реферат, рефераты скачать
 

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья


Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья

Содержание

Введение 3

Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей квалификации 6

1.1. Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных специалистов. 6

1.2. Маркетинг образовательных услуг. 7

1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров. 13

1.4. Проблема качества подготовки специалистов. 16

1.5. Проблема недостаточной активности студентов в профессиональном

самоопределении. 24

1.6. Проблема занятости. 26

Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере

Восточного Оренбуржья 31

2.1. Направления, методы исследования регионального рынка труда и

формирование профессиональных планов и намерений молодежи. 31

2.3. Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья

среди выпускников девятых и одиннадцатых классов 39

2.4. Развитие ситуации на региональном рынке труда, проблемы формирования

спроса-предложения рабочих мест и рабочей силы. 50

Глава 3. Совершенствование подготовки квалифицированных кадров 59

3.1. Управление воспроизводством квалифицированных трудовых ресурсов. 59

3.2. Практические предложения по организации воспроизводства кадров высшей

квалификации в Восточном Оренбуржье 65

3.3. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и

сохранении перспективных рабочих мест 69

Заключение 73

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77

Введение

Российское образование вступает в очередной этап глубоких и сложных

качественных изменений во всех своих институциональных проявлениях — от

социокультурных целей до механизмов организации и управления. Этот этап

определен периодом начала реализации концепции очередного этапа

реформирования системы образования Российской Федерации.

В настоящее время можно констатировать, что осуществлен переход от

унитарного, единообразного образования к образованию по выбору. Существенно

расширилось применение технологий развивающего обучения; в работе педагогов

перестают доминировать репродуктивные методы обучения.

Переход к многообразию образовательных учреждений, усиление

дифференциации и индивидуализации образования позволяют действительно

реализовать специфические запросы обучающихся разнообразных социальных

групп и объединений. Обучающиеся и их родители становятся полноправными

субъектами образовательного процесса.

Существенные преобразования произошли в области управления

образованием. Еще недавно управление образованием строилось по вертикально-

иерархической схеме. Децентрализация, распределение компетенций,

регионализация управления, широкое привлечение общественных структур и

развитие программно-целевого метода ознаменовали переход к гибкой

функциональной модели управления образованием в России.

Профессиональное образование России переживает особенно трудный

период. Отказ предприятий от подготовленных специалистов, от помощи учебным

заведениям в укреплении и расширении материальной базы, от предоставления

рабочих мест учащимся для производственной практики напрямую сказываются на

стабильности работы образовательных учреждений и качестве подготовки

квалифицированных кадров и специалистов.

Сегодня учебные заведения стремятся удовлетворить потребности личности

в образовании при том условии, что человек не обязательно будет работать по

данной профессии, но с полученным образованием сам сможет найти себе

применение.

Федеральная политика в области образования во все большей мере

осуществляется с учетом запросов регионов. Одновременно усиливается и

координирующая функция федеральных органов.

Активно разрабатывается проблема массовой профессионализации молодежи,

что подразумевает профориентацию, профдиагностику, гибкую начальную

подготовку.

Необходимо заметить также, что переход России к рыночной экономике

сопровождается кризисом в области занятости. В связи с этим актуальным

является создание нового типа учебных планов и программ для обучения

безработных граждан и незанятого населения, гибко реагирующих на

потребности рынка труда и предусматривающих возможные виды трансформации

квалификации обучаемых.

Тенденция повышения значимости специальной подготовки выпускников

колледжа и вуза, необходимость качественного роста педагогических кадров

ведет к развитию более широкого взгляда на преемственность подготовки

студентов колледжа и вуза, что в свою очередь вызывает потребность в

теоретическом обосновании этого процесса: необходимо разработать концепцию

и стратегию преемственности обучения в колледже и вузе.

Отсюда можно сделать вывод о том, что проблема разработки теоретических

основ преемственности подготовки специалистов колледжа и вуза, равно как и

проблема создания системы непрерывного профессионального образования,

существует, но ни в литературе, ни в практической деятельности она не

решена.

