реферат, рефераты скачать
 

Лекции по квалиметрии


фальш-старты”,”Цепная реакция по Демингу”,”Принципы постоянного

улучшения”.

Деминг отмечает “Семь смертельных болезней”, которыми страдает

американская администрация и которые фатально ведут к неуспеху :

1. Ежегодные оценки деловых качеств.

2. Частая смена руководства высшего уровня с места работы.

3. Ориентация фирм исключительно на количественные показатели.

4. Потеря постоянства целей.

5. Акцент на краткосрочные прибыли.

6. Сверхвысокие социальные затраты.

7. Сверхвысокие затраты из-за возврата продукции.

В разделе “Цепная реакция по Демингу” показывается взаимосвязь между

качеством труда, эффективностью производства и стабильностью положения

работников предприятия, которая представлена в виде простой схемы :

В разделе “Принципы постоянного улучшения” (цикл Деминга)

демонстрируется, как должен действовать руководитель, который

использует принцип постоянного улучшения качества при решении любых

задач.

Деятельность руководителя по улучшению качества включает 4 этапа :

1. Наблюдение (руководитель собирает информацию о деятельности своего

подразделения, определяет , какие изменения в этой деятельности

необходимы).

2. Разработка мероприятий (руководитель решает, какие

организационные меры он должен принять, как вовлечь в эту

работу подчиненных, какие меры по их мотивации он должен

использовать).

3. Внедрение (руководитель наблюдает за ходом внедрения,

контролирует действия подчиненных, собирает информацию для

выполнения следующего этапа).

4. Анализ (руководитель анализирует результаты внедрения,

накапливает опыт для следующего этапа наблюдений).

1. Концепция улучшения качества.

1.2.1. Типы улучшения качества.

Улучшение может быть двух типов :

. крупные (нововведения);

. серия мелких постоянных (непрерывное улучшение);

Крупные улучшения могут быть достигнуты двумя способами : западным и

японским. Идея западного способа основана на использовании новых

технологий, разработке новых типов продукциизначительном повышении

качества исполнителя.

Нововведения по японскому способу происходят в результате творческой

деятельности небольшого числа сотрудников. Они предполагают

единовременную координальную реорганизацию процесса и требуют больших

инвестиций. Улучшения такого рода японцы называют KAIRVO.

Основными показателями нововведений являются технологические разработки,

перспективные виденья новой продукции, коренное преврвщение

организационной структуры.

Непрерывнре улучшение отражает типичный японский стиль мышления, т.е.

шаг за шагом посредством никогда не кончающихся малых приращений

улучшать существующее положение дел, стремясь к совершенству. Улучшения

достигаются за счет усилий множества сотрудников. При этом не требуются

финансовых инвестиций. Вместо них используется существующие “богатства”

квалификации и опыта, существующие в компании, но еще невостребованные.

2. Трилогия Джурана. Цикл Деминга.

Затраты на качество связаны прежде всего с затратами на исправление

брака. Согласно классической схеме, разработанной Джураном, затраты,

связанные с плохим качеством могут быть разделены на затраты, связанные

с хроническим уровнем брака и затраты, связанные с эпизодическим

случайным браком.

[pic]

Джуран рассматривает хронические проблемы, как результат допущений,

сделанных в течение предшествующей процессу планирования фазы. В данном

периоде определенный уровень дефектности считался приемлемым,

соответствующим состоянию технологии и практике управления. В последних

периодах совместное влияние развитой техники и конкуренции делают данный

уровень дефектности более недопустимым.

В качестве отдельных шагов решение проблем улучшения качества Джуран

выделяет следующие этапы :

1. Определение и организация проекта.

2. Диагностика.

3. Поиск решения.

4. Получение результата.

Каждый из которых состоит из последовательных определенных операционных

шагов.

Первый этап заключает в формулировке проекта улучшения. Основные шаги

представляют собой составления перечня проблем, определение их

приоритетности для компаний, определение многофункциональной рабочей

группы, которая формально уполномочена проанализировать каждую из

проблем и выработать решение.

