реферат, рефераты скачать
 

Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты


Право на объединение - одно из самых всеобъемлющих политических прав

граждан, затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его

цель состоит в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в

политической и общественной жизни, а так же юридически установить создание

разного рода общественных объединений.

В статье 5 Закона "Об общественных объединениях" от 14 апреля 1995г. ,

принятом Государственной Думой формулируется понятие общественного

объединения:

"Это добровольное, некоммерческое формирование, созданное по инициативе

граждан, объединившихся на основе общности интересов и для реализации общих

целей, указанных в уставе общественного объединения".

Рассмотрим теперь механизм создания, организации и деятельности

общественного объединения, но для начала рассмотрим их виды. Закон

предусматривает 5 различных форм организационно правовой формы их

функционирования.

Общественная организация - совместная деятельность для защиты общих

интересов и уставных целей объединившихся граждан.

Общественное движение - массовое общественное объединение,

преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели,

поддерживаемые его участниками.

Общественный некоммерческий фонд - формирование имущества на основе

добровольных взносов, и иных не запрещенных законом поступлений и

использование его на общественно-полезные цели.

Общественное учреждение - оказание конкретного вида услуг, отвечающих

интересам участников.

Орган общественной самодеятельности - его целью является совместное

решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учебы.

Общественные объединения также различаются по территориальной сфере

деятельности. В частности они могут быть:

Общероссийскими, Региональными, Межрегиональными и Местными. В

частности общероссийским считается объединение, сфера действия которого

распространяется на территории более половины субъектов Федерации и имеет

там свои структурные подразделения. Межрегиональное - на территории менее

половины субъектов Федерации. Региональное действует на территории одного

субъекта Российской Федерации, местное же осуществляет свою деятельность в

пределах органов местного самоуправления.

Общественная организация

Общественной организацией является основанное на членстве общественное

объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих

интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.[11]

Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть

физические лица и юридические лица - общественные объединения, если иное не

установлено настоящим Федеральным законом и законами об отдельных видах

общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд

(конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом

общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный

съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной организации ее

постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического

лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в

соответствии с уставом.

Общественное движение

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее

членства массовое общественное объединение, преследующее социальные,

политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками

общественного движения.

Высшим руководящим органом общественного движения является съезд

(конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом

общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный

съезду (конференции) или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественного движения его

постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического

лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в

соответствии с уставом.

Общественный фонд

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и

представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель

которого заключается в формировании имущества на основе добровольных

взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного

имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом

общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в

собственных интересах.

Руководящий орган общественного фонда формируется его учредителями

и(или) участниками либо решением учредителей общественного фонда, принятым

в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания

участниками на съезде (конференции) или общем собрании.

В случае государственной регистрации общественного фонда данный фонд

осуществляет свою деятельность в порядке, предусмотренном Гражданским

кодексом Российской Федерации.

Создание, деятельность, реорганизация и(или) ликвидация иных видов

фондов (частных, корпоративных, государственных, общественно-

государственных и других) могут регулироваться соответствующим законом о

фондах.

Общественное учреждение

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное

объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг,

отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного

объединения.

Управление общественным учреждением и его имуществом осуществляется

лицами, назначенными учредителем (учредителями).

В соответствии с учредительными документами в общественном учреждении

может создаваться коллегиальный орган, избираемый участниками, не

являющимися учредителями данного учреждения и потребителями его услуг.

Указанный орган может определять содержание деятельности общественного

учреждения, иметь право совещательного голоса при учредителе (учредителях),

но не вправе распоряжаться имуществом общественного учреждения, если иное

не установлено учредителем (учредителями).

В случае государственной регистрации общественного учреждения данное

учреждение осуществляет свою деятельность в порядке, установленном

Гражданским кодексом Российской Федерации.

Орган общественной самодеятельности

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства

общественное объединение, целью которого является совместное решение

различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства,

работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей

неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных

целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту

его создания.

Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан,

заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на

основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании

учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой

вышестоящих органов или организаций.

В случае государственной регистрации органа общественной

самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя

обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

Политические общественные объединения

Политическим общественным объединением является общественное

объединение, в уставе которого в числе основных целей должны быть

закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на

формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы

государственной власти и органы местного самоуправления посредством

выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в

организации и деятельности указанных органов.

