реферат, рефераты скачать
 

Иностранные инвестиции


вложенный капитал. Все это дало желаемый эффект: массовый приток частного

капитала (особенно капитала из США). К тому же окончание второй мировой

войны активизировало деятельность инвесторов.

Задача привлечения иностранного капитала, казалось бы, была решена.

Но ведь инвестиции привлекаются не ради самих инвестиций. Многие проблемы,

которые страна хотела решить с их помощью оставались нерешенными. Выгоды от

инвестиций извлекали преимущественно иностранцы. Законодательство 1945 года

было впоследствии названо "насосом для откачки природных богатств

Бразилии". Но до определенного момента негативные последствия иностранных

инвестиций перекрывались позитивным воздействием. Когда произошло

относительное насыщение экономики инвестициями назрела необходимость более

жесткого регулирования иностранного капитала, соотнесения деятельности

инвесторов с национальными интересами и интересами местных производителей.

В 1962 г. был принят новый закон, регулирующий деятельность

иностранных инвесторов. Он дал четкое определение иностранных инвестиций,

включив в это понятие все денежные средства и материальные ценности,

ввезенные в страну и направленные в сферу экономической деятельности[7].

Непременный критерий иностранных инвестиций: они должны быть собственностью

иностранных юридических или физических лиц. Закон предоставляет

иностранному капиталу "национальный режим" без каких-либо существенных

ограничений.

Регулирует деятельность иностранных инвесторов Управление по

контролю денежных средств, находящихся в обращении. Инвестор должен

зарегистрировать свои инвестиции в Управлении и заключить с ним специальное

соглашение, регулирующее права и обязанности сторон. Инвестор может

переводить прибыль за границу только после предоставления документов об

уплате всех налогов. Сумма прибыли, переведенной за границу в течение года

не должна превышать 12% от первоначально инвестированного капитала, иначе

она облагается повышенным налогом (до 60%)[8]. За нарушение порядка

перевода прибылей и репатриации капитала предусматриваются штрафы и

уголовно-правовые санкции.

При значительном дефиците торгового баланса Управление может

ограничить импорт и переводимый за границу доход от иностранных инвестиций.

Льготы по переводу денежных средств предоставляются в зависимости от

важности отрасли экономики, в которой задействованы инвестиции, а также

когда эти средства пойдут на оплату патентов, товарных марок, торговых

знаков. Перевод за границу средств филиалами или дочерними компаниями,

находящимся в Бразилии своим головным фирмам запрещен.

Все возможные операции проводятся только через специальные органы.

Все юридические и физические лица должны обращаться в Управление с

заявлением и обоснованиям валютных операций за получением разрешения на их

проведение.

Ввозимые машины и оборудование облагаются пошлинами в зависимости от

особенности территорий, где они будут работать, от степени концентрации

производства в нем и т.п. (в зависимости от условий налог может возрастать

или уменьшаться на 30%).

При нарушение таможенных или валютных формальностей Управление может

штрафовать виновных в размере 10-кратной стоимости ценностей.

Кредитные учреждения Бразилии могут кредитовать предприятия с

иностранными инвестициями только с разрешения правительства и должны

отдавать преимущество тем предприятиям, где доля национального капитала

больше. Финансовые и инвестиционные компании Бразилии могут работать только

с теми акциями и облигациями филиалов иностранных компаний, которые

обеспечивают право решающего голоса.

В Бразилии разрешена деятельность иностранных банков, которая

основывается на принципах взаимности, т.е. вводятся ограничения аналогичные

тем, которые применяются к банкам Бразилии в той или иной стране. Эти банки

не могут иметь более 30% акций бразильских банков или обладать в них правом

решающего голоса.

Помимо Управления регулированием иностранного капитала занимаются

Государственная экономическая комиссия и Контрольная инспекция,

Национальный валютный совет.

Кроме наличия специального законодательства немаловажную роль в

создании соответствующего правового климата для иностранных инвестиций

играют законы общего характера, регулирующее вопросы создания и

функционирования предприятий и организаций различных организационно-

правовых форм. Это позволяет инвестору определить какая форма в наибольшей

степени подходит для его целей.

