реферат, рефераты скачать
 

Отчет по практике


расходов из республиканского бюджета РФ в III квартале 1993 года”.

Определяется роль и место бюджетного финансирования в системе ОМС.

1.1.5 Основные технико-экономические показатели деятельности ТФ ОМС в

1995-1996 годах

Основой деятельности ТФ ОМС, исходя из законодательных актов, является

создание методической базы ОМС на закрепленной территории, контроль за

выполнением своих обязанностей ЛПУ и СМО, а также сбор, аккумулирование и

распределение средств.

Первые два показателя имеют под собой качественную основу и трудно

поддаются количественной оценке. Для их анализа можно использовать данные

проверок, осуществляемых ФФ ОМС по приказу Президента РФ, которые говорят о

низкоэффективной работе ТФ ОМС по их улучшению.

Анализ следующих показателей основан на данных бухгалтерского баланса

и сводной отчетности деятельности ТФ ОМС.

Сбор средств ТФ ОМС и его филиалов в 1995-1996 годах составил

соответственно 85 258 и 115460 млн. руб. в абсолютных ценах. При пересчете

данных значений в сопоставимые цены используют индекс повышения оплаты

труда, который на конец 1996 год в среднем по области был равен 1,43. Т.о.

получаем поступление средств от предприятий и организаций в 1995 году в

ценах 1996 года 121919 млн. руб., т.е. за 1996 год собираемость налога на

ОМС упала на 5,3% по сравнением с 1995 годом.

Табл. 1

|Год |Сбор |Доходы от вложения |Передано |Численность |

| |средств, |временно свободных |ЛПУ, |работников, |

| |млн. руб. |средств, млн. руб. |млн. руб. |чел[5]. |

|1995 |85258 |10059 |91504 |224/78 |

|1996 |115460 |3983 |114665 |228/80 |

Доходы от вложения временно свободных средств также упали, что было

связано, во-первых, с уменьшением реальных доходов и, следовательно, с

уменьшением временно свободных средств. А во-вторых, опустилась ставка

банков по депозитам, но это и не является решающим фактором, влияющим на

динамику по этой статье.

Анализируя следующую статью можно сделать вывод, что в ЛПУ передается

условно постоянная сумма в размере 96% наличных средств ТФ ОМС. Т.о.

содержание организации осуществляется за счет 4% от средств фонда, что

составило в 1995 году (в ценах 1996 года) 5452 млн. руб., а в 1996 году —

4778 млн. руб..

ТФ ОМС самостоятельно осуществляет сбор платежей по ОМС с предприятий

и прочих страхователей, контролирует полноту и своевременность их

поступления.

Для повышения собираемости налога на ОМС с предприятий в

Территориальном фонде в 1997 году были разработаны и внедрены принципы

взаимозачета между страхователями и ЛПУ.

Хотя на основе Постановление ФФ ОМС 19.08.93 г. №03-01: “Временный

порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе

обязательного медицинского страхования граждан” на счет Территориального

фонда должны также направляться бюджетные платежи по ОМС неработающих

граждан, но на самом деле этого не происходит из-за хронического дефицита

местного бюджета и данные средства в таблице не показаны.

На рис. 1 изображена схема финансовых взаимоотношений в системе ОМС,

существующая на сегодняшний день (пунктирной линией показана финансовая

связь, которая должна была существовать на основе Постановления №03-01).

Рис. 1. Схема финансовых взаимоотношений в системе ОМС.

Из данной схемы видно, что СМО, при реальном отсутствии конкуренции

между ЛПУ, играют лишь роль посредника и создают дополнительные трудности

при прохождении средств к ЛПУ, их контроле и разработки методической базы

ОМС.

1.2 Организационная структура предприятия

1.2.1 Организационная структура управления ТФ ОМС

Исходя из организационно-правовой базы ОМС граждан в РФ следует:

объектом в системе ОМС является право гражданина РФ в получении

гарантированного минимума медицинских услуг, раздел социальной политики

государства;

субъектами в системе организации ОМС являются: ФФ ОМС, ТФ ОМС, СМО,

ЛПУ, органы местного самоуправления. Причем органы местного самоуправления

взаимодействуют с системой лишь при решении вопросов, касающихся ОМС

неработающей части населения.

Взаимосвязь субъектов показана на рис. 2.

Рис. 2. Организационная схема ОМС.