Второй этап выполняется группой в соответствии с классическим методом

медицинской диагностики : анализ симптомов, формулирование гипотез и

выявление основных причин. При этом все шаги должны быть выполнены в

правильной последовательности и полностью.

Третий этап – поиск решени: анализ альтернативных решений, нахождение

оптимальных решений, разработка мероприятий, преодоление сопротивления

изменениям, внедрение решений.

Самым критичным шагом является преодоление сопротивления изменениям.

Четвертый этап – удержание достигнутых результатов: проверка

эффективности результатов внедрения, регулярное сравнение достигнутых

результатов с запланированными. Основная задача этого этапа заключается

в станартизации нового решения на уровне подразделения. Непрерывное

улучшение качества может быть осуществлено так же, если

руководствоваться циклом Деминга. Цикл Деминга известен по аббревиатуре

РDСА (планирование, выполнение, проверка, введение норм).

Этап планирования касается определенной конкретной цели и плана

действий. На следующем этапе – выполнение – реализуем то, что было

запланировано. Важная операция осуществляется на этапе проверки, т.е.

мы оцениваем правильность и эффективность наших действий, сравнивая

полученные результаты с предполагаемыми. Этап введения норм может

осуществляться по двум различным путям. Если что-то неправильно, то

небходимо повторить весь цикл РDСА. Если все в порядке, то необходимо

зафиксировать экспериментальный результат.

Японцы рассматривают процесс закрепления достигнутого результата как

особо важный и называют его SDCA. Он направлен на стабилизацию

достижений после очередного нововведения.

[pic]

Джуран утверждает, что для достижения полезного улучшения необходимы

следующие условия : оно должно быть спланировано, проводиться проект за

проектом, фаза нововведения должна заканчиваться фазой удержания

достигнутых результатов, чтобы закрепить новый уровень и предотвратить

регрессию.

Непрерывное движение схоже с движением по лестнице : каждый шаг –

ступенька к снижению несоответствия. За ним следует горизонтальная фаза

стабилизации.

РDСА круг Деминга представляет процесс улучшения, а круг SDCA – процесс

стабилизации.

3. Экономическая эффективность улучшения качества продукции.

Эффективность – универсальная общенаучная категория. Она используется

для определения (сравнения оценки соотношения) результатов деятельности,

будь то сфера производства, научных исследований, экономическая и т.д.

Категорию эффективности качества следует понимать в двух взаимно

дополняющих аспектах : общеметодологическом и конкретно экономическом.

В первом аспекте эффективность выступает, как общая социально –

экономическая эффективность, а качество, как категория науки об

управлении качеством. Каждая из этих категорий выражает степень

достижения цели - эффективность социально – экономических,

организационно – технических. Качество, как степень соответствия

результатов потребностей общества и человека.

Во втором аспекте эффективность рассматривается как эффективность

производства; качество – как качество проукции или труда. Качество и

эффективность находятся в постоянной взаимосвязи. Эта связь неоднозначна

и противоречива, что обусловлено, с одной стороны, сложной структурой,

многочисленностью факторов, определяющих эффективность, а с другой

стороны – сложностью и диалектической противоречивостью категории

качества.

Важное практическое значение имеет характер взаимосвязи качества и

эффективности, которые находятся в постоянной функциональной

зависимости. С одной стороны, качество есть функция эффективности

К= ( (Э), т.к. в условиях неэффективного производства нельзя обеспечить

устойчивый рост качества. С другой стороны, эффективность - функция

качества, Э=f(K), так как качество обеспечивает экономию живого и

общественного труда в процессе расширенного воспроизводства, т.е. его

рост влияет на эффективность общественного производства. Таким образом,

управление качеством в большинстве случаев является одновременно и

управлением эффективностью.

Контроль

Предупредит. мероприятия

Внешние потери

Внутренние потери

Затраты на качество обычно делятся на следующие категории :

. Затраты на предотвращение дефектов (предупредительные затраты),

т.е. затраты, связанные с какой либо деятельностью, которая

снижает или полностью предотвращает возможность появления дефектов

или потерь.

