| |||||
МЕНЮ
| Ответы на вопросы к экзамену по менеджменту и шпоры41. Задачи и основные виды моделирования в м-те. Методы м-та – сов-ть способов и приемов осуществл. управл. деят-ти, применяемых для постановки и достижения ее цели. Различают: методы подготовки и обосннования решения, м. выбора реш, м. реализации реш. Модел-ние в м-те - процесс построения и исследования моделей управления орг-цией. Под моделью понимается идеальный или материальный объект, приближенно воспроизводящий осн. эл-ты и связи исследуемого объекта. Цель мод-ния – получение новой, незафиксированной в исходных данных инф-ции об исследуемых объектах.. Виды мод-ния: -экономико-математ. мод-ние (при реш. хорошоструктуриров. задач) позволяет сформулировать экон. проблему в виде математич. задачи. (модели матем. прогр-ния, теории графов, балансовые модели, теории вер-тей и мат. статистики, теории игр); -мод-ние на основе системного анализа используются для решения слабо структурир. проблем, характеризующихся существенной неопред-тью. Осн. идея СА состоит в сочетании в моделях и методах решения проблем формальных и неформальных представлений. Делят на формальные (модели исследов. операций (мат. прогр, теории игр), комплексированные модели (комбинаторики, структурно- лингвистич.), модели дискретной матем. (теорико-множеств., логич, лигвистич.) и эвристические, использ. обобщенный опыт и интуицию специалистов (сценарии, графы целей и задач, деревья решений, морфологич. модели); -имитационное мод-ние применяют для выбора из множества возм. вар- тов построения произв. и организац. структур системы наилучшего в смысле достижения поставленных перед ней целей на основе вариантных расчетов; максимально близкого воспроизведения поведения систем и их звеньев на основе фактических данных; обоснования и выбора на основе воспроизв. существ. черт системы и целей ее развития стратегии ее деят-ти; снижения степени неопред-ти в моменты принятия решений. 42. Инст-ты м-та. Под инс-тами м-та понимают сов-ть моделей и методов, используемых для решения задач м-та и их информ., организац и методического обеспечения. Система управления по целям – система управл. орг-цией, ориентированная на конечные рез-ты и основанная на использовании творч. потенциала труд. коллектива, новых методов управл. Выделяют три ключ. рез-та: к.р. коммерч. дет-ти (оборот, покрытие издержек, переменные и постоянные расходы), к.р. функцион. деят-ти (кол-во и качество произодимой продукции, использование производств. мощностей, сырья, материалов, энергии), к.р. поддержки, содействующей достижению коммерч. и функц. рез-тов (мотивация персонала, атмосфера в орг-ции). Основными процедурными элементами явл.: 1)процесс определ. целей, включ. анализ ситуации и формировнаии концепции ключ. рез- тов; 2)пр. ситуац. управл., содерж. подбор исполнителей, определения хар-ра мер, действий и оценки реакции окруж. среды в соответствии со сложившейся ситуацией; 3)пр. контроля за рез-тами, включ. динамичную оценку рез-тов деят-ти и оперативн. выработку необх. мероприятий. Система и методики ПАТТЕРН для решения задач целеполагания, планирования, регулирования и контроля Система и методики ПЕРТ для решения задач планирования целевых комплексных программ и проектов Экспертиза- процесс исследов,. проводимого экспертами, направленный на формирование групповой оценки по неструктуризованным проблемам. Процесс экспертиы состоит из: постановка исхоной задачи эксп. оценивания, выбор типа задачи, решаемой эксп, выбор метода формир-ния груп. оценки, взаимодействие экспертов, выбор метода обработки экспертной инф-ции, оценка. Различ. след. типы задач экспер. оценивания исследуемых объектов: задача парных сравнений, ранжирования, классификации, численной оценки. В процессе формирования групповой оценки использ. след. методы: -метод круглого стола со свободным обменом м/у экспертами, метод мозговой атаки с частичнй регламентацией обения экспертов, м. Дельфи с использованием обратной связи, м. формирования групповой оценки в условиях изолированности экспертов друг от друга. Для обработки и получения результир. оценки использ. статистичес, алгебраич, методы шкалирования. 