реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения


деятельности, к числу которых относятся: мотивация, характерологические

особенности, психические состояния, знания, умения, навыки.

Способности можно классифицировать следующим образом:

- музыкальные;

- лингвистические;

- интеллектуальные;

- творческие.

Н.А. Римский-Корсаков в своей статье «О музыкальном образовании», делил

музыкальные способности на 2 группы: 1) технические (игре на данном

инструменте или пение); 2) слуховые (музыкальный слух). В слуховых

способностях, в свою очередь, выделялись элементарные и высшие; к

элементарным относятся гармонический и ритмический слух.

Н.А. Ветлугина в монографии «Музыкальное развитие ребенка» делит музыкальные

способности на :

- музыкально-эстетические;

- специальные.

Соглашаясь в целом м этой классификацией, В.Д. Остроменский предлагает

расчленить музыкально-эстетические способности на эмоционально- и

рационально-познавательские, т.е., фактически, выделяет эмоциональную сторону

музыкальности.

В ряде работ в качестве самостоятельных способностей фигурирует и музыкальная

память. Г.М. Цыпин пишет о том, что наряду с музыкальным слухом и чувством

ритма музыкальная память образует триаду основных ведущих музыкальных

способностей. По существу, никакой род музыкальной деятельности не был бы

возможен вне тех или иных функциональных проявлений музыкальной памяти.

Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации

относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий

и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М.

Теплов.

Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место

рассогласование некоторых признаков: отличные творческие способности при

плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе.

Уроки музыки направлены на то, чтобы развивать у учащихся способности

чувствовать, любить, оценивать явления искусства, создавать в меру своих сил

и творческих возможностей музыкально-художественные ценности.

Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные

способности, музыкальность.

Изучая проблему музыкальности и музыкальных способностей, необходимо

рассмотреть такие важнейшие теоретические вопросы, как соотношение

биологического и социального в музыкальных способностях, структура, онто- и

филогинез музыкальности, возможность и закономерность ее формирования.

Является ли музыкальность комплексом отдельных музыкальных способностей или

это единое целое, не поддающееся членению? Если это комплекс способностей, то

каковы ее компоненты?

Всем ли людям присуща музыкальность или только избранным? Как ее измерить?

Каковы закономерности ее развития? Эти вопросы все еще дискутируются в

большинстве исследований, посвященных проблемам музыкальности.

Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в

развитии биосоциального свойства личности – музыкальности, в котором роль

знатоков велика по сравнению с другими видами способностей.

Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное

сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в

музыкальной деятельности.

Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном

воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в

слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов,

музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему

овладеть очень важной для психологического развития формой активного

эмоционально-творческого познания. Эту точку зрения представил Л.Л. Бочкарев.

Подход к музыкальности, начиная с работ К. Штумфа, Т. Биллорта, А. Файста и

т.д., определялся теоретическими представлениями о ней как психическом

образовании. Так, А. Файст сводил ее к чувству интервалов, а К. Штумф и Т.

Митер – к способности анализировать аккорды.

К. Спинор, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных,

не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп:

- музыкальные ощущения и восприятие;

- музыкальное действование;

- музыкальная память и музыкальное воображение;

- музыкальный интеллект;

- музыкальное чувствование.

Однако в основе музыкальных склонностей, по мнению К. Спинора, лежат

сенсорные музыкальные способности, которые могут быть представлены у

индивидов в различной степени и точно измерены с помощью специальных тестов.

Среди работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимает

книга Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей». В ней предложена

оригинальная концепция музыкальности.

Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на

музыку, а к основным способностям отнес те которые связаны с восприятием и

воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и

чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента -

перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое

чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии).

Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый,

динамический, гармонический и абсолютный слух.

Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых

сложных, остается открытым до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том,

единое ли свойство музыкальность, или это комплекс способностей.

Дискуссионным остается – из каких компонентов состоит этот комплекс.

Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро»

музыкальности это:

- ладовое чувство;

- способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями;

- музыкально-ритмическое чувство.

Как уже было сказано, вопрос о структуре музыкальности и музыкальной

одаренности не решен окончательно. Исследователи, предлагающие расширить

«ядро» музыкальности, дополняют список специальных способностей такими,

которые не являются «общими» по отношению ко всем видам музыкальной

деятельности (в том числе слушательской).

