реферат, рефераты скачать
 

Основные формы международных интеграционных объединений


формированию общего мнения о том, что центр мирового экономического

развития сдвигается в сторону бассейна Тихого океана. В середине 90-х гг.

на страны АТЭС приходилось 38,2% населения мира и 55,7% его ВВП (в то время

как на ЕС, например, соответственно 6,7 и 20,5% ВВП). Близкий к ЕС удельный

вес имеют и страны НАФТА. На АТЭС приходится также 43,9% объема мировой

торговли товарами, 32,9% торговли услугами и 64,1% экспорта технологий. В

сфере внешней торговли зависимость от внутрирегиональных сделок в рамках

АТЭС и входящих в нее стран составляла 70%, в то время как у стран ЕС этот

показатель достигал 55%. Весьма быстрыми темпами растет товарооборот между

тремя главными участниками АТЭС: Японией, США и странами Юго-Восточной Азии

(без Японии).

По некоторым оценкам, среднегодовые темпы экономического прироста АТЭС до

2000 г. составляют 3—3,5%. Причем азиатские страны в этом отношении будут

значительно опережать своих промышленно более развитых западных партнеров.

Высокие темпы экономического развития, нарастающие внутрирегиональные

потоки товаров, услуг, капиталов дают основание в пользу вывода, что в XXI

в. АТЭС станет стержнем экономического роста мира.

2.2.4 Интеграционные процессы в Южной Америке.

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской

Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины,

Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн. человек и

более 1 трлн. долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого

континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций,

более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли

стран Латинской Америки.

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась

отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной

торговле между четырьмя странами установление единого таможенного тарифа в

отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы,

координация политики в области промышленности, сельского хозяйства,

транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере.

В январе 1994 г. страны — участницы МЕРКОСУР приняли программу продвижения

к таможенному союзу и наметили срок (до 2000 г.), когда 85% взаимного

внешнеторгового оборота будут полностью освобождены от любых тарифных

барьеров. Договор о создании МЕРКОСУР также предусматривает до 2000 г.

отмену нетарифных ограничений на подавляющее большинство товаров (за

исключением торговли вооружением и боевой техникой, радиоактивными

материалами, драгоценными металлами, предметами национального культурного

достояния).

Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы

управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел;

исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со

штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе

общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное

регулирование, технические нормы, валютно-финансовая и макроэкономическая

политика, наземный и морской транспорт, промышленные технологии, сельское

хозяйство и энергетика. Предпринимаются меры по созданию специального

трибунала для разрешения торговых конфликтов между странами-участницами.

Итоги функционирования МЕРКОСУР свидетельствуют об определенных успехах

интеграционной группировки, несмотря на незавершенность становления

таможенного союза. Объем внутри блокового экспорта в 1991-1997 гг.

увеличился почти в четыре Раза, в то время как суммарный экспорт государств

— участников итерационной группировки в третьи страны за этот период возрос

немногим более, чем на 30%. При этом доля внутри блокового экспорта в общем

объеме вывоза товаров из МЕРКОСУР за этот же период возросла с 9 до 20%.

Расширение взаимных внешнеэкономических связей в рамках МЕРКОСУР

распространяется и на иностранные инвестиции из третьих стран. Например,

японская корпорация «Тойота моторз», вложившая в сооружение

автомобилестроительного завода в Аргентине около 100 млн. долл., намерена

выпускать в этой стране 20 тыс. легких грузовиков-пикапов в год. Половину

этих автомобилей намечено вывозить в Бразилию в обмен на комплектующие

изделия, производимые бразильскими предприятиями.

К Если в середине 90-х гг. считалось, что латиноамериканские страны больше

тянутся к блоку НАФТА, то сейчас эта ситуация изменилась. К МЕРКОСУР на

основе соглашения о свободной торговле присоединились Чили и Боливия (как

ассоциированные члены). Продвигаются вперед переговоры о сотрудничестве

между МЕРКОСУР и Андской группой, куда помимо Боливии входят Венесуэла,

Колумбия, Перу, Эквадор. В плане МЕРКОСУР — создание в недалекой

перспективе южноамериканской зоны свободной торговли — САФТА,

простирающейся от Панамского канала до Магелланова пролива.

