реферат, рефераты скачать
 

Анализ потребности в кадрах высшей квалификации на примере Восточного Оренбуржья


|Промышленные | | | |

|Электроэнергетика |79 |5 |31 |

|Нефтепереработка |109 |3 |59 |

|Цветная металлургия |1233 |58 |268 |

|Машиностроение |734 |88 |481 |

|Стройиндустрия |167 |29 |121 |

|Легкая промышленность |71 |14 |39 |

|Пищевая промышленность |169 |33 |81 |

|Мебельная |38 |– |33 |

|Ремонт машин и оборудования |12 |1 |11 |

|Прочие |20 |– |20 |

|Итого по группе |2632 |231 |1144 |

|Непромышленные | | | |

|Сельское хозяйство |63 |– |59 |

|Транспорт |374 |5 |183 |

|Строительство |220 |17 |173 |

|Торговля и общественное |170 |25 |116 |

|питание | | | |

|Коммунальное хозяйство |481 |14 |417 |

|Образование |605 |– |603 |

|Управление |27 |2 |24 |

|Здравоохранение |249 |– |249 |

|Культура |17 |– |17 |

|Прочие |39 |1 |33 |

|Итого по группе |2245 |64 |1879 |

|Итого по г. Орску |4877 |295 |3023 |

В непромышленных отраслях, в сельском хозяйстве и торговле процесс

сокращения замедлился соответственно с 19 до 13% и с 13 до 3%. Рост

численности занятых по сравнению с 1998 годом не наблюдался.

В масштабах, динамике и структуре скрытой безработицы существенных

изменений не произошло. Большое распространение получил на предприятиях

машиностроения, металлообработки текстильной промышленности и цветной

металлургии такой режим работы, как занятость неполное рабочее время. По-

прежнему высока доля работников, находящихся в отпусках по инициативе

администрации в связи с отсутствием работы - около 20%.

В целом, из общего числа выбывших за первый квартал 1999г., выбытие

по сокращению штатов составило 6 % (см. табл.2.11).

Наиболее сильно сокращение штатов коснулось цветной металлургии –

1233 чел. и сферы образования – 605 чел.. Менее всего сокращение штатов

затронуло отрасли сельского хозяйства – 63 чел.

Негативно повлиял на занятость и низкий средний уровень заработной

платы в целом по отраслям народного хозяйства в г. Орске, который в 1998г.

составил 881 рубль.

В результате произошло усиление притока работников в сырьевые

отрасли, а также в производства с преобладанием малоквалифицированного

труда, где уровень зарплаты выше среднего, а также низкая зарплата привела

к деформации потребительского бюджета, переориентировав его исключительно

на товары первой необходимости, что в свою очередь повлекло рост цен на

них. В результате произошло сокращение объемов производства и занятости в

технически передовых отраслях. С точки зрения уровня заработной платы резко

ухудшилось положение в сельском хозяйстве, где заработная плата составила с

начала года 27 % от среднеотраслевого уровня. Низкий уровень оплаты труда

по-прежнему остается в отраслях культуры и искусства (53,2 % от

среднеотраслевого).

Катастрофическое положение сложилось в отрасли науки и научного

обслуживания. Низкий уровень заработной платы работников науки и научного

обслуживания обусловил массированный отток кадров. Весьма незначительны

возможности структурных сдвигов в кадровом составе науки, т.к. все усилия

по сохранению науки сосредоточиваются пока на сохранении научно-технических

специалистов.

Центральной проблемой современного рынка труда в Восточном Оренбуржье

можно рассматривать максимально возможное достижение сбалансированности

рабочих мест и человеческих ресурсов для труда. Эту проблему нельзя считать

новой для отечественной экономики, однако нельзя на признать, что в

последнее время эта проблема обострилась. Основными причинами все

возрастающего дисбаланса между упомянутыми составляющими рынка труда

становятся продолжающийся спад производства и структурная перестройка

экономики.

Сбалансированность рабочих мест в регионе обеспечивается в том

случае, когда число имеющихся рабочих мест совпадает с трудовыми ресурсами,

при этом обязательно учитывается профессиональный состав и квалификация

персонала и соответствующие характеристики рабочих мест. Следует иметь в

виду, что достижение подобной сбалансированности, даже теоретически,

практически невозможно. Поэтому следует стремиться к минимизации дисбаланса

рабочих мест и рабочей силы.