Нельзя считать немузыкальным человека, эмоционально воспринимающего музыку,

любящего и, обладающего хорошими музыкально-сенсорными способностями, но у

которого не сформирована специальная способность – музыкальная память.

Бесспорно, восприятие музыки слушателем, обладающим высокоразвитой или

природной музыкальной памятью, будет более продуктивным и эмоциональным. В

связи с проблемой памяти приведем курьезный случай с Д.Б. Кабалевским,

который в детские годы попал в число злополучных «трех процентов», когда не

сумел правильно повторить предложенную ему мелодию и был отчислен из детского

хора за «отсутствием музыкальных способностей».

Педагоги-музыканты пришли к выводу, что задатки музыкальной деятельности

(т.е. физические особенности строения организма, например, органа слуха или

голосового аппарата) имеются у каждого.

Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие

«неразвивающаяся способность» по утверждению ученых, специалистов в области

исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть,

ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все

многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к

собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохом леса,

листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту,

длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась

музыкальность – природой данное человеку свойство.

Воспитание музыкальной культуры школьников происходит одновременно с

развитием у них музыкальных способностей, которые, в свою очередь,

развиваются в музыкальной деятельности. Чем она активнее и разнообразнее, тем

эффективнее протекает процесс музыкального развития и, следовательно,

успешнее достигается цель музыкального воспитания.

Напомним, что музыкальные способности бывают специальные (исполнительские,

композиторские) и общие – необходимые для осуществления любой музыкальной

деятельности. Для учителя музыки важны в первую очередь общие музыкальные

способности учащихся. Ладовое чувство (эмоциональная отзывчивость на музыку),

способность произвольно оперировать музыкально-ритмическое чувство и чувство

целого (музыкальной формы). Эти способности в сочетании с умением

почувствовать содержание музыки составляют музыкальность.

Представляю краткую характеристику музыкальных способностей.

1. Последовательность развития звуковысотного слуха и чувства лада.

Этот вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие

регистров в процессе слушания произведений, так же и восприятие и

воспроизведение звуков по высоте в ярких образных интонациях, мотивах,

мелодиях; осознание выразительности направленности направления движения

мелодии. Последовательное знакомство со ступенями лада и освоение лада через

характерные ладовые интонации (V, и III, I и III) в несложных песнях и пьесах

для простейших звуковысотных инструментов.

Осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки,

противопоставления мажора и минора как средства отражения света и тени,

радости и горя.

Осознание значения лада как средства воплощения музыкального образа, связи

лада с другими элементами музыкального языка (эти представления можно

формировать на основе наблюдения за развитием).

2. Последовательность развития чувства ритма.

Данный вид музыкальных способностей подразумевает под собой восприятие

равномерной пульсации метрических долей в музыке (в процессе движения под

музыку, игры на простейших музыкальных инструментах); различение сильных и

слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршевых и танцевальных пьес

(в движении, игре на простейших музыкальных инструментах). Восприятие

соотношения различных длительностей на палитре несложных, хорошо знакомых

детских песен. Усвоение ритмических фигур, построенных на чередовании двух

различных ритмических единиц, при этом музыкальный материал должен быть

несложным и хорошо знаком детям, последующее осознание длительностей и пауз,

формирование представлений об их записи. Осознание выразительной и

изобразительной сущности ритма. Развитие внутреннего ритмического слуха

(запоминание различных ритмических рисунков, фигур). Формирования понятия о

ритме как об одном из средств музыкальной выразительности. Определение

выразительной сущности ритма на материале знакомых произведений.

Осознание значения ритма создания музыкального образа и в связи ритма с

другими элементами музыкального языка.

3. Последовательное развитие чувства музыкальной формы (чувства целого).

В данном виде музыкальных способностей сделан акцент на внимание детей к

развитию элементов музыкального языка в попевках, песенках; использование при

этом простейших движений, игры на детских музыкальных инструментах,

ритмической, нотной записи.

Усиление у детей ощущения деления музыкального периода на фазы через движения

под музыку, игру на детских музыкальных инструментах, сопровождений к пьесам,

песням.

