реферат, рефераты скачать
 

Анализ миграционных процессов в Российской Федкрации


неблагоприятную ситуацию для вынужденных переселенцев и беженцев на рынке

труда, поскольку их профессиональный состав близок к профессиональному

составу местных кадров. Область сельского хозяйства не располагает

возможностями для развития фермерства, в среде которого могла бы найти

работу часть переселенцев.

Наблюдается затягивание сроков обустройства и социальной адаптации

вынужденных переселенцев и беженцев, ухудшение и материального и

социального положения, что способно воспроизводить и поддерживать на

высоком уровне негативно – конфликтный потенциал в общественном сознании.

Свидетельством этого могут служить такие данные социологического

исследования: свое материальное положение как бедственное оценивают 27%

опрошенных переселенцев, а 66% испытывают серьезное материальное

затруднение. Наибольшие потери от переезда понесли работники

здравоохранения, финансово-экономической сферы и лица, бывшие в ближнем

зарубежье безработными. Негативно оценивают условия жизни и труда, по

сравнению с теми, которые они имели на прежнем месте жительства, 46%

опрошенных.

Несомненно, что консервация такой ситуации чревата социальным

конфликтом. Следует учитывать, что среди видов помощи, в которой наиболее

остро нуждаются мигранты, преобладают вполне «земные», а не оторванные от

реальности фантазии и прихоти.

Следует отметить довольно низкую оценку переселенцами деятельности

областных миграционных служб, упускающих из сферы своего внимания

перемещение мигрантов, учет их проблем, необходимость проведения

разъяснения законодательства об их правах и статусе, критериях отнесения к

беженцам и вынужденным переселенцам. Не случайно, называя причины

неоформления статуса, многие респонденты отвечали, что, по их мнению, это

не влечет за собой никакого улучшения в условиях жизни (40%), что это

сложная бюрократическая процедура (28%), что не знают, как это делать и

куда обращаться (19%). В немалой степени низкий авторитет областных

миграционных служб объясняется неудовлетворительным организационно –

техническим и финансовым обеспечением.

Поскольку такая картина характерна для всех без исключения принимающих

регионов, это, в свою очередь, заставляет переселенцев брать инициативу в

свои руки. В ряде регионов эффективно действуют созданные на базе

объединений вынужденных переселенцев «общественные приемные», где зачастую

и находят себе применение высококвалифицированные юристы, экономисты,

психологи и другие специалисты из числа вынужденных мигрантов. [11]

Социально—экономические трудности в обустройстве вынужденных

переселенцев, юридическая, экономическая, социальная непроработанность этих

вопросов, негативное отношение определенной части жителей принимающих

регионов к этой категории граждан увеличивают вероятность возрастания

объема возвратной миграции переселенцев в прежние места проживания.

Новую волну миграции в ближайшие годы может вызвать и уже вызывает

принятый закон «О пенсионном обеспечении», который увеличил возраст для

выхода на пенсию гражданам Казахстана (женщинам – до 60 лет и мужчинам – до

65 лет). Фактически этим актом предполагается за счет России, а также за

счет людей предпенсионного возраста, не желающих проживать в Казахстане до

65 лет, чтобы получить потом скудную пенсию, и сейчас уже в 55 – 57 лет

покидающих это государство, сократить расходы на содержание ветеранов,

которые вложили свой труд в экономику этого государства. По некоторым

расчетам демографов, в случае продолжения подобной политики, удельный вес

казахов с 44,3% в 1995 г. достигнет 60% в 2005 г., а в 2015 г. – 80%.

Исследования показывают, что во всей работе по приему, обустройству и

социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев из стран ближнего

зарубежья на территории Российской Федерации преобладает формально –

механический подход, ориентация на «усредненного переселенца». К сожалению,

совершенно не учитываются и даже не берутся в расчет наработки ученых –

антропологов о существовании «культурной дистанции» даже среди жителей

разных регионов одной страны и методах ее регулирования. Возможно,

федеральную миграционную программу, аналогичные документы на более

отдаленную перспективу следует дополнить соответствующими разделами, в

которых целесообразно сформулировать блок комплексных мероприятий по учету

фактора социальной адаптации вынужденных переселенцев и беженцев.[12]

Схематично можно обозначить следующий ряд уже апробированных в других

странах мер и последовательность их применения.

