз.восмитания и обучения зарубежом. Одна из осн. проблем совр-го общ-ва – его бездуховность. Один из универсальных способов преодоления этого – приобщение детей к иск-ву. Мас-ое М.О. стало проблемой только в 20в. В традиционных общ-вах, где ребенок, вырастая в окружении музыки, поэзии, обрядов, танцев, незаметно приобщался к миру прекрасного этой проблемы не существовало. Во весь рост она встала в индустриальном общ-ве 20в. когда стандартное воспитание в уч.завед было оторвано от мира прекрасного, от высокой дух.культуры человечества. Как пробудить в ребенке духовность, как воспитать его, чтобы мир ис-ва стал ему родным и близким. Много великих умов решали эту проблему. И не случайно, те системы, кот давали рез-т, приобретали мировую известность. За каждой из них стоит опыт той или иной нац.культуры. Эти сис-мы созданы величайшими композиторами и учеными, кот своим тв-вом внесли много нового в муз.культуру 20в. В нач 20в сформировалась сис-ма мыз-ритмич воспитания швейцарского педагога и комп. Эмиля Жак Далькроза. Он пришел к выводу, М.П. 17-18вв. исходит из ложных принципов, а именно: теорию стали изучать в отрыве о практики; эмоции, чув-ва устыпали место технике; из обучения ушло тв-ое начало. Музыкантами он называл того, кто ср-ми инструмента умеет передавть мысли о жизни. Ж.Далькроз стремился возродить целостную педагогику. Он концентрирует уч.мат-л, выявляя в нем 3 взаимосвязанные сферы: Сольфеджио – осн задача – развить слух до абсолютного, научить муз.грамоте. Своеобразный девиз – видеть то, что слышишь и слышать то что видишь. А также применять физические движения. Импровизация – сначала осваивание метро-ритмических, мелодико – гармонических и полифонических элементов музыки. Затем уже исп-ть выразит ср-ва в разнообразной фактуре и на этой основе развивать тв-ую фантазию. Эвритмика или ритмика – В этой сфере он опирается на историч корни идущие от синкретичной античной сис-мы М.О., основанной на взаимосвязи иск-в: танец, деклламация, пение.На этом он возрождает идею триединства музыки, слова и жеста.Ритм явл-ся развивающим фактором. При его развитии можно создать условия д/фор-ия др.сторон музыкальности, д/развития общей эмоциональности и худ-го вкуса ребенка. В сис-ме Далькроза выявл-ся 2уровня: 1. Элементарный – цель кот-го пробудить и развить приподную и эмоциональную отзывчивость, воспитать любовь к музыке. 2. Профессиональный – проф-ое обучение. Очень развит один из элементов этой сис-мы – сольфеджио – у Кодая., чья сис- ма нашла последователей в США, Канаде, Фр, Японии, Аргентине, Прибалтике. Болгария. Д/Б музыки хар-на широкая распевность, диатонизм, богатые мелодич. украшения и своеобраз.ритмика. Нац. самобытность болг.музыки ярко проявляется в певческой культуре народа, которая воспитывается в детях с первых лет жизни. У.М. в школе с 1по9 клоасс, а в 10-12 классах – факультативы по 2 часа в неделю. 1класс подг-ый – дети учатся петь по слуху, водят хороводы с пением под музыку, играют. Со 2кл – пение и муз.грамота. В 6-м знакомство с развитием муз.культуры Болгарии.В 9кл – заруб музыка – Моцарт, Гайдн, Бетховен., понятие о симфонии, сонате, полифонич. формах. Основой мас М.В. в Болгарии явл. нар.песни. Метод «столбцы» Тричкова, в кот лежит сис-ма сознат пения, при кот-ом необх- мы не только разум и сознание, но и «послушное горло» Он считает важнейшей задачей установление координации слуха и голоса. Метод «лестница» -принцип систем-ти и послед-ти. Сознат пением Тричков считает пение по нотам, а пение по слуху – инстинктивным. Но подг этап пение по слуху Дошк-ое восп – подг к сознат пению. Задачи: Полностью закончить координацию слуха и голоса; развить тональное чув-во, ч- во ритма, культивировать любовь к музыке и пению. 