реферат, рефераты скачать
 

Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии


Во-первых, правительство продолжало тактику поддержки «больных»

предприятий, особенно когда это касалось крупных государственных

объединений (ГАНЦ—МАВАГ, Татабаньские шахты и т. д.).

Во-вторых, в экономике по-прежнему господствовал монополизм, в

условиях которого кредиторы нередко становились заложниками своих

должников, боясь лишиться заказов, и были склонны мириться с

несвоевременностью платежей. Да и банки, выполнявшие «указания»

правительства и делавшие в течение ряда лет ставку на кредитование крупных

промышленных гигантов, переживающих кризис, попали в своего рода ловушку.

Один из банковских менеджеров Венгрии так охарактеризовал создавшееся

положение: «Если мы возбудим иск против наших трёх крупнейших должников, то

четвёртым банкротом станем сами».

Возникла круговая порука, для преодоления которой был необходим

коренной перелом и в правительственной политике, и в ходе всей

хозяйственной реформы. Коренной перелом наметился уже в 1989 г. благодаря

переходу к жёсткой монетарной политике, а также к реализации 4-летней

программы трёхкратного сокращения госбюджетных дотаций на текущее

производство и чётких требований Международного валютного фонда по

сокращению дефицита госбюджета.

В конце 1989 г. правительство заявило о намерении закрыть 41

хронически нерентабельное предприятие и ликвидировать 50-100 тысяч рабочих

мест. Кроме того, целый ряд малоэффективных предприятий был предложен на

откуп западным фирмам.

Осенью 1989 г. тогдашний министр торговли Т. Бек провёл турне по

западным странам с пакетом предложений о продаже 50 государственных

предприятий. Это было начало новой политики, которую с некоторыми

коррективами в настоящее время продолжает правительство И. Анталла.

Как подчёркивается в правительственной программе, новый кабинет

министров Венгрии планирует «разработку нового закона о банкротстве, а до

его принятия готов повести наступление против безнадёжных должников в

экономике».

Бюджет на 1990 г. предусматривал сокращение

. на 20% госбюджетных дотаций,

. снижение расходов на государственные кредиты,

. акции помощи ряду восточноевропейских и развивающихся стран,

. затрат на оборону,

. выплат партиям,

. общественным организациям[18].

Изменение политики занятости (безработица)

В связи с активизацией процесса ликвидации нерентабельных

предприятий, прогнозами массовых увольнений и возникновения безработицы

перед парламентом, экспертными группами правительства встали вопросы о

реформе политики занятости и создании действенного механизма социальной

защиты работников. Иными словами, речь идёт о формировании принципиально

новых, адекватных рыночной экономике инструментов управления занятостью и

противодействия безработице.

Отметим, что Венгрия в отличие от других восточноевропейских стран

уже в начале 80-х годов предприняла меры по изменению политики занятости.

Они были направлены на освобождение предприятий от «социальной

ответственности» в области занятости и создание государственных

инструментов, способных регулировать повторное трудоустройство,

переподготовку и материальное обеспечение уволенных работников.

Был изменён статус территориальных органов трудоустройства, которые

превратились из органа административного контроля за мобильностью рабочей

силы в равноправного партнёра человека, потерявшего работу. В госбюджете

стал выделяться специализированный фонд профессиональной переподготовки

работников, который позднее, в 1988 г., стал частью уже более многоцелевого

единого фонда занятости.

Важно и то, что кооперативный и частный секторы стали играть

существенную роль в поддержании полной занятости в стране. За счёт

поощрения мелких форм предпринимательства этот сектор в Венгрии с 1982 по

1989 г. обеспечил создание 170 тыс. новых рабочих мест без какой-либо

государственной помощи.

К концу 80-х годов были сформированы и другие механизмы, страхующие

право на труд. Так, из фонда занятости стало проводиться льготное

кредитование предприятий в трудоизбыточных районах для создания новых

рабочих мест.

Нетрудоустроенные работники получили право на беспроцентный кредит

в целях перехода к индивидуальному или коллективному предпринимательству.

При местных органах власти были созданы фонды общественных работ,

призванные гарантировать временную занятость уволенным работникам.

Эти меры были поддержаны и коррективами, внесёнными в пенсионное

законодательство и подразумевающими установление возрастных льгот на пенсию

увольняемых работников в трудоизбыточных районах страны. Произошёл отказ от

идеологического «запрета» признания безработицы, который существовал многие

десятилетия. Такой отказ отнюдь не означает признания безработицы как

некого обязательного атрибута и необходимого спутника рыночной экономики.

Безработица рассматривается в Венгрии всеми политическими силами

как одно из главных проявлений социального неблагополучия, и принимаются

активные меры по её предупреждению.