1. Развернуть обсуждение в СМИ, в первую очередь по общероссийскому

и региональному телевидению, проблем переселенцев.

2. Создать общероссийский «Фонд солидарности» для всенародной

поддержки переезда переселенцев, их обустройства и

трудоустройства. Фонд с таким названием существовал в

послевоенной ФРГ, пополнялся каждым гражданином страны в

соответствии с его доходом. Из него беженцам выдавались льготные

кредиты для строительства жилья, обеспечивалось их социальное

страхование, включая помощь в случае безработицы. Он стал

реальным фактором сплочения нации и самоутверждения обездоленных

переселенцев.

3. Создать законодательную базу и нормативную базу, четко

регулирующую права и обязанности репатриантов и вынужденных

переселенцев, внести необходимые дополнения в Конституцию

страны, утвердив принцип «национальной солидарности». Достаточно

сказать, что такой закон был принят в ФРГ в мае 1953 года и на

долгие годы определил статус беженцев, уравняв их в правах с

остальными немцами, ан основе их принадлежности к одному народу,

предусмотрев по возможности компенсацию понесенного ими ущерба.

В дальнейшем были приняты и другие законы подобной

направленности. Во Франции в связи с вынужденным возвращением

французов из бывших колоний всего за 4 месяца был разработан и

обсужден закон о репатриации, утвержденный генералом де Голлем

26 декабря 1961 года. В Конституции Французской республики

записано, что «нация провозглашает солидарность и равенство всех

французов перед лицом национальных бедствий». А в первой статье

закона о репатриации провозглашено: «Французы, находящиеся под

угрозой вследствие политических событий или вынужденные покинуть

территорию, где они проживали и которая прежде находилась под

суверенитетом, протекторатом или опекой Франции, могут

рассчитывать на помощь государства на основании национальной

солидарности… Эта помощь заключается в комплексе мер,

направленных на включение французов-репатриантов в экономическую

и социальную жизнь нации».

4. Разработать комплекс мер, побуждающих государственные и частные

банки, финансово-инвестиционные фонды, страховые компании,

благотворительные фонды и производственные предприятия оказывать

переселенцам на льготных условиях материальную и финансовую

помощь на долгий срок (на возвратной основе в течение 10-25

лет). Например, во Франции государство воздействовало на все

банки, включая частные, с целью побудить их предоставлять

репатриантам льготные (до 25 лет) ссуды.[13]

2.2 Социальные последствия миграционных процессов

Поскольку миграционные процессы в России имеют довольно широкий

размах, переселение в столь значительных масштабах в сочетании с

нерешенностью проблем жизнеобеспечения россиян достаточно негативно

сказывается на социально-экономической и политической ситуации в стране.

Как внутренние, так и внешние миграционные потоки направлены

преимущественно в южные и центральные регионы европейской части России. Это

приводит к стихийному и неконтролируемому росту населения и ухудшению

криминогенной обстановки в данных регионах.[14]

Анализ миграционных процессов в России за последнее десятилетие

показывает, что проблемы с внешней незаконной миграцией продолжают

оставаться острыми, а отдельные из них представляют и угрозу национальной

безопасности государства. Уровень ее остается высоким, а численность

мигрантов постоянно растет. По экспертным оценкам, в стране в настоящее

время находится до 1,5 млн иностранных граждан и лиц без гражданства

(апатридов).

Преступные группировки из нелегальных мигрантов создают в крупных

городах России неконтролируемый рынок товаров и услуг, уклоняются от оплаты

налогов, ведут незаконную коммерческую деятельность, занимаются торговлей

оружием и наркотиками.

