реферат, рефераты скачать
 

Основные формы международных интеграционных объединений


1999 г.

Функционирование ЭС в настоящее время в схематичном виде выглядит следующим

образом. Основные направления политики стран-членов и Союза определяются

совместно в виде решений Совета Министров стран-членов, который также

следит за ходом экономического развития каждой страны и Союза в целом. При

несоответствии экономической политики какой-либо из стран основным

направлениям ЕС или в случае, если ее проведение препятствует нормальному

функционированию ЭС, Совет Министров принимает необходимые меры. Так,

например, страны-члены должны избегать чрезмерного дефицита

государственного бюджета, и за этим установлен контроль.

Что касается Валютного Союза, то с началом последнего этапа формирования

ЭВС предусматривается проведение единой валютной политики, введение единой

валюты — ЕВРО, создание нового института — Единого Центрального Банка,

который вместе с Центральными банками стран-членов образует Единую систему

центральных банков стран, входящих в ЭВС.

2. Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира.

2.2.1 Зона свободной торговли в Центральной Европе.

В начале 90-х годов страны Центральной Европы (Венгрия, Польша, Словакия и

Чехия) активно включились в широко идущие на Европейском континенте

процессы либерализации внешней торговли, используя для этого, в частности,

создание зоны свободной торговли. В основе проявленной инициативы странами

Центральной Европы (ЦЕИ — Центральноевропейская инициатива, в

дипломатической практике распространена и данная аббревиатура) по созданию

зоны свободной торговли лежит стремление к включению в экономическую и

политическую систему Европейского Союза в целях решения целого комплекса

взаимосвязанных проблем.

В декабре 1992 г. эти четыре страны подписали Центральноевропейское

соглашение о свободной торговле (СЕРТА или, как указано выше, ЦЕИ), к

которому с января 1996 г. присоединилась Словения. Соглашение

предусматривает создание зоны свободной торговли промышленными товарами в

течение ряда лет со дня их принятия путем постепенной взаимной отмены

таможенных пошлин и других нетарифных ограничений.

В отношении сельскохозяйственных товаров либерализация носит ограниченный

характер (охватывает некоторые продукты и касается частичного сокращения

таможенных пошлин и других барьеров). Такое положение обусловлено большими

различиями в уровне и объемах сельскохозяйственного производства в странах

ЦЕИ.

Соглашение основано на упомянутом принципе Standstill, когда партнеры не

могут в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить

новые торговые барьеры. В то же время соглашением предусмотрен ряд случаев,

при которых стороны могут увеличить ставки таможенного обложения или

применить специальные защитные меры. Условия, срок действия, сфера

распространения защитных мер, равно как и максимальная величина пошлин и

темп их либерализации четко регулируются соглашением.

Центральноевропейское соглашение предусматривает создание зоны свободной

торговли за четыре года. Ускоренный темп снятия тарифных и нетарифных

барьеров в рамках CEFTA направлен на постепенную адаптацию национальных

производителей в странах "четверки" к растущей конкуренции на внутреннем

рынке с товарами примерно равного качества и технического уровня.

Либерализация торговли сельскохозяйственными товарами в рамках CEFTA в

результате существенных изменений первоначального соглашения, вступивших в

силу с 1 июля 1994 г., носит более широкий характер.

Страны Центральной Европы намерены создать зону свободной торговли

сельскохозяйственной продукцией с учетом практики реализации

договоренностей в 1996 г.

Положительным итогом выполнения соглашения ом свободной торговле является

стабильный и предсказуемый характер, который приобрела торговая политика

стран Центрально-европейского региона. Запрет одностороннего повышения

таможенных пошлин, закреп ленный соглашением, гарантирует национальным

производителям и иностранным инвесторам, использующим импортное сырье,

материалы и комплектующие изделия, стабильные условия деятельности на

национальных рынках централ внеевропейских стран.

В результате поэтапного снижения импортных пошлин на основе реализации

соглашения о свободной торговле и договоренностей "Уругвайского раунда"

можно ожидать в последующем ускоренного роста импорта этих стран по

сравнению с экспортом, так как его либерализация была осуществлена ранее.

Это в свою очередь может увеличить торговый дефицит стран Центральной

Европы с развитыми европейскими странами.

За время действия соглашения о свободной торговлей стороны в умеренной

степени пользовались дополнительными средствами зашиты внутреннего рынка на

основании оговорок, допускающих временный отход от согласованного графика

либерализации.