Политическим общественным объединением не может быть признано:

- объединение, зарегистрированное в соответствии с законодательством

Российской Федерации в качестве профессионального союза, религиозной,

благотворительной организации, национально-культурной автономии, а также в

качестве общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной

самодеятельности;

- объединение, устав которого допускает членство в нем или

принадлежность к нему в иной форме иностранных граждан, иностранных или

международных организаций;

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или

принадлежность к нему граждан только по профессиональному, национальному,

этническому, расовому или конфессиональному признаку (признакам);

- объединение, устав которого предусматривает членство в нем или

принадлежность к нему лиц, не имеющих права быть членами политических

общественных объединений или принадлежать к данным объединениям;

- объединение, преследующее цели извлечения прибыли посредством

осуществления предпринимательской деятельности и распределения полученной

прибыли (имущества, собственности) между своими членами и (или)

учредителями;

- объединение, созданное для реализации любительских и иных

неполитических интересов;

- объединение, неполитический характер которого специально оговорен в

федеральном законе.

Союзы (ассоциации) общественных объединений

Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы

вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе

учредительных договоров и(или) уставов, принятых союзами (ассоциациями),

образуя новые общественные объединения. Правоспособность союзов

(ассоциаций) общественных объединений как юридических лиц возникает с

момента их государственной регистрации.

Создание, деятельность, реорганизация и(или) ликвидация союзов

(ассоциаций) общественных объединений, в том числе с участием иностранных

некоммерческих неправительственных объединений, осуществляются в порядке,

предусмотренном настоящим Федеральным законом.

Благотворительная организация[12]

Благотворительной организацией является неправительственная

(негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная

для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем

осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом

или отдельных категорий лиц.

При превышении доходов благотворительной организации над ее расходами

сумма превышения не подлежит распределению между ее учредителями (членами),

а направляется на реализацию целей, ради которых эта благотворительная

организация создана.

Благотворительные организации создаются в формах общественных

организаций (объединений), фондов, учреждений и в иных формах,

предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций.

Благотворительная организация может создаваться в форме учреждения,

если ее учредителем является благотворительная организация.

Объединения (ассоциации и союзы) благотворительных организаций[13]

Благотворительные организации могут объединяться в ассоциации и союзы,

создаваемые на договорной основе, для расширения своих возможностей в

реализации уставных целей.

Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций является

некоммерческой организацией.

Члены объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций

сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

Объединение (ассоциация, союз) благотворительных организаций не

отвечает по обязательствам своих членов. Члены объединения (ассоциации,

союза) благотворительных организаций несут субсидиарную ответственность по

его обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными

документами объединения (ассоциации, союза) благотворительных организаций.

Молодежные и детские объединения[14]

Органы государственной власти области при разработке мер

государственной поддержки молодежных и детских объединений учитывают их

предложения. Молодежные и детские объединения имеют право:

готовить доклады Правительству области о положении детей и молодежи,

участвовать в обсуждении докладов органов государственной власти области по

указанным вопросам, а также вносить предложения по реализации

государственной молодежной политики;

вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по

изменению и совершенствованию законодательства области, затрагивающего

права и законные интересы детей и молодежи;

участвовать в подготовке и обсуждении проектов областных программ в

сфере молодежной политики.

Представители молодежных и детских объединений, их координационных

советов имеют право участвовать в заседаниях органов государственной власти

области при принятии решений по вопросам, затрагивающим интересы детей и

молодежи.

Молодежные и детские объединения могут получать в порядке,

установленном действующим законодательством, государственный (областной)

заказ на создание социальных служб, информационных, инновационных центров и

центров досуга для детей и молодежи, на разработку и реализацию проектов

(программ) по организации социальной работы, дополнительного образования,

деятельности в сфере культуры, здравоохранения, экологии, деятельности по

предупреждению беспризорности и правонарушений среди детей и молодежи, а

также на научные исследования и осуществление иных видов деятельности,

являющихся приоритетными при реализации государственной молодежной

политики.

Государственный (областной) заказ выполняется на договорной основе в

соответствии с действующим законодательством.

Федеральные органы исполнительной власти при разработке мер

государственной поддержки молодежных и детских объединений учитывают их

предложения. Молодежные и детские объединения имеют право:

готовить доклады Президенту Российской Федерации и Правительству

Российской Федерации о положении детей и молодежи, участвовать в обсуждении

докладов федеральных органов исполнительной власти по указанным вопросам, а

также вносить предложения по реализации государственной молодежной

политики;

вносить предложения субъектам права законодательной инициативы по

изменению федеральных законов и иных нормативных правовых актов,

затрагивающих интересы детей и молодежи;

участвовать в подготовке и обсуждении проектов федеральных программ в

области государственной молодежной политики.

