реферат, рефераты скачать
 

Международно-правовой режим мирового океана


отдельных районов. Такие вопросы регулируются и Конвенцией ООН 1982 г. и

MARPOL. Следовательно, положения обоих договоров дополняют друг друга и в

целях надлежащего исполнения должны применяться совместно.

Загрязнение с судов

Общие положения

Ст. 211(1) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает общую обязанность

государств, действующих через компетентную международную организацию (ИМО),

устанавливать международные нормы для предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также

периодически их пересматривать. Основным документом ИМО в этой сфере

является MARPOL. Ст. 2(2) дает определение понятия «вредное вещество»

(любое вещество, которое при попадании в море может создать опасность для

здоровья людей, причинить вред живым ресурсам, морской флоре и фауне,

нарушить природную привлекательность моря в качестве места отдыха или

помешать другим видам правомерного использования моря), а ст. 2(3)

определяет понятие «сброс» (любой выброс судна, какими бы причинами он не

вызывался, и включает любую утечку, удаление, разлив, протечку, откачку,

выбрасывание или опорожнение). Оба эти определения могут быть применены в

контексте понятия «загрязнение морской среды». В то время как определение,

данное в Конвенции ООН 1982 г. относится ко всем источникам загрязнения,

MARPOL подразумевает только загрязнение с судов.

MARPOL связан с операционными разгрузками вредных веществ, именно теми

разгрузками, которые относятся к нормальным операциям, производимым судами.

Пять технических приложений регулируют превентивные меры, относительно пяти

основных категорий веществ, а именно - нефти (Приложение I), вредных жидких

веществ, перевозимых наливом (Приложение П), вредных веществ, перевозимых в

упаковке (Приложение III), сточных вод с судов (Приложение IV), мусора с

судов (Приложение V). Конвенция включает Протокол, касающийся сообщений об

инцидентах, повлекших сброс вредных веществ.

Соотношение между юрисдикцией государства флага, государства порта и

прибрежного государства

В области применения документов ИМО, обеспечивающих безопасность,

действующие правила MARPOL обращены к вопросам применения юрисдикции

государством флага, включая вопросы проектирования, конструкции,

оборудования и укомплектованности судов экипажем. MARPOL также включает

правила инспектирования иностранных судов в порту с целью проверки их

соответствия правилам и стандартам, направленным против загрязнения. MARPOL

дает право государству порта учреждать разбирательство против иностранных

судов. При проведении такого разбирательства должны учитываться не только

положения MARPOL, но и положения Конвенции ООН 1982 г. в частности,

положения ст. 228, которая регулирует приостановление и ограничение

возбуждения разбирательства.

Положения Конвенции ООН 1982 г. и MARPOL относительно осуществления

юрисдикции государства порта должны соотноситься с условиями,

установленными Конвенцией ООН 1982 г. относительно юрисдикции прибрежного

государства относительно мер по предотвращению загрязнения. Такие положения

регулируют юрисдикцию в отношении иностранных судов, осуществляющих

судоходство в районах, находящихся под юрисдикцией прибрежного государства

без захода в его порты.

Гарантии и меры по обеспечению разбирательства в отношении иностранных

судов

Раздел 7 Части XII Конвенции ООН 1982 г. устанавливает условия,

регулирующие применение властных полномочий государства порта и прибрежного

государства в сотрудничестве с государством флага при осуществлении

разбирательства относительно иностранных судов.

Ст. 225 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что при осуществлении в

отношении иностранных судов своих полномочий государства не должны ставить

под угрозу безопасность судоходства, подвергать судно какому-либо риску,

или отводить его в небезопасные порты или на небезопасные якорные стоянки,

или подвергать морскую среду чрезмерному риску.

Инспекции

Ст. 226(1 )(а) Конвенции ООН 1982 г. предоставляет гарантии того, что

государства не будут задерживать иностранные суда дольше, чем требует

расследование, а фактическая инспекция будет ограничиваться проверкой

сертификатов, судовых журналов или других документов, которые судно обязано

иметь в соответствии с общепринятыми международными нормами и стандартами.

