реферат, рефераты скачать
 

Антикризисное управление финансами при угрозе банкротства


является одним из главных факторов ухудшения финансового положения

предприятия. Конечно, на предприятии уделяется мало внимания оптимизации

налогового бремя, однако когда идет речь о том, что 63% выручки от

реализации продукции изымается из обращения в бюджет, говорить о

оперативной профилактике налогообложения на предприятии для снижения

налогового бремя не приходится . В условиях, когда предприятие терпит

убытки, уровень налогообложения увеличивается. Чуть меньше половины общих

налоговых платежей составляют начисления на заработную плату.

Табл.2.10

Показатели, характеризующие уровень налогового давления.

[pic]

В такой ситуации основной фактор - отрицательное воздействие

налогообложения на жизнедеятельность предприятия.

Налогообложение издержек осуществляется в размере 40% к сумме

издержек.

2.7.Анализ эффективности

Анализ эффективности деятельности производится с использование

показателей, представленных в таблице 2.11.

Табл.2.11

Показатели анализа эффективности.

[pic]

Продолжение табл.2.11

[pic]

1.Рентабельность продукции на протяжении с 1995 по 1997 года резко

понижалась и достигла отрицательного значения -39%, что свидетельствует о

неконкурентноспособности выпускаемой продукции.

2.Следствием реализации по заниженной цене стало катастрофическое

падение всех видов рентабельности до угрожающего низкого значения.

Рентабельность от реализации -39% означает, что 39% от вырученных средств

составляют убытки.

3. Рентабельность активов и собственного капитала также достигли

отрицательных значений и это означает, что сумма активов и собственного

капитала за год уменьшались на сумму процентов рентабельности активов и

собственного капитала. Налицо растрачивание средств и капитала.

4.В 1995 году чистая прибыль составила 80% от балансовой. Это

свидетельствует о том, у предприятия были затраты, льготируемые по налогу

на прибыль. Такими затратами являются затраты на жилищно-комунальное

хозяйство.

5. На протяжении 3 лет предприятие не выплачивало дивиденды и не

направляла чистую прибыль на производственное развитие. В 1995 году по

причине не рационального распределения чистой прибыли, которая 100% пошла в

фонд поощрения, социального развития, финансирование затрат, не

относящихся на себестоимость продукции. В финансовом менеджменте такое

распределение называется расходованием на потребление и только анализ

распределения прибыли позволяет говорить о неблагоприятных тенденциях в

стратегии управления предприятия, которое сулит в перспективе возникновение

кризисного положения.

На основании проведенного анализа эффективности работы предприятия можно

сделать следующие выводы:

предприятие терпит большие убытки вследствие неконкурентноспособности

продукции,

наблюдается кризисное расходование средств предприятия и собственного

капитала

происходит устойчивое ухудшение эффективности предприятия при котором не

видны попытки руководства изменить положение и не обнаружены признаки

существования финансовой стратегии и стратегии развития предприятия

2.8.Анализ формирования и использования финансовых ресурсов на

предприятии.

Анализ формирования и использования финансовых ресурсов на предприятии

является последним разделом комплексного анализа и его целью является

установлении основных источников и направлении расходования финансовых

ресурсов предприятия на протяжении рассматриваемого периода. Такой анализ

позволяет более полно представить финансовые процессы, происходящие на

предприятии.

Анализ расхода и поступления финансовых ресурсов представляет собой

расшифровку результатов деятельности по следующей классификации:

1) оперативная деятельность,

2) инвестиционная деятельность,

3) финансовая деятельность.

Расшифровка статей поступления и расходования финансовых ресурсов

представлена в таблице 2.12.

Табл.2.12

Форма расходования и поступления финансовых ресурсов .

[pic]

Продолжение табл.2.12

[pic]

Как видно из формы анализа поступления и расходования финансовых

ресурсов наблюдается кризис накопления финансовых ресурсов на предприятии.

Основным показателем для оценки способности производственного

предприятия генерировать финансовые ресурсы является показатель чистого

денежного потока (Кэш-фло) по оперативной деятельности.

В 1996-1997 чистый денежный поток по оперативной деятельности является

отрицательной величиной, значение которой увеличилось в 1997 году в 2 раза.

Из сказано следует сделать вывод о том, что дальнейшая текущая работа

предприятия по производству продукции является невозможной без серьезных

изменений в организации производства, маркетинга, снижении себестоимости.

