реферат, рефераты скачать
 

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья


сегодня должна претерпеть значительные изменения. В настоящее время

изучение и перенесение на российскую почву лишь отдельных элементов

международного опыта представляется явно недостаточным. Нужен системный

подход. Ключ к решению этих задач - в переходе на такую систему

образования, которая способна обеспечить подготовку специалистов,

отвечающих современным мировым стандартам в области финансово-банковского

образования.

Не редки случаи когда, при наличии свободных рабочих мест, возникают

сложности в подборе необходимых кандидатов в следствии низкого качества их

подготовки [18].

Высшая школа России, как и других бывших союзных республик, а теперь

независимых государств, все сферы их социальной жизни не были готовы к

темпам и характеру преобразований, которые мы наблюдаем. Поэтому ситуация

такова, что наряду с новым, интересным проявляется много негативных сторон

преобразований. Многие вузы обратились к чисто коммерческим сделкам.

Возникает проблема: как найти разумную меру соотношения между коммерческими

операциями, с одной стороны, и подготовкой специалистов и научной

деятельностью, т.е. непосредственными задачами вузов, - с другой.

Одним из направлений реформирования российской высшей школы должно

являться активное ее включение в мировую образовательную систему. Как и

наука, образование по своей сути является интернациональным, оно отражает

не только духовный, культурный уровень общества, но и степень адекватности

реагирования на прогрессивные изменения, происходящие в деле просвещения.

Решение указанной проблемы видится в широкомасштабном внедрении

международного сотрудничества. Современные модели межвузовского и

регионального сотрудничества в области высшего образования радикально

пересматриваются. Этому процессу способствуют стремительные события,

происходящие в последнее время в мире.

1.5. Проблема недостаточной активности студентов в профессиональном

самоопределении.

В современных условиях обнаружился дефицит специалистов,

потребность в которых вызвана становлением рынка. Поэтому необходимо, чтобы

процесс обучения был более гибким, что стимулировало бы академическую и

профессиональную мобильность студентов на рынке образовательных услуг.

Необходим новый адаптационный механизм, с учетом приобретения опыта в

области деловой активности [15].

Основы обучения деловой активности должны определяться рядом задач:

1. В сфере обучения - получение знаний по предпринимательской

деятельности;

2. В сфере самосознания - осмысление студентами своего

индивидуального потенциала, формирование осознанной деловой активности;

3. В сфере мотивации - развитие интереса к проблемам экономики, что

должно облегчить решение проблемы будущей занятости студентов, их адаптации

к рынку.

Подготовка студентов в любой сфере предпринимательской деятельности

требует сочетания теоретических знаний с прикладными разработками и

экспериментально-практической их апробацией в реальном учебном процессе.

Важно учитывать ряд принципов при обучении деловой активности:

- последовательность;

- самообразование;

- интеграцию (синтез всех учебных дисциплин);

- открытость;

- непрерывность.

Процесс обучения должен отличаться доходчивостью, образностью,

последовательностью, простотой изложения. Активное обучение должно быть

направлено не на запоминание и воспроизведение, а на формирование умения

"добывать" знания.

Повышение профессиональной и социальной активности молодежи в

профессиональном самоопределении обеспечивается следующим комплексом

условий [14]:

Формирование информационного поля, включающего:

сведения об активной и перспективной конъюнктуре рынка труда

области, перспективах трудоустройства по конкретным профессиям

банк профессиографических характеристик профессий региона;

банк данных по учебных и курсовым заведениям области все типов;

перечень новых конкурентоспособных профессий региона профессий,

рекомендуемых для самозанятости и предпринимательств, редких профессий и

народных промыслов;

Обучение умению анализировать профессиональную деятельность, выделять

основные признаки, определяющие структуру и содержание профессионального

труда.

Создание условий для апробации молодыми людьми своей дееспособности в

разных видах трудовой деятельности, в том числе посредством временной

занятости и развития малого бизнеса.

Повышение конкурентоспособности молодежи на рынке труда (обретение

компьютерной грамотности, обучение стенографии, иностранным языкам и т.д.).

Формирование этих условий будет способствовать повышению

профессиональной активности молодежи при выходе ее на рынок труда.

Как следствие, можно сделать вывод: формирование деловой активности

студентов в вузе является важнейшим составляющим при подготовке будущего

специалиста. При этом важно учитывать возможности вуза и потребности

регионального рынка труда.

