реферат, рефераты скачать
 

Организационные формы управления инновационной деятельностью


управления нововведениями, стимулирование новаторских усилий, поддерживание

коммуникаций, создание партнерства в сфере нововведений а также в системе

«наука-произаодство-сбыт-послепродажное обслуживание». На первый план

выходит необходимость кардинального изменения подходов к использованию

кадров, что предусматривает выявление мотивирующих принципов

организационной культуры, поддержание и совершенствование творческой

деловой атмосферы, создание дееспособных «команд», поиск и стимулирование

творческих людей, активная деятельность которых способствует скорейшему и

эффективному внедрению нововведений.

К началу 90-х годов зарубежные фирмы накопили большой опыт по

организации инновационной деятельности, направленной на стимулирование

исследований и разработок, получение новой технологии и продукции и

укрепление своих конкурентных позиций. Перед российским предпринимателями

стоит задача изучения зарубежного опыта и активное применение его на

практике с учетом особенностей развития экономики страны.

Инновационный процесс включает различные стадии - исследования и

разработки новой технологической идеи, технологии, доведение ее до

промышленного внедрения, получение нового продукта его коммерциализацию.

Все эти этапы предполагают свои методы организации труда, управления,

финансирования, кадрового обеспечения. Но, что бы обеспечить себе успех,

компания должна интегрировать различные звенья в единую цепь. Каждое звено

играет важную роль в достижении общей задачи – получении нововведения, а

затем новой технологии и изделия.

Практика функционирования ведущих компаний развитых стран мира

показывает, что их успехи связаны с разработкой целостной системы

управления инновациями. В этих компаниях создана такая инновационная

структура и культура управления, в которой направления технологического

развития интегрируется в общие стратегические планы, политика роста

непосредственно связывается с постоянной разработкой перспективной

продукции и проникновением в новые сферы бизнеса. Для них характерна

децентрализация управления творческой деятельностью и широкое использование

принципов мелкого предпринимательства, основанного на использовании так

называемого «рискового» капитала – свободных средств фирмы и ее отделений.

В настоящее время совершенствование управления нововведениями для

большинства компаний является важным средством поддержания их активности в

освоенных областях и экспансии на новых направлениях. Огромное значение для

повышения эффективности инноваций имеет комплексное использование новых

принципов менеджмента. Основными из них являются:

. Создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение новшеств;

. Нацеленность всей инновационной деятельности на нужды потребителя;

. Определение приоритетных задач инновационной работы исходя из целей и

задач фирмы;

. Сокращение числа уровней в управлении с целью ускорения процесса

«исследование – производство – сбыт»;

. Максимальное сокращение сроков разработки и внедрения нововведений,

организация работ не по «эстафетному» принципу, а на основе

одновременного параллельного решения инновационных задач.

Анализ инновационных систем управления нововведениями целесообразно

проводить в тесной связи с типом инновационной стратегии – с одной стороны,

а с другой стороны – структурой, технологией, кадрами и другими параметрами

фирмы. В приведенной ниже таблице показана связь между интенсивностью,

направлением и масштабами инновационных процессов и общими требованиями,

предъявляемыми к организации.

Влияние нововведений на изменение организационной структуры

| Интенсивность и масштабы |Соответствующие организационные |

|нововведения |изменения |

|Освоенная продукция |Совершенствование продукции может |

|Освоенная технология |осуществляться в рамках существующей |

|Освоенный рынок |организации |

|Новая продукция |Разработка продукции может |

|Освоенная технология |осуществляется в рамках существующей |

|Освоенный рынок |организации или в исследовательском |

| |подразделении создается новая проектная|

| |группа. |

|Освоенная продукция |Существующая организация практически не|

|Освоенная технология |изменяется. На службу маркетинга |

|Новый рынок |возлагается задача изучения нового |

| |рынка; может быть образована новая |

| |группа сбыта. |

|Новая продукция |Может быть организована группа новой |

|Освоенная технология |продукции, укомплектованной персоналом |

|Новый рынок |из исследовательского подразделения и |

| |службы маркетинга. |

|Новая продукция |Может быть организована группа новой |

|Новая технология |продукции, укомплектованной персоналом |

|Освоенный рынок |из исследовательского подразделения и |

| |производства. В своей работе группа |

| |использует помощь служб маркетинга и |

| |сбыта. |

|Новая продукция |Новое направление деятельности компании|

|Новая технология |требует совершенно новой организации в |

|Новый рынок |форме венчурного или нового |

| |подразделения, дополняющего |

| |существующую организационную структуру.|

Стратегия поведения фирмы на рынке может носить наступательный

(агрессивный) или оборонительный характер. Компания обычно создает свой

набор инновационных стратегий, характеризующихся сбалансированным риском.

