реферат, рефераты скачать
 

Концепция принятия управленческого решения в современной литературе


Концепция принятия управленческого решения в современной литературе

Министерство общего и профессионального

образования РФ

Государственный Университет Управления

ИНСТИТУТ МЕНЕДЖМЕНТА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ И УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТОМ

ДИСЦИПЛИНА: ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

РЕФЕРАТ НА ТЕМУ:

“Концепция принятия управленческого решения в современной литературе”

Руководитель: Хрипко В.В.

Выполнил: Студент 4-го курса 2-ой группы

специальности ПМС Ростовцев А.И.

Москва 1998.

ПЛАН:

1. ВВЕДЕНИЕ.

2. РЕШЕНИЕ - ЭТО ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ.

3. ПОДХОДЫ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ.

4. ДРУГИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ.

5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

ВВЕДЕНИЕ:

В современной литературе можно встретить несколько подходов к

изучению процесса принятия решения, но наиболее полно и точно можно об этом

говорить, придерживаясь взгляды коллектива авторов под руководством

М.Х.Мескона, который, обобщив труды ряда авторов и свой личный опыт,

разработал свою теорию.

Для принятия любого решения необходимы несколько условий: субъект

выбора со своими интересами, пристрастиями, финансовыми возможностями и т.

д, набор альтернатив. Альтернативы и субъект выбора взаимодействуют, этот

процесс проходит гладко, если не противоречат:

1. Декларативные знания (объективные) - знания о каких - то объектах, с

которыми мы хотим взаимодействовать.

2. Знания о предпочтениях (ценности, принятые в обществе, религии,

политике).

3. Знания о действиях (процедурные знания).

В процессе взаимодействия получается результат выбора.

В связи с этим есть несколько принципов построения модели принятия решений:

1. Принцип взаимной полноты.

2. Принцип непротиворечивости во взаимоотношениях и продвижении.

3. Принцип экономии.

4. Принцип непротиворечивости принятым культурным нормам.

Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает

организационные решения или реализует их через других людей. Принятие

решений - одна из составных частей любой управленческой функции.

Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает управляющий,

формулируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы

принятия решений важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве

управления. Ниже будут рассмотрены типы решений, принимаемых управляющими,

используемые способы, научные методы повышения эффективности этого процесса

и основные факторы, которые необходимо учитывать при принятии

управленческих решений.

РЕШЕНИЕ - ЭТО ВЫБОР АЛЬТЕРНАТИВЫ.

Следует помнить, что почти все каждодневные решения мы принимаем без

систематического продумывания, другие решения, например, куда отправиться

жить после окончания университета или какой стиль жизни удовлетворил бы нас

- после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу

неосознаваемых психологических факторов мы уделяем непропорционально много

внимания отдельным решениям. Например, некоторые люди терзаются неделями по

поводу покупки пары туфель и действуют импульсивно, приобретая автомобиль,

стоимостью 15 тыс. долларов.

Однако в управлении принятие решений - более систематизированный

процесс, чем в частной жизни. Ставка зачастую много выше. Частный выбор

индивида сказывается в основном на жизни его собственной и немногих

связанных с ним людей. Менеджер выбирает направление действий не только для

себя, но и для организации и для других работников. Люди, находящиеся на

верхних этажах крупной организации, порой принимают решения, связанные с

миллионами долларов. Что еще важнее, управленческие решения могут влиять на

судьбы многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с

принявшим решение руководителем, и, возможно каждого в организации. Один

менеджер может штрафовать работника за малейшую провинность, штрафовать

тех, кто занимается на работе общественной деятельностью. Другой

руководитель может решить, что излишняя строгость в этих вопросах грозит

стать причиной моральных проблем, результатом которых будет рост числа

прогулов, текучести кадров и, возможно, ухудшение обслуживания

потребителей, снижение производительности и качества продукции. Отказываясь

от административных наказаний, руководитель решает что будет больше проку

от прямого, но твердого разговора с работником. Однако со временем

повторяющиеся случаи опоздания на работу и снижения активности по причине

бурной общественной деятельности могут заставить руководителя все же

принять решение об увольнении работника. Если организация велика и

влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом

изменять местное окружение. Некоторые управленческие решения буквально

меняют ход истории. Важные государственные решения, например, о применении

атомной бомбы президентом Трумэном, попадают в эту категорию.

