| |||||
МЕНЮ
| Отчет по практикерасходов из республиканского бюджета РФ в III квартале 1993 года”. Определяется роль и место бюджетного финансирования в системе ОМС. 1.1.5 Основные технико-экономические показатели деятельности ТФ ОМС в 1995-1996 годах Основой деятельности ТФ ОМС, исходя из законодательных актов, является создание методической базы ОМС на закрепленной территории, контроль за выполнением своих обязанностей ЛПУ и СМО, а также сбор, аккумулирование и распределение средств. Первые два показателя имеют под собой качественную основу и трудно поддаются количественной оценке. Для их анализа можно использовать данные проверок, осуществляемых ФФ ОМС по приказу Президента РФ, которые говорят о низкоэффективной работе ТФ ОМС по их улучшению. Анализ следующих показателей основан на данных бухгалтерского баланса и сводной отчетности деятельности ТФ ОМС. Сбор средств ТФ ОМС и его филиалов в 1995-1996 годах составил соответственно 85 258 и 115460 млн. руб. в абсолютных ценах. При пересчете данных значений в сопоставимые цены используют индекс повышения оплаты труда, который на конец 1996 год в среднем по области был равен 1,43. Т.о. получаем поступление средств от предприятий и организаций в 1995 году в ценах 1996 года 121919 млн. руб., т.е. за 1996 год собираемость налога на ОМС упала на 5,3% по сравнением с 1995 годом. Табл. 1 |Год |Сбор |Доходы от вложения |Передано |Численность | | |средств, |временно свободных |ЛПУ, |работников, | | |млн. руб. |средств, млн. руб. |млн. руб. |чел[5]. | |1995 |85258 |10059 |91504 |224/78 | |1996 |115460 |3983 |114665 |228/80 | Доходы от вложения временно свободных средств также упали, что было связано, во-первых, с уменьшением реальных доходов и, следовательно, с уменьшением временно свободных средств. А во-вторых, опустилась ставка банков по депозитам, но это и не является решающим фактором, влияющим на динамику по этой статье. Анализируя следующую статью можно сделать вывод, что в ЛПУ передается условно постоянная сумма в размере 96% наличных средств ТФ ОМС. Т.о. содержание организации осуществляется за счет 4% от средств фонда, что составило в 1995 году (в ценах 1996 года) 5452 млн. руб., а в 1996 году — 4778 млн. руб.. ТФ ОМС самостоятельно осуществляет сбор платежей по ОМС с предприятий и прочих страхователей, контролирует полноту и своевременность их поступления. Для повышения собираемости налога на ОМС с предприятий в Территориальном фонде в 1997 году были разработаны и внедрены принципы взаимозачета между страхователями и ЛПУ. Хотя на основе Постановление ФФ ОМС 19.08.93 г. №03-01: “Временный порядок финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан” на счет Территориального фонда должны также направляться бюджетные платежи по ОМС неработающих граждан, но на самом деле этого не происходит из-за хронического дефицита местного бюджета и данные средства в таблице не показаны. На рис. 1 изображена схема финансовых взаимоотношений в системе ОМС, существующая на сегодняшний день (пунктирной линией показана финансовая связь, которая должна была существовать на основе Постановления №03-01). Рис. 1. Схема финансовых взаимоотношений в системе ОМС. Из данной схемы видно, что СМО, при реальном отсутствии конкуренции между ЛПУ, играют лишь роль посредника и создают дополнительные трудности при прохождении средств к ЛПУ, их контроле и разработки методической базы ОМС. 1.2 Организационная структура предприятия 1.2.1 Организационная структура управления ТФ ОМС Исходя из организационно-правовой базы ОМС граждан в РФ следует: объектом в системе ОМС является право гражданина РФ в получении гарантированного минимума медицинских услуг, раздел социальной политики государства; субъектами в системе организации ОМС являются: ФФ ОМС, ТФ ОМС, СМО, ЛПУ, органы местного самоуправления. Причем органы местного самоуправления взаимодействуют с системой лишь при решении вопросов, касающихся ОМС неработающей части населения. Взаимосвязь субъектов показана на рис. 2. Рис. 2. Организационная схема ОМС. Управление Территориальным фондом ОМС в Воронежской области полностью возложено на исполнительную дирекцию, которая включает в себя исполнительного директора, его заместителей и 14 отделов. Т.