реферат, рефераты скачать
 

Борьба с наркобизнесом в Кыргызстане


достаточно высокой степени чистоты. Для более полной характеристики

возможных объемов производства наркотиков из эфедры можно отметить, что

только объединение «Лекраспром» республики ее ежегодно заготавливает

более 500 тонн.1

Состояние борьбы с наркотиками в Кыргызстане.

Сложившийся в мире демократический имидж Кыргызстана во многом

определился благодаря его четко выраженной антинаркотиковой позиции.

Борьба с наркотизмом возведена в ранг наиболее приоритетных задач,

республика выработала свою антинаркотиковую стратегию. Ее основой

явилась организация следующих институтов и мероприятий:1

- в апреле 1991 года в системе Министерства внутренних дел создана

самостоятельная служба по борьбе с наркобизнесом ( ныне Управление по

борьбе с наркобизнесом ) – первая в бывшем СССР, организационно

объединившая оперативных работников, следователей, экспертов и кинологов

для одной цели – пресечение незаконных операций с наркотиками. Она

стала прототипом создания аналогичных структур и в других правозащитных

ведомствах республики. Ныне в Государственной таможенной инспекции

действует Управление по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, в

Министерстве национальной безопасности – самостоятельный отдел, а в

погранвойсках России, дислоцированных на территории Кыргызстана, начал

функционировать специальный отдел по пресечению контрабанды наркотиков;

- осенью 1991 года Президент Кыргызстана объявил мировому

сообществу, что, несмотря на крайне сложное экономическое положение

республики, Кыргызстан ни при каких обстоятельствах не возобновит

культивирование опийного мака – какой бы панацеей для решения проблем

экономики республики это не стало;

- в апреле 1993 года создана Государственная комиссия при

Правительстве Кыргызской Республики по контролю наркотиков. Она является

органом государственного управления и призвана, наряду с координацией

усилий всех министерств и ведомств республики по борьбе с наркотизмом,

определять и проводить в жизнь государственную политику Кыргызстана в

сфере как законного, так и незаконного оборота наркотиков;

- в июле 1993 года Кыргызстаном была принята Национальная

Программа по борьбе с наркотизмом в республике на 1993-1995 годы. Этим

документом ( первым в СНГ), борьба с наркотизмом в республике возведена

в ранг одной из важнейших государственных задач. В ее дальнейшее

развитие в марте 1996 года Правительство республики утвердило новую

Государственную Программу на 1996-1997годы. А 22 мая 1998 года, как уже

было указано выше, был принят Закон Кыргызской Республики « О

наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» – он

является основным нормативным актом регулирующим общественные отношения

в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и

прекурсоров на территории нашей республики. В июле 1998 года была

принята следующая Государственная Программа КР в области контроля

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000

годы. Кроме Госпрограммы имеется также одобренная Правительством КР

Концепция развития государственной политики КР в области контроля

наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров на 1998-2000

годы.

- в апреле 1994 года Кыргызстан присоединился к трем основным

антинаркотиковым Конвенциям Организации Объединенных Наций 1961, 1971,

1988 годов.

Это дало Кыргызстану возможность интегрироваться в международный

процесс противодействия наркотизму и, вкупе с созданием специального

национального органа – Госкомиссии по контролю наркотиков, побудило ООН

начать оказывать Кыргызстану помощь в разрешении проблем борьбы с

наркотизмом.

Несмотря на предпринимаемые меры, после распада Советского Союза

в Кыргызстан стали поступать наркотики из Афганистана через Горно-

Бадахшанскую автономную область Таджикистана. Их интенсивность, объемы

и масштаб привели, по заключению международных экспертов, к появлению

нового «заоблачного» пути наркотрафика опия и героина в государства СНГ

и далее – в страны Балтии и Европы. По заключению Международной

Программы ООН по контролю над наркотиками – ЮНДКП, ныне Кыргызстан

превращается в один из мировых центров наркотранзита.

Прослеживается устойчивая связь между незаконным оборотом наркотиков

и связанными с ним различными формами организованной преступности.

В постсоветское время, когда прозрачность и проницаемость границ

стала фактом, наркобизнесс начал постепенно расцветать, разветвляться,

и модернизироваться.

Этому способствовало несколько факторов :

наличие на территории республики обширной сырьевой базы наркотизма в

виде зарослей дикорастущей конопли, эфедры и незаконных посевов опийного

мака

а также, близость к крупнейшим мировым нелегальным производителям

наркотиков - Афганистану и Пакистану

Наркобизнес стал весьма прибыльным делом, принося многократные

барыши и привлекая в свои ряды представителей практически всех слоев

населения от многодетных матерей до государственных чиновников.

