| |||||
МЕНЮ
| Ответы на вопросы к экзамену по менеджменту и шпорыи ущемления прав рабочих. 1.9.Создание друж. атмосферы в коллективе, размеренный темп работы. Интересы орг-ции отходят на задний план. (клубный стиль). 9.9.Выполнение работы обеспечив. совместными усилиями всего коллектива, развита система поощрения, высокая произв-ть труда. Рук-тель нацеливает всех раб-ков на достижение произв. целей на основе доверия и уважения к ним. Развивается самост-ть, ответ-ть, создается дух единой команды. (демократич.) 5.5. Успех произ-ва обеспечив. оптим. сочетанием заботы о людях и пр-ве, рук-тель склонен к компромиссам, сплоченный коллектив. Рук-тель умело балансирует, обеспечивая достаточно высокий уровень произв. рез-тов и удовлетв. моральный настрой. Более детальная хар-ка м.б. осуществлена на основе 4 признаков: напраленность рук-ля на рез-т, способы мотиваци, привлечение подчин к управл, требоват-ть. Автор. – важен только рез., мотивация, основанная на беспрекословновном подчинении, подч. не привлек. к управл., жесткая треб-ть, стиль м.б. оправдан в группе с неразвитыми матер. и высшими потребностями. а также в экстремальных ситуациях. Демократ. – важны и рез-ты и способы достижения, м-я, основ. на использ. матер. и соц.-психол. потребностей, подч. активно и по существу привлек. к управл., треб-ть в сочетании с доверием, стиль следует применять при условии заинтересов-ти раб-ков в получ. рез-тов, иниц-ти и ответ-ти. Либер.- рез-ты не важны, м-я практически отсутствует, созается вид, что подч. участвуют в управл., низкая треб-ть, применение этого стиля свидет-ет о нечеткости в определ. целей группы и ее роли в произв. процессе. 53. Ситуационное лидерство в м-те . Сит. лид-во – стили рук-ва в зав-ти от уровня зрелости рабоч. группы: степени квалификации и стремление к ее росту. Уровень зрелости раб группы - соотв. стиль рук-ва. Полностью квалиф. и желающая дальше совершенств. – предоставление самост-ти (определение ф-ций и ответ-ти раб-ков, совместное обсуждение рез-тов) Достаточно квалиф. и продолж. совершен. – участие в принятии решений (привлечение раб-ков к постановке целей, консультации и поощрение самост- ти) Малоквалиф., но проявл. активность в повышен. квалиф. – координация (менее глубокий инструктаж и контроль, поощряется инициатива и деловые контакты). Низкоквал. и не располож. соверш. – указывание (тщательный инструктаж и детальный контроль, поощрение исполнит-ти и личных достижений) 54. Коллег. органы управления при руководителе. Кол-ть в управл. – неединоличность рук-ва, различные формы участия раб-ков в решении проблем и задач, стоящих перед орг-цией, в принятии решений. Вертик кол-ть- участие раб-ков нижестоящих уровней в постановке, обсуждении, принятии решений по вопросам, входящим в компетеницю вышестоящих уровней. Подчин. формулир. предложения и передают их рук-телю. Гориз. кол-ть – групповое обсуждение проблем, непосред-ственно связанных с выполнением должн. обязан. участников, находящихся в сфере их компетенции. Совет помогает выработке стратегии деят-ти и политики, обсуждает общие вопросы, формируется по должн. принципу, собир. регулярно. Совещание обсуждает пути решения конкретной проблемы, формир. из числа наиболее компетентных и способных к групповому обсуждению вопросов раб-ков, собир. по мере необх-ти. 55. Факторы эф-ти коллег. органов . 1)Прод-ть заседания не должна превышать 1 часа. 2) Кол-во и состав участн. Оптимальным кол-вом участников заседания явл. 10 чел. Роли, кот. желательно играть учат заседания: председатель (ставит задачи, следит за соблюд. процедур обсужд, принимает реш.), ускоритель решения (ведет обсужд, объедин. мнения и идеи в проект реш), генератор идей (поставл. оригин. мысли и предлож.), судья (оппонирует высказыв. идеям, объективно анализирует их), разведчик (наиболее информиров., приносит сообщения о всевозм. новостях), доводчик (обращает внимание на детали и лично проверяет каждую деталь проекта реш.), практик-организатор (планирует и организует выполнение принятого реш., готовит необх. док-ты), душа группы (способствует установл. дружбы и гармонии отношений, препятствует возникн напряженности и конфликтов). 