За последние 10 лет число мигрантов, совершивших преступления на

территории России, возросло на 40%. Если в 1999 году удельный вес мигрантов

в общем числе лиц, совершивших преступления, составлял 6,7 %, то в 2001 –

2002 годах – уже 7,5%. При этом продолжается рост преступлений в экономике

(на 15%).[15]

В большинстве регионов России отмечен рост преступлений, которые

требовали контактов за рубежом и межгосударственного сотрудничества. Это

наркобизнес, незаконный оборот оружия, преступления во внешнеэкономической

деятельности и кредитно – финансовой сфере. Динамика преступности

нелегальных мигрантов за период 2001 – 2002 годов отражена в таблице.

|Годы |Особо тяжкие |Тяжкие |Убийства |Покушения на |

| |преступления | | |убийства |

|2001 г. |4439 |11235 |567 |45 |

|2002 г. |3812 |7608 |439 |50 |

По данным МВД России, в 2002 году по расследованным уголовным делам

было выявлено 29937 человек – иностранных граждан и лиц без гражданства,

совершивших преступления, против 28650 человек за 2001 год (больше на 4,5

%).Наибольшее число преступлений на территории России за 2002 год было

совершено иностранными гражданами стран, указанных в следующей таблице.

|Страна |Количество совершенных преступлений |

|Азербайджан |3184 |

|Армения |1099 |

|Беларусь |706 |

|Вьетнам |74 |

|Грузия |1669 |

|Казахстан |1033 |

|Китай |386 |

|Кыргызстан |257 |

|Литва |72 |

|Молдова |2122 |

|Таджикистан |1979 |

|Туркменистан |105 |

|Узбекистан |914 |

|Украина |5749 |

Из года в год все больше нарушений правил пребывания иностранных

граждан в России и их транзисторного проезда. Много острых проблем создает

интенсивный приток в Россию нелегальных иностранных рабочих. По экспертным

оценкам, они составляют сейчас до двух миллионов человек. Не занимая

официальных рабочих мест, эти люди негативно влияют на рынок труда,

вовлекаются в теневую экономику.[16]

Интенсивный отток населения в последнее десятилетие из северных,

восточных и приграничных районов страны приводит к сокращению его

численности на этих территориях, богатых сырьевыми ресурсами. В результате

оттока населения изменяется его этническая структура в ряде субъектов РФ.

Массовая миграция иностранных граждан и лиц без гражданства из

государств Закавказья, Центральной и Восточной Азии и их незаконное

пребывание в ряде районов Российской Федерации зачастую ухудшают социальную

обстановку, создают базу для формирования террористических организации и

политического экстремизма, являются угрозой безопасности Российской

Федерации.

Эмиграция на постоянное место жительства в экономически развитые

страны квалифицированных специалистов, молодежи с высоким уровнем

образования ведет к ослаблению научного, творческого, экономического

потенциала страны.[17]Основные потоки интеллектуальной миграции идут из

регионов, обладающих высоким научно-техническим потенциалом: Северо-

западного, Центрального, Западно-Сибирского экономических районов; из

городов преобладают Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск.

Ориентированы потоки интеллектуальной эмиграции в настоящее время на

такие страны, как США, Канаду, Австралию, Израиль, страны Западной Европы –

Великобританию, Германию, Швецию. Эти страны не только принимают, но и

поощряют иммиграцию высококвалифицированных кадров, в первую очередь

специалистов в области современных технологий, программистов, инженеров,

врачей, специалистов по естественным наукам. Причем по временному контракту

на работу уезжает лишь 5-7%, остальные – на постоянное место жительства.

Следовательно, «утечка умов» в основном носит безвозвратный характер, что

становится тормозом развития страны.[18] Повышенного внимания требуют

уязвимые группы трудящихся – эмигрантов, и, прежде всего женщины. Особенно

нетерпимыми являются правонарушения при трудоустройстве эмигрантов за

рубежом, связанные со случаями незаконного выезда, дискриминации, торговли

людьми.[19]

Подводя итого вышесказанному, необходимо отметить, что миграционные

потоки в России характеризуются активным ее вовлечением в международный и

межрегиональный обмен, увеличением доли семейной миграции и снижением доли

мигрантов трудоспособного возраста, низкой степенью приживаемости

мигрантов, совпадением ареалов концентрации внешних и внутренних мигрантов.