Несмотря на довольно жесткое регулирование, высокие налоги

(иностранный акционер уплачивает в виде различных налогов 60-79% полученной

прибыли), ограничения на приобретение недвижимости и т.п., рынок Бразилии,

ее экономика остаются привлекательными для иностранных инвестиций, которые

сегодня в гораздо большей степени служат интересам экономического и

социального развития страны. В 1991 г. в Бразилии насчитывалось около 5000

предприятий с иностранными инвестициями. По данным Центрального Банка

Бразилии общая сумма иностранных инвестиций на середину 1989 г. составила

свыше 27 млрд. долларов США[9]. Большая часть иностранных инвестиций

поступают из США, ФРГ, Японии, Швейцарии, Великобритании, Италии, Франции и

Канады. Наибольший приток иностранного капитала приходится на

машиностроение, металлургию,

химию и нефтехимию.

Аргентина.

Законодательную базу, регулирующую иностранные инвестиции в стране

составляют: закон N 20.557 "Иностранные капиталовложения" от 7 сентября

1973 г., Закон 20.575 "Регистр иностранных капиталовложений" от 28 ноября

1973 г., Декрет N 413 от 5 февраля 1974 г.[10], разъясняющий применение

Закона "Иностранные капиталовложения". Эти акты составляют систему

регулирования сложного комплекса отношений, возникающих в связи с

иностранными инвестициями. К такой системе Аргентина пришла не сразу.

Вышеуказанным законодательным актам предшествовали Закон "Правовой

режим иностранных инвестиций" 1958 г. и Декрет 1959 г. по применению этого

Закона (в настоящее время они утратили силу).

Закон 1958 г. предоставлял иностранным инвестициям "национальный

режим, уравнивая иностранных инвесторов с местными вкладчиками капиталов в

правовом положении. Закон предусматривал разрешительный порядок допуска

иностранных инвестиций, определял сферы приложения и условия

инвестирования, порядок регистрации, а также льготы иностранным инвесторам

(в отношении таможенных пошлин, налогообложения, валютного режима и системы

кредитования). Декрет же определял государственные органы, непосредственно

ответственные за исполнение Закона. Министерство экономики, как орган

уполномоченный на исполнение Закона, создавая совещательные комиссии с

участием представителей других государственных органов, в компетенцию

которых входило решение вопросов по инвестированию иностранного капитала.

Однако практика показала, что эти нормативные акты лишь в самом

общем виде и далеко не полно регулировали комплекс отношений, связанный с

инвестированием иностранных капиталов в экономику Аргентины.

Поэтому был разработан и принят новый Закон - "Иностранные

капиталовложения", который полно и детально регламентирует большой круг

вопросов, возникающих в связи с иностранным инвестированием. Он отражает

как политику правительства в отношении иностранных инвестиций, так и

состояние и потребности экономики Аргентины, отдельных ее отраслей. При

разработке закона был учтен опыт других государств и таких международных

организаций как Латиноамериканская ассоциация свободной торговли (ЛАСТ) и

Организация Андского договора.

В 1-ой главе Закона "Сфера применения" дается подробное определение

иностранных инвестиций, перечисляются все формы прямого и портфельного

инвестирования, которые допускаются с разрешения правительства в

определяемых им же отраслях экономики страны.

Во 2-й главе "Классификация" дается определение предприятий с

участием иностранного капитала, смешанных предприятий с участием

национального и иностранного капитала, определения национального и

иностранного инвесторов, их национальности.

В категорию "предприятия с иностранным капиталом" включаются

предприятия, в которых доля аргентинского капитала составляет менее 51%

общей суммы капитала[11].

"Предприятия с участием национального и иностранного капитала"

определяются как предприятия с долей национального капитала

(государственного или частного) составляет от 51% до 80%[12]. В этой

категории национальному капиталу принадлежит право решающего голоса по

управлению предприятием.

"Предприятия с национальным капиталом" - те, в которых национальные

инвесторы имеют более 80% капитала предприятия и безусловное право принятия

решений по всем вопросам деятельности предприятия.

"Иностранный инвестор" - любое физическое или юридическое лицо

неаргентинской национальности, являющееся владельцем капитала, подлежащего

инвестированию или уже инвестированного в предприятие какой-либо из

упомянутых категорий.

"Национальный инвестор" - любое аргентинское юридическое или

физическое лицо, возникшее в соответствии с аргентинским законодательством

и владеющее капиталом предприятия того или иного рода[13].

В соответствии с Гражданским Кодексом Аргентины национальность лиц

определяется по месту их инкорпорации.

