| |||||
МЕНЮ
| Лидерствотри вопроса относятся к качеству решения, а последние четыре – к факторам, ограничивающим согласие подчиненных. Чтобы определить, который из этих пяти стилей подходит к конкретной ситуации, руководитель использует дерево решений (рис.4). Начиная с левой стороны модели, руководитель отвечает на каждый вопрос, находит, таким образом, критерий проблемы и, в конечном счете подбирает соответствующий стиль руководства. Хотя модель Врума – Йеттона отличается от трех других ситуативных моделей, поскольку ее фокус – на принятии решений, она все же аналогична им в том, что подчеркивает отсутствие универсального оптимального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений. Подобно другим ситуативным теориям, модель Врума – Йеттона получила полную меру, как поддержки, так и критики. Ей требуется дальнейшее обоснование и уточнение. |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 | |Имеются |Располага|Структури|Является |Если бы |Согласны |Не | |ли |ю ли я |рована ли|ли |вам нужно|ли |чревато | |требовани|достаточн|проблема?|согласие |было |подчинённ|ли | |я, |ой | |подчинённ|принимать|ые с |выбранное| |предъявле|информаци| |ых с |решение |целями |решение | |нные к |ей, чтобы| |выбранным|самостоят|организац|конфликто| |качеству |принять | |решением |ельно, |ии, |м между | |решения и|качествен| |существен|есть ли у|достижени|подчинённ| |позволяющ|ное | |ным для |вас |ю которых|ыми? | |ие |решение? | |его |достаточн|они будут| | |определит| | |эффективн|ая |способств| | |ь степень| | |ого |увереннос|овать, | | |предпочти| | |выполнени|ть в том,|решив эту| | |тельности| | |я? |что оно |проблему?| | |одного | | | |будет | | | |решения | | | |поддержан| | | |по | | | |о вашими | | | |сравнению| | | |подчинённ| | | |с другим?| | | |ыми? | | | |А |Б |В |Г |Д |Е |Ж | Рис.4. Модель принятия решения руководителем Врума-Йеттона. Обсуждая вклад этого подхода, Хэмптон, Саммер и Уэбер отмечают, что он содержит : «четкое изложение того, что ожидается от руководства: 1). Качественные решения, выраженные в категориях производительности и результатов деятельности организации и 2). Отношение к этим задачам тех подчиненных, которые должны выполнять вышеназванные решения. Хотя можно заметить некоторое сходство между этими двумя критериями и ранее упомянутыми стилями поведения, ориентированными на задачу и человеческие отношения, две последние цели несут в себе совершенно другое содержание. На самом деле вся модель направлена на объяснение того, как принимать и исполнять решение, а не на то, как достичь эффективности и удовлетворенности подчиненных». Заключение. Различные ситуационные модели помогают осознать необходимость гибкого подхода к руководству. Чтобы точно оценить ситуацию, руководитель должен хорошо представлять способности подчиненных и свои собственные, природу задачи, потребности, полномочия и качество информации. Даже такая приятная и человечная теория, как теория «У» МакГрегора ,состоит из ряда предположений и не дает объективной оценки имеющимся фактам. Более того, даже хорошо представляя себе все вышесказанное, очень легко допустить ошибку в суждениях о людях. Поэтому руководитель должен всегда быть готовым к переоценке суждений и, если необходимо, соответствующему изменению стиля руководства. Очень немногие из тех, кто выбрал карьеру руководителя, согласны оставаться долгие годы на одной и той же работе. Многие активно стремятся к продвижению на должности с большей ответственностью. Руководитель, который выбрал определенный стиль лидерства и строго его придерживается, поскольку этот хорошо зарекомендовал себя в прошлом, может оказаться неспособным осуществлять эффективное руководство в другой ситуации на более высоком посту, где все его непосредственные подчиненные ориентированы на достижение. Аналогичная ситуация может возникнуть, как это часто и происходит, если руководитель переведен из подразделения с высокоструктурированными задачами в подразделение с неструктурированными, творческими задачами. Конечно, некоторые люди имеют более выстроенную личность, чем другие, и они менее способны реагировать на различные ситуации, требующие изменений в характере поведения. Хотя в этой области необходимо проводить дальнейшие исследования, предыдущие исследования показали, что эффективные руководители реагируют на ситуации гибко, т.