Все это говорит о том, что Кыргызстан превращается в один из

крупнейших мировых транзитных путей перевозки наркотиков.

Основной путь берет свое начало в Афганистане и Пакистане и

пролегает через южные рубежи республики, по трассе Ош - Хорог, а также

пешими тропами в обход пограничных, таможенных и милицейских постов.

В южном регионе стали возникать хорошо законспирированные преступные

сообщества, специализирующиеся на перевозке и сбыте опия. Их курьеров

наши коллеги из России, Узбекистана, Казахстана и других стран СНГ

неоднократно задерживали и привлекали к ответственности.

Однако, основные виновники, практически всегда оказывались «за

кадром» происходящих событий.

Следует сказать и о том влиянии, которое оказывает наркобизнес на

демократические процессы, происходящие в республике.

Демократия, как истинное народовластие, не может развиваться в

условиях господства мафии в силу желания последней господствовать

безраздельно и беззаконно.

Но это далеко не последний аспект проблемы. Наркобизнес направляет

усилия многих людей по «черному» пути, не давая развиваться нормальной

экономике; порожденная им коррупция как ржавчина разъедает

государственный аппарат и внушает народу недоверие к власти в целом.

Подстегиваемая им наркомания калечит большое количество людей, делая их

неспособными к нормальной жизни, апатичными, желающими только одного -

наркотиков, и подчиняющихся только тем, кто сможет им их дать.

Как следует из обзора Управления по борьбе с незаконным оборотом

наркотиков МВД России, за 6 месяцев 1997 г. доля Кыргызстана в общем

объеме изъятых в России наркотиков составила 325,2 кг (17,6%). По видам

наркотиков, изъятых в России, доля Кыргызстана составила: по опию –

17,9%; по опию экстракционному и ацетиллированному – 2,6%; по героину

–2,8%; по марихуане – 9,7%; по гашишу – 10,6%.

В настоящее время в Кыргызстане происходят серьезные изменения как

в обществе, так и в структуре преступности, в частности – наркотической.

На фоне тенденции к снижению уровня общей преступности в республике,

количество преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков

продолжает расти.

Ныне в Кыргызстане угроза наркотиков исходит, в основном, от

следующего:

- наличия собственной обширной сырьевой базы наркомании –

дикоросов конопли и эфедры ( по различным данным, дикоросами конопли

поражено от 6 до 60 тысяч гектаров сельхозугодий республики);

- роста незаконных посевов контрабандного транзита и поступления в

республику НС, психотропных и сильнодействующих веществ – опия, героина,

готовых лекарственных форм из Афганистана и Индии;

- реструктуризации рынка наркотиков – вытеснения традиционных их

видов (гашиш, марихуана, продукты мака) более «тяжелыми» – опием и его

различными настойками, а также синтетическими и полусинтетическими –

героином, амфетаминами, различными стимуляторами и т.п.

Все эти факторы в совокупности оказывают негативное влияние на

состояние и развитие наркоситуации в Кыргызстане. Кроме того, достаточно

сложное состояние экономики республики ведет к постоянному сокращению

сил и средств, задействованных в борьбе с наркотизмом.

Тем не менее, несмотря на перечисленные выше сложности,

противодействие наркотизму является одним из важнейших приоритетов в

деятельности руководства Кыргызстана и различных государственных

институтов, которые вопросам борьбы с наркотизмом уделяют постоянное

внимание. Серьезность отношения руководства республики к проблемам

борьбы с наркотизмом инициировала ООН на оказание помощи республике в

создании государственных механизмов контроля над наркотиками.

В соотвествии с проектом ЮНДКП в Бишкекской высшей школе МВД

развернута учебная телестудия: в Управлении по борьбе с наркобизнесом

создана и оснащена современным компьютерным оборудованием Служба

информации и анализа, а его региональным подразделениям передано 6

автомашин, 4 эксперта-химика МВД и Минюста прошли учебную стажировку в

Словацкой Республике; на базе Республиканской научно-исследовательской

лабаратории судебных экспертиз Минюста был создан и оснащен современным

лабараторным оборудованием Центр исследования наркотиков и многое

другое.

Одновременно, осознавая, что действие наркоэкспансии возможно

только совместными усилиями всех государств как региона, так и мира,

Кыргызстан активно стремится развивать международное сотрудничество в

этой сфере. Во многом этой возможности для широкой интеграции в

международный процесс борьбы с наркотизмом способствовало, как уже было

указано, присоединение республики к антинаркотиковым Конвенциям ООН

(апрель 1994г.).

