реферат, рефераты скачать
 

Гражданство в международном праве


65. Однако участие в многосторонних силах от имени

государства, гражданином которого является соответствующее лицо,

нельзя рассматривать в качестве службы в иностранных вооруженных

силах. Кроме того, данное положение не охватывает также

добровольную военную службу в другой стране в соответствии с

двусторонним или многосторонним договором.

66. Следует отметить, что этот пункт касается лиц,

добровольно проходящих службу в иностранных вооруженных силах в

качестве профессиональных солдат. Этот случай отличается от того,

который предусматривается пунктом 3 "a" статьи 21, когда лица

могут выбирать в каком из государств, гражданами которых они

являются, выполнять воинскую обязанность. К тому же ввиду того,

что данный пункт не содержит (равно как и вся Конвенция в целом)

положений, обладающих исполнительной силой, государства при

принятии законов в этой области должны определить условия, на

которых он будет применяться.

Подпункт "d"

67. Слова "поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно

важным интересам государства-участника" взяты из пункта 3 "a"ii"

статьи 8 Конвенции 1961 года о сокращении безгражданства

( 995_240 ). Такое поведение, в частности, включает

государственную измену и другие действия, направленные против

жизненно важных интересов соответствующего государства (например,

работа на иностранную секретную службу), однако при этом не

включает уголовные преступления общего характера, какими бы

тяжкими они ни были.

68. Кроме того, Конвенция 1961 года ( 995_240 )

предусматривает, что поведение, причиняющее серьезный ущерб

жизненно важным интересам государства, может служить основанием

для лишения гражданства лишь в том случае, если оно является

действующим основанием для лишения гражданства во внутреннем

законодательстве соответствующего государства, о сохранении

которого оно заявило в момент подписания, ратификации или

присоединения.

Подпункт "e"

69. Одна из главных целей данного подпункта заключается в

том, чтобы позволить государству, которое желает этого,

предотвратить сохранение его гражданами, постоянно проживающими за

границей, его гражданства из поколения в поколение. Однако такая

утрата грозит лишь тем лицам, которые имеют другое гражданство.

70. Для целей этой статьи термин "отсутствие подлинной связи"

применяется лишь к лицам с двойным гражданством, постоянно

проживающим за границей. Кроме того данное положение применяется,

в частности, тогда, когда подлинная и эффективная связь между

лицом и государством не существует ввиду того, что это лицо или

его семья постоянно проживают за границей на протяжении целых

поколений. При этом предполагается, что соответствующее

государство приняло все разумные меры для обеспечения того, чтобы

эта информация была доведена до сведения заинтересованных лиц.

71. Возможным свидетельством отсутствия подлинной связи

может, в частности, служить невыполнение одного из следующих

действий по отношению к компетентным органам соответствующего

государства-участника:

i) регистрация;

ii) подача заявления о выдаче удостоверения личности или

проездных документов;

iii) подача заявления, в котором выражается желание сохранить

гражданство государства-участника.

72. Подпункт "e" следует также толковать в свете:

- определения гражданства как правовой связи между отдельным

лицом и государством (пункт "a" статьи 2);

- запрещения произвольного лишения гражданства (пункт "c"

статьи 4);

- возможности лишения детей, родившихся за пределами

территории государства, права приобрести гражданство ex lege

одного из родителей (пункт 1 "a" статьи 6); и

- права на административное или судебное обжалование (статья

12).

Подпункт "f"

73. Этот подпункт охватывает случаи изменения гражданского

статуса детей, которое повлекло бы за собой невыполнение условий

для целей сохранения гражданства. Например, в некоторых странах,

если ребенок приобрел гражданство на основании связей с матерью

или отцом и если позднее выясняется, что он/она не является

настоящей матерью или настоящим отцом, ребенок может быть лишен

гражданства, при условии, что он не станет лицом без гражданства.

При этом каждое государство-участник в рамках своего внутреннего

законодательства само определяет юридические последствия такой

утраты, а именно считать ли, что утрата наступила с момента

лишения гражданства (ex nunc), или считать, что гражданство

никогда не приобреталось (ex tunc).

