| |||||
МЕНЮ
| Отчет по практике|ic|федеральный уровень с |целью изменения принципов | |] |практическими предложениями по|финансового взаимоотношения в | | |изменению законодательной базы|системе ОМС. | | |ОМС РФ. | | Рис. 9. Матрица SWOT. | |Сильное влияние |Умеренное влияние | |Высокая |Организация взаиморасчетов|Объединение с фондом | |вероятность|между субъектами ОМС |социального страхования и | | | |обеспечения | |Средняя | |Привлечение дополнительных | |вероятность| |денежных средств из прочих | | | |источников | Рис. 10. Матрица возможностей. | |Критическое |Тяжелое |Состояние | | |состояние |состояние |“Легкие ушибы” | |Высокая |Отсутствие денег|Низкий | | |вероятность|на счетах |уровень | | | |страхователей |заработной | | | | |платы | | |Средняя | | |Искажение статистической | |вероятность| | |и отчетной информации СМО| | | | |и ЛПУ | Рис. 11. Матрица угроз. Используя эти данные можно заранее разработать алгоритм поведения для каждой из описанных ситуаций. Заключение по разделу 1 Анализируя изученный материал, можно утверждать, что Территориальный фонд обязательного медицинского страхования является некоммерческой финансовой организацией, которая обладает достаточной устойчивостью и имеет профессионально подготовленные кадры. Для нее сложно давать финансовые и организационные прогнозы на долгосрочную перспективу, так как она является государственной организацией и полностью зависит от реализации программы обязательного медицинского страхования на всей территории Российской Федерации. К недостаткам функционирования организации можно отнести сильную зависимость от органов местного самоуправления, отсутствие работы в области нормализации законодательной базы, а также слабую финансовую основу. Проверила раздел: раздел 2. организация и нормирование труда Основными продуктами деятельности ТФ ОМС являются сбор и распределение необходимых для выполнения территориальной программы ОМС средств, разработка и рационализация методической и нормативной базы ОМС. Исходя из этого всех работников ТФ ОМС можно отнести к служащим. По Единой номенклатуре должностей служащих, разработанной Госкомтруда СССР в 1967 году, различают три категории: руководители — осуществляют подбор и расстановку кадров, координацию работы подразделений и работников, обеспечивают эффективность труда (мастера, начальники отделов, руководители служб); специалисты — разрабатывают новые виды продукции, технологические процессы, нормативы, формы и методы организации производства, обеспечивают производство необходимой документацией, проводят анализ показателей деятельности предприятия (инженеры, технологи, экономисты); технические исполнители — осуществляют переработку и передачу первичной информации, подготовку и оформление документов (секретари, машинистки, делопроизводители). Кроме того, что служащие непосредственно не участвуют в создании материальных ценностей, следует выделить и другие особенности их деятельности: в работе служащих преобладают затраты умственного труда; труд руководителей не поддается количественному учету, а следовательно, и применяемые ими методы не могут быть точно нормированы; большинство категорий служащих имеют ненормируемый рабочий день. Далее рассмотрим принципы научной организации труда в ТФ ОМС Воронежской области учитывая вышеперечисленные особенности. 2.1 Организация труда на предприятии 2.1.1 Организация рабочих мест Учитывая то, что ТФ ОМС является государственной организацией в ней cуществуют некоторые особенности в принципах организации труда. Так в фонде не существует коллективного договора, большинство работ по НОТ проводятся не для улучшения каких-либо показателей, а с целью исполнения указов Президента и Правительства РФ. Основным законодательными актами, определяющими основополагающие принципы организации труда в ТФ ОМС, являются Постановление ВС РФ от 24.02.93 г. N 4543-1: “О территориальном фонде ОМС” и письмо Федерального фонда ОМС от 19.08.93 г. N 03-01 "Об организации работы территориального фонда"[11]. В которых определяются задачи, функции фонда, а также принцип руководства деятельностью ТФ и нормативно-методические документы для организации деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования. Основными