реферат, рефераты скачать
 

Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии


Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии

Санкт-Петербургский государственный политехнический университет

Институт интеллектуальных систем и технологий

Кафедра Мировой экономики

Курсовой проект на тему

“Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии ”

Выполнил: Макарова А. гр.4115//2

Проверил: Диденко Н. И.

Санкт-Петербург

2003 год

Структура

Введение

1. Теоретические основы трансформаций социально-экономических систем

1. Понятие социально-экономической системы и ее характеристики

2. Сущность и этапы трансформации

3. Методы трансформации

4. Обоснования показателей, оценивающих трансформации

2. Характеристики трансформаций социально-экономических систем в КНР и

Венгрии

1. Трансформации социально-экономической системы КНР

1. Предыстория и цели трансформации

2. Ход трансформации

3. Итоги трансформации

2. Трансформации социально-экономической системы Венгрии

2.2.1 Предыстория и цели трансформации

2.2.2 Ход трансформации

2.2.3 Итоги трансформации

3. Анализ социально-экономических показателей трансформации

1. Динамика статистических данных

2. Методика анализа и сравнительного анализа

3. Расчеты и анализ результатов

Выводы

Источники литературы

Введение

Одним из событий мировой экономической истории последней четверти

XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала

экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой

страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год.

Венгрия отличается от других стран сравнительно успешной динамикой

реальных показателей. По итогам трех кварталов рост ВВП (1999 год) составил

3,9%, при этом он происходил ускоряющимися темпами.

Объект: экономика КНР и Венгрии

Предмет: трансформации социально-экономических систем

Цель: провести сравнительный анализ трансформации социально-

экономических систем КНР и Венгрии

Задачи:

- проанализировать теоретические основы трансформации

- изложить виды трансформаций социально-экономических систем

- изложить стратегические цели трансформации в КНР и Венгрии

- изложить методы преобразований в КНР и Венгрии

- изложить государственное воздействие на экономическую деятельность в

процессе трансформаций в КНР и Венгрии

- провести сравнительный анализ характера трансформаций в КНР и Венгрии

- разработать методику сравнительного анализа

- обосновать систему показателей, оценивающих трансформации

- собрать статистическую информацию

1. Теоретические основы трансформаций социально-экономических систем

1.1 Понятие социально-экономической системы и ее характеристики

Социально-экономическая система - это сложный самоорганизующийся

объект, развивающийся под влиянием многих изменяющихся факторов, как

внутренних, так и внешних[1].

Существует несколько форм развития социально-экономических систем.

Развитие социально-экономических систем различного иерархического уровня

осуществляется на основе процессов воспроизводства и созидания при

функционировании природно-хозяйственных комплексов и производственных

объектов в рамках многоуровневой системы отношений: природно-хозяйственных,

хозяйственно-экономических, социально-экономических, социально-правовых.

Эти базовые отношения, а также распределение власти, формы организации

деятельности и совокупность отношений различных объектов образуют

операционную среду, в которой развивается хозяйственная и социально-

экономическая деятельность. Исходя из представлений о развитии

иерархических социально-экономических систем на основе процессов созидания,

обновления элементов, качественного преобразования элементов и

функциональных подсистем, структурного преобразования отношений между

субъектами и подсистемами, операционной среды их функционирования, выделим

5 типов развития социально-экономических систем :

1. на основе расширенного воспроизводства и созидания путем тиражирования

элементов и подсистем определенной структуры;

2. на основе преобразования структуры отношений подсистем, упорядочения и

совершенствования структуры организационного управления подсистемами;

3. на основе качественного преобразования элементов при сохранении

структуры функциональных подсистем и отношений;

4. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем и

их отношений;

5. на основе качественного преобразования структур и функций подсистем

всех уровней, операционной среды, системы отношений, средств

организационного управления[7].