Ответственность за принятие важных организационных решений - тяжелое

моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях

управления. Однако руководители любого ранга имеют дело с собственностью,

принадлежащей другим людям, и через нее влияют на их жизнь. Если

руководитель решает уволить подчиненного, последний может сильно

пострадать. Если плохого работника не остановить, может пострадать

организация, что отрицательно скажется на ее владельцах и всех сотрудниках.

Поэтому руководитель, как правило, не может принимать непродуманных

решений. Прежде чем понять, как руководитель может действовать более

рационально и систематизированно, необходимо подробнее ознакомиться со

всеобщностью принятия решений, его органической связью с процессом

управления и некоторыми характеристиками организационных решений.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ РЕШЕНИЯ.

Принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие

решений - часть каждодневной работы управляющих. Как говорит профессор

Фрэнк Харрисон: "Принятие решений - это интегральная часть управления

организацией любого рода. Более чем что - либо другое, компетентность в

данной области отличает менеджера от не менеджера, - эффективно работающего

менеджера от его неэффективно работающего коллеги. "Профессор Минцберг

установил, что каждый руководитель играет свою роль в межличностном

общении, информационном обмене и принятии решений. В области принятия

решений Минцберг выделил четыре роли руководителя: предприниматель,

специалист по исправлению нарушений в работе, распределитель ресурсов и

специалист по достижению соглашений. Поскольку характер работы менеджера

зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия

и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти

роли периодически исполняет каждый менеджер.

Решение - это выбор альтернатив. В сегодняшнем сложном, быстро

меняющемся мире организаций многие альтернативы находятся в распоряжении

менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее

достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы. Каждая

управленческая функция связана с несколькими общими, жизненно важными

решениями, требующими претворения в жизнь.

Планирование

1. Какова наша сверхзадача или природа нашего бизнеса?

2. Какими должны быть наши цели?

3. Какие изменения происходят во внешнем окружении и как они отражаются и

могут отразиться в будущем на организации?

4. Какие стратегию и тактику следовало бы нам выбрать для достижения

поставленных целей?

Организация деятельности

1. Каким образом следует структурировать работу организации? Как

целесообразно укрупнить блоки выполняемых работ?

2. Как скоординировать функционирование этих блоков, чтобы оно протекало

гармонично и не было противоречивым?

3. Принятие каких решений на каждом уровне организации следует доверять

людям, в частности руководителям?

4. Следует ли нам изменять структуру организации из - за изменений во

внешнем окружении?

Мотивация

1. В чем нуждаются мои подчиненные?

2. В какой мере эти потребности удовлетворяются в ходе деятельности,

направленной на достижение целей организации?

3. Если удовлетворение работой и производительность моих подчиненных

возросли, то почему это произошло?

4. Что можем мы сделать, чтобы повысить уровень удовлетворенности работой и

производительность подчиненных?

Контроль

1. Как нам следует измерять результаты работы?

2. Как часто следует давать оценку результатов?

3. Насколько мы преуспели в достижении наших целей?

4. Если мы недостаточно продвинулись к поставленным целям, то почему это

случилось и какие коррективы следовало бы внести?

Организационное решение - это выбор, который должен сделать

руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой

должностью. Цель организационного решения - обеспечение движения к

поставленным перед организацией задачам. Поскольку наиболее эффективным

организационным решением является выбор, который будет на самом деле

реализован и внесет большой вклад в достижение конечной цели.

Организационные решения можно квалифицировать, как

запрограммированные и незапрограммированные.

ЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ.

Нобелевский лауреат Герберт Саймон использовал термин

"запрограммированные", заимствованный из языка компьютерной технологии, для

описания решений в высокой мере структурированных. Запрограммированное

решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или

действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического

уровнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено и выбор

должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией.

Программирование можно считать важным вспомогательным средством в

принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть

решение, руководитель снижает возможность ошибки. Этим также экономится

время, поскольку подчиненным не приходится разрабатывать новую правильную

процедуру всякий раз, когда возникает соответствующая ситуация.