Однако, чтобы с ней бороться, не следует «прятать» её за воротами

предприятия в форме избыточной занятости, как это было раньше, а

своевременно прогнозировать и способствовать её ограничению за счёт

эффективных методов переподготовки работников, стимулирования деловой

активности и расширения перспективных, конкурентоспособных производств.

Вместе с тем люди, остающиеся без работы, должны чувствовать

поддержку общества. Именно поэтому в 1989 г. была создана система пособий

по безработице, которая гарантирует человеку вне зависимости от причины

увольнения материальное обеспечение в размере 50-70% его заработка в

течение одного года. Иными словами, на период, когда он при помощи бюро по

трудоустройству может искать новое рабочее место.

Пособия по безработице в новой концепции политики занятости играют

роль необходимого, но лишь страхующего инструмента, так как «принцип

состоит в первую очередь в перераспределении людей, теряющих работу, на

новые рабочие места».

До конца 80-х годов в Венгрии не наблюдалось каких-либо серьёзных

проблем с трудоустройством в общенациональном масштабе. Однако в связи с

переходом к рыночной экономике, осуществлением программы структурной

перестройки и ликвидацией нерентабельных производств безработица и

возможность её увеличения становится одной из ключевых социально-

экономических проблем.

Если в конце 1989 г. в стране было зарегистрировано около 30 тыс.

людей, ищущих работу, т.е. около 0,5% от численности экономически активного

населения, то уже к середине 90-х годов их численность достигла 250 — 300

тыс.

Проведение активной политики в области занятости предусмотрено в

программных документах многих политических партий Венгрии, в том числе и

пришедшего к власти Венгерского демократического форума. В своей

предвыборной программе ВДФ подчёркивал, что «в интересах будущего не

отказывается от непопулярных мер и полностью поддерживает модернизацию

экономики», однако считает, что бремя таких изменений «не может быть без

подготовки возложено на плечи трудящихся, не несущих ответственности за

сложившееся положение».

Исходя из этого, ВДФ поддерживает идеи выделения крупных

государственных и коммерческих средств на проведение широкомасштабных

программ переподготовки, на создание новых рабочих мест и готов приложить

максимальные усилия для сохранения высокого уровня социальной защищенности

работников.

Между тем средства Фонда занятости весьма ограничены, а

возрастающая безработица требует увеличения объёма пособий безработным

только в 1990 г. до 3 — 4 млрд. форинтов. Это, однако, не предусмотрено

бюджетом, сокращение расходной части которого является одной из важнейших

текущих задач правительства.

Правительство рассчитывало на помощь Запада, но, как выяснилось,

больших кредитов на выплату пособий по безработице ожидать не приходится.

Пока США предоставили субсидию в 1 млн. долл. на создание банка

информационных данных и развитие посреднической системы трудоустройства.

В заключение отметим, что кризисные явления в экономике Венгрии

(стагнация производства, рост задолженности, инфляции, угроза увеличения

безработицы) усугублялись в течение последних десятилетий и прежнему

руководству не удалось их преодолеть старыми методами. Теперь поиск идёт в

условиях:

- формирования новой социально-экономической системы, базирующейся на

рыночных отношениях,

- свободы частного предпринимательства,

- стимулирования вложений иностранного капитала.

Это путь длительный, болезненный, сопряжённый с возникновением

новых конфликтов, что подтверждается и противоречивостью программы нового

правительства Венгрии. Вместе с тем направления и методы перехода к рынку,

трудности, возникающие при этом, целесообразно внимательно

проанализировать, поскольку в той или иной форме указанные проблемы

придётся решать и другим восточноевропейским странам.

3. Итоги трансформации

Истекшее с начала 90-х годов время характеризовалось в Венгрии

системной трансформацией, охватывающей политические, экономические и

внешние отношения.

В политической области сформировалась парламентская республика с

ведущей ролью премьер-министра, которым становится лидер победившей на

выборах партии, и относительно номинальной ролью президента. В стране

отработан и оправдал себя политический механизм смены власти и даже смены

системы парламентским путем.

Несмотря на различие политической ориентации сменявших друг друга

правительств, в их деятельности наблюдалась определенная преемственность в

основных направлениях трансформации - создании правового государства,

переходе к рыночной экономике, основанной на частной собственности,

переориентации внешнеполитических и внешнеэкономических связей на Запад,

под лозунгом "назад в Европу". По всем этим направлениям за минувшие годы

был достигнут значительный прогресс.

