реферат, рефераты скачать
 

Основные формы международных интеграционных объединений


тенденции привели в этот период к серьезному кризису западноевропейской

экономической интеграции. Этот кризис получил название «евросклероз». В 70-

х и начале 80-х гг. разрыв в уровнях развития между странами ЕС увеличился.

С вступлением в ЕС Греции в 1981 г. эта тенденция проявилась еще более

отчетливо, поскольку экономика этой страны находилась на значительно более

низком уровне по сравнению с другими участниками Сообщества.

Третий этап (вторая половина 80-х — начало 90-х гг.) — этап дальнейшего

расширения состава Сообщества. В 1986 г. присоединение Испании и Португалии

привело к обострению ранее существовавших межстрановых диспропорций. На

момент вступления в ЕС душевой доход в Португалии составлял примерно

половину среднего по ЕЭС, в Испании — около 3/4. В новых странах-участницах

примерно один из пяти работал в сельском хозяйстве, в то время как в ЕЭС —

один из тринадцати. Вместе с тем именно этот период характеризуется новыми

импульсами в развитии западноевропейской интеграции, связанными прежде

всего с принятием Единого Европейского Акта (ЕЕА).

В ЕЕА подтверждалась общая цель стран — участниц Сообщества — создание

Европейского союза — объединения, которое представляет собой политический

альянс участников Сообщества и предусматривает не только высокую степень их

экономического, валютно-финансового, гуманитарного сотрудничества, но и

согласование внешней политики, включая обеспечение безопасности.

Центральным положением ЕЕА явилась зафиксированная в нем цель создания

единого экономического пространства, в котором разные страны — члены ЕЭС

составляли бы единый хозяйственный организм. С принятием ЕЕА усилились

интеграционные процессы стран — членов Сообщества в области микро- и

макроэкономики, политики и права, науки и экологии, регионального развития,

социальных отношений. В начале 90-х гг. страны — члены ЕС практически

завершили создание основ единого рынка и вплотную приблизились к

формированию валютно-экономического и политического союзов.

Четвертый этап (середина 90-х гг. XX в. — начало XXI в.). В соответствии с

Единым Европейским Актом с 1 января 1993 г. было введено свободное

передвижение факторов производства внутри границ Сообщества. Фактически в

рамках Сообщества возникло единое экономическое пространство, что означало

вступление ЕС в качественно новый этап экономической интеграции.

На основании Маастрихтского договора (февраль 1992 г.) с 1 января 1994 г.

ЕЭС трансформировалось в Европейский союз с числом стран-участниц,

возросшим до 15. В рамках ЕС осуществляется создание полностью единого

внутреннего рынка. Провозглашены цели дальнейшего интеграционного

сотрудничества. Они включают создание единого Европейского банка с правами

эмиссии единой валюты евро, образование единого западноевропейского

пространства без внутренних границ. Состоящий ныне из 15 государств-членов,

Европейский союз является наряду с США и Японией одним из главных в мире

производителей и потребителей. На его долю, по данным Евростата, приходится

57% мирового экспорта и 55% импорта, В то же время доля стран ЕС в мировой

торговле за последние два десятилетия падала, несмотря на увеличение числа

членов Союза. Размер годового ВВП на душу населения, рассчитанный с учетом

паритета покупательной способности, в среднем составляет для стран ЕС 17,3

тыс. ЭКЮ. При достаточно весомых социально-экономических достижениях ЕС,

его население составляет лишь 7% мирового.

Поступательное развитие ЕС отнюдь не означает отсутствия противоречий и

трудностей у Союза. Выше уже отмечались межстрановые и внутристрановые

диспропорции, возникшие в результате присоединения новых членов ЕС.

