реферат, рефераты скачать
 

Отношения Совета Европы и Азербайджана в рамках международного права


специализированные учреждения системы СЕ (например, "Группа Помпиду",

занимающаяся борьбой с наркобизнесом, "Венецианская комиссия",

разрабатывающая конституционные нормы) Азербайджан в силу бюджетных

трудностей пока как полноправный член не вошла.1

Однако рабочий диалог – и вполне продуктивный – имеет место и с ними.

Думается, официальное оформление нашего участия в этих, да и других

специализированных институтах Совета Европы не за горами. Политическая воля

к этому есть. Наша страна твердо убеждена, что те крупные новые задачи,

которые сегодня стоят перед Советом Европы, эта организация может решить

только осуществив свою внутреннюю структурную реформу. Поэтому наша страна

активно выступает за соответствующие смелые, нетрафаретные шаги. В

частности, мы предлагаем усилить оперативные возможности Совета Европы в

области недискриминационного мониторинга, развития функций по

постконфликтной реабилитации демократических институтов, содействия

"молодым демократиям". Явно напрашивается также переналадка механизма

функционирования Секретариата СЕ с целью придания ему более эффективного

характера, нацеливания на сегодняшние приоритеты организации.. Признанием

Азербайджаном и ее возможностей внести действительно оригинальный вклад в

реформу внутренней жизни Совета Европы. Большой резерв укрепления роли

Совета Европы в европейских делах, несомненно, лежит в усилении

взаимодействия между СЕ и ОБСЕ, институализации сотрудничества этих двух

организаций. В этом контексте в Баку высоко ценят вклад Секретариата Совета

Европы в работу ОБСЕ над моделью безопасности и сотрудничества для Европы

ХХI века и, в частности, над Хартией европейской безопасности. Роль СЕ как

главного куратора гуманитарной составляющей безопасности на континенте

здесь может быть весьма конструктивной. Азербайджан глубоко привержена идее

европейской универсальности Совета Европы и твердо отстаивает ее с первого

дня своего членства в нем. Нельзя под различными предлогами бесконечно

долго держать в "прихожей" Совета Европы Белоруссию, а также Боснию и

Герцеговину. Место СРЮ – также в Совете Европы. Таким образом, если два

года назад кое у кого в Азербайджане и имелись сомнения в правильности

выбора в пользу ее вступления в СЕ, то сегодня они отпали. Представляется,

что на этот счет мы близки к национальному консенсусу.

§ 2 КОНВЕНЦИИ СОВЕТА ЕВРОПЫ, РАТИФИЦИРОВАННЫЕ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКОЙ.

. Устав Совета Европы.

. Генеральное Соглашение о привилегиях и иммунитетах Совета Европы.

. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (еще в

силу не вступила.)

. Дополнительный Протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и

иммунитетах Совета Европы.

. Европейская Конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в

университеты.

. Европейская культурная Конвенция.

. Европейская Конвенция об эквивалентности сроков обучения в университетах.

. Второй Протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах

Совета Европы.

. Европейская Конвенция о выдаче.

. Третий Дополнительный Протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и

иммунитетах Совета Европы, (в силу еще не вступил).

. Европейская Конвенция об академическом признании университетских

квалификаций.

. Четвертый Протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и иммунитетах

Совета Европы.

. Протокол № 2 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных

свобод.

. Протокол № 3 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных

свобод.

. Протокол № 4 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных

свобод.

. Европейская Конвенция об информации относительно иностранного

законодательства.

. Европейская Конвенция по защите археологического наследия. Дополнительный

Протокол к Европейской Конвенции о выдаче.

. Европейская Конвенция по пресечению терроризма.

. Второй Дополнительный Протокол к Европейской Конвенции о выдаче.

. Дополнительный Протокол к Европейской Конвенции о взаимной правовой

помощи по уголовным делам.

. Протокол № 7 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных

свобод.

. Протокол № 8 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных

свобод.

. Конвенция о защите архитектурного наследия в Европе.

. Европейская Хартия о местном самоуправлении.

. Европейская Конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или

унижающего достоинство обращения или наказания.

. Пятый протокол к Генеральному Соглашению о привилегиях и иммунитетах

Совета Европы.

. Европейская Конвенция об эквивалентности периодов университетского

образования.

. Протокол № 9 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных

свобод.

. Протокол № 2 к Европейской конвенции по предупреждению пыток и

бесчеловечных или унижающих достоинство обращения или наказания, (в силу

еще не вступил).

. Протокол № 11 к Конвенции по защите прав человека и основных свобод.