Политическая стабильность, предсказуемость политики, длительный опыт

предшествовавших трансформации экономических реформ сделали Венгрию с

самого начала наиболее привлекательной страной для Запада, который охотно

вкладывал свои капиталы в эту страну. На протяжении многих лет объем

иностранных капиталовложений в венгерскую экономику превышал объем вложений

в экономику других стран региона, вместе взятых. Только в последние годы

Венгрию стали обгонять в этом отношении Чехия и Польша. Однако по

иностранным инвестициям на душу населения (около 2300 долл.) Венгрия по-

прежнему лидирует.

В экономической области за эти годы в Венгрии достигнуты большие

успехи в создании рыночной экономики. Благодаря длительному периоду

предтрансформационных реформ Венгрия смогла быстрее, чем другие страны

региона осуществлять системные преобразования.

Так, в 1990 г. был принят закон об установлении цен, который

ограничил до необходимого минимума сферу государственного воздействия на

цены. В 1991 г. был принят еще ряд важнейших рыночных законов: о

недобросовестном поведении на рынке, направленный против монополизма

продавца-производителя (закон о конкуренции), об эмиссионном банке, о

финансовых институтах, о банкротстве. В эти же годы были приняты законы о

приватизации: в 1990 г. Закон о Государственном имущественном агентстве

(ГИА) и управлении относящегося к нему имущества, Закон о малой,

"предварительной приватизации"; в 1992 г. - ряд дополнительных законов о

приватизации, укрепивших ее централизованный характер, и закон о

принудительном акционировании. (Единый закон о приватизации, разработка и

принятие которого планировались на 1991 г., был принят только в 1995 г.)

Итак, в эти годы было создано правовое поле и институциональная

система, в рамках и на основе которых происходило становление рыночного

хозяйства. Это был очень важный этап, определивший правила игры в ходе

рассматриваемого процесса. Многие венгерские экономисты в начале 90-х годов

подчеркивали, что, несмотря на большую продвинутость Венгрии к рынку по

сравнению с другими странами региона, она находится лишь в начале пути, что

переход к рыночному хозяйству не может быть осуществлен путем "большого

скачка", что это процесс, для которого должны быть подготовлены

экономические и институциональные предпосылки. В тот момент такой вывод

настойчиво подчеркивался и представителями западного мира, напуганными

разрушительными последствиями чрезмерно радикальных мер в ряде стран

Восточной Европы и России, грозящими, как им тогда казалось, социальными

катаклизмами. Так, Ж. Аттали, тогдашний президент ЕБРР, в марте 1992 г.

заявил: "Надо заставить понять восточноевропейские страны, что реформы не

могут быть осуществлены с одного дня на другой. Сначала надо создать

необходимую институциональную систему, что и делалось в Венгрии с 1968г."В

те же годы была проведена либерализация импорта (к 1990 г. около 90%), цен

(было либерализовано 92%), заработной платы (в 1992 г. было отменено

государственное регулирование заработной платы). Характерно, что

либерализация цен не вызвала в Венгрии столь разрушительной инфляции, как в

других странах региона. Пик инфляции был достигнут в 1991 г., когда темпы

роста розничных цен составляли 35%, затем они последовательно снижались, за

исключением всплеска в 1995 г., и составили в 1998 г. 14,3%, в 1999 г. -

10, в 2000 г. - 9,8, в 2001 г. - 9,2%.

К 2000 г., по существу, была завершена приватизация. Она началась

еще до смены системы, а пик процесса пришелся на 1995-1997 гг. Ее

отличительной чертой была преимущественная платность. В середине 1994 г.

степень приватизации составила около 50%, при этом доля национальной

частной собственности достигла 25-30%, иностранной 15-20%. В этом же году

процесс замедлился, поскольку на руках у государства оставались в основном

предприятия ключевых отраслей венгерской экономики, приватизация которых

была непосильной для отечественных предпринимателей (энергетика,

металлургия, тяжелая химия, монополии в области транспорта), и крупные

банки. Дальнейшее проведение приватизации требовало серьезных политических

решений. Они были приняты пришедшим к власти летом 1994 г. социал-

либеральным правительством во главе с социалистами. Был взят курс на

ускоренную приватизацию при активном участии иностранного капитала, но с

сохранением льгот для отечественного менеджмента и работников[10].