1.6. Проблема занятости.

Анализ проблемы занятости в условиях рынка представляется, следующим

образом:

Во-первых, переход к рынку невозможен без обеспечения экономической

свободы личности, без реализации права на свободный выбор профессии, сферы

и места приложения труда.

Во-вторых, рыночная трансформация экономики России сопровождается ее

структурной перестройкой, существенным изменением доли различных отраслей

в валовом национальном продукте. Такая перестройка и требует и создает

возможность интенсификации процессов трудовой мобильности.

В-третьих, актуализация проблемы мобильности рабочей силы

определяется и усилением технологических инноваций, без которых решение

социально-экономических проблем невозможно [22].

Вызванные перечисленными факторами процессы высвобождения работников

и трудовые перемещения носят вынужденный, стихийный характер,

осуществляются нередко в состоянии психологического стресса, не

способствуют обеспечению социальной стабильности общества.

В этой связи представляются актуальными проблемы создания модели

адаптационного механизма занятости, направленного на социальную поддержку

высвобождаемых работников, рациональное использование их трудового

потенциала, формирование ценностных ориентаций, мотивов их поведения.

В условиях становления рынка формирование нового механизма занятости

требует трансформирования и включения его регулятивных возможностей.

Разработка теоретической модели адаптационного механизма может

способствовать разрешению целого комплекса проблем в сфере труда и

занятости.

Таким образом, проблема занятости связывается, в основном, с

особенностями формирования рынка. Решение проблемы видится в реализации

сложной схемы адаптационного механизма, в которую в частности входят:

трудовая мобильность, под которой понимается изменение трудового

статуса, переход занятого в незанятого, неквалифицированного в

квалифицированного, занятого неполное рабочее время в частично занятого.

система стратегических направлений. Его основу составляют комплексные

поведенческие модели, возможные в новых экономических условиях.

система косвенного воздействия на механизм адаптации.

Экономические циклы можно рассматривать как причину качественных

изменений в структуре занятости населения и процессе движения кадров,

уровня занятости и безработицы.

Выделяют аграрный, индустриальный и сервисный (инфраструктурный) типы

занятости, как исторически обусловленные и сменяющие друг друга в ходе

экономической эволюции.

Если на индустриальной стадии развития повышение уровня доходов на

душу населения обеспечивалось тиражированием индустриальных технологий, то

переход к информационной цивилизации основан на опережающем развитии и

саморазвития индивида. Позитивные изменения качественных характеристик

"человеческого капитала" должны опережать количественный рост населения и

совершенствование средств производства.

Одной из возможных моделей реформирования сферы занятости могла бы

стать модель, основанная на "полюсах долгосрочного роста". Производственная

и социальная инфраструктура, формирующийся рынок услуг могли бы образовать

"первую волну" реформирования.

Во-первых, рынок услуг в настоящее время существует в значительной

степени за счет латентных и налогонеоблагаемых форм, и уже сложились

отдельные его сегменты.

Во-вторых, в этой сфере сохранился неудовлетворенный спрос населения

и предприятий в сервисных услугах.

В-третьих, этот сектор наиболее восприимчив к инновациям, а сейчас

имеется уникальный исторический шанс привлечь в него наиболее

квалифицированные и молодые кадры. Ситуация на рынке труда такова, что

выпускники вузов часто не находят работы.

Сфера занятости представляет собой не однородное монопространство, а

полицентрическую региональную структуру. Причем типологические

межрегиональные различия часто выступают более ярко выраженными, чем

межстрановые.

Децентрализация регулирования в системе "центр - периферия" призвана

активизировать региональную политику занятости и освободить, а может быть,

сформировать социальную базу реформ в "глубинке". Речь идет о переходе от

индустриальной модели занятости к инфраструктурной и создании адекватных

механизмов, форм управления, типов поведения, а также стратегических

преобразований в структуре экономических элит. Необходимо учитывать и такие

моменты, как формирование новых ценностей, ориентация на активную личность

в хозяйственной системе, укрепление духа предпринимательства, поддержка

ключевых социальных групп, наиболее восприимчивых к инновациям, которые при

создании благоприятных условий формируют потенциал реформирования,

укрепление института профессионального менеджмента.

