реферат, рефераты скачать
 

Отношения Совета Европы и Азербайджана в рамках международного права


Королевства Швеции и Соединенного Королевства Великобритании и Северной

Ирландии, убежденные, что укрепление мира, основанного на справедливости и

международном сотрудничестве, отвечает жизненной необходимости сохранения

человеческого общества и цивилизации, вновь утверждая свою приверженность

духовным и моральным ценностям, которые являются общим достоянием их

народов и подлинным источником принципов свободы личности, политической

свободы и верховенства права, лежащих в основе любой истинной демократии,

убежденные, что для поддержания и дальнейшего осуществления этих идеалов и

в интересах социального и экономического прогресса необходимо более тесное

единство между всеми европейскими странами, разделяющими эти взгляды,

считая, что в ответ на ясно выраженные устремления своих народов необходимо

без промедления создать организацию, которая сблизила бы европейские

государства в более тесный союз, основываясь на этом, приняли решение

учредить Совет Европы, состоящий из Комитета представителей правительств и

Консультативной Ассамблеи и с этой целью приняли настоящий Устав.

Цель Совета Европы

а. Целью Совета Европы является достижение большего единства между его

членами во имя защиты и осуществления идеалов и принципов, являющихся их

общим достоянием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

b. Эта цель будет достигаться усилиями органов Совета Европы посредством

рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключения соглашений

и проведения совместных действий в экономической, социальной, культурной,

научной, правовой и административной областях, равно как и путем

поддержания и дальнейшего осуществления прав человека и основных свобод.

с. Участие государств членов в работе Совета Европы не должно отрицательно

влиять на их вклад в деятельность Организации Объединенных Наций и других

международных организаций и союзов, в которых они состоят.

d. Вопросы, касающиеся национальной обороны, не входят в компетенцию Совета

Европы.

EВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА.

Европейский суд по правам человека был создан в 1959 году в

соответствии с Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных

свобод (ЕКПЧ). В то время число членов Совета Европы было незначительно.

Сейчас эта цифра возросла в несколько раз, а ЕКПЧ в настоящее время

ратифицировало 43 государств-членов СЕ. В результате этого увеличилась

нагрузка и количество жалоб, поступаемых в контрольные органы ЕКПЧ, что не

могло не сказаться на качестве их работы и сроках рассмотрения жалоб.

1Учитывая такую ситуацию, 11 мая 1994 года члены СЕ приняли Протокол №11 к

ЕКПЧ, который представил право гражданину, неправительственным организациям

и группам лиц направлять петиции (жалобы) непосредственно в Суд. Этот

Протокол вступил в силу 1 ноября 1998 года и стал обязательным для

государств - членов Совета Европы. Согласно Протоколу Европейская Комиссия

по правам человека упраздняется и единственным органом европейского

правосудия становится Суд, который действует на постоянной основе. Новая

система защиты прав человека с Единым Европейским Судом начала

функционировать с 1 ноября 1998 года. Эта система призвана

рационализировать действующий правозащитный механизм, сократить

процессуальные сроки и повысить уровень защиты прав человека. Другим важным

изменением является то, что новая судебная система обязывает государства

признавать юрисдикцию Единого Суда без истечения сроков давности. Число

Судей в новом составе Суда будет равно числу государств-участников

Конвенции. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей Совета Европы из

числа трех Кандидатов, представленных каждым государством, на срок 6 лет.

По достижению 70 лет Судья должен уйти в отставку. Суд рассматривает

поступающие к ним дела в комитетах, состоящих из трех Судей, в Палатах,

включающих 7 Судей, и в Большой Палате, насчитываюшей в своем составе 17

Судей. Первоначальное рассмотрение индивидуальных жалоб начинается в

Комитетах, которые решают вопрос о приемлемости жалоб на единогласной

основе. Если петиция признана неприемлемой, то такое решение не подлежит

обжалованию. Если комитет не смог принять решение единогласно, то вопрос о

приемлемости жалобы решается Палатой, которая рассматривает спор по

существу. Большая Палата рассматривает дела в тех случаях, когда

поднимаются серьезные вопросы толкования Конвенции или Протоколов к ней,

либо имеется вероятность того, что ответ на стоящий перед Палатой вопрос

противоречит ранее вынесенному Судом решению. Решение о передаче дел в

Большую Палату может быть принято на любом этапе рассмотрения спора до

вынесения решения по существу и при условии, если ни одна из сторон в споре

не возражает против этого. Большая Палата состоит из 17 судей. Председатель

Суда, Председатели палат и Судья, представляющий заинтересованной

государство, имеют право участвовать в заседании Большой Палаты, чтобы

обеспечить преемственность в прецедентной практике Суда. Они также могут

участвовать в повторном рассмотрении наиболее важных судебных дел. Решения

Большой Палаты являются окончательными. Государства-участники Конвенции

взяли на себя обязательство выполнять решения Суда по любому спору,

сторонами которого они являются. Окончательное решение Суда по

рассмотренному делу направляется в Комитет Министров Совета Европы, который

осуществляет надзор за его исполнением.