Заключение соглашения о свободной торговле в сочетании с присоединением к

решениям "Уругвайского раунда" поставило со всей остротой проблему

повышения конкурентоспособности изделий стран ЦЕ. Если за льготный период

(до полного создания зоны свободной торговли) страны региона не смогут

расширить производство и экспорт конкурентоспособных товаров, то в мировой

экономике они сохранят свое положение как поставщиков главным образом

энерго- и металлоемких изделий с невысоким уровнем обработки и

экологически вредных продуктов. В настоящее время развитие экспорта стран

Центральной Европы сдерживается не столько внешними барьерами, сколько

внутренними трудностями, которые являются результатом перестройки их

экономики.

проблем развития экспорта, повышения конкурентоспособности промышленных

товаров, изменения структуры экономики. Полное использование возможностей,

предоставленных соглашением, тормозится Соглашение создало лишь

благоприятные торгово-экономические условия для развития экспорта стран

Центральной Европы, однако только либерализация внешнеэкономической сферы

оказалась недостаточной для решения внутренними трудностями, значение

которых в последнее время возросло.

2.2.2 Североамериканская ассоциация свободной торговли

Другим практическим примером международной интеграции является

Североамериканская ассоциация свободной торговли (НАФТА). Было подписано

Соглашение между США, Канадой и Мексикой о Североамериканской ассоциации

свободной торговли, вступившее в силу 1 января 1994 г. Если

проанализировать суть основных положений Соглашения и сравнить с

основополагающими посылками документов Евросоюза, то очевидно главное:

демонтируются не только таможенные барьеры, НАФТА открывает путь к созданию

единого континентального рынка для свободного передвижения товаров, услуг,

капитала и рабочей силы. По подсчетам специалистов не исключено, что уже

через 15 лет произойдет слияние трех национальных рынков и сформируется

зона свободной торговли с населением более 375 млн. человек. Следует вместе

с тем иметь в виду, что в рамках НАФТА пока не созданы специальные органы,

регулирующие сотрудничества, аналогичные существующим в ЕС (Комиссия, Суд,

Парламент и т.д.). Не исключено, что в процессе сотрудничества появятся

иные, чем в ЕС, механизмы, что, впрочем, будет продиктовано необходимостью.

Создание НАФТА было в большей мере инициировано решениями политиков, хотя

значение экономических императивов при этом нисколько не приуменьшается. В

начале 90-х годов с окончанием "холодной войны" радикальным образом

изменилась военно-политическая и экономическая ситуация в мире:

исчезли ОВД, СЭВ, резко ослабли военно-стратегические и экономические

позиции России и других республик бывшего СССР. В новых условиях все чаще

проявляются попытки и намерения Западной Европы, Японии, стран АТР выйти из-

под американского зонтика, канализировать средства на укрепление

экономической мощи. Материалы последних лет свидетельствуют о сравнимости

суммарных экономических и научно-технических потенциалов стран ряда

регионов с аналогичными показателями США. Как отмечалось выше, ЕС после

сравнительно долгого периода становления интеграции в начале 90-х

годов приступил к политике "резкого форсажа", направленной на

углубление и расширение интеграции. В то же время отмечается стремительный

рост экономической мощи Японии и ряда стран Юго-Восточной Азии.

Активизировалась деятельность организации Азиатско-Тихоокеанского

экономического сотрудничества, просматривается курс Японии на создание

своего рода азиатского общего рынка, идут переговоры о создании Восточно-

азиатского экономического сообщества и т.д. Такая эволюция событий в

мировой экономической жизни не могла не насторожить США, не заставить его

предпринять действенные меры с тем, чтобы предупредить возможные

негативные последствия.

Ведущую роль в развитии интеграции на североамериканском пространстве,

безусловно, принадлежит США, которые на протяжении многих лет через свои

компании активно внедрялись в экономику соседей. В период подавляющего

преимущества американской экономики на континенте, беспрекословного

лидерства на мировых рынках США не слишком нуждались в развитии

интеграционных процессов на своем континенте. Смена обстановки в мире

объективно поставила перед ними такую задачу,

Помимо аргументов политического характера, каждая страна—участница

Соглашения имеет свои экономически обоснованные причины участия в НАФТА.

