| |||||
МЕНЮ
| Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного ОренбуржьяАнализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного ОренбуржьяСодержание Введение 3 Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей квалификации 6 1.1. Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных специалистов. 6 1.2. Маркетинг образовательных услуг. 7 1.3. Проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров. 13 1.4. Проблема качества подготовки специалистов. 16 1.5. Проблема недостаточной активности студентов в профессиональном самоопределении. 24 1.6. Проблема занятости. 26 Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья 31 2.1. Направления, методы исследования регионального рынка труда и формирование профессиональных планов и намерений молодежи. 31 2.3. Результаты мониторинга, проведенного в школах Восточного Оренбуржья среди выпускников девятых и одиннадцатых классов 39 2.4. Развитие ситуации на региональном рынке труда, проблемы формирования спроса-предложения рабочих мест и рабочей силы. 50 Глава 3. Совершенствование подготовки квалифицированных кадров 59 3.1. Управление воспроизводством квалифицированных трудовых ресурсов. 59 3.2. Практические предложения по организации воспроизводства кадров высшей квалификации в Восточном Оренбуржье 65 3.3. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест 69 Заключение 73 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 77 Введение Российское образование вступает в очередной этап глубоких и сложных качественных изменений во всех своих институциональных проявлениях — от социокультурных целей до механизмов организации и управления. Этот этап определен периодом начала реализации концепции очередного этапа реформирования системы образования Российской Федерации. В настоящее время можно констатировать, что осуществлен переход от унитарного, единообразного образования к образованию по выбору. Существенно расширилось применение технологий развивающего обучения; в работе педагогов перестают доминировать репродуктивные методы обучения. Переход к многообразию образовательных учреждений, усиление дифференциации и индивидуализации образования позволяют действительно реализовать специфические запросы обучающихся разнообразных социальных групп и объединений. Обучающиеся и их родители становятся полноправными субъектами образовательного процесса. Существенные преобразования произошли в области управления образованием. Еще недавно управление образованием строилось по вертикально- иерархической схеме. Децентрализация, распределение компетенций, регионализация управления, широкое привлечение общественных структур и развитие программно-целевого метода ознаменовали переход к гибкой функциональной модели управления образованием в России. Профессиональное образование России переживает особенно трудный период. Отказ предприятий от подготовленных специалистов, от помощи учебным заведениям в укреплении и расширении материальной базы, от предоставления рабочих мест учащимся для производственной практики напрямую сказываются на стабильности работы образовательных учреждений и качестве подготовки квалифицированных кадров и специалистов. Сегодня учебные заведения стремятся удовлетворить потребности личности в образовании при том условии, что человек не обязательно будет работать по данной профессии, но с полученным образованием сам сможет найти себе применение. Федеральная политика в области образования во все большей мере осуществляется с учетом запросов регионов. Одновременно усиливается и координирующая функция федеральных органов. Активно разрабатывается проблема массовой профессионализации молодежи, что подразумевает профориентацию, профдиагностику, гибкую начальную подготовку. Необходимо заметить также, что переход России к рыночной экономике сопровождается кризисом в области занятости. В связи с этим актуальным является создание нового типа учебных планов и программ для обучения безработных граждан и незанятого населения, гибко реагирующих на потребности рынка труда и предусматривающих возможные виды трансформации квалификации обучаемых. Тенденция повышения значимости специальной подготовки выпускников колледжа и вуза, необходимость качественного роста педагогических кадров ведет к развитию более широкого взгляда на преемственность подготовки студентов колледжа и вуза, что в свою очередь вызывает потребность в теоретическом обосновании этого процесса: необходимо разработать концепцию и стратегию преемственности обучения в колледже и вузе. Отсюда можно сделать вывод о том, что проблема разработки теоретических основ преемственности подготовки специалистов колледжа и вуза, равно