Актуальность исследования проблем управления воспроизводством

трудовых ресурсов в системе высшего образования определяется следующими

причинами:

— необходимостью определения методологии и методики эффективного

управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов в системе высшего

образования;

— социальным заказом общества на создание системы высшего образования

в свете требований к качеству трудовых ресурсов, предъявляемых к ним

современной экономикой;

— необходимостью преодоления недостатков и противоречий существующей

системы высшего образования;

— признанием важности создания целостной системы высшего образования,

отвечающей потребностям экономики и гарантирующей социальную защищенность

личности, как средства эффективного управления процессом воспроизводства

трудовых ресурсов;

Тем не менее несмотря на очевидность и конкретность задачи, стоящей

перед высшим образованием, решение ее не представляется простым в виду

наличия ряда противоречий внутри самой системы образования. Усугубляется

положение тем, что сегодня существуют противоречия, обусловленные

корпоративной, ведомственной разобщенностью образовательных структур, их

замкнутостью во многих направлениях деятельности, как содержательной и

организационной, так и кадровой, экономической.

Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей квалификации

1.1. Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных

специалистов.

Система подготовки высококвалифицированных специалистов состоит для

учебного заведения из нескольких этапов:

1) Изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг:

- определение потребностей рынка в кадрах той или иной

квалификации (по специальностям);

- прогноз потребности в кадрах на среднесрочный и долгосрочный

период;

- изучение социальной потребности граждан в получении образования

по той или иной специальности (без привязки к потребности в

кадрах на реальных предприятиях и фирмах региона);

- итоговое моделирование рыночной ситуации с учетом динамики ее

развития.

2) Организация учебного процесса в соответствии с государственными

стандартами по конкретным специальностям и требованиями конкретных

потребителей.

3) Трудоустройство выпускников и комплексная работа образовательных

учреждений с фирмами региона по удовлетворению их потребностей в

кадрах высшей квалификации на момент выпуска.

В соответствии с вышеперечисленными этапами можно сформулировать

проблемы, стоящие перед образовательным учреждением и обществом, вообще, в

процессе их партнерства в деле воспроизводства высококвалифицированных

специалистов:

1) развитие маркетинга образовательных услуг;

2) проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров –

определение перечня специальностей, соответствующего требованиям

рынка, которым должны обучаться студенты в данный момент и в

будущем, а также количества студентов по каждой специальности;

3) обеспечение высокого качества подготовки специалистов;

4) недостаточный уровень активности студентов в профессиональном

самоопределении, при выходе на рынок труда, для эффективного

использования выпускниками полученных знаний;

5) низкий уровень занятости, сложившейся на рынке труда.

Рассмотрим более подробно каждую из упомянутых проблем.

1.2. Маркетинг образовательных услуг.

В России активно идущая коммерциализация образования (в силу

льготного налогообложения) определила проблему маркетинга уже в

практическом плане, в том числе - перед государственными учреждениями

[6]. Российская экономика подошла к "точке маркетинга" так быстро в связи с

резким падением платежеспособного спроса населения и обнищанием

предприятий. Вместе с тем спрос на образование имеет весьма значительные

перспективы для развития по прогнозам на 2000 год НИИ проблем высшей

школы. Увеличение приема в вузы за последние годы в пределах от 10 до 30%

по Калининградской, Вологодской, Тамбовской, Саратовской, Оренбургской

области, Алтайскому и Хабаровскому край: до 102 по Архангельской.

Тверской, Тульской, Волгоградской, Астраханской, Иркутской, Читинской.

Амурской и Кемеровской области. Чувашской, Удмуртской и Коми республики.

Краснодарского и Ставропольского края - подтверждает данный прогноз. С

учетом длительности цикла оказания образовательных услуг недопустимо

ждать, когда этот спрос будет предъявлен в оформленном виде. К нему надо

готовиться, его надо прогнозировать с учетом региональных и отраслевых

сегментов и особенностей рынка.

Научно-технический прогресс создал небывалые возможности обогащения

рынка; таким образом, родилась потребность формирования запросов

потребителя, соответствующих открывающимся перспективам; на место рыночной

стихии приходит регулирование отношений между производителями и

потребителями, стратегия и тактика маркетинга [5].