3)Подготовка совещания (определение места. времени проведения, оповещения участников). Наиболее целесообразным временем проведения заседания следует считать период 16-19 час. В период своей макс. работоспос-ти рабки долны выполнять свои должн. обязанности. 56. Способы оценки рук-телей. 1. Непосредственным рук-телем: +: оценка на основе требов., отраж. политику орг-ции, цели и задачи возглавл. коллектива. -:субъективизм, возможное придание чрезмерного значения личным отношениям. - на основе общего впечатления о результатах работы; - на основе оценки рез-тов работы коллектива, возглавляемого оцениваемымм рук-лем; - по системе показателей, включ. рез-ты работы коллектива и качеств, проявл. рук-телем. 2. Подчиненными – (с помощью опроса или анкетирования). +: хорошее знание рук-ля, его сильных и слабых сторон. -: оценка с позиций интересов группы, не совпад. с интересами орг-ции. 3. Экспертами из числа вышестоящих рук-лей, равных по дол-ти и подчиненных. +: наиболее объективная оценка из всех возможных. -: трудоем-ть орг-ции всех необх. мероприятий, сбора и обработки получ. оценок. 4.Самооценка. +: возм-ть наиболее полной конкретной оценки, выявления недостатков и определ. путей совершен.-: пристрастность, мощное влияние на оценку оказывает хар-р и психол. сост. рук-ля. 57. Основные правила делового общения. Деловое общение требует соблюдение след. основных принципов. Шесть способов расположить к себе людей: улыбайтесь, проявляйте искренний интерес к др. людям, называть людей по имени и отчеству, говорить о том, что интерересует собеседника, быть хорошим слушателм, давать другим почувствовать их значимость. При обсуждении спорных вопрос следует придерживать след. правил: уклоняться от спора, проявлять уважение к собеседнику, придерживаться дружелюбного тона. проявлять уважение к мнению другого, проявлять сочу4вствие к чувствам соб-ка, понять точку рения и моивы поведения соб-ка, дать соб-ку выговориться. встать на т.зр. другого, если не правы, то признать это, убеждать, создавать впечатление, что идея принадлежит соб-ку, задавать вопросы так, чтобы соб-к отвечал да, иллюстрировать идеи, взывать к благородным побуждениям, бросать вызов. Способы оказания влияния на людей без нанесения обиды: критику начинать с похвалы, взять часть вины на себя, делать амечания в косв. форме (осуждать плохие рез-ты, а не чел-ка), вдохновлять людей: хвалить за самый скромный успех, стараться убеить, что он способен на горадо большее, давать указания в форме просьбы, сообщать непряитные вещи: дать возм-ть чел-ку сохранить веру в себя, отказывая людям, стараться подсластить пилюлю. 58. Психолог. хар-ки людей и деловые отношения. В процессе общения необходимо учитывать возраст, пол, личные обстоятельства людей, а также психолог. хар-ку личности. Из многочисленных подходов к психол. хар-ке людей можно выделить: типы темперамента – сангвиник (-быстро находит контакт с людьми, общителен, не чувствует скованности в новой обстановке, легкая приспособляемость к изменяющ. условиям жизни, склонен к выполнению совместной деят-ти, больше всего подходит работа, требующая быстрой реакции), холерик (-с увлечением берется за дело, работает с подъемом, но запас его энергии быстро истощается, настрое6ние падает, в общении с людьми допускает резкость, выспыльчивость, эмоцион. несдержанность, раздражительность, на этой почве может созжет создавать конфликтные ситуации в коллективе), флегматик (доводит начатое дело до конца, не любит перемен, спокоен в общении с людьми, уклоняется от ссор, всегда ровен, в меру