В настоящий момент Кыргызстаном заключено трехстороннее

межправительственное Соглашение с Казахстаном и Узбекистаном о

сотрудничестве с незаконным оборотом наркотиков; двухсторонние

межправительственные Соглашения о сотрудничестве в области контроля

наркотиков с Пакистаном и Казахстаном; а также и с другими

государствами. В мае 1996 г. Кыргызстаном совместно с другими

государствами центрально-азиатского региона подписан Меморандум «О

взаимопонимании и сотрудничестве в области контроля за незаконным

производством, оборотом, злоупотреблением наркотических средств,

психотропных веществ и прекурсоров», который является политической и

правовой основой сотрудничества в области контроля наркотиков.

Аналогичные соглашения заключены и другими странами: Индией,

Таджикистаном, Россией, Китаем и др.

Активная позиция и успехи Кыргызстана в разработке новых методов и

подходов в противодействии наркотизму не остались незамеченными

международным сообществом. Так, в 1996 г. в республике под эгидой

Международной Программы ООН по контролю над наркотиками – юндкп, а также

Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе – ОБСЕ, было

проведено три крупных субрегиональных международных семинара.

Одновременно специально для государств Центральной Азии ЮНДКП

подготовлен пакет из пяти новых Проектов по оказанию помощи в борьбе с

наркотизмом. Два из них – общей стоимостью около 3 млн. долларов,

предусматривали размещение своих головных представительств в

Кыргызстане.

В то же время, несмотря на сложное экономическое положение

республики, происходит постепенное наращивание усилий правоохранительных

структур республики в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Ежегодно

заслушиваются отчеты глав государственных структур, глав

госадминистраций и глав соответствующих структур силовых и других

правозащитных ведомств республики о наркоситуации в республике. В Иссык-

Кульской, Жалал-Абадской, Ошской, Чуйской областях также, в рамках

выполнения Госпрограммы по усилению борьбы с наркотизмом, на заседаниях

областных комиссий регулярно заслушиваются отчеты руководителей

областных структур, глав райгосадминистраций и айыл окмоту.

Реформирование МВД республики в 1996 г. операции «Мак» позволило

усилить взаимодействие между различными службами и подразделениями

органов внутренних дел, а также разграничить результаты повседневной

работы подразделений ОВД и операции «Мак». Ежегодно органами внутренних

дел совместно с местными государственными администрациями проводятся

оперативно-профилактические мероприятия типа «Кара-Куурай», «Транзит»,

«Допинг», «Притон», «Переброс» в рамках операции «Мак».

В 1998 г. Международной Программой ООН по контролю над

наркотиками в республике были проведены обследования в целях определения

территории, пораженной наркотикосодержащими растениями. Установлено, что

дикорастущая конопля произрастает на 5835 гектарах, а эфедра – на 7618

гектарах.

Как показала практика, одной из действенных мер в борьбе с

наркотизмом стало использование специализированных бригад по уничтожению

сырьевой базы наркомании – дикоросов конопли, созданных по линии

оплачиваемых общественных работ. Для уничтожения дикорастущей конопли

местными госадминистрациями совметсно с представителями

правоохранительных органов и служб занятости создаются

специализированные бригады из числа временно неработающих граждан. За

период с 1996 по 1998 гг. в республике было создано 335

специализированных бригад с численностью 3036 безработных, силами

которых более 4800 гектаров очищены от дикорастущей конопли в Иссык-

Кульской, Чуйской, Ошской и Жалал-Абадской областях.

Участие 930 безработных граждан в специализированных бригадах по

уничтожению дикорастущей конопли предусмотрено в Программе оплачиваемых

общественных работ на 1999 г. во всех областях республики и г.Бишкек.

В средствах массовой информации организовано регулярное освещение

хода выполнения Госпрограммы по борьбе с наркотизмом и систематическое

информирование населения о вреде наркомании и уголовной ответственности

за незаконный оборот наркотиков.

Заметно активизировали работу по борьбе с контрабандой и

незаконным оборотом наркотиков подразделения Гостаможни и Министерства

национальной безопасности. Укрепилось их взаимодействие с

территориальными структурами органов внутренних дел, а также

подразделениями Группы погранвойск ФПС России в Кыргызстане, чаще и

результативнее стали совместные операции по перекрытию каналов

наркотрафика.

Для лучшей координации и обеспечения и единого подхода к

диагностике, лечению, реабилитации и профилактики наркоманий, в 1997 г.

был создан Центр наркологии Министерства здравоохранения республики.

Центр призван оказывать специализированную помощь не только населению

Бишкека и Чуйской области, но и всем жителям Кыргызстана.

Наркологическая помощь населению оказывается на добровольной основе и

потребность в ней неуклонно возрастает.

