реферат, рефераты скачать
 

Лекции по квалиметрии


= < {(}, {(}, {V x} >

= < {(}, {(}, {V *} >

Свертыванием мер качества называется их объединение, осуществляемое по тому

или иному закону. Вводятся понятия операционных и статистических

свертывание качества (ОСК) и (ССК).

ОСК – объединение мер (показателей), построенных на разнородных простых

или сложных свойствах. На основе этого понятия формируется понятие

комплексных, групповых показателей качества продукции.

ССК – объединение мер, построенных на однородных свойствах или

подмножествах качества, их мерах. На основе этого понятия формируется

понятие обобщенных показателей качества продукции.

Измерение качества есть построение мер качества и получение их значений с

помощью специальных алглритмов.

Качество всегда измеряют в рамках определенной системы соизмерения,

включающую в себя систему сравнения и самоизмерителя.

В качестве базы сравнения в измерении могут выступать :

. Эталоны метрического измерения свойств;

. Квалиметрические единицы;

. Одно из сравниваемых свойств качеств по отношению к другому;

. Эталон качества (аналог, цель, прототип и т.п.)

Оценивание (оценка) качества – это особый тип функции управления,

направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки, под

которым подразумевается качество, определенное множество свойств или

отдельное свойство.

Из определения оценки следует ее сложная взаимосвязь с понятием измерения

качества.

{O} C {(}

C другой стороны, операция измерения качества является компонентами

процедуры качества.

Уровень качества – это относительная мера качества. Следует различать

формальное и неформальное содержание этого понятия. В формальном смысле

уровень качества является результатом оценивания , всегда носящий

значительный характер.

Система значений мер качества, определяемая на основе соотношения с

базовыми эталонными значениями мер называется сравнительным уровнем

качества.

Таким образом, сравнительный уровень зависит от базы сравнения.

Принципиально при сравнении с базой оценки можно применять любые

квалиметрические шкалы.

Если испытать разностную шкалу, то сравнительный уровень приобретает

содержание отклонения от базы оценки, а если испытать шкалирование

отношений (нормировку по базе сравнения), то мы получаем относительный

уровень качества.

Абсолютный уровень формируется в результате измерения качества объекта

техники и характеризуется абсолютным значением оценочных показателей.

Понятие абсолютного уровня отражает интенсивное количество качества.

Например, точность измерительного прибора, масса, скорость определяет его

абсолютный уровень качества. В зависимости от класса свойства и показателей

качества могут различаться : технический, экономический, экологический,

эргономический и другие уровни.

3. Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии.

Исходя из современных требований могут быть сформулированы следующие

исходные концептуальные положения современной квалиметрии :

1. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого

объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и

качественной формах, пригодной для установления.

2. Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую

категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при

изменении конъюнктуры рынка, применение качества проекта с учетом

опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств

производства.

3. Основными методическими принципами квалиметрии являются :

. Принцип измеримости свойств и оцениваемость качества объекта как

на уровне отдельно взятых свойств, так и на уровне всей

совокупности свойств, образующих качество объекта в целом.

. Принцип сопоставимости качества объекта и качества отдельно

взятого эталонного образца или их совокупности.

. Принцип сравнимости качества конкурирующих вариантов различных

исполнений объекта одного и того же вида.

. При достоверности результатов измерения и оценки, реализуемый

путем объективных измерений. Сопоставление и сравнение качества

оцениваемого образца и выбранных эталонных образцов.

4. Квалиметрия формируется и развивается в двух взаимосвязанных

областях, в области теоретической квалиметрии формируются общие

принципы, методы и средства оценки качества, которое является единым

для оцениваемых объектов разнообразной природы; в области прикладной

квалиметрии формируется с учетом положений теоретической квалиметрии

рабочий инструментарий для оценки конкретных объектов, при этом

методы и средства оценки качества учитывают природу этих объектов и

реальные условия проявления их качеств.

5. Каждое простое или сложное свойство может быть оценено абсолютным и

(или) относительным значением показателя качества и коэффициентом

вязкости.