как и проблема создания системы непрерывного профессионального образования, существует, но ни в литературе, ни в практической деятельности она не решена. Актуальность исследования проблем управления воспроизводством трудовых ресурсов в системе высшего образования определяется следующими причинами: — необходимостью определения методологии и методики эффективного управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов в системе высшего образования; — социальным заказом общества на создание системы высшего образования в свете требований к качеству трудовых ресурсов, предъявляемых к ним современной экономикой; — необходимостью преодоления недостатков и противоречий существующей системы высшего образования; — признанием важности создания целостной системы высшего образования, отвечающей потребностям экономики и гарантирующей социальную защищенность личности, как средства эффективного управления процессом воспроизводства трудовых ресурсов; Тем не менее несмотря на очевидность и конкретность задачи, стоящей перед высшим образованием, решение ее не представляется простым в виду наличия ряда противоречий внутри самой системы образования. Усугубляется положение тем, что сегодня существуют противоречия, обусловленные корпоративной, ведомственной разобщенностью образовательных структур, их замкнутостью во многих направлениях деятельности, как содержательной и организационной, так и кадровой, экономической. Глава 1. Проблемы воспроизводства кадров высшей квалификации 1.1. Проблемы процесса подготовки высококвалифицированных специалистов. Система подготовки высококвалифицированных специалистов состоит для учебного заведения из нескольких этапов: 1) Изучение конъюнктуры рынка образовательных услуг: - определение потребностей рынка в кадрах той или иной квалификации (по специальностям); - прогноз потребности в кадрах на среднесрочный и долгосрочный период; - изучение социальной потребности граждан в получении образования по той или иной специальности (без привязки к потребности в кадрах на реальных предприятиях и фирмах региона); - итоговое моделирование рыночной ситуации с учетом динамики ее развития. 2) Организация учебного процесса в соответствии с государственными стандартами по конкретным специальностям и требованиями конкретных потребителей. 3) Трудоустройство выпускников и комплексная работа образовательных учреждений с фирмами региона по удовлетворению их потребностей в кадрах высшей квалификации на момент выпуска. В соответствии с вышеперечисленными этапами можно сформулировать проблемы, стоящие перед образовательным учреждением и обществом, вообще, в процессе их партнерства в деле воспроизводства высококвалифицированных специалистов: 1) развитие маркетинга образовательных услуг; 2) проблема профессиональной структуры воспроизводства кадров – определение перечня специальностей, соответствующего требованиям рынка, которым должны обучаться студенты в данный момент и в будущем, а также количества студентов по каждой специальности; 3) обеспечение высокого качества подготовки специалистов; 4) недостаточный уровень активности студентов в профессиональном самоопределении, при выходе на рынок труда, для эффективного использования выпускниками полученных знаний; 5) низкий уровень занятости, сложившейся на рынке труда. Рассмотрим более подробно каждую из упомянутых проблем. 1.2. Маркетинг образовательных услуг. В России активно идущая коммерциализация образования (в силу льготного налогообложения) определила проблему маркетинга уже в практическом плане, в том числе - перед государственными учреждениями [6]. Российская экономика подошла к "точке маркетинга" так быстро в связи с резким падением платежеспособного спроса населения и обнищанием предприятий. Вместе с тем спрос на образование имеет весьма значительные перспективы для развития по прогнозам на 2000 год НИИ проблем высшей школы. Увеличение приема в вузы за последние годы в пределах от 10 до 30% по Калининградской, Вологодской, Тамбовской, Саратовской, Оренбургской области, Алтайскому и Хабаровскому край: до 102 по Архангельской. Тверской, Тульской, Волгоградской, Астраханской, Иркутской, Читинской. Амурской и Кемеровской области. Чувашской, Удмуртской и Коми республики. Краснодарского и Ставропольского края - подтверждает данный прогноз. С учетом длительности цикла оказания образовательных услуг недопустимо ждать, когда этот спрос будет предъявлен в оформленном виде. К нему надо готовиться, его надо прогнозировать с учетом региональных и отраслевых сегментов и особенностей рынка. Научно-технический прогресс создал небывалые возможности обогащения рынка; таким образом, родилась потребность