Крайнюю озабоченность вызывает развитие наркоситуации в молодежной

среде. Среди несовершеннолетних стремительными темпами развиваются,

наряду с потреблением ими обычных «социальных наркотиков» - алкоголя и

табака, также все увеличивающаяся тенденция потребления более опасных их

видов – марихуаны, гашиша, эфедрона, опия и т.д. Для достоверности

можно показать возрастной состав задержанных за наркопреступления: свыше

50 лет – 24%; 30-49 лет – 35%; 18-29 лет – 41%.

Именно по этой причине, с 1996 г. начата работа по первичной

профилактике наркомании среди несовершеннолетних, которую осуществляет

Министерство образования, науки и культуры совместно с Республиканским

подростковым Центром Министерства зравоохранения. Для апробации новых

педагогических методик внедряются программы первичной профилактики

отклоняющегося поведения среди детей на базе подготовительной группы

детского сада № 109.

В ряде средних школ Бишкека – 9, 18, 19, 28, 31 и 57, а также в

школе №3 Сокулукского района, с начала 1996-1997 учебного года начато

внедрение специально разработанной превентивной программы по основам

здорового образа жизни. Так, районо Араванского района Ошской области в

целях профилактики наркомании среди учащихся, самостоятельно ввело в

школах специальные занятия по основам правовых знаний и санитарной

гигиене. Для формирования у будущих педагогов республики заранее целевой

установки на обучение учеников здоровому образу жизни, в Кыргызском

Государственном институте физкультуры и спорта внедрен спецкурс

«Профилактика аддиктивного поведения и работа с «группой риска» учителя

физкультуры», аналогичная работа начата в Бишкекском гуманитарном

университете[2].

По инициативе Госкомисси по контролю наркотиков в 1996 г. в

республике впервые была проведена республиканская научно-практическая

конференция «Актуальные проблемы борьбы с наркотизмом в Кыргызстане».

Далее такие конференции стали проводиться чаще. К примеру, 16-17 января

1998 г. в Бишкеке была проведена научно-практическая конференция УБН

«Наркобизнес - новая реальность». Совсем недавно, а именно 14 мая

совещание в Совете безопасности КР на тему «О наркотизации и

организационно-практических мерах по усилению борьбы с наркоманией и

незаконным оборотом наркотиков в Кыргызсокй Республике», в который

принимали участие главы и сотрудники УБН, ГККН, МВД, МНБ, ГТК и

другие[3].

С момента создания Указом Президента Кыргызстана Госкомиссии по

контролю наркотиков, руководством республики был принят ряд важнейших

документов, регламентирующих борьбу с незаконным оборотом НС, о которых

указывалось выше. Одновременно областными и районными государственными

администрациями изданы собственные нормативно-правовые акты, дополняющие

и развивающие центральные с учетом местных условий и реалий.

Вместе с тем, усилия, предпринимаемые государственными структурами

по борьбе с наркотизмом, в настоящее время явно недостаточны и не

адекватны растущей наркоугрозе. В деятельности по противодействию

наркотизму продолжают иметь место серьезные недостатки и упущения. По

данным международных экспертов ООН и Интерпола , 1 доллар, вложенный в

наркобизнес, приносит 12.240 долларов прибыли. Именно высокая

прибыльность наркобизнеса влечет за собой еще одну весьма сложную

проблему – угрозу коррумпированности государственных служащих и

сотрудников правоохранных структур и их объединение с представителями

криминального мира.

3.2 Характеристика причин и условий, способствующих распространению

наркотизма.

С наркотиками человечество знакомо с древнейших времен.

Употребление их первоначально было обусловлено бытовыми или религиозными

обычаями в местах, где произрастали наркотикосодержащие растения. Именно

эти регионы и были первыми очагами потребления НС – это Юго-Восточная

Азия ( опийный мак), Южная Америка ( кока), Ближний Восток, Средняя

Азия, Южная и Северная Америка, Северная Африка, Иран, Пакистан,

Афганистан, Индия (конопля).

Если в начале века наркотики были распространены в основном в

среде представителей уголовного мира, то в настоящее время в нездоровом

обществе его потребляют практически все социальные слои и, что следует

отметить особо, следствием падения социальных нравов явилось то, что

подавляющее большинство наркоманов очень молоды – не старше 30 лет,

приживают они в основном в крупных городах, но их все больше становится

и в селах. Растут и случаи приобщения к наркомании детей в возрасте 10-

12 лет и даже моложе.

Обычно у человека уже после нескольких приемов НС, а иногда даже

после разового, развивается сильное, непреодолимое влечение к наркотику

– психическая зависимость. Она еще больше усугубляется наступлением

физической зависимости, которая заключается в том, что наркотики по мере

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.