3-я глава "Условия инвестирования" посвящена регламентированию

наиболее важных вопросов иностранного инвестирования. Для осуществления

вложения прямых инвестиций необходимо предварительно обратиться с

заявлением в Министерство экономики, которое изучает предложение инвестора

и проводит с ним переговоры. В результате заключаются "контракты о

капиталовложении". Сторонами контракта являются аргентинское государство в

лице уполномоченного органа и иностранный инвестор. Контракт должен быть

еще одобрен правительством или Конгрессом страны. Если предполагается

создание предприятия с долей аргентинского капитала 51-80%, то условия

контракта подлежат одобрению правительства, если менее 51% - Конгресса.

Закон придает большое значение контракту как документу, являющемуся

"юридической основой инвестирования". В связи с этим в Законе строго

фиксируются условия, которые должен содержать контракт в первую очередь. Он

должен включать условия инвестирования в отношении конкретной отрасли и

географического района страны (определяются правительством). Инвестиции

должны содействовать лучшему использованию природных и людских ресурсов,

улучшению условий жизни местного населения. Кроме того, инвесторы обязаны

принимать все необходимые меры для предотвращения или ограничения

загрязнения окружающей среды. Продукция или услуги, которые будут

произведены в результате инвестиций должны способствовать замене импортной

продукции или быть статьей экспорта.

При любом движении денежных средств в процессе вложения капитала

(перевод сумм за границу в виде прибыли, процентов, дивидендов, репатриации

капиталов, погашения импорта или других расходов, платежный баланс страны

должен иметь положительное сальдо. Иностранный инвестор должен использовать

на создаваемом предприятии передовую технику и технологию, вести научные

разработки в соответствующих областях, применительно к местным условиям.

На предприятиях всех видов должен использоваться аргентинский

руководящий, научный, технический и административный персонал в масштабах,

определяемых в каждом конкретном случае Министерством экономики.

Инвестирование иностранного капитала должно осуществляться таким образом,

чтобы не вытеснять с внутреннего рынка предприятия с национальным

капиталом.

Министерство экономики должно отдавать предпочтение тем заявлениям о

разрешении капиталовложений, в которых инвесторы предлагают программу

превращение созданного предприятия в предприятие с национальным капиталом в

течение 10 лет. Для национального капитала в таком предприятии в первые 5

лет должна составлять не менее 20%, а в оставшиеся 5 лет ежегодно

увеличиваться на 15%[14].

Если инвестирование иностранного капитала разрешено в отрасли, где

происходит истощение природных ресурсов, то проблема компенсации за их

использование решается в виде уплаты дополнительных налогов, в соответствии

с законодательством. Во всех случаях участие иностранного капитала должно

быть представлено акциями, квотами, долями, номинальным капиталом в

Акционерных обществах. Передача акций одних иностранных инвесторов другим

не может быть осуществлена без предварительного разрешения государственных

органов.

Предоставление привилегий и льгот осуществляется Министерством

экономики. Они предоставляются только тем инвесторам, которые кроме

выполнения указанных выше условий осуществляют важные для экономики страны

мероприятия:

- использование незанятой национальной рабочей силы и организация

подготовки кадров;

- использование национальных технологий, разработанных в стране;

- использование национального сырья, полуфабрикатов, основных

средств производства;

- содействие географической децентрализации в размещении

производственных сил и отраслей экономики;

- обязательство производить вклады прибылей в Национальный банк

развития или другие аналогичные банковские учреждения страны;

- обязательство реинвестировать часть полученной прибыли в развитии

производства.

Привилегии и льготы фиксируются в контракте о капиталовложениях как

обязательства государства в лице уполномоченного органа.

Закон определяет капитал, подлежащий репатриации как сумму

первоначально разрешенную к инвестированию и действительно вложенную в

стране и зарегистрированную в валюте происхождения или другой валюте, плюс

реинвестиции, разрешенные в соответствии с Законом. Пересчет на валюту

происхождения осуществляется по курсу, действующему на момент определения

суммы подлежащего репатриации капитала.

Репатриация капитала происходит в соответствии с положениями

контракта о капиталовложении. Этот процесс не должен влиять на

функционирование предприятия и ежегодная квота репатриации не должна

превышать 20% инвестированного капитала. Начало репатриации возможно лишь

по истечении 5 лет с момента одобрения контракта о капиталовложениях.

Репатриация осуществляется под руководством и контролем Министерства

экономики. Каждая квота репатриации определяется государственными органами

на основе документов, которые представляет иностранный инвестор. перевод

сумм производится в валюте, в которой был зарегистрирован капитал по курсу

на момент перевода.

