реферат, рефераты скачать
 

Анализ миграционных процессов в Российской Федкрации


образуют основу для признания и соблюдения прав человека в контексте

международного права, включающего в себя принцип гуманного обращения с

беженцами, вынужденными переселенцами и лицами, ищущими убежище. Также

следует отметить документы, к которым Россия присоединилась, вступая в

Совет Европы. Например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод

и протокол №4 (март 1998г.).

Российская Федерация официально объявила о своем присоединении к

Конвенции о статусе беженцев и Протоколу, касающемуся статуса беженцев 13

ноября 1992 г. При этом Россия взяла на себя абсолютно все обязательства по

Конвенции и протоколу без каких-либо оговорок.

В целях создания единого для государств СНГ правового поля Главами

государств Содружества в 1993 г. было подписано Соглашение о помощи

беженцам и вынужденным переселенцам уделяется незаслуженно мало внимания.

Даже поверхностный анализ текста показывает, что правовой потенциал этого

документа до конца не востребован.

Соглашение устанавливает такие ключевые моменты, как:

. признание существования проблемы вынужденной миграции на

территории бывшего СССР;

. признание сторонами права на убежище в другом государстве;

. основу для единообразного определения статусов беженцев ми

вынужденных переселенцев;

. признание сторонами принципа невысылки, необходимости

взаимодействия и содействия государств в организации

добровольной и индивидуальной репатриации беженцев и вынужденных

переселенцев, в том числе с целью воссоединения семей;

. обязательства сторон оказывать всестороннее содействие беженцам

и вынужденным переселенцам.

Соглашение стало основой для единообразного определения статуса

беженца и вынужденного переселенца на территории государств – участников

СНГ. Субъект правового регулирования – граждане бывшего СССР.

Документ предусматривает возможность совместного участия государств

СНГ в прекращении вооруженных и межнациональных конфликтов во время

эвакуации мирного населения. В то же время соглашение носит экономический

характер и определяет обязательства государства по отношению к беженцам и

вынужденным переселенцам, связанные с компенсацией за оставленные жилье и

имущество, взаиморасчетами и погашением расходов на их содержание.

Таким образом, принципы, заложенные в конвенции и Протоколе,

касающиеся статуса беженцев, получили дополнительное развитие на

региональном уровне. Важность этого документа обусловлена еще и тем, что не

все государства, подписавшие это Соглашение, стали участниками конвенции и

протокола. В определение термина «беженец» включен расширительный мотив,

перекликающийся с определениями, данными в конвенции Организации

африканского Единства и Картахенской декларации, а именно – веление в число

оснований для предоставления соответствующего статуса наличие вооруженных и

межнациональных конфликтов в государстве исхода.

Наряду с этим Россия является участником:

. Соглашения 1994 г. о сотрудничестве в области трудовой миграции

и социальной защите трудящихся – мигрантов. Соглашение между

Правительством РФ и правительствами ряда государств СНГ и стран

дальнего зарубежья по трудовой миграции;

. Соглашения 1998 г. о сотрудничестве государств СНГ в борьбе с

незаконной миграцией.

До выхода из соглашения (Бишкек, 1992 г.) о безвизовом передвижении

граждан государств СНГ по территории его участников Россия заключила со

всеми странами СНГ многосторонние и двусторонние соглашения о взаимных

безвизовых поездках граждан. Введены ограничения на передвижение только с

Туркменистаном и Грузией.

Межпарламентской ассамблеей государств – участников СНГ 15 июня 1998

г. принят модельный законодательный акт «Об общих принципах регулирования

вопросов, связанных с беженцами – гражданами бывшего СССР на территориях

государств Содружества».

В настоящее время в российской федерации одновременно существуют три

определения термина «беженец» (Конвенция ООН (1951 г.) и Протокол (1967

г.), касающиеся статуса беженцев, Соглашение СНГ о помощи беженцам и

вынужденным переселенцам и Федеральный закон «О беженцах») и два

определения «вынужденный переселенец» (Соглашение СНГ о помощи беженцам и

вынужденным переселенцам и Закон Российской федерации «О вынужденных

переселенцах»). Все эти определения схожие, но не тождественные. Каждое их

них подлежит применению, поскольку в России международные нормы могут

применяться вместе с нормами права Российской Федерации или вместо

последнего без какой-либо трансформации, преобразования их в нормы

внутреннего государственного права.

Термины «беженец» и «вынужденный переселенец» упоминаются в текстах

210 законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.

