| |||||
МЕНЮ
| Международно-правовой режим мирового океанаСтатья 94(3) Конвенции ООН 1982 г. возлагает на государство флага обязанность принимать необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности, относительно конструкции, оборудования и годности судов к плаванию. Пункт 4 ст. 94 предусматривает меры, необходимые для обеспечения выполнения данных обязательств. Предусматривается, что государства обязаны обеспечивать, чтобы каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированными инспекторами и имело на борту карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, необходимые для безопасного плавания. Пункт 5 ст. 94 предусматривает, что при осуществлении таких мер каждое государство обязано придерживаться общепризнанных международных правил, процедур и практики. Это положение распространяется и на меры, принимаемые в отношении исключительной экономической зоны (ст. 58 (2)). Статья 217 (2) предусматривает аналогичные положения относительно обеспечения выполнения законов и правил, касающихся загрязнения. Государства, в частности, обязаны принимать надлежащие меры с целью обеспечения того, чтобы судам, плавающим под их флагом или зарегистрированных в них, запрещалось плавание до тех пор, пока они не будут в состоянии выйти в море с соблюдением применимых международных норм и стандартов, установленных через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды. Пункты 1-5 статьи 94 Конвенции ООН 1982 г. 1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под их флагом. 1. Каждое государство, в частности: a) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых международных правил вследствие их небольших размеров; и b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна. 3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается: a) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов; b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых международных актов; c) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения. 4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения того, чтобы: а) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором и имело на борту такие карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна; b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна; c) капитан, офицеры и, в необходимых степени, экипаж были полностью ознакомлены с применимыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предупреждения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и были обязаны соблюдать такие правила. 5. Принимая меры, предусмотренные в п.п. 3 и 4, каждое государство обязано придерживаться общепринятых международных правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения. В статье 21(2) Конвенции ООН 1982 г. установлено, что прибрежное государство не применяет к иностранным судам, осуществляющим мирный проход через территориальное море, законы и правила, относящиеся к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию судов, если только они не вводят в действие «общепризнанные международные нормы и стандарты». Это положение является чрезвычайно важным для применения договорных норм ИМО, содержащих такие нормы и стандарты, т.к. они устанавливают рамки юрисдикции прибрежного государства. Статья 211(6) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что в случае, когда нормы и стандарты, установленные через компетентную международную организацию или общую дипломатическую конференцию для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, не соответствуют особым условиям определенного, четко обозначенного района исключительной экономической зоны, прибрежное государство может после консультаций через компетентную международную организацию принять в отношении такого района законы и правила, вводящие нормы и стандарты или практику мореплавания, признаваемые этой организацией. Общепринятые международные нормы и стандарты, на которые ссылаются статьи 21(2) и 94(5) Конвенции ООН 1982 г., в основном содержаться в SOLAS и LL. Также такие нормы и стандарты, а также нормы и стандарты, направленные на предотвращение, сокращение и сохранение под контролем морской среды, содержаться в MARPOL. В целях наиболее эффективного применения этих конвенций ИМО приняла многочисленные рекомендации. SOLAS 74 и SOLAS Протокол 78 регулируют минимальные стандарты конструкции, оборудования и функционирования судов, относящиеся к таким предметам, как механизмы и электроприборы, пожарная безопасность, обнаружение и тушение, спасательные