. Рамочная Конвенция о защите национальных меньшинств.

. Шестой Дополнительный Протокол к Генеральному соглашению о привилегиях и

иммунитетах Совета Европы, (в силу еще не вступил).

. Конвенция о признании квалификаций относящихся к высшему образованию в

Европейском регионе.

. Протокол № 12 к Конвенции по защите прав человека и основных

свобод, (подписан, но еще не ратифицирован).

. Конвенция об омбудсмане .1

§ 3 ПРОЦЕДУРА ОБРАЩЕНИЯ ГРАЖДАН В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.

После ратификации Азербайджаном Европейскую Конвенцию о защите прав

человека и основных свобод. С этого момента граждане получат реальную

возможность направлять индивидуальные жалобы, связанные с нарушением их

прав, в Европейский Суд по правам человека (г. Страсбург). Суд представляет

собой наднациональный орган, обращение в который возможно лишь при условии

исчерпания всех внутригосударственных средств защиты. Однако, при подаче

жалобы гражданам необходимо обратить особое внимание на четкое соблюдение

установленных правил и выполнить все требования, предъявляемые к форме

документа. Это наиболее важное условие на начальном этапе прохождения

жалобы, поскольку от этого зависит, будет ли заявление принято к

рассмотрению Европейским Судом по правам человека или нет.2

1. Суд рассматривает петиции, направленные от любого лица,

неправительственной организации или группы лиц, которые считают, что в

отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией.

Иначе говоря, жаловаться нужно на нарушение соотвествующих статей Конвенции

о защите прав человека.

2. Суд рассматривает только те жалобы, которые направлены против

государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию по правам человека,

и которые относятся к событиям наступившим после ратификации настоящей

Конвенции этим государством. Суд не может рассматривать жалобы,

направленные против частных лиц или негосударственных (коммерческих)

организаций. На это положение следует обратить особое внимание. Ни один

гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на

удовлетворении даже самых справедливых требований, если сам факт нарушения

тех или иных прав произошел до ратификации Азербайджаном Конвенции по

правам человека.

3. Суд рассматривает жалобы, связанные с нарушением тех прав, которые

гарантированы Конвенцией и Протоколами к ней. В остальных случаях жалобы

отклоняются. Азербайджанским гражданам надо иметь ввиду то, что большинство

социально-экономических прав не закреплены в Конвенции. В ней

устанавливаются, главным образом, гражданские и политические права.

4. В качестве определяющего условия принятия жалоб к рассмотрению.

Конвенция формулирует требование об исчерпании всех внутригосударствен- ных

правовых средств защиты вплоть до Верховного Суда АР (решения по надзорным

жалобам не учитываются). Это значит, что защиту прав человека должны

обеспечивать прежде всего государственные органы, которые обязаны

признавать принципы и нормы Конвенции в качестве приоритетной основы своей

деятельности. Европейский Суд должен прежде всего способствовать

осуществлению контроля за соблюдением прав человека на национальном уровне.

5. В связи с этим, особое внимание следует обратить на правило, согласно

которому Суд может принять дело к рассмотрению после исчерпания всех

внутренних средств правовой защиты и лишь в течение шести месяцев с даты

принятия окончательного решения на национальном уровне. Это означает, что

любой азербайджанский гражданин может направить свою жалобу в Суд, если

окончательное решение по его делу будет принято после ратификации

Азербайджаном Конвенции по правам человека и только в течении шести месяцев

после этой даты.

6. Суд не рассматривает жалобы, которые:

- являются анонимными;

- являются по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее

или уже являются предметом другой процедуры международного

разбирательства или урегулирования;

- являются необоснованными;

- представляют собой злоупотребление правом подачи петиции.

7. Суд рассматривает жалобы только против действий или решений

государственных органов власти и не принимает жалобы, направленные против

частных лиц или государственных учреждений. Суд может на любой стадии

разбирательства принять решение об исключении жалобы из своего списка дел,

т.е. определить ее как неприемлемую, если:

- жалоба не соответствует вышеназванным правилам;

- заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы;

- вопрос был уже решен;

- по любой другой причине, если Суд посчитает нецелесообразным продолжать

рассмотрение петиции.1

Решение Суда относительно приемлемости жалоб являются окончательными

и не подлежат обжалованию. Однако заявитель может представить на

рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные

обстоятельства. В случае принятия дела к рассмотрению Суд проводит

расследование по фактам нарушений прав человека и направляет материалы

заинтересованным сторонам для дружественного решения спора. Если сторона,

против которой подана жалоба, не принимает удовлетворительных мер в течение

установленного срока, то Комитет Министров решает большинством в две трети

голосов, такие меры должны быть предприняты в связи с его первоначальным

решением, и публикует доклад. Решение Комитета Министров является

обязательным для исполнения страной, ратифицировавшей Европейскую Конвенцию

по правам человека.