Значительные проблемы возникали и возникают в процессе осуществления единой

аграрной политики, единых централизованных цен на основные виды

сельскохозяйственной продукции. Тревожит идеологов Евросоюза и падение

конкурентоспособности европейских товаров на международных рынках,

сокращение доли ЕС в мировой торговле, отставание от США в компьютеризации

и др. С существенными проблемами может столкнуться Евросоюз и в связи со

вступлением в него новых членов. В марте 1998 г. начались активные

переговоры с группой стран — претендентов на вступление в ЕС. ЕС

поворачивается лицом к Восточной Европе. Будущими новыми членами ЕС могут

стать Кипр, Чехия, Венгрия, Словения, Эстония. Активизировалась Турция в ее

стремлении вступить в ЕС. С января 1996 г. вступило в силу соглашение о

таможенном союзе Турции с ЕС. Все новые претенденты на членство в ЕС, за

исключением Кипра и Турции, представляют еще только реформирующийся на

рыночный и демократический лад постсоциалистический регион Центральной и

Восточной Европы. Переговорный процесс по вступлению новых «восточных»

членов в ЕС будет, как считают эксперты Евросоюза, достаточно напряженным и

длительным. А затраты по адаптации стран-кандидатов к вступлению в ЕС будут

весьма высокими. На первых порах ЕС будет ежегодно на эти цели выделять

около 1,7 млрд. долл. в год. Начиная с 2000 г. эта сумма удваивается. В

основном средства пойдут на модернизацию отсталого сельского хозяйства,

развитие транспорта, полную перестройку служб по охране окружающей среды,

на обеспечение безопасности АЭС и финансирование других отраслей. Теоретики

западноевропейской интеграции под эгидой ЕС выдвинули концепцию развития

экономической интеграции «на разных скоростях» и «Европы концентрических

кругов». Что касается концепции «Европы разных скоростей», то

интеграционные процессы в Европе движутся по крайней мере на пяти

скоростях. Самая быстрая — это 11 членов валютного союза. Затем идут

Великобритания, Швеция, Дания, Греция, которые на первом этапе воздержатся

от введения евро. За ними следуют «пять плюс один» самых достойных из 11

претендентов, последним из которых является Турция.

2.3.2 Европейская ассоциация свободной торговли.

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только

территорией ЕС: с начала 60-х гг. существует Европейская ассоциация

свободной торговли (ЕАСТ). ЕАСТ в отличие от ЕС не имеет наднациональных

функций и межгосударственных координирующих институтов. ЕАСТ во главу угла

ставит экономическое сотрудничество. В первую очередь она содействовала

либерализации торговли и устранению таможенных барьеров. Страны — члены

ЕАСТ (в 80-х гг. их было семь, в середине 90-х гг. — четыре — Норвегия,

Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или

иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, причем каждый

из участников ЕАСТ вправе устанавливать в отношении этих стран любые

таможенные тарифы. В торговле между странами — членами ЕАСТ режим

свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении

промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется

на сельскохозяйственную продукцию. В 1972 г. каждое государство, входящее в

ЕАСТ, подписало соглашение с ЕЭС/ЕС, в соответствии с которым постепенно

были снижены пошлины и количественные ограничения на промышленные товары.

Беспошлинная торговля между этими странами базируется на системе сложных

правил, разработанных в зависимости от происхождения товара. Из-за

отсутствия единого таможенного тарифа внутри ЕАСТ свобода беспошлинной

торговли существует только для товаров, произведенных в странах-членах. В

1994 г. ЕАСТ и ЕС подписали соглашение об образовании «единого

экономического пространства» (ЕЭП), в которое из западноевропейских стран

не вошла только Швейцария. Основополагающий принцип соглашения — свободное

перемещение капиталов, товаров, услуг и физических лиц. Следует

подчеркнуть, что ЕЭП не является таможенным союзом. Входящие в него

государства в рамках структур ЕС и ЕАСТ не имеют ни единой торговой

политики, ни общих таможенных тарифов по отношению к третьим странам. ЕЭП

возглавляет Совет, состоящий из министров государств — участников

соглашения. Несмотря на высокий уровень развития входящих в нее государств

и взаимных экономических связей между ними, ЕАСТ не стала полноценной

интеграционной группировкой. Фактически она явилась своеобразным

«подготовительным классом» для новых членов ЕЭС/ЕС. В настоящее время

многие члены ЕАСТ рассматривают ее как потенциальную зону свободной

торговли между восточноевропейскими и западноевропейскими странами.