Ход исторического развития социально-экономических систем можно

представить многостадийным процессом, на каждой стадии которого

используется свой режим. Направленность данного режима развития - освоение

нового жизненного пространства. Однако равновесное динамическое

взаимодействие множества условно согласованных и взаимно поддерживающих

процессов всегда может быть дезорганизовано внутренними или внешними

факторами. Наличие же связей и возможности дополнительных путей обмена

приводит при любом изменении условий как к локальным изменениям отдельных

процессов, так и изменениям общесистемных характеристик. Поэтому необходим

второй режим, обеспечивающий приспособление социально-экономических систем,

коррекцию процессов и отношений подсистем при воздействии возмущений. Это

позволяет предотвращать резкие спады валового продукта и поддерживать

поступательное развитие с накоплением благ. Назначение второго режима -

обеспечивать устойчивость поступательного непрерывного развития социально-

экономических систем при воздействии определенных сочетаний факторов.

Со временем падает эффективность деятельности в той или иной сфере

(за счет ухудшения условий, снижения цен). В этом случае третий режим

позволяет за счет качественного преобразования элементов (замены их более

совершенными) улучшить свойства подсистем и обеспечить эффективное

приспособление к новым условиям. В процессе взаимодействий социально-

экономических систем возникают противоречия, следствием которых являются

невосполнимые затраты, потери источников развития (угодий, пашни, ресурсных

баз) социально-освоенных территорий, систем жизнеобеспечения, ресурсного и

экологического потенциала. Изменение условий существования приводит к

необходимости перехода к режимам развития четвертого или пятого типа на

основе качественного преобразования структур подсистем и их отношений. Во

время структурной перестройки прерываются процессы воспроизводства и

созидания, возникают переходные режимы со спадом характеристик валового

продукта, показателей уровня жизни населения. Спад показателей в каждой

сфере деятельности зависит от характера и преобразований, которым они

подвергаются. Если перестройка охватывает все сферы, то возникают

дополнительные системные убытки, обусловленные дефицитом ресурсов, потерей

рынков сбыта, неупорядоченностью связей и дезинтеграцией подсистем.

Экономический рост - рост валового национального продукта или

увеличение подушевого дохода. Накопление капитала выражается в темпах и

пропорциях экономического роста. Однако в мировом хозяйстве экономический

рост характеризуется как результат взаимодействия многих факторов -

экономических, социальных, политических. В разные периоды в различных

подсистемах мирового хозяйства импульсом для ускорения экономического роста

могут служить сырьевые ресурсы или международная торговля. Позднее для

экономического развития будут необходимы новые технологии и новации в

производстве. Элементы экономического роста взаимосвязаны. Успех в одном из

них может способствовать развитию других. Однако без сбережений

накопленного капитала в рамках всего мирового хозяйства экономический рост

невозможен.

Экономическое развитие принято определять как процесс, в ходе

которого в течение длительного периода времени отмечается рост реального

подушевого дохода населения страны при одновременном соблюдении двух

условий:

- сокращения либо сохранения неизменным числа живущих за чертой

бедности;

- сохранения или уменьшения степени неравенства в распределении

доходов.

Подобный подход к проблеме развития означает сосредоточение

внимания в процессе экономического роста на борьбе с нищетой, неравенством

и безработицей.

Трансформация - преобразование социально - экономических систем

стран в процессе перехода от индустриального к постиндустриальному

обществу. Большинство проблем, возникающих в ходе трансформации

хозяйственной системы, обусловлено не чисто экономическими причинами, а

сложным взаимодействием политических и экономических факторов, вызванных к

жизни изменением институционального поля, структуры прав собственности,

правил и механизмов принятия решений в сфере государственной политики.

Считается, что если стабилизация экономики может быть в принципе

осуществлена за 1 - 2 года, то собственно переходный период, под которым

подразумеваются фундаментальные системные преобразования, носят

долгосрочный характер. Создание новой институциональной среды,

соответствующей законодательной базы, новых форм собственности, а также

структурная перестройка производства с учетом вхождения в мировой рынок

требуют времени, политической воли, новаторских подходов[14].

2. Сущность и этапы трансформации

Общественные науки, нуждающиеся в новых понятиях для характеристики

социальных процессов, используют термин “трансформация” с 50-60-х годов XX

столетия для описания радикальных структурных перемен, перехода общества к

качественно новому состоянию организации[1].

