реферат, рефераты скачать
 

Иностранные инвестиции


обложению.

В соглашения о налогообложении включаются положения о том, в каких

случаях и какой вид налога взымается с дохода, прибыли или сверхприбыли,

дивидендов, а также положения о снижении или освобождении от налогов.

Главная цель двухсторонних договоров об инвестициях состоит в том,

чтобы обеспечить в условиях социально-экономического и политического

кризиса относительную стабильность воспроизводства и свободу движения

капитала, обеспечить приток иностранного частного капитала в страну,

предоставив ему гарантии от политических или некоммерческих рисков.

В понятие "гарантии от некоммерческих рисков" входит:

1) гарантии от национализации и экспроприации предприятий с иностранным

капиталом;

2) от неконвертируемости валют при переводе капиталов и прибылей[28];

3) от ущерба инвестициям в случае войн, революций, других социальных

потрясений.

Договоры и соглашения об инвестициях в практике США, ФРГ, Японии и

др. вытекают из государственной системы страхования заграничных частных

инвестиций, существующей в этих государствах. Эта система заключается в

том, что частные инвесторы страхуют свои капиталы перед тем как вложить их

в развивающиеся страны. Страхование возможно лишь при наличии договоров или

соглашений с теми государствами, куда инвестор намерен поместить капитал.

Первоначально такая система страхования возникла в США в связи с

планом Маршалла, в 1952 г. она была дополнена принятием закона "О взаимной

безопасности", а в 60-х - закона "О международном развитии". В ФРГ

государственная система страхования заграничных инвестиций была введена в

1959 г. на основе бюджетного закона. Широко используется практика

заключения соглашений об инвестициях и в Японии. Но в отличие от практики

США наличие такого соглашения не является обязательным условием в Японии и

ФРГ для предоставления гарантий экспортеру капитала. В Японии и ФРГ

действуют национальные законодательства о гарантиях инвесторам, они

предусматривают в качестве условия возврата капитала совершение инвестором

всех возможных действий, направленных на возмещение ущерба в рамках

национальной системы права принимающего государства.

Что касается соглашений об инвестициях (их еще называют "соглашения

о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций"), то они

заключаются для развития экономического сотрудничества, создания

благоприятных условий для увеличения инвестирования на территориях

договаривающихся государств.

Соглашения содержат определения таких понятий как "инвестиции",

"инвестор", "территории" и др. Далее оговаривается, что каждая сторона

создает благоприятные условия для инвестиций другой стороны, предоставляет

им защиту и гарантии.

В отношении инвестиций и доходов устанавливается режим не менее

благоприятный, чем для национальных инвестиций или инвестиций третьих

сторон, т.е. режим наибольшего благоприятствования и национальный режим. Но

из режима наибольшего благоприятствования могут предусматриваться

исключения: он не обязательно распространяет на инвестиции другой стороны

преимущества, вытекающие из любых международных договоров и внутренних

законов, таможенного союза и т.п. Далее определяется общий порядок

возмещения убытков иностранным инвесторам (в каких случаях и каким

образом). Иностранные инвестиции не подлежат национализации и экспроприации

иначе как в интересах государства, связанных с чрезвычайной потребностью и

при обеспечении своевременной и адекватной компенсации. Далее соглашение

определяет порядок репатриации инвестиций и доходов.

При возникновении споров между государством и физическими или

юридическими лицами другого государства за их разрешением надлежит

обращаться в Международный центр по урегулированию международных споров или

арбитраж. Споры же между государствами - сторонами соглашения должны

разрешаться по дипломатическим каналам, либо передаваться на рассмотрение

двусторонней комиссии, либо в арбитраж.

Далее устанавливается принцип суброгации: после возмещения

государством экспортера капитала ущерба частному инвестору это государство

приобретает право требовать сумму компенсации у государства импортера

капитала и у других должников инвестора, т.е. к государству переходят права

частного инвестора, полученные им в связи с инвестированием капитала.

Кроме того, определяется, что если внутренне законодательство или

дополнения к соглашению содержат более благоприятные условия для инвестиций

другой стороны, чем предусмотрено в соглашении, то они имеют

преимущественную силу. Положения соглашения применяются к правам и

обязанностям сторон в отношении инвестиций, осуществленных после вступления

в силу соглашения. Иногда положения соглашения распространяются и на

инвестиции, осуществленные до его подписания (особенно часто это

используется в договорах США с развивающимися странами). Соглашения

действуют обычно в течение 10 лет и автоматически до уведомления одной из

сторон за 12 месяцев о прекращении соглашения.

