| |||||
МЕНЮ
| Анализ миграционных процессов в Российской Федкрациив целях определения условий приема и размещения иммигрантов, о вакантных рабочих местах в субъектах Российской Федерации, а также о территориях и населенных пунктах, благоприятных или не рекомендуемых для их расселения. 3.2 Основные направления деятельности по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации Основными направлениями деятельности по регулированию миграционных процессов являются: 1. В области обеспечения контроля за иммиграционными процессами в Российской Федерации разработка и создание единой системы иммиграционного контроля на территории России . совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти, осуществляющих иммиграционный контроль на территории России, координация их взаимодействия с органами пограничного и таможенного контроля; . активизация договорного процесса с государствами – участниками Содружества Независимых Государств и заключение двусторонних и многосторонних соглашений в рамках Содружества, определяющих ответственность сторон за поощрение или непротиводействие незаконной миграции, в том числе незаконной трудовой миграции, за нарушение границ Содружества, а также согласование порядка выдачи виз в пределах Содружества Независимых Государств; . усиление ответственности органов исполнительной власти субъектов РФ за нарушение миграционного законодательства Российской Федерации; . повышение ответственности руководителей организации независимо от их организационно-правовой формы за незаконное использование иностранных работников; . предоставление соответствующим федеральным органам исполнительной власти иностранным гражданам информации о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России и о порядке приобретения гражданства российской Федерации4 . расширение договорной базы и обмен с иммиграционными органами иностранных государств информацией по проблемам, связанным с незаконной миграцией, и оп другим вопросам в области регулирования миграционных процессов; . обеспечение прав иммигрантов и контроль за соблюдением ими своих обязанностей, содействие добровольному возвращению беженцев в места их прежнего проживания; . реализация мер по выдворению незаконных иммигрантов из Российской федерации в государства гражданской принадлежности или постоянного проживания. 2. В области создания условий для интеграции вынужденных мигрантов в России установление квот распределения по субъектам РФ лиц, признанных беженцами, и лиц, получивших временное убежище на территории Российской Федерации . разработка эффективного механизма использования средств бюджетов всех уровней, направляемых на прием и обустройство вынужденных мигрантов; . создание условий для социально-бытового обустройства вынужденных мигрантов, их интеграции на рынке труда, вступления на профессиональные союзы, реализации их конституционных прав и свобод человека и гражданина; . развитие взаимопонимания между местным населением и переселенцами, обеспечение гармоничного сочетания прав и интересов граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории России, создание социально-экономических условий для выполнения международных обязательств Российской Федерации по приему лиц, ищущих временное убежище на территории российс4кой федерации, разработка и реализация специальных программ по их культурной и языковой адаптации; . создание региональных и межрегиональных систем обмена информацией о возможностях обустройства вынужденных мигрантов; . государственная поддержка в приоритетном порядке социально незащищенных категорий вынужденных мигрантов, а также лиц, прибывших в Россию в условиях чрезвычайных обстоятельств, обеспечение сбалансированности национального рынка труда с учетом принципа преимущественного трудоустройства граждан РФ; . создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов, разработка механизма управления расселением иммигрантов по территории страны, исходя из интересов социально- экономического развития регионов, с учетом потребности региональных рынков труда и демографической ситуации; . привлечение иммигрантов на временной и постоянной основе в соответствии с обоснованной потребностью субъектов РФ; . разработка мер по содействию адаптации иммигрантов и интеграции их в российское общество; . сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления с переселенческими и общественными объединениями. 3. В области вхождения Российской федерации в международный рынок труда и регулирования экономической миграции обеспечение взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации при решении проблем трудовой миграции путем усиления контроля за привлечением и использованием иностранных работников в целях защиты российского рынка труда, а также обеспечения права российских граждан на занятие в приоритетном порядке вакантных рабочих мест в Российской Федерации . соблюдение работодателями условий, предусмотренных в разрешениях на привлечение и использование иностранных работников, а также в трудовых договорах (контрактах); . противодействие нелегальной трудовой иммиграции и контроль за уровнем оплаты труда иностранных работников; . проведение комплексных проверок законности пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, их трудовой деятельности, соблюдения ими налогового законодательства; . совершенствование нормативной правовой базы в области трудовой эмиграции российских граждан; . создание и обеспечение условий для упорядочения трудоустройства российских граждан за границей, обеспечения их социальной и правовой защиты; . стимулирование возвращения в Россию эмигрантов, выехавших за границу на постоянное место жительства или по трудовым контрактам, в первую очередь квалифицированных специалистов; . создание в Российской Федерации системы поддержки в приоритетном порядке квалифицированных специалистов, деятелей науки, культуры, искусства и спорта. 