Общий Кэш-фло деятельности предприятия в 1996 году составил -64,7

тыс.грн , что составляет 4% от общих активов и 5% от собственных активов

предприятия. В 1997 общий отрицательных денежных поток был снижен до

-8,8тыс грн. Однако если рассмотреть источники формирования финансовых

ресурсов, то заметим, что в 1997 годы был получен долгосрочный кредит в

размере 100тыс.грн.Таким образом, общий денежный поток был занижен и

фактически составил -108.8 тыс.грн и это при ситуации, когда по сравнению с

1996 годом объемы реализации упали вдвое.

В завершение анализа финансового состояния будет приведен анализ

вероятности банкротства по модели Альтмана и “труднореализуемых активов”

(таблица 2.13). Завершением 2 раздела станет обобщенная характеристика

признаков кризисного развития, определены масштабы кризисного состояния и

выявлены факторы, обуславливающие кризисное развитие, предложены механизма

выхода из кризиса.

Табл.2.13.

Анализ вероятности банкротства по модели Альтмана и

“труднореализуемых активов”.

[pic]

Выводы.

Методы Альтмана и “труднореализуемых активов” дали одинаковое

заключение относительно вероятности банкротства - очень высокая.

Такая оценка полностью соответствует результатам комплексного анализа

финансово-хозяйственной деятельности, проводимого по направлениям:

-анализ ликвидности и платежеспособности,

-оценка использования имущества,

-оценка использования капитала,

-анализ себестоимости и налоговой политики,

-анализ эффективности имущества,

-анализ формирования и использования финансовых ресурсов.

На деятельность предприятия оказывали влияние внешние и внутренние

факторы.

Внешние факторы:

общегосударственный спад производства, который стал причиной остановки

многих заводов, являвшихся основными потребители продукции предприятия. По

сравнению с 1995 годом произошел спад производства с учетом коэффициента

инфляции в 5 раз и составляет 10% от мощности.

инфляция, ставшая причиной оттока оборотных средств и вызвавшая

необходимость привлечения дополнительных источников формирования оборотных

активов. Одним из источников пополнения оборотных средств стала

краткосрочная кредиторская задолженность, большая часть из которой -

просроченная, а это в свою очередь вызывает дополнительные расходы по

оплате кредиторской задолженности.

нестабильность и неэффективность налоговой политики государства, при

которой издержки предприятия облагаются в размере 40%, в выручке от

реализации доля налоговых платежей составляет 62%( 1997год), 40% (1995-1996

годы). Накопление средств в фондоемких предприятиях на восстановление

оборудования искусственно занижено государством, которое ввело понижающий

коэффициент на амортизационные отчисления.

неконкурентноспособность выпускаемой продукции в связи с появлением и

внедрение на рынке Украины более качественных технологий, материалов,

нового высокопроизводительного автоматизированного оборудования.

падение платежеспособного спроса населения, которое стало причиной и

следствием общего ухудшения экономической ситуации на Украине, которое

повлияло на обьемы реализации во всех отраслях народного хозяйства.

Внутренние:

высокий физический и моральный износ основных фондов, которые влияют на

качественные характеристики выпускаемой продукции, на себестоимость

продукции так как их производительность намного ниже чем у существующих

аналогов. Износ оборудования на 64% ведет за собой дополнительные расходы

на текущий ремонт оборудования.

неэффективная стратегия маркетинга, которая слабоориентирована на поиск

новых сегментов рынка, продвижения на рынок, установление стимулов

потребителям для приобретения предлагаемых товаров,

высокий уровень переменных затрат в структуре себестоимости (81-83%) ,

который объясняется прежде высокими затратами на оплату труда основных

производственных рабочих. Выходом является автоматизация производства.

низкая загрузка основных фондов, которая является причиной низкой

оборачиваемости активов, рентабельности активов и свидетельствует о

неэффективности использования оборудования.

недостаточно дифференцированный ассортимент предлагаемой продукции, который

также является следствием неэффективности работы службы маркетинга, сбыта.

неэффективная финансовая стратегия и скорее отсутствие таковой, так в ходе

проведения анализа удивление вызывает отсутствие мер управленческого

аппарата по нормализации положения на предприятии, которое вызвано по

мнению автора прежде всего неспособностью аппарата анализировать и

прогнозировать развитие предприятия. Следствием такого утверждения является

неквалифицированность управленческого персонала в рыночных условиях

хозяйствования.

