реферат, рефераты скачать
 

Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты


и пикетирования от 25 мая 1992 года. При проведении данных мероприятий, их

участники обязаны соблюдать общественный порядок. Государство гарантирует

право на проведение публичных мероприятий. Государственные и должностные

лица и граждане не вправе препятствовать этим мероприятиям. Запрещение

возможно лишь только в строго определенных случаях

25 мая 1992г. принят Указ Президента РФ " О порядке организации и

проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования ". В нем

установлено, что впредь до урегулирования законом РФ порядка проведения

этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод

человека и гражданина , принятой Верховным Советом РФ, о праве граждан

собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные

мероприятия при условии предварительного уведомления властей.

Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц. Не

допускалось использование его для насильственного изменения

конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной

ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Этот Указ определил, что до принятия соответствующего российского

закона упомянутый выше союзный указ на территории России применяется в

части, не противоречащей указанной Декларации.

Конституция СССР 1977г. и вслед за ней Конституция РСФСР 1978г. в

первоначальной редакции не устанавливали каких-либо ограничений на способы

реализации названной свободы. При формальном закреплении политических прав

граждан этого не требовалось. Никто и не помышлял о том, что граждане могут

реально воспользоваться этим правом. Если же и происходило нарушение

традиции, виновного ждала суровая кара. Когда же в условиях "перестройки"

манифестации, проводимые по инициативе граждан, приняли массовый характер,

исполкомы местных Советов Свердловска, Ленинграда, Москвы и других городов

и областей поспешили принять временные правила организации и проведения

собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, пытаясь восполнить

образовавшийся правовой вакуум. Поскольку подобные акты закрепили

разрешительный порядок реализации этой субъективной свободы, возникло

противоречие между нормой Конституции и положениями указанных актов.

Понятие «общественного объединения» закреплено в статье 5 Закона "Об

общественных объединениях" от 14 апреля 1995г., который также

предусматривает перечень возможных организационно – правовых форм

общественных объединений.

Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных

организаций» от 28.06.95г. устанавливает понятие, права и обязанности

молодежных и детских общественных объединений.

Закон РФ «О профсоюзах, их правах и гарантиях деятельности» от

12.01.96г. также включает в себя понятие и пределы деятельности

профессиональных союзов.

Для создания и функционирования объединений определена к настоящему

времени необходимая правовая база, включающая конституционные положения в

текущее законодательство. В Конституции РФ две статьи непосредственно

относятся к данному вопросу : в статье 30 закреплено право граждан на

объединение, а в статье 13 определяется социальная основа объединения :

идеологическое и политическое многообразие , многопартийность, равенство

объединений перед законом.

Законодательством РФ введены некоторые ограничения.

В случае введения чрезвычайного положения по основаниям,

указанным в законодательстве, дополнительно могут вводиться следующие

меры:

приостановление, после соответствующего предупреждения,

деятельности политических партий, общественных организаций и массовых

движений, препятствующих нормализации обстановки;

Конституция также устанавливает нормы об условиях образований

общественных объединений и предъявляемых к ним требованиям.

В части первой статьи 13 запрещается создание и деятельность

объединений, цели и действия которых направлены на насильственное свержение

основ конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации,

подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований,

разжигание национальной и религиозной розни.

Федеральный закон Российской Федерации "Об общественных объединениях"

устанавливает, что отказ в регистрации общественного объединения по мотивам

нецелесообразности не допускается. Отказ о регистрации дается в письменной

форме и может быть обжалован в суде и не является препятствием для

повторной сдачи документов, при условии устранения оснований, вызвавших

отказ.

