реферат, рефераты скачать
 

Коучинг как новая технология развития и обучения персонала


профессиональный и личностный рост, повышение персональной

эффективности. Коучинг направлен на помощь в достижении целей и решении

различного рода проблем в любых областях человеческой жизни: бизнесе,

карьере, образовании, физическом здоровье, межличностных отношениях,

семье.

Коучинг в работе организации представляет собой непрерывный процесс

общения менеджера и служащего, который способствует как успешной

деятельности компании, так и профессиональному становлению сотрудника в

быстро изменяющихся обстоятельствах служебной деятельности.

”Основной отличительной особенностью коучинга (как в спорте, так и в

бизнесе) является то, что коуч помогает человеку найти собственное

решение, а не решает проблему за него. Следовательно, коуч вовсе не

обязательно - эксперт в области проблемы. Но он должен быть экспертом в

том, как помогать другим в раскрытии их собственных возможностей».

Павел Безручко.

”Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности для максимизации

собственной производительности и эффективности. Он больше помогает

личности обучаться, нежели учит».

Tim Gallwey.

Коучинг фокусируется на будущих возможностях, а не прошлых ошибках.

Клиенты не столько получают решения от коуча, сколько принимают их

сами, направляемые коучем.

Джон Уитмор.

"Коучинг высвобождает людей на то, чтобы они принимали более смелые,

более рискованные и значительные решения, более выгодные проекты и

действия. Коучинг поощряет людей взять на себя более смелые, более

рискованные проекты, которые в итоге могут оказаться значительно более

доходными, чем можно было вообразить вначале".

The Wall Street Journal

"Основатели коучинга заявляют, что не имеют дело с теми, кто желает

освободиться от чего бы то ни было. Они работают с людьми, которые

хотят чего-то добиться, приобрести".

"Обучение за рубежом" Елена

Кузнецова.

"Коучинг - новая профессия, синтезированная из психологии, менеджмента,

финансов, философии, духовных учений и направленная на улучшение жизни

клиентов в профессиональной и личной сфере".

Группа тренеров "Dragon

Pathways."

Коучинг - это специальная деятельность, имеющая своей целью развить

потенциал человека или группы, и использующая для этого специальные

методы.

1.3 КОУЧИНГ-ОТКУДА И ЗАЧЕМ. ИСТОКИ КОУЧИНГА.

1.3.1 ПРОИСХОЖДЕНИЕ ТЕРМИНА.

Вопреки сложившемуся мифу, слово «коуч» - далеко не новое. Оно имеет

венгерское происхождение, и закрепилось в Англии в XVI веке. Означало

оно тогда ни что иное, как карету, повозку. Здесь просматривается одна

из глубинных аналогий термина - «то, что быстро доставляет к цели и

помогает двигаться в пути».

Позднее, во второй половине XIX века английские студенты называли этим

термином частных репетиторов. В начале девяностых годов XIX века это

слово прочно вошло в спортивный лексикон, как название спортивного

тренера, а потом перешло на обозначение любой деятельности, связанной с

наставничеством, инструктированием и консультированием.

С 80-х годов XX века коучинг официально признан в бизнесе. В настоящее

время существует порядка 50 школ и около 500 видов коучинга, начиная от

VIP-коучинга и заканчивая социальной работой. Считается, что как

отдельная профессия коучинг окончательно сформировался в начале 90-х

годов XX века. В Америке профессия коуча официально признана в 2001

году, благодаря стараниям Международной Федерации коучей.

В настоящее время коучинг продолжает развиваться и совершенствоваться,

занимая всё новее и новые области применения.

Многие теоретики и практики психологии с начала столетия влияли на

развитие и эволюцию области коучинга. Коучинг построен на открытиях,

почти все из которых были сначала сделаны в других областях. Его

упрощенно можно считать сводным сборником эффективных принципов, техник

и подходов.

Предшественниками и истоками коучинга считаются:

. Гуманистический подход в психотерапии.

. Работы Дэниела Гоулмена в сфере эмоционального интеллекта.

. Сократовские методы диалога.

. Методики наиболее продвинутых спортивных тренеров.

Сейчас термин «коучинг» широко распространен во всех экономически

развитых странах. Особенно широко он используется в сфере управления

человеческими ресурсами (HR-менеджмента). Сингапур и Гонконг переживают

бум личных тренировок. Практически на каждом предприятии, руководители

которых заботятся о стабильном и развивающемся бизнесе, имеется

официальная должность тренера-коуча.. Его технология помогает людям

вырасти над собой, освоить новые навыки и достичь больших успехов.

