| |||||
МЕНЮ
| Лекции по квалиметрииСтандартизация – деятельность по установлению в НД определенных требований (норм, правил и характеристик). В соответствии с законом РФ “О стандартизации”, устанавливыемые требования должны быть направлены на обеспечение : 1. Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. 2. Взаимозаменяемости продукции. 3. Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии. 4. Единства измерений. 5. На обеспечение экономии всех видов ресурсов. Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются : . Повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их функциональному назначению; . Устранение барьеров в торговле и соответствие научно-техническому и экономическому сотрудничеству; При этом результаты стандартизации по отношению к сертификации первичны, поскольку прежде, чем подтверждать соответствие продукции установленным требованиям, необходимо эти требования разработать, обосновать и установить, а это возможно лишь при непосредственном использовании методов квалиметрии, при разработке и экспертизе требований стандартов, подготовке и проведении сертификации продукции на ее соответствующие требования стандартов. Сертификация – это деятельность, направленная на установление и фиксацию соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям, установленным в КД. Особые требования предъявляются к методическим основам оценки качества продукции, которые должны наиболее полно обеспечивать : 1. Возможность выявления комплексного анализа и достоверной оценки всей совокупности потребительских свойств безопасности и экологичности продукции. 2. Создание на основе проведенной оценки предпосылок для социальной защиты потребителя от функционально и экологически опасной продукции, а так же от несоответствия реальной цены на продукцию ее качеству. Квалиметрия – это научная дисциплина, которая изучает проблематику и методологию количественного и качественного оценивания объектов различной природы. В ее рамках формируется и развивается система методов измерения свойств продукции и оценки ее качества. Среди основных научных проблем, требующих немедленного решения, можно назвать : . Совершенствование методов оценки качества продукции с учетом взаимосвязи, условий ее использования и цены потребителя. . Систематизация свойств и показателей, характеризующих качество конкретных групп продукции с учетом современных требований к ее качеству и цены потребителя. . Формирование состава актуальных задач оценки качества продукции на различных стадиях жизненного цикла продукции и соответствие методического, информационного и программного обеспечения для решения типовых задач. . Разработка методических основ оценки полноты и остоверности отражения в нормативно-технической документации на сертифицированную продукцию, показателей ее безопасности и экологичности методов и средств их проверки. Вышеизложенные направления управления качеством наиболее эффективно решаются с использованием статистических методов. Так, в системе оценивающие статистические методы применяются для решения следующих задач : 1. Оценки статистической точности определения комплексных и обобщенных показателей индексов качества. 2. Построение моделей статистического контроля в форме статистических зависимостей общего показателя качества эффективности от частных показателей с помощью методов регрессионного, факторного, дисперсионного анализа. 3. Статистической классификации качеств технологии и объектов техники. 4. Статистического определения коэффициентов весомости. 5. Построение прогнозных баз оценки с помощью статистической экстраполяции, временных рядов, динамики оценочных показателей. 6. Построение эталонно – нормативной базы оценки. 7. Оценки стабильности качества производства и продукции. 3. Основные тенденции в области управления качеством. Анализируя уровень зарубежных фирм и компаний, можно выделить следующие основные тенденции в области управления качеством продукции : 1. Системный подход к управлению качеством. Данный подход означает охват системы управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, охват всех элементов в комплексе, целенаправленная работа с поставщиками. 2. Руководящую роьл высшего звена в формировании и обеспечении стратегической политики предприятия в области качества. 3. Обеспечение высокого качества продукции при снижении ее себестоимости, а так же цены для потребителя. 4. Усиление роли и значения человеческого фактора в управлении качеством продукции. 5. Тесная и непосредственная работа с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий. 6. Анализ затрат на качество. Сущность данного подхода состоит в том, что анализ затрат на качество учитывает возможные затраты на устранения дефектов. 7. Использование материальных и моральных стимулов всех работников фирмы за высокое качество продукции. Наиболее характерным для зарубежных систем качества является смещение контроля качества продукции с конечного ее этапа жизненного цикла на начальный. Основная цель - не фиксация дефектов и брака путем контроля, а именно их предупреждение с помощью различных предприятий, включая профилактическое обслуживание оборудования, использование статистических методов регулирования и контроля за технологическими процессами и т.д., не допускать появления брака в производстве. Глава 2. Квалиметрия. 2.1. Основные положения квалиметрии. 2.1.1. Квалитология и квалиметрия. Квалитология – это наука о качестве. В структуре квалитологии можно выделить следующие взаимосвязанные и взаимодецствующие друг с другом составные части : . Теория качества, предметом которой является исследование природы качества, изучение экономических, социалистических, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения. . Теория управления качеством – это область науки, занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством. . Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества. . Метрология – отрасль науки, изучающая и реализующая методы измерения качества. Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания. К таким теориям относятся : . Общая квалиметрия. . Специальная квалиметрия. . Предметные квалиметрии. Общая квалиметрия - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы : системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в том числе ранжирование, весомость). В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок : экспертная квалиметрия, вероятностно – статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно – ориентированных объектов, имеющих обычно иерархическое строение. Предметная квалиметрия – по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и др. Совершенствование квалиметрии явилось результатом различных представлений о ее предмете и содержании, к главным чертам которых относятся : . представление о квалиметрии только как о теории количественных методов оценки, . сужение предмета квалиметрии до области измерений и оценивания качества объектов, является продуктами труда или до проблемы построения комплексных показателей качества, . расширение предмета квалиметрии, распространение его на количественно – неизмеримые объекты, . акцент в предмете квалиметрия на внеэкономических методах оценивания. При этом происходит эволюция взглядов на предмет квалиметрия. Появились такие направления, как социологическое, педагогическое, географическое и пр. Структурность, динамичность определенность и целосность квалиметрии обеспечиваются механизмом взаимодействия : общая квалиметрия трансформирует специальную квалиметрию с учетом особенностей применяемых методов и моделей оценки, а последняя находит отражение в предметной квалиметрии. При этом взаимосвязи общей квалиметрии, специальной квалиметрии и предметной квалиметрии отражают динамику общего особого и единичного. У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы : - экономический; - технико-экономический; - общенаучный; - систематический. Экономический статус обусловлен политэкономическим содержанием категории качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и стоимостью. С позиции экономического статуса квалиметрия включает в себя методы эконометрии, как теоретического измерения экономических свойств создаваемых объектов и процессов. Технико – экономический статус квалиметрии отражает ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств объектов и процессов, что отображается в результатно – затратных мерах эффективности, технико – экономических показателях, технико – экономических уровнях и т.д. Общенаучный статус определяется философско – методологической и общенаучной функциями категории качества и подтверждается формированием большого числа предметных квалиметрий (продукции, техники, труда и т.д.). Систематический статус квалиметрии определяет ее, как систематическую теорию. Это связано с тем, что категория качества имеет аспекты структурности, динамичности, определенности, упорядоченности – все основные признаки системы. Таким образом, здесь возможен системный подход и к оценке, и к анализатору, и к управлению. Количественная оценка качества необходима для принятия обоснованных решений на всех стадиях жизненного цикла продукции, от маркетинговых исследований до принятия решения о снятии с производства. Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены, сделать анализ качества процессов производства, определить пути совершенствования продукции и сокращения затрат. При этом распространение квалиметрических методов и подходов на качество процессов, проектов и решений создает действенный аппарат выбора лучших вариантов многокритериальных решений во всех сферах управления качеством. 2. Система понятий и определений квалиметрии. Систему понятий квалиметрии в основном составляют требования, представленные в ГОСТ15467-79 “Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения”, а так же в ИСО 8402. Для раскрытия сущности категории качества, используемой в квалиметрии, необходимо рассмотреть ее во взаимосвязи с такими системными понятиями, как свойство, структурность, динамичность и др. Свойство. Для раскрытия понятия целесообразно выделить две концепции : . Атрибутивную. . Функционально – кибернетическую. Атрибутивная отражает взаимодействие в системе отношений субъект – объект. В ней свойства выступают как результат познания опрееленного признака, принадлежащего данному объекту. Синонимы свойства, в данной концепции – атрибут, особенность, черта и т.д. Само качество выступает, как сложное свойство. Функционально – кибернетическая концепция определяет свойства через взаимодействие в системе объект – объект или объект – среда. Синонимами свойства являются : способность, возможность, функция и т.д. Здесь свойство оказывается связанным через взаимодействие с формами движения. Именно в этом аспекте физические, механические, информационные и др. типы свойств одновременно несут информацию об особенностях взаимодействиях объекта и формах движения, в которые данный объект вовлечен. Свойства в этой концепции представляют, как динамический элемент качества, как “функцию времени”. Деление взаимодействий на внутренние и внешние, по отношению к объекту, как к целому, обуславливает деление свойств на внешние и внутренние. Внутренние – это появления новых свойств у целого, т.