неэффективная структура капитала (низкая ликвидность), вызванная высокой

долей внеоборотных активов а также высокой долей запасов готовой продукции,

РБП в структуре оборотных активов).

Исходя из вышеперечисленных выводов можно утверждать , что исследуемое

предприятия находится в глубоком кризисе и для вывода его из кризиса

необходимо привлечение внешней помощи, которая принимает форму его санации.

В разделе 3 дипломной работы будут сформированы цели и механизмы

программы санации предприятия, будет предложена форма санации и будут

проведены необходимые экономические расчеты, подтверждающие

перспективность применения именно этого решения и предлагаемых механизмов

антикризисного управления.

3. МЕТОДИКА ПРИНЯТИЯ АНТИКРИЗИСНЫХ РЕШЕНИЙ В

УСЛОВИЯХ УГРОЗЫ БАНКРОТСТВА

3.1. Формирование целей и выбор механизмов антикризисного

управления финансами.

Цели антикризисной программы выхода предприятия из кризиса вытекают из

результатов анализа финансово-хозяйственной деятельности оценки масштабов

кризисного состояния, выявления факторов, влияющих на неблагоприятное

развитие.

Цели программы антикризисного управления финансами:

1. Устранение неплатежеспособности.

Достигается за счет сокращения внешних и внутренних обязательств за

счет а также увеличения объема денежных ресурсов :

1. оптимизация организационной структуры и сокращения постоянных

издержек,

2. сокращение переменных издержек за счет автоматизации производственного

процесса и сокращения персонала основных и вспомогательных

подразделений,

3. отсрочка и реструктуризация по возможности кредиторской задолженности,

4. ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности за счет сокращения

периода коммерческого кредита, по сомнительной дебиторской

задолженности - обращение в суд с целью возврата а также с целью

отнесения дебиторской задолженности на валовые затраты согласно

действующему на настоящий момент законодательству о налогообложении

прибыли,

5. нормализация размера запасов товаро-материальных ценностей за счет

сбыта запасов готовой продукции, которая может пользоваться спросом

при небольших дополнительных затратах на обновление - упаковка,

обложки). Готовая полиграфическая продукция, полностью потерявшая свои

потребительские свойства, должна быть реализована перерабатывающим

предприятиям. Убытки, полученные от реализации, согласно действующему

на сегодняшний законодательству о налогообложении прибыли, будут

сокращать налогооблагаемую прибыль в будущих периодах.

2. Восстановление финансовой устойчивости будет достигнуто в случае,

когда уровень генерирования собственных финансовых ресурсов (положительного

денежного потока) будет не меньше уровня потребления финансовых ресурсов

(отрицательного денежного потока) в процессе развития.

Для достижения финансового равновесия необходимо реализовать следующие

мероприятия:

6. роста чистого дохода за счет проведения эффективной ценовой политики,

применения системы скидок и методов продвижения продукции на рынок,

7. оптимизация налогового пресса на хозяйственный процесс в результате

использования легальных схем снижения базы и ставок налогообложения,

8. осуществление дивидендной политики, адекватной кризисному развитию

предприятия, с целью увеличения чистой прибыли, направляемое на

производственное развитие,

9. реализация изношенного и неиспользуемого оборудования,

10. осуществление эффективной эмиссионной политики при увеличении

собственных средств предприятия,

11. привлечение необходимых основных и оборотных средств на условиях

совместной деятельности, объединения капитала.

3. Стратегическая финансовая стабилизация и экономический рост,

направленные на увеличение рыночной стоимости.

Модель экономического роста базируется на 4 факторах:

12. рост рентабельности продаж, которое может быть достигнуто с

использованием ценовой политике, использованием эффекта операционного

рычага,

13. возрастание доли чистой прибыли, которая идет на производственной

развитие,

14. ускорение оборачиваемости активов, которое может быть достигнуто за

счет сокращения сверхнормативных активов по видам ( производственные

запасы, запасы готовой продукции, внеоборотные активы), ускорение

оборачиваемости активов ведет к сокращению потребности в них. Для

сокращения норматива текущих активов необходимо использовать

математические экономические модели - транспортная задача, управления

запасами,

15. использование эффекта финансового левериджа, возможное лишь в том

случае, если коэффициент финансового левериджа еще не достиг своего

оптимального значения, но в пределах безопасного уровня финансовой

устойчивости предприятия.