Личные и корпоративные цели становились более осознанными и

согласованными. Коучинг называют профессией XXI века. Он развивается по

нескольким направлениям: личный коучинг, профессиональный коучинг,

бизнес-коучинг, корпоративный коучинг и др.

Ниже приводятся наиболее очевидные варианты применения коучинга в

работе с персоналом:

. Мотивация персонала.

. Оценка.

. Делегирование полномочий.

. Решение проблем.

. Урегулирование взаимоотношений.

. Планирование и проверка.

. Работа в группах.

. Исполнение задач.

. Развитие персонала.

1.3.2 ТЕРМИНОЛОГИЯ КОУЧИНГА.

Коучинг - процесс, направленный на достижение целей в различных

областях жизни. Это технология партнерского взаимодействия с коучем, с

самим собой, с окружающим миром.

Термином «коуч» обозначают специалиста, проводящего «коучинг» - процесс

Коуч консультирования.

Термином «коучируемый» - клиента, в роли которого может выступать как

отдельный человек, так и команда, организация. Коучинг проводится в

форме регулярных встреч, которые называются сессиями коучинга.

Коучинг - это технология, перемещающая из зоны проблемы в зону

эффективного решения. Это система, которая позволяет увидеть,

почувствовать новые подходы и возможности, позволяет раскрыть ваш

потенциал и «навести порядок» во многих областях жизни. Коучинг - это

взаимодействие партнеров, и коуч в этом взаимодействии не выступает в

роли консультанта, не дает советов или рекомендаций. Это противоречило

бы одной из основных задач коучинга - раскрытию потенциала человека.

1.3 ДЛЯ ЧЕГО СЛУЖИТ КОУЧИНГ?

Что люди получают от коучинга?

Опишу пять главных, описываемых результатов коучинга:

1. Построение такой жизни, которая позволяет ставить и осуществлять

важные личные цели, позволяет обрести внутреннюю гармонию. Коуч

предлагает стратегии для управления временем, жизненной гармонией и

качеством жизни.

2.Обретение силы и усиление жизненной мотивации. Коуч поможет вам

сосредоточиться на том, что наиболее важно для вас, и действовать

согласно этим ценностям. Воодушевление, мотивация и удовольствие - вот

что обычно сопровождает этот процесс.

3. Достижение и увеличение благосостояния. Если мы четко определяем

для себя, какие блага мы хотим получить, наша жизнь организуется таким

образом, чтобы эти блага нам обеспечить. В результате мы становимся и

более счастливыми и более успешными.

4.Преодоление трудностей и барьеров. Часто нам приходится сталкиваться

с огромным количеством разнообразных внутренних и внешних препятствий.

Благодаря качественно проведенному коучингу, внутренние блоки могут

исчезнуть, а внешние блоки - быть преодолены. Это наиболее эффективный

путь.

5.Прояснение своих целей и сосредоточение на приоритетах. Если ты

четко знаешь, чего именно хочешь от жизни, процесс получения этого

становится гораздо проще. Хорошо определенные цели и установки на

будущее позволяют нам расслабиться и сосредоточиться на том, что

действительно важно именно сейчас.

Роль коуча заключается в том, чтобы помочь клиенту определиться с

приоритетами и поддерживать в нем решимость добиться цели и

ответственность за ее достижение.

Коуч фокусируется на созидании, на достижении целей, на создании

результатов. Его клиент - человек, который хочет идти к своим целям.

Коучинг направлен из настоящего в будущее, прошлое при этом не

рассматривается. Цели и направление работы определяет клиент, а коуч

сопровождает его на этом пути.

Для кого предназначен коучинг? Для всех, кто хочет сделать свою жизнь

счастливой и успешной, для всех - от высокостатусных предпринимателей

до матерей-одиночек. Коучинг начинается с вопроса: «Чего ты хочешь?».

Если клиент не определился с ответом, коуч поможет ему выяснить его

истинные желания и поддержит на пути обретения этой истины.

Коуч не учит своего клиента, как делать, он создает условия для того,

чтобы обучаемый понял самостоятельно, что ему надо делать, определил

способы, с помощью которых он может достичь желаемого, сам выбрал

наиболее удобный (удачный, целесообразный, приемлемый) способ действия

и сам наметил основные этапы достижения своей цели (принцип

самостоятельности клиента).

Собственно коучинг может рассматриваться и в качестве метода

планирования собственной жизни, управления ее изменениями и развитием.

