реферат, рефераты скачать
 

Особенности заключения внешнеэкономических сделок


Российской федерации либо, также, являясь резидентом РФ, имеет за рубежом

коммерческую организацию, направленное на установление, изменение или

прекращение гражданских прав и обязанностей при осуществлении торговых

(экспортных, импортных и реэкспортных) операций1.

Представляется, что он должен включать в себя следующие императивные и

факультативные признаки.

К императивным признакам, обязательно отражаемым в каждом

внешнеторговом контракте, относится следующее:

1. Нерезидентность одного из субъектов внешнеторгового правоотношения

– различная государственная принадлежность экспортера и импортера либо

нахождение в различных государствах их коммерческих предприятий, через

которые идут отгрузка, приемка и оплата экспортных товаров (наличие в

субъектном составе внешнеторгового правоотношения иностранного либо

приравненного к нему элемента).

К иностранным участникам внешнеторговой сделки относятся иностранные

лица – субъекты права, легализовавшиеся в установленном законодательством

Российской Федерации порядке и формах в качестве участников хозяйственной

деятельности и осуществляющие ее на территории Российской Федерации в

соответствии с действующим законодательством:

а) организации, гражданская правосубъектность которых определяется по

праву иностранного государства, в котором они учреждены либо на территории

которого они осуществляют часть своей уставной деятельности;

б) Физические лица - иностранные граждане, гражданская

правосубъектность которых определяется по праву иностранного государства,

гражданами либо подданными которого они являются;

в) лица без гражданства, гражданская дееспособность которых

определяется по праву иностранного государства, в котором эти лица имеют

постоянное место жительства.

К иностранным участникам внешнеэкономической деятельности также

приравниваются выступающие в хозяйственном обороте на территории России в

качестве субъектов гражданских прав иностранные государства, их

административно-территориальные единицы и государственные органы; субъекты

иностранных федеративных государств; международные организации1.

Нерезидентность одного из участников внешнеторгового договора

закрепляется во вводной части контракта, определяющей стороны договора.

2. Использование международных торговых и иных внешнеэкономических

обычаев при моделировании содержания сделки.

3. Отражение в разделе внешнеторгового контракта «Валютная оговорка»

возможность использования при осуществлении расчетов по экспортно-импортным

операциям валют иностранных государств либо оценка в этих валютах

обязательств, возникающих из договора.

Факультативными признаками внешнеторговой сделки служат следующие

особенности внешнеэкономических торговых отношений, правовой формой которых

является внешнеторговый контракт:

а) Признаки, отражающие трансграничный характер внешнеторговых

операций (факт пересечения товаром таможенной границы РФ): возникновение за

рубежом России права собственности либо иного титула на имущество,

являющееся объектом импортной сделки; исполнение вне таможенной территории

Российской Федерации обязательства, возникающего из договора, либо его

элемента;

б) Материально-правовой признак – отражаемая в разделе внешнеторгового

контракта «Применимое право» допустимость применения иностранного и

международного права к регулированию отношений, возникающих из договора;

в) Процессуально - правовой признак возможность обращения сторон

договора к средствам международной юрисдикции при защите своих нарушенных

прав и охраняемых законом интересов (раздел контракта «Арбитражная

оговорка»).

В Российском гражданском праве, торговом законодательстве большинства

зарубежных стран, а так же в международном экономическом праве договор

международной купли-продажи товаров моделируется как двустороннее

консенсуальное соглашение с участием иностранного либо приравненного к нему

элемента, совершаемое в простой письменной (по российскому праву) или в

устной (по международному частному праву) форме, содержанием которого

является межгосударственный возмездный эквивалентный обмен товара на деньги

(валюту).

Консенсуальность договора означает, что права, обязанности экспортера

и импортера возникают в тот момент, когда они достигнут соглашения по всем

существенным условиям договора и облекут договоренность в требуемую законом

форму, а не в момент реального выполнения каких-то юридически значимых

действий.