3.2. Общая характеристика проекта санации предприятия.

Суть проекта санации предприятия: слияние полиграфического предприятия

“Полиграфист” с издательством “Свет” и образование на базе двух организаций

открытого акционерного общества с участием иностранного капитала немецкой

фирмы “Arlex”, являющейся крупным полиграфическим предприятием в западной

Германии и которая проявляет к интерес к инвестированию на Украине.

Перечислим основные положительные моменты данного проекта:

1)полиграфия является одной из немногих отраслей Украинской экономики,

в которой по данным Министерства статистики Украины происходит устойчивый

подьем в среднем на 26% в год, что свидетельствует о незаполненности рынка

высококачественной полиграфической продукции - этикетки, наклейки, печатные

издания, упаковка и т.д., поэтому вкладывая средства все участники проекта

имеют основания рассчитывать на высокие доходы, однако предварительно

необходимо провести технико-экономическое обоснование проекта.

2)предприятие “Полиграфист” обеспечено высококвалифициро-ванными

техническими кадрами в области полиграфии, а издательский дом “Свет”

располагает квалифицированными кадрами в области предпечатной подготовки

продукции - художники, дизайнеры, имеет налаженные связи по реализации

печатной продукции .

Техническая база обоих предприятий может быть использована при

условии проведении модернизации и ремонтных работ.

3)немецкие полиграфические предприятия активно создают совместные

предприятия на территории Украины, например: “Блиц-принт”, “Графия-

Украина”, поэтому проект вправе рассчитывать на привлечение средств

зарубежного партнера, однако необходимо представить обоснованный бизнес-

план. Содержанием данной дипломной работы не являются проблемы написания

бизнес-плана, поэтому работа содержит лишь предварительный экономический

анализ реализации проекта.

4)Предприятия-основатели проекта расположены географически очень

близко друг от друга, поэтому их слияние не потребует строительства

дополнительных производственных помещений, перемещения подразделений какого-

либо из предприятий.

Проект предполагает приобретение модульной многокрасочной установки

“Аниокс” (12 модулей), обладающей высокими техническими характеристиками по

качеству, автоматизации, производительности. Установка может печатать

рулонную и листовую продукцию форматом до 1200 мм. Кроме этого:

приобретение фальцевальной машины, сушильной установки и резательной

машины. Предполагается создать на базе акционерного общества рекламное

агенство, специализирующееся на проектировании и получении заказов на

изготовление полиграфической продукции рекламного характера (рекламные

щиты, буклеты и т.д.). В план проекта входит ремонт и модернизация

существующего оборудования предприятий-участников.

Конечная мощность проекта с учетом введения в эксплуатацию нового

оборудования и сохранения старого оборудования составляет 15000

тыс.оттисков А1 в месяц.

3.3. Формирование собственности.

Для реализации проекта была выбрана акционерная форма собственности

нового хозяйственного объекта.

Правила создания, функционирования, реорганизации и ликвидации

открытых акционерных обществ определяет Закон Украины “О хозяйственных

обществах”.

Акционерным называется общество , уставной фонд которого разделен на

определенное количество акций равной номинальной стоимости и которое несет

ответственность по обязательствам только имуществом общества.

Общая номинальная стоимость выпущенных акций составляет уставной фонд

акционерного общества, который не может быть меньше суммы эквивалентной

1250 минимальных заработных плат, что по состоянию на 29.05.1998 составляет

56250 гривен.

Акционерное общество открытого типа отличается от акционерного

общества закрытого типа тем, что его акции могут распространятся открытой

подписки на куплю-продажу на биржах.

Учредителями акционерного общества могут быть юридические и физические

лица.

Учредители акционерного общества составляют между собой договор,

который определяет порядок осуществления ими совместной деятельности по

созданию акционерного общества, ответственность перед лицами, которые

подписались на акции и третьими лицами.

Учредители несут солидарную ответственность по обязательствам, которые

возникли до регистрации акционерного общества.

Для создания акционерного общества учредители должны сделать

объявление о намерении создать акционерное общество, провести подписку на

акции , провести установочные сборы и государственную регистрацию общества.

Учредители общества должны быть держателями акций на сумму не меньше

25% уставного фонда сроком не менее 2 лет.

В том случае, если все акции акционерного общества распределяются

между учредителями, они должны внести до дня созыва учредительного собрания

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.