реферат, рефераты скачать
 

Организационная структура предприятия, ее реорганизация


Организационная структура предприятия, ее реорганизация

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение 2

Понятие и значение организации в менеджменте 3

Миссия организации 5

Цель как важнейшая характеристика менеджмента 7

Понятие целевого управления 10

Оценка эффективности организационных решений 12

Корректировка организационной структуры 14

Внутренняя и внешняя среда организации 16

Список используемой литературы: 25

Заниматься

бизнесом – то же самое,

что ехать на велосипеде:

либо Вы движетесь, либо

падаете.

Неизвестный автор

Введение

Рынок компьютеров не занимает ведущих ролей и не приносит

сверхприбылей, как в алкогольном или нефтяном бизнесе, но и сказать, что он

убыточен тоже нельзя. И все же, компьютеры прочно занимают свою нишу на

рынке товаров и услуг. И как мне кажется, сдавать свои позиции рынок

компьютеров не собирается, по двум главным причинам: всеобщая

компьютеризация и фантастическое падение цен. К примеру, если Вы покупаете

сегодня довольно хороший компьютер, через год, а то и меньше никто Вам за

него не даст больше половины его сегодняшней стоимости! Так что, покупая

компьютер, приходиться свыкаться с мыслью, что в некоторой мере

выбрасываешь деньги на ветер. Мне понравилось высказывание одного человека,

который сказал: «Если бы цены на самолеты падали также стремительно как на

компьютеры, то сейчас не составило бы труда пойти в магазин, и купить себе

неплохой самолет за пару долларов!». Но как бы то ни было, купить средний

компьютер меньше чем за 500$ (на данный момент) практически нереально. И

если богатенькому западному пользователю потратить такую сумму пара

пустяков, то российский человек сводит концы с концами, но все же находит

необходимую сумму для приобретения этого «ящика». Особенно испортилась

ситуация после 17 августа 1998 г., когда, как известно, доллар подскочил в

3-4 раза, что неминуемо отразилось на ценах.

Выбрал же я для обзора этот сектор рынка потому, что он наиболее

динамично развивающийся, и мне, по сфере деятельности, приходится с ним

частенько сталкиваться, и быть в курсе событий.

В качестве своего объекта исследования я выбрал фирму ЗАО

«Северодвинский компьютерный центр». Он находится по адресу: г.

Северодвинск, ул. Труда, 12, филиал в Архангельске – Троицкий, 63. Этот

сервисный центр начал работу, можно сказать, еще на заре компьютерной эры.

Вот уже 22 года (!) они на рынке компьютерных услуг. Чем же занимается

«СКЦ»? Это, прежде всего:

. продажа компьютеров и различных периферийных устройств

. ремонт любой компьютерной техники и оргтехники, контрольно-

кассовых аппаратов

. продажа, установка компьютерных программ, а также первоначальное

обучение работе с программами серии «1С» и «Консультант-Плюс»

. локальные вычислительные компьютерные сети

. различного рода услуги

. гарантийное и послегарантийное обслуживание

Перескакивая через многочисленные ухабы российской экономики,

многочисленные экономические кризисы, северодвинские компьютерщики выжили,

сохранили чувство уверенности в собственных силах. Кроме того, они открыли

филиалы своего центра в Архангельске, Онеге, Котласе, Няндоме. В ближайшей

перспективе – Новодвинск.

Среди клиентов СКЦ такие гиганты северодвинского ВПК как

«Севмашпредприятие», «Арктика», «Север», «Полярная звезда», а также более

мелкие организации – строительные управления, малые предприятия и, конечно

же, частные лица.

"Офис достигает

совершенства как раз к тому

времени, когда фирма приходит

в упадок".

12-й закон Паркинсона

Понятие и значение организации в менеджменте

Любую конкретную группу людей, объединившихся для реализации

конкретных целей, можно рассматривать как организацию и исследовать в ней

все проходящие организационные процессы. Организация может быть плохо либо

хорошо организована, по мнению руководителей, однако конкретных критериев

для оценки организации управления намного больше.