При решении названной проблемы необходимо учитывать процессы

банкротства и санации предприятий, которые сами по себе имеют весьма

противоречивый характер. С одной стороны, имеется необходимость ликвидации

и перепрофилировании неэффективных и убыточных производств, с другой

принимая во внимание значительное количество монопольных предприятий,

проведение мероприятий по ликвидации следует, прежде всего, увязывать с

решением сложных социальных проблем, которые возникают при высвобождении

работников, а именно определением правовых условий смены собственника на

конкретном убыточном предприятии, определением финансовых средств для

обеспечения минимальных социальных гарантий высвобождающимся работникам.

Проведение эффективной политики занятости населения невозможно без

компромисса между экономическими и социальными результатами. Необходимо

взвешивание экономических результатов развития рыночных отношений с их

влиянием на рынок труда и необходимостью введения корректив.

С повышением эффективности труда и функционирования всей экономики у

населения может появится материальная основа для обеспечения современных

стандартов жизни при снижении уровня занятости, широком распространении

режимов труда с неполным рабочим временем, сокращения установленной

продолжительности рабочей недели. Даже в целях реализации социальной

потребности в профессиональной деятельности как средстве самовыражения

личности необходимо достигнуть оптимального сочетания рабочего и свободного

времени, а каждому гражданину иметь возможность чередовать труд, учебу,

отдых, воспитание детей и т.д.

Поэтому понижение спроса населения на рабочие места, преодоление

сверхзанятости его отдельных групп на основе совершенствования программы

социальной помощи женщинам с детьми, молодежи, совмещающей работу с учебой,

пенсионерам надо рассматривать как непременное условие обеспечения полной

занятости при ускорении роста эффективности труда, речь идет о социально и

экономически необходимой перегруппировки трудовых ресурсов между сферой

труда, учебой и добровольной незанятостью.

В настоящее время федеральные и региональные органы занятости,

рассматривая в совокупности проблемы занятости и безработицы (что

методически справедливо), ставят вопрос об определении некоторого

нормального (предельно допустимого) уровня безработицы. Такая постановка

вопроса в какой-то мере объяснима с точки зрения определения уровня

безработицы, безопасного для сохранения социального спокойствия в городе,

регионе, стране в целом. Можно понять и предпринимателей, которых

удовлетворяет факт наличия безработицы, поскольку они видят в ней один из

стимулов для эффективного труда занятых и, следовательно, для развития

производства. Так, например, известный политик и предприниматель К.Боровой

отмечает, что "нам необходимо привести в цивилизованные рамки ту же

безработицу, нормальный уровень которой колеблется от 3 до 6%

работоспособного населения это та цифра, которая дает экономике конкуренцию

и стимул" ("Экономика и жизнь", 1993. №46). Этой же точки зрения

придерживается и А.Котляр. Наконец, ясна позиция в отношении безработицы

и специалистов, занимающихся вопросами регулирования рыночных отношений,

инфляции, ценообразования.

Чтобы качественно управлять занятостью населения и человеческими

ресурсами для труда, органы управления должны иметь ясное представление о

складывающейся в настоящее время и в перспективе ситуации на рынке труда.

Специфическое место в решении проблемы формирования прогнозных оценок

развития ситуации на региональном рынке труда играет баланс рабочих мест и

трудовых ресурсов.

Таблица 2.12.

Структура безработных на предприятиях

Восточного Оренбуржья в 1998г.

|Специаль-но|С высшим образованием |Без высшего образования |

|сть | | |

| |До 40 лет |После 40 лет |До 40 лет |После 40 лет |

| |Мужчин|Женщины|Мужчин|Женщин|Мужчины|Женщин|Мужчины|Женщи|

| |ы | |ы |ы | |ы | |ны |

|Техник |– |– |– |– |Средний уровень неофиц. |

| | | | | |безработицы ? 10 % |

| | | | | | |

| | | | | |Офиц. безработица ? 1%[2] |

|Экономист |20 |30 |20 |30 | |

|Юрист |5 |5 |– |5 | |

|Бухгалтер |– |40 |– |0 | |

|Учитель |– |– |0 |0 | |

|Без |– |– |– |– | |

|образования| | | | | |

Его своеобразие по сравнению с другими балансами системы заключается

в том, что в нем учитываются не только трудовые ресурсы, но и вещественный

фактор производства (рабочие места). Основное предназначение баланса

заключается в том, что он способствует достижению качественной и

количественной сбалансированности между числом рабочих мест и численностью

трудовых ресурсов (желающих трудиться, а также фактически работающих).