формирования запросов потребителя, соответствующих открывающимся перспективам; на место рыночной стихии приходит регулирование отношений между производителями и потребителями, стратегия и тактика маркетинга [5]. Маркетинг, по существу, функционирует как систематическое детализированное, научно обоснованное изучение, формирование и управление потребительским спросом, проявляемым на индивидуальном, семейном, групповом, общегражданском уровнях. Маркетинг можно определить как систему регулирования отношений между производителем и потребителем в сфере образовательного рынка. Образовательные услуги характерны также тем, что их потребитель, в отличие от покупателя товаров, должен обладать определенными личностными качествами (например, для получения большинства видов профессионального образования нужно иметь определенный уровень общего образования и т.п.). При этом для получения бесплатного образования не имеет значения уровень платежеспособности потребителя данной услуги, что принципиально важно для покупателя товара. Важной с точки зрения маркетинга чертой образовательных услуг является то, что они производятся и потребляются одновременно. В этом смысле они похожи на услуги, оказываемые учреждениями культуры (просмотр фильма, концерта и т.п.). Но, в отличие от них, образовательная услуга - это всегда длительный, многоактный процесс, поддающийся планированию, регулированию и т.д. Потребитель образовательной услуги обязательно участвует в производстве этой услуги. Без его активного интеллектуального участия процесс теряет смысл. Этот аспект особенно важно учитывать при маркетинговых исследованиях эффективности предоставляемых бесплатных и обязательных услуг. Если нет заинтересованности потребителя в таких услугах, результатом бывает, как правило, лишь пустая растрата средств и видимость бурной деятельности "на пользу обществу". Чем маркетинг будет отличаться от традиционного и привычного планирования в системе государственного образования? Планирование образования как задача государственных органов управления столкнулось с неразрешимыми проблемами в силу внутренней противоречивости и усложнения социально-экономических процессов. Предписанный и регламентированный порядок получения образования, жестко определяющий жизненный путь человека, наталкивается на неприятие его личностью, стремящейся к реализации собственной жизненной стратегии, принимаемой в условиях выбора. Психологическое неприятие людьми планов органов управления, в основу которых часто был положен даже не государственный, а чисто ведомственный интерес, или надуманные идеологические фетиши, приказы и т.п., становилось все более очевидным. В условиях рынка человек начинает свой жизненный путь, следуя естественным обстоятельствам социальной жизни, испытывая разнообразные экономические, психологические и прочие воздействия социальной среды. Он сам становится ответственным за свой жизненный путь, выбирая субъективно предпочтительную возможность, не всегда объективно лучшую для реализации его личностных потенций и соответствующую потребностям социума, но и не навязанную извне. Таким образом, традиционное планирование оказывается несостоятельным, что требует обращения органов управления образованием к методам маркетинга, которые строятся на основе прогнозирования поведения различных субъектов сферы образовательных услуг. Маркетинг образовательной сферы должен учитывать противоречивое взаимодействие, в котором активно проявляют себя следующие субъекты: - конкретные потребители образовательных услуг, т.е. семья, первоначально выбирающая условия образования детей с точки зрения направленности, уровня, содержания, качества, объема дополнительных (кроме государственного бесплатного минимума) образовательных услуг; в дальнейшем, по мере взросления, таким потребителем, самостоятельно делающим выбор, становится сам молодой человек; - образовательные учреждения, заинтересованные, как минимум, в сохранении или развитии и расширении объемов предоставляемых услуг, повышения их качества с целью улучшения условий труда работников и получении дополнительных источников дохода; - непосредственные производители образовательных услуг, т.е. педагоги, заинтересованные в полноценном и эффективном использовании своего творческого и интеллектуального потенциала, улучшении условий труда и его оплаты; - органы управления образованием, чья роль на рынке образовательных услуг заключается в организационном, финансовом, содержательном, методическом, кадровом и т.