ЕАСТ приветствовала создание в начале 1996 г. центрально-европейской зоны

свободной торговли из 12 стран. Не исключено, что со временем эти

государства пополнят ряды ЕАСТ, членство в которой станет для них первым

шагом на пути в ЕС. Экономическая мощь ЕС, динамичность его расширения и

сильная зависимость отдельных стран Западной Европы от торговли с ним, в

ближайшем будущем поставят перед остальными странами альтернативу: либо

вступить в ЕС и частично отказаться от своего суверенитета, но зато

воспользоваться всеми возможностями крупнейших рынков мира, либо оставаться

в стороне, отрезать себе путь к участию в процессе объединения Запад ной

Европы со всеми отрицательными последствиями для собственной экономики.

2.3.3 Центральноевропейское соглашение о свободной торговле.

После прекращения деятельности интеграционной группировки бывших

социалистических государств — Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

бывшие члены этой организации не отказались от углубленного сотрудничества.

В 1990 г. они образовали свою интеграционную группировку — «Вышеградскую

тройку», в которую вошли Венгрия, Польша и Чехословакия. После распада

Чехословакии эта группировка преобразовалась в «Вышеградскую четверку». С 1

марта 1993 г. в рамках этой группировки вступило в силу

Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (СЕФТА),

предусматривающее постепенное взаимное снижение пошлин. Этот шаг был

продиктован тем, что, несмотря на специальные «европейские соглашения» с ЕС

каждой из стран «Вышеградской четверки», их торгово-экономические отношения

развиваются в целом малоудовлетворительно. Поэтому для сохранения и

приумножения наработанных за последние десятилетия торгово-экономических

связей Центральной Европы и была создана эта интеграционная группировка.

При подписании договора в 1992 г. предполагалось ликвидировать все

таможенные барьеры между участвующими странами к 2001 г. Однако позднее

было принято решение ускорить этот процесс. Уже шесть государств

(дополнительно к учредителям присоединились Румыния и Словения) намерены

активизировать торговлю в регионе. С сентября 1995 г. СЕФТА приобрела

статус открытой организации. Важным принципом деятельности СЕФТА стало то,

что «внутренние рынки открываются не для конкуренции, а чтобы дополнять

друга друга». К договору может присоединиться любое государство при условии

его членства в ВТО и наличии у него договоров о свободной торговле с ЕС и

каждым из участников СЕФТА. По прогнозам экспертов, к началу XXI в. в СЕФТА

могут войти Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Украина. Население,

проживающее в этой зоне, составит свыше 120 млн. человек. При этом только

30% товаров, циркулирующих в рамках СЕФТА, будет облагаться налогами. Уже

сейчас большая часть торговли промышленными товарами в рамках СЕФТА носит

свободный характер. Сложнее обстоит дело в сельскохозяйственном секторе. В

той или иной степени все страны «шестерки» пытаются защитить национальные

рынки от иностранных конкурентов. Помимо либерализации товарных рынков

(«видимых» товаров) стороны решают вопросы либерализации рынков услуг и

капитала.

Вместе с тем шесть государств СЕФТА отказались от принятого ранее

обязательства о взаимной поддержке в переговорах о вступлении в ЕС.

3. Направления и проблемы интеграционного развития на пространстве СНГ.

Экономика СССР развивалась как высокоинтегрированный комплекс, где взаимные

части были очень тесно связаны друг с другом, хотя внутрисоюзное разделение

труда отнюдь не всегда было оправданным с точки зрения развития

производительных сил. Разрыв сложившихся связей в результате распада СССР

был очень болезненным (по оценке, от 1/3 до 1/2 падения ВВП в

странах—членах СНГ в 1992-1995 гг. приходилось на последствия от разрушения

этих связей).

Сразу же после распада Советского Союза возникли интеграционные тенденции

среди бывших советских республик. На первом этапе они проявлялись в

попытках оградить, хотя бы частично прежнее единое экономическое

пространство от дезинтеграционных процессов. Эти попытки в первую очередь

затрагивали области, где прекращение связей оказывало особенно

неблагоприятное воздействие на состояние народного хозяйства (транспорт,

связь, поставки энергоносителей и т.п.). В дальнейшем, примерно с 1996—1997

гг. усилились стремления к интеграции на новых основах с учетом возникших

реалий.