43. Задачи и каналы коммуникаций в м-те. Коммуникации – устойчивая связь м/у участ-никами управленч. процесса, представляющего собой взаимозависимость этапов работы с инф-цией. Цели коммуникаций: 1)организовать информ. обмен м/у субъектом и объектом управл.; 2)наладить процесс эмоц. и интеллект.-го обмена содержанием управл. инф-ции; 3)установить взаимосвязь м/у людьми в орг-ции; 4)сформулировать общие взгляды на внутр. среду орг-ции; 5)организовать совместную работу коллективов с целью выпол-нения задач орг-ции. Значение ком-ции: ком-я – основное условие существования и развития орг- ции, ком-я осуществл. взаимоействие с внешн. средой, определяя уровень и качество принятия управл. реш, ком-ции характериуют состояния внутр. среды орг-ции путем обеспечения функцион-ния и взаимод-я людей, структуры, целей, технологии и задач орг-ции, ком-ция содает неформ. структуру в процессе функцион. орг-ции и способствует сближению с ней формальной структуры. Формы ком-ций: письм., устная, видео, электронная, эмоцион. Виды: межличн, форм., неформ, вертик., горизон, верб, неверб. Средства ком-ции: док-ты, речь, знаковые системы, электр. ср-ва связи, видео и телекоммуникации, эл- ты структуры физиолог.системы чел-ка. Коммуникац. процесс – это обмен инф-цией м/у элементами организац. системы по каналам прямой и обратной связи. Выделяют 4 базовых элемента: источник – создатель идеи, сообщения, инф-ции, передающий ее, задача - выбор канала, средств связи и формы коммуникации; сообщение – инф-ция, кот. передает источник получателю, выбор формы коммуникации, кодировка инф-ции; канал (прямой и обратной связи) – средство, с помощью кот. сообщение передается от источника к получателю и обратно, техническое обеспечение передачи качеств. инф-ции; получатель – коммуникант, ради кот. функционирует коммуниникация, декодиро-вание инф-ции, выбор канала, средств связи и формы ответнгой инф-ции. Рез-т коммуникац. процесса: изменения в знаниях получателя, изм. относительно устойчивых представлений получат, изм. поведения получ. Этапы ком. процесса: зарождение идеи или отбор инф-ции, выбор канала передачи инф-ции, передача сообщения, интерпретация сообщ. получателем, реализация сообщ. Каналы коммуникаций: устная передача, совещания, телефонные переговоры, письм. передача, служебные записки, отчеты, электр. почта, комп. сети. 44. Виды и особ-сти ком. связей в орг-ции. В зав-ти от способа обмена инф-цией различают: межличностные или органиац. ком-ции на основе устного общения и ком-ции на основе письм. обмена инф- цией. Межлич.: формальные (определяются политикой, правилами, должн. инструкциями данной орг-ции и осуществл. по формальным каналам) и неформ. (осуществл. согласно установивш. системе личных отношений м/у раб-ками орг- ции). Среди форм. выделяют: вертикальные, когда инф-ция перемещ. с одного уровня иерархии на другой; горизонт. м/у различными подразделениями, предназначающиеся для координации деят-ти различных подразд. Межл. делят также: вербальные и невербальные, призванные осуществить обмен инф-цией без применения слов ( с помощью жестов, интонаций голоса). 45. Информ. системы в орг-циях. Специфика управл. труда: в процессе управл. не создаются матер.