Законодательством устанавливается также ограничение права на

объединение для судей, работников правоохранительных органов и

военнослужащих. Согласно Закону РФ от 26 июня 1992г. "О статусе судей в

Российской Федерации", судьи не принадлежат к политическим партиям и

движениям. В Законе "О прокуратуре Российской Федерации" (ст.4),

предусматривается, что в органах прокуратуры не допускается создание и

деятельность политических партий и организаций. Такая деятельность не

допустима и в органах МВД[16]. В соответствии с Законом Российской

Федерации "Об обороне" в вооруженных силах Российской Федерации не

допускается деятельность общественных и иных организаций и объединений,

преследующих политические цели. Военнослужащие могут состоять в

общественных объединениях, которые не преследуют политические цели, имеют

право участвовать в их деятельности не находясь при исполнении обязанностей

военной службы.[17]

§3. Защита и гарантии права на свободу собраний и ассоциаций

Эффективная защита прав и свобод граждан в сферах деятельности

исполнительной власти, учитывая многообразие правовых отношений субъектов,

требует четкого правового закрепления не только прав граждан, но и

корреспондирующих этих правом обязанностей соответствующих государственных

органов.

Анализ законодательства РФ показывает, что пробелы в нем достаточно

обширны. Специалисты указывают на три основные направления нормативного

регулирования защиты прав и свобод граждан в сфере исполнительной власти:

- законодательное закрепление обязанностей органов исполнительной власти

по отношению к гражданам;

- использование эффективных способов контроля и надзора за работой

должностных лиц;

- установление ответственности государственных служащих и органов

государства за нарушение прав и свобод человека.

На первом месте находится вопрос о гарантиях прав граждан при защите

своих законных интересов и формах ответственности должностных лиц:

дисциплинарной, административной, материальной и уголовной.

Хотя международные конвенции и соглашения в области прав человека

признают право каждого человека «на эффективное восстановление в правах

компетентными национальными судами»[18], право человека на «справедливое

судебное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным

судом, созданным на основе Закона»[19], - в Российской Федерации эти нормы

на практике реализуются, как известно, с большими затруднениями. [20]

Двумя статьями Конституции[21] защищается свобода объединений и

собраний. Делать какие-либо комментарии к тексту данных статей не

представляется необходимым. На мой взгляд они надежно защищают от произвола

государственных властей, а требование «собираться мирно, без оружия»

преследует цель защиты прав и свобод других личностей, составляющих

общество, в частности их право на жизнь.

Международно-правовые гарантии права на объединение заключаются в том,

что каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской

Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод,

если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства этого

права.[22]

Что же касается действий, которые могут быть обжалованы в суд, то их

перечень закреплен в Законе "Об обжаловании в суд действий и решений,

нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993г.

"К действиям (решениям) государственных органов, органов

местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений,

общественных объединений и должностных лиц, которые могут быть

обжалованы в суд, относятся коллегиальные и единоличные действия

(решения), в результате которых:

1) нарушены права и свободы гражданина;

2) созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

3) незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или

4) он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.[23]

Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии прав и свобод - это условия, средства, меры, направленные на

обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту. Наличие

гарантий предполагает наличие обязанностей. Выше были описаны обязанности

граждан перед государством, однако в данной ситуации подразумеваются

обязанности государства перед гражданами, Основные гарантии закреплены в

Конституции, но это не означает , что перечисленный список гарантий

является исчерпывающим. Для более подробного рассмотрения всей совокупности

гарантий существует их классификация по сфере действия. Гарантии делятся на

международно-правовые и внутригосударственные.

Внутригосударственные гарантии.

Закрепляются в конституциях и иных нормативно - правовых актах

государства, обеспечиваются соответствующими материальными и

организационными средствами. В Российской Федерации гарантией, обладающей

наивысшей юридической силой, является Конституция. В Конституции, как уже

говорилось выше, закрепляются основные гарантии, определяющие смысл,

содержание и применение законов, деятельность всех трех ветвей власти, а

также органов самоуправления. Контроль за их соблюдением принадлежит

Конституционному Суду РФ. Внутригосударственные гарантии делятся на общие и

гарантии правосудия.

Общие гарантии.

1. Защита прав и свобод - обязанность государства. Данное положение

закрепляется в ст.45 ч.1 Конституции РФ.В реализации данной гарантии

участвует весь механизм государства.