Целью в этом случае является создание самого себя как личности с

необходимыми, желаемыми качествами и характеристиками в социальном,

личностном, межличностном, материальном и духовном аспектах.

Если вести речь о корпоративном коучинге, то первостепенной задачей

коуча является прояснение индивидуальных целей клиента, выяснение

возможностей «встраивания» их в цели организации и возможности

достижения собственных целей при условии работы в данной организации.

С помощью коучинга можно придать новую окраску личным целям работников,

связать достижение персональных целей и целей организации. Когда

работники начинают понимать, что они достигают своих целей здесь, на

предприятии, они начинают жить в организации, работать ради

организации. Работая ради организации, они работают ради себя.

Перестают быть временщиками и начинают работать на перспективу.

Работать в этой организации для них может стать честью и привилегией.

1.4 ФИЛОСОФИЯ КОУЧИНГА.

1.4.1 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОУЧИНГА.

Принцип осознанности и ответственности.

Коучинг работает на уровне сознания и служит для расширения границ

осознания действительности в ходе анализа поставленной задачи. Сбор

всей необходимой информации для решения задачи и ее анализ производятся

клиентом самостоятельно при содействии коуча. Для этого используются

специальные техники, главная из которых - вопросные технологии

коучинга.

В процедуре коучинга гармонично сочетаются два принципа: принцип

осознанности и принцип ответственности. В случае, когда человек

действует в соответствии с принципами коучинга, он свободен. Свобода

появляется именно тогда, когда человек полностью осознал свои желания и

стремления; выяснил, где, в каком месте он находится на пути к

осуществлению выбранной им цели; наметил пути, с помощью которых он

может эту цель достичь, выбрал из всего многообразия намеченных путей

свой единственный и стал действовать в соответствии с выработанным им

планом для достижения конкретного результата.

Основной постулат коучинга заключается в том, что каждый человек

(команда) способен найти оптимальные для себя пути достижения целей и

выбрать оптимальный темп движения. Этот постулат применим и для

организации в целом.

Преспозиции коучинга.

• Все люди обладают способностью к развитию.

* Люди способны изменяться только в тех случаях, когда хотят этого и

готовы к этому.

* Наши убеждения, относящиеся к собственному потенциалу, прямо

связаны с нашей успешностью.

* То, как мы определяем успех, окажет прямое воздействие на наши

достижения.

* Мы ограничиваем наш потенциал рамками наших убеждений (например,

считая, что определенные вещи невозможны из-за внешних или

ситуационных барьеров).

* Люди учатся только тогда, когда по-настоящему вовлечены в процесс.

* Мы можем учиться с помощью всего, что мы делаем, однако обучение

происходит только тогда, когда мы мыслим и строим планы на будущее

(см. теорию обучения Колба).

* Для того чтобы помогать другим, мы должны непрерывно

прогрессировать сами.

1.4.2 КАК РАБОТАЕТ КОУЧИНГ.

Коучинг лучше всего приспособлен к бешеному ритму современной жизни.

Каждая коуч-консультация нацелена на то, чтобы удовлетворить личные и

профессиональные потребности клиента и способствовать достижению его

целее.

Клиентами коучинга могут быть все без исключения люди. Существует

единственное требование - активное включение самого человека в процесс

исследования его жизни, желание как можно более открыто и честно,

всесторонне посмотреть на свою жизнь.

При исследовании реальности, в которой находится клиент перед выбором

пути, он касается таких сфер:

. материальной составляющей;

. идеального представления клиента об исследуемой сфере;

. эмоциональной насыщенности проблемы;

. представлений и знаний клиента по теме исследования;

. последовательности, организованности действий клиента в

реальной жизни.

Этот алгоритм универсален для любых обсуждаемых тем как личного, так и

общественного плана.

Коучинг используется здесь как общий термин, охватывающий те подходы,

техники, эксперименты и практики, которые применяются для

совершенствования личности, для достижения ее целей.

О какой бы школе коучинга ни шла речь, всегда есть нечто общее, которое

определяет, что такое коучинг:

. «Процесс партнерского взаимодействия (сопровождения), направленный

на достижение результата, цели».

. «Постепенный процесс по увеличению осознания и способностей

личности».

. «Процесс взаимодействия, который направляет внимание личности на

области ее развития и проясняет их».

. «Система принципов и техник, направленная на то, чтобы расширить

свои возможности и получить в жизни как можно больше того, чего

хочется».

. «Процесс вовлечения человека в управление самим собой».

. «Процесс получения удовольствия от своей деятельности».

При таком подходе цель крепче удерживается, существенно повышается

вероятность достижения и клиент готов отстаивать свои позиции изо всех

сил.