Интеграционные процессы в МЕРКОСУР развиваются не без трудностей и

противоречий между странами-участницами. Так, они не сумели прийти к

согласию о полной отмене тарифов во внутрирегиональной торговле к

первоначально намеченному сроку — 1 января 1995 г. Не удалось им также

согласовать в установленные сроки единые внешние тарифы на импорт товаров

из третьих стран. Аргентина и Бразилия, на долю которых приходится 90%

общего ВНП стран — членов МЕРКОСУР, уделяют особое внимание защите от

иностранных конкурентов создаваемых у себя высокотехнологичных отраслей

промышленности — производства компьютеров и телекоммуникационного

оборудования. В частности, в середине 90-х гг. Бразилия выступала за

введение импортных пошлин в торговле с третьими странами на продукцию

электронной, нефтехимической промышленности и тяжелого машиностроения на

уровне 35%, Аргентина — на уровне 12%, а Уругвай и Парагвай, опасающиеся

технологической зависимости от Бразилии и Аргентины, были за минимальные

пошлины.

Перспективы МЕРКОСУР южноамериканские аналитики оценивают как

благоприятные. На пути дальнейшего развития странам — участницам этой

группировки предстоит преодолеть существующие противоречия, значительную

разницу в экономических потенциалах, найти оптимальные сочетания рыночных

механизмов с регулирующей ролью государства в условиях специфики

латиноамериканского региона, еще недавно находившегося под властью

авторитарных режимов и под сильным влиянием корпораций США.

Из числа других интеграционных объединений континента можно выделить:

• Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Перу и Эквадор).

Предусматривается в 1997 г. трансформировать эту организацию в Андскую

систему интеграции и дать экономическим взаимоотношениям импульс к «более

высокой степени интеграции»;

• Центральноамериканский общий рынок (Гватемала, Гондурас, Коста-Рика,

Никарагуа и Сальвадор). Сформирована зона свободной торговли,

предусматривается ликвидация пошлин внутри блока и введение ОТТ в отношении

третьих стран;

• КАРИКОМ, или Карибское сообщество (14 англоязычных стран Карибского

бассейна) — достаточно развитая интеграционная группировка, имеет ряд

единых внешних тарифов.

2.2.5 Интеграционное сотрудничество в Африке, в арабских странах.

Рассмотрим деятельность некоторых, наиболее успешно функционирующих (по

африканским меркам) интеграционных группировок.

С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации

Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества

(АфЭС), соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План

постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в

течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже

существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА,

САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, в первые 20 лет первоочередное внимание планируется

уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированности

их деятельности. Создание АфЭС объективно зависит от дальнейшего

«самочувствия» субрегиональных африканских группировок, которое пока

оставляет желать лучшего.

В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности

Экономического - сообщества западно-африканских государств (ЭКОВАС),

ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС

создано в 1975 г., в состав входят 16 государств. В июле 1995 г. в ходе 18-

го саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу

обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с

которым ряд государств этого субрегиона связывают надежды на дальнейшую

активизацию сотрудничества и углубление интеграции, в частности, путем

реализации договоренностей о свободном перемещении людей и товаров,

развитии торговли и транспортной сети, создании единого Парламента и

совместного Трибунала, введении к 2006 г. единой валюты. Осуществление

планов Сообщества наталкивается на значительные трудности, обусловленные

различием в уровнях экономического развития государств, их неодинаковыми

подходами к использованию властных и рыночных рычагов для решения

экономических, финансовых, торговых и иных задач. Повышению эффективности

ЭКОВАС в немалой степени препятствуют соперничество между франко- и

англоязычными странами субрегиона и их более тесная, чем в других регионах,

привязанность к бывшим метрополиям, а также внутренние проблемы в Нигерии,

являющейся, по мнению ряда государств, «локомотивом» интеграционных

процессов в Западной Африке.