Россия — естественное ядро СНГ. Из всех постсоветских республик на нее

приходится свыше 3/4 территории, почти 1/2 населения и около 2/3 ВВП.

2.4.1 Факторы экономической интеграции бывших советских республик

Интеграционные тенденции на постсоветском пространстве порождаются

следующими основными факторами:

o разделением труда, которое невозможно было изменить целиком за короткий

промежуток времени. Во многих случаях это вообще нецелесообразно,

поскольку сложившееся разделение труда в значительной степени

соответствовало природно-климатическим и историческим условиям развития;

o желанием широких масс населения в странах — членах СНГ поддерживать

достаточно тесные связи из-за смешанного населения, смешанных браков,

элементов общего культурного пространства, отсутствия языкового барьера,

заинтересованности в свободном перемещении людей и т.п.;

o технологической взаимозависимостью, едиными техническими нормами.

Однако интеграционные процессы наталкивались и на противоположные

тенденции, определявшиеся прежде всего стремлением правящих кругов в бывших

советских республиках упрочить недавно полученный суверенитет, укрепить

свою государственность. Это рассматривалось ими как безусловный приоритет,

и соображения экономической целесообразности отступали на второй план, если

интеграционные меры воспринимались как ограничение суверенитета. Однако

всякая интеграция, даже самая умеренная, предполагает передачу каких-то

прав единым органам интеграционного объединения, т.е. добровольное

ограничение суверенитета в определенных областях. Запад, с неодобрением

встречавший любые интеграционные процессы на постсоветском пространстве и

рассматривавший их как попытки «воссоздания СССР», сначала скрыто, а затем

и открыто начал активно противодействовать интеграции во всех ее формах.

Учитывая расту финансовую и политическую зависимость стран — членов СНГ от

Запада, это не могло не препятствовать интеграционным процессам.

Готовность бывших советских республик к интеграции была различной, что

определялось не столько экономическими, сколько политическими и даже

этническими факторами. С самого начала прибалтийские страны были против

участия в каких-либо структурах СНГ. Для них стремление дистанцироваться от

России и своего прошлого возможно дальше с целью упрочить свой суверенитет

и «войти в Европу» было доминирующим, несмотря на высокую

заинтересованность в поддержании и развитии экономических связей со

странами — членами СНГ. Сдержанное отношение к интеграции в рамках СНГ

отмечалось со стороны Украины, Грузии, Туркменистана и Узбекистана, более

положительно — со стороны Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана.

Поэтому многие из них рассматривали СНГ прежде всего как механизм

«цивилизованного развода», стремясь осуществить его и укрепить собственную

государственность таким образом, чтобы минимизировать неизбежные потери от

нарушения сложившихся связей и избежать эксцессов. Задача реального

сближения стран отодвигалась на второй план. Отсюда и хроническое

неудовлетворительное выполнение принятых решений. Ряд стран пытались

использовать механизм интеграционной группировки для Достижения своих

политических задач. В частности, Грузия для борьбы с абхазским сепаратизмом

стремилась через СНГ установить экономическую и политическую блокаду

Абхазии.

Решение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ) было принято

президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с подписанием

Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ

присоединились все бывшие советские республики, кроме прибалтийских. В

Уставе определены цели Содружества: способствовать интеграции членов СНГ в

экономической, политической и гуманитарной областях, поддерживать и

развивать контакты и сотрудничество между людьми, государственными

институтами и предприятиями стран Содружества. СНГ — открытая организация

для присоединения других стран.

2.4.2 Структура органов СНГ

В соответствии с Уставом СНГ возникла разветвленная структура органов

Содружества:

Совет глав государств, в функции которого входит принятие основополагающих

принципиальных решений на уровне президентов;

Совет глав правительств, координирующий интеграционную политику на уровне

правительств в соответствии с указаниями президентов;

Совет министров иностранных дел. В его функции входит согласование позиции

стран — членов СНГ в отношениях с третьими странами в случае, если

правительства пришли к выводу о целесообразности такого согласования.