При прекращении, положения соглашения действительны в течение 10 лет

по отношению к инвестициям сторон со дня прекращения.

Такие соглашения обычно вступают в силу после их подписания и не

требуют ратификации высшими законодательными органами. от имени государства

документ часто подписывает посол. Соглашения об инвестициях сегодня весьма

широко используются сторонами для поощрения своих инвесторов делать

вложения в те или иные страны, а также для привлечения иностранного

частного капитала в экономику сторон, нуждающихся в нем.

Многостороннее регулирование отношений, связанных иностранным

частным инвестированием получило свое начало в 20-х годах нашего века. В

1929 г. в Париже по инициативе Лиги Наций была созвана конференция с целью

заключения многосторонней Международной Конвенции по обращению с

иностранцами и их собственностью. Однако участники конференции к согласию

не пришли.

В 1944 г. были созданы МВФ и МБРР, который начал свои операции 25

июня 1946 г. как международный инвестиционный институт предоставлением

целевых займов для реконструкции производства и развития производственных

объектов. Кроме того, МБРР играет ведущую роль в разработке и внедрении

многосторонних международных конвенций по регулированию иностранных

инвестиций.

После второй Мировой войны многие государства выступали с

предложениями о создании международной организации по торговле и в 1946 г.

были разработаны примерный Устав международной торговой организации и

приложение к нему "Международное инвестирование и экономическое развитие".

Но Устав не был ратифицирован необходимым количеством государств.

Затем были предприняты новые попытки создания многосторонней

конвенции и системы защиты частного капитала за рубежом. Так, на

экономической конференции в Боготе было подписано соглашение, содержащее

положения по регулированию частных инвестиций, его ратифицировали 3

латиноамериканских государства.

А в 1957 г. состоялась экономическая конференция членов Организации

американских государств в Буэнос Айресе.

С конца 50-х особую роль в вопросах иностранного инвестирования

стала играть ООН. В ООН обсуждаются все важные вопросы отношений между

государствами и особенно вопросы ускорения экономического развития стран

Азии, Африки и Латинской Америки. ООН сама непосредственно влияет на

экономическое развитие этих стран, предоставляя им экономическую помощь,

которой руководит аппарат Программы развития ООН через отдел технического

сотрудничества ООН на регулирование иностранных инвестиций в развивающихся

странах оказывают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, Экономического и

Социального Совета ООН, конференции ООН по торговле и развитию.

Одна из наиболее важных резолюций ООН "О постоянном суверенитете над

национальными природными богатствами" была принята в 1962 г. Документ

закрепил право на свободное распоряжение своими ресурсами в национальных

интересах. Зафиксирован принцип отказа от политических условий при

предоставлении экономической помощи. Национализация иностранной

собственности должна основываться лишь на соображениях общественной пользы,

национальной безопасности и национальных интересах, стоящих выше интересов

частных иностранных граждан.

Деятельность предприятий с иностранным капиталом должна

осуществляться с разрешения принимающих государств, а также на основе норм

национального и международного права.

В рамках другой резолюции было проведено исследование вопроса о

поощрении международного движения частного капитала. В результате был

выработан документ в виде свода правовых норм, поощряющих инвестиции в

развивающиеся страны обеспечить гарантии иностранному частному капиталу при

помощи ООН.

В соответствии с резолюцией "О финансировании экономического

развития", посвященной инвестированию капитала в развивающиеся страны и

принятию и совершенствованию их инвестиционных законодательств, были

выработаны документы "Иностранные инвестиции в развивающихся странах",

"Роль частного предпринимательства в инвестировании и обеспечении экспорта

из развивающихся стран", "Договора о налогообложении между развитыми и

развивающимися странами".

Они рекомендовали методы обеспечения в национальных законодательствах

стран благоприятных условий для иностранного капитала.