Таким образом, если рассматривать сферу занятости, как реформируемую

систему с позиций глобальной схемы "ядро - периферия", то можно сделать

вывод о том, что модернизацию необходимо начинать не с ядра, а с периферии,

а точнее тех ее сегментов, которые несут в себе потенциал стратегического

развития.

Существует серьезная проблема: резкое высвобождение работников по

причине спада именно тех производств, чья продукция имеет наибольшую

потребность в экономике народного хозяйства [19]. Речь идет о заводах

строительных материалов, резиновых изделий, переобрабатывающих предприятий

пищевой промышленности. При этом высвобождаются не излишки рабочей силы, а

именно квалифицированные рабочие кадры.

Необходимо создать компьютерные взаимосвязанные модемные системы для

исследования и анализа состояния рынка труда на разных иерархиях,

выработке управленческих решений, прогнозирования рынка труда.

Быстрое индустриальное развитие общества является одной из причин

появления проблемы занятости [2].

Проблема занятости занимает одно из центральных мест для большинства

категорий наемных работников.

Образуются как бы два рынка труда. На первом представлены

высококвалифицированные специалисты и рабочие, обслуживающие новейшую

технику и получающие сравнительно высокую зарплату. На другом сосредоточены

обладатели устаревших профессий, низкооплачиваемые категории

малоквалифицированных трудящихся. Именно эти работники составляют в

западноевропейских странах ядро застойной безработицы (более 1 года), если

в 1985г. доля таких безработных составляла 0,9% экономически активного

населения, то в 1993г. - 4,7%, а в 1994г. - 6,6%. В процессе структурного

кризиса образовался так называемый «under class» - компактный социальный

слой с надорванными общественными связями, состоящий из бывших рабочих.

Обратим внимание на проблему занятости в конкретном регионе Восточной

Сибири.

Подход к решению возникающих сложностей видится в формировании

концепции устойчивого развития региона, при этом придавая первостепенное

значение гармоничному сочетанию человека с природой в аспекте его

жизнедеятельности.

В частности отмечается, что особое звучание данная проблема получает

в регионах, имеющих уникальные крупномасштабные природные объекты, что, в

частности, наблюдается в Восточной Сибири, где задачи хозяйственного

освоения региона столкнулись с байкальской проблемой. Предприятия

лесопромышленного комплекса, в первую очередь, два целлюлозных комбината,

построенные в начале 60-х гг. на Байкале, дают, по оценкам специалистов,

60% совокупных антропогенных загрязнений бассейна данного озера. Но

лесопромышленный комплекс - один из базовых в экономике региона -

обеспечивает занятость трети трудоспособного населения и заметные

поступления в местный бюджет.

Высшим критерием занятости населения, ориентированной на обеспечение

устойчивого развития, является формирование человека экологического.

Последний уже не является личным фактором производства даже с поправкой на

рациональное поведение, а выступает специфическим потребителем условий

производства. Это потребление происходит постольку, поскольку оно

обеспечивает гармонию человека с природой, здоровые условия

жизнедеятельности.

По данным обследования Госкомстата России работники низкой

квалификации или узкой специализации имеют меньше шансов найти новое

рабочее место. Удельный вес безработных без профессионального образования

(имеющих среднее общее и ниже) увеличится с 28% в 1995 г. до 47% в 1999 г.

Первостепенное значение приобретает проблема получения общего

образования, обучения новым профессиям, повышения квалификации. В

наибольшей степени с трудностями в поиске рабочего места в связи с

недостатком профессиональных знаний и опыта сталкивается молодежь. Уже

сейчас население в возрасте до 30 лет имеет более низкий показатель по всем

видам образования, в том числе и общего среднего, чем старшие возрастные

группы. Данное положение осложняет возможность приобретения приемлемой

профессии.

Региональные проблемы Восточной Сибири созвучны с аналогичными

проблемами, возникающими в регионах Восточного Оренбуржья.

Анализ всех вышеперечисленных проблем приводит к необходимости их

более детального изучения в Восточном регионе Оренбургской области с целью

выяснения общих закономерностей развития регионального рынка труда и

выработки оптимальных решений при планировании воспроизводства трудовых

ресурсов высшего звена (ВТРВЗ) и управлении этим процессом.

Построение теории менеджмента в ВТРВЗ в Восточном Оренбуржье

является одной из задач настоящей дипломной работы.

