реферат, рефераты скачать
 

Трансформации социально-экономических систем в КНР и Венгрии


является и третьим этапом финансовой реформы в КНР, то несколько слов

необходимо сказать и здесь. В принципе к этому этапу китайские плановики

шли аж с 1978 года, когда вместе с формированием собственных фондов из

доли прибыли возникла необходимость определения принципов

распределения этой прибыли между предприятиями, местными и центральным

бюджетами. Многие выработанные с того времени варианты этого деления и

легли потом в основу налогового законодательства.

Но первый подэтап третьего этапа финансовой реформы снова стал

переходным. На нем изобретательными китайцами было применено сочетание

деления прибыли и налога. То есть, наоборот, сначала прибыль

подвергалась налогообложению по зафиксированному в налоговом

законодательстве твердому механизму, а оставшаяся прибыль подвергалась

снова той или иной форме ее деления между Центральным бюджетом, местным

бюджетом и предприятием. Очевидно, само китайское руководство не было

уверено в целесообразности такого положения поскольку, во-первых,

решилось распространить ее только на крупные рентабельные предприятия, а,

во-вторых, уже через год налоговая политика КНР перешла ко второму этапу —

полной отмене деления прибыли, из-за чего пришлось ввести вместо твердых

(процентных) налогов дифференцированные или с плавающими нормативами.

В качестве заключения можно добавить даже с некоторой точки зрения

курьезный факт. Упорно "сопротивлявшаяся" своей отмене в нижних уровнях

китайской экономики, система деления прибылей закончила свое существование

в высших ее эшелонах. В ушедших на "подчистку шероховатостей"

налогового законодательства 1985 и 1986 годах она активно

использовалась для систематизации принятых в разное время отдельных

законов о налогах на прибыль. В основном, правда, это делалось уже с

помощью простого деления всей суммы прибыли с целью постепенного

фиксирования плавающих и дифференцированных налоговых нормативов[4].

Реформа системы управления промышленностью.

В любом государстве, имеющем свою промышленность, существуют два

уровня управления ею: управление производством на уровне предприятий и на

уровне руководства всем национальным промышленным производством.

Изменение степени влияния второго уровня управления на первый - это и есть

реформа системы управления промышленностью. Степень этого влияния

определяется многими факторами - специализацией национальной

промышленности, формой ее участия в международном разделении труда,

господствующей идеологией (приближенность к демократической концепции

развития обуславливает вместе с более широким использованием рыночных

механизмов и большую свободу управления хозяйственной деятельности

предприятий), чисто временными условиями, в которых может находиться

государство, и которые могут временами также серьезно влиять на степень

централизованности системы управления промышленностью. Эти, а также

некоторые другие факторы могут быть равноправными в формировании системы

управления промышленностью, но какой-то или какие-то факторы могут иметь

и приоритетное значение.

В Китае система управления промышленностью, необходимость

реформации которой возникла на рубеже 70х-80х годов, в основном сложилась

в начале 50х годов и имела своим прототипом соответствующую советскую

систему.

После III Пленума ЦК КПК 11-го созыва начался большой

эксперимент в государственном масштабе по проверке жизнеспособности

и эффективности новых методов управления промышленностью. Для этого

эксперимента каждое ведомство и административно-территориальная единица

обязаны были выделить определенное число "подопытных" предприятий.

Несмотря на не слишком охотное выполнение этого решения местными властями,

к августу 1980 года число участвующих в эксперименте предприятий

возросло до более чем 6000, что составило около 16 процентов общего

количества государственных промышленных предприятий и соответственно 60

и 70 процентов в стоимости валовой продукции и промышленной прибыли.