Такой набор включает как рискованные (наступательные), так и безопасные

(оборонительные) стратегии.

Агрессивная рыночная сратегия означает стремление стать и быть

первым., ведущим предприятием с точки зрения инноваций в определенном

сегменте рынка и в определенной области сбыта.

Принятие компанией наступательной стратегии, направленной а активный

поиск и разработку нововведений как в освоенных, так и новых для нее

областях хозяйственной деятельности, требует больших изменений в

организационной структуре.

Инициаторы инноваций работают в условиях повышенного риска, но при

удачной реализации нововведений, носящих упреждающий характер, имеют запас

экономической прочности, который выражается в наличии портфеля новой

конкурентоспособной продукции, более низких по сравнению со средними

удельных издержек производства.

Инновационная восприимчивость предприятия

К сожалению, большая часть крупных организаций не отличается

инновационной восприимчивостью. Большая часть ярких нововведений, так уж

случилось на Западе исторически, была сделана индивидуальными новаторами –

предпринимателями. Фактически, система индивидуального предпринимательства

исторически доказала, что является наиболее успешной системой

удовлетворения новых человеческих потребностей. Политикам нужно постараться

понять, почему эта система так хорошо работает, а также возможности и

проблемы использования ее подходов крупными организациями и для решения

масштабных проблем будущего.

В 1947 – 1948 гг. Говард Хед – авиаконструктор, металловед и

увлеченный горнолыжник начал разработку и испытания металлических лыж.

Работая в домашней мастерской, он изготовил несколько пар лыж и попросил

профессиональных лыжников испытать их. Несмотря на их критические замечания

и три года поломанных лыж, Хед продолжал настойчиво работать. О нем

говорили, как о “фанатике”, “маньяке”. После каждого испытания – и провала

– он изменял конструкцию лыж, изготавливал несколько пар и передавал их на

испытания. Хед продолжал работать в своем доме денно и нощно. У него

кончились личные сбережения, а его компания с уставным фондом в 8000

долларов почти перестала существовать. Дело спасло вливание в нужный момент

60000 долларов под 40% доли в компании. Только на седьмой год неудачных

конструкций Хед начал получать от своего предприятия некие деньги. Сотни

других людей также старались разработать металлические лыжи, но потерпели

неудачу.

Лыжи Хеда работали настолько хорошо, что в торговле были прозваны

“обманками”. На рынке, на котором покупатели привыкли платить за товар не

дороже 25 долларов, они шли по 100 долларов и во многом благодаря им возник

лыжный бум 1950-х годов.

В 1935 году бывший химик-органик, патентный поверенный Честер Карлсон

работал в патентном отделе компании Mallory. Его раздражали затраты на

копирование патентов для рассылки третьим лицам и связанные с этим ошибки.

По ночам и выходным Карлсон начал работать дома и в публичной

библиотеке над созданием копировального процесса. Он экспериментировал с

различными фотоэлектрическими пластинами и черными прилипающими порошками.

Работая в арендованной комнате на примитивном оборудовании и имея одного

помощника, работающего по совместительству, Карлсон получил первое

изображение в октябре 1938 года. Имея при себе грубое демонстрационное

устройство, он отчаянно ходил из фирмы в фирму, прося о поддержке своей

разработки. Но все его отвергли. Никто не смог оценить потенциал процесса,

в то время еще не было серьезного копировального бизнеса. К тому времени,

Карлсон, по его словам, находился в “отчаянном” финансовом положении, хотя

и инвестировал в разработку всего 3000 долларов. Наконец, в 1944 году

“карманное” отделение компании Battelle, организованное для спонсорской

поддержки новых идей, согласилось профинансировать разработку в обмен на

долю потенциальных роялти.

В 1947 году, на патент Карлсона наткнулась небольшая фирма Haloid,

которая согласилась лицензировать и развивать процесс. Продукция компании

не имела сбыта и ее президент Джозеф Уилсон пожелал рискнуть и создать

новый рынок. Хотя ксерография стала одной из величайших историй успеха всех

времен, она начала приносить прибыль через 13 – 17 лет после возникновения

идеи.

Эти и множество других примеров подобного рода ясно демонстрируют,

почему эта форма предпринимательства является такой эффективность

Система позволяет талантливым фанатикам работать над своими идеями без

давления на личность, присущего крупной организации. Для достижения успеха,

личность должна быть фанатично предана своей идее, что позволяет ей

превозмочь боль и отчаяние, преодолеть технические и рыночные трудности,

всегда противостоящие идее. Система позволяет соединить личные качества,

возможности, мотивы, при которых процветают такие люди. Она дает новатору

возможность свободно и гибко, без всякой бюрократии, общаться со

специалистами и пользователями.