-веществ. ценности, предметом труда в управл. явл. инф-ция, средствами труда в управл. явл. современная оргтехника, продуктом труда м-ра явл. принятое решение. Совр. управл. системы функционируют на базе инф. систем (-сов-ть взаимосвязанных эл-тов (целей, принципов, методов, средств), способств. реализации всего комплекса опреаций по обеспечению процесса управл. необ. инф-цией. Инф. системы делятся на: локальные, корпоративные, глобальные. Локальные– сов-ть инф. подсистем, обеспечивающих функцио-ние предпр. посредством внутр. коммуникаций (произв. инф. подсистема, финансовая, экономич, коммерч, стратегич, социальная, инновац., административно-распорядит.). Наиб. эффект обеспечивают автоматизированные инф. системы управл. на предпр.: АС научн. исследов., САПР, АС технич. подготовки произ-ва, АС управл. произ-вом, АС управл. технологич. процессом, автоматизиров. рабочее место. Корпор. представл. собой внутр. ком-ции одного предпр., функционирующих на разл. территор. объектах данного предпр. Глоб. предст. собой внешн. ком-ции, обслужив. неогранич. кол-во пользователей. (система инф. связи с обществен., с потребителями, с муницип., регион., федерал, м/н структурами.) 46. Сущность делегирования и его эф-ть. Делег. состоит в передачи субъектом управл. части своих задач и полномочий объектам управл., кот. принимают на себя ответст-ть за их выполнение. Полномочия – это огранич. право раб-ка или подразд. использовать ресурсы орг-ции при решении задач. Цели дел-ния: разгрузить вышестоящих рук-лей, освободить их от текучки и создать наилучшие условия для реш. стратегич. и перспект. задач управл.; повысить дееспособность нижестоящих звеньев; увеличить вовлеченность и заинтересованность раб-ков. Осн. правила делег-ния: выделение сфер принятия решения сотр-ками, запрет на вмешательство в сферу деят-ти подчин.-го, четкое определ. уровня исполнения и требуемых действий, определ. времени отчета о рез-тах, информирование коллектива, на кот. распространяется делегиров. власть, обеспечение подчин. необх. инф-цией, оценка сроков, а не методов достижения рез-тов, последоват. делег-ние, а не только скучных или срывающихся задач, предоставление подчин. возм-ти для выбора делегируемых задач. Виды делег: по предмету: дел. задачи, полномочия; по форме: линейное, аппаратное, по хар-ру: систематич., времен., по объему: полное, огранич., нулевое, псевдоделег., по уровню: инновац, рутинн. Эф-ть делег-ния зависит от: четкости в изложении рук-телем цели, кот ставится подчиненному, соответствия м/у делегиров. полномочиями и ответ- тью, подкрепленности расширения зоны отв-ти подчиненного системой стимулирования. Причины низкой эф-ти дел-ния заключ в нежелании рук-лей дел- ть полномочия (заблуждение: я это сделаю лучше, отсутствие способ-ти рук- ть, отсут. доверия к подчин, боязнь риска, отсут. выборочного контроля для предупрежд. рук-ва о возможн. опасности) и нежелании подчин. брать ответ-ть (считает удобным спросить у босса, что делать, чем самому решить проблему, боится критики за соверш. ошибки, отсутствует инф-ция и ресурсы, работы больше, чем можно сделать, отсут. уверенность в себе, отсут. стимулы) 47. Виды полномочий в орг-циях. Полномочия – это огранич. право раб-ка или подразд. использовать ресурсы орг-ции при решении задач. Ответ-ть – обязательство лица или подразд. выполнения задач в рамках представл. полномочий. Под властью понимают реальную способность действовать или возм-ть влиять на ситуацию. Пол-ия определ., что лицо, заним. определ. долж-ть, имеет право делать. Власть определ., что оно действительно может делать. Пол-ия всегда ограничены. Пределы пол-ий внутри орг-ции определ-ся политикой, процедурами, правилами и должн. инструкциями, изложенными в письм. виде или передаваемые подчин. устно. Ограничения полномочий председателя Совета директоров: 1) акционеры, сотрудники (профсоюзы), совет дир-ров, учредители; 2) гос-во, законодат-во, политика, традиции и нравы, поставщики, партнеры, посредники, заказчики, клиенты, потребители. Лин. полн. – п-я, кот. предоставл.-ся исполнителю его непосредств. нач-ком в соотв. с цепью команд. Делегир-ние лин. пол-ий формирует иерархич. структуру управления, кот. должна строится с учетом нормы управляемости. Под ней понимают кол-во подчиненных, кот. рук-тель в состоянии эффективно управлять посредством делег-ния своих лин. полномочий. Н.