В отечественной юридической литературе договор внешнеторговой купли-

продажи традиционно именовался и как договор купли-продажи (поставки) во

внешней торговле[4]. При этом понятия «внешнеторговая купля-продажа» и

«внешнеторговая поставка» считались синонимами. В то же время, в советском

гражданском праве «купля-продажа» и «поставка» признавались разными

договорами, которые регулировались неодинаково. Единодушным было мнение,

что к отношениям по внешнеторговой купле-продаже (внешнеторговой поставке)

подлежали применению нормы отечественного права, относящиеся к купле-

продаже, но не к поставке. В настоящее время положение существенно

изменилось. Во-первых, участие Советского Союза (поскольку с 24 декабря

1991 г. членство бывшего Советского Союза в ООН перешло к Российской

Федерации, в соответствии с Уставом ООН она приобрела все права и

обязанности СССР по многосторонним договорам) с 1 сентября 1991 г. в

Конвенции ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. 1

(далее - Венской конвенции) на первый план выдвинуло вопрос об определении

понятия «международная купля-продажа», вытекающего из Конвенции, ставшей

частью права Российской Федерации. Во-вторых, Основы гражданского

законодательства Союза ССР и республик, утвержденные Верховным Советом СССР

31 мая 1991 г. (далее - Основы) по-иному, чем ранее действовавшее

законодательство определяют и регулируют договоры купли-продажи и поставки.

В-третьих, понятие «внешнеторговая поставка» сохранило свое значение в

отношении контрактов, которые регулируются Общими условиями поставок,

имеющими нормативный характер.

Понятие «международная купля-продажа товаров» в силу Венской конвенции

определяется с помощью нескольких критериев.

1. Имеет значение субъектный состав контракта, т.е. кто является его

сторонами. Обязательным условием для признания контракта договором

международной купли-продажи товаров, попадающим под регулирование

этой Конвенции является местонахождение коммерческих предприятий

сторон контракта в разных государствах. Ни национальная

(государственная) принадлежность сторон, ни гражданский или

торговый характер договора не принимаются во внимание при

определении применимости Конвенции (ст.1). Это означает, что в силу

Конвенции не будет признан международным контракт купли-продажи,

заключенный между находящимися на территории одного государства

фирмами разной государственной принадлежности. В то же время будет

считаться международным контракт купли-продажи, заключенный между

фирмами одной государственной принадлежности, но коммерческие

предприятия которых находятся в различных государствах.

2. Важен предмет договора. В силу Конвенции обязанности продавца – это

поставить товар, передать документы и титул на товар в соответствии

с требованиями договора и Конвенции (ст.30). Основные же

обязанности покупателя – уплатить цену за товар и принять поставку

в соответствии с требованиями договора и Конвенции (ст. 53).

3. Объект договора – движимое имущество, приобретаемое не для личного,

семейного или домашнего пользования.

4. Поскольку из сферы применения Конвенции исключен ряд видов продаж

(например, с аукциона или в порядке исполнительного производства),

под понятие «международная купля-продажа» они не подпадают, равно

как и продажа фондовых бумаг, акций, оборотных документов, так и

деньги, суда водного и воздушного транспорта, электроэнергия.

Таким образом, сравнение положений Венской Конвенции и Основ 1991

года дает основание для следующего вывода. Понятия «международная купля-

продажа» в Конвенции и «договор поставки» в Основах в общих чертах

совпадают, что позволяет употреблять на практике термины «международная

купля-продажа» и «внешнеторговая поставка» как синонимы. Вместе с тем

имеющиеся между ними отличия требуют четкого отграничения общего понятия

«международная купля-продажа (внешнеторговая поставка)» и «международная

купля-продажа» в смысле Венской конвенции1. К такому же четкому

отграничению необходимо прибегать при использовании общего понятия

«внешнеторговая поставка» применительно к отношениям, которые регулируют

соответствующие Общие условия поставок, носящие нормативный характер.

В силу действующего в России законодательства все участники оборота

независимо от форм собственности вправе самостоятельно осуществлять

внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством

Российской Федерации. Поскольку заключение и исполнение контрактов

международной купли-продажи товаров является одним из видов

внешнеэкономической деятельности, это означает, что в принципе сторонами

таких контрактов могут быть любые юридические лица, зарегистрированные в

качестве таковых на территории Российской Федерации. Стороной договора

могут быть также действующие на территории Российской Федерации предприятия

с иностранными инвестициями, включая полностью принадлежащие иностранным

инвесторам[5].

В отличие от ранее существовавшего порядка (в соответствии с

постановлением Совета Министров СССР от 7 марта 1987 г. №203 «О мерах

государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» для

участия во внешнеэкономической деятельности требовалась специальная

регистрация в МВЭС СССР с представлением регистрационной карточки,

присвоением регистрационного номера, выдачей свидетельства о регистрации),

Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 года №213 «О либерализации

внешнеторговой деятельности» установлено, что такого рода деятельность

может осуществляться без специальной регистрации. Исключение из этого

правила предусмотрено лишь в отношении экспортеров стратегически важных

сырьевых товаров: Указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. №628 «О порядке

экспорта стратегически важных товаров» вводится специальная регистрация в

МВЭС РФ.

