| |||||
МЕНЮ
| Отношения Совета Европы и Азербайджана в рамках международного правакончая более сложными препаратами, включая вакцины для людей или животных. Биоэтика: В настоящее время Совет Европы разрабатывает рамочную Конвенцию по биоэтике. Два дополнительных протокола будут посвящены медицинским исследованиям, проводимым на человеке, а также трансплантации органов. Переливание крови: Совет Европы создал сеть национальных центров переливания крови, а также европейский банк хранения замороженной крови редких групп, находящийся в Амстердаме. Недавно была опубликована Белая книга по переливанию крови. Наркомания: "Группа Помпиду", включающая квалифицированных экспертов, созданная в 1971 году, координирует политику государств-членов в области наркомании. БЕЗОПАСНОСТЬ. Борьба с терроризмом: в соответствии с Конвенцией 1977 года устанавливается, что определенные виды террористических актов не будут более квалифицироваться как политические преступления в случае возникновения вопроса о выдаче преступника и осуществлении правового взаимодействия в этой области. Защита данных: конвенция 1981 года является единственным международным соглашением, направленным на защиту граждан от неправомерного использования компьютерных данных. Акты насилия на стадионах: соответствующая конвенция была выработана после трагедии, произошедшей в мае 1985 года на стадионе "Хейзель" в Брюсселе для предупреждения актов насилия в ходе проведения спортивных состязаний. ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА, НАСЛЕДИЕ. Европейская культурная конвенция (1954), устанавливает рамки межправительственного сотрудничества в области образования, культуры, наследия, спорта и молодежи. В числе конкретных примеров действия конвенции можно привести реализацию проектов в сферах среднего и высшего образования, новых методик в изучении языков, пропаганду культурного разнообразия и образование в сфере прав человека, создание базы данных по педагогическим исследованиям в Европе (Eudise), организацию художественных выставок европейской живописи, учреждение европейских культурных маршрутов и разработку мер защиты кинематографического наследия Европы. Культурное наследие: специальные конвенции по охране архитектурного и археологического наследия устанавливают правовые принципы и создают практические рамки для координации политики в Европе в этой сфере. Традиционные ремесла: для экспертов-профессионалов, административных учреждений и предприятий была создана "Европейская сеть традиционных искусств и ремесел". Европейский Центр по подготовке мастеров-реставраторов: созданный в Венеции в целях сохранения архитектурного наследия, организует курсы для обучения каменщиков, каменотесов, плотников и скульпторов. СПОРТ. Европейская Хартия спорта и Кодекс этики (1992): содержат нормы по развитию нравственного, безопасного и здорового спорта, доступного каждому. Европейская Конвенция против применения допинга в спорте (1989): устанавливает нормы в целях унификации правил по борьбе с применением допинга и содержит список запрещенных допинговых препаратов. МОЛОДЕЖЬ. Европейский Центр молодежи: образованный в 1972 году, является образовательным учреждением, объединяющим молодых людей всех европейских стран. Ежегодно свыше 1 750 представителей молодежи собираются здесь для обмена идеями и выработки различных форм сотрудничества. Второй Европейский Центр Молодежи: был открыт в Будапеште (Венгрия) в декабре 1995г. Предусматривается, что первые три года он будет работать в экспериментальном режиме. Основная задача Центра состоит в активизации деятельности Совета Европы по проблемам молодежи в странах Центральной и Восточной Европы. Европейский Фонд молодежи (1972), предоставляет молодежным организациям финансовые средства для их международной деятельности. Штаб-квартира Европейского Центра и Фонда молодежи находится в Страсбурге. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА. Охрана живой природы: Бернская Конвенция 1979 года направлена на защиту многих редких, находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных, и способствует унификации мер на международном уровне по охране природы. Охрана окружающей среды: новая Конвенция устанавливает основополоаю- щий принцип гражданской ответственности за ущерб, наносимый окружающей среде, и определяет разумный баланс между необходимостью охраны окружающей среды и развитием промышленности. Центр "Натуропа": являющийся центром информации и документации по вопросам охраны природы, проводит кампании по привлечению внимания общественности к возникшим проблемам защиты окружающей среды и координирует деятельность, проводимую в 1995 году в рамках Европейского Года Охраны Природы. МУНИЦИПАЛИТЕТЫ И РЕГИОНЫ. Местное самоуправление: Европейская Хартия (1985) определяет конституционные и правовые принципы местного самоуправления и предусматривает соответствующий механизм и средства для выполнения местными властями стоящих перед ними задач. Трансграничное сотрудничество: Европейская рамочная Конвенция 1980 года содействует заключению соглашений между регионами и муниципалитетами, расположенными в приграничных районах, в таких областях, как региональное развитие и планирование, охрана окружающей среды и улучшение работы коммунальных служб. Европейская Хартия местных языков: или языков национальных меньшинств (1992) направлена против обеднения и исчезновения языков национальных меньшинств. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ. Европейская Конвенция о трансграничном телевидении (1989), содержит минимум правил для трансграничной ретрансляции телевизионных программ. Евроимиджи: основанный в 1988 году, Европейский Фонд "Евроимиджи" предназначен для развития совместного производства и распространения европейской аудиовизуальной и кинематографической продукции. В 1994 году его бюджет составил 155 миллионов французских франков. Премия "Европа" в области телевидения: была учреждена в 1987 году.Она присуждается лучшим телепрограммам европейских стран. В конкурсе на премию "Европа" могут участвовать местные, региональные и национальные телевизионные студии. ФИНАНСЫ. "Отмывание денег": конвенция 1990 года предусматривает как на национальном, так и на международном уровнях меры по наложению ареста и конфискации имущества, полученного преступным путем (торговля оружием, терроризм, мошенничество и, в особенности, незаконная торговля наркотиками). Преступные деяния биржевых спекулянтов ("инсайдеров"): конвенция 1989 года направлена на выявление незаконных финансовых операций, совершаемых биржевыми спекулянтами. СОЛИДАРНОСТЬ. Сотрудничество и программы содействия:такие как "Демосфен", "Фемида" и "Местная демократия", были разработаны Советом Европы в 1990 году для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы в проведении своих политических, законодательных и конституционных реформ. Эти программы включают также помощь в работе местных органов власти, в организации функционирования судебной системы и управлении исправительными учреждениями и т.д. Комиссия за демократию через право: Совета Европы, находящаяся в Венеции (Италия), ведет аналитические исследования и дает юридические заключения по вопросам создания и функционирования демократических институтов власти, а также в сфере конституционного права. Центр "Север-Юг": основанный в Лиссабоне в 1990 году после проведения Кампании "Север-Юг" в 1988 году, считает своей главной задачей привлечение внимания всех европейцев к вопросам глобальной взаимозависимости и мировой солидарности. Фонд Социального Развития Совета Европы: учрежденный в 1956 году, занимается финансированием проектов, направленных на оказание помощи беженцам и иммигрантам, а также людям, пострадавшим от природных бедствий. Он также финансирует проекты по созданию дополнительных рабочих мест, дает жилищные кредиты, предоставляет средства на развитие социальных инфраструктур, образования, здравоохранения и защиты окружающей среды. В 1994 году кредитоспособность фонда составила 1,57 миллиарда ЭКЮ. Комитет Министров Совета Европы.1 Комитет Министров является органом Совета Европы, принимающим решения. Он представляет непосредственно правительства государств - членов Совета Европы. Комитет Министров состоит из Министров иностранных дел государств - членов Совета Европы. Министры иностранных дел могут замещаться кем-либо из заместителей министров правительств их стран или какими-либо другими высокопоставленными чиновниками. На каждой очередной сессии Комитета раз в полгода председательство в Комитете Министров переходит в соответствии с алфавитным порядком от одного государства - члена к другому. Английский язык является рабочим языком Комитета. Комитет собирается на уровне министров два раза в год - в апреле или мае и в ноябре. Повседневная работа Комитета осуществляется представителями - делегатами министров иностранных дел. Каждый министр назначает одного представителя - делегата, который чаще всего является также и Постоянным представителем государства - члена Совета Европы. Азербайджан на заседаниях КМ как правило представляет Постоянный Представитель АР при СЕ в Страсбурге. Обычно представители - делегаты министров собираются на пленарные заседения два раза в месяц. Принимаемые ими решения равноценны решениям Комитета Министров. Процедура проведения заседаний Министров и их представителей - делегатов регулируется Уставом Совета Европы и внутренним регламентом Комитета и института представителей - делегатов. При представителях - делегатах имеется Секретариат, группы экспертов и группы ad hoc. Деятельность Комитета Министров включает в себя следующее: · проведение политического диалога; · осуществление связей с Парламентской Ассамблеей Совета Европы; · осуществление связей с Конгрессом местных и региональных властей стран Европы; · подготовка и заключение конвенций и соглашений; · принятие рекомендаций государствам - членам; · принятие бюджета; · принятие и контроль за выполнением Межправительственной программы деятельности; · прием новых государств - членов; · выработка программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; · контроль за выполнением Европейской конвенции о защите прав и свобод человека; · участие в организации и проведении специализированных конференций министров. Межправительственная программа действий.