| |||||
МЕНЮ
| Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржьясегодня должна претерпеть значительные изменения. В настоящее время изучение и перенесение на российскую почву лишь отдельных элементов международного опыта представляется явно недостаточным. Нужен системный подход. Ключ к решению этих задач - в переходе на такую систему образования, которая способна обеспечить подготовку специалистов, отвечающих современным мировым стандартам в области финансово-банковского образования. Не редки случаи когда, при наличии свободных рабочих мест, возникают сложности в подборе необходимых кандидатов в следствии низкого качества их подготовки [18]. Высшая школа России, как и других бывших союзных республик, а теперь независимых государств, все сферы их социальной жизни не были готовы к темпам и характеру преобразований, которые мы наблюдаем. Поэтому ситуация такова, что наряду с новым, интересным проявляется много негативных сторон преобразований. Многие вузы обратились к чисто коммерческим сделкам. Возникает проблема: как найти разумную меру соотношения между коммерческими операциями, с одной стороны, и подготовкой специалистов и научной деятельностью, т.е. непосредственными задачами вузов, - с другой. Одним из направлений реформирования российской высшей школы должно являться активное ее включение в мировую образовательную систему. Как и наука, образование по своей сути является интернациональным, оно отражает не только духовный, культурный уровень общества, но и степень адекватности реагирования на прогрессивные изменения, происходящие в деле просвещения. Решение указанной проблемы видится в широкомасштабном внедрении международного сотрудничества. Современные модели межвузовского и регионального сотрудничества в области высшего образования радикально пересматриваются. Этому процессу способствуют стремительные события, происходящие в последнее время в мире. 1.5. Проблема недостаточной активности студентов в профессиональном самоопределении. В современных условиях обнаружился дефицит специалистов, потребность в которых вызвана становлением рынка. Поэтому необходимо, чтобы процесс обучения был более гибким, что стимулировало бы академическую и профессиональную мобильность студентов на рынке образовательных услуг. Необходим новый адаптационный механизм, с учетом приобретения опыта в области деловой активности [15]. Основы обучения деловой активности должны определяться рядом задач: 1. В сфере обучения - получение знаний по предпринимательской деятельности; 2. В сфере самосознания - осмысление студентами своего индивидуального потенциала, формирование осознанной деловой активности; 3. В сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, что должно облегчить решение проблемы будущей занятости студентов, их адаптации к рынку. Подготовка студентов в любой сфере предпринимательской деятельности требует сочетания теоретических знаний с прикладными разработками и экспериментально-практической их апробацией в реальном учебном процессе. Важно учитывать ряд принципов при обучении деловой активности: - последовательность; - самообразование; - интеграцию (синтез всех учебных дисциплин); - открытость; - непрерывность. Процесс обучения должен отличаться доходчивостью, образностью, последовательностью, простотой изложения. Активное обучение должно быть направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения "добывать" знания. Повышение профессиональной и социальной активности молодежи в профессиональном самоопределении обеспечивается следующим комплексом условий [14]: Формирование информационного поля, включающего: сведения об активной и перспективной конъюнктуре рынка труда области, перспективах трудоустройства по конкретным профессиям банк профессиографических характеристик профессий региона; банк данных по учебных и курсовым заведениям области все типов; перечень новых конкурентоспособных профессий региона профессий, рекомендуемых для самозанятости и предпринимательств, редких профессий и народных промыслов; Обучение умению анализировать профессиональную деятельность, выделять основные признаки, определяющие структуру и содержание профессионального труда. Создание условий для апробации молодыми людьми своей дееспособности в разных видах трудовой деятельности, в том числе посредством временной занятости и развития малого бизнеса. Повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда (обретение компьютерной грамотности, обучение стенографии, иностранным языкам и т.д.). Формирование этих условий будет способствовать повышению профессиональной активности молодежи при выходе ее на рынок труда. Как следствие, можно сделать вывод: формирование деловой активности студентов в вузе является важнейшим составляющим при подготовке будущего специалиста. При этом важно учитывать возможности вуза и потребности регионального рынка труда. 