направлениями в научной организации труда ТФ ОМС являются: разделение и кооперация труда; подбор, подготовка и повышение квалификации кадров; совершенствование нормирования труда; улучшение условий труда; материальное и моральное стимулирование; совершенствование организационно-технического обслуживания рабочих мест и рационализация трудового процесса. Последний пункт данного списка — совершенствование организационно- технического обслуживания рабочих мест и рационализация трудового процесса — уже рассматривался в разделе менеджмент, а остальные будут рассмотрены ниже. Особенностью организации рабочих мест в ТФ ОМС является то, что первоначально комплектование штатов происходило из уже имеющих досаточный опыт подобной работы (10 и более лет) специалистов. На сегодняшний день организация пополняется молодыми специалистами различных направлений, но по прежнему в фонде преобладают сотрудники со стажем работы более 10 лет. В табл. 6 показано распределение сотрудников организации по профессиональному составу и сменности работ, а также представлены возрастные характеристики по каждой группе. Таблица 6. |Классификация работников ТФ |1996 |1997 | |ОМС | | | |по профессиональному составу|чел. |% |средн|чел. |% |средн| | | | |ий | | |ий | | | | |возра| | |возра| | | | |ст | | |ст | |Всего |80 |100 |35,5 |67 |100 |34,8 | |По профессиональному | | | | | | | |признаку: | | | | | | | | экономисты |28 |35 |42 |29 |43 |39 | | бухгалтера |17 |21 |35 |14 |21 |35 | | медработники |6 |8 |39 |5 |8 |40 | | прочих профессий |29 |36 |29 |19 |28 |27 | |По сменности работ: | | | | | | | |односменные |76 |95 |36 |65 |97 |35 | |двусменные |4 |5 |27 |2 |3 |25 | Еще одной особенностью организации труда в ТФ ОМС является то, что при поступлении на работу сотрудники не подписывают коллективного договора, договором считается письменное заявление стандартного образца о приеме на работу в ТФ ОМС. Все вопросы, возникающие между работодателем и работниками, регулируются Кодексом законов о труде, штатным расписанием, должностными инструкциями и Правилами внутреннего трудового распорядка[12]. Кроме этого с некоторыми сотрудниками, принимаемыми, как правило, на временную работу, заключаются индивидуальные договоры, которые содержат неоговоренные КЗОТ’ом условия. Для повышения эффективности труда в ТФ ОМС широко используется такое направление НОТ, как разделение и кооперация труда. В фонде имеет место функциональное и профессионально-квалификационное разделение труда. Первое — определяет роль и место различных групп сотрудников, выполняющих различные функции для достижения одной общей цели. Причем внутри групп (отделов) работники могут выполнять одни и те же функции и иметь одну и ту же специальность, а могут проводить различную работу и иметь различную специальность, тогда можно говорить о внутригрупповом функциональном разделении обязанностей. Второе — деление работающих по профессиям (специальностям), а также по сложности работ — разрядам, категориям. В приложении 1 показан принцип функционального разделения труда в исполнительной дирекции ТФ ОМС Воронежской области, а на рис. 5 стр.12 на примере бухгалтерии показано функциональное деление внутри отдела. Масштабы профессионально-квалификационного разделения труда по специальностям можно проследить по табл. 6, а в нижеследующей таблице представлено деление на категории служащих. Таблица 7. |Должность |Количество | | | | | |сотрудников| |Руководитель |4 | |управления | | |Начальник отдела |14 | |Главный специалист |14 | |Ведущий специалист |17 | |Специалист I-й |10 | |категории | | |Итого: |67 | 2.1.2 Аттестация кадров ТФ ОМС В целях совершенствования работы фонда, улучшения подбора и расстановки кадров, стимулирования роста их квалификации и развития инициативы и творческой активности на основании Положения о порядке проведения аттестации работников ТФ ОМС Воронежской области[13] была проведена аттестация персонала фонда. При проведении аттестации были поставлены следующие задачи: определение служебного соответствия работника занимаемой должности; выявление перспективы использования потенциальных способностей работников, стимулирование роста его профессиональной