| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МЕНЮ
| Диплом: Музыкальные способности и их развитие путем применения декламационного метода обучениятекучести, непрерывности звучания, проработать над артикуляцией. Кроме того, восприятие музыкального образа усилилось за сет того, что литературные и музыкальные образы созвучны. Философская природа музыки И.С. Баха в данном случае вполне удачно сочетается с философской природой Стихотворения М.Ю. Лермонтова. Оба автора особенно тонко чувствуют и передают глубокие переживания человека, наводят на размышления о смысле бытия, обращаются к внутреннему, духовному миру человека. Передам свои ощущения от работы в совместном выражении музыкального и поэтического образа. Помимо решения ритмической задачи, я почувствовала особую поэтичность, необходимую в игре. Возвышенность образов и неповторимая красота этих двух высокохудожественных произведений наполнили меня особой одухотворенностью, побудили к творческим исканиям, помогли особенно сосредоточиться на звуке, дали большой эмоциональный заряд, так необходимый для исполнения. Я ощутила особую пульсацию в музыкальном произведении. В отличии от работы с метроритмом, который дает лишь сухое мерно отстукивание, применение декламационного материала есть главное преимущество – выразительность. В последующих исполнениях в рамках репетиции я повторяла текст мысленно во время игры. Особенно важно, что параллельное включение декламации обостряет слух, помогает с помощью дикции поработать над артикуляцией – четким произношение звука. Другой пример. К. Черни Этюд опус 299 № 4 – нотный текст № 2. В работе над ритмом, артикуляцией Ирина Дмитриевна предложила стихотворный текст, сочиненный ею специально для выполнения этого вида работы. Вот стаи журавлиные Летят по небу синему Зовут в края красивые, Где песни соловьиные, Пускай летят и кружатся! Придет зима, завьюжится, А мы пойдем на улицу, Не страшно – не застудимся. Кристаллики – снежиночки, На реках – льды и льдиночки, Вот зимние картиночки Как радости снежиночки. Заснежено, завьюжено, В природе все застужено, На окнах – иней – кружено И печь гудит натружено. И пусть мороз прокатится, Пройдет зима – заплачется, В капели порастратится Придет весна, подкатится. Ручьями да распутицей Весна – природы спутница, Нам лучшая попутчица, С весною жизнь улучшится, Да, время возвращается, Природа оживляется, А день уж прибавляется, И птицы возвращаются, Вот стаи журавлиные Летят такие длинные, Скучали на чужбине вы Летите к нам, любые Летите к нам сюда! Так в вечном ожидании Тепла, весна и мая мы. Все – в трепетном внимании, В природе – понимание Стремимся к продолжению И вечному движению Все – в трепетном волнении В высоком вдохновении. Дарим свои улыбочки И звуки – как слезиночки. Сыграем как на скрипочке Про вечные картиночки И эти откровения, Как радости мгновения Разбудят вдохновение, И в вместе с ним – движение. О, муза фортепианная Ты – самая желанная Природа музыкальная Для пианиста главная, Как вечная весна! (И.Д. Перфильева «Вечное движение») Стихи располагают к определенности, четкости в проговаривании, в них есть особая непрерывность, которая необходима в игре. Этот пример помогает в объединении текста, дает почувствовать форму, законченность эпизодов. Но удивительно созвучно по тематике с бесконечностью в движении музыки. С помощью декламации в данном случае помимо четкости, качества звукоизвлечения, осуществляется задача декламационности музыкального языка, музыкальный материал воспринимается как выразительно-речевой, а кроме этого, появляется эмоциональное воздействие. В этом примере благодаря применению стихотворного текста решаются и технические задачи. График № 2 Показатели темпа запоминания наизусть (муз. Материал) – К. Черни этюд ор 299 № 11 1 – освоение наизусть обычным способом 2 – освоение с помощью декламации ОХ – время в минутах ОУ – количество тактов У 34 32 26 22 20 18 14 2 10 6 4 2 0 10 15 20 25 30 35 40 50 Х
Музыкальный материал. Прелюдия И фуга Fis – dur (1том ХТК) ОХ – количество времени (мин.) ОУ – количество тактов 1 – Освоение наизусть с помощью декламации 2 – Освоение наизусть обычным способом У
12 0 5 10 15 20 25 30 Х
Таблица № 1 Показатели темпа запоминания