Так, по мнению американских экспертов, увеличение экспорта приведет к росту

числа рабочих мест (кстати, эти расчеты уже оправдались, несмотря на

сравнительно короткий промежуток времени). Большие надежды связываются с

процессом перенесения на мексиканскую территорию трудоемких, материалоемких

и других дорогостоящих производств, что должно существенно повлиять на

снижение издержек и тем самым повысить конкурентоспособность американских

товаров. Американские политологи-экономисты считают НАФТА своеобразным

трамплином для более глубокого проникновения в экономику латиноамериканских

стран на качественно новых условиях, например, партнера, а не

"эксплуататора".

Отличительными особенностями НАФТА является то, что оно распространяется на

огромную территорию с населением 370 млн. человек и очень мощным, особенно

благодаря США, экономическим потенциалом. Североамериканская интеграция

носит асимметричный характер (асимметрия развития и асимметрия

интенсивности 1вустороннихторгово-экономических отношений), поскольку, с

одной стороны, НАФТА заключили такие развитые державы, как США и Канада, а

с другой — Мексика, обладающая большим экономическим и демографическим

потенциалом, но все-таки относящаяся к развивающимся странам. Кроме того,

по своему потенциалу северный и южный партнеры многократно уступают США

(см. таблицу № 1 приложения).

Экономика Канады тесно связана с экономикой США. Доля США во внешнеторговом

обороте Канады составляет около 70% и, наоборот, доля Канады —20%. Это

очень высокий показатель, если учесть, что в самой интегрированной

группировке, в ЕС, доля Германии во внешнеторговом обороте Франции

составляет менее 20%, а доля Франции — чуть выше 10%. Вместе с тем лишь в

конце 80-х годов канадцы пришли к выводу о наступлении сравнительно

благоприятных условий для углубления интеграционных процессов с США, имея в

виду тот факт, что эффективность канадских фирм стала приближаться к

аналогичному показателю для американских. Возможная экономическая выгода

после ликвидации таможенных барьеров была предварительно, скрупулезно

подсчитана, в частности, для обрабатывающей и добывающей промышленности.

Правительство Канады считает, что участие в НАФТА позволит более тесно

приобщиться к выпуску наукоемкой продукции, повысить прибыль, так как

оплата труда в Канаде выше, чем у партнеров по группировке. Следует

отметить, что в Канаде насчитывается много противников углубления

интеграции с США, с НАФТА, так как американские фирмы в Канаде слишком

агрессивны, и существуют определенные опасения относительно потери

национального контроля над некоторыми отраслями. Опасения канадцев понятны

еще и потому, что пока не созданы сильные юридические институты, призванные

сопровождать экономические процессы.

Большие надежды связывает с НАФТА Мексика. Она рассчитывает резко ускорить

темпы своего развития, провести реформы и уже через 10—15 лет приблизиться

по уровню своего развития к промышленно развитым странам. Были предприняты

решительные меры по либерализации движения капитала, начался его приток,

вырос объем иностранных инвестиций. В то же самое время существуют

опасения, что мексиканским компаниям будет весьма сложно сдерживать напор

северных соседей, особенно в сельском хозяйстве, где могут возникнуть

серьезные проблемы.

В настоящее время пока трудно оценить эффективность деятельности НАФТА,

поскольку прошло не столь много времени, однако уже в настоящее время

просматривается стремление ряда южноамериканских стран присоединиться к

этой экономической группировке. Вероятно, в ближайшей перспективе можно

будет ожидать расширения НАФТА, однако необходимо создать определенные

организационные структуры и отработать механизм сотрудничества.

2.2.3 Сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе

В последние годы набирают силу интеграционные процессы в Восточной Азии.

На протяжении почти 30 лет наиболее успешно действует Ассоциация

стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входит один из четырех

азиатских «драконов» — Сингапур, а также НИС «новой волны» — Малайзия,

Индонезия, Таиланд, Бруней и Филиппины. Успех взаимного сотрудничества в

рамках этой группировки тесно связан с бурным экономическим ростом

большинства из стран — участниц АСЕАН, сопоставимостью уровней их развития,

хорошо налаженными и имеющими давние исторические традиции взаимными

торговыми связями, а также отрегулированной формой сотрудничества. В планах

АСЕАН до 2000 г. снизить таможенные пошлины стран-участниц в среднем на 5%

по 38 тыс. наименований товаров. В конце 1995 г. принято решение о создании

зоны свободной торговли в 2003 г., а при благоприятном развитии событий — к

2000 г.

Перспективы развития экономической интеграции в Восточной Азии в

значительной степени связывают с созданием организации Азиатско-

Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Азиатско-Тихоокеанское

сотрудничество (АТЭС) — это межправительственная организация, объединяющая

21 государство региона.