Установление абсолютных значений показателей качества может

производится на основе физических экспериментов ( методами метрологии

), на основе психологических экспериментов, ( методами

экспериментальной психологии ), экспертные измерения эстетических и

эргономических свойств на основе построения аналитических моделей

функционирования объекта ( методами определения эффективности,

разработанными в технических и экономических науках ). Относительное

значение показателя качества определяется сопоставлением значений

показателя, отражающим изменяющуюся во времени уровнем общественной

погрешности. Значение уровня качества может быть представлено как

некоторая функция К=f (Kj, Mj) относительных значений показателя

качества Кj и коэффициента весомости Мj.

Функция f может выражать различные зависимости ( средневзвешенные

величины, полином и т.д. ) Кроме того, К может быть представлен не в

скалярной, а в векторной форме в виде вектора в n – мерном

пространстве.

6. В квалиметрии объектами оценки являются : качество готовой продукции

определенного вида или конкретного исполнения требований потребителя,

определяющего спрос на продукцию определенного качества, количества и

цены, требования действующего разрабатываемого или обновляемого

стандарта на продукцию данного вида или конкретного исполнения, система

качества, действующая на предприятии – изготовителе данной продукции.

7. С позиции квалиметрии к основным факторам, являющимися признаками

классификации продукции применительно к условиям оценки ее качества

относятся сферы изготовления и реализации этой продукции, способы и

формы ее использования по назначению. Эти факторы определяют выбор

соответствующих каждому виду продукции, состава ее свойств, оценочных

покозателей, задач и методов оценки качества.

Сфера

изготовления

Сфера реализации

Способ использования

От чего зависит состав задач современной квалиметрии качества ?

Зависит от цели оценки, вида продукции и ее специфических особенностей,

обусловленных потребностями в ней стадии ЖУП, условий ее производства,

эксплуатации или потребления, а также от вида модели системы качества, по

ИСО 9000, действующем на предприятии.

Основными целями квалиметрии качества продукции являются :

. На стадии маркетинговых исследований. Это установленные соответствия

к.п., текущим и перспективным потребностям с учетом уровня ее рыночной

новизны на основе изучения и систематизации всех возможных сфер ее

эксплуатации.

. На стадии разработки. Это установление технического уровня и

конкурентоспособности продукции на основе выявления и всестороннего

анализа свойств, образующих КП, и степени использования в

разрабатываемой продукции современно научно – технических достижений и

конструкторско – технических решений.

. На стадии производства. Это установление уровня качества осваиваемой

выпускаемой и обновляемой продукции с учетом уровня ее

производственной новизны и стабильности технологического процесса.

. На стадии эксплуатации. Это установление нового технологического

уровня и качество установления технологического уровня и качество

реализуемой и эксплуатируемой продукции с учетом динамично меняющейся

конъюнктуры рынка и мероприятия по поддержанию КП при ее

использовании, тех. обслуживании и ремонте.

В соответствии с целями квалиметрии качества задача оценки КП может быть

подразделена на :

. Предпроектные задачи;

. Проектные задачи;

. Производственные задачи;

. Эксплуатационные задачи.

Предпроектными задачами оценки КП является комплексная оценка потребностей

в продукции по ее качеству и количеству и оценка рыночной новизны

продукции.

Оценка КП должна проводиться с учетом необходимости наиболее полного по

сравнению с товарами конкурентов и перспективных нужд и запросов

потребителей по совокупности технических, экономических и социальных

факторов.

К товарам рыночной новизны относятся те исполнения продукции, которые

полностью удовлетворяют потребность, либо обеспечивают наиболее полное

удовлетворение известной потребности, либо существенно расширяют круг

потребителей, удовлетворяя их известную потребность на том же уровне.

В качестве базы оценки при решении предпроектных задач рекомендуется

приниматьпоказатели качества генетических образцов продукции в наибольшей

степени реализуемых прогнозируемые для нее комплексы потребительских

свойств.

Проектными задачами оценки КП являются тех. уровни продукции, уровни

технологичности продукции, уровни ресурсопотребления продукции, качество

сырья, материалов и комплектующих изделий.

Оценка КП должна производится с учетом необходимости максимального

удовлетворения потребителей в реальных сферах ее применения при достаточно

высоком уровне производственной и эксплуатационной технологичности

продукции и рентабельности ее производства.

В качестве базы оценки :

- при разработке технического задания целесообразно использовать

показатели качества наиболее на действующих потенц. рынков товаров,

аналогов или перспективных образцов продукции.