Численность занятых в народном хозяйстве и безработных берется

непосредственно из прогнозного сводного баланса трудовых ресурсов. При этом

отражается общее число безработных - как зарегистрированных службами

занятости, так и незарегистрированных. Численность желающих работать

представляет собой сумму работающих и всех безработных (см. табл. 2.12).

Общее сокращение численности промышленных предприятий привело к

сокращению экономистов, большинство которых были женщинами, потому процент

безработных женщин экономистов выше на 10%, чем мужчин экономистов. Юристов

мужчин в нашем регионе очень мало, а потому безработица среди них не

отмечается.

Хотя учителя в школах, лицеях, колледжах получают небольшую

заработную плату, они все равно держатся за свои места, боясь в столь

тяжелое экономическое положение в стране остаться без работы. Процент

безработных среди учителей поэтому равен практически нулю.

Глава 3. Совершенствование подготовки квалифицированных кадров

3.1. Управление воспроизводством квалифицированных трудовых

ресурсов.

Система высшего образования сформировалась в период экстенсивного

развития экономики и сведена по сути к прикладной задаче подготовке

специалистов. Система высококвалифицированного обучения в бывшем СССР была

построена на следующих предпосылках:

- общество имеет неограниченное число рабочих мест и каждый может

выбрать работу по способностям и квалификации;

- государство гарантирует каждому профессиональную подготовку и

рабочее место.

Чрезмерно централизованная система высшего образования в силу своей

негибкости способствовала тому, что в общем-то хорошие принципы оказались

далекими от практического осуществления. В настоящее время, в связи с

переходом предприятий на рыночные отношения, высшее образование переживает

сложный период. Регулярная помощь предприятий учебным заведениям в

укреплении и расширении учебной и материальной базы резко сократилась.

Осложнились взаимоотношения в вопросах планирования подготовки

специалистов, организации производственной практики и трудоустройства

выпускников, все это напрямую сказывается на стабильности работы

образовательных учреждений и качестве подготовки квалифицированных

специалистов. Контингент охватываемый высшим образованием, составляют

главным образом молодежь. Именно она оказалась сегодня в особенно сложном

положении. Не имея достаточного жизненного опыта, они (молодые люди) часто

не способны разобраться в происходящем, найти свое место в изменяющемся

обществе.

Основным направлением реформы высшего образования является обновление

содержания, координация работы с Федеральной службой занятости,

Министерством труда, Комитетом по делам молодежи. Сегодня учебные заведения

стремятся удовлетворить потребности личности в образовании при том условии,

что выпускник не обязательно будет работать по данной профессии, но с

полученным образованием сам может найти себе работу.

Федеральная политика в области высшего образования в большей мере

осуществляется с учетом запросов регионов, одновременно усиливается и

координирующая функция федеральных органов. Переход России к рыночной

экономике сопровождается кризисом в области занятости требует построения

признанной во всем мире системе непрерывного образования населения, в том

числе и открытой динамично развивающейся системы непрерывного образования,

соответствующей потребностям личности на различных этапах духовного и

профессионального развития потребностей социальных и экономических структур

регионов. Образование неизбежно должно будет стать глубоко интегрированной

многоуровневой системой. Системой, которая будет обеспечивать органическую

преемственность с общим образованием как между разными своими ступенями,

этапами по вертикали (до профессиональная подготовка, начальное, среднее

профессиональное, высшее и последипломное образование), так и между

различными его формами, звеньями и учебными заведениями по горизонтали.

Актуальной является идея интеграции учебных программ начального, среднего

профессионального и высшего образования.

Такая интеграция эффективна во многих отношениях. Она отвечает

интересам молодежи, четко определяющейся в своих профессиональных

намерениях, позволяет сократить сроки обучения и тем самым снизить расходы

на высшее образование. Важным фактором интеграции содержания высшего

образования является образование взаимосвязи по вертикали, учебные

заведения начинают дифференцировать обучение студентов по срокам и уровням

образования в зависимости от их желания и возможностей. Для нас сегодня это

пока непривычно. Мы привыкли к жесткому стандарту: если колледж – то надо

обязательно учить три – четыре года, вуз – пять-шесть лет. Но в свободном

обществе и высшее образование должно быть разнообразным, а точнее

многообразным.