АТЭС была создана в 1989 г. по предложению Австралии с целью развития

экономического сотрудничества в бассейне Тихого океана. Первоначально в нее

входили 12 стран: Австралия, Бруней, Канада, Индонезия, Япония, Малайзия,

Новая Зеландия, Филиппины, Сингапур, Южная Корея, Таиланд и США. В

последующие годы к ним присоединились Китай, Гонконг (Сянган), Тайвань,

Мексика, Чили, Папуа — Новая Гвинея, а в 1998 г. — Вьетнам, Перу и Россия.

АТЭС формально имеет консультативный статус, однако в рамках его рабочих

органов определяются региональные правила ведения торговли, инвестиционной

и финансовой деятельности, проводятся встречи отраслевых министров и

экспертов по вопросам сотрудничества в тех или иных областях.

В 1993 г. состоялась первая встреча лидеров стран АТЭС (Сиэтл, США), в ходе

которой выявились серьезные расхождения по поводу неравномерности

распределения благ от развертывающихся в регионе интеграционных процессов.

По оценкам экспертов, либерализация торговли в АТЭС должна привести к росту

реальных доходов стран-членов на 2%. Однако выгоды получат прежде всего

наиболее конкурентоспособные страны.

Оценивая процессы экономической интеграции в Азиатско-Тихоокеанском регионе

(АТР), многие специалисты указывают на особые условия и своеобразие ее

развития. К числу основных особенностей интеграционных процессов в АТР

можно отнести следующие:

• во-первых, интеграционные процессы в организациях АТЭС идут при ведущей

роли ТНК, создающих почву для межгосударственного сотрудничества. Это

проявилось, в частности, в том, что образование неправительственных

региональных экономических организаций — Тихоокеанского экономического

совета — ТЭС (в 1967 г.) и Совета по тихоокеанскому экономическому

сотрудничеству — СТЭС (в 1980 г.) намного опередило создание самой АТЭС.

Вместе с тем ТЭС и СТЭС основывались на базе национальных комитетов,

которые имели устойчивые связи со своими правительствами и получали от них

всестороннюю поддержку;

• во-вторых, процесс интеграции охватывает страны с существенно разными

уровнями экономического развития, разными культурами и социально-

политическими системами. Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней

объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а

также экономический гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС

является единственной международной структурой интеграционного типа, куда

входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и

Тайвань, непростые взаимоотношения между которыми требуют благоприятных

внешних условий;

• в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные

экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е.

допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации

внешней торговли;

• в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая

в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент

экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает

как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных

экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает

также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение

товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от

протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи

В целом степень зрелости интеграционных отношений в рамках АТР пока

невысок. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу

развития экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой

тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не как о

зоне свободной торговли, а как об «открытой экономической ассоциации».

Перспективы развития АТЭС и интеграционных процессов в рамках этой

организации на ближайшие годы рассматриваются в трех вариантах.

Первый — развитие АТЭС будет проходить по сценарию, принятому на совещании

в Багоре (1994 г., Индонезия). В соответствии с ним будет создана зона

свободной торговли и либерализация инвестиционной сферы в 2020 г. (для

промышленно развитых стран — до 2010 г.). Снижение таможенных тарифов будет

происходить в соответствии с соглашениями, достигнутыми в рамках ГАТТ/ВТО.

Второй, как полагают специалисты, наиболее вероятный вариант, закрепит за

АТЭС роль форума для обсуждения проблем торговли в регионе. В этом случае

неизбежны споры по поводу хода выполнения уже имеющихся договоренностей,

что приведет к ослаблению организации. В этих условиях повысится роль

других, более интегрированных региональных группировок, тем более что

степень интегрированности отдельных стран в субрегионах и группах АТР

относительно высока и они могут стать своеобразными полюсами, ячейками

ускоренного развития интеграционных процессов региона в целом. Так,

существует «треугольник роста» — южно-китайская экономическая зона (КНР,

Гонконг, Тайвань); «золотой треугольник роста» (Индонезия, Малайзия,

Сингапур); экономическая зона стран бассейна Японского моря; индокитайская

экономическая зона.

Третий вариант не исключает возобладания протекционистских настроений в США

и ЕС, что будет препятствовать быстрой либерализации мировой торговли и

может ограничить рамки интеграционных процессов в АТЭС азиатскими странами.

Быстрый устойчивый экономический рост многих стран АТР способствовал

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.