1.6. Проблема занятости. Анализ проблемы занятости в условиях рынка представляется, следующим образом: Во-первых, переход к рынку невозможен без обеспечения экономической свободы личности, без реализации права на свободный выбор профессии, сферы и места приложения труда. Во-вторых, рыночная трансформация экономики России сопровождается ее структурной перестройкой, существенным изменением доли различных отраслей в валовом национальном продукте. Такая перестройка и требует и создает возможность интенсификации процессов трудовой мобильности. В-третьих, актуализация проблемы мобильности рабочей силы определяется и усилением технологических инноваций, без которых решение социально-экономических проблем невозможно [22]. Вызванные перечисленными факторами процессы высвобождения работников и трудовые перемещения носят вынужденный, стихийный характер, осуществляются нередко в состоянии психологического стресса, не способствуют обеспечению социальной стабильности общества. В этой связи представляются актуальными проблемы создания модели адаптационного механизма занятости, направленного на социальную поддержку высвобождаемых работников, рациональное использование их трудового потенциала, формирование ценностных ориентаций, мотивов их поведения. В условиях становления рынка формирование нового механизма занятости требует трансформирования и включения его регулятивных возможностей. Разработка теоретической модели адаптационного механизма может способствовать разрешению целого комплекса проблем в сфере труда и занятости. Таким образом, проблема занятости связывается, в основном, с особенностями формирования рынка. Решение проблемы видится в реализации сложной схемы адаптационного механизма, в которую в частности входят: трудовая мобильность, под которой понимается изменение трудового статуса, переход занятого в незанятого, неквалифицированного в квалифицированного, занятого неполное рабочее время в частично занятого. система стратегических направлений. Его основу составляют комплексные поведенческие модели, возможные в новых экономических условиях. система косвенного воздействия на механизм адаптации. Экономические циклы можно рассматривать как причину качественных изменений в структуре занятости населения и процессе движения кадров, уровня занятости и безработицы. Выделяют аграрный, индустриальный и сервисный (инфраструктурный) типы занятости, как исторически обусловленные и сменяющие друг друга в ходе экономической эволюции. Если на индустриальной стадии развития повышение уровня доходов на душу населения обеспечивалось тиражированием индустриальных технологий, то переход к информационной цивилизации основан на опережающем развитии и саморазвития индивида. Позитивные изменения качественных характеристик "человеческого капитала" должны опережать количественный рост населения и совершенствование средств производства. Одной из возможных моделей реформирования сферы занятости могла бы стать модель, основанная на "полюсах долгосрочного роста". Производственная и социальная инфраструктура, формирующийся рынок услуг могли бы образовать "первую волну" реформирования. Во-первых, рынок услуг в настоящее время существует в значительной степени за счет латентных и налогонеоблагаемых форм, и уже сложились отдельные его сегменты. Во-вторых, в этой сфере сохранился неудовлетворенный спрос населения и предприятий в сервисных услугах. В-третьих, этот сектор наиболее восприимчив к инновациям, а сейчас имеется уникальный исторический шанс привлечь в него наиболее квалифицированные и молодые кадры. Ситуация на рынке труда такова, что выпускники вузов часто не находят работы. Сфера занятости представляет собой не однородное монопространство, а полицентрическую региональную структуру. Причем типологические межрегиональные различия часто выступают более ярко выраженными, чем межстрановые. Децентрализация регулирования в системе "центр - периферия" призвана активизировать региональную политику занятости и освободить, а может быть, сформировать социальную базу реформ в "глубинке". Речь идет о переходе от индустриальной модели занятости к инфраструктурной и создании адекватных механизмов, форм управления, типов поведения, а также стратегических преобразований в структуре экономических элит. Необходимо учитывать и такие моменты, как формирование новых ценностей, ориентация на активную личность в хозяйственной системе, укрепление духа предпринимательства, поддержка ключевых социальных групп, наиболее восприимчивых к инновациям, которые при создании благоприятных условий формируют потенциал реформирования, укрепление института