Глава 2. Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере

Восточного Оренбуржья

2.1. Направления, методы исследования регионального рынка труда и

формирование профессиональных планов и намерений молодежи.

В данной главе нами производилось практическое исследование

регионального рынка труда по следующим направлениям:

- Сравнение показателей, характеризующих человеческие ресурсы Восточного

Оренбуржья с Россией в целом и развитыми странами в 1998г.

- Структура образовательной ориентации выпускников школ;

- Социальное самочувствие абитуриентов;

- Оценка престижа профессий выпускниками школ;

- Рейтинг реально выбираемых профессий;

- Мотивы выбора профессии абитуриентами;

- Факторы, влияющие на выбор профессии выпускниками школ;

- Уровень занятости в г.Орске;

- Потребность предприятий Восточного Оренбуржья в кадрах;

- Результат трудоустройства выпускников вузов в Восточном Оренбуржье;

- Структура незанятых (безработных) в Восточном Оренбуржье.

В качестве методики исследования использовались:

- социологический опрос школьников (9,11кл.);

- выборочный опрос граждан;

- экспертно-аналитический метод.

Качественное обновление нашего общества предполагает существенные

изменения в системе управления образованием, ориентирует на реализацию

наиболее целесообразных способов получения образования, которые могут быть

выражены в форме социального (общественного), коллективного,

индивидуального заказов на образовательные услуги. Социальным заказчиком на

подготовку учащихся общеобразовательной школы, средних и высших

профессиональных учебных заведении, переподготовку кадров и непрерывное

повышение их квалификации выступает все наше общество: учащиеся, родители,

социальные группы и классы, организации и предприятия.

Социальные заказы на образование можно условно разделить на

общественный, региональный, коллективный и индивидуальный.

Общественный заказ определяется объективно существующей на каждом

этапе развития потребностью в образовании, всестороннем развитии личности.

В соответствии с социальным заказом решается вопрос о приоритете развития

образования в стране, конкретизируются целевые установки и требования к

объему и содержанию образования с учетом выявленных потребностей общества в

образовательных.

Региональный заказ на образование представляется в количественном и

качественном выражении. В первом из них фиксируются потребности в кадрах

всех сфер народного хозяйства региона. Качественная характеристика содержит

квалификационные требования к уровню общеобразовательной и

профессиональной подготовки кадров. Это позволяет уточнить и

скорректировать структуру и содержание образовательных программ, типы и

виды образовательных учреждений, сроки, формы и методы обучения. Цели

образования в регионе определяются государственными и региональными

потребностями. Задачей же органов управления становится их достижение с

помощью определенных средств в установленные сроки.

Назовем основные функции, реализуемые на региональном уровне

управления:

• учетно-расчетная (выявление всех ресурсов региона и нормативное их

распределение);

• структурно-инвестиционная (распределение средств в соответствии с

заказом);

• достижение сбалансированности системы образования и ее соответствие

потребностям народного хозяйства;

• информационно-аналитическая (обеспечение обратной связи на основе

анализа информации о выполнении регионального заказа на образование);

• программно-методическое обеспечение образования в регионе

(разработка его содержания в соответствии с квалификационными

требованиями).

Среди других сквозных функций отметим планирование и прогнозирование,

нормирование ресурсов для всех звеньев образования, анализ качества

подготовки выпускников учебных заведений; программно-методическое и

материально-техническое, финансовое и кадровое обеспечение, подготовку и

переподготовку кадров по всем направлениям, оценку качества подготовки

выпускников и уровня квалификации педагогических кадров.

Коллективные и индивидуальные заказы обусловлены различием

образовательных потребностей учащихся, родителей, социальных групп,

общественных организаций и необходимостью удовлетворения индивидуальных

образовательно-воспитательных интересов и потребностей личности,

склонностей и способностей человека. Такие заказы на более разностороннюю,

углубленную и дифференцированную подготовку обеспечиваются за счет

дополнительных вкладов средств государственных и общественных организаций,

кооперативов, профессиональных обществ, союзов, добровольных взносов

отдельных граждан и других поступлений из разных источников.

Поступательное развитие всей сферы образования должно быть обеспечено

путем перестройки существующего механизма управления народным образованием.

Система общего, профессионального и среднего специального образования в

условиях перехода к рыночным отношениям должна быть преобразована в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.