реферат, рефераты скачать
 

Лекции по квалиметрии


Стандартизация – деятельность по установлению в НД определенных требований

(норм, правил и характеристик). В соответствии с законом РФ “О

стандартизации”, устанавливыемые требования должны быть направлены на

обеспечение :

1. Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни,

здоровья и имущества.

2. Взаимозаменяемости продукции.

3. Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития

науки, техники и технологии.

4. Единства измерений.

5. На обеспечение экономии всех видов ресурсов.

Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются :

. Повышение степени соответствия продукции, процессов и услуг их

функциональному назначению;

. Устранение барьеров в торговле и соответствие научно-техническому и

экономическому сотрудничеству;

При этом результаты стандартизации по отношению к сертификации первичны,

поскольку прежде, чем подтверждать соответствие продукции установленным

требованиям, необходимо эти требования разработать, обосновать и

установить, а это возможно лишь при непосредственном использовании методов

квалиметрии, при разработке и экспертизе требований стандартов, подготовке

и проведении сертификации продукции на ее соответствующие требования

стандартов.

Сертификация – это деятельность, направленная на установление и фиксацию

соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям,

установленным в КД. Особые требования предъявляются к методическим основам

оценки качества продукции, которые должны наиболее полно обеспечивать :

1. Возможность выявления комплексного анализа и достоверной оценки всей

совокупности потребительских свойств безопасности и экологичности

продукции.

2. Создание на основе проведенной оценки предпосылок для социальной

защиты потребителя от функционально и экологически опасной продукции,

а так же от несоответствия реальной цены на продукцию ее качеству.

Квалиметрия – это научная дисциплина, которая изучает проблематику и

методологию количественного и качественного оценивания объектов различной

природы. В ее рамках формируется и развивается система методов измерения

свойств продукции и оценки ее качества.

Среди основных научных проблем, требующих немедленного решения, можно

назвать :

. Совершенствование методов оценки качества продукции с учетом

взаимосвязи, условий ее использования и цены потребителя.

. Систематизация свойств и показателей, характеризующих качество

конкретных групп продукции с учетом современных требований к ее

качеству и цены потребителя.

. Формирование состава актуальных задач оценки качества продукции на

различных стадиях жизненного цикла продукции и соответствие

методического, информационного и программного обеспечения для решения

типовых задач.

. Разработка методических основ оценки полноты и остоверности отражения

в нормативно-технической документации на сертифицированную продукцию,

показателей ее безопасности и экологичности методов и средств их

проверки.

Вышеизложенные направления управления качеством наиболее эффективно

решаются с использованием статистических методов. Так, в системе

оценивающие статистические методы применяются для решения следующих задач :

1. Оценки статистической точности определения комплексных и обобщенных

показателей индексов качества.

2. Построение моделей статистического контроля в форме статистических

зависимостей общего показателя качества эффективности от частных

показателей с помощью методов регрессионного, факторного,

дисперсионного анализа.

3. Статистической классификации качеств технологии и объектов техники.

4. Статистического определения коэффициентов весомости.

5. Построение прогнозных баз оценки с помощью статистической

экстраполяции, временных рядов, динамики оценочных показателей.

6. Построение эталонно – нормативной базы оценки.

7. Оценки стабильности качества производства и продукции.

3. Основные тенденции в области управления качеством.

Анализируя уровень зарубежных фирм и компаний, можно выделить следующие

основные тенденции в области управления качеством продукции :

1. Системный подход к управлению качеством. Данный подход означает

охват системы управления качеством продукции на всех стадиях ее

жизненного цикла, охват всех элементов в комплексе, целенаправленная

работа с поставщиками.

2. Руководящую роьл высшего звена в формировании и обеспечении

стратегической политики предприятия в области качества.

3. Обеспечение высокого качества продукции при снижении ее

себестоимости, а так же цены для потребителя.

4. Усиление роли и значения человеческого фактора в управлении

качеством продукции.

5. Тесная и непосредственная работа с поставщиками сырья, материалов и

комплектующих изделий.