Представители молодежных и детских объединений, их координационных

советов имеют право участвовать в заседаниях федеральных органов

исполнительной власти при принятии решений по вопросам, затрагивающим

интересы детей и молодежи.

Профессиональных союз [15]

Профсоюз - добровольное общественное объединение граждан, связанных

общими производственными, профессиональными интересами по роду их

деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-

трудовых прав и интересов.

Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую

(профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору

создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них,

заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов.

Граждане Российской Федерации, проживающие вне ее территории,

могут состоять в российских профсоюзах. Иностранные граждане и лица без

гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, могут

состоять в российских профсоюзах, за исключением случаев,

установленных федеральными законами или международными договорами

Российской Федерации. Профсоюзы имеют право создавать свои

объединения (ассоциации) по отраслевому, территориальному или

иному, учитывающему профессиональную специфику признаку - общероссийские

объединения (ассоциации) профсоюзов, межрегиональные объединения

(ассоциации) профсоюзов, территориальные объединения (ассоциации)

организаций профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют

право сотрудничать с профсоюзами других государств, вступать в

международные профсоюзные и другие объединения и организации, заключать с

ними договоры, соглашения.

Учредить любое общественное объединение могут граждане, достигшие

совершеннолетия. В членстве же молодежных и детских общественных

объединений могут состоять лица следующего возрастного критерия: 14 лет

(молодежные общественные объединения), 10 лет (детские общественные

объединения).

В соответствии с политическими целями, общественные объединения

оказывают большое влияние и им предоставлена свобода действий в

политической жизни общества. В частности за ними закреплено право

распространять информацию о своей деятельности, проводить демонстрации,

шествия и пикетирования (если таковые не противоречат Указам Президента "о

порядке организации митингов, шествий и пикетировании", а так же

законодательству об общественных объединениях). Им предоставлено право

направлять и вносить предложения в органы государственной власти,

участвовать в выработке решений органов государственной власти, право

защищать членов своих организаций в суде и иных органах местного

самоуправления и правоохранительных органах. В частности большое значение

имеет действие общественных объединений в предвыборной и выборной компании,

если такое им предоставлено, а именно они должны быть зарегистрированы и

иметь соответствующие указания в уставах об участии в выборах.

Также и для осуществления уставных задач объединения граждане вправе

проводить собрания, демонстрации и митинги, шествия и пикетирование, - как

выражение социальной и политической активности граждан - при условии, что

эти движения будут проводится мирно, без оружия (ст.31 Конституции РФ). Эти

мероприятия требуют санкционирование властей в отношении их проведения.

§2. Законодательное закрепление права на свободу собраний и

ассоциаций.

Статья 30 Конституции Российской Федерации применяет формулировку

"каждый гражданин Российской Федерации имеет право на объединение....." -

это значит, что только человек, являющийся гражданином Российской Федерации

и обладающий всеми его правами и обязанностями имеет право создавать

общественные объединения и организации для реализации своих общественных,

социальных и политических интересов. Конституция Российской Федерации и

Закон "Об общественных объединениях" статьи 2 и 225 КЗоТ Российской

Федерации закрепляют за гражданами право на общественные объединения,

общественные движения, партии, профсоюзов, предпринимательских объединений,

обществ и ассоциаций.

Статья 31 Конституции РФ 1993 года регламентирует проведение следующих

видов публичных мероприятий:

- собрания - совместного присутствия граждан в заранее определенном

месте и в заранее определенное время для коллективного обсуждения и решения

каких-либо вопросов;

- митинга - формы организованного выражения общественного мнения,

массовой поддержки резолюций, требований и других обращений граждан,

проводимой в заранее определенном месте и в заранее определенное время ;

- демонстрации - формы организованного выражения коллективного и

индивидуального мнения по любому вопросу общественной и государственной

жизни;

- шествия - формы демонстрации, проводимой путем передвижения граждан

по заранее определенному маршруту ;

- пикетирования - формы публичного выражения коллективного или

индивидуального мнения, осуществляемой без шествия и звукоусиления путем

размещения граждан у пикетируемого объекта и использования плакатов,

транспарантов и иных средств наглядной агитации.

Проведение публичных мероприятий регламентируется Указом Президента РФ

о порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.