Неудивительно, что руководство часто программирует решения под ситуации,

повторяющиеся с определенной регулярностью.

Руководителю очень важно иметь уверенность в том, что процедура

принятия решений в самом деле правильна и желательна. Очевидно, если

запрограммированная процедура становится неверной и нежелательной, решения,

принятые с ее помощью, будут неэффективными, а руководство утратит уважение

своих работников и тех людей вне организации, на которых принимаемые

решения сказываются. Более того, в высшей степени желательно сообщить об

обоснованиях методологии принятия запрограммированных решений тем, кто этой

методологией пользуется, нежели просто предложить ее для употребления.

Неспособность ответить на вопросы, начинающиеся с "почему" в связи с

процедурой принятия решений, зачастую порождает напряжение и обижает людей,

которые должны применять эту процедуру. Эффективный обмен информацией

порождает эффективность принятия решений.

НЕЗАПРОГРАММИРОВАННЫЕ РЕШЕНИЯ.

Решения этого типа требуются в ситуациях, которые в определенной мере

новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами.

Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность

необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия

решений. К числу незапрограммированных можно отнести решения такого типа:

какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как

усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить

мотивацию подчиненных. В каждой из подобных ситуаций(как чаще всего бывает

с незапрограммированными решениями)истинной причиной проблемы может быть

любой из факторов. В то же время, руководитель обладает множеством

вариантов выбора.

На практике немногие управленческие решения оказываются

запрограммированными или незапрограммированными в чистом виде. Скорее

всего, они суть крайние отображения некоторого спектра в случае и с

повседневными, и с принципиальными решениями. Почти все решения оказываются

где - нибудь между крайними вариантами. Немногие запрограммированные

решения настолько структурированы, что личная инициатива лица, принимающего

их, целиком исключается. И даже в ситуации самого сложного выбора

методология принятия запрограммированных решений может быть полезна.

При изучении процесса принятия организационных решений следует всегда

помнить, что он так тесно связан с процессом управления в целом, что при

условии реалистичности подхода, их нельзя рассматривать отдельно. Все

функции планирования, организации деятельности, мотивации и контроля

требуют от руководителя принятия решений. Поэтому необходимо представить

некоторые основы, которые дадут возможность принимать эти решения с большей

эффективностью. Важнейшим сущностным элементом этой основы должны быть

личные решения как руководителей, так и людей, которыми они руководят.

КОМПРОМИССЫ

Важно отметить, что практически во всех случаях для руководителя было

бы затруднительным, если вообще возможным, принятие решения, не имеющего

отрицательных последствий. Как специалист по изучению проблем управления

Роберт Кац указывает, что каждое решение должно "уравновешивать настолько

противоречивые ценности, цели и критерии, что с любой точки зрения они

будет хуже оптимального. Каждое решение или выбор, затрагивающее все

предприятие, будет иметь негативные последствия для каких - то его частей.

"Вот почему следует рассматривать организацию с позиций системного подхода

и учитывать возможные последствия управленческого решения для всех ее

частей. К примеру некоторые организации решили отказаться от практики

увольнения работников. Даже в ситуации экономического спада, снижения

объемов сбыта и прибылей для компании в долгосрочной перспективе будет, как

они считают, лучше, если удастся поддержать моральный дух и лояльность по

отношению к компании , гарантировав занятость всем работникам. Хотя такое

решение сопряжено с дополнительными расходами на заработную плату, эти

организации уверены, что в длительной перспективе потеряют больше, подорвав

увольнениями мораль и лояльность работников.

Эффективно работающий руководитель понимает и принимает как факт то,

что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно,

значительные. Он принимает данной решение, поскольку, с учетом всех

факторов, оно представляется наиболее желательным с точки зрения конечного

эффекта. Концепция компромиссов очень важна в сегодняшней ситуации. В деле

руководства организациями встречается очень мало ситуаций, настолько

однозначных, что результатом наилучшего решения будет только одно благо.