6. Анализ затрат на качество. Сущность данного подхода состоит в том,

что анализ затрат на качество учитывает возможные затраты на

устранения дефектов.

7. Использование материальных и моральных стимулов всех работников

фирмы за высокое качество продукции.

Наиболее характерным для зарубежных систем качества является смещение

контроля качества продукции с конечного ее этапа жизненного цикла на

начальный.

Основная цель - не фиксация дефектов и брака путем контроля, а именно их

предупреждение с помощью различных предприятий, включая профилактическое

обслуживание оборудования, использование статистических методов

регулирования и контроля за технологическими процессами и т.д., не

допускать появления брака в производстве.

Глава 2. Квалиметрия.

2.1. Основные положения квалиметрии.

2.1.1. Квалитология и квалиметрия.

Квалитология – это наука о качестве. В структуре квалитологии можно

выделить следующие взаимосвязанные и взаимодецствующие друг с другом

составные части :

. Теория качества, предметом которой является исследование природы

качества, изучение экономических, социалистических, информационных

аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения.

. Теория управления качеством – это область науки, занимающаяся

разработкой научных основ и методов обеспечения и управления

качеством.

. Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы

количественной оценки качества.

. Метрология – отрасль науки, изучающая и реализующая методы измерения

качества.

Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий,

различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и

оценивания. К таким теориям относятся :

. Общая квалиметрия.

. Специальная квалиметрия.

. Предметные квалиметрии.

Общая квалиметрия - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы :

системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика

квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в

том числе ранжирование, весомость).

В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки,

точность и достоверность оценок : экспертная квалиметрия, вероятностно –

статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая

таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно – ориентированных

объектов, имеющих обычно иерархическое строение.

Предметная квалиметрия – по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и

техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов,

квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса,

квалиметрия информации и др.

Совершенствование квалиметрии явилось результатом различных представлений о

ее предмете и содержании, к главным чертам которых относятся :

. представление о квалиметрии только как о теории количественных

методов оценки,

. сужение предмета квалиметрии до области измерений и оценивания

качества объектов, является продуктами труда или до проблемы

построения комплексных показателей качества,

. расширение предмета квалиметрии, распространение его на

количественно – неизмеримые объекты,

. акцент в предмете квалиметрия на внеэкономических методах оценивания.

При этом происходит эволюция взглядов на предмет квалиметрия. Появились

такие направления, как социологическое, педагогическое, географическое и

пр.

Структурность, динамичность определенность и целосность квалиметрии

обеспечиваются механизмом взаимодействия : общая квалиметрия трансформирует

специальную квалиметрию с учетом особенностей применяемых методов и моделей

оценки, а последняя находит отражение в предметной квалиметрии. При этом

взаимосвязи общей квалиметрии, специальной квалиметрии и предметной

квалиметрии отражают динамику общего особого и единичного.

У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы :

- экономический;

- технико-экономический;

- общенаучный;

- систематический.

Экономический статус обусловлен политэкономическим содержанием категории

качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и стоимостью. С

позиции экономического статуса квалиметрия включает в себя методы

эконометрии, как теоретического измерения экономических свойств создаваемых

объектов и процессов. Технико – экономический статус квалиметрии отражает

ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств

объектов и процессов, что отображается в результатно – затратных мерах

эффективности, технико – экономических показателях, технико – экономических

уровнях и т.д.

Общенаучный статус определяется философско – методологической и общенаучной

функциями категории качества и подтверждается формированием большого числа

предметных квалиметрий (продукции, техники, труда и т.д.).

Систематический статус квалиметрии определяет ее, как систематическую

теорию. Это связано с тем, что категория качества имеет аспекты

структурности, динамичности, определенности, упорядоченности – все основные

признаки системы. Таким образом, здесь возможен системный подход и к

оценке, и к анализатору, и к управлению.

Количественная оценка качества необходима для принятия обоснованных решений

на всех стадиях жизненного цикла продукции, от маркетинговых исследований

до принятия решения о снятии с производства. Квалиметрия качества позволяет

определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены,

сделать анализ качества процессов производства, определить пути

совершенствования продукции и сокращения затрат. При этом распространение

квалиметрических методов и подходов на качество процессов, проектов и

решений создает действенный аппарат выбора лучших вариантов

многокритериальных решений во всех сферах управления качеством.