у. зависит от разнообразия управленч. ф-ций: разные- до 7, сходные до 20, одинаковые до 40; от самост-ти и квалификации подчиненных, от относит. способностей рук- теля. Рез-том дел-ния лин. пол-ий явл. принцип единоначалия (раб-к получает пол-ия только от одного рук-ля и несет ответ-ть только перед ним) и субординация (четко установл. порядок обращения к вышестоящему рук-лю). Деят-ть аппарата направлена на предоставл. рук-ву инф-ции, необх. для принятия эффект. решений. Выдел. след. разновидности аппаратов: консультативн. аппарат- группа функц. спец-тов в узких, спец. областях знания, осуществл. консультирование рук-теля в рамках своей компетенции. Обслужив. – функцион. подразделение орг-ции, выполн. определ. услуги в рамках свой компетенции (отдел кадров, служба маркетинга). Личный аппарат – разновидность обслужив. аппарата, деят. кот. направлена на исполнение распоряжений рук-теля. Виды полномочий, делегированных аппаратам по отношению к линейной структуре: рекоменд. полномочия (консультир. лин. рук-ва), обязательное согласование (обеспечив. расширение реком. пол-ий и обязывает лин. рук-во согласовывать определ. круг решений со штабным аппаратом), парал. пол-ия (включ. право отклонять определ. решения лин. рук-ва), функцион. п-ия (означ. предоставление штабному аппарату прав как предлагать, так и запрещать определ. действия в пределах своей компетенции). 48. Центр-ция и децен-ция в управлении. Центр-ция означ. концентрацию задач управления. Децен-ия означ. разделение задач управления по определ. признакам: функц. область, в кот. решается задача (произ-во, маркетинг, снабжение и тд), процедуры действия; объект управления; стадия решения проблемы (подготовка реш, реш, реалиация, контроль), хар-р задач (повтор, инновац), пространство, время, качество, кол-во. Важн. виды разделения задач управления: функцион. разделение – раз-е по функц. областям на верхних уровнях иерархии и соответственно по операциям, процедурам и приемам на нижних уровнях; дивизион. раз-е – раз. по сферам бизнеса, прежде всего по продуктовым группам или группам потребителей; регион. раз.- раз. по регионам и прежде всего по областям сбыта; фазовое раз.- ра. по фазам выполнения задач; комбинация различных видов разделения задач. Степень цент-ии м-та выражается прежде всего в хар-ре организац. структуры управл, принятой на предпр. Она снижается при переходе от лин. к функцион. структурам. Различают вертик. (- передача права принимать решения вниз по уровням управления) и горизонт. (--подчиненным. не явл. рук-телями 50. Процесс. теории мотивации, их практическое значение. Пр. теории исходят из того, как появляются пот-ти, когда чел-к мотивирован к деят-ти, когда будет реализовывать свои п-ти, поведение людей определю не только потр-тями, а явл. также ф-цией их восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возм. последствий выбранного типа поведения. Теория ожиданий Врума базируется на том, что при наличии активной п-ти чел- к приступит к действиям только в том случае, если будет оценивать вер-ть получения рез-та достаточно высоко. В противном случае чел-к к действию не приступит. Сопоставляются затраты труда с рез-тами, рез-ты с вознаграждением, а вознагр. оценивается в соответствии с удовлетворением (валентностью). Т.о. мотивация = З-Р*Р-В*Валентность Валентность – предполагаемая степень относительного удовлетворения, возникающая в следствие получения определенного вознаграждения. Т.е. ожмидание того, что усилия приведут к желаемому рез-ту, ожид. . что рез-ты повлекут за собой вознагражд. , ожид., что вознагр. будет иметь достаточную ценность. Чтобы стимулы были сильные, м-ры должны учить подчин. получать требуемые рез-ты и создавать для этого все необх. усл., устанавливать непосредств. связь м/у рез-тами труда и вознагражд. подч., изучать пот-ти подч., чтобы знать, какие вознагражд. имеют для ни ценность. Теория справедливости базируется на том, что люди субективно определяют отношение вознагражд. к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаг. др. людей, выполнявших аналогичную работу. При этом формируется представл. о справедливости получ. возн., а след. и уровень мотивации чел-ка к эф. труду. Люди могут восстановить баланс или чувство справедливости.