Министры иностранных дел также обсуждают вопросы налаживания механизма

дипломатических отношений в рамках Содружества;

Совет министров обороны, решающий вопросы взаимоотношений стран — членов

СНГ в военной сфере, в том числе об общих операциях по поддержанию мира,

помощи при строительстве национальных вооруженных сил, имущественных

отношениях в военной области, реализации соглашений о поставках вооружений

и материалов;

Совет командующих погранвойсками. Он согласовывает и реализует мероприятия

по совместной охране внешних границ Содружества в случае, если возникает

такая потребность, организует обустройство границ, взаимопомощь в обучении

погранвойск;

Межпарламентская ассамблея, состоящая из представителей парламентов стран —

членов СНГ. На своих сессиях она вырабатывает рекомендации по гармонизации

законов стран-членов по вопросам, затрагивающим взаимные связи, организует

обмен мнениями среди парламентариев относительно сотрудничества в рамках

СНГ;

Экономический суд, призванный разрешать межгосударственные споры стран —

членов СНГ, возникающие в процессе хозяйственных отношений.

Главным постоянным исполнительным и координирующим органом Содружества

согласно его Уставу должен был стать Координационно-консультативный комитет

(ККК) с местопребыванием в Минске. Однако по решению глав правительств в

1994 г. ККК фактически разделился на два органа: Исполнительный секретариат

(ИС) и Межгосударственный экономический комитет (МЭК). К ИС перешел весь

рабочий аппарат ККК, в то время как МЭК базировался на принципе

коллегиального руководства (каждая страна направляла в МЭК определенное

число своих представителей). В этом комитете проходят обсуждение и

подготовка основной части решений по экономическим вопросам сотрудничества.

Но так как ИС и МЭК не предусматривались в Уставе СНГ, это создавало

некоторую правовую незавершенность организационной структуры Содружества. К

тому же их функции не всегда были достаточно четко разграничены, что

приводит к частому дублированию работы.

В апреле 1999 г. Совет глав государств принял решение о частичной

реорганизации структуры органов СНГ: ККК и МЭК были преобразованы в

экономический совет с некоторой модификацией их функций; расширились

полномочия Исполнительного секретариата.

Помимо уставных главных органов СНГ была создана разветвленная система

органов более низкого уровня — отраслевых и проч. (около 60). Они

занимаются конкретными областями сотрудничества. Численность аппарата всех

этих структур достигла 2,5 тыс. человек, и он превратился в сложный

неповоротливый бюрократический механизм с невысоким коэффициентом полезного

действия.

2.4.3 Перспективы СНГ

По мере того как происходило становление собственной государственности, у

правящих кругов стран — членов СНГ уменьшались опасения, что интеграция

может повлечь за собой подрыв суверенитета. Возможности увеличения

поступлений в твердой валюте за счет дальнейшей переориентации топливно-

сырьевого экспорта на рынки третьих стран оказались постепенно

исчерпанными. Рост экспорта этих товаров отныне стал возможным в основном

за счет нового строительства и расширения мощностей, что требовало больших

капиталовложений и времени. Потенциал увеличения экспорта готовых изделий

за пределы СНГ крайне ограничен из-за низкой конкурентоспособности

продукции обрабатывающей промышленности и жесткой конкуренции на мировых

рынках. В то же время резервы расширения торговли между странами — членами

СНГ, особенно готовыми изделиями, остаются значительными. Технологическое

разделение труда и единые стандарты, унаследованные от советского периода,

известность изготовляемой продукции, характер общей инженерной подготовки

персонала и т.д. являются основой расширения взаимного обмена. Конечно, эта

продукция по качеству и техническому уровню очень часто ниже той, которая

продается на мировых рынках, да и межреспубликанское разделение труда

далеко не всегда было рациональным, но торговля в рамках СНГ позволяет

поддерживать часть производств. В дальнейшем повышать качество и

технический уровень продукции было бы легче на базе работающих предприятий,

чем начинать с нуля.

Мировой финансовый кризис, начавшийся с потрясений в странах Юго-Восточной

Азии в 1997 г., ухудшил перспективы для экспорта стран — членов СНГ, повлек

за собой валютные осложнения и дополнительные трудности в функционировании

валютного механизма в этих государствах. Эти процессы усилили поиски

компенсации и защиты от негативных явлений с помощью развития

сотрудничества в рамках СНГ.