Маркетинг, по существу, функционирует как систематическое

детализированное, научно обоснованное изучение, формирование и управление

потребительским спросом, проявляемым на индивидуальном, семейном,

групповом, общегражданском уровнях. Маркетинг можно определить как систему

регулирования отношений между производителем и потребителем в сфере

образовательного рынка.

Образовательные услуги характерны также тем, что их потребитель, в

отличие от покупателя товаров, должен обладать определенными личностными

качествами (например, для получения большинства видов профессионального

образования нужно иметь определенный уровень общего образования и т.п.).

При этом для получения бесплатного образования не имеет значения уровень

платежеспособности потребителя данной услуги, что принципиально важно для

покупателя товара.

Важной с точки зрения маркетинга чертой образовательных услуг

является то, что они производятся и потребляются одновременно. В этом

смысле они похожи на услуги, оказываемые учреждениями культуры (просмотр

фильма, концерта и т.п.). Но, в отличие от них, образовательная услуга -

это всегда длительный, многоактный процесс, поддающийся планированию,

регулированию и т.д.

Потребитель образовательной услуги обязательно участвует в

производстве этой услуги. Без его активного интеллектуального участия

процесс теряет смысл. Этот аспект особенно важно учитывать при

маркетинговых исследованиях эффективности предоставляемых бесплатных и

обязательных услуг. Если нет заинтересованности потребителя в таких

услугах, результатом бывает, как правило, лишь пустая растрата средств и

видимость бурной деятельности "на пользу обществу".

Чем маркетинг будет отличаться от традиционного и привычного

планирования в системе государственного образования? Планирование

образования как задача государственных органов управления столкнулось с

неразрешимыми проблемами в силу внутренней противоречивости и усложнения

социально-экономических процессов. Предписанный и регламентированный

порядок получения образования, жестко определяющий жизненный путь человека,

наталкивается на неприятие его личностью, стремящейся к реализации

собственной жизненной стратегии, принимаемой в условиях выбора.

Психологическое неприятие людьми планов органов управления, в основу

которых часто был положен даже не государственный, а чисто ведомственный

интерес, или надуманные идеологические фетиши, приказы и т.п., становилось

все более очевидным. В условиях рынка человек начинает свой жизненный путь,

следуя естественным обстоятельствам социальной жизни, испытывая

разнообразные экономические, психологические и прочие воздействия

социальной среды. Он сам становится ответственным за свой жизненный путь,

выбирая субъективно предпочтительную возможность, не всегда объективно

лучшую для реализации его личностных потенций и соответствующую

потребностям социума, но и не навязанную извне. Таким образом, традиционное

планирование оказывается несостоятельным, что требует обращения органов

управления образованием к методам маркетинга, которые строятся на основе

прогнозирования поведения различных субъектов сферы образовательных услуг.

Маркетинг образовательной сферы должен учитывать противоречивое

взаимодействие, в котором активно проявляют себя следующие субъекты:

- конкретные потребители образовательных услуг, т.е. семья,

первоначально выбирающая условия образования детей с точки зрения

направленности, уровня, содержания, качества, объема дополнительных (кроме

государственного бесплатного минимума) образовательных услуг; в дальнейшем,

по мере взросления, таким потребителем, самостоятельно делающим выбор,

становится сам молодой человек;

- образовательные учреждения, заинтересованные, как минимум, в

сохранении или развитии и расширении объемов предоставляемых услуг,

повышения их качества с целью улучшения условий труда работников и

получении дополнительных источников дохода;

- непосредственные производители образовательных услуг, т.е.