Подпункт "g"

74. В случаях, когда дети приобретают или уже имеют

гражданство приемных родителей, гражданство происхождения может

быть утрачено или аннулировано. Это соответствует пункту 2 статьи

11 Европейской конвенции об усыновлении детей (ETS N 58), который

предусматривает, что "утрата гражданства, которая могла бы

являться следствием усыновления, обусловлена обладанием или

приобретением другого гражданства".

Пункт 2

75. Для случаев, охватываемых пунктом 1 статьи 7, при условии

соблюдения положения пункта 3 о безгражданстве,

государство-участник может предусмотреть, что дети, включая

приемных детей, утрачивают гражданство вместе со своими

родителями. Однако здесь есть два исключения, а именно: когда

родители утрачивают свое гражданство в соответствии с подпунктами

"c" и "d" статьи 7, дети не утрачивают его вместе с родителями,

поскольку вменяемое в вину поведение родителей не должно иметь

никаких негативных последствий для детей. Кроме того, четко

предусматривается, что ребенок не должен утрачивать гражданство,

если его сохраняет хотя бы один из родителей. При применении

данного пункта государства-участника в любом случае следует

руководствоваться наилучшими интересами ребенка.

Пункт 3

76. В пункте 3 содержатся общие ограничения в отношении всех

предшествующих пунктов, поскольку в нем утрата гражданства не

разрешается ни в одном из случаев, охватываемых статьей 7, если

это ведет к безгражданству соответствующего лица; поэтому этот

пункт представляет собой конкретное применение общего принципа,

содержащегося в пункте "b" статьи 4. В ряде стран существует

требование об отказе от имеющегося гражданства для целей

приобретения нового гражданства; такое требование согласуется с

пунктом 3 статьи 7. В этой связи можно также сослаться на пункт 1

статьи 8.

77. Подпункт "b" пункта 1 является единственным исключением,

допускающим безгражданство в отношении взрослых или детей. Таким

образом, запрещение безгражданства идет дальше того, что

предусматривается статьей 8 Конвенции 1961 года о сокращении

безгражданства ( 995_240 ).

Статья 8

Утрата гражданства по инициативе лица

78. Желание лица является необходимым фактором поддержания

правовой связи с государством, которая характеризует гражданство;

поэтому государствам-участникам следует включить в свое внутреннее

законодательство положения, разрешающие отказываться от их

гражданства, при условии, что их граждане не станут лицами без

гражданства. Отказ следует толковать в его самом широком смысле,

включая, в частности, подачу заявления и его последующее одобрение

соответствующими органами.

79. Проблемы могут возникнуть тогда, когда лицам разрешается

или от них требуется отказаться от своего гражданства до того, как

они приобретут гражданство другого государства. Если приобретение

гражданства оговорено определенными условиями, которые не были

выполнены, в результате чего соответствующим лицам не удалось

приобрести новое гражданство, государство, от гражданства которого

они отказались, должно разрешить им восстановить свое гражданство

или оно должно считать, что эти лица никогда не утрачивали своего

гражданства, с тем чтобы не возникла ситуация безгражданства.

80. Возможные сборы, связанные с таким отказом, не должны

быть неразумными (см. пункт 1 статьи 13 Конвенции).

81. В пункте 2 статьи 8 государствам разрешается ограничить

право на отказ от их гражданства в соответствии с пунктом 1

гражданами, которые постоянно проживают за границей. Согласно

статье 8, нельзя лишить права отказаться от гражданства лишь на

том основании, что лица, постоянно проживающие в другом

государстве, все же должны выполнять воинскую обязанность в стране

происхождения, или на основании того, что против лица в этой

стране происхождения может быть возбуждено гражданское или

уголовное судебное разбирательство. Гражданское или уголовное

судебное разбирательство не имеет никакого отношения к гражданству

и, как правило, может вестись даже в том случае, если лицо

отказывается от своего гражданства происхождения.

Статья 9

Восстановление гражданства

82. На основе статьи 9 государства-участники способствуют в

рамках своего внутреннего правопорядка восстановлению гражданства

как лицам, которые отказались от гражданства в соответствии со

статьей 8, так и тем, кто утратил свое гражданство в соответствии

со статьей 7. Однако статья 9 не предусматривает права на

восстановление. Согласно этой статье, достаточно, чтобы

государства-участники способствовали восстановлению гражданства

некоторыми категориями бывших граждан. То, выполняет ли

государство-участник требование о содействии, должно

рассматриваться с учетом всех соответствующих обстоятельств, в

частности существования весьма льготных условий для приобретения

гражданства.