Однако базовыми законодательными актами в области вынужденной миграции

служат Федеральный закон «О беженцах»[31] и закон Российской Федерации «О

вынужденных переселенцах».[32]

Федеральный закон «О беженцах» предполагает реализацию международных

обязательств Росси после ее присоединения к Конвенции и Протоколу,

касающимся статуса беженцев. Закон Российской Федерации «О вынужденных

переселенцах» направлен на установления особого правового режима и оказания

государственной поддержки гражданам Российской Федерации в общественно-

политической ситуации, возникшей после образования новых государств на

территории бывшего СССР.

Оба закона построены на принципах, заложенных в Конвенции ООН (1951

г.) и Протоколе (1967 г.), касающихся статуса беженцев. Однако Федеральный

закон «О беженцах» не в полной мере соответствует международным

обязательствам Российской Федерации. По условиям Конвенции и Протокола,

касающихся статуса беженцев, при присоединении любое государство может

сделать оговорки, за исключением ст. 1, 3 и 4, п. 1 ст. 16 и ст. 33, а

также заявления о территориальном применении в соответствии со ст. ст.

1В(1) и 40. В этих статьях определен перечень обстоятельств, по которым

лицо, признается беженцем, и случаи, при которых положения Конвенции не

распространяются. Перечни являются исчерпывающими и не могут быть

дополнены. Также определяются минимальные нормы обязательств государства,

предоставившего убежище, перед беженцем: недопустимость дискредитации,

свобода вероисповедания, право на обращение в суд, принцип невысылки.

В Федеральном законе «О беженцах» имеет место отход от императивных

норм Конвенции и Протокола, касающихся статуса беженцев. Например, не

включена норма, содержащаяся в части второй раздела D ст. 1 конвенции об

автоматическом признании указанных в этом пункте лиц беженцами. Речь идет о

случае, когда учреждения ООН вынуждены прекращать свою помощь отдельным

категориям лиц.

Подпункт 1 п. 1 ст. 9 Закона частично не соответствует разделу С ст. 1

Конвенции. Получение беженцем разрешения на постоянное проживание на

территории Российской Федерации не может служить основанием для утраты

статуса беженца, так как раздел С ст. 1 Конвенции содержит исчерпывающий

перечень оснований прекращения статуса беженца. Вместе с тем из текста

Закона невозможно определить, что представляет собой это разрешение и

какова его правовая природа, так как определение термина в Законе

отсутствует.

Подпункт 1 п. 2 ст. 9 не соответствует разделу С ст. 1 Конвенции.

Осуждение беженца за совершение преступления на территории России не может

служить основанием лишения лица статуса беженца, так как раздел С ст. 1

Конвенции содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения статуса

беженца.

Положениями пп. 1 п. 6 ст. 12 и п. 3 ст. 13 Закона, согласно которым

лицо, осужденное за совершение преступления на территории Российской

Федерации, лишается временного убежища или подлежит выдворению

(депортации) после отбытия наказания с территории РФ, не согласуется с

конституционными принципами равенства всех перед законом и судом и

гарантией государства равенства прав миграция свобод человека и гражданина

независимо от их правового положения (ст. 19 Конституции РФ). Осуждение

лица за совершение преступления не может служить основанием для лишения

его временного убежища или депортации с территории России. За совершение

лицом уголовного преступления действующим уголовным законодательством не

предусматривается такой вид наказания, как выдворение из страны. В ст. 44

Уголовного кодекса РФ дан исчерпывающий перечень видов наказания.

Статья 42 Конвенции о статусе беженцев специально запрещает оговорки к

ст. 1 Конвенции. В пп. «d» п. 1 ст. 2 Венской конвенции о праве

международных договоров 1969 г. указано: «оговорка означает односторонне

заявление в любой формулировке и под любым наименованием, сделанное

государством при подписании, ратификации, принятии или утверждении договора

или присоединения к нему, посредством которого оно желает исключить или

изменить юридическое действие определенных положений договоров в их

применении к данному государству». Таким образом, в ст. 1, 2, 3, 9

Федерального закона «О беженцах» содержатся формулировки, частично

исключающие или частично изменяющие юридический смысл ст. 1 Конвенции о

статусе беженцев.

Статья 19 Федерального закона «О вынужденных переселенцах», носит

декларативный характер, поскольку ответственность за нарушение положений

указанных законов не предусмотрена действующим административным и уголовным

законодательством.

Законодательство, обеспечивающее государственное регулирование

миграционных процессов на территории Российской Федерации имеет ряд

пробелов и недоработок.