В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о

преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной

Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах

которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г.,

сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.

Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга

Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в

г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании

двух организаций — в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем

создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между

странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не

стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера.

Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический региональный

блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации развития

стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в

САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие

сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости

интеграционных процессов как между отдельными странами, так и группами

стран 3 внутри Сообщества. В настоящее время в Сообществе предпринимаются

меры по постепенной унификации подходов к созданию приемлемого для всех

инвестиционного климата, налогового и таможенного законодательства.

Интеграционные процессы на Юге Африки идут весьма нелегко, наталкиваясь на

препятствия объективного и субъективного характера. Даже в этом регионе,

где расположены относительно благополучные страны, между ними сохраняются

серьезные различия в экономическом и социальном развитии, расстановке

внутренних и внешнеполитических приоритетов, на что часто накладываются и

личные амбиции некоторых государственных лидеров. Естественно, характер

субрегионального развития во многом определяется позицией ЮАР, экономически

самой сильной страны в регионе. Не будет ошибкой, если сказать, что

трансформация САДК в действительно крепкую интеграционную группировку

требует определенного времени.

В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично

развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК), который имеет в

своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная торговля

возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе

совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан

Валютный союз Центральной Африки, центральным институтом которого является

Банк государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников

платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного

сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд

солидарности.

К проблемам развития данной экономической группировки следует отнести

разный уровень экономического развития стран, однородность и слабую

диверсификацию национальных экономик, неразвитость инфраструктуры,

политическую нестабильность в ряде стран. Это отнюдь не способствует

решению важнейших задач, определенных в Договоре: свобода движения

капиталов (постепенной ликвидацией таможенных барьеров внутри ЮДЕАК к 2000

г.), налаживание промышленной кооперации, создание СП и др. В марте 1994 г.

члены Союза приняли решение о постепенной трансформации ЮДЕАК в

Экономическое и Валютное Сообщество (ЭВСЦА), т.е. выход на более высокий

уровень интеграции. Впрочем, предстоит решить еще много проблем.

Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается

и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. создан и

функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств,

включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные

Арабские Эмираты и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о

создании Организации экономического сотрудничества центрально-азиатских

государств (ОЭС-ЭКО), которая, по замыслу учредителей, должна стать

прообразом будущего Центрально-азиатского общего рынка, который должен

включать и мусульманские республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан,

Азербайджан.

Говоря о сотрудничестве развивающихся стран, их стремлении к интеграции,

следует иметь в виду, что реальные интеграционные процессы еще весьма слабы

и различаются между собой по характеру, движущим факторам, темпам развития.

Большинство развивающихся стран практически находятся вне процесса

интеграции в ее подлинном смысле, т.е. процесса постоянно развивающихся

непосредственных межстрановых связей на уровне как отдельных фирм и

предприятий, так и национальных хозяйств в целом. Экономическое

сотрудничество развивающихся стран, провозглашение ими интеграционных целей

является лишь подготовительной ступенью реального интеграционного процесса.

Многие из провозглашенных интеграционных группировок в силу незрелости

социально-экономических отношений, примитивности и структурной

недифферинцированности национальных хозяйств, неразвитости рыночной и

финансовой инфраструктур обрекали эти формирования либо на откровенное

прозябание, либо на полную неудачу.

2.3 Особенности развития западноевропейской экономической интеграции

Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет

собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом

(ЕС) и достаточно мощными центростремительными силами. Попытки

автаркического ведения хозяйствами предпринимавшиеся в разное время и в

разной степени Францией, Италией, Испанией, в конечном счете приводили к

замедлению экономического роста. Объективные причины обусловили активное

развитие торгово-экономических отношений и интеграционных процессов между

странами Западной Европы. Первыми начали движение к объединению небольшие

страны: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. Позднее активную роль в этом

процессе стали играть более крупные европейские страны. В настоящее время

ЕС занимает сильные позиции в мировой экономике и международной торговле.