Глава IV

Процедуры, касающиеся гражданства

83. Глава IV касается процедур в области приобретения,

сохранения, утраты, восстановления или легализации гражданства.

Термин "легализация" охватывает все виды доказательств гражданства

в такой форме и таким образом, который определен внутренним

законодательством каждого государства-участника.

84. В Договоре о Европейском сообществе ( 994_017 ) нет

никаких положений, регулирующих приобретение или утрату

гражданства, поскольку решение таких вопросов в принципе входит в

компетенцию государств-членов. Однако ввиду того, что обладание

гражданством государства-члена является необходимым для применения

конкретных положений о свободе передвижения и в целом для

пользования правами, вытекающими из гражданства Союза (статьи 8

"a" и 8 "e" EC), вторичное право Сообщества налагает на

государства-члены обязательство обеспечивать своим гражданам

доказательство гражданства путем выдачи или продления срока

действия действительного удостоверения или паспорта, в котором

специально указывается гражданство предъявителя.

Статья 10

Рассмотрение заявлений

85. Все заявления, касающиеся приобретения, сохранения,

утраты, восстановления и легализации гражданства, подлежат

обработке в разумные сроки. То, рассматривается ли заявление в

разумные сроки, определяется с учетом всех соответствующих

обстоятельств. Например, когда от граждан

государства-предшественника - как в случаях правопреемства

государств, - не получивших гражданство государства, в котором они

проживают, требуется подать заявление на предоставление

гражданства, их заявления должны рассматриваться весьма быстро

ввиду чрезвычайной срочности вопроса. В любом случае в период

ожидания окончания рассмотрения заявлений большинству таких лиц,

как правило, разрешается оставаться в стране, например в силу их

права на семейную жизнь по статье 8 ЕКПЧ ( 995_004 ).

Статья 11

Решения

86. Все решения в отношении гражданства, а не только те,

которые связаны с заявлениями, должны содержать письменное

изложение оснований. Необходимо приводить как минимум юридические

и фактологические основания. Однако при простой регистрации

случаев приобретения и утраты гражданства ex lege письменного

изложения оснований не требуется. Для решений, затрагивающих

национальную безопасность, должен представляться только

минимальный объем информации. Для решений, которые принимаются в

соответствии с пожеланиями или в интересах отдельного лица,

например при положительном рассмотрении заявления, достаточно

простого уведомления или выдачи соответствующего документа. Было

отмечено, что внутреннее законодательство ряда стран не

соответствует этому положению в тех случаях, когда решения в

отношении гражданства принимаются парламентом.

Статья 12

Право на обжалование

87. Кроме того, все решения должны быть открыты для

административного или судебного обжалования. В соответствии с этим

положением лица должны иметь право обжаловать решения, касающиеся

гражданства. Процессуальные аспекты осуществления этого права

регулируются внутренним правом каждого государства-участника. Было

сочтено нецелесообразным предусматривать в настоящей Конвенции

изъятие в отношении решений о приобретении гражданства,

принимаемых актом парламента и не подлежащих обжалованию, как это

имеет место в ряде государств. Общее признание права на

обжалование было квалифицировано как действительно имеющее

исключительную важность.

88. Однако право на рассмотрение не исключает национальных

положений, в соответствии с которыми решения высших

государственных органов в определенных особых случаях не подлежат

обжалованию в вышестоящей инстанции, если эти решения открыты для

других форм правового или административного обжалования в

соответствии с внутренним законодательством.

89. Хотя в ЕКПЧ ( 995_004 ) не содержится никаких положений о

гражданско-правовой помощи, осуществление права на справедливое

судебное разбирательство в соответствии с пунктом 1 статьи 6 может

иногда требовать от государства обеспечения помощи со стороны

адвоката, когда это совершенно необходимо, например ввиду

сложности дела (см. в этой связи дело Эйри, 9 октября 1979 года,

ЕКПЧ, серия А, N 32).

Статья 13

Сборы

90. Эта статья касается всех сборов, связанных с процедурой

приобретения, сохранения, утраты, восстановления и легализации

гражданства. Они могут включать, например, сборы за предоставление

бланков заявлений, их рассмотрение и получение решения.