о. организационная структура исполнительной дирекции ТФ ОМС будет являться и оргструктурой управления Территориальным фондом. На рис. 3 представлена оргструктура, существовавшая до 1997 года, а на рис. 4 — оргструктура существующая на сегодняшний день[6]. Изменения в структуре управления вызваны в первую очередь попыткой дирекции адаптировать организацию к постоянно меняющимся условиям деятельности. Так сектор статистики был вынесен из центра аналитической и статистической информации в отдел планирования доходов и финансирования (ПДФ). Это обусловлено переходом данного подотдела от сбора и накопления разнородной информации к переработке и анализированию строго определенных данных по сбору и использованию средств ТФ ОМС, которыми пользуется в первую очередь отдел ПДФ. Отдел маркетинга перешел из непосредственного подчинения исполнительному директору в подчинение управлению поступлением средств, что обусловлено близостью задач данного отдела и отдела контроля за перечислением средств. Также отделу медстрахования были переданы полномочия отдела по контролю за качеством лечения. Появился экспертно-аналитический отдел, основной задачей которого стал анализ тарифов на медуслуги ЛПУ. Анализируя подчиненность и функции отделов можно прийдти к выводу о существовании линейно-функциональной связи с явным преобладанием последней. В табл. 2 для определения масштаба элемента структуры показано распределение сотрудников по каждому отделу ТФ ОМС. Таблица 2. |Отдел |1996 |1997 | | |чел. |% |чел. |% | |Информационный центр аналитической и | | | | | |статистической обработки |20 |25,00 |16 |23,88 | |Отдел медицинского страхования |4 |5,00 |2 |2,99 | |Отдел планирования доходов и |5 |6,25 |5 |7,46 | |финансирования | | | | | |Отдел контроля за перечислением средств |3 |3,75 |3 |4,48 | |Контрольно-ревизионный отдел |5 |6,25 |2 |2,99 | |Юридический отдел |5 |6,25 |3 |4,48 | |Бухгалтерия |10 |12,50 |10 |14,93 | |Отдел ценообразования |3 |3,75 |2 |2,99 | |Отдел маркетинга |1 |1,25 |1 |1,48 | |Отдел кадров |3 |3,75 |3 |4,48 | |Сектор статистики |2 |2,50 |2 |2,99 | |Административно-хозяйственный отдел |5 |6,25 |5 |7,46 | |Экспертно-аналитический отдел |0 |0 |7 |10,44 | |Прочих служащих |14 |17,50 |6 |8,95 | |Итого: |80 |100 |67 |100 | 1.2.2 Организационная структура отделов ТФ ОМС Помимо общей структуры управления ТФ ОМС существуют и организационные структуры отделов и служб внутри самой исполнительной дирекции. Они принимают участие в управлении не только кооперативно на уровне исполнительной дирекции по схеме, приведенной выше, но и самостоятельно принимают решения по специфическим вопросам, что возможно благодаря наличию прямой связи “отдел ИД — соответствующая служба филиала, ЛПУ или СМО”. Так, например, согласование тарифов на медицинские услуги осуществляется при непосредственном взаимодействии отдела ценообразования, представителя ЛПУ и СМО. Для демонстрации внутренней и внешней связи на рис. 5 показана оргструктура бухгалтерии исполнительной дирекции ТФ ОМС, которая отвечает за учет и отчетность по всему ТФ ОМС, но использует данные, полученные и обработанные местными службами. Отделы бухгалтерии в филиалах имеют небольшую численность персонала и простые оргструктуры и поэтому на схеме раздельно не показываются. Рис. 5. Организационная схема бухгалтерии. Заместители главного бухгалтера имеют функциональную связь с сотрудниками отдела и отвечают за решение определенных вопросов в отделе (з/п, операции с ценными бумагами, учет поступления средств и пр.). На схеме не показывается подчиненность специалистов бухгалтерии тому или иному начальнику, т.к. в процессе работы они могут затрагивать различные стороны учета и, следовательно, менять подчинение. 