1кл. переходно-подг этап слухового пения. Связь с возрастными особен детей – разучивание в игре. На первых занятиях определяет диапазон, выявляет жучков, ставит вместе с голосистыми Методы - пение закр ртом, тихое пение, исполн песен свистом, хлопки руками. Тричков изд сбор «Начальные песни», сгруп по диапазону. Применяет сознатпение по нотам гаммы до маж – поступенно, скачками. Вводит игры – В учителя, игра в пианино – 8детей – нотки. Вводит диктант. Критикует зап.сис-мы – цифровыею, тоника-соль-фа, за то, что они исходят из трезвучия, а не из гаммы. Ур муз в нач классах ведут общие педагоги С 5-8кл учитель со спец факультета. 9-12кл – выпускники консерватории с пед отделений. В посл гг вводятся новые методы – импровизация, игра на муз инстр – свирель, металофон, дудки, мелодика. Согл-но прогр-ме 70-х гг – осн вид деят-ти на уроке хор пение и игра на муз.инструм. Слушанию музыки отвод небол время. Венргия – Золтан Кодай комп, музыковед, фольклорист, педагог. Сис-ма образ – С 6 до 14 лет занятия в народной школе 2р/нед. Поют в хоре 2 р/н, оркестр - 2р/н. С3-го кл игра на инструм, муз.лит-ра. С 50-х гг есть школы с муз уклоном – где музыке отвод 6 ч/нед. Проф обуч – муз.училище – изуч сольд, гармония, хор.пение, музицирование, игра на инстр. Муз.Академия им. Ф.Листа (обуч 3 или5 лет) 3 года – препод сольф, игры на инстр, пение д/муз, лбщеоб школ. 5лет –(универ) исполнит-артисты, препод высшей квалифик,. Есть Высшие школы – д/подг У.М старших кл. (4года обуч) Здесь получ 2-ую спец – паралел с муз- муз и история, муз и язык Сис-ма Кодая пронизывает все ступени М.В. и О. в Венгрии от дет.сада до Муз.Академии. Основ муз.культуры – народная песня. В фолькл его привлекали высокие эстетич. и этические ценности, нац. своеобразие. Создал сбор песен д/школы. Он важное знач придавал пению, т.к. считал, что оно активно развивает слух. Освоение идет на мат-ле дет. Фольклора – 2-3 звука. Считал , что нельзя обуч игре на инстрм, если не развит слух. Исп-ал различ. Способы воспит внут слуха – по занаку учителя продолчить пение про себя, затем вслух. Ребенок запоминает мелодию, показанную руч знаками, затем воспроизводит её. 2-ух голосное пение с 1класса. Чтение с листа усваивается к 11-12гг, в шк с муз уклоном – к 7-8 гг. Развитие муз.способностей на нач.этапе ведется в игровой форме. Кодай написал «333 упражнения в чтении с листа» Уч-ся осваивают пентатонику, маж,мин трезвучия, пентахорд, гексохорд, семиступенный звукоряд.Далее осваиваются б и м, ч интервалы., сольмизация, модуляция. Ритмич развитие строится на основе освоения ритм.фигур и метра, встречающихся в дет.нар.песнях. Испол ходьба и хлопки под музыку. – это освоение длительностей, пауз, размера. Д/развит ч-ва формы – ритм и мелодич импровизации. Карл Орф – Виднейший комп 20в, музыковед, педагог – последовательсис-мы Далькроза. В 30-х гг создает свою сис-му М.В. Шульверк, где применяет, как и Далькроз соединение слова, звука и жеста.Венцом сис-мы Орфа явл. муз-сценич игра, театр. Сначала эта сис-ма исп д/взрослых: уч-ся 18-20лет обучали музыке и танцу за 2-3 года.Затем началась работа с детьми, в которой осн.принцип – тв-во, вкл-ее в себя импровизацию и сочинение. Нач.этап – развитие ритма – щелчки пальцев, хлопки рук, притоптывание, в сопровождении погремушек, трещотками и др. простыми удар. инструм. Исп-ли и ф-но 1 рояль д/разных ритмич ударов тонич квинт, 2-й рояль д/импровизации мелодии. Отсюда сформ-ся стиль бурдон, предусматривающий разнообразие ладов и вкл. нац. инструментов.