Управление Территориальным фондом ОМС в Воронежской области полностью

возложено на исполнительную дирекцию, которая включает в себя

исполнительного директора, его заместителей и 14 отделов. Т.о.

организационная структура исполнительной дирекции ТФ ОМС будет являться и

оргструктурой управления Территориальным фондом. На рис. 3 представлена

оргструктура, существовавшая до 1997 года, а на рис. 4 — оргструктура

существующая на сегодняшний день[6].

Изменения в структуре управления вызваны в первую очередь попыткой

дирекции адаптировать организацию к постоянно меняющимся условиям

деятельности. Так сектор статистики был вынесен из центра аналитической и

статистической информации в отдел планирования доходов и финансирования

(ПДФ). Это обусловлено переходом данного подотдела от сбора и накопления

разнородной информации к переработке и анализированию строго определенных

данных по сбору и использованию средств ТФ ОМС, которыми пользуется в

первую очередь отдел ПДФ.

Отдел маркетинга перешел из непосредственного подчинения

исполнительному директору в подчинение управлению поступлением средств, что

обусловлено близостью задач данного отдела и отдела контроля за

перечислением средств. Также отделу медстрахования были переданы полномочия

отдела по контролю за качеством лечения. Появился экспертно-аналитический

отдел, основной задачей которого стал анализ тарифов на медуслуги ЛПУ.

Анализируя подчиненность и функции отделов можно прийдти к выводу о

существовании линейно-функциональной связи с явным преобладанием последней.

В табл. 2 для определения масштаба элемента структуры показано

распределение сотрудников по каждому отделу ТФ ОМС.

Таблица 2.

|Отдел |1996 |1997 |

| |чел. |% |чел. |% |

|Информационный центр аналитической и | | | | |

|статистической обработки |20 |25,00 |16 |23,88 |

|Отдел медицинского страхования |4 |5,00 |2 |2,99 |

|Отдел планирования доходов и |5 |6,25 |5 |7,46 |

|финансирования | | | | |

|Отдел контроля за перечислением средств |3 |3,75 |3 |4,48 |

|Контрольно-ревизионный отдел |5 |6,25 |2 |2,99 |

|Юридический отдел |5 |6,25 |3 |4,48 |

|Бухгалтерия |10 |12,50 |10 |14,93 |

|Отдел ценообразования |3 |3,75 |2 |2,99 |

|Отдел маркетинга |1 |1,25 |1 |1,48 |

|Отдел кадров |3 |3,75 |3 |4,48 |

|Сектор статистики |2 |2,50 |2 |2,99 |

|Административно-хозяйственный отдел |5 |6,25 |5 |7,46 |

|Экспертно-аналитический отдел |0 |0 |7 |10,44 |

|Прочих служащих |14 |17,50 |6 |8,95 |

|Итого: |80 |100 |67 |100 |

1.2.2 Организационная структура отделов ТФ ОМС

Помимо общей структуры управления ТФ ОМС существуют и организационные

структуры отделов и служб внутри самой исполнительной дирекции. Они

принимают участие в управлении не только кооперативно на уровне

исполнительной дирекции по схеме, приведенной выше, но и самостоятельно

принимают решения по специфическим вопросам, что возможно благодаря наличию

прямой связи “отдел ИД — соответствующая служба филиала, ЛПУ или СМО”. Так,

например, согласование тарифов на медицинские услуги осуществляется при

непосредственном взаимодействии отдела ценообразования, представителя ЛПУ и

СМО.

Для демонстрации внутренней и внешней связи на рис. 5 показана

оргструктура бухгалтерии исполнительной дирекции ТФ ОМС, которая отвечает

за учет и отчетность по всему ТФ ОМС, но использует данные, полученные и

обработанные местными службами.

Отделы бухгалтерии в филиалах имеют небольшую численность персонала и

простые оргструктуры и поэтому на схеме раздельно не показываются.

Рис. 5. Организационная схема бухгалтерии.

Заместители главного бухгалтера имеют функциональную связь с

сотрудниками отдела и отвечают за решение определенных вопросов в отделе

(з/п, операции с ценными бумагами, учет поступления средств и пр.). На

схеме не показывается подчиненность специалистов бухгалтерии тому или иному

начальнику, т.к. в процессе работы они могут затрагивать различные стороны

учета и, следовательно, менять подчинение.