Сегодня необходима интеграция учебных заведении среднего

профессионального образования с вузами. Многоуровневые профессиональные

учебные заведения - это общемировая тенденция.

В рамках схемы многоуровневой подготовки специалистов необходимо

предусмотреть 4 ступени подготовки: 1-я — колледж, 2-я — институт

(бакалавриат), 3-я — магистратура, 4-я — аспирантура. Есть еще 0-я ступень

— это лицей. Если на 0-й ступени предусматривается получать лишь навыки

работы по выбранной специальности, то на последующих предполагается

получение профессиональных навыков с выдачей соответствующего диплома.

Срок обучения в колледже должен составлять 2,5-3 года, где первые два

года изучаются дисциплины фундаментального, гуманитарного и

общеэкономического блоков, а в последующие полгода-год — основы

профессиональных дисциплин.

Первые два года обучения в колледже должны соответствовать первым

двум годам обучения в институте. Отбор на дальнейшее обучение в институте и

получение степени бакалавра производится на конкурсной основе.

После 4 лет обучения в институте и написания теоретической выпускной

работы студенту присваивается степень бакалавра по выбранной специальности

с выдачей соответствующего диплома. Однако действующая нормативная база не

предусматривает квалификационных характеристик выпускника со степенью

бакалавра, не определяет его места в перечне специалистов для народного

хозяйства. Это затрудняет его востребование предприятиями. Для решения этих

вопросов на законодательном уровне, необходимо закрепить статус бакалавра

как соответствующий квалификационной ступени специалиста.

Для получения высшего образования по специальности необходимо

продолжить обучение на следующей ступени — в магистратуре.

Обучение в магистратуре можно продолжать по двум направлениям: для

работы на предприятии, фирме и для преподавательской деятельности.

Соответственно сроки обучения будут различны. Если студент планирует идти

на предприятие, срок обучения составит 0,5-1 год, если на преподавательскую

работу — 1,5-2 года. На этих этапах обучения должны даваться конкретные

знания по профессиональным дисциплинам применительно к выбранному месту

работы (торговля, промышленность, сфера услуг и т.д.), дополнительные

гуманитарные знания, расширяющие кругозор, а также производственная

практика по специальности.

Дальнейшее обучение может быть продолжено в аспирантуре.

Во многих странах давно функционируют профессиональные учебные

заведения, колледжи, имеющие например 5-6 ступеней (уровней)

профессионального образования, когда учащийся, студент после окончания той

или иной ступени решает продолжить ли обучение дальше или ограничиться

достигнутым. Проблема преемственности профессиональной подготовки молодежи

в средних и высших профессиональных учебных заведениях разработана крайне

недостаточно. Особенно это касается подготовки специалистов в колледже и

вузе.

В прежние года характерными чертами учебных заведений были классовая

и ведомственная разобщенность. Действительно, во-первых были учебные

заведения, призванные готовить будущих рабочих - профтехучилища, а также

межшкольные учебно-производственные комбинаты и отраслевые учебно-курсовые

комбинаты с одной стороны. С другой стороны учебные заведения, призванные

готовить «интеллигенцию» специалистов - средние специальные и высшие

учебные заведения. Сегодня такое классовое разделение теряет смысл. Во-

вторых, техникумы, отчасти вузы, а также учебно-курсовые комбинаты

создавались при отраслевых министерствах, ведомствах, и их деятельность

была направлена на удовлетворение интересов последних, в том числе по

составу подготавливаемых специальностей. Профессиональные училища, а также

межшкольные учебно-производственные комбинаты создавались и функционировали

при крупных базовых предприятиях, действовавших в большинстве своем опять-

таки в составе министерств и ведомств, а для последних регионы были прежде

всего географическими и демографическими территориями, обеспечивающими

подведомственные предприятия кадрами, землей и другими ресурсами.

Теперь ситуация меняется. Акционирование крупных предприятий,

стремительное развитие предприятий малого бизнеса значительно снижают роль

ведомств в управлении экономикой. В то же время развитие и дальнейшее

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.