операции и мероприятия, радиосообщения. Правила предоставляются для проверок различных типов судов (нефтевозы, газовые и химические танкеры, пассажирские суда, суда типа ро-ро), издания документов, устанавливающих соответствие судов установленным стандартам, и обязанности проводить адекватное оборудование и морские издания. LL 66 определяет минимальную высоту борта, до которой судно может быть нагружено, включая высоту борта танкеров, взятых в расчете возможных рисков представленных в различных климатических зонах и в различные времена года. Требования к конструкции и оборудованию для безопасности рыболовецких судов содержатся в Торремолиносской международной Конвенции 1977 г. в редакции Торремолиносского Протокола 1993 г. Ни Конвенция, ни Протокол не вступили в силу. В добавление к этим конвенциям ИМО приняла ряд рекомендаций, руководящих указаний и кодов, относящихся к конструкции, оборудованию и годности судов к плаванию. Как государства, имеющие превосходство, государства-члены, уже серьезно использовали некоторые из еще не утвержденных правил. Комплектование судов личным составом Касаясь конструкции и оборудования, Конвенция ООН 1982 г. устанавливает в статье 94(3)(Ь), что каждое государство должно принимать меры для обеспечения безопасности на море в открытом море относительно комплектования судов личным составом, кондиции и тренировки команды, принимая во внимание применяемые международные правила. Параграф 4(Ь) акцентирует внимание на том, что такие меры должны предусматривать, что каждое судно возглавляется капитаном и офицером, которые обладают необходимой для типа, размера, механизма и оборудования судна». Параграф 4(с) также требует, «чтобы капитан, офицеры и, в необходимой степени, экипаж были ознакомлены с применяемыми международными правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио». Также в согласовании с этими положениями параграф 5 постановляет, что «каждое государство обязано придерживаться общепринятых международных правил, процедур и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения». Эта обязанность также содержится в ИЭЗ. Статья 217(2) Конвенции ООН 1982 г. охватывает часть 3 статьи 94 по защите морской среды. Она обязывает государство флага судна обеспечить, чтобы их судам было запрещено плавание до того момента, когда они смогут отправиться дальше в море в соответствии с установленными требованиями. Статья 21(2) также устанавливает, что прибрежное государство не может навязывать иностранным судам законов и правил, относящихся к мирному проходу через их территориальное море, применяемых к комплектованию экипажа, «если только они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты. Статья 211(6)(с) устанавливает, что дополнительные законы и правила, которые прибрежное государство может принимать для специальных районов в ИЭЗ, не должны требовать от иностранных судов соблюдать стандарты комплектования экипажа, иные, чем общепринятые международные нормы и стандарты. SOLAS 74 накладывают общую обязанность на государства флага обеспечить для цели безопасности жизни на море и соответствующего комплектования экипажа судна. Таким образом, суда должны быть снабжены соответствующим сертификатом, таким как очевидность требуемого минимума безопасности комплектования экипажа (правило v/13). STCW 78 содержит исчерпывающий список международных правил, относящихся к подготовке и сертифицированию персонала. Эта Конвенция утверждает минимальные требования к подготовке, квалификации и мореходному обеспечению (сервису) для капитанов и офицеров и для соответствующих категорий, которые формируют часть навигационной вахты, вахты в машинном отделении на нефтяных, химических танкерах или танкерах со сжиженным газом и пассажирских судах. STCW 78 была пересмотрена на Конференции государств-участников, проходившей в 1995г. Изменения, внесенные в связи с этой возможностью, относятся к тому, что Конвенция STCW не была формально применена и не накладывала какие-либо строгие обязанности на участников относительно ее выполнения. Они также, в общем, привели Конвенцию STCW в соответствие с сегодняшним днем. Одна из главных особенностей переработки включает в себя переработку нового кода STCW, которому было отнесено общее содержание технических правил. Часть А кода является императивной (повелительной), тогда как часть В является рекомендательной. В дополнение, Конференция исправила Главу I Конвенции STCW, озаглавив ее «Общие положения». Таким