Новатор-предприниматель не связан официальными планами, сетевыми и

другими графиками. В инновационной сфере прогресс обычно идет рывками,

вырываясь из клубка задержек и препятствий. Новатор воспринимает хаос

процесса разработки и даже наслаждается им. Он не теряет время на то, чтобы

рассказать о своих успехах или неудачах совету или комитету, которые не

слишком заинтересованы в деле, но ожидают от разработки слишком многого и

слишком быстро.

Поскольку новатор-предприниматель работает дома, его накладные расходы

минимальны. Он и изобретает-то ради того, чтобы избежать расходов. Вместо

долларов, на материалы и оборудование он использует пот. В результате, цена

провала невелика и не видна общественности. Хотя количество неудач велико,

никто не спрашивает с предпринимателя за провал. Прошлые неудачи не

препятствуют будущим успехам, также, как и страх, что такая неудача может

быть в невыгодном или обманном свете представлена общественности или

акционерам.

На ранних этапах точная оценка рынка стоит дорого, поэтому доступные

оценки не только не точны, но могут быть и неправильны. Они могут быть

неправильны в принципе, из-за невозможности оценить потенциал новой

технологии, рынок которой еще не существует. Например, первоначальные

оценки компьютера, ксерографии и металлических лыж были неправильны.

Следовательно, рыночные исследования серьезно недооценивают и полностью

упускают из виду рыночные ниши. Например, лыжи Хеда сначала считались

подходящими только для начинающих, ксерография использовалась для

изготовления дешевых литографических оригиналов. Первоначальные оценки

ксерографии последовательно указывают, что в целом может быть продано не

более 5000 ксерографических аппаратов. Рынок компьютеров, в соответствии с

аналитическими оценками, ограничивался 30 – 300 ЭВМ, действующими с

миллисекундными скоростями, а металлические лыжи считались “плохим и

непродаваемым” товаром, особенно за 100 долларов.

Индивидуальный новатор-предприниматель может удовлетворить собственное

стремление к деньгам, достижениям или к признанию и он мотивирован на это.

Поскольку он – специалист, приверженный своему делу, он оценивает риск

ниже, чем любая группа экспертов со стороны. Он не паникует, когда панике

поддаются другие. Это очень важно, когда рискуют деньгами по

крупномасштабным проектам.

Временные рамки работы изобретателя-предпринимателя ограничиваются

семью – пятнадцатью годами. Именно столько времени обычно проходит с

момента изобретения до финансового успеха . По этой статье изобретатель не

ведет финансового учета. Успех он определяет со времени начала

эксплуатации, сохраняя интерес и энтузиазм на протяжении всего цикла

разработки.

Принимая решение, они не полагаются на подробный анализ финансовых

показателей. Они оценивают концепцию бизнеса, способности предпринимателя и

масштабы открывающихся возможностей, а не финансовые показатели. Они

понимают, что в случае любого нового дела всякие прогнозы являются

неточными и поэтому они в большей степени должны доверять своей оценке

людей, нежели цифрам.

На каждый успех приходятся сотни неудач. Хотя вероятность успеха

конкретной разработки невелика, большое количество аналогичных разработок

значительно повышают вероятность удовлетворения любой реальной потребности.

В связи с тем, что выживает лишь тот вариант, который может быть

продан, изобретатель-предприниматель внимательно следит за рыночными

потребностями. Он держится возможно ближе к рынку и ухватывает все, что

может помочь решению его проблемы. Тот факт, что предпринимателю не хватает

ресурсов и то, что он рискует личным материальным благополучием,

подталкивает изобретательский процесс, усиливает восприимчивость к любым

новым решениям. Комплекс “не мной изобретено” почти не проявляется.

Лояльность предпринимателя – это лояльность к идее и ее успеху, а не к

продвижению вверх по служебной лестнице в вертикально интегрированной

организации.

К сожалению, индивидуальный предприниматель практически не в состоянии

решить многие крупномасштабные технологические проблемы, с которыми сегодня

столкнулось человечество. Но он может оказать помощь в их решении. Поэтому,

определяя подходы к современным проблемам, политики должны не только

поддерживать в рабочем состоянии систему индивидуального

предпринимательства, но включать наиболее важные и успешные ее

характеристики в любые новые создаваемые институты. Аналогично, крупные

организации должны изучать предпринимательский опыт и учитывать в своей

работе лучшие качества этой замечательной системы.