2. Система понятий и определений квалиметрии.

Систему понятий квалиметрии в основном составляют требования,

представленные в ГОСТ15467-79 “Управление качеством продукции. Основные

понятия, термины и определения”, а так же в ИСО 8402.

Для раскрытия сущности категории качества, используемой в квалиметрии,

необходимо рассмотреть ее во взаимосвязи с такими системными понятиями, как

свойство, структурность, динамичность и др.

Свойство. Для раскрытия понятия целесообразно выделить две концепции :

. Атрибутивную.

. Функционально – кибернетическую.

Атрибутивная отражает взаимодействие в системе отношений субъект – объект.

В ней свойства выступают как результат познания опрееленного признака,

принадлежащего данному объекту. Синонимы свойства, в данной концепции –

атрибут, особенность, черта и т.д. Само качество выступает, как сложное

свойство.

Функционально – кибернетическая концепция определяет свойства через

взаимодействие в системе объект – объект или объект – среда. Синонимами

свойства являются : способность, возможность, функция и т.д. Здесь свойство

оказывается связанным через взаимодействие с формами движения. Именно в

этом аспекте физические, механические, информационные и др. типы свойств

одновременно несут информацию об особенностях взаимодействиях объекта и

формах движения, в которые данный объект вовлечен. Свойства в этой

концепции представляют, как динамический элемент качества, как “функцию

времени”. Деление взаимодействий на внутренние и внешние, по отношению к

объекту, как к целому, обуславливает деление свойств на внешние и

внутренние.

Внутренние – это появления новых свойств у целого, т.е. целостных

элементарных свойств.

Внешние – это источник изменения свойств во времени, динамичности качества.

К ним относятся : проектная, произвоственная и экспериментальная среды.

Структура . Взаимодействие внутренних свойств качества частей объекта

характеризует внутреннюю структуру качества, а множество внешних

взаимодействий характеризует внешюю структуру качества. Структура качества

во внешнем и внутреннем плане раскрывается в двух возможных проекциях : в

терминах свойств (функций) и в терминах качеств частей. Первая проекция

определяет функциональную структурность качества, в соответствии с которой

качество предстает, как структурно – расчлененная совокупность свойств

(функций), а вторая определяет морфологическую структурность.

Структурность качества – это основа принципа функционально –

кибернетической эквивалентности качества. Этот принцип утверждает, что

качество по определенным свойствам и в рамках определенных условий,

несмотря на различие в структурах, может рассматриваться, как эквивалентное

и носит многоуровневый характер. Чем больше свойств и уровней качества

включено в отношения, тем уже мнежество, на которое оно реализуется.

Количество. Взаимосвязи качества и количества уделен раздел 1.3.

Особенность понимания этого взаимодействия состоит в более

дифференцированном раскрытии понятия качества, связанном с его делением не

экстенсивное и интенсивное.

Интенсивное количество – позволяющее глубже осмыслить его взаимодействие с

качеством.

Экстенсивное количество предстает, как внешнее количество качества, как

количество однородных в определенном смысле свойств и качеств.

Интенсивное количество предстает как внутреннее количество качества,

характеризующее развитость и интенсивность свойств.

Внешнее и внутреннее количество качества образует единство, раскрывая еще

одну грань принципа внешне – внутренней обусловленности качества и

соответственно его моментов.

Динамичность. Понятие динамичности качества раскрывается, как изменение

интенсивности свойства и соответственного интенсивного количества во

времени. Развертыванеи принципа динамизма качества приводит к двум

взаимосвязанным принципам : отражение и жизненный цикл.

Принцип отражение фиксирует отражение (перенос) качества процесса на

качество результата, формирующегося на выходе этого процесса и имеет смысл

системного исследования : качество процесса продукцирует качество

результата, или, что то же самое, качество результата наследует качество

процесса.