Отрицательное воздействие на интеграционные процессы в СНГ оказал

финансовый кризис, начавшийся в России в августе 1998 г. Сильная

девальвация российского рубля и ухудшение функционирования платежного

механизма привели к осложнению внешнеторговых отношений в рамках

Содружества, что особенно затронуло экспорт стран — членов СНГ в Россию. В

наибольшей степени пострадали Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия,

Молдавия. Почти все страны СНГ были вынуждены Девальвировать свои валюты,

хотя и не в такой степени, как Россия; уменьшились их валютные резервы,

усилились валютные ограничения, ослабли позиции рубля как валюты расчетов и

запасов. Тем не менее этот кризис не подорвал объективную

заинтересованность стран — членов СНГ в сохранении и дальнейшем Развитии

взаимных экономических связей.

Некоторое оживление и модификацию внесла в интеграционные процессы идея

«интеграции разных скоростей», т.е. создание союзов между странами с разной

степенью интегрированности и Разными сферами совместной деятельности.

Наиболее интенсивная интеграция в различных областях идет между Россией и

Белоруссией. Это объясняется высоким уровнем разделения труда и

взаимозависимости. Бедная природными ресурсами Белоруссия получает почти

все сырье и топливо (газ, нефть, прокат черных металлов, апатитовый

концентрат, синтетический каучук, соду и т.д.), а также технологическую

оснастку, многие виды машин и оборудования из России. В свою очередь

Белоруссия, обладающая развитыми машиностроительным и химическим

комплексами, поставляет в Россию пропашные тракторы и карьерные самосвалы

(соответственно 80 и 40% всего российского парка), холодильники, часы,

ткани, мотоциклы, некоторую уникальную продукцию для российского ВПК, в

значительных объемах — продовольствие. Свыше 1/2 всей внешней торговли

страны приходится на Россию. Почти 70% всей российской внешней торговли

проходит через территорию Белоруссии.

В 1996 г. был заключен Договор о союзе Беларуси и России, предусматривающий

широкий круг интеграционных мер. Помимо экономического сотрудничества

(отмена таможенных пошлин и других препятствий во взаимной торговле,

сближение налогообложения и др.), договор предусматривает признание

дипломов, полученных в обеих странах, уравнивание в правах граждан при

получении образования, трудоустройстве, сближение норм социального

обеспечения и т.п. Положительный эффект от реализации этого договора

очевиден: только в 1997 г. товарооборот между Россией и Белоруссией возрос

более чем на 30%, а в 1998 г. — примерно на 20%.

С 1995 г. начал формироваться Таможенный союз, куда вошли Россия,

Белоруссия, Казахстан, Таджикистан. В дальнейшем к нему присоединилась

Киргизия. Союз преследует цель создания единого таможенного пространства и

унификацию торговых режимов по отношению к третьим странам. Между странами-

участницами были достигнуты договоренности об отмене таможенных пошлин и

прочих, сборов во внешнеторговых операциях. Однако их реализация

столкнулась с серьезными трудностями как технического, так и экономического

характера: потребовался большой объем нормативной работы во всех странах;

при согласовании единого таможенного режима в отношении третьих стран

возникли существенные расхождения в интересах: все участники договора

неоднократно нарушали договоренности о согласовании своих позиций при

определении национального торгового режима по отношению к третьим странам.

Поэтому координация таможенной политики очень часто отсутствовала.

Ликвидация таможенного досмотра на внутренних границах стран — участниц

союза способствовала распространению контрабанды. Условия Таможенного союза

предусматривали постепенную унификацию хозяйственного права, согласование

валютной и денежно-кредитной политики. Объем необходимой работы оказался

очень большим, а интересы в конкретных областях не всегда совпадали,

поэтому результаты оказались меньше планировавшихся.

Таможенный союз в 1996 г. был дополнен «союзом четырех» (Россия, Казахстан,

Киргизия и Белоруссия), который охватывал сотрудничество в национальной и

гуманитарной областях (науке, образовании, культуре и др.). Предполагалось

гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику.

Соглашение имело рамочный характер, на его базе должны были достигаться

договоренности в конкретных областях. Результаты были аналогичными итогам

реализации Таможенного союза.