Проблемы крупных организаций

Многие крупные организации делают все, чтобы не поощрять инновационную

деятельность предпринимателей. Наиболее общие недостатки крупных

организаций перечислены ниже:

. Фанатики против организации

Описанный выше тип предпринимателя нейтрален по отношению к политике и

власти. Он противен, нетерпелив, эгоистичен, а возможно даже и иррационален

с точки зрения организации. Из-за этого его просто не принимают на работу,

а если и принимают, то не продвигают и не поощряют. На него смотрят как на

“несерьезного человека”, “раздражителя” или “раскольника”. В организации

против него быстро организуется сопротивление. Он редко остается до

завершения своей разработки, чаще, разочаровавшись в крупной организации,

он покидает ее и действует самостоятельно.

. Ожидание упорядоченной работы

Многие в крупной организации ожидают, что технологический прогресс

будет идти упорядоченно. Они настаивают на составлении сетевых графиков,

планировании, разработке методологии или критериев оценки хода разработки.

Когда же, что и следует ожидать, новатор не соблюдает план, считается, что

его работа неудачна. К работе приступает техническая группа, задачей

которой является выполнение плана, а не быстрое и дешевое достижение

результата. По определению, неправильно идет то, что не предусмотрено

планом. Вот почему работает закон Мерфи. По этой же причине проекты

постоянно выбиваются из графика, превышают бюджет и вызывают критику в

адрес рабочих групп за их “низкую отдачу”. Одна организация дошла до того,

что обвинила технического руководителя в том, что он не сумел получить

прибыли от изделий, которые еще не были даже изобретены.

. Чрезмерные затраты

Во многих организациях, как только новый технический проект утвержден,

он тут же обеспечивается полным штатом сотрудников, материалами, средствами

на накладные и другие расходы. Новатор не может снизить свои затраты,

заменив деньги собственным потом. Никого нельзя подстегивать работать всю

ночь, потому что всякая спешка ведет к увеличению расходов на оплату

сверхурочных. В результате темпы работы замедляются, а начальный этап стоит

слишком дорого. Проект быстро становится экономически невыгодным. По мере

роста затрат, он все больше политизируется, а его критика активизируется. В

результате, большая часть действительно новаторской технической работы в

таких организациях прячется от руководителей и ведется “подпольно”, под

страхом сурового наказания.

. Слишком рано устанавливается жесткий контроль

Как только проект утвержден, профессиональные менеджеры начинают

собирать рыночную информацию в целях выяснения потенциальной отдачи. Они не

обращают внимания на тот факт, что проведение должного исследования рынка

может обойтись дороже выполнения собственно проекта, а результаты

маркетинга могут оказаться полностью неправильными, вводящими в

заблуждение. Хаос или параллельный подход к той же самой цели считаются

неприемлемыми. Профессиональными управленцами они расцениваются как “пустое

занятие” или “дублирование”. Формализуется конструкторская работа,

деятельность по изготовлению модели, приобретению оборудования, подбору

специалистов. В результате время между экспериментами удлиняется, стоимость

каждого эксперимента возрастает, а инновационная производительность падает.

. Риск не поощряется

При управлении большинством коммерческих и политических организаций

используется подход “никаких сюрпризов”. Но любое развитие по определению

связано с неожиданностями. Подчиненных наказывают, если они не достигают

результатов в своей работе, но никого не наказывают за полностью утерянную

возможность. Люди, вложившие в потерпевший неудачу проект много усилий, не

получают вознаграждения. А если проект приносит большой успех, то

технические специалисты редко когда становятся миллионерами или получают

вознаграждение, сравнимое с тем, которое перепадает на долю посторонних

“деятелей”.

. Временной конфликт

Как уже говорилось, с момента изобретения до получения прибыли

проходит от семи до пятнадцати лет. Если инновации анализировать по

стандартным финансовым методикам, то из-за таких сроков, неточной рыночной

информации и высоких первоначальных затрат они могут показаться

нерентабельными.

Многие компании намеренно используют тактику “сильного ведомого”,

позволяя другим делать первые шаги в инновационной деятельности. Затем они

делают рывок, опираясь на свою систему маркетинга, крупномасштабного

производства, финансовые возможности, и захватывают уже доказавший свою

жизнеспособность рынок. Однако, если такую политику проводит вся отрасль,

то у нее есть все шансы так и остаться в хвосте в ущерб национальной

торговли.

. Системы управления

Система управления большинства компаний построена по финансовому

принципу. Поскольку трудно измерить такие факторы, как качество продукции,

имидж, новизна, они не составляют базу для вознаграждения. Производственные

подразделения отчитываются, главным образом, за окупаемость

капиталовложений. У них нет особых мотивов предпринимать долговременные

начинания или инвестиции. Так как финансовые результаты компании

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.