е. меняя стили. Руководители, которые работают не в своей стране, должны особенно сознавать культурные ограничения какого-то одного конкретного стиля руководства. Исследования показывают огромные различия между стилями руководства, которые являются предпочтительными в разных странах. Это дает информацию к размышлению, что особенно важно в сегодняшнем мире многонациональных корпораций. Европейцы обычно находятся под влиянием традиций, и они более восприимчивы к автократичному руководству, чем американцы. С другой стороны, несмотря на то, что японская культура высоко ценит традицию и лояльность, японцы широко и эффективно используют участие работников в принятии решений. Руководитель, который хочет работать как можно более эффективно, получить все, что можно, от подчиненных, не может позволить себе применять какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Скорее руководитель должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации. Если бы кого-то попросили назвать какой-то один, «лучший» стиль руководства, это был бы «адаптивный», или, как удачно выразился Арджирис, стиль, «ориентированный на реальность». Давая описание этого ориентированного на реальность стиля, Арджирис отмечает, что он: «развивается по многим направлениям. Кроме того, разрабатываются правила принятия решений, которые могут служить ориентирами того, как и когда надо менять стили руководства… Если проанализировать соответствующую литературу, можно заменить, что считающийся «эффективным» стиль руководства меняется в зависимости от ситуации … ни один стиль руководства не может считаться самым эффективным… Поэтому эффективные руководители – это те, кто может вести себя по-разному в зависимости от требований реальности». Лидерство, как и управление, является до некоторой степени искусством. Возможно, это и есть причина того, почему исследователям не удалось разработать или обосновать какую-либо теорию. Мы разделяем ситуационный подход к лидерству и полагаем, что при соответствующей подготовке руководители смогут научиться выбирать стиль, сообразный ситуации. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным, оказывать влияние, разрешая подчиненным в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Со временем те же самые руководители сочтут необходимым сменить стиль, сообразуясь с изменением характера задачи, с возникающими перед подчиненными проблемами, давлением со стороны высшего руководства и многими другими факторами, характерными для организации. Список литературы: 1. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992г. 2. Грачев М.В. Управление персоналом в международной корпорации. Суперкадры. М., 1993г. 3. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991г. 4. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом ? М., 1995г. 5. Труд за рубежом. 1993г. № 1-4. Контрольные задания. Задание 1. Дайте оценку своей производственной деятельности, своих личных перспектив продвижения по службе. Стенограмма секретаря-машинистки ЛЗ Белавиной С. В. |Группы |№ п/п|Наименование |Баллы | |качеств | |качеств | | | | | | | | | | | |Организаторск| |Способность разбираться в | | | | | | |ие | |людях и адекватно их | | | | | | |способности | |оценивать. | | | | | | | | |Умение распределять работу в | | | | | | | | |коллективе. | | | | | | | | |Умение взаимодействовать с | | | | | | | | |другими коллективами и | | | | | | | | |организациями. | | | | | | | | |Способность отстаивать | | | | | | | | |интересы своего коллектива и | | | | | | | | |противостоять внешнему | | | | | | | | |давлению на него. | | | | | | | | |Умение организовывать контроль| | | | | | | | |и стимулирование исполнителей.| | | | | | |Средний балл 4,2 | |2. | |Профессиональные знания и опыт| | | | | | |Профессиональ| |работы. | | | | | | |ные качества.| | | | | | | | | | |Экономическая компетентность. | | | | | | | | |Способность видеть «ключевую» | | | | | | | | |задачу. | | | | | | | | |Рациональность и | | | | | | | | |реалистичность принимаемых | | | | | | | | |решений. | | | | | | | | |Стремление к внедрению нового,| | | | | | | | |передового. | | | | | | |Средний балл 4,4 | |3. | |Способность оказывать | | | | | | |Педагогически| |воспитательное воздействие на | | | | | | |е качества. | |исполнителей. | | | | | | | | |Умение находить индивидуальный| | | | | | | | |подход к людям. | | | | | | | | |Убеждать людей. | | | | | | | | |Способность доверять людям. | | | | | | | | |Проявлять заботу о своих | | | | | | | | |подчинённых. | | | | | | |Средний балл 4,2 | |4. | |Общительность. | | | | | | |Коммуникативн| | | | | | | | |ые качества. | | | | | | | | | | |Лёгкость вступления в контакты| | | | | | | | |с людьми. | | | | | | | | |Доброжелательность и | | | | | | | | |приветливость в общении. | | | | | | | | |Сдержанность. | | | | | | | | |Уравновешенность. | | | | | | | | |Тактичность и культура | | | | | | | | |общения. | | | | | | | | |Развитое чувство юмора. | | | | | | |Средний балл 4,5 | |5. | |Принципиальность в решении | | | | | | |Нравственные | |производственных и социальных | | | | | | |качества. | |вопросов. | | | | | | | | |Обязанность и умение держать | | | | | | | | |слово. | | | | | | | | |Справедливость в решении | | | | | | | | |деловых и личных вопросов. | | | | | | | | |Честность и порядочность. | | | | | | | | |Скромность. | | | | | | |Средний балл 4,6 | 1 балл – зона очень слабого руководителя; 2 балл – зона слабого