реферат, рефераты скачать
 

Гражданство в международном праве


гражданства. Оно носило символический характер и не имело каких-либо

юридических последствий, в частности, не создавало прав и обязанностей

между таким гражданином и государством. Вместе с тем, такому лицу не

требовалось визы для пересечения границы государства, почетным гражданином

которого он являлся. В настоящее время пожалование гражданства может иметь

место и по другим, чаще всего политическим, причинам, когда оно становится

фактически единственным гражданством, которым обладает индивид.*

*Лазарев Л.В Иностранные граждане (правовое положение).-М., 1992 г.

2.3 Оптация и трансферт, понятие, основные положения.

К способам приобретения гражданства, связанным с территориальными

изменениями, относятся оптация и трансферт.

Оптация - это приобретение гражданства на основе его выбора в связи с

территориальными изменениями. Лица, проживающие на части территории одного

государства, переходящей под суверенитет другого государства, получают

право оптации в порядке и в сроки, определяемые договором между

соответствующими государствами или установленные государством в

одностороннем порядке. Право оптации заключается в праве лица выбрать себе

гражданство: либо оставить гражданство того государства, на территории

которого оно проживало ранее, либо приобрести гражданство того государства,

под суверенитет которого переходит эта территория. В случае оставления

прежнего гражданства лицо должно в определенный срок покинуть территорию

своего проживания, в случае выбора нового гражданства-оно остается в месте

своего проживания

Примерно такое же определение оптации дает Юридический словарь под ред.

Н.Д.Казанцева: «оптация- выбор гражданства, …. Право оптации возникает в

ряде случаев, связанных с двойным гражданством. Оно устанавливается также в

международных договорах, регулирующих переход территории от одного

государства к другому, причем распространение нового гражданства на

население территории, переходящей к новому государству, сочетается с

предоставлением права оптации в пользу гражданства старого государства.

Осуществление права оптации в этом случае обычно сопровождается

обязанностью выезда из страны….».*

Так 29 июня 1945 года между СССР и Чехословацкой республикой был заключен

договор о Закарпатской Украине. Статья 2 Протокола к этому договору

содержала договоренность сторон о том, что лица украинской и русской

национальностей, проживающие на территории Чехословакии (в Словакии), имеют

право оптации (приобретения) гражданства СССР в течение до 1 января 1946

года. Оптация происходила в соответствии с законодательством СССР и

становилась действительной только с согласия властей СССР. Это же право

получали лица |чешской и словацкой национальностей, проживавшие на

территории Закарпатской Украины и желавшие сохранить гражданство

Чехословакии. Лица, получившие право оптации, должны были в течение 12

месяцев

*Юридический словарь под ред. Н.Д.Казанцева-М., 1953 г.

переселиться в страну, гражданство которой они намерены были приобрести.

Такой же договор был заключен 6 июля 1945 года между правительством СССР

и Польским временным правительством национального единства относительно лиц

польской и еврейской национальностей, желавших переселиться в Польшу, а

также лиц русской, украинской, белорусской, русинской и литовской

национальностей, проживавших на территории Польши и желавших переехать в

СССР.

Следует иметь в виду, что, во-первых, оптация возможна не только в

групповом (при репатриации), но и в индивидуальном порядке (при вступлении

в брак, при ликвидации двойного или множественного гражданства). Во-вторых,

во всех перечисленных случаях она осуществляется только на основе

добровольного выбора гражданства.

Трансферт- это «передача населения территории, переходящей из-под

суверенитета одного государства под суверенитет другого, соответственно из

одного гражданства в другое».*

Трансферт отличается от оптации тем, что здесь изменение гражданства

наступает автоматически. Фактически, это обмен населением между

государствами на основе международного соглашения. И хотя современное

международное право не допускает автоматического изменения гражданства, т.

е. его приобретение или утрату помимо воли индивида, трансферт все-таки

имел место в нескольких случаях как исключение.

Впервые переселение было предусмотрено конвенцией и протоколом,

подписанными 30 января 1923 года в ходе конференции и Лозанне (Швейцария)

по вопросам Ближнего Востока государствами Антанты и Турцией, после победы

последней в войне 1919-1922 г.г. Лозаннские документы содержали положение о

принудительном обмене всех греческих подданных Турции на мусульманских

подданных Греции (за некоторыми исключениями).