Заявитель, если его жалоба принята, может выразить пожелание

участвовать в процедуре рассмотрения своего дела в Европейском Суде.

Заявитель может быть представлен адвокатом. Процесс рассмотрения жалобы

Судом не предполагает никаких расходов, так как процедура является

бесплатной и не требует обязательного участия адвоката. Так же Европейский

Суд при определенных условиях может оказывать бесплатную юридическую помощь

заявителю, не имеющему достаточных финансовых средств. В этом случае

заявитель должен документально подтвердить отсутствие у него необходимых

средств. Заявитель может получить освобождение от уплаты судебных издержек

при защите своего дела в Суде. При подаче заявления следует обратить особое

внимание на статьи Европейской Конвенции, на которые надо обязательно

ссылаться в Вашем заявлении. Вам также следует дать четкое, ясное и краткое

описание фактов, свидетельствующих о нарушении Ваших прав. Эти факты надо

описать в хронологическом порядке с указанием детального рассмотрения дела

в судах и иных органах власти. При этом следует приложить копии всех

решений по Вашей жалобе из всех инстанций судов вплоть до Верховного Суда

АР. Особое внимание следует обратить на необходимость указать точные даты

всех решений. Ведь, как уже отмечалось, Суд принимает заявление к

рассмотрению лиц в течении шести месяцев с даты принятия окончательных

решений на национальном уровне. Несмотря на то, что официальными языками

Совета Европы являются английский и французский, заявителю предоставляется

право подавать индивидуальную жалобу на своем родном языке. Жалобы

направляются в Суд непосредственно заявителем. Никакие государственные

учреждения не могут быть использованы в качестве посредников для их

пересылки адресату. После получения Вашей жалобы Секретариат Совета Европы

направляет Вам необходимую информацию о Ваших дальнейших действиях.1

Жалобы следует направлять по адресу:

European Court on Human Rights, Council of Europe

F - 67075 Strasbourg Cedex France

Fax: 3-33-88-41-27-30

8. Ваше письмо должно содержать следующие сведения:

а. краткое изложение Вашей жалобы;

б. указание права или прав, гарантированных Конвенцией, которые Вы считаете

нарушенными;

в. средства защиты, которые Вы использовали;

г. список решений, вынесенных по Вашему делу официальными властями, с

указанием точной даты каждого решения, краткого содержания и инстанций,

вынесших их. Приложите к Вашему письму фотокопии вышеупомянутых документов.

(Эти документы не будут Вам возвращены. Следовательно, Вы заинтересованы

посылать только копии, а не оригиналы документов).

ГЛАВА 3

|§ 1 ПЕРЕСПЕКТИВА В СЕ ДЛЯ АЗЕРБАЙДЖАНА. |

Конвенция о защите прав человека и основных свобод - это основной

международный документ, на основе которого работает Совет Европы. Члены

Совета Европы, должны руководствоваться его правилами, а данная конвенция,

его основа, главное правило. Детально механизм конвенции. Первый вопрос,

который действительно волнует нас. Обязательства, которые даются в

конвенции, это обязательства прежде всего аналогичные конституционным

обязательствам, которые мы дали сами своему собственному народу в

Конституции и основных законах, касающихся прав человека. В чем состоит ее

отличие? Оно состоит в том, что она зачастую дает более четкие определения,

а также с учетом 40-летней практики Европейского Суда там выработана целая

система прецедентов в отношении определенных конкретных случаев, что

уточняет подход, соответствующий европейским стандартам, к правам человека.

Конечно, сказанное отнюдь не означает, что мы должны сидеть сложа руки и не

устранять недостатки нашего законодательства. Комитет наш, в частности,

потребовал от Правительства предоставить разъяснения по поводу планов

корректировки законодательства в соответствии с конвенцией.Еще один вопрос

это проблема реализации конвенции. Основной вопрос здесь - степень

готовности исполнительной, судебной власти к реализации данной конвенции.