В середине XX в. произошел перелом в основных процессах развития

человечества. Завершилась эпоха гигантских мировых войн и тяжелейших

кризисов, кровопролитных революций и гражданских войн, фашистских диктатур

и массовых репрессий. Новые экономические, социальные и политические

условия потребовали принципиально новых подходов и теорий. Одно за другим

гибнут учения, отражавшие (подобно сталинскому марксизму) закономерности

прошлого. Одновременно вторая половина XX в. породила множество концепций,

отражавших трансформации экономических и социальных структур.

Центром тяготения этих концепций стала идея научно-технической

революции, принятая экономистами обеих сталкивавшихся систем. Ее развитие

отделило друг от друга три относительно устойчивые функциональные

структуры: 1) индустриальное общество начала века; 2) общество массового

потребления 60-х гг.; 3) информационное общество конца XX века.

Индустриальное общество начала века развивалось на базе «индустрии

дымных труб» (крупное машинное производство) в ходе острейшего социального

конфликта между наемными работниками и капиталом. На этой ступени развития

экономики и общества богатство наций выступает как «огромное скопление

товаров», а сама эта ступень (как и предшествующая ей ступень

индустриализации) характеризовалась острейшей конфронтацией классов.

Общество массового потребления 50—60-х гг., вышедшее из гигантских

военных и гражданских потрясений начала века и сформировавшееся из

принципиально новых, нуклеарных семей (как социальных и потребительских

ячеек), выработало новое представление о богатстве наций как потоке

устойчивого потребительского спроса, обеспечивающего динамичные рынки

сбыта. Были найдены компромиссные демократические формы решения острых

социальных и политических проблем. Это общество быстро прогрессировало и

экономически (благодаря поточно-конвейерному массовому производству ранее

неизвестных качественных товаров и услуг, доступных для населения), и

социально, преодолевая благодаря массовой занятости, высокой оплате труда и

системе социальной защиты прежнюю нищету своих граждан. Многие его

достижения значительно превзошли идеалы социалистов 20—40-х гг.

Новое гражданское общество 80—90-х гг., сформировавшееся в

экономически лидирующих странах из граждан с двенадцатью годами образования

в школе и двумя классами в колледже («Просвещенное общество» — К. Флекснер,

США), граждан, осваивающих основы научных Знаний и интеллектуальную

технологию производства («Общество знаний»— П. Друкер. США; «Информационное

общество» — А. Тоффлер, США). Главной формой богатства наций становится

развитый интеллектуальный и духовный мир граждан, обеспечивающий поток

инноваций и эффективность информационного производства. Закономерности

функционирования этого общества массовой индивидуальности так же сильно

отличаются от закономерностей общества массового потребления, как последнее

отличалось от индустриального.

В каких концепциях адекватно отразилась каждая из этих трех

структур. Это были позитивные результаты трех весьма тяжелых для населения

«революционных» переходных периодов — процессов их глобального становления

(индустриализация аграрной экономики начала века, эпоха гигантских войн и

революций 1900—1950 гг. и последующее становление поточно-массового

производства и потребления, потрясения 1973—1985 гг. и вторжение

интеллектуальных технологий), которые также имели своих теоретиков.

Закономерности этих остроконфликтных процессов становления новых структур и

закономерности их дальнейшего устойчивого функционирования и развития

оказались качественно различны.

Каждая из этих принципиально различных (трех относительно

устойчивых и трех предельных, смешанных) экономических структур имела свои

социально-экономические отношения, которые отражались экономическими

теориями и представлениями. Кто и когда «добротнее» проделал эту работу во

второй половине XX в., когда на смену эпохе гигантских войн и революций

пришла эпоха мирного развития НТР? Чьи идеи имели наибольшее воздействие на

общество?

Трансформации можно определить как системные, затрагивающие весь

спектр жизни государств - их политику, экономическую и социальную

структуры, духовную жизнь. Тем самым они отличаются от реформ, содержанием

которых является обновление без принципиальной ломки. Реформы

осуществляются целенаправленно, изменяя часто свои цели в ходе событий. Они

затрагивают, как правило, частичные системы общества и имеют дело главным

образом с процессами на техническом, социально-техническом уровне и в

меньшей степени на уровне общества в целом.