общителен), меланхолик (склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми людьми, часто смущается и проявляет большую неловкость в новой обстановке, не уверен в себе, легко теряется, повышенная ранимость и чувствительность); акцентуированные хар-ры- гиперактивный. психостенический, аутистический, лабильный, демонстративынй, циклоидный, неустойчивый, конформный, астревающий. четырехфакторная хар-ка психологич. типов: Рацион. типы: логико-сенсорный интроверт – инспектор, логико-сенсорный экстраверт – управитель, логико- интуитивный экстр. – предприниматель, лог.-интуит. интр. – аналитик, этико- сенсорный интр. – хранитель, этико-сенс. экстр. – энтузиаст, этико- интуитивный экстр. – наставник, эт.-инт. интр. – гуманист; иррациональные типы: сенсорно-логический интр. – мастер, сен.-лог. экстр. – маршал, интуитивно-логич. экстраверт – искатель, инт.-лог. интр.- критик, сенсорно- этический интр. – посредник. сен.-этич. экстр. – политик, интуитивно- этический экстр. – советник, инт-этич. интроверт – лирик. 59. Неформальные группы и лидеры коллектива. Неформальн. группа – объедин. раб-ков на основе взаимных симпатий, общности интересов, увлечений, не связанных с деят-тью орг-ции. Ориентация неформ. групп: положит.( группа положит. влияет на соц-психол. климат, на отношение к труду) и отрицат (группа оказывает отриц. влияние на отнош. в коллективе. мешает достижению произв. целей). Лидер- чел-к. облад. авторитетом у членов группы и в силу этого способный влиять на людей. Форм. лидер- рук-ль. заним. соотв. штатную дол-ть, или на кот. возложены обяз-ти по рук-ву подчин. Неформ. лидер—раб-к, не имеющ. форм. полномочий, но польз. авторитетом, влиянием в к.-л. группе. Рук-тель должен знать о сущ. неформ. групп и лидеров и -учитывать это при формиров. форм. групп и кадровых назначениях, наладить деловой контакт с лидером, учитывать мнение лидеров. 60. Конфликты в коллективе и способы их разрешения. Конфликт –столкновение в сфере общения, вызванное противоречивыми целями, установками, поведением людей. Типы конфликтов: межличностный, м/у личн. и группой, межгрупповой. Осн. причины возникн. конфликтов: препятствие достижению целей трудовой деят-ти (отсутствие инф-циии, недопоставка материалов) препятствие достижению личных целей (достижение сотрудником- конкурентом более высоких рез-тов, задержка повышения оклада), противо- речия в поведении, взглядах, манерах, привы-чках (различия в возрасте, в воспитании, несовместимость хар-ров), действия одного сотрудника препятствуют успешной деят-ти другого, действия одного сот-ка препятствуют достижению личн. целей другим, поведение, взгляды одних сотрудников противоречат нормам поведения, взглядам других. Способы предупрежд. конфликтов: четкое распределение ф-ций, прав, ответ-ти, согласование интересов раб-ков, выявление пот-тей раб-ков и создание условий для максим. их удовлетворения, формиров. рабочих групп с учетом личной совместимости, применение адекватного стиля рук-ва, своевременное обнаружение противо- речий и их разрешение на основе переговоров. Осн. принципы проведения пере- говоров: сделать раграничения м/у участниками и предметом переговоров, сосредоточиться на интересах, а не на позициях, разрабатывать взаимовыгодные варианты, настаивать на использовании объективных критериев. Преду-преждение конфликтов в коллективе и их ффективное рарешение требуют определ. соц.-психол. инф-ции.: инф-ция о людях (о хар-ках, об отношениях, о неформ. группах и лидерах, о пот-тях) и инф-ция о мнениях людей (об усл. труда, о рук-лях, о политике орг-ции). Методы сбора: наблюдение, интервью, анкета). Правила разрешения конфликтов: 1.Не сравни-вать степень вины участников. 2.Начните разговор с описания конкретной ситуации, которая Вас не устраивает. 3.Выскажите, что Вы чувствуете с связи с конфликтом (я боюсь, я переживаю, опасаюсь) - от объективного пере-ходите к субъективному. 