1.2.3 Организационно-правовая база деятельности отделов и сотрудников

ТФ ОМС

Организационно-правовая база отделов регулируется внутренним

документом — Положением об отделе[7]. Данный документ составляется для

каждого отдела (службы) ТФ ОМС и утверждается исполнительным директором ТФ

ОМС. В нем перечисляются функции, права, обязанности и ответственность за

результаты деятельности отдела (службы). Также в Положении оговаривается

связь с другими подразделениями Территориального фонда.

Организационно-правовая база деятельности сотрудников ТФ ОМС заложена

в Правилах внутреннего трудового распорядка ТФ ОМС Воронежской области[8] и

штатном расписании[9]. В них определяются правила приема на работу в ТФ

ОМС, права и обязанности работников и администрации ТФ ОМС, рабочее время,

время отдыха и отпуска, заработная плата, меры поощрения, дисциплинарные

меры. Также для каждого сотрудника ТФ ОМС разработана Должностная

инструкция[10], в которой определяются права, обязанности и ответственность

работника за результаты деятельности.

1.3 Управленческая документация

В организации происходит огромный оборот различных форм документов от

рекомендательных писем местного уровня до Федеральных законов. Так,

например, в отделе ценообразования наибольший удельный вес в

документообороте занимают документы местного уровня — формы статотчетности

ЛПУ и СМО и тарифные соглашения.

Все документы разделены по признаку — входящий-исходящий, который

показывает место создания документа (табл. 3).

Таблица 3.

|Признак |Место создания документа |

|входящи|исходящи| |

|й |й | |

|+ | |Создается вне ТФ и направляется для практического |

| | |обязательного использования (законы, нормативные |

| | |акты) |

|+ |+ |Разрабатывается вне ТФ, но требует дополнительной |

| | |доработки на местах (рекомендации, многосторонние |

| | |соглашения, проекты) |

| |+ |Создаются в ТФ и направляются субъектам ОМС области |

Объем этих документов составляет от нескольких предложений до десятков

страниц. Основные характеристики документооборота по ТФ ОМС приведены в

таблице 4.

Таблица 4.

|Форма документа |Объем |Признак |Примечания |

| |документа, |входящий ( | |

| |печ. стр. |исходящий | |

|1. Законы РФ, |3-10 |+ |- | |

|Постановления | | | | |

|правительства и местной| | | | |

|администрации | | | | |

|2. Временные порядки и |2-5 |+ |- | |

|порядки отношений в | | | | |

|системе ОМС Минфина и | | | | |

|Минздрава | | | | |

|3. Нормативные |0,5-6 |+ |- |С 67 по 97 |

|документы Минздрава | | | |год |

|4. Методические |текст: 2-3 |- |+ |Ежегодное |

|рекомендации |формы: 7-10 | | |обновление |

|Территориального фонда | | | | |

|ОМС | | | | |

|5. Тарифные соглашения | |+ |+ | |

|6. Прейскурант на |табл: 5-10 |+ |+ |Ежеквартальн|

|медуслуги | | | |ое |

| | | | |обновление |

|7. Формы статотчетности|табл: 3-17 |+ |- | |

|8. Письма различного |0,5-3 |+ |+ | |

|уровня | | | | |

Все входящие и/или исходящие документы обязательно проходят

канцелярию, заместителя директора и исполнительного директора. Остальной

путь документа может меняться в зависимости от его формы, цели и

предназначения. На рис. 6 и 7 показаны две документограммы по исходящему и

входящему-исходящему документу.

Рис. 6. Нормативное письмо главврачам ЛПУ (исходящее).

Рис. 7. Проект Закона “Об ОМС граждан в РФ” (входящее-исходящее).

1.4 компьютеризация в управлении

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования для

выполнения своих задач и функций, предприсанных Постановление ВС РФ от

24.02.93 г. N 4543-1, оснащен современной вычислительной и коммуникационной

техникой. В силу своей специфической деятельности фонд перерабатывает

огромный объем информации, что накладывает некоторые ограничения на

используемую оргтехнику и профессионализм ее обслуживания.

На балансе фонда находится 35 компьютеров ( I486DX2-66 RAM16 ), 11

принтеров (HP LaseJet 5L) и прочая оргтехника. Кроме этого для обслуживания

рабочих мест ТФ ОМС используются мощнейшие компьютеры на базе платформ

Motorola и Alfa 2000, которые позволяют хранить и обрабатывать данные на

всех застрахованных жителей, а также отслеживать объем и качество

медицинских услуг, оказанных в ЛПУ области.