1.2.3 Организационно-правовая база деятельности отделов и сотрудников ТФ ОМС Организационно-правовая база отделов регулируется внутренним документом — Положением об отделе[7]. Данный документ составляется для каждого отдела (службы) ТФ ОМС и утверждается исполнительным директором ТФ ОМС. В нем перечисляются функции, права, обязанности и ответственность за результаты деятельности отдела (службы). Также в Положении оговаривается связь с другими подразделениями Территориального фонда. Организационно-правовая база деятельности сотрудников ТФ ОМС заложена в Правилах внутреннего трудового распорядка ТФ ОМС Воронежской области[8] и штатном расписании[9]. В них определяются правила приема на работу в ТФ ОМС, права и обязанности работников и администрации ТФ ОМС, рабочее время, время отдыха и отпуска, заработная плата, меры поощрения, дисциплинарные меры. Также для каждого сотрудника ТФ ОМС разработана Должностная инструкция[10], в которой определяются права, обязанности и ответственность работника за результаты деятельности. 1.3 Управленческая документация В организации происходит огромный оборот различных форм документов от рекомендательных писем местного уровня до Федеральных законов. Так, например, в отделе ценообразования наибольший удельный вес в документообороте занимают документы местного уровня — формы статотчетности ЛПУ и СМО и тарифные соглашения. Все документы разделены по признаку — входящий-исходящий, который показывает место создания документа (табл. 3). Таблица 3. |Признак |Место создания документа | |входящи|исходящи| | |й |й | | |+ | |Создается вне ТФ и направляется для практического | | | |обязательного использования (законы, нормативные | | | |акты) | |+ |+ |Разрабатывается вне ТФ, но требует дополнительной | | | |доработки на местах (рекомендации, многосторонние | | | |соглашения, проекты) | | |+ |Создаются в ТФ и направляются субъектам ОМС области | Объем этих документов составляет от нескольких предложений до десятков страниц. Основные характеристики документооборота по ТФ ОМС приведены в таблице 4. Таблица 4. |Форма документа |Объем |Признак |Примечания | | |документа, |входящий ( | | | |печ. стр. |исходящий | | |1. Законы РФ, |3-10 |+ |- | | |Постановления | | | | | |правительства и местной| | | | | |администрации | | | | | |2. Временные порядки и |2-5 |+ |- | | |порядки отношений в | | | | | |системе ОМС Минфина и | | | | | |Минздрава | | | | | |3. Нормативные |0,5-6 |+ |- |С 67 по 97 | |документы Минздрава | | | |год | |4. Методические |текст: 2-3 |- |+ |Ежегодное | |рекомендации |формы: 7-10 | | |обновление | |Территориального фонда | | | | | |ОМС | | | | | |5. Тарифные соглашения | |+ |+ | | |6. Прейскурант на |табл: 5-10 |+ |+ |Ежеквартальн| |медуслуги | | | |ое | | | | | |обновление | |7. Формы статотчетности|табл: 3-17 |+ |- | | |8. Письма различного |0,5-3 |+ |+ | | |уровня | | | | | Все входящие и/или исходящие документы обязательно проходят канцелярию, заместителя директора и исполнительного директора. Остальной путь документа может меняться в зависимости от его формы, цели и предназначения. На рис. 6 и 7 показаны две документограммы по исходящему и входящему-исходящему документу. Рис. 6. Нормативное письмо главврачам ЛПУ (исходящее). Рис. 7. Проект Закона “Об ОМС граждан в РФ” (входящее-исходящее). 1.4 компьютеризация в управлении Территориальный фонд обязательного медицинского страхования для выполнения своих задач и функций, предприсанных Постановление ВС РФ от 24.02.93 г. N 4543-1, оснащен современной вычислительной и коммуникационной техникой. В силу своей специфической деятельности фонд перерабатывает огромный объем информации, что накладывает некоторые ограничения на используемую оргтехнику и профессионализм ее обслуживания. На балансе фонда находится 35 компьютеров ( I486DX2-66 RAM16 ), 11 принтеров (HP LaseJet 5L) и прочая оргтехника. Кроме этого для обслуживания рабочих мест ТФ ОМС используются мощнейшие компьютеры на базе платформ Motorola и Alfa 2000, которые позволяют хранить и обрабатывать данные на всех застрахованных жителей, а также отслеживать объем и качество медицинских услуг, оказанных в ЛПУ области. Для быстрого дистанционного получения всей полезной информации силами ТФ ОМС была создана компьютерная сеть, которая с одной стороны связывает исполнительную дирекцию с остальными