Эффективно работающие руководители и люди, наиболее удачливые в

повседневной жизни, - это индивиды, не позволяющие возможным недостаткам

решений парализовать их волю. Это люди, понимающие, что непринятие решения,

"флюгерная" тактика обычно в такой же мере неудовлетворительный или даже

худший ход, чем принятие плохого решения. Тем не менее встречаются

ситуации, в которых с очевидностью отказ от выбора будет хорошим решением.

Например, если дополнительная информация должна вскоре поступить, а время

не является критическим фактором, может будет лучше не принимать решение

немедленно.

ПОДХОДЫ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ.

Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два

момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило,

сравнительно легко. Все, что при этом делает человек, сводится к выбору

направления действий. Трудно принять хорошее решение. Второй момент состоит

в том, что принятие решений - это психологический процесс. Все мы по опыту

знаем, что поведение человека не всегда логично. Иногда нами движет логика,

иногда - чувства. Поэтому неудивительно, что способы, используемые

руководителем для принятия решений варьируют от спонтанных до

высокологичных. Рациональный подход к принятию решений описан ниже, но

здесь важно помнить, что руководитель находится под воздействием таких

психологических факторов, как социальные установки, накопленный опыт и

личностные ценности. Далее я рассмотрю влияние некоторых поведенческих

факторов на процесс принятия управленческих решений.

Хотя любое конкретное решение редко относится к какой - то одной

группе, можно утверждать, что процесс принятия решений имеет интуитивный,

основанный на суждениях или рациональный характер.

ИНТУИТИВНЫЕ РЕШЕНИЯ.

Чисто интуитивное решение - это выбор, сделанный только на основе

ощущения того, что он правилен. Лицо, принимающее решение не занимается при

этом сознательным взвешиванием "за" и "против" по каждой альтернативе и не

нуждается даже в понимании ситуации. Просто человек делает выбор.

Специалист по управлению Питер Шодербек указывает, что "в то время как

изучение количества информации о проблеме может оказать заметную помощь при

принятии решений руководителям среднего звена, представителям высшего

уровня власти по - прежнему приходится опираться на интуитивные суждения.

Более того, ЭВМ позволяют руководству уделять больше внимания данным, но не

отнимают освященного временем управленческого интуитивного ноу - хау.

"Значительную зависимость руководителей от интуиции подтвердил в своих

исследованиях и профессор Минцберг.

Согласно еще одному исследованию деятельности менеджеров высшего

звена, 80 % опрошенных руководителей заявили, что обнаружили у себя наличие

серьезной проблемы лишь благодаря "неформальному обмену информацией и

интуиции". Доктор Йонас Сок, открывший поливакцину, констатирует, что

"интуиция - это нечто, биологию чего мы до сих пор не понимаем. Но всегда,

просыпаясь утром в приятном возбуждении, я думаю: а что она припасла для

меня на сегодня, словно жду даров моря. Я работаю с нею рука об руку и

полагаюсь на нее. Она - мой партнер". Поу Кук, основатель и президент фирмы

"Рейчем", занимающейся материаловедением, говорит, что почти все его

решения интуитивны, а те крупные решения, о которых ему пришлось сожалеть,

не были основаны на интуиции.

В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора.

Предприятие с крупным количеством денег может, например, выпускать любую

продукцию. Однако выпускать и продавать с прибылью ему удастся лишь

некоторые ее виды. Более того, в ряде случаев руководитель даже не знает

возможных вариантов выбора. Необходимо отметить, что с точки зрения

статистики шансы на правильный выбор без какого - либо приложения логики

невысоки.

РЕШЕНИЯ, ОСНОВАННЫЕ НА СУЖДЕНИЯХ.

Такие решения иногда кажутся интуитивными, поскольку логика их не

очевидна. Решение, основанное на суждении - это выбор, обусловленный

знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что

случилось в сходных ситуациях раньше, чтобы спрогнозировать результат

альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Опираясь на

здравый смысл, он выбирает альтернативу, которая принесла успех в прошлом.

Суждение как основа организационного решения полезно, поскольку

многие ситуации в организациях имеют тенденции к частому повторению. В этом

случае ранее принятое решение может сработать не хуже, чем прежде(это

основное достоинство запрограммированных решений). Простой пример касается

найма людей , получивших образование в области управления, что в крупной

организации происходит сотни раз в году. Несмотря на успехи

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.