Отношения между последними двумя показателями и первым уже позволяют,

заметить степень эффективности новых форм хозяйственного управления. Для

стимулирования реформы на этих предприятиях и для вовлечения в нее новых

промышленных единиц госсектора в одобренном в сентябре 1980 года Госсоветом

КНР докладе Государственного экономического комитета "О положении и

перспективах в области расширения хозяйственной самостоятельности

предприятий" указывалось на допустимость использования различных форм

деления прибыли между госбюджетом и различными фондами предприятий. С

1981 года эти права были значительно расширены также в сферах

внутрикадровой политики, финансовой деятельности, самообеспечения

материальными ресурсами, модернизации производственного процесса, закупки

исходного сырья и сбыта продукции. Характерно, что уже тогда созданная

весьма основательная научно-исследовательская база позволяла вести этот

грандиозный эксперимент дальше параллельно с изучением результатов

действия уже опробованных механизмов и полномасштабным внедрением в

национальную промышленность тех из них, которые доказали свою

дееспособность и эффективность. Завершилась эта практическая проверка

новых методов хозяйственного управления в промышленности к концу 1983 года

экспериментами по расширению прав на увеличение спектра выпускаемой

продукции, на либерализацию использования формируемых из доли прибыли

фондов предприятий, права на распоряжение частью валютной выручки.

Большинство этих отдельных проверок и весь эксперимент в целом

заняли период с 1979 по 1983 годы и дали положительный результат.

В результате проведения этих экспериментов и закрепления их

результатов была создана благоприятная почва для создания в промышленности

вслед за сельским хозяйством многообразной системы экономической

ответственности. Вернее, к середине 80-х годов речь шла уже о

совершенствовании этой системы, так как в октябре 1982 года 80 процентов

крупных и средних промышленных предприятий функционировали в рамках той

или иной ее формы. Широкое распространение получила система

производственной ответственности, впервые созданная на пекинском

металлургическом комбинате "Шоуду", получившая название "гарантия,

обязательство, проверка". Она содержала в своей основе принцип приоритета

договорно-контрактных отношений между предприятием и вышестоящей

организацией и между предприятиями. Пункт "проверка" предусматривал

систему жесткого контроля за выполнением договоров и соответствующую

систему административно-финансовых санкций.

Параллельно с этим возникла необходимость в смене системы

управления на средних и крупных промышленных предприятиях Госсектора,

раньше сочетавшую в себе директорскую ответственность и производственную

деятельность партийных ячеек. На каком-то этапе оправдывавшая свое

существование, эта система к середине 80-х годов себя полностью изжила,

и партийная часть руководства предприятиями была упразднена. Если честно,

то позавидовать участи китайских директоров заводов и фабрик я бы не

осмелился, особенно с учетом кампании на повышение роли собраний

рабочих и служащих, профсоюзов и собраний трудовых коллективов в деле

управления хозяйственной деятельностью своих предприятий[3].

Эксперименты по свободному использованию собственных фондов

начались в Китае с 1979 года и явились частью реформы распределения

доходов государственных промышленных предприятий. Другими ее

составляющими стали в том числе:

1) Переход 5 процентов фонда заработной платы в собственные фонды

предприятия после выполнения им Госплана по объему производства,

качеству продукции, прибыли и договорным обязательствам;

2) В разных отраслях были установлены отчисления от прибыли 5, 10 и 15

процентов. Свободное использование формируемых из этих отчислений фондов

предоставлялось предприятию в рамках развития производства,

удовлетворения социальных нужд и премиальных выплат;

3) Эксперимент, включающий в себя множество других частных опытов, по

делению прибыли:

а) Дифференцированное отчисление от прибыли в Госбюджет;

б) Деление сверхплановой прибыли;

в) Деление всей прибыли;

г) Фиксированный объем отчисления прибылей;

д) Прогрессивный объем отчислений прибыли;

е) Твердые пропорции деления прибылей и другое.

Однако можно сказать, что, несмотря на то, что все эти

эксперименты имели в тот период определенный экономический эффект, весь

эксперимент в целом стал преходящим явлением. Гораздо более действенным и

полезным во многих отношениях стали создание, совершенствование и

использование налогов на предприятия.

Первый этап налогообложения не претерпел никаких законодательных

изменений и функционировал по прежней схеме: после сдачи плановой прибыли

оставшаяся ее часть облагалась подоходным налогом. Даже простое

упорядочение этого важного механизма дало сразу несколько положительных

эффектов: во-первых, для хозяйственников значительно усложнилась

процедура припрятывания в различных собственных фондах подлежащей возврату

государству прибыли. Для рентабельных предприятий переход от

многообразных и запутанных способов деления прибыли к четкому налоговому

механизму означал примерно то же, что и для крестьян полный подворный

подряд.