КОНВЕНЦИЯ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ОСНОВНЫХ СВОБОД (Рим, 4 ноября 1950

года)

Правительства, подписавшие Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы,

принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную

Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года,

учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное

признание и осуществление провозглашенных в ней прав, считая, что целью

Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что

одним из средств достижения этой цели является защита и развитие прав

человека и основных свобод, подтверждая свою глубокую приверженность

основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира

и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны,

подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим

пониманием и соблюдением прав человека, которым они привержены,

преисполненные решимости, как Правительства европейских государств,

движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций,

идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути

обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во

Всеобщей декларации.1

ГЛАВА 2

§ 1 АЗЕРБАЙДЖАН–СОВЕТ ЕВРОПЫ.

Во внешней политике Азербайджана Европа по праву занимает одно из

приоритетных мест. Интересы нашей страны в Европе реализуются как через

широкие двусторонние отношения, так и через каналы многосторонней

дипломатии. Один из них – Совет Европы (СЕ), старейшая европейская

организация, членами которой являются 43 государств. Однако для

политического – это вполне достаточный период, чтобы подвести первые итоги,

наметить планы на перспективу. Главный вывод – за прошедшее время наша

страна превратилась в одного из членов организации, ее адаптации к новым

европейским реалиям и вызовам, активно использующего СЕ как рычаг

строительства Большой Европы.1

Одобренные в Страсбурге Политическая декларация и План действий

расширения НАТО на Восток задают четкие ориентиры развития Европейского

континента без разделительных линий. Динамично и продуктивно развивается

парламентский диалог с СЕ. Кроме того, азербайджанские депутаты регулярно

работают, в том числе и в межсессионный период, во всех тринадцати

комиссиях этого авторитетного парламентского форума. Так что наши позиции

на парламентском направлении деятельности Совета Европы весьма продвинуты.

В европейское сотрудничество под эгидой СЕ активно вовлечены высшие

судебные инстанции Азербайджанская Республика. Главное государственно-

правовое управление и Комиссия по правам человека при Президенте.2

В целом, наверное, нет такого министерства или ведомства, которое не

имело бы с Советом Европы налаженных партнерских связей. Большую помощь

Совет Европы оказывает Азербайджану в осуществлении государственных и

правовых реформ, экспертизе законопроектов. Существует соответствующая,

ежегодно обновляемая программа конкретных мероприятий за счет средств

Совета Европы и Комиссии Европейского союза. На их реализацию было выделено

около 2,4 млн. долларов а, в будущем году планируется еще больше..

Практически ежемесячно проводятся различные семинары, круглые столы,

стажировки и ознакомительные поездки за рубеж, помогающие осваивать

европейский опыт плюралистической демократии и верховенства закона. На

территории Азербайджана создаются информационные центры Совета Европы.

Однако предстоит решить еще более масштабные задачи. Многообещающие

перспективы открываются и в связи с довольно благоприятной реакцией

руководства СЕ в ходе саммита в Страсбурге предложение организовать под

эгидой СЕ общеевропейскую программу подготовки кадров для Европы ХХI века.