Иностранные инвесторы могут переводить прибыль за границу в размере,

оговоренном в контракте о капиталовложениях. Сумма, однако, не должна

превышать 12,5% прибыли от инвестиций[15]. Перевод осуществляется в валюте

зарегистрированного капитала после уплаты всех налогов и сборов. Можно

реинвестировать прибыль в то же предприятие, что осуществляется на тех же

условиях, что и первоначальное инвестирование. Ежегодные прибыли за

исключением 12,5% считаются окончательно инвестированными в стране и не

могут быть переведены за границу. Эти прибыли могут быть инвестированы или

реинвестированы как местный капитал без права репатриации и перевода

полученных от таких инвестиций прибыли.

Общий режим правового регулирования иностранных инвестиций

зафиксирован в Законе как режим не более благоприятный, чем тот, который

применяется к национальным инвесторам. Кроме того, Закон включает

положения, регламентирующие вопросы регистрации иностранных инвестиций,

кредитовании и ответственности за нарушение Закона.

Закон "Иностранные капиталовложения" детально регламентируется

декретом N 413. В нем содержатся положения и нормы, необходимые для

организации инвестирования иностранных капиталов в экономику страны,

относящиеся к технике применения основного Закона.

Декрет включает 50 статей и разделен на 6 глав:

1) "Определения и разъяснения положений" - дает необходимые

уточнения и разъяснения терминов и определений, применяемых в основном

Законе.

2) Вторая глава посвящена непосредственным вопросам инвестирования,

тут содержаться требования к основным средствам производства и финансово-

бухгалтерским документам.

3) и 4) главы регулируют отношения, складывающиеся между

иностранными инвесторами и другими субъектами, участвующими в процессе

инвестирования.

5) "Орган, осуществляющий применение Закона" - тут регламентируется

деятельность Государственного секретариата при Министерстве экономики, его

функции, компетенция и структура.

6) "Регистр" - регламентируется создание при Государственном

секретариате регистра иностранных капиталовложений, состоящего из 2-х

секций.

Особенностью регулирования иностранных инвестиций является то, что

наряду с принятием законов об иностранных инвестициях в ряде стран

Латинской Америки принимаются специальные отраслевые кодексы. Например,

Нефтяной кодекс 1958 г. и Горный закон 1965 г. (Мексика), Горный кодекс

1966 г. и Нефтяной кодекс 1967 г. (Аргентина)[16].

Япония.

После окончания второй мировой войны разрушенная войной экономика

Японии остро нуждалась в иностранном капитале для восстановления и развития

своего хозяйства. Для привлечения инвестиций требовались значительные

экономические и политические реформы, которые и были проведены под

контролем оккупационных властей США. Эти реформы заложили основы развития

японской экономики и современной инвестиционной политики, которая была

окончательно сформирована к 1980 г.

В целом политику Японии в отношении иностранных инвестиций можно

назвать либеральной. Это не удивительно: бедная природными ресурсами Япония

была вынуждена делать ставку на развитие экспортных отраслей, а для того,

чтобы продукция была конкурентноспособной на мировом рынке необходимо было

привлекать современные промышленные технологии, привлекать передовой

управленческий опыт, специалистов для обучения квалифицированных кадров,

создавать в стране соответствующую инфраструктуру. На это и была направлена

политика по привлечению иностранных инвестиций. Однако надо заметить, что

большая заслуга в успехе Японии принадлежит американскому капиталу и

реформам под руководством США, давшим хороший стартовый импульс.

Современная политика в отношении иностранных инвестиций основывается

на том, что все компании, создаваемые с участием иностранных инвестиций

являются юридическими лицами Японии и им предоставляется "национальный

режим". Процедура доступа иностранных инвестиций в экономику Японии весьма

проста. Она основана на принципе уведомления через банк Японии о содержании

сделки по инвестированию и автоматического одобрения Министерством финансов

и каким-либо отраслевым министерством в течение 30 дней[17]. Значительную

долю иностранных инвестиций в Японию составляли контракты на передачу

технологии (лицензионные соглашения о коммерческом использовании патента;

об использовании торговой марки; о передаче промышленной технологии; о

промышленной кооперации; о предоставлении специальных технических услуг).

Иностранный частный капитал Японии предпочитает привлекать в виде

портфельных инвестиций. К прямым же инвестициям сегодня законодательство

относит и приобретение акций компании свыше 10%, и предоставление кредита

свыше 200 млн. иен сроком больше года. Хотя ограничений на прямое

инвестирование не предусматривается.

Сегодня в Японии осуществляется программа по созданию сети

технополисов. Это центры, где соединяются наука, образование, бизнес для

наиболее эффективного процесса создания и внедрения самых современных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.