Можно рассматривать способы организации подразделений с целью

выявления соответствия их будущим задачам. Реализация целей или задач может

тормозиться деятельностью отдельных групп фирмы, цели которых не совпадают

с целями фирмы. Например, отделы сбыта в некоторых фирмах сформированы по

продуктам. Отсюда при сбыте продукции неизбежны противоречия и снижение

эффективности работы фирмы.

Можно рассматривать также логику взаимосвязи сотрудников при решении

управленческих задач и судить о степени организованности работы.

И, наконец, можно рассматривать регламентирующие документы,

заставляющие сотрудников выполнять свои функции. В этом случае особое

внимание должно быть уделено полноте регламентирующих документов.

Можно рассматривать форму организации управленческой деятельности и

приспособляемость ее к меняющимся целям организации.

Из всего сказанного следует, что работа в фирме должна быть

организована таким образом, чтобы работники выполняли свою работу в

соответствии с планом действий эффективно, знали свое место и цели в

организации, причем эти цели должны совпадать с целями организации в целом.

Указанные факторы следует учитывать при построении любой реальной

структуры управления в организации.

Для четкой работы организации необходимо следующее:

. цели должны быть понятны всем работникам фирмы;

. система целей должна реализовать глобальную цель;

. информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест;

. работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие

их деятельность;

. удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой

мотивации.

Можно сделать вывод, что управление фирмами реализуется в рамках

конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статистику (его

организационную структуру) и динамику (протекающие процессы принятия

решений).

Сформулируем основные правила создания организационной структуры

управления:

1. организационная структура должна быть предельно проста, чем она

проще, тем легче персоналу её понять;

2. схема организационной структуры должна быть обозрима;

3. каждый работник должен иметь должностную инструкцию;

4. информационные каналы должны обеспечить передачу информации как в

прямом направлении (передача управленческих решений), так и в

обратном (контроль исполнения);

5. линии подчиненности и ответственности должны быть четкими,

необходимо избегать двойного подчинения;

6. координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство на

уровне заместителей руководителей фирмы;

7. окончательные, глобальные решения принимаются на уровне

руководителей фирмы с учетом возможностей и перспектив ее развития;

8. функции линейного руководства и функциональных подразделений должны

быть разграничены.

Реализация указанных правил позволит проектировать наиболее

эффективную структуру управления фирмой.

Термин "организационная структура" сразу же вызывает в нашем

воображении двумерную древовидную схему, состоящую из прямоугольников и

соединяющих их линий. Эти прямоугольники показывают выполняемую работу и

круг обязанностей и, таким образом отображают разделение труда в

организации. Относительное положение прямоугольников и соединяющие их линии

показывают степень подчинения.

Организационная структура ЗАО «Северодвинский компьютерный центр».

В данный момент штат сотрудников фирмы составляет 17 человек.

Организационная структура СКЦ выглядит следующим образом:

Рис. 1. Организационная структура ЗАО «СКЦ»

Таблица 1. Функции и обязанности сотрудников ЗАО «СКЦ»