- при экспертизе целесообразно использовать показатели КП,

включенные в ТЗ.

- при испытаниях опасных образцов продукции целесообразно

использовать показатели КП, установленные в ТЗ и намечаемые для

включения в стандарты и в ТУ, по которым предполагается выпускать

продукцию и оценивать ее качество при каждом испытании.

Произвоственными задачами оценки КП являются :

. оценки производственной новизны продукции.

. уровни безопасности продукции.

. уровни экологичности продукции.

. качество обновляемой продукции.

. стабильность качества проукции.

Оценка КП должна производиться с учетом необходимости освоения в

производстве преимущественно конкурентноспособной продукции, поддержания

выпускаемой продукции на современном уровне. К товарам производственной

новизны относят оригинальные или модернизированные по конструктивно-

технологическим признакам исполнения.

В качестве базы оценки при реализации производственных задач принимают

показателями производства конкурирующих на действующих рынках образцов

продукции отечественных предприятий и зарубежных фирм, при этом в качестве

обязательных ограничительных условий принимаются действующие в мировой

практике нормы предельно допустимых вредных воздействий продукции на

человека и окружающую среду.

Эксплуатационными задачами оценки КП являются оценки динамики КП в условиях

меняющейся конъюнктуры рынка, качества потребляемой продукции, качества

продукции после ремонта.

Оценка должна произвоиться с учетом необходимости поддержания качества и

конкурентоспособности продукции на высоком уровне, на основе изучения

рыночной ситуации при реализации и распределении продукции, а также анализе

и обобщении данных наблюдений за использованием продукции в сфере

эксплуатации и восстановление ее первоначальных свойств при ремонтах.

Состав и особенности решения отдельных задач оценки качества на этапах ЖЦП

с учетом конкурентного вида оцениваемой продукции и привлекаемых методов

оценки устанавливаются для каждой задачи рабочими методиками.

2.2. Теория и методы квалиметрии.

2.2.1. Теория оценивания.

Теория оценивания составляет теоретическое ядро квалиметрии, в котором

рассматриваются закономерности, принципы, логика и алгоритмы оценивания

качества объектов и процессов. По определению, оценка качества

представляется, как четырех-компонентная модель системы оценки Sq = <

S,Ob,B,L >, включающая в себя субъект S, объект Оb,базы В и логику оценки

L. При этом в систему квалиметрической оценки закладывается принцип

сравнения. В оценивании качества объединяются деятельный, алгоритмический и

логический аспекты.

Деятельный аспект отражает организацию оценки с учетом субъект-объектных

отношений по оцениванию и соответственно управлению качеством.

Алгоритмический аспект реализуется через структуру операций измерения и

оценивания качества в алгоритмах оценки.

Логический аспект раскрывает логику оценивания качества, выбор базы оценки,

основные принципы и аксиомы оценивания.

Субъект оценки S может быть представлен одним “оценщиком” или их группой.

Формализацией субъекта является пространство субъекта оценки в теоретико –

множественном смысле со структурой отношений в нем. Таким образом, S

конкретизируется с помощью S = < S, (S >

Объект оценивания может быть представлен одним или несколькими предметами.

Качество, которое оценивается , объекту оценивания соответствует

объективное пространство или пространство качества Q со структурой

отношения в нем

Ов = , < Г, (Г>, >

Каждому качеству соответствует совокупность свойств Г со структурой

отношения в ней (Г. Измерение качества переводит пространство свойств в

пространство показателей качества, или на языке мер, в пространство мер

качества, которому соответствует структура отношения в пространстве мер.

База сравнения В может быть также представлена одной или несколькими базами

сравнения. Такое представление целесообразно формализовать с помощью

теоретико – множественного пространства баз сравнения (В), которое

конкретизируется в зависимости от содержания сравнения в виде системы

эталонов, группы проектов аналогов, системы нормативов качества и т.д.

Алгоритм оценки формируется на базе представления о множестве операторов

оценивания. Ему соответствует формализированное понятие пространства

операторов оценивания (.

Результаты оценивания - это оценки качества, множеству которого

сопоставляется пространство оценок.