Жизненный цикл объекта образует цикл его качества. Он состоит из основных

этапов :

. Проектирование;

. Изготовление;

. Эксплуатация.

Каждый этап представляет собой комплексные процессы производства, поэтому

по отношению к жизненному циклу принцип отражения раскрывается, как цепочка

отражений качеств процессов в качествах соответствующих результатов.

Qпр ( Qu ( Qз

( ( (

Qпр Qu ( Qз

Таким образом, в жизненном цикле происходит отражение

< Qпр , Qu , Qэ >-< Qпр , Qu , Qэ >

Cодержание вышеизложенных взаимосвязей категории качества с другими

понятиями позволяют сделать следующие выводы :

Качество – сложная многоуровневая категория, раскрывающаяся через систему

внешних и внутренних моментов. Она не может быть однозначно определена

одной какой-либо дефиницией (показателем), поэтому категория качества

определяется через систему суждений определителей.

Категория качества есть система единства ее частных суждений определителя

Ка+ (Q) = < А,Б,В,Г,Д,Е,Ж > (2.1)

А – качество есть совокупность свойств (аспект свойств).

Б – качество структурно представляет собой иерархическую систему свойств

или качеств частей объекта (аспект структурности).

В – качество динамично, оно есть динамическая система свойств (аспект

динамичности).

Г – качество – это существенная определенность объекта, внутренний момент,

выражающийся в законченной связи составляющих частей элементов и

конституирующий условия развития объекта (аспект определенности).

Д – качество – это основа существования объекта, оно имеет двоякую

обусловленность, раскрываемую через систему моментов качества : cвойства,

структуры, системы, границ, целостности, определенности, количества.

Е – качество обуславливает единичность объекта, его специфичность,

целостность, упорядоченность, определенность, устойчивость (аспект

сертификации).

Ж – качество создаваемых человеком (обществом) объектов и процессов ценно

(аспект ценности).

По отклонению к качеству создаваемых объектов и процессов, ценностный

аспект конкретизируется через понятия полезности, приспособленности,

потребности, цели, назначения, потребительской стоимости и стоимость.

Ключевыми понятиями квалиметрии являются измерение и оценивание качества.

Введем ряд важных определений, раскрывающих эти понятия :

Мера качества - это есть отображение качества Q или его подмножеств,

отдельных свойств или их групп на множество вещественных чисел.

Если обозначим меру качества ( , а отображение “(”, то в символической

записи мера качества будет иметь вид :

( = Q ( Re , либо ( : {qi} ( Re (множество вещественных чисел) (2.2)

Иными словами, мера качества рассматривается, как отображение измерения,

приписывающее качеству, свойству или группе свойств число.

Синонимом меры качества является показатель качества ( ( ( P) – это

означает, что пространство мер качества (() может трактоваться, как

пространство показателей качества (Р). В отображении формулы (2.2) вместо

множества Re можно использовать множество семантических смысловых единиц

(Se), типа отличной, хорошей, пригодной, не пригодной и пр. Такая мера

называется семантической мерой.

(S) => S : Q ( Se или S : {qi} ( Se

Понятие семантической меры расширяет предмет квалиметрии, включая в его

содержание не только количественную, но и семантическую (качественную)

оценку.

К основным типам мер качества относятся шкалирование и свертывание.

Шкалированием называется мера качества, вводящая упорядочивающие отношения

на измеряемом множестве свойств или мер. Шкалирование на множестве мер

называется производным шкалированием. Его синоним – функциональное

преобразование шкал. Понятию семантической меры соответствует семантическое

шкалирование. Таким образом, к пониманию квалиметрического шкалирования

относятся все типы шкалирования :

. Метрическое (отношений, разности, интервального);

. Порядковое;

. Номинальное;

. Семантическое (вербальное)

и их различные сочетания.

К производным метрологическим шкалам относят :

- Линейные;

- Логарифмические;

- Экспозиционные;

- Параболические ;

- Другие...

Квалиметрической шкалой называется тройка формальных объектов :

1. Исходное множество измерительных свойств или их мер;

2. Множество отображений шкалирования;

3. Множество значений отображений шкалирования

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.