реферат, рефераты скачать
 

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения


текучести, непрерывности звучания, проработать над артикуляцией. Кроме того,

восприятие музыкального образа усилилось за сет того, что литературные и

музыкальные образы созвучны. Философская природа музыки И.С. Баха в данном

случае вполне удачно сочетается с философской природой Стихотворения М.Ю.

Лермонтова. Оба автора особенно тонко чувствуют и передают глубокие

переживания человека, наводят на размышления о смысле бытия, обращаются к

внутреннему, духовному миру человека.

Передам свои ощущения от работы в совместном выражении музыкального и

поэтического образа. Помимо решения ритмической задачи, я почувствовала

особую поэтичность, необходимую в игре. Возвышенность образов и неповторимая

красота этих двух высокохудожественных произведений наполнили меня особой

одухотворенностью, побудили к творческим исканиям, помогли особенно

сосредоточиться на звуке, дали большой эмоциональный заряд, так необходимый

для исполнения. Я ощутила особую пульсацию в музыкальном произведении. В

отличии от работы с метроритмом, который дает лишь сухое мерно отстукивание,

применение декламационного материала есть главное преимущество –

выразительность. В последующих исполнениях в рамках репетиции я повторяла

текст мысленно во время игры. Особенно важно, что параллельное включение

декламации обостряет слух, помогает с помощью дикции поработать над

артикуляцией – четким произношение звука.

Другой пример. К. Черни Этюд опус 299 № 4 – нотный текст № 2. В работе над

ритмом, артикуляцией Ирина Дмитриевна предложила стихотворный текст,

сочиненный ею специально для выполнения этого вида работы.

Вот стаи журавлиные

Летят по небу синему

Зовут в края красивые,

Где песни соловьиные,

Пускай летят и кружатся!

Придет зима, завьюжится,

А мы пойдем на улицу,

Не страшно – не застудимся.

Кристаллики – снежиночки,

На реках – льды и льдиночки,

Вот зимние картиночки

Как радости снежиночки.

Заснежено, завьюжено,

В природе все застужено,

На окнах – иней – кружено

И печь гудит натружено.

И пусть мороз прокатится,

Пройдет зима – заплачется,

В капели порастратится

Придет весна, подкатится.

Ручьями да распутицей

Весна – природы спутница,

Нам лучшая попутчица,

С весною жизнь улучшится,

Да, время возвращается,

Природа оживляется,

А день уж прибавляется,

И птицы возвращаются,

Вот стаи журавлиные

Летят такие длинные,

Скучали на чужбине вы

Летите к нам, любые

Летите к нам сюда!

Так в вечном ожидании

Тепла, весна и мая мы.

Все – в трепетном внимании,

В природе – понимание

Стремимся к продолжению

И вечному движению

Все – в трепетном волнении

В высоком вдохновении.

Дарим свои улыбочки

И звуки – как слезиночки.

Сыграем как на скрипочке

Про вечные картиночки

И эти откровения,

Как радости мгновения

Разбудят вдохновение,

И в вместе с ним – движение.

О, муза фортепианная

Ты – самая желанная

Природа музыкальная

Для пианиста главная,

Как вечная весна!

(И.Д. Перфильева «Вечное движение»)

Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть

особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример помогает в

объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов. Но

удивительно созвучно по тематике с бесконечностью в движении музыки.

С помощью декламации в данном случае помимо четкости, качества

звукоизвлечения, осуществляется задача декламационности музыкального языка,

музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, а кроме этого,

появляется эмоциональное воздействие. В этом примере благодаря применению

стихотворного текста решаются и технические задачи.

График № 2 Показатели темпа запоминания наизусть (муз. Материал) –

К. Черни этюд ор 299 № 11

1 – освоение наизусть обычным способом

2 – освоение с помощью декламации

ОХ – время в минутах

ОУ – количество тактов

У

34

32

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения 30

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения 28 1

26

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения 24

22

20

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения

18

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения 16

14 2

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения 12

10

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения 8

6

4

2

0 10 15 20 25 30 35 40 50

Х

Таблица № 2 показатели темпа запоминания наизусть

Время

Освоение наизусть обычным способомОсвоение наизусть с помощью декламации
1028
15412
20616
25820
301024
351226
401428
501632

Музыкальный материал. Прелюдия И фуга Fis – dur (1том ХТК)

ОХ – количество времени (мин.) ОУ – количество тактов

1 – Освоение наизусть с помощью декламации

2 – Освоение наизусть обычным способом

У

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения 16 1

12

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения 8

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения 6 2

Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучения 4

0 5 10 15 20 25 30

Х

Таблица № 1 Показатели темпа запоминания

Музыкальный материал: И.С. Бах Прелюдия и фуга Fis – dur из ХТК
ВремяОсвоение наизусть обычным способомОсвоение наизусть способом декламации
7 мин.24
15 мин.48
20 мин.612
30 мин.816

п/п

Музыкальный материалОсвоение наизусть обычным способом

Время

На

Запоми

нание

Освоение наизусть с помощью декламацииВремя на запоминание
1

И.С. Бах Прелюдия XIII (I том ХТК). Такты № 1-8

(«Тучки небесные»)

При многократном проигрывании из игры выпадали такты целиком30 мин.Этот вид работы бвл результативней, т.к. на каждый такт приходился поэтический текст15 мин.
2

К. Черни этюд от 299 № 14 такты 1 –16

(«Вот стая журавлинная»)

При многократном проигрывании установка была сделана на выигрывание всех нот в такте верно наизусть Не помогала даже игра в медленном темпе. Наизусть текст «не шел». 50 мин.Этот вид работы позволил переключить внимание на произношение поэтического текста вместе с музыкальным.20 мин.

Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание

приобретает определенный смысл. Такие методы разнообразят и дополняют работу.

В медленном темпе идет осмысленное интонирование, проявляется логическая

связь и завершенность в подаче разделов. Еще один особенно значимый момент –

переключение на работу с декламацией дает ученику возможность преодолеть

скованность во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении,

в целом – особый психологический комфорт.

Таким образом, мне удалось ощутить на себе полезность данного метода работы.

В вопросах метроритмической неустойчивости и темповой неоднородности данный

метод дает мгновенный положительный результат!

Кроме вышеизложенных вариантов применения, педагог предлагает использовать

стихосложение в работе над выразительностью исполнения. Аналогии, параллели с

литературными текстами дают особенно ясную картину выразительности, и

формирование фразировки в динамическом смысле становится особенно понятно.

Пример логических ударений во фразе:

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Я помню чудное мгновение.

Так и в музыке в зависимости от расположения кульминаций меняется смысл.

Музыкальное развитие, его законы и логика строится по аналогии с

литературным, что упрощает работу с фразеровкой.

Литературные и музыкальные параллели можно использовать и при заучивании

текстов наизусть. Объяснить ученику, что для запоминания стихотворения

наизусть используются многократные повторения по строчкам, предложениям.

В музыкальном произведении процесс запоминания текста ведется также по фразам

и предложениям.

Обобщая вышеизложенное, еще раз подчеркиваю полезность метода, который дает

мгновенный результат в решении музыкальных, художественных, технических задач

в работе над фортепианном произведением.

Следует заметить, что литераторы используют музыку для того, чтобы еще более

выразительно передать поэтический образ. Здесь просматривается особое

взаимодействие литературы и музыкального искусства.

Возвращаясь к методам воздействия на ученика с помощью ритма в музыке и танце

следует подчеркнуть, что Жак Далькроз начинал свою работу с параллельного

включения моторики, движения, а затем, обобщая подчеркивал художественное

значение метода, предостерегал от использования в чисто двигательном,

техническом плане. От моторики – к художественному выражению.

В работе с использованием метода игры с параллельной декламацией Ирина

Дмитриевна переводит работу от чисто технической задачи к

высокохудожественному восприятию в целом.

Проанализировав результативность метода, проработав его на себе, я

почувствовала потребность в исследовании в этом направлении. Это стало

возможным с момента начала практики по специализации.

Сначала нам удалось определить задачу узкоспециальной направленности – для

выработки чувства ритма у учащихся. К этому привела опять-таки необходимость.

Ученица, с которой я работаю на практике, на мой взгляд, недостаточно

понимает и чувствует ритмическую природу. К примеру работа со счетом вслух не

дает должного результата, ошибки в просчете длительностей все же имеются,

появляются то в одном, то в другом месте. Мы очень долго отрабатывали ритм в

пьесе Т. Самотринской «Пастух играет», использовали традиционные способы

отработки ритма – прохлапывание, простукивание со счетом и другие, которые

описаны в традиционной методической литературе. Так, на начальном этапе

обучения рекомендуется выработать у учащегося ясное ощущение счетной единицы

(пульсации), с помощью подсчитывания вслух и про себя, отбивать, тактировать,

считать более мелкими длительностями, сравнивать темп с начальным, (если есть

отклонения). Однако эта работа не привела к предполагаемому результату.

И здесь мы включили метод декламации. Сначала ритмическое проговаривание, в

котором четвертные ноты произносятся ровно, а половинные – с удвоением

гласных

Затем с произвольным текстом

Внимание ученика направлено на слово «белый» - в быстром проговаривании.

Далее

Слова – восьмые – на слово «белый», что помогает ученику запомнить по смыслу.

Техническая отработка ритма осуществляется в данном случае без образной

параллели. Замечаем, что переключение внимания на сопроводительный текст дало

мгновенный результат в работе над ритмом. Применение стихотворных текстов в

других учебных ситуациях довольно разнообразно. К примеру, в изучении

аппликатуры в гамме. Педагог предлагает ученику сопроводительный текст –

подсказку:

Параллельное движение

Я освою, без сомнения,

В левой пальцы – третий, первый,

В правой – третий, как и в левой.

Кроме того, в этих словах есть психологическая установка: «Я освою без

сомненья».

Направленность движений рук передается словами:

Все куда-то разбежались

Заскучали и примчались

Левая рука правая рука

В расходящемся движении

Все в зеркальном отражении

(то есть аппликатура – зеркальна)

5 4 3 2 1 3 2 1 1 2 3 1 2 3 4 5

Образно передается темп гамме с помощью стихов:

Очень медленно и тихо

Здесь прошла одна слониха. (темп

медленный)

А за ней бежит слоненок,

Заплетается спросонок. (темп

быстрее)

Пальцы ставлю по порядку,

С ними делаю зарядку. (еще

немного быстрее)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.