2. Самозащита прав и свобод. Способов самозащиты существует множество и

все они могут быть применены гражданами, но существует одно ограничение,

указанное в ст.45 ч.2:

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не

запрещенными законом.

3. Судебная защита. Эта гарантия находит свое отражение в ст.46

Конституции. Такая форма защиты прав и свобод является наиболее

эффективной, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения.

4. Возмещение вреда. В соответствии со статьей 53 Конституции, каждый

имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или

бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Размер

возмещения вреда устанавливается судом.

5. Неотменяемость прав и свобод. Любой человек может быть уверен, что

пока существует Конституция РФ, права и свободы, закрепленные в ней, как

сказано в ст.18, являются непосредственно действующими.

6. Возраст. В Конституции сказано, что гражданин России может

самостоятельно осуществлять а полном объеме свои права и обязанности с 18

лет. Ограничением может служить признание гражданина недееспособным или

ограниченный в дееспособности, но только по решению суда. Лица, не

достигшие этого возраста, также обладают правами, перечисленными в

Гражданском кодексе.

Гарантии правосудия.

Данные гарантии лежат в основе УПК и направлены на исключение произвола

в судебном разбирательстве. Гарантии правосудия - гарантии свободы

личности, отсюда их конституционный уровень закрепления.

1. Гарантии подсудности. Для человека необходимо, чтобы его дело

разбиралось в том суде и тем судьей, которые предусмотрены

законодательством. Определение законом такого суда и есть подсудность. В

Конституции прямо указано, что никто не может быть лишен права на

рассмотрение его дела тем судом и тем судьей к подсудности которых оно

отнесено законом. Главной гарантией демократического правосудия выступает

суд присяжных.

2. Право на юридическую помощь. Это означает, что любой, кто нуждается

в квалифицированной юридической помощи, имеет право на ее получение. В

предусмотренных законом случаях, юридическая помощь оказывается бесплатно.

3. Презумпция невиновности. Она закреплена в ст.49.Сут же презумпции

заключается в том, что любой человек считается невиновным пока его

виновность не будет доказана.

4. Запрет повторного осуждения. Данная гарантия гласит, что никто не

может быть осужден за одно и тоже преступление более одного раза (ст.50

Конституции РФ).

5. Недействительность незаконно полученных доказательств. Человек

гарантирован от таких "методов" работы суда и следствия на всех стадиях

уголовного процесса (ст.50 ч.2 Конституции).

6. Право на пересмотр приговора. Любой осужденный имеет право на

пересмотр приговора вышестоящим судом, а также просить о помиловании или

смягчении приговора.

7. Гарантия от самообвинения. Выражается в том, что человека нельзя

принудить к даче показаний против себя, а также против близких для него

родственников, круг которых определяется федеральным законом.

8. Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью. Статья

52 Конституции РФ:

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются

законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и

компенсацию причиненного ущерба.

9. Запрет обратной силы закона. Закон, устанавливающий или отягчающий

ответственность, обратной силы не имеет. Но если он отменяет или смягчает

ответственность, то его обратная сила предусматривается (ст.54

Конституции).

Международно-правовые гарантии.

Данные гарантии закрепляются международно - правовых документах, таких

как Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии

Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, международные пакты и

другие документы. Конституция предоставляет право обращения в

межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, при отказе всех

судебных инстанций Российской Федерации. Жалоба подается в комитет по

правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о

гражданских и политических правах. Комитет принимает жалобу, если она не

анонимна и не представляет собой злоупотребление правом на жалобу.

Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский

Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году. Обращение в Суд может

подавать как государство, так и физическое лицо, но сначала это обращение

должно было пройти через Европейскую Комиссию по правам человека. После

рассмотрения, если это обращение признается приемлемым, то оно попадает в

Суд.

Помимо указанных документов, закрепляющих права и свободы человека,

существуют также такие как:

-Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. и

дополнительные протоколы к ней;

-Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским,

семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и декларация о

международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от

24 сентября 1993 г., принятые членами СНГ.