Второй этап налогообложения заключался в разделении торгово-

промышленного налога на налоги на добавленную стоимость, на продукцию,

соляной и промысловый налоги. В рамках этого же этапа были видоизменены

подоходный и регулирующий налоги. Вводились новые налоги: на ресурсы, на

городское строительство, на постройки, на пользование землей и

транспортными средствами.

Создание производственных компаний дало сильный толчок

расширению кооперации между предприятиями[19].

За период с 1984 по 1990 годы Госсовет КНР принял целый комплекс

мер, общее назначение которых можно определить, как усилия по превращению

национального промышленного потенциала, состоящего из производственных

мощностей отдельных предприятий, в единый производственный механизм с

максимальной эффективностью использования хозрасчетных внутрихозяйственных

связей. Как и из сельского хозяйства, к середине 80-х годов, так и из

национальной промышленности к началу 90-х годов китайским реформаторам

удалось создать единый, цельный и отлаженный механизм с чрезвычайно

сложной, по причинам смешения рыночных и социалистических принципов

функционирования и масштаба кооперирования, структурой, что и позволяет

некоторым западным специалистам говорить о невообразимой сложности и

нелогичности основных секторов китайской экономики и с пессимизмом

отзываться о долговечности этой модели.

Реформа хозяйственной системы в китайской деревне.

Реформа хозяйственной системы в китайской деревне была объявлена

самой первой, началась и закончилась, в целом, раньше других, создала

предпосылки для начала и определения направлений реформ в других сферах

социально-экономической структуры КНР. Она же, возможно, определила и

хозяйственно-производственную радикальность, дух китайских реформ.

На практике система китайской деревни имеет два типа подряда и

большое, постоянно увеличивающееся число организационных производственных

единиц, действующих согласно государственному договору на тот или другой

тип подряда.

1) Подряд на объем производства. Он подразумевает под собой форму

хозяйствования, при котором двор-подрядчик (семья - низший "разряд"

производителя) заключает с производственной бригадой (основной

хозрасчетной единицей, выполняющей также роль посредника во

взаиморасчетах между государством и единоличным сельхоз производителем)

договор на выполнение конкретного производственного задания. Когда

подряд на объем производства осуществляется в растениеводстве, то

основная хозрасчетная единица - производственная бригада - выделяет

двору необходимые ему землю, рабочий скот, орудия труда, семенной фонд и

т.п.; в скотоводстве, соответственно - корма, пастбища, выгоны, орудия

производства, услуги по переработке продукции. Перечисленное может

служить как средством расчета после выполнения производственного задания,

соответствующего договору на объем производства, или же, наоборот,

предоставляться производственной бригадой в ходе производственного

процесса в счет будущего вознаграждения за выполнение договора.

2) Полный подворный подряд. При этой форме системы производственной

ответственности в китайской деревне двор-участник также выступает в

качестве подрядной единицы. Отличие ее от предыдущей формы состоит в

том, что здесь система оплаты результатов труда семьи-подрядчика по

трудодням, использующаяся в первом варианте системы государственных

подрядов, никаким образом, кроме статистического, не учитывает

произведенную сверх договорного объема продукцию, которая полностью

остается в распоряжении семьи[17].

В целом же, об этой системе можно сказать, что тот факт, что она

была встречена с крестьянами с еще большей заинтересованностью, можно,

объяснить еще более четкой ответственностью, еще более очевидной

выгодой, а также значительной перспективностью в свете все большей

либерализации китайского социалистического товарного производства.

Важную роль играет и тот факт, что правительство КНР

постепенно все больше переходит от практики закупок у сельских

производителей излишков произведенной ими продукции по повышенным

закупочным ценам к закупкам по рыночным ценам через свои региональные

представительства на местах. Это ставит в равные условия отдельные

регионы страны, так как издержки на производство одного и того же вида

продукции в разных местах различны.

Постепенный переход доминирующей роли в сельскохозяйственном

производстве от подряда на объем производства к полному подворному

подряду шло параллельно с расширением первоначально довольно узких

границ применения системы семейной производственной ответственности в

деревне. Начиналось все с заключения договоров на объем производства на

уровне крупных сельских производственных объединений. Уже потом практика на

местах подсказала, что для повышения эффективности производства

следует не ограничиваться мерами по повышению коллективной

заинтересованности, а доводить подряд на объем производства на уровень

отдельных дворов-производителей.