Ст. 5 MARPOL содержит условия и специальные правила проведения

инспектирования судов. Ст. 7. MARPOL обязывает принимать все возможные меры

для того, чтобы избегать чрезмерного задержания судна или чрезмерной

отсрочки его отхода. Ст. 6(2) MARPOL предусматривает проведение инспекций

судна, находящегося в порту или у удаленного от берега терминала на предмет

сброса вредных веществ в нарушение положений MARPOL. Эти правила

применяются с учетом ст. 226(2) Конвенции ООН 1982 г., обязывающей

государства сотрудничать в разработке процедур, направленных на то, чтобы

избегать ненужной фактической инспекции судов. Резолюция А. 787(19)

относительно процедур контроля государства порта, принятая Ассамблеей ИМО в

1995 г., содержит основные руководящие положения по инспектированию,

идентификации и задержанию судов.

Учреждение судебного разбирательства

Ст. 231 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что государство флага и

любое другое заинтересованное государство незамедлительно уведомляется о

любых мерах, принятых против иностранного судна, нарушившего правила

относительно загрязнения. О таких мерах незамедлительно информируются

дипломатические агенты или консульские должностные лица и, когда это

возможно, морские власти государства флага. Подобные положения о

незамедлительном уведомлении дипломатического агента или консульского

представителя государства флага содержаться и в ст. 5(3) MARPOL.

В соответствии со ст. 223 Конвенции ООН 1982 г. «при разбирательстве

... государства принимают все меры к тому, чтобы способствовать допросу

свидетелей и допущению доказательств, представляемых властями другого

государства или компетентной международной организацией, а также

содействуют участию в этом разбирательстве официальных представителей

компетентной международной организации, государства флага и любого

государства, затронутого загрязнением в результате нарушения. Официальные

представители... имеют права и обязанности, предусмотренные национальными

законами и правилами или международным правом».

Соответствующие установления ИМО могут оказаться необходимыми в

качестве процедур и установлении, дающих ИМО право участвовать в таких

разбирательствах, включая критерии для определения того, когда такое

участие признается уместным, а также определения процедур для назначения

«официальных представителей» Организации, как установлено в Конвенции ООН

1982 г.

Приостановление процедуры разбирательства

Конвенция ООН 1982 г. предусматривает процедуру приостановления и

ограничения возбуждения разбирательства. Ст. 228(1) устанавливает, что

разбирательство в связи с нарушением законов, правил или международных норм

и стандартов, касающихся предотвращения, сокращения и сохранения под

контролем загрязнения с судов, совершенное за пределами территориального

моря, приостанавливается, если государство флага возбуждает разбирательство

с целью наказания по соответствующему обвинению в течение б месяцев после

первого возбуждения разбирательства, за исключением случаев причинения

тяжелого ущерба прибрежному государству или неоднократного не выполнения

государством флага своих обязательств. После уплаты расходов, связанных с

таким разбирательством, любой залог или другое финансовое обеспечение,

внесенное в связи с приостановлением разбирательства, возвращается

прибрежным государством.

Санкции

Ст. 230(1, 2) Конвенции ООН 1982 г. предусматривает, что за нарушение

национальных законов или применимых международных норм и стандартов по

предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской

среды, совершенных иностранным судном, могут налагаться только денежные

штрафы.

Случаи загрязнения и разлива на поверхность моря

В соответствии со ст. 198 Конвенции ООН 1982 г. государство обязано

незамедлительно уведомлять другие государства об известных ему случаях

причинения ущерба морской среде в результате загрязнения. Государства,

затронутые загрязнением, и компетентные международные организации

сотрудничают в целях ликвидации последствий такого загрязнения и

предотвращения или сведения к минимуму ущерба (ст. 230(2) Конвенции ООН

1982 г.).

Глобальную основу для международного сотрудничества в борьбе с

инцидентами, могущими повлечь загрязнение нефтью, содержит OPRC. В ст.

3(1)(а) этой конвенции установлено, что каждый ее участник должен

обеспечивать, чтобы судно или летательный аппарат под его флагом, имел на

борту План на случай непредвиденного загрязнения. В соответствии со ст. 5(1

)(с) и ст. 3 Участники обеспечивают информированность всех заинтересованных

государств и ИМО в случае инцидента, повлекшего загрязнение. Обязанность

сообщать об инциденте, связанном со сбросом вредных веществ содержится и в

ст. 8 MARPOL, а также в Протоколе I к этой конвенции.

Ст. 7 OPRC развивает основные принципы международного сотрудничества в

предупреждении загрязнения. Пар. 3 ст. 7 предусматривает, что в

соответствии с применимыми международными соглашениями, каждый Участник

должен принимать необходимые законодательные и административные меры,

направленные на облегчение прибытия, использование и депортацию с их

территории судов, летательных аппаратов и транспортных средств других

видов, вовлеченных в ответные действия, связанные с инцидентом, или

перевозящие персонал, грузы, материалы и оборудование, имеющее отношение к

такому инциденту.