Такое же переселение было предусмотрено решением Потсдамской конференции

руководителей великих держав-победительниц в 1945 г. по итогам Второй

мировой войны, которым предусматривалось перемещение в Германию немецкого

населения или части его, оставшегося в Польше, Чехословакии и Венгрии. Это

было мотивировано, прежде всего, тем, что проживавшее в этих странах

немецкое население служило поводом для интервенции немецких войск.

*Л.Д.Тимченко Международное право учебник – Х., 1999 г.

3.Прекращение гражданства, основные способы. Прекращение

гражданства на основании международного договора.

В соответствии со ст. 12 Международного пакта о гражданских и

политических правах “любому, кто законно находится на территории

любого государства, принадлежит, в границах этой территории, право

на свободное передвижение и свободу выбора местожительства. Каждый человек

имеет право оставлять любую страну, включая свою собственную. Упомянутые

выше права не могут быть объектом никаких ограничений, кроме тех,

которые предусмотрены законом и являются необходимыми

для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и

нравственности населения... Никто не может быть своевольно лишен права на

въезд в свою собственную страну.”* Из смысла данной статьи следует право

гражданина на выход из гражданства своего государства. Таким образом выход

из гражданства является одним из способов прекращения гражданства. В

законодательстве многих государств существует еще несколько способов

прекращения гражданства, к ним относятся: утрата гражданства; лишение

гражданства; прекращение гражданства на основании международных договоров.

Рассмотрим подробнее каждый из способов.

Общепринято, что разработка осований и условий выхода из гражданства

(отказа от гражданства) относится к исключительной компетенции конкретного

государства. Обычно выход из гражданства осуществляется по ходатайству

лица, т.е. заявление о выходе из гржданства подается гражданином

непосредственно. Вместе с тем, если Конвенция о сокращении безгражданства

от 30 августа 1961 г. в п. «b» абз. 1 ст. 4 предусматривает возможность

принятия в гражданство в результате поданного заявления самим лицом или от

его имени, следовательно, такой же порядок возможен и при выходе из

гражданства. В выходе их гражданства может быть отказано, если лицо,

которое ходатайствует о выходе из гражданства привлечено в качестве

обвиняемого в уголовном деле или относительно которого имеется

обвинительный приговор суда, который вступил всилу и подлежит исполнению.

Датой прекращения гражданства является дата издания соответствующего указа

уполномоченным органом (Президент в Украине).

Международное право уделяет особое внимание субинститутам утраты и

лишения гражданства. Это объясняется тем, что инициатива при таком способе

прекращения гражданства принадлежит исключительно госу-

* Международный пакт о гражданских и политических правах

принят 16 декабря 1966 года Генеральной Ассамблеей ООН.

дарству, т.е индивид лишается гражданства не только по воле государства, но

и по его инициативе. А это, естественно, в случаях произвола приводит к

нарушению общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Поэтому в международном праве существует ряд международно-правовых актов,

касающихся таких способов прекращения гражданства. Прежде всего следует

отметить Всеобщую декларацию прав человека от 10 декабря 1948 года, которая

в п.2 статьи 15 закрепила положение, в соответствии с которым никто не

может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить свое

гражданство.

Проблема лишения гражданства регулируется Конвенцией о сокращении

безгражданства от 30 августа 1961 года, в соответствии с положениями

которой существенно ограничиваются условия, при которых гражданин может

быть лишен гражданства. В частности, статья 9 Конвенции устанавливает

прямой запрет на индивидуальное или групповое лишение гражданства по

расовым, этническим, религиозным или политическим мотивам.

В современном международном праве субинститут лишения гражданства

считается неприемлемым. Такое отношение было выработано мировым сообществом

еще в ответ на противоправные действия фашистских государств, лишавших

гражданства отдельных лиц или группы лиц по национальным или расовым

мотивам. Вместе с тем не следует забывать, что уже в послевоенные годы в

некоторых тоталитарных государствах, в том числе в СССР, весьма часто

практиковалось лишение гражданства по политическим мотивам. Так, в

семидесятые годы XX века за критику политического режима в своей стране,

гражданства СССР были лишены выдающиеся деятели культуры и искусства (А.

Солженицын, М. Растропович, Г. Вишневская, И. Бродский и многие другие). И

хотя в СССР такая практика была впоследствии осуждена, она по сей день

напоминает нам о грубейших нарушениях прав человека со стороны государства.

Законодательство суверенной Украины в этой области полностью

соответствует общепризнанным международно правовым нормам.