Для быстрого дистанционного получения всей полезной информации силами

ТФ ОМС была создана компьютерная сеть, которая с одной стороны связывает

исполнительную дирекцию с остальными субъектами ОМС, а с другой — позволяет

отделам черпать требуемую информацию из единого банка данных. На рис. 8

приведена принципиальная схема функционирования сети.

Рис. 8. Схема компьютерной сети исполнительной дирекции ТФ ОМС.

Принцип работы данной сети заключается в следующем. Вся информация от

ЛПУ, СМО и филиалов стекается по каналам связи Fidonet в исполнительную

дирекцию на компьютер-”файл-сервер” (FS) и распределяется по адресам. Все

письма, имеющие конкретного адресата направляются на соответствующий

компьютер-”рабочую станцию” (WS), а информация носящий общий характер и

требующая обработки — на компьютер-”базу данных” (DB). Кроме этого, для

повышения надежности локальной сети на пути “рабочая станция — файл-сервер”

установлен компьютер-”повторитель” (REP), который разделяет сигналы файл-

сервера на несколько ветвей и позволяет при неисправности одной из них

использовать другую. Для программного обеспечения всей системы в сеть

подключена также “профессиональная рабочая станция” (PWS), которая следит

за правильностью обработки данных на DB-компьютере, создает и вносит

коррективы в программные продукты при изменении методик и норм по расчету

тех или иных показателей, проводит прочее обслуживание сети. Кроме

программных продуктов ИЦАСО, для выполнения непосредственной работы, в ТФ

ОМС используется программный пакет “Парус”, который служит для

автоматизации учета и анализа в бухгалтерии.

Нижеприведенная таблица дает представление об обеспеченности рабочих

мест исполнительной дирекции ТФ ОМС оргтехникой.

Таблица 5.

|Наименование |Количество |Число |Стоимост|

| |оргтехники | |ь |

|отдела |компьютер|принтер|сотрудник|оргтехни|

| |ы |ы |ов |ки |

|Бухгалтерия |10 |2 |10 |43800 |

|Экспертно-аналитический |6 |2 |7 |27600 |

|Планирования доходов и | | | | |

|финансирования |4 |1 |5 |17700 |

|Медстрахования |2 |1 |2 |9900 |

|Контроля за перечислением | | | | |

|средств |2 |1 |3 |9900 |

|Сектор статистики |2 |1 |2 |9900 |

|Контрольно-ревизионный |1 |1 |2 |6000 |

|Ценообразования |1 |1 |2 |6000 |

|Юридический |1 |1 |3 |6000 |

|ИЦАСО |19 |6 |16 |132300 |

|Прочей оргтехники | | | |78000 |

|Итого: | | | |347100 |

Из таблицы видно, что на 52 сотрудника фонда, имеющих дело с

оргтехникой, приходится 347100 млн. руб. в пересчете на действующие цены.

Таким образом на одного сотрудника приходится 6675 млн. руб.

1.5 Организационная диагностика

Для того, чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе организация

должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути

в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Таким

образом анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые

могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также

сильных и слабых сторон, которыми обладает организация.

Наиболее популярным методом анализа внутренней и внешней среды

является метод SWOT. Преимущества данного метода заключаются в том, что с

его помощью можно одновременно рассматривать состояние и внутренней и

внешней среды, что позволяет установить линии связи между силой и слабостью

внутри организации и внешними возможностями и угрозами.

Проводя анализ среды ТФ ОМС можно составить следующие определения:

сильные стороны

мощный научный потенциал

квалифицированные кадры

возможность нововведений и быстрого реагирования

слабые стороны

слабая законодательная база

возможности

применение взаиморасчетов между субъектами ОМС

привлечение дополнительных средств из прочих источников

объединение с фондом социального страхования и обеспечения

угрозы

низкий уровень заработной платы

отсутствие денег на счетах страхователей

искажение статистической и отчетной информации СМО и ЛПУ

Исходя из этого составляется матрица SWOT и матрицы гроз и

возможностей.

| |Возможности: |Угрозы: |

|[p|Разработка и узаконивание |Автоматизация обработки и |

|ic|нормативных документов по |контроля статистической |

|] |проведению взаиморасчетов на |информации. Ведение полного |

| |территории Воронежской |анализа на перспективу. |

| |области. Поиск прочих | |

| |источников для финансирования | |

| |программы ОМС в области. | |

|[p|Выход руководства фонда на |Выход на федеральный уровень с|

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.