реферат, рефераты скачать
 

Коучинг как новая технология развития и обучения персонала


Консультирование.

Консультант обычно является специалистом в определённой области бизнеса

или знаний. К консультанту, как правило, обращаются люди, нуждающиеся в

помощи при решении сложных и специфических проблем. В ходе

консультирования проясняются причины возникших проблем и осуществляется

рассмотрение прошлого личностного опыта в контексте событий, пришедших

к настоящему положению вещей, в результате чего даётся экспертная

позиция по данному вопросу.

В отличие от традиционного консалтинга, коучинг смещает фокус внимания

на будущее, и настоящее положение вещей. Задача коучинга - разработать

маршрут движения к оговоренной заранее цели. Основная особенность

коучинга - помощь клиенту в поиске собственного решения, а не решение

проблемы за него. Коуч не должен быть экспертом в проблемной области.

Но он обязательно эксперт в раскрытии собственных возможностей клиента.

Находясь на рабочем месте, человек в большинстве случаев обратится к

консультанту только при возникновении проблемы, в то время как к

коучингу прибегают и для повышения эффективности уже успешной

деятельности, и для устранения недостатков работы.

Отсутствие экспертной позиции - один их ключевых принципов коучинга и

главное отличие от консультирования, психотерапии или NLP. Даже в NLP

консультант обычно занимает позицию эксперта. Методика коучинга

исключает этот подход.

Коуч изначально воспринимает клиента как равного партнера, обладающего

внутренним знанием в виде потенциала. Потенциал – это то «зерно», те

способности и умения, которым предстоит раскрыться.

(Отличая коучинга от тренинга, консультирования и наставничества см. в

приложении таблица 1.)

РЕЗЮМЕ.

Прежде всего, надо понимать, что коучинг сам по себе возник не на

пустом месте, а имеет глубокие корни во всех этих областях. Да,

коучинг - это психосинтез, это своеобразный коктейль. И в нем можно

отыскать элементы изо всех названных областей.

Но всётаки коучинг - отдельный метод со своей собственной философией,

технологией и правилами. И его адекватное применение дает новое

качество деятельности, не доступное другим методам.

3.2 ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ.

В настоящей главе будут представлены некоторые из известных теорий,

лежащих в основе существующих представлений о научении и развитии

необходимые для понимания вышестоящих задач.

3.2.1 О процессе обучения.

«Процесс» обучения показывает, что люди учатся на своем опыте и своих

переживаниях, появляющихся случайно или изыскиваемых намеренно, в виде

посещения лекционных курсов или открытых обучающих программ. Получив

обучающий опыт, люди сознательно или бессознательно рефлексируют и

поэтому делают выводы, побуждающие их в следующий раз планировать иные

действия. Это, в свою очередь, приводит к получению нового опыта, и

данный цикл начинается снова.

Обучение может описываться как процесс приобретения и усвоения новых

знаний и навыков. Также считается, что оно представляет собой

продолжительный цикл, и приведенная ниже диаграмма иллюстрирует процесс

научения людей на своем личном опыте (Рис. 1. Процесс обучения.)

Этот процесс не имеет начала, середины или конца. В зависимости от

ситуации обучения люди могут вступать в этот цикл в любой точке. Однако

обучение будет наиболее эффективным, когда вы воспользуетесь

возможностью пройти все стадии данного цикла.

Рис. 1. Процесс обучения.

Опыт

План

Рефлексия

Вывод

Опыт. Опыт - действительный опыт обучения. Он может быть: реактивным -

что-то происходит с вами спонтанно; и проактивным - вы намеренно

стремитесь получить этот опыт.

Рефлексия. Безоценочный взгляд назад, на то, что происходило во время

обучения. Эта жизненно важная стадия может достигаться достаточно

быстро, без серьезного нарушения трудовой деятельности.

Вывод. Процесс вывода заключений из мыслей и замечаний, сделанных на

стадии рефлексии, с целью определения того, какие уроки вы усвоили на

самом деле.

План. Проверка уроков, усвоенных на предыдущей стадии, и планирование,

призванное связать их с подобными ситуациями в будущем и способствовать

применению полученных знаний и навыков.

С другой стороны, развитие - это процесс перемещения с одного уровня

выполнения деятельности на новый, совсем иной уровень компетентности.

Таким образом, развитие предполагает потребность в четких стандартах

качества и в точных методах измерения или оценки соответствия этим

стандартам.