е. целостных элементарных свойств. Внешние – это источник изменения свойств во времени, динамичности качества. К ним относятся : проектная, произвоственная и экспериментальная среды. Структура . Взаимодействие внутренних свойств качества частей объекта характеризует внутреннюю структуру качества, а множество внешних взаимодействий характеризует внешюю структуру качества. Структура качества во внешнем и внутреннем плане раскрывается в двух возможных проекциях : в терминах свойств (функций) и в терминах качеств частей. Первая проекция определяет функциональную структурность качества, в соответствии с которой качество предстает, как структурно – расчлененная совокупность свойств (функций), а вторая определяет морфологическую структурность. Структурность качества – это основа принципа функционально – кибернетической эквивалентности качества. Этот принцип утверждает, что качество по определенным свойствам и в рамках определенных условий, несмотря на различие в структурах, может рассматриваться, как эквивалентное и носит многоуровневый характер. Чем больше свойств и уровней качества включено в отношения, тем уже мнежество, на которое оно реализуется. Количество. Взаимосвязи качества и количества уделен раздел 1.3. Особенность понимания этого взаимодействия состоит в более дифференцированном раскрытии понятия качества, связанном с его делением не экстенсивное и интенсивное. Интенсивное количество – позволяющее глубже осмыслить его взаимодействие с качеством. Экстенсивное количество предстает, как внешнее количество качества, как количество однородных в определенном смысле свойств и качеств. Интенсивное количество предстает как внутреннее количество качества, характеризующее развитость и интенсивность свойств. Внешнее и внутреннее количество качества образует единство, раскрывая еще одну грань принципа внешне – внутренней обусловленности качества и соответственно его моментов. Динамичность. Понятие динамичности качества раскрывается, как изменение интенсивности свойства и соответственного интенсивного количества во времени. Развертыванеи принципа динамизма качества приводит к двум взаимосвязанным принципам : отражение и жизненный цикл. Принцип отражение фиксирует отражение (перенос) качества процесса на качество результата, формирующегося на выходе этого процесса и имеет смысл системного исследования : качество процесса продукцирует качество результата, или, что то же самое, качество результата наследует качество процесса. Жизненный цикл объекта образует цикл его качества. Он состоит из основных этапов : . Проектирование; . Изготовление; . Эксплуатация. Каждый этап представляет собой комплексные процессы производства, поэтому по отношению к жизненному циклу принцип отражения раскрывается, как цепочка отражений качеств процессов в качествах соответствующих результатов. Qпр ( Qu ( Qз ( ( ( Qпр Qu ( Qз Таким образом, в жизненном цикле происходит отражение < Qпр , Qu , Qэ >-< Qпр , Qu , Qэ > Cодержание вышеизложенных взаимосвязей категории качества с другими понятиями позволяют сделать следующие выводы : Качество – сложная многоуровневая категория, раскрывающаяся через систему внешних и внутренних моментов. Она не может быть однозначно определена одной какой-либо дефиницией (показателем), поэтому категория качества определяется через систему суждений определителей. Категория качества есть система единства ее частных суждений определителя Ка+ (Q) = < А,Б,В,Г,Д,Е,Ж > (2.1) А – качество есть совокупность свойств (аспект свойств). Б – качество структурно представляет собой иерархическую систему свойств или качеств частей объекта (аспект структурности). В – качество динамично, оно есть динамическая система свойств (аспект динамичности). Г – качество – это существенная определенность объекта, внутренний момент, выражающийся в законченной связи составляющих частей элементов и конституирующий условия развития объекта (аспект определенности). Д – качество – это основа существования объекта, оно имеет двоякую обусловленность, раскрываемую через систему моментов качества : cвойства, структуры, системы, границ, целостности, определенности, количества. Е – качество обуславливает единичность объекта, его специфичность, целостность, упорядоченность, определенность, устойчивость (аспект сертификации). Ж – качество создаваемых человеком (обществом) объектов и процессов ценно (аспект ценности). По отклонению к качеству создаваемых объектов и процессов, ценностный аспект конкретизируется через понятия полезности, приспособленности, потребности, цели, назначения, потребительской стоимости и стоимость. Ключевыми понятиями квалиметрии являются измерение и оценивание качества. Введем ряд важных определений, раскрывающих эти понятия : Мера качества - это есть отображение качества Q или его подмножеств, отдельных свойств или их групп на множество вещественных чисел. Если обозначим меру качества ( , а отображение “(”, то в символической записи мера качества будет иметь вид : ( = Q ( Re , либо ( : {qi} ( Re (множество вещественных чисел) (2.2) Иными словами, мера качества рассматривается, как отображение измерения, приписывающее качеству, свойству или группе свойств число. Синонимом меры качества является показатель качества ( ( ( P) – это означает, что пространство мер качества (() может трактоваться, как пространство показателей качества (Р). В отображении формулы (2.2) вместо множества Re можно использовать множество семантических смысловых единиц (Se), типа отличной, хорошей, пригодной, не пригодной и пр. Такая мера называется семантической мерой. (S) => S : Q ( Se или S : {qi} ( Se Понятие семантической меры расширяет предмет квалиметрии, включая в его содержание не только количественную, но и семантическую (качественную) оценку. К основным типам мер качества относятся шкалирование и свертывание. Шкалированием называется мера качества, вводящая упорядочивающие отношения на измеряемом множестве свойств или мер. Шкалирование на множестве мер называется производным шкалированием. Его синоним – функциональное преобразование шкал. Понятию семантической меры соответствует семантическое шкалирование. Таким образом, к пониманию квалиметрического шкалирования относятся все типы шкалирования : . Метрическое (отношений, разности, интервального); . Порядковое; . Номинальное; . Семантическое (вербальное) и их различные сочетания. К производным метрологическим шкалам относят : - Линейные; - Логарифмические; - Экспозиционные; - Параболические ; - Другие... Квалиметрической шкалой называется тройка формальных объектов : 1. Исходное множество измерительных свойств или их мер; 2. Множество отображений шкалирования; 3. Множество значений отображений шкалирования |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|