4. В области создания условий для добровольного возвращения в места прежнего проживания российских граждан, вынужденно покинувших места своего постоянного проживания в Российской Федерации и временно находящихся на других территориях страны . участие государства в процессе их возвращения, в том числе путем разработки и реализации соответствующих программ; . обеспечение в районах их прежнего проживания необходимых социально-экономических условий жизнедеятельности путем восстановления и развития экономики и социальной сферы; . обеспечение их безопасности при возвращении в места прежнего проживания; . предоставление полной и объективной информации о ситуациях в местах их прежнего проживания. 5. В области поддержки и развития взаимоотношений с соотечественниками за рубежом содействие контактам и регулярным встречам на основе семейных связей . развитие приграничного сотрудничества, в том числе осуществление совместных экономических и культурных проектов, обеспечение соотечественникам приоритета при осуществлении ими на территории Российской Федерации трудовой деятельности, учебы, а также при реализации инвестиционных проектов; . содействие улучшению социально-экономического положения соотечественников путем заключения Российской Федерацией с государствами их проживания соответствующих международных договоров. 6. В области оптимизации внутренних миграционных процессов и содействия эффективному использованию трудовых ресурсов решение проблем занятости населения и достижение баланса между использованием внутренних трудовых ресурсов и привлечением иностранных работников . обеспечение пропорционального развития рынка жилья и рынка труда для стимулирования миграции рабочей силы; . разработка механизмов стимулирования территориального перераспределения экономически активного населения для обеспечения сбалансированности региональных рынков труда; . определение перспективных либо не рекомендуемых для расселения мигрантов территорий и населенных пунктов; . разработка мер по созданию новых и сохранению имеющихся рабочих мест, а также основных условий жизнеобеспечения населения в районах с высоким оттоком населения и критическим состоянием рынка труда; . государственная поддержка переселенцев из неперспективных населенных пунктов; . развитие межбюджетных отношений, формирование федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на основе учета состояния рынка труда в отдельных регионах страны; . использование ротационной системы формирования трудовых ресурсов, применение вахтового метода в регионах с тяжелыми природно-климатическими условиями; . оптимизация внутренней миграции на основе прогнозов социально- экономического развития России и Генеральной схемы расселения на территории РФ. 7. В области создания условий для сохранения и дальнейшего формирования населения в северных, восточных и приграничных регионах Российской Федерации . восстановление экономической активности организаций, расположенных на территории Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, за счет привлечения рабочей силы из других районов страны; . стимулирование миграции населения РФ, а также граждан государств – Участников Содружества Независимых Государств и государств Балтии в северные и восточные регионы России; . проведение активной экономической и градостроительной политики в указанных регионах, включая разработку и реализацию инвестиционных программ, развитие социальной, транспортной и рыночной инфраструктуры. 8. В области содействия добровольному переселению соотечественников из государств – участников Содружества Независимых государств и государств Балтии . содействие в получении необходимой информации об условиях переезда, возможности приема, обустройства и проживания в Российской Федерации; . реализация международных договоров РФ по вопросам регулирования процесса добровольного переселения и защиты прав переселенцев, а также заключение аналогичных договоров с теми государствами – участниками СНГ и государствами Балтии, с которыми таких соглашений не имеется; . разработка и осуществление комплекса мер по содействию добровольному переселению в Россию соотечественников из государств – участников СНГ и государств Балтии, а также лиц, имеющих право на получение в упрощенном или ином льготном порядке гражданства Российской Федерации; . создание условий для получения молодежью, проживающей в государствах – участниках СНГ и государствах Балтии, образования в России.[20] 3. Механизм реализации современной миграционной политики на территории Российской Федерации Особенности развития миграционной ситуации в Российской Федерации в последнее десятилетие обусловлены политическими и социально-экономическими переменами. Правительство России в этих условиях формирует активную миграционную политику, для осуществления которой в стране была принята «Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации».[21] Инициатором ее разработки выступила Федеральная миграционная служба МВД РФ.[22] В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 февраля 2002 года[23] функции федерального органа исполнительной власти по миграционной службе переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. В его структуре создано новое подразделение – Федеральная миграционная служба МВД России. Одними из главных ее задач являются регулирование миграционных процессов в Российской Федерации и борьба с незаконной миграцией. Основная работа по выявлению незаконных мигрантов и применению к ним норм об административной ответственности возложена подразделения по делам миграции министерств внутренних дел, главных управлений, управлений внутренних дел субъектов Российской Федерации. Структура управления миграционными потоками на федеральном и региональном уровнях (на примере Ставропольского края) показана в Приложении 2. Федеральные государственные служащие ФМС МВД России и подразделений по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях[24], предусматривающих ответственность за следующие правонарушения: . предпринимательская детальность без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); . невыполнение законных требований прокурора, следователя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; . заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод; . нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации. В этом ряду также нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина, или лицом без гражданства, либо гражданином Российской Федерации правил пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации; . нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; . нарушение иммиграционных правил; . нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания; . незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей; . неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); . невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор; . непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; . непредставление сведений (информации); . осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). В своей деятельности по выявлению нарушений иностранными гражданами или лицами без гражданства режима пребывания в Российской Федерации и правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы сотрудники Управления по делам миграции тесно сотрудничают с другими службами и подразделениями УВД.[25] Координационным органом, обеспечивающим согласованные действия органов исполнительной власти РФ и ее субъектов по реализации единой государственной миграционной политики, является Правительственная комиссия по миграционной политике. При разработке и реализации государственной и региональной миграционной политики органы исполнительной власти Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов сотрудничают с международными организациями, в первую очередь с УВКБ ООН, МОМ, ОБСЕ/БДИЧ. В разработке и реализации государственной миграционной политики наряду с ФМС России призваны участвовать следующие федеральные органы исполнительной власти: Минрегион России, Миннац России, Минсотрудничество России, Минюст России, МВД России, Минэкономики России, Минфин России, МИД России, Минтруда России, Минздрав России, Минобразования России, Минкультуры России и другие заинтересованные органы власти. [26] Для проведения регулярных проверок мест предполагаемого скопления нелегальных мигрантов, таких, как вокзалы, рынки, стройки, формируются группы из сотрудников управления по делам миграции, управления по борьбе с экономическими преступлениями, паспортно-визового управления, патрульно- постовой службы, участковыми инспекторами. Для реализации государственной миграционной политики Правительство Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета ежегодно предусматривает средства на финансирование соответствующих мероприятий. В настоящее время в ходе работы Межведомственной рабочей группы по совершенствованию миграционного законодательства Российской Федерации разработан проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»[27] Миграционная политика учитывает основные положения Комплексного плана мероприятий по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации в 1998-2000 годах и Федеральной миграционной программы, утвержденной Указом Президента Российской федерации от 9 августа 1994 г. № 1668 «О Федеральной миграционной программе».[28] Государственная миграционная политика Российской Федерации основывается нормах международного права и международных договорах, положениях Конституции РФ и выражается в федеральных законах и нормативных правовых актах, договорах и соглашениях между федеральными органами власти и органами власти субъектов РФ и в их деятельности. Она также учитывает опыт миграционной политики ряда зарубежных государств.[29] Российская Федерация за последние десять лет стала участником большинства международных договоров в той или иной степени затрагивающих сферу миграции и право на свободу передвижения. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ[30] общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В нее входит международный Билль о правах человека, который включает Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о защите гражданских и политических прав и Факультативные протоколы к нему. Эти документы |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|