Работа вызывает особый интерес, а скучное многократное проигрывание приобретает определенный смысл. Такие методы разнообразят и дополняют работу. В медленном темпе идет осмысленное интонирование, проявляется логическая связь и завершенность в подаче разделов. Еще один особенно значимый момент – переключение на работу с декламацией дает ученику возможность преодолеть скованность во время игры, появляется свобода, непринужденность в исполнении, в целом – особый психологический комфорт. Таким образом, мне удалось ощутить на себе полезность данного метода работы. В вопросах метроритмической неустойчивости и темповой неоднородности данный метод дает мгновенный положительный результат! Кроме вышеизложенных вариантов применения, педагог предлагает использовать стихосложение в работе над выразительностью исполнения. Аналогии, параллели с литературными текстами дают особенно ясную картину выразительности, и формирование фразировки в динамическом смысле становится особенно понятно. Пример логических ударений во фразе: Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Я помню чудное мгновение. Так и в музыке в зависимости от расположения кульминаций меняется смысл. Музыкальное развитие, его законы и логика строится по аналогии с литературным, что упрощает работу с фразеровкой. Литературные и музыкальные параллели можно использовать и при заучивании текстов наизусть. Объяснить ученику, что для запоминания стихотворения наизусть используются многократные повторения по строчкам, предложениям. В музыкальном произведении процесс запоминания текста ведется также по фразам и предложениям. Обобщая вышеизложенное, еще раз подчеркиваю полезность метода, который дает мгновенный результат в решении музыкальных, художественных, технических задач в работе над фортепианном произведением. Следует заметить, что литераторы используют музыку для того, чтобы еще более выразительно передать поэтический образ. Здесь просматривается особое взаимодействие литературы и музыкального искусства. Возвращаясь к методам воздействия на ученика с помощью ритма в музыке и танце следует подчеркнуть, что Жак Далькроз начинал свою работу с параллельного включения моторики, движения, а затем, обобщая подчеркивал художественное значение метода, предостерегал от использования в чисто двигательном, техническом плане. От моторики – к художественному выражению. В работе с использованием метода игры с параллельной декламацией Ирина Дмитриевна переводит работу от чисто технической задачи к высокохудожественному восприятию в целом. Проанализировав результативность метода, проработав его на себе, я почувствовала потребность в исследовании в этом направлении. Это стало возможным с момента начала практики по специализации. Сначала нам удалось определить задачу узкоспециальной направленности – для выработки чувства ритма у учащихся. К этому привела опять-таки необходимость. Ученица, с которой я работаю на практике, на мой взгляд, недостаточно понимает и чувствует ритмическую природу. К примеру работа со счетом вслух не дает должного результата, ошибки в просчете длительностей все же имеются, появляются то в одном, то в другом месте. Мы очень долго отрабатывали ритм в пьесе Т. Самотринской «Пастух играет», использовали традиционные способы отработки ритма – прохлапывание, простукивание со счетом и другие, которые описаны в традиционной методической литературе. Так, на начальном этапе обучения рекомендуется выработать у учащегося ясное ощущение счетной единицы (пульсации), с помощью подсчитывания вслух и про себя, отбивать, тактировать, считать более мелкими длительностями, сравнивать темп с начальным, (если есть отклонения). Однако эта работа не привела к предполагаемому результату. И здесь мы включили метод декламации. Сначала ритмическое проговаривание, в котором четвертные ноты произносятся ровно, а половинные – с удвоением гласных Затем с произвольным текстом Внимание ученика направлено на слово «белый» - в быстром проговаривании. Далее Слова – восьмые – на слово «белый», что помогает ученику запомнить по смыслу. Техническая отработка ритма осуществляется в данном случае без образной параллели. Замечаем, что переключение внимания на сопроводительный текст дало мгновенный результат в работе над ритмом. Применение стихотворных текстов в других учебных ситуациях довольно разнообразно. К примеру, в изучении аппликатуры в гамме. Педагог предлагает ученику сопроводительный текст – подсказку: Параллельное движение Я освою, без сомнения, В левой пальцы – третий, первый, В правой – третий, как и в левой. Кроме того, в этих словах есть психологическая установка: «Я освою без сомненья». Направленность движений рук передается словами:
Все куда-то разбежалисьЗаскучали и примчались
Левая рука правая рукаВ расходящемся движении Все в зеркальном отражении (то есть аппликатура – зеркальна) 5 4 3 2 1 3 2 1 1 2 3 1 2 3 4 5 Образно передается темп гамме с помощью стихов:
Очень медленно и тихо Здесь прошла одна слониха. (темп медленный) А за ней бежит слоненок, Заплетается спросонок. (темп быстрее) Пальцы ставлю по порядку, С ними делаю зарядку. (еще немного быстрее) |
ИНТЕРЕСНОЕ | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|