Ст. 12 соглашения наделяет ИМО важной координирующей ролью относительно

распространения информации, образования и подготовки персонала,

технического персонала и технических помощников.

Комитет ИМО по защите морской среды в настоящее время объединяет

имеющееся договорное регулирование в сфере действия Конвенции относительно

инцидентов, представляющих опасность загрязнения морской среды, включая и

другие вредные вещества, кроме нефти.

Юрисдикция государства флага

Обязанность государства флага принимать законы и правила, направленные

против загрязнения в соответствии с международными правилами и стандартами,

принятыми ИМО содержится в ст. 211(2) и ст. 217 Конвенции ООН 1982 г.

Основные обязанности

В соответствии со ст. 211(2) государства принимают законы и правила для

предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской

среды с судов, плавающих под их флагом или зарегистрированных в них, причем

такие законы и правила должны быть, по меньшей мере, столь же эффективны,

что и общепринятые международные нормы и стандарты, установленные через

компетентную международную организацию (например, содержащиеся в MARPOL).

В соответствии со ст. 217(1) Конвенции ООН 1982 г. государство флага

обязано обеспечивать соблюдение своими судами применимых международных норм

и стандартов, установленных через компетентную международную организацию

(ИМО), и своих законов и правил, принятых для предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов, а также

принимать законы, правила и другие необходимые меры по их осуществлению.

Личный состав

В соответствии со ст. 94(4)(с) Конвенции ООН 1982 г. государство флага

обязано обеспечивать, чтобы капитан, офицеры и экипаж были полностью

ознакомлены с применимыми правилами по вопросам охраны человеческой жизни

на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды и были обязаны соблюдать

такие правила.

STCW’78 включает документы по специальной подготовке капитанов нефтяных

танкеров и капитанов судов, перевозящих химикаты. В 1995 г. к конвенции

были приняты всесторонние поправки, устанавливающие основные обязательства

Участников, направленные на достижение того, чтобы моряки были компетентны,

выполняя свои обязанности в связи с обеспечением безопасности на море, а

также в связи с защитой морской среды. Специальные условия подготовки

личного состава в целях предотвращения загрязнения касаются не только

экипажей танкеров, но и других видов судов, перечисленных в Приложении к

данной Конвенции.

Запрещение плавания

Ст. 217(2) Конвенции ООН 1982 г. обязывает государств флага принимать

надлежащие меры, направленные на запрещение плавания судам, которые не

соответствуют требованиям применимых международных норм и стандартов и

своих законов и правил, обеспечивающих предотвращение, сокращение и

сохранение под контролем загрязнение морской среды с судов. На самом деле

эти положения определяют юрисдикцию государства флага в отношении

конструкции, оборудования и годности судов к плаванию, а также

комплектования, условий труда и обучения экипажа, как это сказано в ст.

94(3). Таким образом, юрисдикция государства флага в этих вопросах

затрагивает не только вопросы обеспечения безопасности в море, как

предусмотрено в ст. 94(3)распространяется, но и вопросы защиты морской

среды, как можно видеть из положений ст. 217(2).

Проверка груза и свидетельства

Ст. 217(3) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что государство флага

обеспечивает на своих судах наличие свидетельства, требуемого

международными нормами и стандартами, установленным через компетентную

международную организацию (ИМО) и выданного согласно этим нормам и

стандартам. Условия, которым должны отвечать подобные свидетельства и та

информация, которую они должны содержать, определяется положениями MARPOL.

И Конвенция ООН 1982 г. и MARPOL предусматривают проведение периодических

проверок судов с целью выявления соответствия свидетельств фактическому

состоянию судна.

Расследование нарушений

Ст. 217(4) Конвенции ООН 1982 г. обязывает государство флага принимать

меры по безотлагательному расследованию нарушений норм и стандартов,

установленных через компетентную международную организацию (ИМО),

направленных на предотвращение, сокращение и сохранение под контролем

загрязнение морской среды с судов.

Ст. 4 MARPOL обязывает государство флага возбуждать расследование

нарушений, как можно скорее в соответствии со своим законодательством.