4.Постарайтесь выслушать другую сторону. 5.Разберитесь в скрытых мыслях, допущениях. 6.Выскажите кон-кретные предложения по изменению ситуации. поведения. 7.В завершение – обсу-дите, что произойдет, если изменения будут приняты. 8.Удержитесь от комментариев, подводя черту под разговором, или сделайте их в позитивном плане. 12. Ограничения и условия фун-ния орг-ций. Огр-ния формируются внешн. средой орг-ции, кот. условно делятся на среду прямого и косвенного воздействия. Условия функц-ния орг. – это внутр. среда (-это ситуационные факторы внутри орг., кот. явл. контроли-руемыми и регулируемыми). К основным факторам внешн. среды прямого воздействия относят: собственников, поставщиков и конку-рентов, потребителей и инвесторов, гос. службы и законы. К факторам внешн. среды косв. воздействия относят: состояние экономики, научно-технич. прогресс, политич. факторы, факторы междунар. окружения, географич., социально-культурные факторы. Внутр. среда формируется регулир. факторами: люди (квалиф., традиции, нравы, климат), технич. потенциал (техника,технология, гибкость пр- ва), цели (стратегич., оператив., соц.), структура орг-ции (орг-ция, управление, пр-во) 1.Понятие мен-та, его основные категории. М-т - это область знаний и проф. дея-ть, направл. на формирование целей орг- ции и их достижения путем рационального использо-вания имющихся ресурсов. Осн. цель м-та: обеспечение гармонии орг-ии, т.е. согласо-ванного и эфф. функционир-ия всех внутр. и внешн. элементов орг-ии. На содержание м-та оказывает влияние 2 группы факторов: сущ-ие тенденции в развитии орг-ии; специф. национ. факторы развития экономики. Совр. тенденции в развитии орг-ции: 1)Развитие традиц. орг-ии имело поступат. хар-р, характеризовалось непрерывностью, большое значение иммел прошлый опыт . М-т характер. практ.мышления. Соврем. орг-ция характ-ся прерывностью в своем развитии, неопред-ью, относительностью значения опыта. В менед-жере ценится ситуационное мышление (оценивать ситуацию и искать решения для данной сит.) Задача менеджера –создать повто-рение жизненных циклов орг-ии. 2)Традиц. орг-я характер. прозрачностью всех процессов, опред-ью технологии, низким уровнем риска. Реш. проблем носили дискретный хар-р. Совр.орг-ия характер-ся закрытостью проце-ссов, их неопрд-ью, имеется тенденция к росту риска, решения проблем носит системный хар-р. 3)Осн. в развитии трад. орг-ии являлось ее внутр. динамика. Орг-ия слабо зависела от влияний среды, м-т в орг-ии ориентировался на отдельные задания, отд. группы исполнителей. В соврем. резкое возрастание значения дина-мики внешн. среды, зав-ть орг-ии от вн. среды, на первый план выходит проблема адаптации к вн. среде. Содержание м-та можно рассматривать в трех аспектах: как науку и искусство управления; как вид деят-ти и процесс принятия управл. решения; как аппарат управл. деят-тью орг-ции. Категория м-та - наиболее общие и фундаме-нтальные понятия, отражающие существ. св-ва и устойчивые отношения в процессах управл. орг-цией. К основным категориям относят: объект и субъект м-та, ф-ции м-та, виды м-та, методы м-та, принципы. Объектом м-та явл. орг-ция – как сознательно координируемое для достижения установленных целей сообщество людей. Вид объекта: операция, проект, система. Уровень объекта: раб. место, участок, цех, произ-во, предпр., объединение предпр. Функ-цион. области: инновации, пр-во, снабжение, сбыт, персонал, финансы… Субъекты м-та, м-ры – рук-тели различного уровня, занимающие пост. дол-ть в орг-ции и наделенные полномо- чиями принятия решения в опред. сфере деят-ти орг-ции. Различают три вида м- та по их иерархич. уровню: высший, средний и нижний. На одном уровне имеются различные зоны, своя гориз. структура – функцион. области управл. Виды м-та – это специальные области управл. деят-ти, связанные с решением