компетенции; определение степени необходимости повышения квалификации, профессиональной подготовки или переподготовки служащего; обеспечение возможности долгосрочного планирования передвижения кадров, а также своевременного освобождения работника от должности или перевода на менее квалифицированную работу. Все цели и задачи аттестации можно сформулировать в общем как содействие выявлению общего кадрового потенциала и оптимальное обеспечение функционального предназначения аппарата. По Положению аттестация в ТФ ОМС Воронежской области проводится один раз в 4 года. Учитывая то, что фонд был организован в 1993 году с февраля по март 1997 года по приказу исполнительного директора проводилась очередная аттестация работников фонда. Вся работа по проведению аттестации проводилась в два этапа. На первом этапе аттестационной комиссией ТФ ОМС Воронежской области составлялись вопросы для сотрудников фонда и проводилось их тестирование. В состав комиссии входили исполнительный директор, его заместители, начальники юридического отдела, отдела кадров, отдела планирования доходов и финансирования, ИЦАСО и главный бухгалтер. В приложениях 6 и 7 представлены аттестационный лист и примерный перечень показателей для оценки квалификации работников. Вопросы к аттестации были составлены из трех частей в которых проверялись общие знания по системе ОМС в России, знания и умения работы с компьютерной техникой и специализированные профессиональные навыки. На втором этапе сотрудниками ФФ ОМС был проверен профессиональный уровень самой комиссии и соответствие занимаемым должностям, а также подведены итоги аттестации. Результатом аттестации стало подтверждение профессиональной пригодности и соответствия уровня знаний занимаемым должностям. Кроме этого, на основе писменных ответов и собеседований был разработан план работ по повышению квалификации работников фонда. 2.1.3 Формы повышения квалификации в ТФ ОМС Для повышения эффективности и оперативности непосредственной деятельности организации требуется наличие механизма, который бы предоставлял возможность сотрудникам предприятия повышать и систематизировать свои профессиональные навыки и умения. Так в ТФ ОМС существует система повышения квалификации сотрудников фонда как на базе высших учебных заведений, так и собственными силами территориального и федерального фонда ОМС. Убедиться в действенности системы можно имея следующую информацию. По данным анкетного опроса из 67 человек, работающих в исполнительной дирекции, считали целесообразным и хотели повысить свою квалификацию 45. Фактически повышение квалификации прошло 42 человека, что составляет 63% от общего числа служащих исполнительной дирекции. Можно сделать вывод, что практически любой работник имеет возможность повысить уровень своих знаний по профессиональному вопросу. Таблица 8. |Метод повышения |Число сотрудников |В % к общему |Сроки | |квалификации |прошедших повышение |числу |провиде| | |квалификации |сотрудников |ния | |Семинары ФФ ОМС |19 |28 |3-5 | | | | |дней | |Семинары ТФ ОМС |9 |13 |1-3 дня| |Курсы в ИПК |6 |9 |5-7 | | | | |дней | |Курсы в ВУЗах |5 |8 |5-7 | | | | |дней | |Учеба в ВУЗах |3 |5 |1-2 | | | | |года | |Итого прошло повышение |42 |63 | | |квалификации | | | | Как видно из таблицы наиболее престижным или доступным местом для повышения квалификации являются курсы лекций и семинаров, а также научные конференции, проводимые федеральным и территориальным фондом ОМС. Это является закономерным отражением той действительности, что на базе фонда, федерального или территориального, всегда рассматриваются конкретные вопросы и демонстрируются нововведения, прошедшие апробацию в других филиалах или фондах. Так же не следует упускать из вида, что на данные мероприятия тратятся значительно меньшие суммы, нежели на другие формы повышения квалификации. Кроме показанного в таблице следует выделить, как метод повышения квалификации, еженедельное информирование служащих фонда по всем вопросам, касающихся ОМС. Не смотря на то, что различные курсы и семинары проводятся в течении длительного срока, а иногда и в других городах, в 1996 году с отрывом от производства повышение квалификации прошло лишь 4 человека. Что говорит об определенной оптимизационной работе, проделанной фондом в системе повышения квалификации. 