Этот принцип стал фундаментом всей элементарной музыкки. Исп. дет.оркестр: 1)Мелодич-ударные- колокольчики , ксолофоны, металофоны. 2)Немелодич. ударные мален тарелки, дерев. Погремушки,дет.литавры. 3) Духовые – блок-флейта. 4)смычковые. Шульверк основан на элемент музыке, в осн-ом диатонической., в диапазоне 5-7 ступенных звукорядов. Задача Schulwerka – научить импровизации по модели, широкоиспользовать фольклор, обращаться к ритмам биологич.жизни и голосам природы, возрождать диалекты и песенную поэзию, в которую вошли пословицы, поговорки, присказки, считалки, дразнилки. Сис-ма Орфа применялась в лечебной педагогике – психич заболевания детей. В зальцбурге откр институт Орфа, где 2-ух годичный курс обучения = к консерваторскому образ. Его сис-ма распр. По всему миру (Канада, Япония). В Японии созд свой вариант Шульверка, как д/одаренных, так и д/труновоспит. Детей. Т.о., сопоставляя сис-мы Далькроза, Кодая, и Орфа, можно выделить след. Черты. 1. Развитие у детей эмоц. Отзывчивости и муз.способ. 2. Развитие координации слуха и физ.движения. Различие: -у Далькроза на первый план выдвигается ритмическое движение У Кодая – хоровое пение У Орфа – элементарное музицирование. Иной подход у Марии Монтессори. Она обращала внимание на сенсетивные периоды развития ребенка, в кот-ых способности легко и полностью развиваются. Она делит М.В. на 3 этапа. 1. Развитие внимания к окружающим ребенка звукам – ребенок постепенно и ненавязчиво «погружается» в доступную музыку. 2. Укрепление метро-ритмич воспр. музыки. –исп. упражнения Далькроза «прогулка по линии», куда вкл. движения рук, ног и корпуса. 3. Формирование гармонич и мелодич слуха – игоа на различ инструм, изобрет самой Монтессори : серебряные колокольчики.»немые клавиатуры» Япония – страна древней и самобытной культуры. Стремление привить детям худ.вкус, умение наслаждаться красотой закладывается сис-ой эстетич. воспитания, кот охватывает школу с 1по9кл. В 1кл – 3р/нед, со2 по 8 –2 раза, в 9 – 1р/н. Занятия проводят квалифиц. Педагоги, имеющие среднее и высшее М.О. Обучение в гос и в частных школах ведется по единым программам, утверж Нац. Мин образ. Содержание М.О. разрабатывает кабинет музыки Научно-исследов. Института, кот. Работает над созданием метод.пособий д/учителей и учебников д/уч-ся. Пособия выпускаются регулярно, большими тиражами, хорошо оформ-ми. Учебники по музыке с некот изменениями и доп-ми переиздаются почти каждый год и выдаются уч-ся бесплатно.В 1-м классе учатся правильно сидеть, дышать во время пения, понимать осн.дирижер жесты, петь легким напевным звуком., осваивают некот муз.инструменты – металлофон, губная гармония, мал.флейта, удар.инстр., обуч нотной записи –сначала исп «лесенка», потом нотный стан. В тар. Классах знакомство с тв-ом заруб. композ, в т.ч.русских. В обуч. широко примен стереограмофонные, видео записи. Сущ-ют хоры – 2р/н. «Поющие голоса Японии» -хоровое объединение. Свою сис-му обуч. создал Шиницы Судзуки, чья концепция основана на глубокой вере в возможности каждого ребенка. Она обращена к детям с 2 до 6 лет. В 2-3 года ребенок приобщается игре на скрипке, кот. Развивает абсолютный слух. Особая роль отводится матери, кот несет ответ-ть за то, чтобы обуч ребенка было радостным. Основу обуч. сост слушание музыки, оно возможно с первых дней жизни ребенка. Он назв. свою сис-му – «методом воспит таланта». В своей киге «В.таланта», он пишет «Моя цель – не сделать детей музыкантами, а развить их муз.способности. Все перечисленные сис-мы вышли за пределы нац.