педагоги, заинтересованные в полноценном и эффективном использовании своего

творческого и интеллектуального потенциала, улучшении условий труда и его

оплаты;

- органы управления образованием, чья роль на рынке образовательных

услуг заключается в организационном, финансовом, содержательном,

методическом, кадровом и т.д. обеспечении деятельности образовательных

учреждений государственной (муниципальной) принадлежности, контроле за

соблюдением государственных стандартов образования в образовательных

учреждениях всех форм собственности, создании условий для развития системы

образования в регионе, городе, районе в соответствии с потребностями

населения, хозяйственных субъектов и т.д.;

- хозяйственные субъекты и другие организации, выступающие в качестве

работодателей и заинтересованные в рабочей силе определенного профиля и

качества подготовки, культурного и интеллектуального уровня, играющие роль

конечных (опосредованных) потребителей образовательных услуг. При этом

крупные хозяйственные структуры часто сами имеют образовательные учреждения

в своем подчинении или ведении, и должны, в перспективе, выступать

непосредственными заказчиками тех или иных образовательных услуг.

Цели маркетинговой службы органов управления образованием можно

определить следующим образом:

- удовлетворение образовательных потребностей населения на основе

постоянного изучения тенденций их развития;

- наиболее полное и эффективное использование потенциала

образовательных учреждений, отдельных поставщиков и исполнителей

образовательных услуг;

- обеспечение роста объемов и улучшение качества предоставления

образовательных услуг на рынке и получение более высокой прибыли как

предпосылки для дальнейшего развития региональной образовательной системы;

- управление формированием индивидуальных образовательных

потребностей для сближения их структуры с потребностями региона, основных

субъектов хозяйственной деятельности.

Основными функциями службы маркетинга органов управления образованием

являются:

- разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов на основе

изучения конъюнктуры, опроса на образовательные услуги, реакции

потребителя на появление новых видов услуг и возможностей их

реализации, анализ тенденций рынка, мнений и требований

потребителя;

- сбор и анализ действующих стандартов, норм и требований, в том

числе международных, в отношении уровня, качества и структуры

предоставляемых образовательных услуг;

- разработка и установление эффективной системы взаимодействия

маркетинговых подразделений, образовательных учреждений и

управленческих органов, основанной на учете меняющейся ситуации на

рынке образовательных услуг и тенденций развития образовательных

учреждений;

- методологическое обеспечение маркетинговых подразделений

нижестоящих управленческих органов и образовательных учреждений;

- отработка системы контроля качества и стандартизации

предоставляемых образовательных услуг;

- обучение кадров принципам и методам маркетинга, повышение

квалификации работников, выявление творческих личностей и

коллективов, способных к инновационной деятельности;

- организация рекламно-информационной деятельности;

- разработка предложений по расширению, открытию (сокращению,

сворачиванию) классов, факультетов, образовательных учреждений,

подготовке специалистов в соответствии с требованиями рынка и

потребностями региона и его субъектов;

- обоснование необходимости вложений в развитие образовательных

учреждений и их подразделений различных форм собственности;

- анализ тенденций во взаимоотношениях образовательных учреждений

региона с хозяйственными структурами и органами управления,

выработка соответствующей политики и стратегии [5].

Задачи службы маркетинга:

- сбор и обработка информации о внешней среде и внутреннем состоянии

системы образования в регионе;

- проведение прогнозных исследований;

- разработка стратегических и оперативных прогнозов по развитию сети

образовательных учреждений, структуре предоставляемых услуг,

взаимодействии с потребителями;

- организация работы по расширению и развитию структуры

предоставляемых в регионе образовательных услуг;

- организация работы по формированию спроса и стимулированию сбыта

образовательных услуг;

- налаживание рациональной системы приближения образовательных услуг

к их потребителям.

Для организации службы маркетинга необходимо установить границы прав

и ответственности, вытекающие из закрепленных за ней функций.

Представляется особенно важным, чтобы работники маркетинговых служб

органов управления образованием сумели поставить с головы на ноги отношение

к проблеме бесплатности образования в государственных (муниципальных)

учреждениях образования. На самом деле, как хорошо известно, нигде ничего

бесплатно не бывает. Образовательные услуги уже оплачены их потребителями,

а органы государственного управления вместе с образовательными учреждениями

выступают как посредники, продавцы, поставщики этих услуг. Поэтому и в

случае отношений, возникающих между потребителем и поставщиком по поводу

бесплатных образовательных услуг должна действовать общая формула

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.