Усиление ощущения кульминации мотивов, фраз главной кульминации периода и

т.д. В процессе работы над выразительностью исполнения песен, совместного

исполнения детьми и учителями пьес для слушанья.

Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности в процессе

работы над выразительностью исполнения песен и слушания произведений.

Формирование представлений об интонации как единстве эмоционально-смыслового

содержания и средств его воплощения.

Формирование представлений о теме как изложении музыкальной мысли.

Формирование представлений о музыкальной мысли (на примере исполнения

вариаций для простейших музыкальных инструментов на тему знакомой песни).

Формирование представлений о типах построения музыкального произведения, их

смысловой нагрузке.

Представления л музыкальной форме как основе направления мысли приобретаются

в процессе слушания произведений и наблюдения музыкального образа с помощью

знаний о конструкции произведения; комментариев педагога по ходу слушания;

графической записи. Эти приемы помогают лучше усвоить, услышать

противопоставления или «соревнование» тем, почувствовать и понять главную

идею произведения.

Говоря о развитии чувства формы, необходимо обратить внимание на то, что

выявление формы произведения не является самоцелью. Результатом этой работы

должно стать умение определять развитие образа произведения (которое

предстоит слушать), если известно его форма. И.В. Способин писал, что форма

произведения – это план для направления мысли слушателя.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод: музыкальность представляет

собой комплекс способностей, необходимых для занятия музыкальной

деятельностью. Ее характерным признаком является эмоциональная отзывчивость

на музыку, переживание ее содержания. Поэтому с первых занятий эмоциональную

и слуховую стороны музыкальности необходимо активировать в единстве. Только

тогда учитель сможет в комплексе решать воспитательные, образовательные и

развивающие задачи.

Изучая материалы, представленные различными авторами, я обогатила себя

ценными знаниями, которые помогут мне в будущей профессиональной деятельности

осуществлять работу по музыкальному воспитанию детей с позиций углубленного

понимания вопросов способностей, в том числе, музыкальные.

Исследуя проблемы способностей в теоретическом направлении, я пришла к выводу

о том, что эти вопросы довольно подробно и полно освещены в литературе.

Большинство авторов рассматривает тему способностей примерно с похожих

позиций, то есть каких-либо полярных суждений по этому поводу не

обнаруживается. Особенно ценными для нас являются материалы по классификации

музыкальных способностей и их подробное представление.

Изучив теоретические вопросы общего порядка, приступаю к рассмотрению

конкретных понятий, которые составляют основу данного исследования. Речь идет

о таких музыкальных способностях как ритм и музыкальная память.

1.3 Музыкальная память и ритм как составляющие музыкальных способностей

человека.

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение составляют

известный вид, который может сохраниться достаточно длительное время и при

соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания.

Речь идет о памяти человека.

Память – это довольно-таки широкое понятие, изучаемое в области психологии.

В «Общей психологии» В.В. Богословского, память – запоминание, сохранение и

воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности.

В «Общей психологии» Е.И. Рогова, память – это сложных психический процесс,

состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Попробуем подробнее рассмотреть понятие «память».

Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и

впоследствии использовать личный жизненный опыт.

Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия

памяти. И сама память немыслима вне других процессов. И.М. Сеченов отмечал,

что без памяти наши ощущения и восприятия, исчезая бесследно по мере

возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного.

Изучения памяти был одним из первых разделов психологической науки, где был

приложен экспериментальный метод: были сделаны попытки измерить изучаемые

процессы и описать

Авторы учебного пособия «Психология» И.В. Дубровина, Е.Е, Данилова, А.М.

Прихожан утверждают, что в основе деятельности памяти лежат так называемые

связи -

Ассоциации. Ассоциация – это связь между отдельными представлениями, при

которой одно из этих представлений вызывает другое.

Предметы или явления, связанные в действительности, связываются и в памяти

человека. Запомнить что-либо – значит связать запоминаемое с чем-то, вплести

то, что надо запомнить, в сеть уже имеющихся связей, образовать ассоциации.