Немаловажен также заключительный документ ЮНКТАД-1 A-IV-12. В первом

разделе даются рекомендации правительствам развитых стран: они не должны

препятствовать и ограничивать приток частного капитала в развивающиеся

страны, а наоборот предпринимать меры для поощрения инвестиций в эти

страны, т.е. предоставлять гарантии частным инвесторам, снижать или

освобождать их от налогообложения. Далее содержаться рекомендации

развивающимся странам по принятию и совершенствованию национального

законодательства, регулирующего иностранные инвестиции, созданию

информационных и консультативных инвестиционных бюро, банков развития,

укреплению финансово-кредитной системы. Третий раздел содержит рекомендации

по созданию информационных центров на рынках капиталов развивающимися

странами совместно с ООН. Следующий раздел относится к иностранным частным

инвесторам. Им предписывается уважать суверенитет принимающих стран,

сотрудничать с местными властями, ориентированные на местные ресурсы,

способствовать насыщению внутренних рынков, расширять экспорт, проводить

производственное обучение местных граждан и передавать им управленческий

опыт. В пятом разделе содержались рекомендации международным организациям

по ускорению решения вопроса о многостороннем международном регулировании

иностранных частных инвестиций.

12 декабря 1974 г. была принята Хартия экономических прав и

обязанностей государств. В соответствии с ней каждое государство вправе

свободно распоряжаться своими ресурсами, контролировать и регулировать

иностранные инвестиции в своих интересах, национализировать или

реквизировать частную собственность иностранцев, выплатив соответствующую

компенсацию и др. Никакая иностранная компания или ТНК не вправе

вмешиваться во внутренние дела государства. Документ также определяет

принципы разрешения споров о национализации.

Конвенция ОЭСР

12 октября 1967 г. был одобрен проект конвенции ОЭСР "О защите

иностранной собственности". В резолюции Совета ОЭСР по проекту Конвенции

говорится, что положения Конвенции направлены на оказание помощи

развивающимся странам. Принятие конвенции будет налагать на государство

дополнительные обязательства по гарантии иностранной частной собственности

на его территории.

В преамбуле подчеркивается желание государств укреплять международное

экономическое сотрудничество на основе международного права и взаимного

доверия, важность содействия притоку иностранного капитала в экономику

стран.

Объект защиты Конвенции — частная иностранная собственность в самом

широком смысле. “Каждое государство-участник должно в любое время

обеспечивать справедливое и благоприятное отношение к собственности

граждан других государств-участников” (ст. 1а). Государство должно

предоставлять эффективную защиту и безопасность этой собственности, не

применять дискриминационных мер, препятствующих владению, пользованию и

распоряжению иностранцами своей собственностью на его территории.

Статья 1 регулирует приобретение собственности иностранцами. Но при

этом оговорено, что положения Конвенции не должны влиять на право каждого

государства разрешать или запрещать приобретение собственности гражданами

другой страны на его территории.

Статья 2 закрепляет необходимость исполнения обязательств, которые

государство, приняло на себя в отношении собственности граждан других

государств. При невыполнении этих обязательств должна быть выплачена

соответствующая компенсация. Упомянутые обязательства вытекают из условий

контрактов или других актов, разрешающие иностранцам осуществлять

инвестиции.

Статья 3 указывает, что государства не должны предпринимать каких-

либо мер ( прямых или косвенных), направленных на лишение иностранных

граждан их собственности. Если такие меры все же принимаются, они могут

быть осуществлены только в общественных интересах и при соблюдении законной

процедуры с выплатой компенсации — реальной стоимости собственности на

момент национализации. Выплата компенсации осуществляется с гарантией

свободного ее перевода за границу в соответствующей валюте.

В понятие косвенного лишения собственности входит: запрещение

продажи собственности, наложение чрезмерных налогов, отказ в приобретении

местного сырья или экспортно-импортных лицензий.

Статья 4 содержит положения о свободном переводе дохода, прибыли и

сумм, полученных при ликвидации иностранной собственности, включая

компенсации при национализации.

Статья 5 оговаривает, что любое нарушение положений Конвенции влечет

обязательство полной репарации капиталов государством, ответственным за

нарушение. При этом выплаты включают в себя все убытки: положительный ущерб

и упущенную выгоду.

Статьей 6 предусмотрено, что каждое государство может принять на

своей территории меры, направленные на уменьшение эффективности Конвенции.

Это допускается, при:

1) вовлечении государства в войну или подобную ситуацию;

2) выполнении государством решений Совета Безопасности Генеральной

Ассамблеи ООН.

Любые меры такого порядка должны быть временными и ограниченными по

объему.