Особенностью механизма утраты гражданства в Украине является то, что

такая утрата не инициируется государством в отношении конкретного

гражданина. Здесь законодатель пошел по пути формального закрепления в

нормативно-правовом акте перечня деяний, при совершении которых лицом,

наступает утрата гражданства.

Так, в соответствии со статьей 18 Закона Украины от 18 января 2001 года

гражданство Украины утрачивается:

1. если гражданин Украины после достижения им совершеннолетия

добровольно приобрел гражданство иного гооударства.

Добровольным приобретением гражданства иного государства считаются все

случаи, когда гражданин Украины по своему свободному волеизъявлению,

выраженному в форме письменного ходатайства, приобрел гражданство иного

государства или он добровольно получил документ, который подтверждает

наличие приобретения им иностранного гражданства, за исключением случаев,

если:

. дети при рождении синхронно с гражданством Украины

приобретают также гражданство иного государства;

. дети, которые являются гражданами Украины и усыновлены

иностранцем, приобретают гражданство усыновителя;

. гражданин Украины автоматически приобрел гражданство

государства вследствие бракосочетания с иностранцем;

. согласно законодательству другого государства его гражданство

предоставлено гражданину Украины автоматически без его

добровольного волеизъявления и он не получил добровольно

документ, который подтверждает наличие у него гражданства

другого государства.

если иностранец приобрел гражданство Украины и не предоставил

документ о прекращении иностранного гражданства или декларацию об отказе

от него;

2. если иностранец приобрел гражданство Украины и воспользовался

правами или исполнил обязанности, которые предоставляет или

возлагает на него иностранное гражданство;

3. если лицо приобрело гражданство Украины вследствие предоставления

сознательно неправдивых сведений или фальшивых документов;

4. если гражданин Украины без согласия государственных органов

Украины добровольно вступил на военную службу, на работу в службу

безопасности, правоохранительные органы, органы юстиции или органы

государственной власти или органы местного самоуправления иного

государства.

Однако следует иметь в виду, что положения пунктов 1,2,3,5 не

применяются, если вследствие этого гражданин Украины станет лицом без

гражданства. Такое положение целиком отвечает положениям Конвенции 1961

года.

Важным положением закона является и то, что за гражданином Украины не

признается принадлежность к иностранному гражданству до принятия решения об

утрате гражданства Украины. Таким образом, совершение указанных выше деяний

не является основанием для автоматической утраты гражданства- необходимо

принятие решения компетентным государственным органом.

4. Двойное гражданство ( бипатризм ), безгражданство ( апатризм ), понятие,

порядок предотвращения.

Случаи двойного гражданства и безгражданства имеют место вследствие

различного решения законодательством отдельных государств вопросов о

приобретении и утрате гражданства.

Двойное гражданство (бипатризм)-пребывание лица одновременно в

гражданстве двух и более государств. Это состояние возникает в случае

коллизии при применении законов о приобретении гражданства. Например,

ребенок родившийся на территории государства, применяющего принцип «права

почвы», от родителей, являющихся гражданами государства, применяющего

принцип «права крови», получает с момента рождения двойное гражданство.

Двойное гражданство возникает также в случае брака женщины, являющейся

гражданкой страны, законодательство которой не лишает женщину своего

гражданства при вступлении ее в брак с иностранцем (например, Франция, США,

Швеция), либо гражданином такой страны, которая автоматически предоставляет

гражданство женщине-иностранке, вышедшей замуж за ее гражданина (например,

Бразилия).

Натурализация - прием в гражданство данного государства по просьбе

заинтересованного в том лица - также может породить ситуацию двойного

гражданства, если такая просьба удовлетворяется в отношении лица,

признаваемого гражданином другого государства.

Таковы основные условия возникновения ситуации двойного гражданства в

силу коллизии законов о гражданстве. Возможны и другие ситуации,

порождающие двойное гражданство, в частности, на основе международного

договора.

Законодательство Украины о гражданстве исходит из непризнания

одновременной принадлежности гражданина Украины к гражданству другого

государства. Еще в первоначальной редакции статьи 10 Закона Украины «О

гражданстве» от 8 октября 1991 года было зафиксировано положение, в

соответствии с которым: «За лицом, являющимся гражданином Украины, не

признается принадлежность к гражданству иностранного государства». Но все

же этот закон допускал возможность возникновения двойного гражданства на

основании международных соглашений Украины.