Есть несколько видов ассоциаций, которые выдвигают авторы учебного пособия

«Психология»:

- по сложности: восприятие или мысль об одном предмете или явлении

влечет за собой припоминание других предметов или явлений, смежных с первым в

пространстве или во времени;

- по сходству: образцы предметов, явлений или мысли о них вызывают

воспоминание о чем-то сходным с ними. Эти ассоциации лежат в основе

поэтических метафор;

- по контрасту: ассоциируются резко различные явления – шум и тишина,

доброе и злое и т.д.

Память связывает прошлое человека с его настоящим, обеспечивает единство

личности. Человеку надо много знать и много помнить, с каждым годом жизни все

больше и больше. Книги, записи, магнитофоны, карточки в библиотеках,

компьютеры позволяют человеку помнить, но главный его помощник – это его

собственная память.

Формы проявления памяти весьма многообразны, так она связана с различными

сферами жизни человека, с его особенностями.

В учебном пособии «Психология» под редакцией И.В. Дубровиной все виды условно

разделены на три группы: 1) что запоминает человек (предметы, явления, мысли,

движения, чувства). Соответственно этому различают двигательную,

эмоциональную, словесно-логическую и образную память; 2) как человек

запоминает (случайно или преднамеренно). Здесь выделяют произвольную и

непроизвольную память; 3) как долго сохраняется то, что человек запомнил.

Перейду к краткой характеристике каждого из видов.

1. Двигательная (моторная) память позволяет запоминать умения, навыки,

различные движения и действия. Если бы не было этого вида памяти, то человеку

всякий раз приходилось бы заново учиться ходить, писать, выполнять

разнообразную деятельность.

2. Эмоциональная память помогает помнить чувства, эмоции, переживания,

которые мы испытываем в тех или иных ситуациях.

Эмоциональная память имеет большое значение в формировании личности человека,

являясь важнейшим условием его духовного развития.

3. Смысловая, ил словесно-логическая память выражается в запоминании,

сохранении и воспроизведении мыслей, понятий, размышлений, словесных

формулировок. Форма воспроизведения мысли зависит от уровня речевого развития

человека. Чем менее развита речь, тем труднее выразить смысл своими словами.

4. Образная память. Этот вид памяти связан с нашими органами чувств,

благодаря которым человек воспринимает окружающий мир.

В соответствии с нашими органами чувств различают пять видов образной памяти:

слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной

памяти развиты у человека неравномерно, какой-либо всегда является

преобладающим.

5. Произвольная память предполагает наличие специальной цели запомнить,

которую ставит человек и применяет для этого соответствующие приемы,

производит волевые усилия.

6. Непроизвольная память не предполагает специальной цели запомнить или

припомнить тот или иной материал, случай, явление, они запоминаются как бы

сами собой, без применения специальных приемов, без волевых усилий.

Непроизвольная память – не иссякающий источник познания. В развитии памяти

непроизвольное запоминание предшествует произвольному. Очень важно понять,

что человек непроизвольно запоминает не все подряд, а то, что связано с его

личностью и деятельностью. Непроизвольно запоминается прежде всего то, что

нам нравиться, на что мы обратим случайно внимание, над чем мы активно и с

увлечением работаем. Поэтому непроизвольная память тоже имеет активный

характер. Непроизвольная память есть и у животных – это установлено учеными.

В человеке же мы различаем ясно оба эти явления памяти. Лучший способ

запомнить и надолго сохранить в памяти – применить знания на практике. Кроме

того, память не желает удерживать в сознании то, что противоречит установкам

личности.

7. Кратковременная и долговременная память. Эти два вида памяти

отличаются длительностью сохранения того, что человек запоминает.

Кратковременная память имеет относительно небольшую длительность – несколько

секунд или минут. Она достаточна для точного воспроизведения только что

произошедших событий, только что воспринятых предметов и явлений. После

непродолжительного времени впечатления исчезают, и человек обычно оказывается

неспособным что-либо вспомнить из воспринятого. Долговременная память

обеспечивает продолжительное сохранения материала. Здесь важны установка

запомнить надолго, необходимость этих сведений для будущего, их личностная

значимость для человека.

В процессе развития человека относительная последовательность становления

видов памяти выглядит примерно так (составитель И.В. Дубровина):

1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.