Общие интересы в развитии регионального сотрудничества привели к заключению

Центрально-азиатского союза между Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией и

Туркменистаном. Его Целью является координация политики в области экономики

и обороны. Целесообразность создания этого союза определялась стремлением

его участников упрочить свои позиции вовне с помощью координации политики в

областях, где имелись взаимные интересы, и интенсифицировать региональные

отношения, используя территориальную и культурную близость, исторические зи

и разделение труда, сложившееся еще в советские времена

(например, Киргизия и Таджикистан снабжались газом и углем из Узбекистана и

Казахстана, зерно поставлял Казахстан, значительная часть

сельскохозяйственной техники производилась для всего региона в Узбекистане

и т.д.). Все страны были заинтересованы в развитии региональной

транспортной сети.

Идет сближение между Украиной, Грузией, Азербайджаном и Молдавией, в основе

которого лежат общие интересы по созданию транспортного коридора на юге

бывшего СССР. Проблема поставок на внешние рынки нефти и газа из

Азербайджана, Туркмении и Казахстана превратилась в одну из ключевых для

экономического развития этих стран. Поддерживаемые Западом и Турцией, они

стремятся диверсифицировать пути транспортировки энергоносителей, в том

числе через Грузию и Украину. В свою очередь последние заинтересованы в

расширении своих доходов за счет транзита (Грузия) и получения

альтернативных источников снабжения энергоносителями (Украина). Пока

сближение между указанными странами еще не приняло сколько-нибудь четких

организационных форм.

Воздействие регионализации СНГ на общие интеграционные процессы в рамках

Содружества неоднозначно. С одной стороны, она дробит единое интеграционное

пространство, но, с другой стороны, означает мини-интеграцию на

постсоветском пространстве в тех случаях, когда общая интеграция

оказывается затруднительной. При определенных обстоятельствах «интеграция

разных скоростей» может даже способствовать интеграционным процессам в

целом, порождая «зоны кристаллизации», втягивая другие страны в общую

«ткань сотрудничества». Препятствия на этом пути те же самые, что и на

уровне всего Содружества: прежде всего нежелание ограничить свой

суверенитет и учитывать должным образом интересы партнеров, сомнения в

выгодности сближения.

За «интеграцией разных скоростей» стоят объективные интересы стран — членов

СНГ в различных областях. По-видимому, позитивные моменты в регионализации

СНГ все же преобладают, и они вполне могут сочетаться с общими

интеграционными процессами, а нередко и стимулировать их.

Окончательный результат взаимодействия интеграционных и интеграционных

процессов на постсоветском пространстве будет зависеть от многих причин, в

том числе от результатов реформ, состояния экономики, политики правящих

кругов стран — членов СНГ, осознания народами важности сближения, политики

третьих стран, других факторов, как в рамках СНГ, так и за его пределами.

Но главным фактором будут результаты развития российской экономики и

системных реформ в России — естественного интеграционного ядра СНГ.

Исторический опыт 90-х гг., несомненно, самых трудных в развитии стран —

членов СНГ, показал, что они нужны друг другу. Существенное сокращение

взаимного товарооборота по сравнению с межреспубликанскими поставками в

советский период, переориентация внешнеэкономических связей на третьи

страны не означают исчезновение объективной базы для интеграции в СНГ. Эти

изменения были естественной реакцией на несообразности прежнего разделения

труда, усугубленной трудностями трансформационного периода и особенностями

политического развития стран — членов СНГ. Но сейчас эта переориентация

завершается, и начинают все больше проявляться центростремительные

тенденции. Объективные предпосылки для более тесной интеграции, безусловно,

усилятся после завершения реформ, восстановления экономики в этих странах.

Заключение.

В заключении можно подвести некоторые итоги:

1. Международная экономическая интеграция — характерная особенность

современного этапа мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным

инструментом ускоренного и гармоничного развития региональных экономик и

повышении конкурентоспособности на мировом рынке стран — участниц

интеграционных группировок.

2. Международная экономическая интеграция — это процесс срастания экономик

соседних стран в единый хозяйственный комплекс на основе устойчивых

экономических связей между их компаниями.