Итак, подведем итог первой главы. Особых противоречий между Европейской

Конвенцией по защите права на свободу собраний и ассоциаций и

законодательством России нет — это было отмечено многочисленными юристами.

Конвенция дает более четкое определения по данному вопросу, а благодаря

практике работы Европейского Суда выработана целая система прецедентов, что

еще уточняет европейские стандарты в подходе к праву на свободу собраний и

ассоциаций. Что касается соотношения Конвенций с российским

законодательством, — определенные расхождения здесь, действительно,

имеются, хотя и предпринимались некоторые попытки унифицировать наше

законодательство о праве на свободу собраний и ассоциаций с положениями

Конвенции. Означает ли это, что мы должны немедленно прекратить действие

собственных законов? Нет, такого рода разночтения разрешаются Европейским

Судом. Разночтения-то на самом деле небольшие. Если Суд примет решение в

пользу наших законов, — дела будут решаться в соответствии с ними, если Суд

примет иное решение, — мы постепенно, не спеша, должны будем корректировать

наши законы, чтобы они соответствовали положениям Европейской конвенции.

Планы корректировки законодательства в соответствии с Конвенцией уже

имеются. Особый вопрос — проблема реализации Конвенции в области права на

свободу собраний и ассоциаций. Основной вопрос здесь — степень готовности

исполнительной, судебной власти.

Глава 2. Право на свободу собраний и ассоциаций: предписания Конвенции и

прецедентное право Европейского Суда по правам человека

| |

|Совет Европы основан в 1949 году. Это старейшая общеевропейская |

|политическая организация. Ее штаб-квартира находится в Страсбурге |

|(Франция). Она насчитывает 41 государств-членов и занимается всеми |

|политическими, экономическими, социальными проблемами, кроме обороны. |

Совет Европы был основан договором (Устав Совета Европы), подписанным в

Лондоне 5 мая 1949 года.

Цели:

Совет создан для того, чтобы:

- защищать права человека, парламентскую демократию и власть закона;

- разрабатывать договоры между всеми странами Европы с целью соблюдения

общих норм в социальной и правовой практике;

- способствовать росту сознания в области целостности Европы на основе

общих ценностей и культуры без границ.

С 1989 года главными задачами Совета были:

- действовать в интересах стабильности и защиты прав человека в европейских

посткоммунистических демократиях;

- помогать странам Центральной и Восточной Европы осуществлять и укреплять

политические, правовые и конституционные реформы параллельно с

экономическими;

- предоставлять технологии в таких сферах деятельности, как права человека,

местная демократия, образование, культура и окружающая среда.

Политические цели:

Венский саммит Совета Европы в октябре 1993 года сформулировал новую

политическую задачу: быть на страже безопасности демократии, основанной на

правах человека и власти закона.

Сегодня организация продолжает расти, одновременно укрепляя свои

контрольные функции, направленные на обеспечение выполнения странами -

членами Совета взятых на себя обязательств.

Структура Совета Европы:

Комитет министров из 41 министра иностранных дел или их представителей

в Страсбурге - орган, принимающий решения.

§1. Европейские нормы и стандарты в области права на свободу собраний

и ассоциаций.

Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» от 4

ноября 1950 года.

Принятая 4 ноября 1950 года в рамках Совета Европы и вступившая в силу

в 1953 году уникальная по своей значимости Европейская Конвенция «О защите

прав человека и основных свобод» положила начало утверждению целостной

системы европейских правовых норм, которая установила неотъемлемые права и

свободы для каждого и обязала государства гарантировать эти права каждому

человеку, находящемуся под их юрисдикцией. Повышая эффективность защиты

прав человека, Европейская Конвенция постоянно дополнялась и изменялась

путем принятия Протоколов к ней (принято 11 Протоколов), которые расширили

гарантируемые права и совершенствовали существующие процедуры защиты прав.

Огромная заслуга Европейской Конвенции в том, что права человека и его

свободы стали признаваться высшими ценностями, а отражающие их правовые

нормы стали доминирующими в национальных законодательных актах тех

европейских стран, которые считают себя или стремятся стать

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.