В настоящее время наличие за гражданином Украины двойного гражданства не

признается.

Лицо, имеющее двойное гражданство, находясь на территории одного из

государств, в гражданстве которого оно состоит, как правило, не может

ссылаться на свои обязательства по отношению к другому государству. Каждое

государство, в гражданстве которого состоит бипатрид, имеет право считать

его своим гражданином и требовать от него выполнения соответствующих

обязанностей.

От бипатридов, т. е. лиц имеющих два или более гражданства следует

отличать двойное гражданство, присущее некоторым сложным государствам. Так,

двойное гражданство, как уже отмечалось, принадлежало гражданам СССР, так

как они являлись гражданами Союза и гражданами субъектов федерации. На

основании статьи 8 (1) Договора о Европейском Союзе каждый гражданин

государства-члена, кроме обладания гражданством государства, является и

гражданином Союза.

Для разрешения многих проблем, связанных с двоим гражданством,

используется принцип определения эффективного гражданства. Эффективное

гражданство связано с необходимостью определения фактического или

преимущественного гражданства бипатрида для разрешения проблем, связанных с

коллизионной формулой прикрепления, определяющей личный статус физического

лица. В этом случае исходят из места постоянного проживания лица его

работы, места нахождения его имущества, прежде всего недвижимого,

проживания его семьи и т.п. Это, например, весьма актуально в современной

Европе, где существуют «прозрачные» межгосударственные границы, которые, по

сути, упразднены, наблюдается ординарная миграция населения в пределах

Европейского Союза.

Безгражданство (апатризм) - это такое положение лица, когда оно не

состоит в гражданстве какого-либо государства. В Конвенции о статусе

апатридов от 28 сентября 1954 года апатридом именуется лицо, которое не

рассматривается гражданином какого-либо государства в силу его закона.

Состояние безгражданства может возникнуть по разным причинам, например,

при:

а) утрате гражданства, если данное лицо вышло добровольно или лишилось

гражданства своего государства и не приобрело гражданства в другом

государстве;

б) выходе из гражданства с целью получения гражданства другого

государства, которое предоставляется через пять-десять лет;

в) вступлении женщины в брак с иностранцем, государство которого не

предоставляет женщине автоматически гражданства мужа (США, Франция), а сама

женщина имеет гражданство страны, законодательство которой руководствуется

принципом «жена следует гражданству мужа» (Испания);

г) в результате рождения от родителей, утративших гражданство;

д) лишении гражданства и т.д.

Обычно полагают, что статус апатридов приближен или соответствует статусу

иностранцев в данном государстве. Конвенция о статусе апатридов от 28

сентября 1954 года в ряде случаев даже призывает государства представлять

апатридам такой же статус, как и собственным гражданам. Это касается, в

частности, положения в области свободы религии и свободы религиозного

воспитания своих детей (статья 4), права на судебную защиту (п.2 статьи

16), права работы по найму (п.2 статьи 17) и др.

Следует иметь в виду, что лица без гражданства (апатриды) полностью

подчиняются законодательству того государства, на территории которого они

проживают.

Ситуации двойного гражданства или безгражданства аномальны и ущербны не

только применительно к соответствующим лицам, но и потому, что они могут

порождать и действительно порождают конфликтные ситуации и споры между

государствами. На уровне общего международного права их невозможно

разрешить, хотя в отдельных случаях некоторые меры к тому предпринимаются.

Так, согласно обычным нормам международного права о внешних сношениях

государств, кодифицированным ныне в ряде универсальных конвенций, дети

дипломатических агентов и других соответствующих им лиц, родившиеся на

территории государства их пребывания, не приобретают гражданства в силу

исключительно законодательства этого государства. Поэтому основной способ

смягчения или недопущения ситуации двойного гражданства или безгражданства,

состоит в заключении договоров о гражданстве между заинтересованными

государствами, что и имеет место на практике.

5. Международное регулирование по вопросам гражданства замужней женщины.

Во избежание коллизии норм о гражданстве (приобретении гражданства

женщиной после вступления в брак) Международному праву присущи определенные

правила, закрепленные в Конвенции о гражданстве замужней женщины от 20

февраля 1957 г. Согласно положенням Конвенции: “Договаривающиеся

Государства, имея в виду, что коллизии в праве и практике, относящиеся к

гражданству, возникают как результат постановлений об утрате или

приобретении гражданства женщинами вследствии вступления в брак,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.