91. Общая цель пункта 1 заключается в том, чтобы сумма

сборов за приобретение, сохранение, утрату, восстановление или

легализацию гражданства не носила неразумного характера. То,

является ли сумма сборов неразумной, определяется с учетом всех

соответствующих обстоятельств. Это можно, например, определить

путем сравнения суммы сборов с расходами, которые несет

администрация. Уплата сборов не должна служить препятствием

получению, сохранению, утрате или восстановлению лицами своего

гражданства, например когда гражданство было утрачено в результате

правопреемства государств.

92. Слова "не становились препятствием" в пункте 2, в отличие

от слов "были разумными" в пункте 1, специально выбраны для того,

чтобы подчеркнуть, что в отношении суммы сборов за

административное или судебное рассмотрение на

государствах-участниках лежит более серьезное обязательство.

93. Хотя содержание этой статьи не охватывает юридические

сборы, в этой связи следует отметить сборы, упомянутые в решение

Европейского суда по правам человека по делу Эйри относительно

судебных издержек. Следует также упомянуть принципы, содержащиеся

в Рекомендации N R(81)7 Совета Европы о мерах, облегчающих доступ

к правосудию ( 994_133 ), в частности о принципе D, касающемся

судебных издержек, который гласит, что от лица нельзя требовать

"от имени государства в качестве условия для начала

разбирательства уплаты никаких сумм, которые были бы неразумными с

учетом рассматриваемых вопросов".

Глава V

Множестенное гражданство

Статья 14

Случаи множественного гражданства ex lege

94. Статья 14 требует, чтобы государства-участники разрешали

множественное гражданство в двух случаях, которые обычно

допускаются даже государствами, стремящимися избегать

множественного гражданства. Действительно, они возникают

автоматически вследствие одновременного применения

законодательства двух или более государств. В частности, положение

статьи 14 (1) "a" основывается на требовании о том, что в случае

брака между гражданами различных государств должен применяться

принцип равноправия супругов в отношении передачи соответствующего

гражданства своим детям. Кроме того, глава 1 Конвенции 1963 года

( 994_302 ), которая направлена на сокращение числа случаев

множественного гражданства, не исключает эти два случая

множественного гражданства.

95. Пункт 1 "a" касается "детей" и поэтому в соответствии с

определением этого термина, данным в статье 2 "c", применяется

лишь до достижения ими возраста 18 лет. После достижения детьми

совершеннолетия действуют соответствующие части статьи 7, в

частности пункт 1 "e" об утрате гражданства лицами, проживающими

за границей, ввиду отсутствия подлинной связи с

государством-участником.

Статья 15

Другие возможные случаи множественного гражданства

96. В статье 15 специально указывается, что Конвенция не

ограничивает право государств-участников разрешать множественное

гражданство. Эта статья четко дает понять, что государства,

которые того желают, вправе предусмотреть другие случаи

множественного гражданства.

97. Новая Конвенция остается нейтральной в вопросе

желательности множественного гражданства. Если глава 1 Конвенции

1963 года ( 994_302 ) была направлена на избежание множественного

гражданства, то статья 15 настоящей Конвенции отражает тот факт,

что множественное гражданство признается целым рядом государств

Европы, в то время как восточноевропейские государства склонны его

исключать.

98. Однако возможность для государства разрешить

множественное гражданство будет ограничиваться любыми

противоположными международными обязательствами. В частности,

государства, которые связаны главой I Конвенции 1963 года

( 994_302 ), могут предусмотреть в отношении своих соответствующих

граждан лишь некоторое ограниченное число случаев множественного

гражданства (более подробно см. также часть 1 выше).

Статья 16

Сохранение прежнего гражданства

99. Это положение направлено на обеспечение того, чтобы

получению или сохранению гражданства того или иного лица не

препятствовали невозможность или трудности утраты другого

гражданства или трудности в этой области. Наличие неоправданных

фактологических или юридических требований должно оцениваться в

каждом конкретном случае национальными органами

государства-участника, гражданство которого пытается получить

соответствующее лицо. Например, от беженцев, как правило, вряд ли

следует ожидать возвращения в свою страну происхождения или того,

что они обратятся в свое дипломатическое или консульское

представительство с отказом от своего гражданства или с просьбой о

его аннулировании.

100. Поскольку эта статья имеет особую важность в случае

правопреемства государств, в статью 18 включена специальная ссылка

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.