В соответствии со ст. 217(5) Конвенции ООН 1982 г. государство флага,

осуществляя расследование, может попросить содействие любого государства,

сотрудничество которого может быть полезным для выяснения обстоятельств

дела. Ст. 217(6) Конвенции обязывает государство флага по письменной

просьбе любого государства расследовать нарушение, якобы совершенное его

судном. Если государство флага убедилось, что имеются достаточные

доказательства для возбуждения разбирательства по данному нарушению, то оно

безотлагательно возбуждает его в соответствии со своими законами. Статьи 4

и 6 MARPOL дают более детально разработанную базу для будущего

сотрудничества между властями государства и других государств. Ст. 217(7)

Конвенции ООН 1982 г. и ст. 4(3) MARPOL предусматривают обязанность

государства флага незамедлительно информировать запрашивающее государство и

компетентную международную организацию (ИМО) о предпринятых действиях и их

результатах. Такая информация должна быть доступна всем государствам. ИМО

может обеспечить публичность соглашений, необходимых для этих целей.

Наказания

Ст. 217(8) Конвенции ООН 1982 г. устанавливает, что наказания,

предусмотренные законами и правилами государств флага, должны быть

«достаточно суровыми» для предупреждения нарушений, независимо от того, где

они совершены. Подобные обязательства в отношении Государств-участников

содержаться также в ст. 4(4) MARPOL.

Уведомление об инциденте

Ст. 211(7) Конвенции ООН 1982 г. обязывает государство флага

незамедлительно информировать запрашивающее государство и компетентную

международную организацию (ИМО) о предпринятых действиях и их результатах.

Положения относительно сообщения об инцидентах, связанных со сбросом

вредных веществ, содержаться в ст. 8 и Протоколе I MARPOL. Ст. 8(1) MARPOL

устанавливает обязанность передавать сообщать об инцидентах без задержки и

в возможно более полном объеме. Ст. 1 Протокола I обязывает капитана судна,

вовлеченного в какой-либо инцидент, или иное лицо, несущее ответственность

за судно, сообщать сведения о таком инциденте без задержки и в возможно

более полном объеме. Ст. V Протокола I предусматривает, что лицо, обязанное

давать сообщение, когда это возможно, дополняет первоначальное сообщение

сведениями о последующих событиях и удовлетворяет просьбы затронутых

государств о представлении дополнительных сведений об инциденте. В

соответствии со ст. 4 OPRC, государство флага без задержки потребовать у

капитана отчет для затронутого прибрежного государства в любом случае,

когда его судно вовлечено в инцидент.

Юрисдикция государства порта

Различные статьи Конвенции ООН 1982 г. содержат положения, определяющие

юрисдикцию государства порта, относительно мер, направленных против

загрязнения. Такие положения должны применяться вместе с положениями

MAROPOL по осуществлению контроля государством порта. Резолюция ИМО А.

787(9) относительно процедур контроля, осуществляемых государством порта

содержит детальный обзор применения уместных правил и стандартов ИМО и

отражает основную концепцию применения юрисдикции государства порта, как

«чистую основу» «инспекций» и «задержания».

Основные обязанности

Ст. 219 Конвенции ООН 1982 г. предусматривает возможность осуществления

государством порта мер по предотвращению загрязнения, касающихся годности

судов для плавания. Положения данной статьи дают возможность принимать

административные меры, направленные на предотвращение выхода в море судна,

нарушающего применимые международные норма и стандарты, касающиеся годности

судов для плавания, и тем самым создающего угрозу морской среде.

Содержание понятие «годность судов для плавания», понимание не только

как проектирование, конструкция, оборудование и комплектование судов

экипажем регулируется в соглашениях ИМО по безопасности, а также в MARPOL.

В соответствии со ст. 5(4) MARPOL государства-участники применяют

требования конвенции к судам государств, не являющихся сторонами MARPOL,

поскольку это необходимо для того, чтобы этим судам не создавались более

благоприятные условия.

В соответствии со ст. 217(3) Конвенции ООН 1982 г. Ст. 217(3) Конвенции

ООН 1982 г. устанавливает, что государство флага обеспечивает на своих

судах наличие свидетельства, требуемого международными нормами и

стандартами, установленным через компетентную международную организацию

(ИМО) и выданного согласно этим нормам и стандартам.

Правила проведения расследования иностранных судов, находящихся в

портах, содержаться в ст. 226 Конвенции ООН 1982 г. Также основные нормы

относительно порядка инспектирования судов содержаться в ст. 5 MARPOL. Пар.

2 данной статьи предусматривает проверку свидетельств, содержание которых

регулируется техническими приложениями к Конвенции.

И ст. 219 Конвенции ООН 1982 г. и ст. 5(2) MARPOL устанавливают

основные принципы задержания иностранного судна в порту. В этой связи

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.