1. Главным недостатком законодательства в области миграции является

то, что законодательная база построена на созерцательной позиции

и практически полной отстраненности государства от влияния на

процессы миграции. Между субъектами миграции и государством

отсутствуют партнерские отношения, основанные на взаимном

признании прав и обязанностей. Содержащиеся в законах «О

беженцах» и «О вынужденных переселенцах» обязанности беженцев и

вынужденных переселенцев построены на уровне декларации.[33]

Полную несостоятельность показала попытка решить все многообразие

проблем миграции внесением дополнений и изменений в законы Российской

Федерации «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах». Законы не являются

актами прямого действия, а предполагают принятие целой серии нормативных

правовых актов, конкретизирующих их содержание. В частности Федеральный

закон «О беженцах» предусматривает издание 11 подзаконных актов. С момента

вступления в силу этого Закона прошло почти шесть лет, а до настоящего

времени Правительством Российской Федерации принято только 7 нормативных

правовых актов, другие нормативные правовые акты Правительства Российской

Федерации не приведены в соответствие с законом «О беженцах». Аналогичная

ситуация с законом «О вынужденных переселенцах».

2. Необходима подготовка проекта федерального закона об оказании

помощи лицам, пострадавшим в ходе разрешения локальных кризисных

ситуации в субъектах Российской Федерации. Такой законопроект

позволит установить порядок финансирования в единую систему

расходования материальных ресурсов и денежных средств,

направляемых на восстановление хозяйственных объектов,

упорядочит и объединит усилия федеральных органов

государственной власти Российской Федерации и органов

государственной власти субъектов Российской Федерации по решению

этой проблемы.

3. В 1998 г. принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом».[34]

Одна из глав этого Закона устанавливает порядок возмещения

вреда, причиненного в результате террористических акций, и

социальной реабилитации лиц, пострадавших в результате

террористической акции. В соответствии с этим Законом порядок

возмещения вреда регулируется гражданско-процессуальным

законодательством, а порядок осуществления социальной

реабилитации лиц, пострадавших от террористической акции,

определяется Правительством Российской Федерации. Практика

последних лет показывает, что причинивший вред, которому мог бы

быть предъявлен гражданский иск, как правило, не бывает найден.

В Законе не предусмотрена компенсация за ущерб, причиненный при

проведении контртеррористической операции.

4. Отсутствие комплексного подхода к регулированию миграционных

процессов привело к неравномерной миграционной нагрузке на

субъекты Российской Федерации и существенно осложнило решение

вопросов обустройства и интеграции беженцев и вынужденных

переселенцев. В связи с этим особую актуальность приобретает

разработка проекта закона «О государственном регулировании

миграционных потоков на территории России на основе установления

субъектами Российской Федерации миграционных квот».

Таким образом, миграционная политика служит для обеспечения

устойчивого социально-экономического и демографического развития страны,

национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей

российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения

населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового

потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России.

Реализация миграционной политики обеспечивается путем взаимодействия

Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, органов власти

субъектов РФ. Основана государственная миграционная политика на нормах

международного права, положениях Конституции РФ, федеральных законах и

нормативных правовых актах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Политические события последних десяти лет явились причиной

возникновения на территории бывшего СССР конфликтных зон, что привело к

возникновению массовой миграции. Масштабы и условия, в которых происходит

миграция, порождают целый комплекс проблем, возможность решения которых

уменьшается вследствие сложной социально-экономической ситуации в стране.

Приток мигрантов способствовал росту цен на недвижимость, обострению

конкуренции на рынке труда, снижению уровня жизни населения, обострению

других социальных проблем, прежде всего в области образования и

здравоохранения, криминализации обстановки в России. Усиление

националистических и сепаратистских настроений в ряде случаев привели к

столкновениям на межнациональной и межконфессиональной основе. Во всей

совокупности миграционных проблем ключевыми являются проблемы интеграции

мигрантов в принимающее общество и проблемы адаптации принимающего общества

к новым условиям, прежде всего к изменению этнического состава населения и

следствиям этого процесса.

Современная миграционная ситуация в Российской Федерации, являясь

следствием сложной социально-экономической обстановки, свидетельствует о

том, что для достижения социального процветания и экономического прогресса

требуются твердая воля государства и внимание всего российского общества к

достижению в стране прочного правопорядка и законности в области

регулирования миграционных процессов.