. Затраты на контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение

достигнутого уровня качества.

. Внутренние затраты на дефект – это затраты, понесенные внутри

организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е.

до того, как продукт был продан (внутренние потери).

. Внешние затраты на дефект – это затраты, понесенные вне

организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е.

после того, когда продукт был продан (внешние потери).

Невозможно полностью исключить затраты на качество. Можно избежать

затраты на :

1. Неиспользованные материалы.

2. Доработку и переделку эффектов.

3. Задержки, излишнее производственное время, вызванное дефектным

продуктом.

4. Дополнительные проверки и контроль для выявления уже известного

процента дефектов.

5. Потери от продаж, связанные с неудовлетворенностью потребителя.

Неизбежные затраты – это те, которые еще необходимы как страховка, даже

если уровень дефективности очень низкий. Они используются для

поддержания достигнутого уровня качества, для сохранения низкого уровня

дефектов. Неизбежные затраты могут включать в себя затраты на :

1. Функционирование и аудит системы качества.

2. Обслуживание и калибровку испытательного оборудования.

3. Оценку поставщиков.

4. Обучение вопросам качества.

5. Минимальный уровень проверок и контроля.

Затраты на качество могут быть минимизированы, однако любая мысль о

том, что они могут быть сведены к нулю – это заблуждение.

Общие затраты на качество.

Взаимосвязь между всеми затратами на качество, общими затратами на

качество и уровнем достигнутого качества обычно представляют так, как

это показано на рисунке :

[pic]

Снижение общих затрат. В нашем примере видно, что достигнутый уровень

качества изменяется в категории “много дефектов”,”нет дефектов” или

”совершенство”.

Рассматривая левую сторону графика, мы видим, что общие затраты на

качество велики в основном потому, что высоки потери на дефект. Затраты

на предупредительные мероприятия очень малы. Если мы будем двигаться

вправо по графику, то достигнутый уровень качества (снижение дефекта)

будет увеличиваться. Это происходит за счет увеличения объема

предупредительных мероприятий, и затраты на них растут.

Потери затраты на дефект очевидно падают, как результат

предупредительных мероприятий. Как показано на графике, затраты на

потери падают быстрее, нежели возрастают затраты на предупредительные

мероприятия, как результат – общие затраты на качество уменьшаются.

Влияние снижения уровня качествауменьшается. Влияние снижения уровня

затрат на контроль незначительно. Публикуемый график идеализированный.

Он показывает уровень исполнения (уровень качества) в терминах

“хорошо”,”плохо” и никогда не соответствует с % дефектов.

Там, где затраты на качество должным образом учтены, они могут

составлять от 2 до 20% и более в объеме продаж. Типичные разделения

затрат на качество по позициям могут быть определены так :

. затраты на потери – 70% от общих затрат на качество;

. затраты на контроль – 25% от общих затрат на качество;

. затраты на предупредительные мероприятия – 5%.

Важнейшим объектом для размышлений в любой компании должно быть %-е

содержание соотношений общих затрат на качество и общего объема продаж.

Затраты на качество могут быть только частью прибыли. Любое снижение

затрат на качество повышает прибыль.

Вопрос определения величин затрат можно посмотреть в “менеджменте

качества”.

1.3 Качество как объект управления.

Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных

систем (биологических, технических, социальных и т.д.), обеспечивающая

сохранение их структуры, поддержание их режима деятельности, реализацию ее

программы, цели.

Управлением называют также некоторые организационные структуры и

хозяйственные органы, подразделение или само управленческое воздействие,

т.е. сам процесс управления программой объектами. Некоторые авторы в

понятие “управление” включают не только целенаправленные управляющие

возействия, но и саму постановку цели, выработку политики, принятие

решения. Другие связывают управление с упорядочением какого-либо

многообразия или отождествляют понятие управления с понятием контроля,

руководства, менеджмента.

1.3.1. Категории управления менеджмента.

Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта

управления, которое должно быть достигнуто в будующем.

Процесс осознания и формулирования цели управления носит наименование –

целеполагание. Он является одним из первых и важнейших элементов процесса

управления. Методы управления – это способы целенаправленного воздействия

на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках

функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое.

Принципы управления – это основные правила, основные требования,

руководящая идея, которой следуют руководители в осуществлении управления.

Они являются одной из основных форм сознательного использования объективных

законов управления в практике.

Законоуправление – это общие, существующие и необходимые связи, явления,

изучаемые наукой управления. Объективность законов управления по отношению

к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения науки и

искусства управления.

Функции управления – это своего рода “поля” управленческой деятельности,

продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления.

Функциями управления могут быть стандартизация, сертификация продуктов и

систем качества, обеспечения единства измерений, аттестация испытательного

оборудования и т.д.

Всю систему знаний об управлении качеством, которую называют научными

основами управления качеством, можно разделить на 3 части :

1. Методологические основы управления качеством.

2. Конкретные науки об элементах управления качеством.

3. Наука об управлении (теория управления качеством).

Методологические основы управления качеством включают в себя

соответствующие теоретические и методологические разделы таких наук, как

философия, экономика, наука управления производством, кибернетика и т.д.

Конкретные науки о качестве и об элементах управления можно разделить на :

. Конкретные технические науки (теория надежности, теория

статистического регулирования, стандартизация, сертификация,

квалиметрия, и т.д.);

. Конкретные экономические науки (экономическая теория качества,

планирование качества и т.д.);

. Конкретные социологические науки (правовые основы качества, управление

качеством труда и т.д.);

. Теория информации о качестве.

Научные основы управления качеством – это вся система знаний об управлении

качеством. Следует сказать, что наука об управлении качеством не может

входить в состав конкретных наук об управлении качеством, т.к. должна

охватывать предмет управления в целом. В то же время эта наука не может

ограничиваться только их выводами. Она должна вобрать в себя выводы из

других конкретных наук, входящих в состав научных основ управления, а также

учитывать особенности элементов и уровни управления качеством.

Под менеджментом понимается совокупность принципов, методов и средств

управления производством с целью повышения его эффективности и

прибыльности. Здесь качество выступает, как главная цель управления.

Структуру системы менеджмента можно представить в виде схемы :

- принципы системности в проектиовании - анализа и синтеза

при системном - переработки, хранения и пере -

и управлении качеством ;

подходе к решению проблем ка - дачи информации;

- комплекснрсти в несл. разных сторон чества;

- коммуникационные связи;

управления качнством; -

принятие проектных решений - компьютерная и вычислительная

- приоритетности факторов внешней в области

качества; техника;

среды в формировании качества ; - мотивации

и воздействия на - средства производства;

- взаимоотношений управленческого и деятельность

исполнителя; - стандарты и регламенты, регла -

исполнительного персонала в проект- - оценка

качественного уровня регламентирование требования

ной деятельности.

продукции; качества

продукции;

-

контроля качества. - законодательные акты в

области

качества;

- сертификаты, как средство под -

тверждения качества.

1.3.2. Система оценки качества в задачах управления.

В условиях рыночной экономики система оценки качества продукции должна

наиболее полно соответствовать особенностям рыночных отношений между

производителями и потребителями. Для этого предполагается решение следующих

задач :

1. Объективной оценки качества продукции на различных этапах

взаимодействия разработчиков, изготовителей и потребителей с учетом

взаимосвязи качества, количества и цены потребления.

2. Достаточно полного выявления свойств и показателей, характеризующих

качество продукции, а так же объективного отражения их в нормативно –

технических документах на продукцию.

3. Оперативного получения всех необходимых объективных данных о качестве

продукции, ее техническом уровне и конкурентоспособности на любом

этапе жизненного цикла продукции.

При этом управление качеством имеет тесно связанные направления :

стандартизация, сертификация, и квалиметрия, взаимосвязь которых

представлена на рисунке :

Система

оценки качества

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.