3.2.2 Теория компетентности.

Согласно данной теории, научение представляет собой четырехступенчатый

процесс, подразумевающий переход от бессознательной некомпетентности к

бессознательной компетентности.

[pic]

Рис.2. Процесс развития.

Бессознательная некомпетентность.

При бессознательной некомпетентности вам неизвестно, что вы не знаете

(или не умеете делать) что-либо. Вы находитесь на уровне «Я не знаю о

том, что я не знаю». Возможно, вы практически не испытываете

потребности или нужды в приобретении этого умения или знания и поэтому

еще не осознали дефицит собственной компетентности, например: в раннем

детстве ребенок при переезде на легковой машине из одного места в

другое осознает факт путешествия, не понимает при этом, что он не умеет

водить, и, таким образом, остается в неведении по поводу собственной

некомпетентности.

Осознанная некомпетентность.

При осознанной некомпетентности вы приобретаете знание о своем

«незнании». Обычно это происходит вследствие появления потребности или

желания совершить то или иное действие. Это стадия «Я знаю о том, что

не знаю». Например: подросток, не умеющий водить машину, постоянно

вынужден просить кого-нибудь, чтобы его подвезли, и остро переживает

свою некомпетентность в вождении.

Осознанная компетентность.

Для того чтобы стать осознанно компетентным, вам нужно пройти через

обучение (либо формальное, либо неформальное). Часто на этой стадии вы

в точности копируете действия вашего учителя (если это вам позволяет

память). В каждый момент времени вы осознаете то, что делаете, ибо вы

«знаете, о том, что знаете». Например, успешно закончив курсы и получив

права, 17-летний водитель в течение некоторого времени все еще будет

шептать себе: «Зеркало, сигнал, поворот», испытанная потребность

напоминать себе, как правильно вести машину.

Бессознательная компетентность.

При бессознательной компетентности ваши знания и умения использовались

столь часто, что стали «привычками». Выполняя соответствующие действия,

вы уже не испытываете нужды в продумывании каждого последующего шага,

ибо алгоритм действия заложен в бессознательное (или подсознательное).

Теперь вы можете сказать: «Я не знаю о том, что я знаю». Обладая

многолетним опытом вождения, вы управляете машиной на «автопилоте».

Представим, например, что вы учите вождению своего ребенка. Ведя

машину, вы не осуществляете скрупулезного анализа своих действий, ибо

они «впитались в ваше сознание».

Действительно ли мы всегда должны проходить последовательно все четыре

стадии или имеются исключения либо ускоренные варианты? Ребенок учится

ходить и говорить, бросать и ловить, бегать и ездить на велосипеде,

продвигаясь непосредственно от бессознательной некомпетентности к

бессознательной компетентности. Позже, когда подросток учится водить

автомобиль, эти четыре стадии ясно можно себе представить. С помощью

инструктора по вождению подросток проходит стадии сознательной

некомпетентности и сознательной компетентности. После экзамена он

продолжает обучение, находясь в стадии сознательной компетентности и

переходя на уровень бессознательной компетентности, когда вождение

становится бессознательной компетентности, когда вождение становится

более целостным. Вскоре он способен водить машину автоматически,

сосредоточиваясь не на вождении, а на своих мыслях, разговоре или

звуках музыки. Мастерство вождения продолжает улучшаться медленно в

процессе накопления опыта.

Обучение может быть ускорено сознательным повторением цикла. Это может

быть сделано двумя способами: либо, наняв инструктора, прийти к

улучшению вождения через вторую и третью стадии, либо добиться этого в

процессе самостоятельных тренировок. Первый путь предполагает, что мы

самостоятельно не способны выявить, что мы делаем плохо и что нам

следует делать иначе в будущем. Мы передаем ответственность за

улучшение в нашем вождении другому лицу.

При втором методе мы сохраняем эту ответственность. Отключив радио и

посторонние мысли, мы можем наблюдать или осознавать различные аспекты

своего стиля вождения. Если это сделано сознательно, непредвзято и

честно, то те приемы вождения, которые нуждаются в улучшении, проявятся

сами собой. Это может быть резкое переключение передач, недооценка

скорости и дистанции или напряжение в руках и плечах, приводящее к

усталости. Сейчас мы находимся в стадии сознательной некомпетентности

и, похоже, переходим в следующую стадию, делая сознательное усилие,

чтобы выжимать сцепление более плавно, смотреть на тахометр или на

спидометр и всегда соблюдать дистанцию между своим автомобилем и тем,

что перед нами. В конечном счете, при сознательном повторении приходит

привычка и наступает бессознательное умение.