Приложение 1

Основные особенности современных миграционных потоков в России

| |Миграционные потоки |

|Характерные | |

|черты | |

| | |Внешние: между Россией и странами… |

| |Внутренние | |

| | |ближнего |дальнего |

| | |зарубежья |зарубежья |

|1. |Сокращение |Волнообразный |В начале 90-х |

|Интенсивность |перемещений |характер; |гг. увеличение |

|миграционных |населения |снижение |потоков |

|потоков | |интенсивности |мигрантов, но |

| | |потоков |затем |

| | | |сокращение, |

| | | |особенно после |

| | | |августа 1998 г. |

|2. Направление|1992 г. – инверсия |Приток мигрантов |Приток в |

|миграционных |в миграциях «город–|из всех бывших |основном из |

|потоков |село»; отток с |союзных республик|стран |

| |севера и востока |в Россию |Центральной и |

| |страны в | |Юго-Восточной |

| |старообжитые районы| |Азии (Китай, |

| | | |КНДР, Вьетнам), |

| | | |а также Турции, |

| | | |бывших соц. |

| | | |Стран; отток в |

| | | |основном в США, |

| | | |германию, |

| | | |Израиль |

|3. Состав |Семейная миграция; |Семейная |Резкое |

|мигрантов |пониженная доля |миграция; сложный|преобладание |

| |мигрантов в |неоднородный |мигрантов |

| |трудоспособном |состав; |трудоспособного |

| |возрасте; |преобладает |возраста; |

| |достаточно |русское и |уровень |

| |квалифицированные |русскоязычное |квалификации |

| |кадры |население; |выезжающих выше |

| | |возрастной состав|уровня |

| | |мигрантов |квалификации |

| | |прогрессивнее, |въезжающих |

| | |чем возрастной | |

| | |состав местного | |

| | |населения; в | |

| | |основном | |

| | |высококвалифициро| |

| | |ванные кадры | |

|4. Мотивы |Экономические |Этнополитические |Экономические, |

|перемещения |(преобладание |(резкое |социальные |

|мигрантов |вынужденной) |преобладание | |

| | |вынужденной) | |

|5. Степень |___ |Низкая |Средняя |

|легализации | | | |

|6. Степень |Низкая |Низкая (почти |Средняя |

|приживаемости | |половина | |

|мигрантов | |мигрантов | |

| | |транзитные) | |

|7.Особенности |Концентрация в |Концентрация в |Концентрация в |

|размещения |регионах наиболее |регионах развития|регионах с |

|мигрантов на |глубокого |частного сектора |развитой |

|территории |промышленного |экономики и в |инфраструктурой,|

|России |кризиса, с высокой |приграничных |привлекательных |

| |безработицей, но |районах |для иностранных |

| |развитым частным | |инвесторов, и в |

| |сектором экономики | |приграничных |

| | | |районах |

Приложение 2

Структура управления миграционными потоками в Российской Федерации

[pic]

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации. – Новосибирск: Стб. Унив. изд-во,

2003. – 48 с.

2. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от

30.12.2001 №195 – ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят ГД РФ ФС РФ от

20.12.2001.

3. ФЗ «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1 (ред. от 30.06.2003). СЗ РФ №43

ст. 4904.

4. ФЗ «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 №130-ФЗ (ред. от 30.06.2003)

СЗ РФ №28 ст. 2642

5. Закон РФ «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1 (ред. от

07.08.2000, с изм. от 24.12.2002). «Ведомость СНД и ВСРФ».

6. Указ Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной

власти» от 17.05.2000 №867 (ред. 29.04.2002)

7. Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в

области миграционной политики» от 23.02.2002 №232

8. Указ Президента РФ «О федеральной миграционной программе» от

09.08.1994 №1668(ред. от 13.06.1996)

9. «Концепция регулирования миграционных процессов в РФ». Одобрена

распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1

10. Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я.Боярский, Д.И.Залентей,

А.Г.Вишневский и др.; Плод. Ред. проф. А.Я.Боярского. – 3-е изд., доп.

и перераб. – М.: Финансы и статистика, 1985. – 391 с.

11. Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы

интеграции и повышения кровня толерантности. Материалы региональной

научно-практической крнференции(29 – 30 мая 2002 г.) / Под общ. Ред.

Ефимова Ю.Г. и Вабелина В.М. Ставрополь: СГАУ, 2002. – 266 с.

12. Великое переселение продолжается. А.Егоров // Миграция и гражданство

№1(4)/2003. – 4-5 с.

13. Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон №11/2002. – 107-

110 с.

14. Какая миграционная политика нужна России? // Российская Федерация

сегодня №11/2001. – 31-37 с.

15. Буква Закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. – 21-26 с.