2.2 Нормирование труда в организации 2.2.1 Уровень нормирования труда в ТФ ОМС Как уже отмечалось выше труд служащих, особенно руководителей и специалистов, очень сложно поддается нормированию. Это связано в первую очередь с тем, что им приходится выполнять разнородную работу и решать разнородные задачи. Если для нормирования труда служащих применять те методы и способы, что и для нормирования труда рабочих, занятых в материальном производстве, то можно прийти к таким противоречиям, которые сложно будет разрешить с помощью формул. Так, например, невозможно определить норму времени для обработки одного документа используя метод микроэлементного нормирования труда, так как даже унифицировав документы по какому-либо признаку (объем, значимость, срочность, сложность информации и т.п.) и разработав приблизительные нормативы, мы не сможем установить когда какие нормативы применять. Для выхода из создавшейся ситуации используют два метода. Во-первых, это укрупненные нормативы времени и численности, устанавливаемые, как правило, на основе действующих нормативов в подобных организациях или на основе длительной собственной практики, использую опытно-статистический (суммарный) метод нормирования труда. Во-вторых, используя элемент самоанализа и самооценки при управлении по целям, возможно найти закономерности в решаемых задачах и проводимой работе и на их основе создать индивидуальные нормативы для каждого сотрудника. Но второй метод достаточно трудоемок, требует определенного уровня сознания работников и достаточно высокого уровня профессионализма нормировщика. В ТФ ОМС основным нормативным документом является Письмо Федерального фонда ОМС от 19 августа 1993 г. N 03-01 "Об организации работы территориального фонда". В нем говориться, что основным показателем для расчета количества работников территориальных фондов обязательного медицинского страхования является наличная численность населения по состоянию на 1 января, а рекомендуемый предельный норматив — 1 штатная единица в расчете на 15 тысяч наличного населения данной территории. Таким образом для организации рабочих мест в ТФ ОМС существует явно только один норматив — норма численности, который разработан экспертным путем в ФФ ОМС и распространяется на весь персонал фонда. Но кроме этого норматива различными законодательными актами[14] предусматриваются определенные сроки выполнения работ, что носит скрытый характер норм времени и распространяется на 2/3 сотрудников фонда. Так, например, сдача отчетов бухгалтерией вышестоящим и контролирующим органам происходит не позднее 15-го числа каждого месяца. А для этого всем отделам, работающим с необходимой для бухгалтерии информацией, требуется сдавать свои отчеты не позднее 8-го числа каждого месяца. На основе вышеизложенного материала попробуем рассчитать коэффициент нормирования труда служащих в организации. Кнт=Снч/Соч*Кнч*Ккн+ Снв/Сов*Кнв*Ккн+ Сну/Соу*Кну*Ккн , где Снч, Снв, Сну — число служащих, на которых распространяются соответственно нормативы численности, времени, управляемости; Соч, Сов, Соу — число служащих, на которых должны быть разработаны соответствующие нормативы; Кнч, Кнв, Кну — коэффициенты, характеризующие долю влияния соответствующего норматива (в нашем случае — 0,3; 0,6; 0,1); Ккн — коэффициент, характеризующий качество применяемых нормативных материалов соответственно для каждой нормы, (в нашем случае — 0,5; 0,1; 0,0). Таким образом, проведя расчет, получаем уровень нормирования труда в ТФ ОМС равный 0,55 или 55%. 2.2.2 Фотография рабочего дня работников Для выявления резервов повышения эффективности труда и нерациональных затрат рабочего времени автором была проведена фотография рабочего времени сотрудников ТФ ОМС, которая представлена в нижеследующей таблице. Таблица 9. |№ |Наименование операции |Индекс|Текуще|Продол| | | | |е |жи-тел| | | | |время |ьность| | |Начало рабочего дня — 8.30 | | | | | |Подготовка и организация рабочего места |ОРМ |8.44 |14 | | |Рабочий разговор по телефону |ОП |8.49 |5 | | |Просмотр документов |ОП |9.07 |18 | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|