|Должность |Функции и обязанности |

|Директор |Управление фирмой, контроль за деятельностью и |

| |взаимодействием структурных подразделений, ведение |

| |переговоров с крупными поставщиками и клиентами |

|Коммерческий |Ведение переговоров, сбыт продукции, контроль и анализ |

|директор |финансового состояния фирмы |

|Секретарь – |Работа с документами, обеспечение и обслуживание работы |

|делопроизв-ль|руководителя |

|Менеджер по |Изучение конъюнктуры рынка, разработка плана реализации |

|продажам |продукции, разработка плана ценовой стратегии, подготовка|

| |и заключение договоров |

|Бухгалтерия |Ведение бухгалтерского учета и отчетности |

|Главный |Руководство техническими службами, координация |

|инженер |подразделений по разработке технического развития |

| |предприятия, обеспечение систематического повышения |

| |эффективности производства, производительности труда, |

| |обеспечение производства конкурентоспособной продукции. |

|Отдел |Техническое обслуживание и ремонт компьютерной и |

|технического |оргтехники |

|обслуживания | |

|Программисты |Изготовление, установка и настройка программного |

| |обеспечения |

|Отдел кадров |Обеспечение подбора, расстановки, изучения и |

| |использования рабочих кадров и специалистов; организация |

| |системы учета кадров, анализ текучести кадров |

В связи с тем, что организация имеет слишком малый ассортимент

продукции, а также, двое из программистов работают только с определенным

программным обеспечением (Консультант-Плюс и 1С), организационная структура

нуждается в переработке. Требуется ввести должности менеджера по продаже

(закупке) компьютеров и менеджера по продаже (закупке) оргтехники и

периферийного оборудования вместо менеджера по продажам. Вместе с тем,

необходимо выделить отдельно программиста по программе «1С» и программиста

по «Консультант-Плюс». Также, для уменьшения штата сотрудников, необходимо

сократить должность инспектора кадров, и перепоручить полномочия

коммерческому директору. Для реорганизации оргструктуры предприятия буде

проведен SWOT-анализ.

Миссия организации

Предназначение фирмы в условиях постоянно меняющейся внешней среды

является миссией фирмы, которая определяется руководством фирмы и

реализуется через ее стратегию.

Следует подчеркнуть, что миссия организации — это скорее философское

понятие, нежели управленческое. Однако она предполагает наличие

определенных ценностей, правил и приемов, которыми пользуется фирма в своей

деятельности. Это микрокультура фирмы, ее традиции, подход менеджеров к

принятию решений, т. е. та уникальность, которая делает организацию

неповторимой, отличной от других. Как правило, миссия организации

формируется годами, оттачивается и редко меняется. На формирование миссии

влияют:

. собственники фирмы, развивающие организацию для того, чтобы за счет

прибыли решать свои жизненные проблемы и интересы;

. сотрудники фирмы, непосредственно создающие продукт, организующие

получение необходимых ресурсов, обеспечивающие (через маркетинг)

реализацию продукции и решающие таким образом свои жизненные

проблемы и интересы;

. покупатели продукции фирмы, за счет своих финансовых ресурсов

приобретающие продукцию для удовлетворения своих потребностей и

интересов;

. деловые партнеры фирмы, оказывающие определенные коммерческие

услуги фирме в своих интересах;

. внешняя среда организации, требующая от фирмы поддержки для

формирования социальной и экологической среды обитания фирмы.

При формировании миссии фирмы необходимо учитывать интересы всех пяти

указанных субъектов, каждый из которых в разных решениях оказывает разное

влияние. Четко сформулированная миссия показывает отличие фирмы от других,

подобных ей. Для этого должны быть сформулированы следующие характеристики

фирмы: философия фирмы, выбранная администрацией компании для организации

работы; сфера деятельности фирмы, учет которой необходим для выбора

ресурсов и продукта; система целей фирмы, показывающая, к чему стремится

организация; технологические возможности фирмы.

Таким образом, миссия — это не конкретное указание о том, что и в

какие сроки сделать. Она формирует лишь направление движения организации с

учетом ее внешних и внутренних условий.

Миссия организации в известной степени влияет на прогноз действия

фирмы, который определяется рыночными условиями и выбранным сроком

существования фирмы. Именно здесь раскрывается управленческое содержание

миссии, поскольку миссия — это совокупность стратегий, которые вырабатывает

администрация компании для достижения глобальных целей.

При разработке миссии, т. е. совокупности стратегий, исследуются не

только внешняя среда (геополитические, экономические и социальные условия),

но и системные характеристики фирмы, совокупность ресурсов,

производственных либо организационных процессов, продукции. При

рассмотрении всех этих характеристик важное значение приобретают разработка

и определение долгосрочных и краткосрочных целей организации. И в этой

связи понятие миссии тесно связано с понятием целевого управления.

Миссия ЗАО «Северодвинский компьютерный центр» состоит в обеспечении

предприятий, организаций и населения компьютерной, орг-, и другими видами

современной техники, а также предоставлением качественных услуг в сфере

компьютерных технологий. Благодаря эффективности и бесперебойности

функционирования подобных учреждений зависит не только успех деятельности

отдельных хозяйственных единиц, но и темпы экономического и научно-

технического развития страны в целом.