субъектами ОМС, а с другой — позволяет отделам черпать требуемую информацию из единого банка данных. На рис. 8 приведена принципиальная схема функционирования сети. Рис. 8. Схема компьютерной сети исполнительной дирекции ТФ ОМС. Принцип работы данной сети заключается в следующем. Вся информация от ЛПУ, СМО и филиалов стекается по каналам связи Fidonet в исполнительную дирекцию на компьютер-”файл-сервер” (FS) и распределяется по адресам. Все письма, имеющие конкретного адресата направляются на соответствующий компьютер-”рабочую станцию” (WS), а информация носящий общий характер и требующая обработки — на компьютер-”базу данных” (DB). Кроме этого, для повышения надежности локальной сети на пути “рабочая станция — файл-сервер” установлен компьютер-”повторитель” (REP), который разделяет сигналы файл- сервера на несколько ветвей и позволяет при неисправности одной из них использовать другую. Для программного обеспечения всей системы в сеть подключена также “профессиональная рабочая станция” (PWS), которая следит за правильностью обработки данных на DB-компьютере, создает и вносит коррективы в программные продукты при изменении методик и норм по расчету тех или иных показателей, проводит прочее обслуживание сети. Кроме программных продуктов ИЦАСО, для выполнения непосредственной работы, в ТФ ОМС используется программный пакет “Парус”, который служит для автоматизации учета и анализа в бухгалтерии. Нижеприведенная таблица дает представление об обеспеченности рабочих мест исполнительной дирекции ТФ ОМС оргтехникой. Таблица 5. |Наименование |Количество |Число |Стоимост| | |оргтехники | |ь | |отдела |компьютер|принтер|сотрудник|оргтехни| | |ы |ы |ов |ки | |Бухгалтерия |10 |2 |10 |43800 | |Экспертно-аналитический |6 |2 |7 |27600 | |Планирования доходов и | | | | | |финансирования |4 |1 |5 |17700 | |Медстрахования |2 |1 |2 |9900 | |Контроля за перечислением | | | | | |средств |2 |1 |3 |9900 | |Сектор статистики |2 |1 |2 |9900 | |Контрольно-ревизионный |1 |1 |2 |6000 | |Ценообразования |1 |1 |2 |6000 | |Юридический |1 |1 |3 |6000 | |ИЦАСО |19 |6 |16 |132300 | |Прочей оргтехники | | | |78000 | |Итого: | | | |347100 | Из таблицы видно, что на 52 сотрудника фонда, имеющих дело с оргтехникой, приходится 347100 млн. руб. в пересчете на действующие цены. Таким образом на одного сотрудника приходится 6675 млн. руб. 1.5 Организационная диагностика Для того, чтобы успешно выжить в долгосрочной перспективе организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Таким образом анализ среды направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации, а также сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Наиболее популярным методом анализа внутренней и внешней среды является метод SWOT. Преимущества данного метода заключаются в том, что с его помощью можно одновременно рассматривать состояние и внутренней и внешней среды, что позволяет установить линии связи между силой и слабостью внутри организации и внешними возможностями и угрозами. Проводя анализ среды ТФ ОМС можно составить следующие определения: сильные стороны мощный научный потенциал квалифицированные кадры возможность нововведений и быстрого реагирования слабые стороны слабая законодательная база возможности применение взаиморасчетов между субъектами ОМС привлечение дополнительных средств из прочих источников объединение с фондом социального страхования и обеспечения угрозы низкий уровень заработной платы отсутствие денег на счетах страхователей искажение статистической и отчетной информации СМО и ЛПУ Исходя из этого составляется матрица SWOT и матрицы гроз и возможностей. | |Возможности: |Угрозы: | |[p|Разработка и узаконивание |Автоматизация обработки и | |ic|нормативных документов по |контроля статистической | |] |проведению взаиморасчетов на |информации. Ведение полного | | |территории Воронежской |анализа на перспективу. | | |области. Поиск прочих | | | |источников для финансирования | | | |программы ОМС в области. | | |[p|Выход руководства фонда на |Выход на федеральный уровень с| |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|