профессионального менеджмента. Таким образом, если рассматривать сферу занятости, как реформируемую систему с позиций глобальной схемы "ядро - периферия", то можно сделать вывод о том, что модернизацию необходимо начинать не с ядра, а с периферии, а точнее тех ее сегментов, которые несут в себе потенциал стратегического развития. Существует серьезная проблема: резкое высвобождение работников по причине спада именно тех производств, чья продукция имеет наибольшую потребность в экономике народного хозяйства [19]. Речь идет о заводах строительных материалов, резиновых изделий, переобрабатывающих предприятий пищевой промышленности. При этом высвобождаются не излишки рабочей силы, а именно квалифицированные рабочие кадры. Необходимо создать компьютерные взаимосвязанные модемные системы для исследования и анализа состояния рынка труда на разных иерархиях, выработке управленческих решений, прогнозирования рынка труда. Быстрое индустриальное развитие общества является одной из причин появления проблемы занятости [2]. Проблема занятости занимает одно из центральных мест для большинства категорий наемных работников. Образуются как бы два рынка труда. На первом представлены высококвалифицированные специалисты и рабочие, обслуживающие новейшую технику и получающие сравнительно высокую зарплату. На другом сосредоточены обладатели устаревших профессий, низкооплачиваемые категории малоквалифицированных трудящихся. Именно эти работники составляют в западноевропейских странах ядро застойной безработицы (более 1 года), если в 1985г. доля таких безработных составляла 0,9% экономически активного населения, то в 1993г. - 4,7%, а в 1994г. - 6,6%. В процессе структурного кризиса образовался так называемый «under class» - компактный социальный слой с надорванными общественными связями, состоящий из бывших рабочих. Обратим внимание на проблему занятости в конкретном регионе Восточной Сибири. Подход к решению возникающих сложностей видится в формировании концепции устойчивого развития региона, при этом придавая первостепенное значение гармоничному сочетанию человека с природой в аспекте его жизнедеятельности. В частности отмечается, что особое звучание данная проблема получает в регионах, имеющих уникальные крупномасштабные природные объекты, что, в частности, наблюдается в Восточной Сибири, где задачи хозяйственного освоения региона столкнулись с байкальской проблемой. Предприятия лесопромышленного комплекса, в первую очередь, два целлюлозных комбината, построенные в начале 60-х гг. на Байкале, дают, по оценкам специалистов, 60% совокупных антропогенных загрязнений бассейна данного озера. Но лесопромышленный комплекс - один из базовых в экономике региона - обеспечивает занятость трети трудоспособного населения и заметные поступления в местный бюджет. Высшим критерием занятости населения, ориентированной на обеспечение устойчивого развития, является формирование человека экологического. Последний уже не является личным фактором производства даже с поправкой на рациональное поведение, а выступает специфическим потребителем условий производства. Это потребление происходит постольку, поскольку оно обеспечивает гармонию человека с природой, здоровые условия жизнедеятельности. По данным обследования Госкомстата России работники низкой квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое рабочее место. Удельный вес безработных без профессионального образования (имеющих среднее общее и ниже) увеличится с 28% в 1995 г. до 47% в 1999 г. Первостепенное значение приобретает проблема получения общего образования, обучения новым профессиям, повышения квалификации. В наибольшей степени с трудностями в поиске рабочего места в связи с недостатком профессиональных знаний и опыта сталкивается молодежь. Уже сейчас население в возрасте до 30 лет имеет более низкий показатель по всем видам образования, в том числе и общего среднего, чем старшие возрастные группы. Данное положение осложняет возможность приобретения приемлемой профессии. Региональные проблемы Восточной Сибири созвучны с аналогичными проблемами, возникающими в регионах Восточного Оренбуржья. Анализ всех вышеперечисленных проблем приводит к необходимости их более детального изучения в Восточном регионе Оренбургской области с целью выяснения общих закономерностей развития регионального рынка труда и выработки оптимальных решений при планировании воспроизводства трудовых ресурсов высшего звена (ВТРВЗ) и управлении этим процессом. Построение теории менеджмента в ВТРВЗ в Восточном Оренбуржье является одной из задач настоящей дипломной работы. Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья 2.1. Направления, методы исследования регионального рынка труда и формирование профессиональных планов и намерений молодежи. В данной главе нами производилось практическое исследование регионального рынка труда по следующим направлениям: - Сравнение показателей, характеризующих человеческие ресурсы Восточного Оренбуржья с Россией в целом и развитыми странами в 1998г. - Структура образовательной ориентации выпускников школ; - Социальное самочувствие абитуриентов; - Оценка престижа профессий выпускниками школ; - Рейтинг реально выбираемых профессий; - Мотивы выбора профессии абитуриентами; - Факторы, влияющие на выбор профессии выпускниками школ; - Уровень занятости в г.Орске; - Потребность предприятий Восточного Оренбуржья в кадрах; - Результат трудоустройства выпускников вузов в Восточном Оренбуржье; - Структура незанятых (безработных) в Восточном Оренбуржье. В качестве методики исследования использовались: - социологический опрос школьников (9,11кл.); - выборочный опрос граждан; - экспертно-аналитический метод. Качественное обновление нашего общества предполагает существенные изменения в системе управления образованием, ориентирует на реализацию наиболее целесообразных способов получения образования, которые могут быть выражены в форме социального (общественного), коллективного, индивидуального заказов на образовательные услуги. Социальным заказчиком на подготовку учащихся общеобразовательной школы, средних и высших профессиональных учебных заведении, переподготовку кадров и непрерывное повышение их квалификации выступает все наше общество: учащиеся, родители, социальные группы и классы, организации и предприятия. Социальные заказы на образование можно условно разделить на общественный, региональный, коллективный и индивидуальный. Общественный заказ определяется объективно существующей на каждом этапе развития потребностью в образовании, всестороннем развитии личности. В соответствии с социальным заказом решается вопрос о приоритете развития образования в стране, конкретизируются целевые установки и требования к объему и содержанию образования с учетом выявленных потребностей общества в образовательных. Региональный заказ на образование представляется в количественном и качественном выражении. В первом из них фиксируются потребности в кадрах всех сфер народного хозяйства региона. Качественная характеристика содержит квалификационные требования к уровню общеобразовательной и профессиональной подготовки кадров. Это позволяет уточнить и скорректировать структуру и содержание образовательных программ, типы и виды образовательных учреждений, сроки, формы и методы обучения. Цели образования в регионе определяются государственными и региональными потребностями. Задачей же органов управления становится их достижение с помощью определенных средств в установленные сроки. Назовем основные функции, реализуемые на региональном уровне управления: • учетно-расчетная (выявление всех ресурсов региона и нормативное их распределение); • структурно-инвестиционная (распределение средств в соответствии с заказом); • достижение сбалансированности системы образования и ее соответствие потребностям народного хозяйства; • информационно-аналитическая (обеспечение обратной связи на основе анализа информации о выполнении регионального заказа на образование); • программно-методическое обеспечение образования в регионе (разработка его содержания в соответствии с квалификационными требованиями). Среди других сквозных функций отметим планирование и прогнозирование, нормирование ресурсов для всех звеньев образования, анализ качества подготовки выпускников учебных заведений; программно-методическое и материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение, подготовку и переподготовку кадров по всем направлениям, оценку качества подготовки выпускников и уровня квалификации педагогических кадров. Коллективные и индивидуальные заказы обусловлены различием образовательных потребностей учащихся, родителей, социальных групп, общественных организаций и необходимостью удовлетворения индивидуальных образовательно-воспитательных интересов и потребностей личности, склонностей и способностей человека. Такие заказы на более разностороннюю, углубленную и дифференцированную подготовку обеспечиваются за счет дополнительных вкладов средств государственных и общественных организаций, кооперативов, профессиональных обществ, союзов, добровольных взносов отдельных граждан и других поступлений из разных источников. Поступательное развитие всей сферы образования должно быть обеспечено путем перестройки существующего механизма управления народным образованием. Система общего, профессионального и среднего специального образования в условиях перехода к рыночным отношениям должна быть преобразована в |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|