Прежде всего это Европейская конвенция о правах человека (ЕКПЧ), которую

Азербайджан подписал для вступления в СЕ, обязуясь ратифицировать. В

подготовленном Комиссией Парламентской ассамблеи Совета Европы по

мониторингу проекте доклада о выполнении Азербайджаном обязательств по

членству в СЕ затяжка с ратификацией ЕКПЧ, пусть и по объективным причинам,

являлась главным упреком в наш адрес. Но дело было не только в невыполнении

Азербайджаном ключевого, по существу, вытекающего из устава организации

условия членства в СЕ. Теперь страница ожидания перевернута. Участие

Азербайджана в ЕКПЧ значительно расширит возможности защищать свои права.1

В тех случаях, когда их права действительно нарушаются, а судебные

органы отказываются признать это, граждане смогут обращаться в Европейский

суд, решения которого носят обязательный характер. Нередко можно услышать

опасения, будто после ратификации ЕКПЧ Европейский суд будет завален

жалобами из Азербайджана, а государственный бюджет затрещит по швам от

выплат потерпевшим. Опыт других "молодых демократий" такой гипотезы не

подтверждает. Существует сложная процедура отбора исков на предмет их

приемлемости и стадия полюбовного урегулирования. В результате до суда в

среднем доходит лишь каждая десятая жалоба, из которых удовлетворяется

меньше половины. В 1997 году Европейским судом было принято к рассмотрению

119 дел и только 53 из них были решены в пользу истца. Да и выплата по

искам не является астрономической. Так, "стандартное" возмещение морального

ущерба, предписываемое судом, равняется 20 тыс. долларов. Но все эти

издержки несоизмеримы с выигрышем – создан реальный рычаг модернизации и

улучшения системы правосудия, эффективное средство воспитания и ограничения

всевластия бюрократии. В ходе ратификации ЕКПЧ некоторыми поднимался вопрос

о ее соотношении с Конвенцией СНГ о правах и основных свободах человека

1995 года. Никаких противоречий, тем более несовместимости между ними нет.1

Конструкция конвенции СНГ, которая пока, к сожалению, не вступила в

силу, полностью вписывается в "архитектуру" ЕКПЧ. В тандеме с ЕКПЧ работает

и Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или

унижающего достоинство обращения или наказания. Она учреждает механизм по

контролю за условиями содержания заключенных, участники которого посещают

места лишения свободы. Однако появление дополнительного инструмента

международного мониторинга в этой области, безусловно, ускорит темпы

модернизации нашей пенитенциарной системы. Ее проблемы эксперты СЕ

связывают не столько с обветшалой материальной базой, сколько с

переполненностью тюрем. Поэтому выход здесь видится в акценте на такие

аспекты уголовноправовой реформы, как диверсификация наказаний и отказ от

практики лишения свободы за малосущественные и не представляющие большой

общественной опасности правонарушения. Естественно, соблюдение двух

вышеупомянутых договорно-правовых актов СЕ предполагает активное

продолжение судебной, пенитенциарной и других реформ в стране и их должное

материальное обеспечение через увеличение бюджетного финансирования. Тем не

менее речь не идет о росте прямых финансовых обязательств Азербайджана

перед СЕ: наш взнос в эту организацию остается прежним – около 24,2 млн.

долларов.

1Речь идет о косвенных затратах, которые в любом случае необходимы в

связи с решением наших внутренних задач. Они будут определяться ежегодно,

исходя из возможностей бюджета, и рассчитаны на достаточно длительное

время. Разумеется, предстоит также предпринять шаги по приведению

азербайджанского законодательства и правоприменительной практики в

соответствие с требованиями основополагающих конвенций СЕ. Однако такие

шаги полностью коррелируют с тем, что непосредственно записано в

действующей Конституции, с планами наших собственных правовых реформ. Они

будут делаться постепенно, по мере гармонизации азербайджанских законов с

европейскими нормами. Для других мер времени понадобится больше. В целом

включенная в текст законопроекта о ратификации ЕКПЧ соответствующая

оговорка дает возможность получить необходимый переходный период. Кстати,

именно таким путем поэтапного приведения своих законов в соответствие с

основополагающими европейскими конвенциями уже после их ратификации шли

практически все, даже самые развитые в правовом отношении государства –

участники Совета Европы. Конкретно в случае с нашей оговоркой речь идет о

временном выводе из-под действия ЕКПЧ ряда положений ныне действующего

уголовно-процессуального кодекса (порядок ареста, содержания под стражей и

задержания лиц, подозреваемых в преступлениях) и дисциплинарного устава

вооруженных сил (арест с содержанием на гауптвахте), а также о

неприменимости ЕКПЧ к фактам, имевшим место до ее вступления в силу для

Азербайджана. Это наше политическое и, если хотите, моральное обязательство

перед Советом Европы. Однозначно потребуется большая разъяснительная работа

с общественным мнением страны. И здесь мы вправе рассчитывать на помощь и

содействие экспертов Совета Европы, имеющих в данной сфере уникальный опыт.

В стадии ратификации в нашем парламенте находятся еще два ключевых

документа СЕ. Это Европейская хартия местного самоуправления и Рамочная

конвенция о защите национальных меньшинств.