Несомненно, развитие можно рассматривать в виде прогрессии,

последовательного перехода с одной стадии на другую. Но именно усвоение

новых знаний, приобретение нового понимания, овладение новыми навыками

и моделями поведения движет процессом развития. Графически это можно

проиллюстрировать примерно следующим образом:

[pic]

Рис.3. Процесс обучения и развития.

Если взглянуть с этой точки зрения, становится очевидным, что

существуют различные потребности в обучении, а на различных стадиях

развития, чтобы поднять компетентность обучающегося до более высоких

уровней, требуются различные технологии обучения.

От коуча, наставника или тренера требуется умение определять все стадии

процесса развития, связанные с ними потребности в обучении и, что

особенно важно, помочь человеку выйти из ситуаций безразличия к

обучению или стадии неосознаваемой некомпетентности и пройти весь

процесс целиком

Коучинг как процесс происходит тогда, когда субъект является осознанно

или бессознательно компетентным, однако нуждается в переходе на

следующий уровень своей деятельности.

Коучинг помогает людям посмотреть со стороны на тот или иной аспект

своей деятельности с помощью информированного, объективного

«проводника». Данный метод направлен на содействие людям в

осуществлении обучения и соответственно на оптимизацию эффективности их

деятельности, а не на обучение чему-либо новому. Центральной задачей

коучинга является использование существующих знаний и умений (иногда в

сочетании с пересмотром установок и привычных подходов).

3.2.3 Цикл научения по Колбу.

Д. Колб и Р. Фрай предложили модель обучающего цикла, в большей степени

отражающую усвоение конкретного опыта.

Она представляет собою последовательность с включением четырех главных

компонентов, последовательно расположенных один за другим: конкретный

опыт; наблюдения и размышления; образование абстрактных понятий и

обобщений; испытание (проверка) представлений и понятий в новых

ситуациях и снова возвращение к конкретному опыту. Согласно мнения

авторов этой модели, процесс обучения может начаться на любой стадии и

представляет собою бесконечную спираль. Движение по вертикальной оси

репрезентирует процесс концептуализации, а движение по горизонтали –

изменения от пассивной к активной манипуляции. Каждый квадрат

олицетворяет собой определенный стиль обучения и, соответственно, на

разных стадиях учебного процесса требуется свой, особый подход к

обучению. Суть характеристик четырех стилей обучения, описанных данными

авторами, может быть представлена следующим образом

Для того чтобы учиться на опыте, мы должны пройти через цикл научения

(иногда это происходит бессознательно). Процессы развития (тренинг,

коучинг, наставничество, самообучение и т. д.) подразумевают осознание

всех 4 стадий овладения умением и обязательность завершения процесса

научения. В случае пропуска одной из стадий научение становится

неполноценным.

Стили обучения по Хони и Мамфорду.

Хони и Мамфорд идентифицировали 4 варианта (стиля) предпочтений в

научении, соответствующих стадиям научения по Колбу: практик;

мыслитель; теоретик; прагматик.

[pic] [pic]

Совершение

действия

Применение нового образа действия

Мыслительное отражение этого действия (рефлексирующий субъект)

Осмысление полученного

опыта

[pic] [pic]

Рис. 4. Сочетание цикла научения по Колбу со стилями научения по Хони и

Мамфорду.

Приобретение опыта.

Опыт может быть реальным или смоделированным. Oн может быть

запланированным или полученным спонтанно. Каким бы ни был предмет

обучения, ученика должен выполнять задачу в условиях, максимально

приближенных: реальным. Ниже перечислены виды получения опыта

(тренировок):

* Выполнение всей задачи или ее части.

* Поиск и получение обратной связи.

* Возвращение к действиям, выполненным в прошлом.

* Заполнение самооценочных опросников.

* Чтение книг, статей и другой документации.

* Прояснение того, как «другие» выполняют данное действие.

* Наблюдение за «другими».

Отражение полученного опыта.

Это значит, что ученик обдумывает и обсуждает свой опыт, задавая

следующие вопросы:

а) что произошло;

б) каковы последствия произошедшего;

в) каковы переживания затронутых произошедшим людей?