[1] Межправительственная программа действий ежегодно принимается Комитетом министров Совета Европы и представляет собой рабочую программу этой организации, имеющую целью углубление равноправного сотрудничества между государствами - членами Совета Европы. Эта программа далеко не закостенелый документ. Напротив, она четко отражает политические изменения, новые крупные начинания Совета Европы и фиксирует те или иные реалии сегодняшнего времени. Программа, отвечающая вызову времени, стоящим перед новой Европой. В своем нынешнем виде программа объединяет следующие три политические задачи: · укрепление сплоченности и стабильности в рамках демократического пространства, созданного между государствами - членами Совета Европы; · поощрение действенной интеграции в Совет Европы государств Центральной и Восточной Европы, недавно вступивших в эту организацию; · придание Совету Европы большей открытости в отношении различных форм углубленного сотрудничества с другими международными организациями, местными и региональными властями, гражданским обществом. Объектом особо пристального внимания Совета Европы являются такие весьма актуальные проблемы общества, как положение национальных меньшинств, борьба против расизма, ксенофобии, антисемитизма и нетерпимости, роста преступности и коррупции. Три полюса взаимного притяжения в пространстве безопастности и демократии. Для осуществления вышеизложенных задач в программе заложено свыше 56 крупных проектов, а также множество мероприятий и действий оперативного характера или связанных с практической реализацией или содействием европейским конвенциям, объединенным вокруг трех крупных задач: - Демократическая сплоченность; - Единение общества и высокое качество жизни; - Культурные связи и плюрализм различных культур. Понятия демократии, прав человека и примата права пронизывают всю программу. Это отражает гуманистическую сущность Совета Европы и тот вклад, который государства и общества, основанные на принципе примата человеческого достоинства, могут внести в укрепление безопастности в условиях демократии на всем европейском континенте. Эта сущность Совета Европы проявляется в следующих сферах деятельности: - демократия на основе плюрализма и права человека, - СМИ и связь, - демократия на местах и трансграничное сотрудничество, - сотрудничество в области юриспруденции и правовое государство, - социальные вопросы и проблемы общества, - здравоохранение, - охрана окружающей среды и благоустройство территорий, - образование, культура и национальное наследие, - спорт и дела молодежи. Ресурсы. Человеческие ресурсы: к коллективу сотрудников Совета Европы , которые призваны вносить свой вклад в реализацию программы как таковой, добавляются в усиление на разовой основе и для выполнения конкретных задач эксперты, назначаемые государствами - членами Совета Европы. В особых случаях выделяются также советники и консультанты по программе. Таким образом ежегодно тысячи людей работают на выполнение программы. С технической точки зрения программа закладывается в бюджет Совета Европы: в 2000 году для ее осуществления были выделены средства общей суммой в 37 697 760 ЕВРО, то есть немногим более 10% от всего бюджета. Однако эта сумма покрывает только прямые расходы, связанные с выполнением конкретных дел (заседания экспертов, организация симпозиумов и конференций, проведение исследований, выделение субсидий),исключая при этом расходы на оплату деятельности персонала и служб, обеспечивающих всю эту работу (командировки, переводческая работа на заседаниях, письменный перевод и рассылка документов и т.д.). К упомянутой сумме добавляются финансовые инвестиции (прямые и непрямые) специализированных министерств, административно -территориальных образований, в случае необходимости - частных партнеров. Соответственно, средства, поступающие таким образом на реализацию программы, выходят за рамки общей суммы, выделяемой на эти цели Советом Европы единым пакетом в рамках обычного бюджета.1 Согласованное программирование. Стремление государств-членов Совета Европы совместно действовать в рамках Межправительственной программы деятельности по осуществлению конкретных задач формируется и получает четкие очертания в Комитете Министров Совета Европы, который обеспечивает политическое руководство межправительственным сотрудничеством. Комитет Министров в своей деятельности