Элементами трансформации социально-экономических систем, необходимыми

и достаточными для становления или расширения сферы рыночных отношений,

являются:

1) либерализация хозяйства;

2) институциональные преобразования и формирование хозяйственного

порядка, соответствующего принципам социально-ориентированной рыночной

экономики;

3) преобразование реального сектора экономики (общественного

производства)[13].

Либерализация хозяйственных отношений означает снятие ограничений для

функционирования рынка и независимого от государства предпринимательства,

демонтаж системы и оргструктур директивного планирования и

централизованного распределения ресурсов, которые существовали в планово-

распределительной системе и определялись тотальным огосударствлением

экономики. Меры этого блока реформирования хозяйственной системы, как

правило, реализуются в кратчайшие сроки, зачастую в режиме «с сегодня на

завтра». Например, свобода розничной торговли может вводиться каким-либо

«декретом» в день его опубликования.

В более конкретном плане либерализация хозяйственных отношений

включает:

а) отмену директивного планирования в масштабе всей страны;

б) ликвидацию (или резкое сокращение) всякого рода государственных

монополий в хозяйственной сфере—монополии внешней торговли и проведения

валютных операций, на определенные виды активов и предпринимательской

деятельности;

в) переход к свободе ценообразования, внешнеэкономической

деятельности, формирования и использования доходов, а также переход к

конвертируемости национальной валюты;

г) задействование принципов свободы предпринимательской деятельности,

хозяйственного равноправия и состязательности субъектов рынка независимо от

формы собственности предприятий и формы управления ими;

д) расширение границ и сфер применения рыночных алгоритмов

взаимоотношений, развертывание рыночного пространства посредством развития

не только рынка товаров и обычных услуг, но и рынков труда, недвижимости,

капитала, информации, социальных услуг (культурных, здравоохранительных,

образовательных и т.п.).

Либерализация, о которой идет речь, — начальная фаза рыночных

преобразований. Она закладывает исходные основы рыночного

саморегулирования. Это — база развертывания конкуренции как особого

механизма распределения ресурсов, стимулирования процессов повышения

качества продукции и услуг, роста эффективности использования факторов

производства.

Принято считать, что понятия «либерализация» и «либерал»

тождественны понятиям «демократизация» и «демократ». Но это далеко не так;

яркий пример — либерализация экономики при пиночетовской военной диктатуре

в Чили. Либерализацией в одном случае могут воспользоваться широкие слои

населения, а в других — мизерное меньшинство, формирующее олигархическую

структуру экономики и концентрирующее в своих руках подавляющую часть

доходов от собственности и предпринимательской деятельности. В ряде стран

экономическая либерализация осуществлялась, по сути, силовым путем,

автаркически и асоциально — в режиме «шоковой терапии». В более редких

случаях — эволюционно, при активной общественной поддержке и с

непосредственной пользой для большинства населения.

Тем не менее, либерализация экономики (особенно обретение свободы

ценообразования, формирования и использования доходов, движения всех видов

ресурсов) - условие становления главного блока рыночного саморегулирования,

превращения платежеспособного спроса в основной регулятор динамики и

структуры производства.

Однако одной либерализации для становления цивилизованного рынка

недостаточно. Экономическая свобода может перерождаться в рыночную анархию,

провоцировать появление секторов «теневой» (нелегальной) экономики,

криминализацию рынка и возрождение монополизма. Противовес этим опасным

потенциям — утверждение в результате институциональных преобразований

определенного хозяйственного порядка.

Институциональные преобразования — наиболее трудная и ответственная

часть трансформации хозяйственного механизма при переходе от планово-

распределительной к рыночной системе; определенная институциональная

структура образует «несущую конструкцию» общественно-экономических

отношений. Занимая центральное место в ходе экономического реформирования,

преобразования, о которых идет речь, обеспечивают, с одной стороны, защиту

рыночной либерализации и конкуренции (от тенденций к монополизации,

чрезмерного интервенционизма государства применительно к экономической

жизни, перехода части хозяйств в «тень», от умышленных банкротств и прочих

полузаконных и незаконных махинаций), а с другой, — открытость,

прозрачность предпринимательских действий субъектов рынка для общества.

Таким образом, институциональное строительство позволяет

предотвратить превращение либерализации в анархию и социальную

безответственность (эта опасность существует при резком отказе от командно-

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.