Хартия – один из базовых нормативных актов Совета Европы. Не

случайно, вступая в СЕ. Хартия действует около десяти лет (вступила в силу

в сентябре 1988 года). Ее участниками уже стали 28 из 43 государств –

членов СЕ. Еще в шести она находится в стадии ратификации. Иными словами,

сегодня хартия является реальным регулятором демократической жизни на

Европейском континенте. Основные принципы и положения хартии соответствуют

Конституции В азрбайджанском законодательстве отражены все обязательные для

исполнения пункты хартии, перечисленные в статье 12. В этом плане мы

выгодно отличаемся от других стран, которые, ратифицируя данный договорно-

правовой акт, были вынуждены – в силу особенностей внутреннего

законодательства – сделать ряд ограничительных заявлений. Хартия исходит из

того, что органы местного самоуправления являются одной из фундаментальных

основ любого демократического строя. Под этим углом полноценное участие

Азербайджана в хартии имеет не только международное, но прежде всего

весомое внутриполитическое значение. Став обязательным документом, она,

несомненно, будет содействовать дальнейшему совершенствованию местного

самоуправления в Азербайджене, разработке законодательной базы в этой

области.1

Хотелось бы отметить, что ратификация Азербайджаном Европейской

хартии местного самоуправления не повлечет за собой дополнительных прямых

расходов, покрываемых за счет государственного бюджета. Хотя в хартии и

имеются принципиальные обязательства по финансированию местных властей,

порядок практического осуществления такого финансирования остается на

усмотрение центрального правительства. В нашем случае – с учетом опыта

других государств – вытекающие из выполнения хартии расходы органов

местного самоуправления могут производиться за счет перераспределения

бюджетных средств и источников, установленных законом "0 финансовых основах

местного самоуправления". Рамочная конвенция о защите национальных

меньшинств – самая "свежая" конвенция Совета Европы. Она вступила в силу

только 1 февраля нынешнего года. Этот документ нацелен на запрет

дискриминации нацменьшинств и развивает положения статьи 14 Европейской

конвенции о правах человека. В конвенции не дается определения самого

понятия "национальные меньшинства". Тем не менее думается, что отсутствие

данного определения, учитывая рамочный характер конвенции, не отменяет ее

несомненно прогрессивного существа. Конвенция имеет прежде всего

программную направленность с акцентом на постепенность прогресса в

выполнении ее положений. Формулировки документа составлены весьма гибко и

позволяют учитывать конкретные ситуации, сложившиеся в разных странах. В

этом – большой плюс конвенции. Конвенция не содержит положений,

противоречащих азербайджанскому законодательству и, следовательно, не

потребует внесения в него изменений. Применение конвенции в Азербайджане

будет затрагивать в основном представителей меньшинств, не имеющих

собственных государственных или автономных территориальных образований.

Вместе с тем следует обратить внимание и на точку зрения экспертов СЕ,

считающих, что конвенция одновременно может использоваться и применительно

к представителям большинства населения страны в целом, если оно в том или

ином территории составляет меньшинство. Для Азербайджана конвенция

принципиально важна и тем, что она дает дополнительную возможность

добиваться уважения прав соотечественников за рубежом, защищать права наших

граждан. Что касается финансовых аспектов участия Азербайджана в конвенции,

то прямых расходов на это не потребуется. Вместе с тем косвенные затраты,

вытекающие из ее выполнения, в частности реализации права лиц,

принадлежащих к национальным меньшинствам, на изучение родного языка, могут

быть существенными. Однако эти расходы в любом случае необходимы как с

точки зрения положений действующей Конституции, так и в связи с задачей

поэтапной реализации закона Кроме того, расходы на указанные цели могут

осуществляться за счет средств бюджета. В настоящее время в процессе

ратификации в Милли меджлисе также находятся такие, актуальные для

современной Европы договорно-правовые акты, как конвенции о выдаче и о

взаимной правовой помощи по уголовным делам. В целом министерствами и

ведомствами в настоящее время ведется большая и кропотливая работа по

инвентаризации всего блока конвенций Совета Европы – а их более ста

шестидесяти – на предмет выявления приоритетных для присоединения к ним.

Канал Совета Европы дает нам также уникальный шанс не только присоединяться

к уже готовым конвенциям, но и участвовать в разработке новых универсальных

правовых норм европейской жизни, добиваться учета при этом интересов

Азрбайджана. Пример тому – рождающиеся под крышей СЕ с участием европеских

экспертов конвенции по борьбе с коррупцией, по аудиовизуальному наследию.

Взятый Азрбайджаном курс на активизацию международного сотрудничества в

рамках этого соглашения путем внедрения передовых технологий и изменения

структуры бюджета получил поддержку большинства стран-участниц. В другие

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.