Законодательством, действующим на территории Российской Федерации

(п.1 ст. 161 Основ), установлено, что гражданская правоспособность

иностранных юридических лиц определяется по закону страны, в которой

учреждено юридическое лицо. Из этого следует, что вопрос о том, вправе ли

то или иное иностранное юридическое лицо заключить с субъектом российского

права контракт, должен решаться на основе иностранного закона. Вместе с

тем, в силу п.2 ст.161 Основ иностранное юридическое лицо при совершении

сделок не может ссылаться на ограничение полномочий его органа или

представителя, не известное праву страны, в которой орган или представитель

иностранного юридического лица совершает сделку.

2.2. Правовое регулирование ВТС. Краткая характеристика нормативных

актов и других документов, применяемых при заключении и исполнении

договоров международной купли-продажи (внешнеторговой поставки)

Договор международной купли-продажи – наиболее важный из всех

внешнеторговых договоров. Путем заключения и исполнения именно этого

договора осуществляется внешнеэкономический товарообмен, составляющий

основную часть внешней торговли России. С данным договором тесно связаны

различные виды договора подряда – сделок, направленных на выполнение работ

и оказание услуг. Исполнение договора этого вида предполагает заключение

договоров перевозки и страхования, а нередко также лицензионных договоров,

которые заключаются для того, чтобы обеспечить производство товаров,

предусмотренных договорами международной купли-продажи1.

Сделки, заключаемые с иностранными контрагентами, регулируются нормами

права той или иной страны. Применимое к ним право определяется по

соглашению сторон контракта2. Действующее в России законодательство (ст.

166 Основ), как и право большинства других стран мира, исходит из того, что

стороны внешнеэкономической сделки свободны в выборе применимого права.

Однако при его выборе возникают сложности. Прежде всего, это вызвано тем,

что имеются определенные расхождения в решении одних и тех же вопросов в

различных системах права и национальных законодательствах, а так же в

практике их применения. Участнику внешнеэкономической деятельности

необходимо хорошо ориентироваться в нормах права, которые регулируют этот

вид договора. Во-первых, при согласовании условий контракта с иностранным

партнером, необходимо знать правила, определяющие порядок его заключения.

Во-вторых, если одна из сторон не выполнила согласованные условия, которые

противоречат императивным нормам права, их окажется невозможным реализовать

в судебном порядке. Так, включение в контракт условия о штрафе на случай

неисполнения какого-либо обязательства признается большинством стран

недопустимым. В-третьих, невозможно в конкретном контракте предвидеть все

возможные ситуации и соответственно оговорить условия на все случаи. В этой

связи, при возникновении в будущем разногласий между партнерами по

вопросам, не предусмотренным в контракте, неизбежно применение норм права.

Но, если сторона контракта знает, как решается тот или иной вопрос в

диспозитивной норме права, и это решение ее устраивает, нет необходимости

тратить усилия на ее согласование. Если же оно сторону не устраивает, нужно

договариваться с партнером о включении в контракт иного условия, тем самым

избежав применения такой диспозитивной нормы права1. Например, в праве

одних стран включение в контракт условия о штрафе, если при этом не

оговорено другое, означает, что нельзя требовать убытки, превышающие такой

штраф. В праве других стран, в частности, в России, действует обратное

правило: допустимо требовать возмещения убытков, которые превышают штраф,

если нет договоренности сторон об ином.

При отсутствии в контракте условия о применимом праве (а это часто

бывает на практике) стороны вправе согласовать этот вопрос впоследствии.

Если же такая договоренность не достигнута, применимое право определяется

на основании коллизионной нормы. Применимые к рассматриваемому виду

договоров коллизионные нормы разных стран не совпадают по содержанию. Есть

и международные конвенции, цель которых унифицировать коллизионные нормы,

применимые к договору купли-продажи товаров (например, Гаагская конвенция о

праве1, применимом к международной купле-продаже движимых вещей, 1955 г. и

Конвенция о праве, применимом к международной купле-продаже 1986 г.).