либо изменив уровень затрач. усилий, либо пытаясь изменить уровень получ. вознагражд. М-ры должны разъяснять сотрудникам принципы оплаты, чтобы каждый видел, за счет чего он может увеличить уровень свои доходов. Модель Портера-Лоулера – комплексная теория, включающая в себя как эл-ты теории ожиданий, так и теории справед-ти. Согласно модели, достигнутые рез- ты зависят от 3 переменных:затрач. усилий (3), способностей и характерных особ-тей чел-ка(6), а также от осознания своей роли в процессе труда (5). Уровень затрачив. усилий в свою очередь зависит от ценности вознагр.(1) и того, насколько ощутима связь м/у затратами усилий и возможн. вознагражд. (2). Достижение требуемого уровня рез-ности(4) может повлечь внутр. вознагражд.(7а), такие как чувство удовлетвор. от выполненной работы, самоуважение, чувство компетентности, а также внешние вознаг.(7б), такие как похвала рук-ля, премия, продвижение по службе. Удовлетворение (9) – это рез-т внешних и внутр. вознагр. с учетом их справедливости (8). Удовл-ние явл. мерилом того, насколько ценно возн. на самом деле (1). Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. Элементы теории ожидания здесь проявляются в том, что раб-к оценивает вознагр. в соответствии с затрач. усилиями и верит в то, что это вознагр. будет адекватно затраченным им усилиям. Элементы теории справедливости проявляются в том, что люди имеют собственное суждение по поводу правильности или неправ-ти вознагр. по сравн. с др. сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Важный вывод из модели- результативный труд ведет к удовлетворению. 51. Нематер. стимулирование в мен-те, способы и приемы его применения. Вторичные, высшие потребности людей играют важную роль в мотивации персонала. Реком-ции, направл. на удовлетворение социальных потребностей: 1)давать сотрудникам такую работу, кот. позволила бы им общаться; 2)создавать на рабочих местах дух единой команды; 3)проводить с подчинен. периодич. совещания; 4)не стараться разрушить неформ. группы, если они не наносят орг-ции реального вреда; 5)создавать условия для соц. активности членов орг-ции вне ее рамок. Реком-ции, направл. на удовл. п-тей в уважении: 1)предлагать подчин. более содержат. работу; 2)обеспечить им положит. обратную связь с достигнутыми рез-тами; 3) высоко оценивать и поощрять достиг. подч. рез-ты; 4) привлекать подчин. к формулировке целей и выработке решений; 5) делегировать подчин. дополн. права и полномочия; 6) продвигать подч. по служ. лестнице; 7)обеспечивать обучение и переподготовку, кот. повышает уровень компетенции. Реком-ции, направл. на удовлетв. п-тей в самовыражении: 1)обеспечивать подчин. воз-ти для обучения и развития, кот. позволили бы полностью использовать их потенциал; 2)давать подч. сложную и важную работу, требующую полной отдачи; 3)поощрять и развивать у подч. творч. способ-ти. 52. Стили рук-ва, определяемые личностью руководителя. Ст. рук-ва – характерные черты поведения, приемов, действий, используемых рук-тем в процессе управления. Различают 3 стиля руководства, определяемых личностью рук-теля: авторитарный, демократический, либеральный. Разнообразие стилей, опред. личн. рук., м.б. сформировано на основе сочетания двух факторов: заботе рук-теля о произ-ве и о людях. Графически это сочетание м.б. представлено спец. «решеткой м-та». 1.1.Рук-тель мало заботится и о пр-ве. и о людях. Рез-ты невысокие, моральный дух коллектива низок, рук-тель прилагает миним усилия для выполнения лишь самой необходимой работы (либеральный стиль). 9.1. Произв. рез-ты могут быть высоки, но удовлет-ти людей нет, что создает массу проблем (авторитарный). Эф-ть пр-ва явл. рез-том жесткого управления |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|