руководителя; 3 балл – зона среднего руководителя; 4 балл – зона хорошего руководителя; 5 балл – зона лучшего руководителя. Средний общий балл: 4,38 – зона хорошего руководителя. Задание 2. Дайте оценку производственной деятельности своего руководителя, его личных качеств, стиля работы с подчиненными. Стенограмма начальника ЛЗ Левина В. А. |№ п/п|Наименование качеств |Баллы | | | | | | | | | | |Возможность совершенствования | | | | | | | |способностей. | | | | | | | |Готовность принять на себя более| | | | | | | |высокую ответственность. | | | | | | | |Лидерство и мотивация | | | | | | | |подчинённых. | | | | | | | |Умение контактировать с людьми. | | | | | | | |Способность к взаимодействию с | | | | | | | |партнёрами. | | | | | | | |Творческий подход к решению | | | | | | | |проблем. | | | | | | | |Знание и информированность. | | | | | | | |Способность отстаивать интересы | | | | | | | |своего коллектива и | | | | | | | |противостоять внешнему давлению | | | | | | | |на него. | | | | | | | |Способность видеть «ключевую» | | | | | | | |задачу. | | | | | | |Средний балл 4,1 | 4,1 – зона хорошего руководителя. Свойства, обеспечивающие успех работы коллектива: лидерство и мотивация подчинённых, умение контактировать с людьми, способность к взаимодействию с партнёрами, способность отстаивать интересы своего коллектива и противостоять внешнему давлению на него. Задание 3. Составьте должностную инструкцию для занимаемой вами должности. УТВЕРЖДАЮ: Директор литейного завода Дубинин В.А. «_____»___________1999г. ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ 1. Подразделение: Литейный завод. 2. Наименование должности: секретарь-машинистка. 3. Квалификационные требования: среднее образование и подготовка по курсу машинопись и делопроизводство. 1. Минимальный стаж работы по специальности: 3 года. 4. Должен знать: положения и инструкции по ведению делопроизводства, руководящий состав подразделений и структуру литейного завода, его административные и функциональные связи. Запись под диктовку и ведение краткого протокола заседания, совещания, машинопись, правила орфографии и пунктуации, порядок расположения материала при печатании документов, деловых писем. Правила внутреннего трудового распорядка, правила и нормы охраны труда, техники безопасности, пром. санитарии и противопожарной защиты. 5. Подчинен и получает распоряжения, указания, инструктаж от директора литейного завода. 5.1. Получает дополнительные распоряжения от Гл. инженера и руководителей служб и участков. 5.2. Право давать распоряжения: отсутствует. 5.3. Право на отпуск: согласно КЗоТ. 5.4. Вилка оклада: 350-500 руб. 5.5. Премирование: система КТУ. 6. Обязанности (функции): 6.1.Выполняет технические функции по обеспечению и обслуживанию работы директора литейного завода. 6.2.Получает необходимые сведения от подразделений и отдельных руководителей для директора литейного завода, вызывает по его поручению работников. 6.3.Организует переговоры руководителя, принимает и передает различные сведения. 6.4.Осуществляет работу по подготовке заседаний и совещаний (сбор необходимых материалов, оповещение участников), ведет и оформляет протоколы, печатание по его указанию. 6.5.Обеспечение рабочего места руководителя канц. принадлежностями, средствами орг. техники. 6.6.Ведет делопроизводство, принимает и регистрирует поступающую корреспонденцию, передает по адресам, следит за сроками выполнения поручений, взятых под контроль, формирует дела по установленной номенклатуре, хранит их, сдает в архив. 6.7.Организует прием посетителей, содействует оперативности рассмотрения просьб и предложений. 7. Цели: Своевременное выполнение заданий руководства. 8. Информация: 1. От работников Литейного завода (внутризаводская документация) - Распоряжения, служебные записки, акты, письма, заявки, мероприятия и другие. 2. От других предприятий и организаций (внешнезаводская документация) - Приказы, распоряжения, служебные записки, письма, различная техническая документация, акты, протоколы, телеграммы, мероприятия, извещения и другие. 3. Журналы, карточки и карты: регистрационные журналы по внешнезаводской и внутризаводской документации, карты рассмотрения разовых заказов, карточки инструктажа по технике безопасности, графики дежурств по литейному заводу. 9. Ответственность: 9.1.Ведение делопроизводства (регистрация поступающей и исходящей документации, хранение, сдача в архив). 9.2.Подготовка совещаний. Получил: ----------------------- Стили лидерства Сосредоточенный на работе. Сосредоточенный на человеке. Стили руководства Либеральный Автократичный Демократичный [pic] МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Предмет: Управление персоналом. РЕФЕРАТ тема: «Лидерство». Студентки III курса Горного факультета Специальность: 061100 Шифр: 897962 Белавиной Светланы Вадимовны 1999 год |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|