1.4.3 ХАРАКТЕРИСТИКИ КОУЧИНГА КАК ТЕХНОЛОГИИ.

Коучинг систематичен. Используются строгая последовательность этапов,

система подходов и техник. Все правила можно объяснить и понять.

Коучинг направлен. Коуч предлагает исследовать что-то или делать что-

то.

Коучинг беспристрастен. В коучинге клиенту не даются оценки его

реальности или точек зрения. Ему предоставляется безопасное

пространство, в котором он может свободно высказать свои мысли без

каких-либо оценок, хорошие они или плохие, правильные или неправильные.

Ему не даются ответы, к которым он должен прийти, он осознает что-то

новое самостоятельно. Ему не навязывают новые умственные ограничения и

убеждения.

Коуч работает в направлении увеличения осознания, способностей и

свободы - свободы выбора клиента. В основном, коучинг проводится в виде

диалога между коучем и клиентом. Для клиента просто нужно, чтобы он

хотел работать над своими целями. Коуч предлагает клиенту, чтобы он как

можно подробнее исследовал обсуждаемую тему и рассмотрел ее со всех

сторон. Основной инструмент для этого - вопросы коуча и его

заинтересованность в ответах клиента.

Коучинг ориентирован на личность. Коуч в основном работает с мыслями,

эмоциями, идеями, выбором, реакциями людей, не меняя их внешнего

окружения.

Коучинг — это наука об уме, собрание философских принципов,

предназначенных для того, чтобы сопровождать людей на пути улучшения

своей жизни.

В коучинге большая часть работы заключается в прояснении смыслов,

которые клиент вкладывает в тот или иной термин, слово или действие.

1.4.4 ЭТАПЫ КОУЧИНГА.

Коучинг не имеет одного единственно верного варианта реализации. Его

рамки определяют стремление к осознанию действительности за счет

получения достоверной информации о ней и основанное на самоуважении,

самомотивации, опоре на свои силы, принятие ответственности за свои

действия и жизнь в целом.

Его основным инструментом служат: активное слушание, вопросные

технологии, эффективные вопросы (подобные тем, которые в своих диалогах

использовал Сократ), элементы тренинга, элементы и техники НЛП.

В организационном коучинге успешно применяются испытанные приёмы

современного менеджмента (метод SMART , GROW, техники постановки

целей).

Его ключевые задачи - это:

1. Определение задач и цилей (расстановка целевых ориентиров,

приоритетов);

2. Исследование текущей ситуации:(определение имеющихся ресурсов и

ограничений)

коуч: старается понять текущую ситуацию (проблему) задавая вопросы и

активно слушая;

сотрудник: исследует ситуацию и свое отношение к ней совместно с

коучем.

3. Определение внутренних и внешних препятствий на пути к результату:

коуч: старается понять, что мешает сотруднику в достижении цели, и

помочь ему в осознании и исследовании препятствий;

сотрудник: исследует свои внутренние и внешние препятствия.

4. Выработка и анализ возможностей для преодоления препятствий:

коуч: задает вопросы и использует другие методы, провоцирующие

сотрудника к поиску решений и преодолению ограничений;

сотрудник: исследует возможности для преодоления препятствий.

5. Выбор конкретного варианта действий и составление плана:

коуч: помогает сотруднику в анализе возможностей;

сотрудник: анализирует возможности, выбирает конкретный вариант и

составляет план действий.

Коуч и сотрудник договариваются о том, что конкретно должно быть

сделано к следующей встрече (определенному сроку).

Итогом всей работы является бизнес-план и конкретные намеченные шаги с

установленными сроками их достижения.

1.5 ДОСТОИНСТВА КОУЧИНГА.

Джон Уитмор в своец книге “Новый стиль менеджмента и управления

персоналом” выделяет следующие достоинства применения коучинга в

личной и профессиональной деятельности:

- Улучшение продуктивности деятельности. Это главное, для чего

применяется коучинг.

- Развитие персонала. Лучшее обучение персонала.

- Коучинг предполагает быстрое обучение «без отрыва от работы», причем

этот процесс доставляет радость и удовольствие.

- Улучшение взаимоотношений в коллективе.

- Улучшение качества жизни. Улучшение взаимоотношений и связанный с

этим успех изменяют к лучшему всю атмосферу на работе.

- Лучшее использование мастерства и ресурсов людей. Коучинг откроет

много не выявленных ранее талантов среди членов группы.

- Многократно возрастают личная эффективность клиента и скорость его

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.