Споры, возникающие в связи с толкованием Конвенции должны разрешаться

дипломатическим путем, а если это невозможно, то через специальный

арбитражный трибунал. При этом обе стороны должны признать юрисдикцию

такого трибунала, что закрепляется в соответствующей декларации, в которой

стороны могут также заявить о постоянном признании трибунала.

Статья 7 предусматривает, что в арбитражный трибунал могут

обращаться и юридические, и физические лица государств-участников. При этом

частные лица должны получить письменное разрешение на обращение в трибунал

от своего государства.

В статье 9 даются определения понятий “частные лица” ( это физические

и юридические лица, их национальность определяется согласно законам

соответствующих государств); “компания” ( любое реально существующее

объединение, ассоциация или корпорация, созданная в соответствии с законом

государства-участника, признано в качестве юридического лица, обладающего

полной правоспособностью); “собственность” ( включает в себя все

инвестиционные средства : деньги, имущество, интеллектуальную собственность

и т.д.).

К сожалению, этот проект так и остался проектом и не был

ратифицирован необходимым количеством государств.

Вашингтонская Конвенция

В марте 1965 г. в Вашингтоне была подписана Конвенция о разрешении

инвестиционных споров. Она вступила в силу 14 октября 1966г. Ее участниками

стали 46 государств-членов МБРР, но доступ в нее открыт не только для

членов МБРР. Цель конвенции - создание специального международно-правового

института по разрешению инвестиционных споров между государством и частными

лицами других государств.

Конвенция дает возможность изъять из-под юрисдикции местных судов

большую часть споров между иностранными частными инвесторами и принимающим

государством с целью объективного рассмотрения любых нарушений обязательств

по контракту между государством и частными лицами.

Разрешение споров должно производится по взаимному соглашению сторон

инвестиционного контракта, т.е. необязательно обращаться именно в

специальный орган, созданный по Конвенции. Однако, в соответствии с

Конвенцией государство не обладает правом формулирования арбитражной

оговорки в инвестиционном контракте и государство поэтому может обращаться

фактически лишь в специальный орган, созданный согласно Конвенции. Таким

органом является Международный Центр по разрешению инвестиционных споров

при МБРР.

В преамбуле Конвенции подчеркивается необходимость международного

сотрудничества и роль частных инвестиций в экономическом развитии.

Глава 1 называется “Международный Центр по разрешению инвестиционных

споров”. Находится он там же , где и МБРР. Управляется Центр

Административным Советом и Секретариатом, в его штат входит и

соответствующий персонал посредников и арбитров. В Административный Совет

входит по одному представителю и заместителю представителя из каждого из

договаривающихся государств, председателем является Президент МБРР. Он,

однако не имеет право голоса.

Функции Административного Совета :

1) принимать и издавать административные и финансовые постановления

Центра;

2) принимать правила процедуры примиренческого, посреднического и

арбитражного рассмотрения дел;

3) реализовывать мероприятия МБРР по улучшению работы администрации

и служб;

4) определять полномочия и структуру работы Секретариата Центра,

работу Генерального Секретаря и его заместителей;

5) принимать и утверждать годовой бюджет доходов и расходов;

6) принимать и утверждать ежегодный доклад о работе Центра.

Административный Совет созывает совещания ежегодно или по требованию

пяти его членов или председателя.

Секретариат Центра состоит из Генерального Секретаря (избирается

Административным Советом на 6 лет), его заместителей и соответствующего

персонала. Служебные обязанности Генерального Секретаря и его заместителей

несовместимы с осуществлением политических функций и другой деятельности.

Генеральный секретарь является главным официальным лицом Центра, он

отвечает за его администрацию, производит назначения в штат.

Персонал Центра состоит из квалифицированных арбитров и посредников,

каждое государство вправе назначить одного арбитра и посредника, но не из

числа своих граждан. Председатель Административного Совета назначает 10

арбитров и 10 посредников, причем в их состав должны войти представители

основных правовых систем мира. Арбитры и посредники назначаются сроком на 6

лет. Финансирование Центра осуществляется за счет его собственных

возможностей, если же расходы не могут быть покрыты таким образом, то

используются дополнительные взносы стран-участниц, члены МБРР делают взнос

соответственно своей доле в МБРР, а не члены — согласно правилам

Административного Совета.

Центр имеет полную международную правосубъектность, которая включает

способность заключать контракты, приобретать и распоряжаться движимым и

недвижимым имуществом, организовывать разрешение споров.

Центр пользуется иммунитетами и привилегиями на территории каждого

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.