3. Классические формы международной экономической интеграции:

зоны свободной торговли, когда отменяются торговые ограничения

Между странами — участницами интеграционного объединения и прежде всего

снижаются или отменяются вообще таможенные пошлины; таможенный союз, когда

наряду с отменой внешнеторговых ограничений устанавливается единый

таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении

третьих стран; общий рынок, знаменующийся подписанием договора,

охватывающего «четыре свободы» пересечения государственных границ — для

товаров, услуг, капитала и людей; экономический и валютный союз, когда

договоры о зоне свободной торговли, таможенном союзе и общем рынке

дополняются соглашениями о проведении общей экономической и валютной

политики, а также вводятся наднациональные институты управления

интеграционным объединением. Дальнейшее развитие и совершенствование форм

международной экономической интеграции, возможно, приведет к политическому

союзу, т.е. к превращению интеграционного объединения в конфедеративное

государство со всеми вытекающими последствиями, включая образование

центральных органов с еще большими полномочиями и властью, чем

наднациональные институты управления.

4. По ряду объективных, а также субъективных причин именно в Западной

Европе существует насущная потребность в развертывании интеграционных

процессов, которая привела к созданию ЕС.

5. Будучи экономическим, валютным и политическим союзом, ЕС безусловно

является наиболее развитой интеграционной группировкой в мире.

6. Единая валюта ЕС (евро) уже в ближайшие годы может во многом потеснить

доллар США в качестве международного платежно-расчетного средства.

7. Наиболее значимые и динамичные интеграционные группировки на

американском континенте — НАФТА и МЕРКОСУР, возможно, положат начало

всеамериканской зоне свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».

8. В настоящее время группировка АСЕАН, возросшая по количеству стран-

членов, пытается выйти из экономического кризиса прежде всего путем

структурной перестройки экономики входящих в нее стран.

9. Возрастает роль и число участников другой группировки Азиатско-

Тихоокеанского региона — АТЭС. Однозначно сформулировать пути ее развития

сложно, хотя на встречах в верхах оговаривались конкретные даты торгово-

экономического сотрудничества стран-участниц, например, создания зоны

свободной торговли и снятия барьеров в 15 секторах торгово-экономических

отношений.

10. Интеграция в СНГ опирается на такие объективные факторы, как

сложившиеся в прошлом разделение труда, технологическая взаимозависимость,

элементы общего культурно-цивилизационного пространства.

11. Главные препятствия интеграции — опасения в странах — членах СНГ

ограничить свой суверенитет, экономические трудности, незавершенность

строительства новой социально-экономической системы.

12. Организационные рамки интеграционных процессов определяются

разветвленной системой органов Содружества. Помимо этого заключено большое

число соглашений экономического, политического и гуманитарного характера

между отдельными странами — членами СНГ, целью которых является развитие

внутрирегионального сотрудничества («интеграция разных скоростей»).

13. Результаты интеграции в СНГ оказались противоречивыми: было достигнуто

множество договоренностей, но большинство из них не было выполнено. В то же

время Содружество не распалось и в целом доказало целесообразность своего

существования.

Список использованной литературы:

Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник.-

М.:Юристъ,2001.-368 с.

Фомичев В.И. Международная торговля:Учебник; 2-е изд.,перераб. и доп.-М.:

ИНФРА-М, 2000.-446 с.

Мировая экономика:Учебник / Под ред. проф. А.С.Булатова.-М.:Юристъ, 2000.-

734 с.

Международные экономические отношения. Интеграция:Учебн. Пособие для вузов/

Ю.А.Щербанин, К.Л.Рожков, В.Е.Рыбалкин, Г.Фишер.-М.:Банки и Биржи, ЮНИТИ,

1997.-128 с.

Краткий внешнеэкономический словарь-справочник.-М.:Международные отношения,

1996

АСЕАН: пути к эффективной интеграции // МЭ и МО, № 4, 1991

Ю. Шишков. НАФТА : истоки, надежды, перспективы // МЭ и МО. 1994. № 11. С.

125

Журавская Е.Г. Региональная интеграция в развивающемся мире:немарксистские

теории и реальность ( на примере АСЕАН).-М.: Наука, 1990.

Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М.,

1994.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.