16. Миграции: беда или благо? В.Костаков // Экономист №2/2000. – 34-39 с.

17. Миграционный режим: нарушения и санкции // Миграция и гражданство

№2(5)/2003. – 21-23 с.

18. Миграционный поток и русло закона // Закон №11/2002. – 105-107 с.

19. Незваные гости // Закон №11/2002. – 102-104 с.

20. Нужны ли России русские? А.Спектор // Наш современник №3/1998. – 177-

186 с.

21. Особенности современных процессов миграции Е.А.Назарова //

Социологические исследования №7/2000. – 106-116 с.

22. Российское гражданство: закон суров, но… // Миграция и гражданство

№3(6)/2003. – 2-3 с.

23. Современные миграционные процессы в России. Н.В.Подгорнова //

География в школе №3/2002. – 39-43 с.

-----------------------

[1] Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова // География

в школе №3/2002. 39 с.

[2]Миграции: беда или благо? В.Костаков // Экономист №2,/2000. 34 с.

[3]Современные миграционные процессы в России Н.В.подгорнова // География в

школе №3/2000. 39 с.

[4] Курс демографии: Учеб. пособие / А.Я.Боярский, Д.И.Залентей,

А.Г.вишневский и др.; Под ред. проф. А.Я.Боярского. – 3-е изд., доп. и

перераб. – М.: Финансы и статистика, 1985. 161 – 162 с.

[5] Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. – 21 с.

[6] Какая миграционная политика нужна России // Российская Федерация

сегодня №11/2001. - 30 с.

[7] Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. – 21-22 с.

[8] Какая миграционная политика нужна России // Российская Федерация

сегодня №11/2001.- 30 с.

[9]Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. – 21-22 с.

[10] Современные миграционные процессы в России Н.В.Подгорнова //

География в школе №3/2002. - 39-40 с.

[11]Особенности современных процессов миграции. Е.А.Назарова //

Социологические исследования №7/ 2000. 107-108 с.

[12]Особенности современных процессов миграции. Е.А.Назарова //

Социологические исследования №7/ 2000. 109 – 110 с.

[13] Нужны ли России русские? А.Спектор // Наш современник №3/1998.- 185-

186 с.

[14] Особенности современных процессов миграции. Е.А.Назарова //

Социологические исследования №7/ 2000. 106 с.

[15] Незваные гости? // Закон №11/2002. – 102-104 с.

[16]Законодательство о миграции: плюсы и минусы // Закон №11/2002. - 102-

103 с.

[17] Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. - 22 с.

[18]Современные миграционные процессы в России. Н.В.Подгорнова // География

в школе №3/2002. - 42 с.

[19] Русский мир. Ловушка для соотечественника // Новое время №44/2001 26

с.

[20] Буква закона // Миграция и гражданство №3(6)/2003. - 22-26с.

[21] Концепция регулирования миграционных процессов в Российской Федерации.

Одобрена распоряжением Правительства РФ от 01.03.2003 №256-1

[22] Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы

интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-

практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимрва Ю.Г., и

Вабелина В.М. Ставропль: СГАУ, 2002. – 200 с.

[23] Указ Президента РФ «О совершенствовании государственного управления в

области миграционной политики» от 23.02.2002 №232.

[24] Кодекс Российской Федерации «Об административных правонарушениях» от

30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят Государственная Дума РФ ФС

РФ 20.12.2001.

[25]Миграционный режим: нарушения и санкции// Миграция и гражданство

№2(5)/2003. - 21-22 с.

[26]Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы

интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-

практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимрва Ю.Г., и

Вабелина В.М. Ставропль: СГАУ, 2002. – 200 с.

[27] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от

30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Принят ГД ФС РФ 20.12.2001.

[28] Указ Президента «О федеральной миграционной программе» от 09.08.1994

№1668 (ред. от 13.06.1996).

[29]Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы

интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-

практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимрва Ю.Г., и

Вабелина В.М. Ставропль: СГАУ, 2002. – 200 с.

[30] Констиуция Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во,

2003. – 48 с.

[31] Федеральный закон «О беженцах» от 19.02.1993 №4528-1 (ред. от

30.06.2003) СЗ РФ №43 ст. 4904

[32] Закон Рф «О вынужденных переселенцах» от 19.02.1993 №4530-1 (ред. от

07.08.2000, с изм. от 24.12.2002) . «Ведомости СНД и ВСРФ»

[33] Закон. Защита прав человека стр107 109

[34] Федеральный закон «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 №130-ФЗ (ред.

от 30.06.2003)

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.