д. обеспечении деятельности образовательных учреждений государственной (муниципальной) принадлежности, контроле за соблюдением государственных стандартов образования в образовательных учреждениях всех форм собственности, создании условий для развития системы образования в регионе, городе, районе в соответствии с потребностями населения, хозяйственных субъектов и т.д.; - хозяйственные субъекты и другие организации, выступающие в качестве работодателей и заинтересованные в рабочей силе определенного профиля и качества подготовки, культурного и интеллектуального уровня, играющие роль конечных (опосредованных) потребителей образовательных услуг. При этом крупные хозяйственные структуры часто сами имеют образовательные учреждения в своем подчинении или ведении, и должны, в перспективе, выступать непосредственными заказчиками тех или иных образовательных услуг. Цели маркетинговой службы органов управления образованием можно определить следующим образом: - удовлетворение образовательных потребностей населения на основе постоянного изучения тенденций их развития; - наиболее полное и эффективное использование потенциала образовательных учреждений, отдельных поставщиков и исполнителей образовательных услуг; - обеспечение роста объемов и улучшение качества предоставления образовательных услуг на рынке и получение более высокой прибыли как предпосылки для дальнейшего развития региональной образовательной системы; - управление формированием индивидуальных образовательных потребностей для сближения их структуры с потребностями региона, основных субъектов хозяйственной деятельности. Основными функциями службы маркетинга органов управления образованием являются: - разработка краткосрочных и долгосрочных прогнозов на основе изучения конъюнктуры, опроса на образовательные услуги, реакции потребителя на появление новых видов услуг и возможностей их реализации, анализ тенденций рынка, мнений и требований потребителя; - сбор и анализ действующих стандартов, норм и требований, в том числе международных, в отношении уровня, качества и структуры предоставляемых образовательных услуг; - разработка и установление эффективной системы взаимодействия маркетинговых подразделений, образовательных учреждений и управленческих органов, основанной на учете меняющейся ситуации на рынке образовательных услуг и тенденций развития образовательных учреждений; - методологическое обеспечение маркетинговых подразделений нижестоящих управленческих органов и образовательных учреждений; - отработка системы контроля качества и стандартизации предоставляемых образовательных услуг; - обучение кадров принципам и методам маркетинга, повышение квалификации работников, выявление творческих личностей и коллективов, способных к инновационной деятельности; - организация рекламно-информационной деятельности; - разработка предложений по расширению, открытию (сокращению, сворачиванию) классов, факультетов, образовательных учреждений, подготовке специалистов в соответствии с требованиями рынка и потребностями региона и его субъектов; - обоснование необходимости вложений в развитие образовательных учреждений и их подразделений различных форм собственности; - анализ тенденций во взаимоотношениях образовательных учреждений региона с хозяйственными структурами и органами управления, выработка соответствующей политики и стратегии [5]. Задачи службы маркетинга: - сбор и обработка информации о внешней среде и внутреннем состоянии системы образования в регионе; - проведение прогнозных исследований; - разработка стратегических и оперативных прогнозов по развитию сети образовательных учреждений, структуре предоставляемых услуг, взаимодействии с потребителями; - организация работы по расширению и развитию структуры предоставляемых в регионе образовательных услуг; - организация работы по формированию спроса и стимулированию сбыта образовательных услуг; - налаживание рациональной системы приближения образовательных услуг к их потребителям. Для организации службы маркетинга необходимо установить границы прав и ответственности, вытекающие из закрепленных за ней функций. Представляется особенно важным, чтобы работники маркетинговых служб органов управления образованием сумели поставить с головы на ноги отношение к проблеме бесплатности образования в государственных (муниципальных) учреждениях образования. На самом деле, как хорошо известно, нигде ничего бесплатно не бывает. Образовательные услуги уже оплачены их потребителями, а органы государственного управления вместе с образовательными учреждениями выступают как посредники, продавцы, поставщики этих услуг. Поэтому и в случае отношений, возникающих между потребителем и поставщиком по поводу бесплатных образовательных услуг должна действовать общая формула |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|