Таким образом, с учетом введенных формальных понятий система оценки Sq, как

многокомпонентный картеж. (

Sq = < S , (S , Q , (Q , Г, (Г , (, (( , B , ( , O >

Cтруктура отношений между данными формальными объектами определяет

структуру системы оценки.

Цепочка преобразований < Q , (Q , > ( < Г, (Г > ( < (, (( > ( O

Указанная цепочка характеризует движение измерения и оценивания качества :

от внешней фиксации Ов к раскрытию структурности качества. От нее к системе

взаимосвязанных показателей и к определению их значений и от них к оценкам

качества. Внешне по отношению к данной цепочке компоненты Sq выступают

внешними регуляторами процедуры оценивания.

Назначение или выделение S, назначение B, выбор операционной структуры

алгоритма оценки L – системы операторов оценки О.

Основные положения теории оценивания формулируются в виде аксиом и

принципов оценивания.

Аксиоматика сравнения.

Аксиома существования системы сравнения.

Оцениваемое качество всегда уравнивается в определенной системе сравнении,

т.е. для каждой операции существует система сравнения, в рамках которой эта

операция выполняется.

(Sr = > Э

Sr

Аксиома подчиненности системных сравнений : при оценивании качества субъект-

объектных отношений по оцениванию и управлению качеством.

Система сравнения при оценке качества определена субъект-объектными

отношениями по оцениванию и соответственно по управлению качеством.

(у => Qo =>

(Sr

(у – оператор управления качеством.

(о – оператор оценивания.

(Sr – оператор сравнения.

Аксиома отражает положение о раскрытом выше значении субъект-объектных

отношений по оцениванию. Аксиома осуществления границ сравнения качеств :

оцениваемое качество всегда сравнивается в определенных границах сравнения,

характеризуемых компонентами системы оценки Sq.

Данная аксиома ориентирует логику построения процедур оценивания на

выявление этих границ, природа которых обусловлена природой как субъекта,

так и объекта. Аксиома существования базы сравнения : любая операция

сравнения выполняется при наличии определенной базы сравнения. Для любой

операции сравнения существует ее определенная база.

Аксиома абсолютной сравнимости : сравнимость качеств абсолютна, а их

несравнимость относительна. Данная аксиома является принципом, отражающим

закономерность сравнения : не сравнимое качество объектов и процессов

всегда можно сделать сравнимым, если перейти к соответствующей базе

сравнения и расширить класс сравнимости. Поиск такой базы сравнения связан

с переходом к более общим признакам, свойствам, показателям.

Аксиома полноты отношения сравнимости : отношение сравнимости обязательно

включает или отношение тождества (способа), или отношения различия, или

отношения тождества и различия одновременно. Если операция сравнения

базируется только на отношениях сравнимости по тождеству или по различию,

то такие операции не полные. Если операциисравнения включают в себя

отношения сравнимости по тождеству и по различию, то они полные.

Аксиома зависимости результата оценивания от используемых в оценивании

свойств объекта оценки.

{r}(0; 0 =f ({r})

r – множество свойств.

Аксиома подчеркивает зависимость оценки от номенклатуры оценочных свойств,

от пространства качества и структуры отношения в нем. Одновременно она

отражает возможность получения различных оценок по одному и тому же

оцениваемому качеству, если оценивались свойства из различных классов

свойств.

Принципы оценивания.

Принцип народно – хозяйственного подхода почеркивает приоритет общества,

как субъекта оценки, приоритет народно – хозяйственных интересов.

Конкретизациями принципа народно – хозяйственного подхода являются

принципы учета общественной потребности и целевого подхода.

Первый принцип подчеркивает потребительскую направленность оценкикачества

продуктов труда, что соответствует раскрытию контура регулирования качества

по потребительской стоимости.

Второй принцип тесно связан с первым, поскольку потребность опосредуется

через цели и требования. Таким образом, народно – хозяйственный принцип

квалиметрии определяет важность положения разумного сочетания социальных,

экономических, технико-технологических требований в процедурах оценки.

Принцип сравнительной логики оценивания, в который входят : групповой

принцип относительности оценки, групповой принцип субъект-объектного

единства оценки, групповой принцип прочих равных условий, групповой принцип

управляемости, групповой принцип системности оценки.

Групповой принцип относительности оценок в конкретизированном виде отражает

положения зависимости оценки от всех компонентов системы сравнения и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.