Что же касается ЗАО «СКЦ», то следует отметить, что он имеет некоторую

отраслевую направленность. Поскольку организация сформировывалась очень

давно (по компьютерным меркам), она должна была решать задачи связанные с

обеспечением предприятий ВПК г. Северодвинска высокотехнологичной и

качественной техникой. Времена гонки вооружений ушли в прошлое, но

взаимосвязи и тесное деловое сотрудничество осталось. По-прежнему ЗАО «СКЦ»

поставляет и обслуживает технику на большинстве оборонных предприятий

Северодвинска. Все большее количество предприятий и организаций обслуживает

сейчас «СКЦ» – это частные, муниципальные и другие организации, а также,

что особенно приятно, частные лица. В соответствии с этим и определяется

его миссия - содействовать экономическому и научно-техническому развитию и

благосостоянию предприятий и организаций, обслуживаемых ЗАО «СКЦ», путем

предоставления им качественной и надежной продукции и предоставления услуг,

таким образом и в таком объеме, которые соответствуют высоким

профессиональным стандартам. Сотрудники фирмы всегда придерживаются

негласного правила: «Клиент всегда прав!».

Общие положения из устава фирмы:

. закрытое акционерное общество «Северодвинский компьютерный центр»

учреждено Комитетом по управлению имуществом г. Северодвинска

. закрытое акционерное общество несет ответственность за результаты

своей деятельности, за выполнение взятых на себя обязательств перед

акционерами и партнерами по заключенным договорам, а также перед

трудовым коллективом, согласно действующему законодательству

. организация получает право юридического лица после ее

государственной регистрации, вправе от ее имени заключать договоры,

приобретать имущественные и не имущественные права, нести

обязанности, быть истцом и ответчиком в судебных органах

. организация отвечает по своим обязательствам имуществом предприятия

. организация руководствуется в своей деятельности законодательством

Российской Федерации, нормативными актами, регулирующую

предпринимательскую деятельность

. организация имеет собственный баланс, расчетный и иные счета в

банках, бланки, угловой штамп, товарный знак, печать со своим

наименованием.

Кратко миссию ЗАО «СКЦ» можно изложить всего несколькими словами,

которые произнес глава корпорации Microsoft Билл Гейтс:

«КОМПЬЮТЕР - НА КАЖДОМ СТОЛЕ!».

На основе общей миссии формулируются и устанавливаются цели

предприятия - конкретные конечные состояния или желаемый результат,

которого стремится достигнуть предприятие.

«Если вы идете без цели,

то нет смысла выбирать дорогу»

Р. Эмерсон

Цель как важнейшая характеристика менеджмента

Любая система управления — это, прежде всего целенаправленная система,

имеющая иерархическое строение и организованная для достижения целей фирмы,

которые принято называть целями функционирования.

Цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой

планирования. В сущности, планирование — это разработка целей и задач

фирмы, нашедших конкретное выражение в перспективных и текущих планах.

В зависимости от сроков достижения целей различают перспективное и

текущее планирование.

Значение целей функционирования велико. Во-первых, потому, что в

организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют ее

цели функционирования. Во-вторых, во избежание такой деятельности, которая

мешает достижению целей функционирования, глобальная цель должна быть

доведена до каждого руководителя и исполнителя. Для этого необходимы

постоянный контроль за реальным состоянием системы и сравнение его с целями

и задачами, стоящими перед фирмой.

Отсюда следует, что любая деятельность в системе оправдана только в

том случае, если она способствует достижению ее конечной цели

функционирования. Иначе говоря, любая организация должна быть

спроектирована таким образом, чтобы вся деятельность в системе реализовала

только те цели функционирования, для которых она создавалась.

Поскольку задачей менеджмента является достижение цели, важно

правильно ее определить. Если ставится задача совершенствования

организации, не уточнив ее целей, то есть риск, что будут предложены лучшие

способы выполнения ненужных функций или лучшие пути достижения

неудовлетворительных конечных результатов, что может нанести материальный

ущерб. Искусство выбора и формулирования правильной цели, управление

процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени реализации,

отличают действительно умелого руководителя.

Невозможно управлять людьми, если и руководителям, и подчиненным цели

совершенно не ясны. Управлять — значить побуждать других к достижению ясной

им цели, а не заставлять делать то, что считаешь правильным.

Определение целей функционирования — один из наиболее важных этапов в

деятельности фирмы. От того, насколько правильно выбрана цель

функционирования, насколько четко она сформулирована, зависит успех

Страницы: 1, 2, 3


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.