Участие иностранных инвесторов, как правило, транснациональных

компаний, обеспечивало вложение дополнительных средств в приватизируемые

предприятия и банки. Законом о приватизации, принятом в мае 1995 г.,

определялись цели, условия и механизм приватизации. Начался процесс

приватизации энергетического сектора, телекоммуникационного концерна,

важнейших коммерческих банков. Доходы от приватизации были важным

источником пополнения государственной казны. Только за один рекордный в

истории приватизации 1995 г. государство получило около 4,5 млрд долл.,

которые пошли на сокращение внешнего долга. В 1997 г. в основном была

завершена массированная приватизация, доля частной собственности в

экономике превысила 75%. При этом в Венгрии, даже по европейским масштабам,

чрезвычайно велика доля иностранного капитала: она составляет более

половины в промышленности, около четверти в энергетическом комплексе и

более 60% в банковском секторе. Сократилась доля государства в

перераспределении доходов: в 1990 г. она составляла 60% ВВП, в 1995 г. -

51, в 1999 г. - 44-45% и столько же в 2000 г. Это соотношение не намного

превышает уровень Западной Европы, где оно составляет около 40%2.

После принятия Венгрией нового валютного кодекса МВФ причислил 1

января 1996 г, венгерский форинт к разряду конвертируемых валют.

В 1996-1997 гг. были приняты новые законы в сфере банковской

деятельности, рынка ценных бумаг, финансов, учитывающие

изменения в экономике и подготовку к вступлению в ЕС,

гармонизирующие ее правовые нормы с нормами европейских стран. Наряду с

рынком товаров в Венгрии образовался рынок капитала.

Если в начале 90-х годов происходил трансформационный спад в

экономике, обусловленный как переходом к рыночной экономике, так и потерей

традиционных восточных рынков в связи с развалом СЭВ и Советского Союза и

резкой переориентацией на Запад, то с конца 1995 г. начался период

стабилизации.

Спад экономики к 1994 г. закончился, а с середины 1996 г. начался

относительно устойчивый рост общественного производства: в 1997 г. темпы

роста ВВП составили уже 4,6%, в 1998 г. -4,9, в 1999 г. - 4,1, в 2000 г. -

5,2, в 2001 г. 3,8%, что в условиях ухудшения конъюнктуры в Западной Европе

было не мало. В 1996-1997 гг. начала снижаться внешняя задолженность.

Венгрия расплатилась с МВФ и перестала брать у него новые кредиты. Норма

инфляции упала в 1999 г. до уровня 10%, в 2000 г. она составила 9,8%, в

2001 г. - 9,2%.

После резкого падения жизненного уровня в 1990-1992 гг. и снижения

его в 1995 г. наметился рост реальной заработной платы, составивший 4,9% в

1997 г., 3,5% в - 1998 г., 2,5% - в 1999 г. и 1,5% - в 2000 г. (средняя

заработная плата превышает 250 долл. в месяц на одного занятого). В 2001 г.

повысились темпы роста реальных заработков несмотря на резкое снижение

темпов экономического роста - более чем в 4 раза. Это объясняется

спецификой предвыборного года. (В апреле 2002 г. в Венгрии прошли новые

выборы в парламент страны.) По официальному курсу средний заработок

составляет в Венгрии 10% от среднего уровня стран ЕС, а ВВП на душу

населения - 20%, по покупательной же способности это соотношение равно 30 и

50%. Улучшилась структура производства и экспорта, более половины объема

последнего составляет продукция машиностроения. Благодаря прямым

иностранным инвестициям в производство (в 2000 г. около 23 млрд евро)

повысилась конкурентоспособность венгерской продукции.

В результате стабилизации улучшились экономические показатели

Венгрии. В начале 2002 г. статистическое ведомство Ев-росоюза - Евростат -

опубликовало данные о странах претендентах на вступление в ЕС, согласно

которым по показателю объема ВВП на душу населения Венгрия находилась на

пятом месте среди них. Его уровень равен 51% среднего уровня стран ЕС (Кипр

- 86%, Словения - 69, Чехия - 59, Мальта - 56, замыкают ряд Болгария - 28%,

Турция - 26 и Румыния -23%).

В 90-е годы развитие страны происходило на фоне политической и

экономической ориентации на Запад, что оказывало влияние на характер

происходящих процессов. Если в начале 90-х годов продолжалось начатое еще

до смены политической системы создание институциональных основ рыночного

хозяйства, то вторая половина минувшего десятилетия характеризуется

интенсивным продвижением в этом направлении. Если в первой половине

десятилетия ощущалось шоковое влияние обвала традиционных рынков и

переориентации на более требовательные западные рынки, то во второй

половине Венгрии в большей мере, чем другим странам региона удалось

адаптироваться к новым условиям. В этот период начались практические шаги

по вхождению в европейские интеграционные структуры. Оба процесса ~ переход

к рыночной экономике и переориентация экономических связей на Запад,

включая будущее вступление в ЕС, - имеют свою социальную и экономическую

цену, но они так тесно переплетены друг с другом, что трудно отделить цену

перехода к рынку от цены переориентации связей и количественно определить

последнюю.

|1968 |12,00 |17,00 |10261,0|111,10 |0,00 |1,24 |18,40 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.