Согласно Европейской конвенции о внешнеторговом арбитраже 1961г.,

участницей которой является Россия, а так же Закону РФ «О международном

коммерческом арбитраже» от 7 июля 1993 г., вступившему в силу с 14 августа

1993 г., применимое право определяется арбитражем в соответствии с

коллизионной нормой, которую арбитры сочтут в данном случае применимой. В

силу ст. 166 Основ применимым признается право страны, где учреждена, имеет

место жительства или основное место деятельности сторона, являющаяся

продавцом в договоре купли-продажи. Это означает, что если спор между

сторонами будет разрешаться в арбитраже в России, то в соответствии с

действующим законодательством к экспортным контрактам российских

предпринимателей (при отсутствии иного соглашения сторон) применимым по

общему правилу будет признано российское право, а к импортным – право

страны-контрагента.

Необходимо так же иметь в виду, что всеобщих коллизионных норм

международного частного права не существует. Суд каждого государства

ориентируется, как правило, на коллизионные нормы своего права2.

С точки зрения действующего российского права и права многих других

государств для определения применимого права не имеет значения место

заключения внешнеторгового контракта купли-продажи. Встречающиеся в

литературе рекомендации заключать контракты в своей стране, что якобы

обеспечит применение отечественного права, в отношении деятельности

российских судов и арбитражей, устарели, а судов и арбитражей во многих

других государствах, вообще являются ошибочными. Как уже отмечалось, в

Основах гражданского законодательства 1991 г. коллизионные нормы по

внешнеэкономическим сделкам содержатся в ст. 166. Применение же

коллизионного критерия «места совершения сделки» предусмотрено в ст.165

Основ, не относящимся к регулированию отношений по внешнеэкономическим

договорам. Из этого вытекает желательность предусматривать в контракте

условие о применимом праве. Если не удается согласовать применение

российского права, то целесообразно, по крайней мере, договориться о праве

государства - участника Венской конвенции и при этом европейского

контингента (например, Швейцарии, Германии или Франции). Эти соображения

вызваны не тем, что отечественное право наилучшим образом защитит интересы

российского предпринимателя. Просто о его содержании и практике применения

легче и дешевле получить соответствующую информацию.

2.2.1. Краткая характеристика нормативных актов и других документов,

применяемых при заключении и исполнении договоров международной купли-

продажи (внешнеторговой поставки)

I. Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров

1980 года (Венская конвенция)

Вступила в силу 1 января 1988 г. Состоит из 4-х частей, включающих в

общей сложности, 101 статью. Регулирует отношения по вопросам, связанным

как с заключением договоров международной купли-продажи товаров, так и с их

исполнением и ответственностью за неисполнение или ненадлежащее исполнение.

Часть II Конвенции «Заключение договора» и часть III «Купля-продажа

товаров» имеют самостоятельное значение: государство по его усмотрению

может заявить об обязательности для себя либо обеих частей Конвенции, либо

одной из них (ст.92). Часть I Конвенции («Сфера применения и общие

положения») и часть IV (“Заключительные положения”) содержат

предписания, в одинаковой мере применимые к ч. II и к ч. III Конвенции.

Часть III Конвенции «Купля-продажа товаров» состоит из пяти глав: 1) общие

положения, 2) обязательства продавца, 3) обязательства покупателя, 4)

переход риска, 5) положения, общие для обязательств продавца и покупателя.

Часть глав разбита на разделы. Так, в главе II «Обязательства продавца»

имеются разделы: поставка товара и передача документов, соответствие товара

и права третьих лиц, средства правовой защиты в случае нарушения договора

продавцом.

Гибкость формулировок норм Конвенции позволяет при их применении

учитывать конкретные обстоятельства каждой сделки. Вместе с тем, для

успешного применения этого документа необходимы знания и навыки ведения

коммерческих операций в условиях реальных рыночных отношений.

II. Общие условия поставок СЭВ.

В настоящее время действует их редакция 1988 г. (ОУП СЭВ 1968/1988

гг.)[6], вступившая в силу с 1 июля 1989 г. Первые многосторонние ОУП в

рамках СЭВ были разработаны в 1957 г. и введены в действие с 1 января 1958

г. Вторая редакция этого документа была принята в 1968 г. (ОУП СЭВ 1968

г.), третья – в 1975 г. (ОУП СЭВ 1968/1975 гг.), четвертая – в 1979 (ОУП

СЭВ 1968/1975 гг. в ред.1979 г.). ОУП СЭВ создали общий правовой режим

взаимной внешнеторговой поставки в странах – их участницах, обеспечивающее

единообразное регулирование этой области отношений между организациями

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.