г) каково моё переживание?

Осмысление полученного опыта.

На практике это происходит по мере того, как ученик отражает свой опыт.

Применение нового образа действия.

Именно на этом этапе ученик осуществляет применение нового образа

действия и идентифицируют как коррективы, которые мог бы внести в свою

деятельность, так и то, что в ней следует оставить неизменным.

Повторение опыта.

После этого, ученик должен получить возможность закрепить полученный

результат и вновь выполнить задачу или произвести действие.

Зачастую, совершая значительное изменение, мы неоднократно проходим

вышеописанный цикл. Это единственный путь получения опыта, необходимого

для превращения нового действия в привычку или навык.

Обычно люди, характеризующиеся ярко выраженным предпочтением одного из

стилей научения (по Хони и Мамфорду), зачастую особенно склонны

пропускать ту или иную из стадий по Колбу (или, наоборот, застревать на

«своей» стадии). Например, явному «практику» нравится получать новый

опыт и избегать его мыслительной репрезентации и осмысления. Таким

образом, роль специалиста в области развития, работающего с обучающимся

индивидуумом, заключается в том, чтобы обеспечить последнему

прохождение через все стадии научения, причем наиболее легким и удобным

для него образом.

3.2.3.1 Представление модели коучинга по Колбу.

Упрощенно весь процесс коучинга можно изобразить в виде диаграммы,

приведенной ниже. Каждая стадия более детально описывается в

нижеследующих разделах.

Совершение действия

Стадия 1

Прояснение общего смысла и целей

Стадия 4

Выполнение задачи и осуществление деятельности в соответствии с планом

[pic]

[pic]

Мыслительное отражение этого действия

Стадия 1

Прояснение общего смысла и целей программы

Стадия 5

Повторение пройденного и планирование более эффективной

деятельности чем раньше

Применение нового образа действия

Стадия 3

Формирование деятельного плана

Стадия 6

Завершение взаимоотношения коучинга

Осмысление полученного опыта

Стадия 2

Согласование специфических потребностей в развитии

Стадия 5

Повторение пройденного и планирование более эффективной

деятельности чем раньше

[pic]

[pic]

Рис. 5. Процесс коучинга, соотнесённый с циклом обучения по Колбу.

Коучинг может следовать по «прямому пути» от 1-й до 6-й стадии. Однако

во многих случаях можно обнаружить, что для того, чтобы достичь своих

целей, потребуется несколько раз проходить через 3-ю, 4-ю и 5-ю стадии.

Данное обстоятельство связано с целью коучинга, которая заключается в

достижении постоянного изменения в поведении, а для этого необходима

практика. Таким образом, достижение цели коучинга учеником может

потребовать получения богатого опыта и обязательное обсуждение

пройденного материала.

Этапы коучинга.

Объяснение и демонстрация.

На этой стадии коуч должен:

* Обобщить все то, что необходимо объяснить и продемонстрировать.

* Сделать акцент на том, почему это важно.

* Обрисовать, как это будет выполняться.

* Объяснить и продемонстрировать, соблюдая логическую

последовательность.

* Сделать обобщение, еще раз подчеркнув и объяснив важность

изучаемого действия.

* Отвести время на вопросы, уточнения и обратную связь для проверки

понимания.

Осмысление обучения.

Следует очень продуманно определять временной режим этой стадии. Часто

все, что здесь требуется, - это просто несколько минут приватного

разговора, сделанные на полях заметки или практика с некоторым

элементом нового оборудования.

Обзор прогресса.

На этом этапе коучу необходимо напомнить ученику о конечной цели

программы обучения и предложить ему озвучить, каких результатов, по его

мнению, они достигли на данный момент. Грамотно сформулированные

вопросы могут помочь ученикам выявить любые мешающие обучению

препятствия, с которыми они сталкиваются, а также позволяют им

обнаружить белые пятна, которые могли образоваться к этому времени

Планирование новой практики.

Возможность применения полученных знаний гарантирует достижение

требуемых стандартов компетентности. Коуч должен обеспечить ученику

практические сессии трех типов:

* «безопасные» возможности: легко можно совершить ошибку и тут же

исправить ее, причем без разрушительных последствий для себя и

своего дела;

* возможности «близкого наблюдения»: ученики могут потренироваться в

ситуациях реальной жизни в присутствии коуча, который может

вмешиваться с целью помочь и скорректировать любые недочеты, а

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.