границ, стали популярны. В любой из них можно обнаружить специфические новые черты и каждая из сис-м явл оригинальной благодаря своеобразному комплексному х/ру, основанному на сочетании дидактически ценных элементов. 10.Теория и практика М. О. шк-ов. М. В. и О. явл неотъемлемой частью общего процесса, направленного на фор-ие и развитие чел-ой личности. Поэтому их нельзя рассматривать, как обособленную отрасль знаний. Установлено, что шк-ки отлично занимающиеся музыкой успешно учатся и по общеобрз. предметам. А у одаренных музыкантов, как правило, есть незаурядные способности вообще. Сис-ма массового М.В. и О. разделяется: 1. Общехужож-ые – осуществляются на У.М. в общеобр. шк, внемуз-ых вузах и отчати ДМШ. 2. Проф-ое обр-ие – в спец.уч заведениях –это ДМШ, муз.колледжи, консер- ии, ВУЗы. Понятие М.В. вкл. в себя – целенапр-ое фор-ие и сис-ое развитие способностей чувствовать, любить и понимать музыку, ценить выдающ пр-ия муз.ис-ва, уметь наслаждаться ими. Термин М.В. появился в 20-х гг 20в в связи с работой Б.Яворского. Суть его работы – выявление и раскрытие ср-ми музыки худ-ых и интел-ых данных, заложенных в ребенке природой и развитии у детей способностей восприн. музыку. М.В. вкл. в себя элементы обучения, дает знания о музыке, развивает способности, формирует муз. вкус. М.В. явл частью эстетич. В. М.О. – сис-ма ЗУН-ов в области музыки, приобретенные в пр-ссе спец-но организ-го обуч, а также ч/з муз.практику и самообразование. В пед-ке –обучение-это путь к образ-ию –а О. –рез-т обучения. М.Обуч. – это приобретение ЗУНов, сост-их содержание М.О. , что в дальн-ем позволяет осущ- ять муз.дея-ть. Крайними полюсами в сис-ме дет. М. О. явл. спец.муз.шк. д/одарен. детей и общеобр. шк., а м/у ними ДМШ, ВШИ. Их назнач. – общее М.О. и В. –дополнение к общеобраз программам. Функция – ДМШ – помочь ребенку выявить меру своего таланта, т.к. не всегда масштаб талантливости и желание сделать музыку своей профессией обнаруж. в 1-ые гг обуч. Термин Общее М.О. – ОБЩЕЕ имеет двоякий смысл – 1) Вкл-ие М.О. в сис-му общего образов, куда оно дейст-но д/но входить, как неотъемлемая часть. 2)общее отлич. от спец-го, кот. готовит муз-практиков. В соответствии с реалиями совр. жизни совр дети мир видят по-своему, соотв-но своему поколению. У них наблюд процесс расслоения сознания, поэтому очень важно строить воспит. отношения таким образом, чтобы дети выстраивали свою шкалу ценностей соответствующую духовно богатым людям. В пр-ссе обуч. и воспит д/б обеспечено личностное и проф. самоопределение детей. Это предполагает освоение новых реалий, подг. К экономич. Сам-ой жизни, фор-ие базового минимума культуры, все это необх-мо д/здорового неантагонистического существ-ия чел-ка и окруж его среды. Выводы: Единство и взаимосвязь обусловлены особен. Муз.занятий в кот. музыка выступает и как объект познания и как средство воспитания, а также нормами общения с музыкой (слушание, разбор, исполнение) и дост-но широкими возможностями применения ЗУНов одних предметов при освоении других. Т.О. являясь нач звеном в муз.образовании ДМШ не ставит своей задачей подготовку каждого уч-ся к проф.деят-ти. Её назначение – муз.эстетич. В. широкого круга детей, но кроме этого ДМШ д/на выявить наиболее способных детей д/поступления в спец.уч.заведения. Только шаг за шагом, ведя учеников от первых, ещё поверхностных муз.впечатлений к глубокому серьезному постижению музыки, когда иск-во из приятного времяпровождения превращается в жизненную потребность ч-ка, педагог-музыкант сумеет приобщить своих уч-ов к миру муз. иск-ва. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|