образом, Государства-участники должны предоставлять информацию ИМО, касающуюся выполнения требований Конвенции. Комитет Морской Безопасности ИМО (MSC) будет использовать эту информацию для выявления Участников, которые могут доказать, что ими был получен полный и законченный результат Конвенции. Кроме того, были развиты усиленные процедуры, касающиеся действий портового контроля государства, согласно Статье Х Конвенции STCW 1978. Таким образом, также были внесены и дополнения, относящиеся к специальным условиям тренировки и квалификации экипажа на борту пассажирских судов типа ро-ро. Проходившая параллельно с конференцией STCW 1995 Конференция приняла новую Конвенцию по Стандартам тренировки, удостоверению и несению вахты для экипажей рыболовных судов. Конвенция представляет собой первую попытку установить императивные стандарты безопасности для команд рыболовных судов. Сигналы, сообщения и предупреждение столкновений. Для обеспечения безопасности в открытом море и в исключительной экономической зоне государство флага в рамках своей юрисдикции должно принимать соответствующие меры по отношению к «пользованию сигналами, поддержанию связи и предупреждению столкновений» (статьи 94 (3) (с) и 58 (2)). Эти меры должны согласовываться с «общепринятыми международными правилами, процедурами и практикой и каждое государство должно предпринимать необходимые шаги для обеспечения их соблюдения» (статья 94 (5)). Граница распространения стандартов, касающихся сигналов, сообщений и предупреждения столкновений были разработаны MSC и одобрены соответствующим органом внутри рамок документов и рекомендаций договора. Соответствующие параграфы относятся к положениям, включенным в документы ИМО, которые связаны с предметом, затронутым в статье 94 (3) (с) Конвенции ООН 1982 г. Правила относительно сигналов. Правила и предписания относительно сигналов отражены в SONAS 74 и COLREG 72. Согласно предписаниям v/21 SONAS, все суда, обязанные иметь радиооборудование, должны соблюдать Международный код Сигналов. Любое другое судно, которое, по мнению Администрации, нуждается в его использовании, должно также его соблюдать. Этот код был принят 4-ой сессией Ассамблеи ИМО в 1965 и с тех пор был дополнен (исправлен) MSC несколько раз. Предписания относительно сообщений. Правила относительно сообщений для целей безопасности содержатся в Главе IV SONAS 74, которые связаны с обеспечением радио коммуникационных сообщений соглашающихся правительств и обеспечивают для оборудования на борту судов для сообщений о бедствиях и спасании также как для общих радиосообщений. Специальные технические радио требования к оборудованию для таких целей установлены в Радио Предписаниях Международного Телекоммуникационного Союза. Правила относительно сообщений также содержаться в главе V SONAS, в частности в Предписаниях 2 и 3 по сообщениям об опасности и в Предписании 4 по метеорологическим сообщениям. Предписания относительно предупреждения столкновений на море. Предписания относительно предупреждения столкновений на море установлены в COLREG 72, которое связано с правилами управления и плавания, огнями и формами (образами, очертаниями), звуковыми и световыми сигналами. COLREG также регулирует поведение судов, действующих в или около схем разделения движения. Внутри общих рамок, установленных положениями Конвенции ООН 1982 г., COLREG применяется к открытому мор^, исключительной экономической зоне, территориальному морю и путям, используемым для международного судоходства. Тем не менее, Правило 1(а) COLREG устанавливает, что правила применяются ко «всем судам в открытых морях и во всех водах, связанных с ними и вместе с этим приспособленных для прохода морских судов». Конвенция ООН 1982 г. обязывает иностранные суда подчиняться этим предписаниям при навигации (проходе) в территориальном море, по путям, используемым для международного судоходства и в архипелажных водах. В соответствии с этим Конвенция устанавливает, что «общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновения в море, должны также применяться к иностранным судам, осуществляющим право мирного прохода через территориальное море и архипелажные воды (статьи 21(4) и 52(1)). В соответствии со статьей 54, суда, осуществляющие право транзитного прохода через архипелажные морские коридоры, должны подчинятся Международным правилам предупреждения столкновений на море. Схемы движения судов Территориальное море В соответствии со статьей 22 Конвенции ООН 1982 г. прибрежное государство