С ходом аграрной реформы с начала 80-х годов начали появляться и

продолжают создаваться до сих пор специализированные дворы, занятые

товарным производством, а также целые специализированные деревни и

небольшое число специализированных областей и уездов. Для их обслуживания

создается система специализированных рынков. Эти производственные единицы

и объединения являются плацдармом для развития рыночных отношений в

китайском сельском хозяйстве. Специализированные дворы и объединения

создавались на базе наиболее эффективных хозяйств, отчасти как с

экономической целью - проверки новых форм производственных отношений на

селе в условиях, приближенных к так называемым в экономической науке

"идеальным",- так, с другой стороны, и здесь не обошлось без привычной

практики создания "маяков" в аграрном национальном комплексе, пример

которых должен был стать и стал катализатором развертывания системы

производственной ответственности в китайской деревне. А после середины 80-

х годов дальнейший процесс их создания обуславливается, в основном,

только высокой хозяйственной эффективностью. Факторами высокой

экономической эффективности этих специализированных объединений

являлись полномасштабное использование распыленных финансовых средств,

средств производства и рабочей силы, максимально рациональная занятость

в своих рамках различного рода отдельных мастеров-умельцев, увеличение

степени разделения труда с целью повышения его производительности. Именно

значительная свобода хозяйственной деятельности, предоставленная этим

специализированным сельхоз производителям создала предпосылки для

создания широчайшего спектра форм хозяйственных объединений в китайской

деревне, о котором уже говорилось. Создавались эти объединения в рамках,

под эгидой и по инициативе специализированных производственных структур.

Именно им обязаны своим появлением, как объединения крестьян между собой,

так и объединения крестьян, коллективных хозяйств и государственных

предприятий.

Поскольку перечисление даже наиболее распространенных форм

сельскохозяйственных объединений заняло бы слишком много времени, более

рациональным будет назвать принципы, по которым они создавались:

1) Объединения по территориальному признаку и объединения межрайонного

типа.

2) Объединения на основе сложения

а) труда;

б) денежных средств;

в) материальных ресурсов;

г) смешанное сложение перечисленного в подпунктах а, б, в.

3) Объединения по стадиям производственного процесса или объединения на

до- и послепроизводственных стадиях (снабжение, переработка,

хранение, транспортировка, техническое обслуживание, кредит, информация

и т.д.)

4) Специализированные и комплексные объединения.

5) Объединения с распределением доходов членов на основе

а) трудового вклада;

б) по паевому принципу;

в) по смешанному принципу.

Вне зависимости от типа объединения, все они обязаны соблюдать

принцип добровольного участия членов, подчиняться центральному плану,

выполнять договора на объем производства с государством и местными

органами власти, сохранять (сейчас — хотя бы формально) основополагающим

принцип распределения по труду, согласовывать паевое распределение

доходов с местными руководящими хозяйственными структурами[23].

Вообще, говоря об этой аграрной реформе и о китайской

экономической реформе в целом, у меня упорно вертится в голове мысль, что

они ведутся на лезвии между капиталистическим и социалистическим способом

производства. И фактический крен реформ в капиталистическую сторону пока

что компенсируется официальным курсом на строительство социализма "с

китайской спецификой".

Реформа аренды

Наряду с подрядом широкое распространение в практике реформы

получила аренда. После состоявшегося в декабре 1978 г. III пленума ЦК КПК

одиннадцатого созыва большое число убыточных мелких предприятий сферы

обслуживания (парикмахерские, небольшие рестораны и магазины и т.д.) стали

передаваться в аренду отдельным лицам или коллективам. Эффект был налицо:

за короткое время из убыточных они стали рентабельными, не требуя для этого

никаких дотаций со стороны государства[18].

Поэтому вскоре на аренду стали переводиться и убыточные мелкие и

средние промышленные предприятия. Всего к началу 1988 г. в стране

насчитывалось свыше 15 тыс. арендных предприятий, из которых 4 200

составляли промышленные. Юридическое закрепление данная форма

хозяйствования получила в принятых Госсоветом КНР 5 июня 1988 г. "Временных

правилах по арендному хозяйствованию мелких предприятий общенародной

собственности".

Аренда в Китае определяется как форма хозяйствования, при которой

государством осуществляется срочная и возмездная, юридически оформленная

передача имущества предприятия арендатору с целью его хозяйственного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.