Все это приводит к негативным социальным последствиям: обострению ситуации

на рынке жилья, труда, увеличению нагрузки на социальную инфраструктуру,

повышению уровня преступности. Такая ситуация требует разработки и

реализации адекватной миграционной политики, ужесточению управления и

контроля миграционных процессов государством.

3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИГРАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ.

3.1 Цели, принципы и задачи регулирования миграционных процессов в

России

Целями регулирования миграционных процессов в России являются

обеспечение устойчивого социально-экономического и демографического

развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворение потребностей

растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рациональное размещение

населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового

потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания Российской

Федерации.

Регулирование миграционных процессов в России основывается на

следующих принципах:

. защита прав и свобод человека на основе законности и неуклонного

соблюдения норм международного права;

. защита национальных интересов и обеспечение безопасности

Российской Федерации;

. сочетание интересов личности, общества и государства;

. дифференцированный подход государства к решению проблем

различных категорий мигрантов;

. взаимодействие федеральных органов власти, исполнительных

органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного

самоуправления с общественными объединениями мигрантов.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные

задачи во внешнеполитической области:

. защита прав и свободы российских граждан;

. выработка и реализация межгосударственных механизмов оказания

целевой финансовой и иной помощи лицам, ищущим временное

убежище на территории Российской Федерации;

. развитие сотрудничества России с другими государствами в целях

предупреждения и предотвращения конфликтов, следствием которых

является массовая миграция населения;

. заключение Российской Федерацией международных договоров и

соглашений о возврате, приеме и транзите лиц, незаконно

находящихся на территории договаривающихся сторон (соглашение о

реадмиссии), о борьбе с незаконной иммиграцией, поощрении

двусторонних и региональных диалогов об урегулировании

миграционных вопросов, приграничной торговле, туризме,

культурных, спортивных и иных поездках, о гарантии социальных и

экономических прав трудящихся – иммигрантов, содействии

реализации прав соотечественников за рубежом, об обеспечении их

равного с гражданами государства положения перед законом и

уважительного отношения к их духовным и иным связям с Россией,

об обмене информацией о практике применения иммиграционного

законодательства, имеющихся проблемах, с которыми сталкиваются

государства при обеспечении защиты иммигрантов, а также

информацией о новых методах иммиграционного контроля и паспортно-

визовых технологиях.

В области науки и информации предполагается решение следующих задач:

. дальнейшее развитие фундаментальных научных исследований,

касающихся социально - экономических, юридических,

психологических основ регулирования миграционных процессов в

России и мире;

. организация проведения мониторинга и научного прогнозирования

миграционной обстановки в Российской Федерации;

. исследование и использование опыта зарубежных государств по

предотвращению и пресечению незаконной миграции, представляющей

угрозу национальной безопасности РФ;

. автоматизация и унификация технологий паспортно-визового,

налогового, таможенного, пограничного и иммиграционного

контроля;

. создание федеральной системы учета российских юридических лиц,

филиалов и представительств иностранных юридических лиц,

деятельность которых связана с организацией международного

туризма, приема иностранных граждан для обучения и лечения,

привлечением и использованием иностранных работников, а также с

трудоустройством российских граждан за рубежом;

. создание федеральной системы учета иностранных граждан, в том

числе пребывающих в Россию в целях осуществления трудовой

деятельности, а также обучающихся в образовательных учреждениях

Российской Федерации;

. создание федерального автоматизированного банка данных

дактилоскопической регистрации иммигрантов, подозреваемых в

совершении уголовных преступлений, а также совершивших

административные правонарушения;

. формирование общественного мнения, способствующего эффективной

реализации политики в области регулирования миграционных

процессов в РФ;

. содействие средствам массовой информации в объективном

информировании населения России о проблемах мигрантов;

. содействие в получении иностранными гражданами и

соотечественниками за рубежом необходимой информации об условия

х переезда, трудоустройства и проживания в России;

. совершенствование автоматизированных систем сбора и

распространения информации о социально-экономической обстановке

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.