может: - устанавливать морские коридоры и предписывать схемы разделения движения для регулирования мирного прохода судов через их территориальное море, где необходимо и с учетом безопасности судоходства. (Статья 22(1)); - обязать танкеры, суда с ядерными двигателями и суда, перевозящие ядерные и другие опасные или ядовитые по своей природе вещества или материалы, ограничить их проход по таким морским коридорам (Статья 22 (2)). В соответствии со статьей 22 (3) (а), прибрежные государства должны при установлении морские коридоров и предписании схем разделения движения «принимать во внимание» inter alia рекомендации компетентной международной организации (ИМО). В отношении морских коридоров соответствующие положение ИМО содержатся в Предписании v/8 SOLAS, дополненном (исправленном) в 1995 г., в Общих положениях по схемам движения судов ИМО, принятых Резолюцией А. 572 (14) Ассамблеи ИМО. Положения по схемам разделения движения (TSS) содержатся в Правилах 1(d) и 10 COLREG . Предписание v/8 (j) SOLAS устанавливает, что «все принятые системы схем движения судов и действия, предпринимаемые в соответствии с этими системами, должны быть согласованы с международным правом, включая соответствующие положения Конвенцию ООН 1982 г. по морскому праву 1982 г. Принимая во внимание темы Статьи 22(3)(а) Конвенции ООН 1982 г., Предписания v/8 устанавливает, что системы схем движения судов «рекомендованы для использования и могут быть представлены обязательными для всех судов, определенных категорий судов или судов, перевозящих определенные грузы, принятые или выполняемые в соответствии с руководящими правилами и критериями, разработанными Организацией» (ИМО). Эти положения Конвенции ООН 1982 г. и SOLAS и классы (типы) судов, к которым они относятся, в Статье 22(2) Конвенции ООН 1982 г. находятся во взаимодействии с работой, проводимой ИМО и Международным Агентством Атомной Энергии (IAEA) для рассмотрения условий транспортировки морем радиоактивных материалов с точки зрения безопасности. Параграф (d) Предписания v/8 подтверждает, что инициатива действий по установлению систем схем движения судов является обязанностью правительств, которые должны принимать во внимание руководящие правила и критерии, установленные ИМО. Правила 1(d) и 10 COLREG определяют соответственно компетенцию ИМО принять TSS основные технические предписания следующие в этом направлении. Эти предписания эффективно устанавливав ограничения судоходства для обеспечения безопасности. Общие предписания ИМО по схемам движения судов, содержащих условия для принятия мер движения судов, применяемых не только в территориальном море, но также и в исключительной экономической зоне, проливах и архипелажных водах. В соответствии с параграфом 3.4 Руководящих правил, «ИМО не должна принимать или исправлять системы схем движения без согласия заинтересованного прибрежного государства, там, где эти системы могут подействовать на: 1. Их права и практику в отношении эксплуатации живых и минеральных ресурсов; 2. Окружающую среду, условия движения или установленные системы схем движения судов в соответствующих водах; 3. Требования к улучшению или урегулированию в целях судоходства или гидрографических обзоров в соответствующих водах». В непосредственном отношении к предмету территориального моря (параграфы 3.14 - 3.16), 3.16 устанавливает, что правительства устанавливал системы схем движения, «ни одна часть которых не может быть вдали от их территориальных морей» (3.141 должны составлять их в соответствии с критериями, установленными ИМО и представлять их ИМО для утверждения. Параграфы 3.15 и 3.16 применяются к случаям, где «по какому бы ни было основанию» правительство решило не передавать на рассмотрение ИМО системы схем движения. В таких случаях правительства должны довести до сведения моряков системы схем движения, обеспечить ясные указания в картах и в морских публикациях, к которым данные правила относятся. Проливы, используемые для международного судоходства. Также как прибрежное государство имеет власть над территориальным морем, государства, граничащие с проливами, имеют право устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения или, как это предписывается, заменять их, когда это необходимо для содействия безопасному проходу судов в проливах, используемых для международного судоходства. (Статья 41 (1) и (2)). Тогда как в отношении территориального моря прибрежные государства Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|