Пока, к сожалению, наши судебная, правовая и пенитенциарная системы не

полностью соответствуют требованиям конвенции. Наверное, все депутаты Милли

Меджлиса хорошо знают, как здесь обстоят дела. Известно что волокита в

судах, и о произволе при арестах и ведении следствия и т.д. Важно однако,

отметить, что наши правительство, апарат президента и др. органы в ходе

обсуждения и в письменных своих заявлениях однозначно высказываются за

ратификацию конвенции. В этом я вижу их искреннее стремление содействовать

реформированию нашей (к сожалению, еще довольно отсталой и нуждающейся в

изменениях) правовой системы.1

Конечно же, для этого требуются средства. Но средства требуются для

реформы нашей пенитенциарной системы, для реформы нашей судебной системы,

которая все равно необходима. Поэтому каких-то дополнительных крупных

расходов на конвенцию не требуется. Действительно, существует конвенция

СНГ, которая не вступила в силу. Шесть государств - участники СНГ являются

членами Совета Европы. Поэтому они уже руководствуются и будут

руководствоваться как конвенцией СНГ (в случае, если она вступит в силу),

так и конвенцией Совета Европы. Это, наверное, лучшее доказательство того,

что никаких противоречий там нет. Там есть разночтения, точнее, не

разночтения, а разные моменты, связанные с более глубокой проработкой в

конвенции СНГ социальных и экономических вопросов и более глубокой

проработкой в европейской конвенции правовых вопросов, касающихся прав

личности и так далее. Вот те вопросы, на которых я хотел бы остановиться.

Речь идет о важном документе, с которым мы должны работать в Совете Европы

(как полноправный член Совета Европы, всех его организаций). Комитет

считает важным и целесообразным ратифицировать данный документ.

Должно обсуждаться также детали возможного компромисса по

урегулированию наиболее болезненной для Азербайджана проблемы Нагорного

Карабаха. Как известно, карабахский конфликт привел республику в начале 90-

х годов к кровопролитной войне с Арменией, о которой до сих пор напоминают

разрушенные города и села этого региона и сотни тысяч беженцев, ютящихся в

палаточных лагерях на территории Азербайджана.

| Азербайджан принят в Совет Европы |

Принесет ли это нашей стране больше безопасности и стабильности,

придаст ли дополнительные стимулы для демократического развития, торжества

права и законности - покажет время. Однако укрепление позиции Азербайджана

как неотъемлемой составной части общеевропейского политико-культурного

пространства - факт, несомненно, отрадный. Для начала немного истории.

Совет Европы (не следует путать с Европейским Союзом, который объединяет

экономически развитые страны континента). Совет Европы изначально был

создан для того, чтобы на государственном уровне обеспечить защиту прав

человека, демократии и власти закона, способствовать осознанию целостности

Европы на основе общих ценностей и культуры. Руководящий орган Совета

Европы - комитет министров. Он состоит из министров иностранных дел или их

представителей в Страсбурге (в настоящее время работает под

председательством Италии). Местом публичных дискуссий и политического

диалога является Парламентская ассамблея, в которой каждая из входящих в

организацию стран имеет собственную квоту. Существует конгресс местных и

региональных администраций, состоящий из палаты местных администраций и

палаты регионов. Секретариат Совета Европы, насчитывающий, более 1200

человек, возглавляется генеральным секретарем.1

Путь Азербайджана в эту организацию, как и некоторых других

постсоветских стран, отнюдь не был гладким. В стране была принята новая,

отвечающая по многим своим параметрам европейским стандартам, Конституция.

Отменена смертная казнь, ликвидирована цензура в СМИ, начата реформа

судебной системы. Усовершенствовано, хоть и не без замечаний,

законодательство и достигнут некоторый прогресс в проведении выборов на

многопартийной основе. Азербайджанскими властями неоднократно проводились

амнистии (эта мера применена в отношении 9 тыс. чел.) и предприняты

некоторые меры по улучшению условий содержания заключенных. Однако Совет

Европы продолжает настаивать на требовании в отношении пересмотра дел и

освобождения лиц, в делах которых усматриваются политические аспекты.

Некоторые претензии имеются в отношении уровня демократичности, честности и

справедливости проведенных парламентских и более ранних муниципальных

выборов.

С мая сего года начался полугодовой период председательствования

Италии в Совете Европы. Накануне этого события Ламберто Дини, который

отныне будет возглавлять Комитет министров иностранных дел СЕ. При этом

глава дипломатического ведомства подчеркнул, что предстоящее полугодие

странам-участницам СЕ следует ставить перед собой реально выполнимые,

конкретные задачи в рамках общей стратегии защиты прав человека. В качестве

одной из таких приоритетных целей Дини назвал формирование "европейского

пространства без смертной казни", что полностью вписывается в концепцию

деятельности СЕ, который в этом году отметил свое 50-летие. Еще одной

важной задачей будет создание благоприятных условий для очередного

расширения Совета за счет принятия в него новых членов. В числе наиболее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.