получает направляющие импульсы от: - Парламентской Ассамблеи, которая адресует ему свои рекомендации; - Конференции специализированных министров государств - членов Совета Европы, которые в пределах своей компетенции обсуждают насущные проблемы в той или иной сфере, добиваются политического консенсуса по главным направлениям и могут рекоменодовать или прорабатывать те или иные решения европейского масштаба; - комитетов, получивших название руководящих комитетов, в которых работают представители специализированных министерств государств - членов Совета Европы. Эти комитеты на регулярной основе направляют в Комитет Министров свои предложения. Упомянутые комитеты находятся в прямом подчинении у Комитета Министров и обладают компетенцией, необходимой для работы по целому направлению (как, например, СМИ или вопросы демократии на местах ) или по одному из его составляющих (это касается, например, социальной сферы, когда разные комитеты занимаются соответственно вопросами миграции населения, занятости, социальной политики и т.д.). В свою очередь, Генеральный секретарь в рамках политической и бюджетной линии, определенной Комитетом Министров и на базе специальных предложений, поступивших к нему из руководящих комитетов, в течение года разбатывает проект межправительственной программы, в которой он отмечает те направления деятельности и те цели, которые ему представляются важнейшими. После принципиального согласия с проектом Комитета Министров, проект постепенно, этап за этапом, дорабатывается и детализируется в тесном взаимодействии с руководящими комитетами и компетентными в этой области группами экспертовКомитета Министров. Окончательное утверждение проекта происходит во время принятия бюджета (ноябрь - декабрь). Осуществление программы.1 Реализация программы поручается через Генерального секретаря руководящим комитетам и комитетам ad hoc, создаваемым при необходимости. Эти комитеты фиксируют модальности осуществления на практике запланированных шагов: создание экспертных комитетов, проведение исследований и разработок, подготовка кадров, запуск проектов и т.д. К этим оперативным действиям добавляются мероприятия, связанные с функционированием или поощрением соблюдения европейских конвенций. Речь идет о настоящей работе по “наблюдению и контролю за соблюдением” конвенций, в результате которой между заинтересованными государствами могут быть достигнуты соглашения по административным вопросам или выдвинуты предложения о пересмотре действующих конвенций в случае, если они представляются спорными или имеющими пробелы. Программа 2000 года свидетельствует о предпринятых усилиях по внедрению нововведений как с точки зрения ее содержания, так и методики работы и структур межправительственного сотрудничества. Действительно, что касается содержания, программа отражает сбалансированное соотношение стремления поддерживать и развивать деятельность, в которой Совет Европы играет признанную роль, и настроя на расширение ее рамок за счет новых видов работы, отвечающих новым проблемам современного общества и предвосхищающим будущие проблемы: размышления о перспективах благоустройства территорий, долговременного развития и т.д. В оперативном плане вместе с классическими функциями - выработкой конвенций, политики и правовых норм в отдельных секторах, ведение диалога, деятельности по подготовке кадров и разъяснительной работой, экспертизой и техническим содействием - программа свидетельствует о стремлении к новшествам через такие формы деятельности, которые позволят Совету Европы более зримо присутствовать на местах и быть ближе к гражданам европейских государств. Речь идет о посреднических миссиях, осуществлении пилотных проектов и т.д. Что касается партнерских отношений, то предусматривается углублять наиболее успешный опыт сотрудничества с другими международными институтами, местными властями. а также с партнерами по государственной и частной линиям в выработке концепции, реализации и финансировании деятельности. Год за годом ощутимыми результатами этого сотрудничества становятся как юридические документы, так и публикации и конкретные шаги в деле подготовки кадров, техническое содействие или посредническая помощь. Все эти действия вносят вклад в поступательное сближение национальных политик, повышение мобильности европейцев, решение проблем на местах. Таким образом, Совет Европы становится горнилом, где выковывается солидарность европейцев, необходимая сегодня более чем когда-либо для континента, со всеми его озабоченностями и угрозами отклонения от принятого курса. § 3 У С Т А В (С Т А Т У Т) СОВЕТА ЕВРОПЫ (Лондон, 05.V.1949)1 Правительства Королевства Бельгии, Королевства Дании, Французской Республики, Ирландской Республики, Итальянской Республики, Великого Герцогства Люксембург, Королевства Нидерландов, Королевства Норвегии, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|