Кроме того, большинство других европейских стран связаны с ЕС соглашениями

о зонах свободной торговли и т. п. В результате все государства региона в

той или иной мере подвержены торгово-экономическому влиянию ЕС. Примерная

схема торговых отношений в Западной и Центральной Европе представлена на

схеме 1 (см приложение).

2.3.1 Европейский союз.

Современная история образования и развития Европейского союза (ЕС)

начинается с 1951 г. В апреле этого года был подписан договор о

Европейском объединении угля и стали (ЕОУС), в который вошли шесть стран —

Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Это была своего рода

предыстория западноевропейской интеграции. Реальный отсчет ее возникновения

и развития начинается с 1957 г., когда те же страны подписали договоры о

создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского

сообщества по атомной энергии (Евратом). В состав сообществ вошли страны с

высоким уровнем развития, что во многом определило высокие темпы их

экономического роста на протяжении последующих 15 лет. Развитие

западноевропейской интеграции с конца 50-х гг. до настоящего времени

протекало неравномерно и относительно противоречиво. Эволюция ЕС

представлена на рис. 1 (см. приложение). Вместе с тем цели и задачи,

поставленные при образовании ЕЭС, реализовывались достаточно

последовательно и успешно.

Процесс развития западноевропейской экономической интеграции можно условно

подразделить на четыре этапа.

Первый этап (конец 50-х — середина 70-х гг.) считается «золотым веком» в

жизни Сообщества. Он ознаменовался досрочным созданием таможенного союза,

сравнительно успешным формированием единого аграрного рынка, вступлением в

ЕЭС трех новых стран: Великобритании, Дании, Ирландии.

Конкретными целями создания ЕЭС, или, как его часто называли, «Общего

рынка», были:

V постепенное устранение всех ограничений в торговле между странами-

участницами;

V установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;

V ликвидация ограничений для свободного передвижения «людей,

капиталов, услуг»;

V разработка и проведение общей политики в области транспорта и сельского

хозяйства;

V создание валютного союза;

V унификация налоговой системы;

V сближение законодательства;

V разработка принципов согласования экономической политики.

В целях реализации этих установок была создана комплексная управленческая

структура — Совет министров ЕЭС, Комиссия европейских сообществ,

Европейский совет, Европейский суд, Европейский парламент.

Своей первой целью ЕЭС поставило решение задачи создания общего рынка

товаров, капиталов, услуг и рабочей силы стран-участниц. Для этого был

создан таможенный союз. Именно таможенный союз лежит в основе ЕЭС. В рамках

таможенного союза были:

* ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле стран-участниц

* установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

* достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов,

предоставления услуг;

* обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места

жительства.

Все эти меры способствовали ускорению промышленной интеграции. Одновременно

делались попытки по осуществлению аграрной интеграции в форме установления

коллективного протекционизма с помощью компенсационных сборов и

финансирования через сельскохозяйственный фонд. Аграрная политика ЕС

базируется на единой системе цен, которая гарантирует установление единой

минимальной цены для многих сельскохозяйственных продуктов стран — членов

ЕС. Формирование общего рынка ускорило процесс превращения рациональных

монополий стран ЕЭС в транснациональные, способствовало проникновению в

экономику стран-партнеров. Развитие ЕЭС означало интенсивный переход стран

— участниц Сообщества от замкнутых национальных хозяйств к экономике

открытого типа, обращенной к внешнему рынку.

Второй этап (середина 70-х — середина 80-х гг.) вошел в историю ЕС тем, что

удалось принять программу европейского валютного сотрудничества, создать

механизм внешнеполитических консультаций. Все же проявившиеся негативные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.