определ. задач в управлении. Различают общий и функцио-нальный менеджмент. Общий м-т заключается в управлении деят-тью орг-ции в целом или ее самост. хоз. единиц. Функц. м-т заключ. в управл. определ. сферами деят-ти орг-ции. (напр. персоналом, маркетингом, финансами). По признаку содержания различают норма-тивный, стратег. и оперативный м-т. Норм. м-т предусматривает разработку и реализацию философии орг-ции, ее предпринимат. поли-тики, определение позиции орг-ции в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегич. намерений. Стратегич. м-т предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха орг-ции и обеспечение стратегич. контроля за их реализацией. Оператив. м-т предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направл. на практич. реализацию принятых стратегий развития орг-ции. Ф-ции м-та определяют устойчивый состав специфич. видов управл. деят-ти, характе-ризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложений. Различают: общие (формирование целей, планирование, орг-ция и контроль), технологич. (решения и коммуникации) и социально-психологи. (делегирование и мотивация). Методы м-та – это система правил и процедур принятия управл. решения по различным задачам с целью эффект. развития орг-ции. Методы м-та позволяют снизить интуитивный хар-р управления, внести упорядоченность, обоснованность и эффект. орг-цию в постро-ение и фукцион-ние системы управл. орг-ции. 2. Осн. факторы, влияющие на становление и развитие м-та в рос. экономике. 1)Формирование рыночного механизма и сочетание его с госуд. регулированием. 2)Изменение в структуре потребностей общества в продукции и услугах, ориентация мен-та преимуществ. на удовлетворение потребностей в предметах потребления. 3)Обострение внутр. конкуренции вследствие ограниченности ресурсов и снижение спроса на традицион. отечеств. товары и услуги. 4)Интернационализация конкуренции и связанная с этим принудительная адаптация к междунар. стандартам. 5)Усиление социальных и эколог. требований к деят-ти орг-ции, ориентация м-та на внешн. факторы эфф-ти орг- ции. 6)Возрастающая степень комплексности реализуемой продукции и услуг, диверсификация (разнообразие деят-ти) и кооперация (объед. компаний в многоуровн. орг-цию) орг-ций. 7) Профессионализация мен-та, повышение его обществ. значимости и оценки, стремление к обучению и повышению профес. квалификации. 3. Принципы эффективного мен-та. Принципы мен-та – это общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении кот. обеспечивается эффект. развитие орг-ции. К числу важн. относят: -п. целостности предполагает необх-ть рассмотрения орг-ции как целостной соц.-эконом. системы; -п. иерархической упорядоченности регламен- тирует уровень дифференциации процессов управления в орг-ции (распределение властных полномочий); -п. целевой направленности развития определяет приоритет целевой стратегич. ориентации орг-ции и достижение этих целей как важнейший критерий эффект-ти мен-та; -п. научной обоснованности и опти- мальности формулирует необх-ть использо-вания научного подхода, методов и инстр-тов м-та для обоснования управл. решения; -п. рацион. сочетания централизации и децен-ции устанавливает требование рацион. разделения управл. процедур и решений на базе обосно-ванного делегирования, полномочий, ответственности м-та; -п. демократизации предполагает использование поведенч. инстру-ментов м-та для мотивации продуктивного сотрудничества менеджеров. 4. Связь фаз промышл. развития и сложно-сти рын. окружения с методами мен- та. Методы и формы мен-та изменялись в связи с прохождением общества фаз пром. развития: 1)фаза массового произ-ва – нач. 20в. по 30-е годы. характеризовалась выпуском стандартной продукции, неогранич. рынками сбыта, низкой себ-ти прод., мен-т направлен внутрь фирмы на снижение произ. издержек; 2)фаза массового произ-ва – 30-60-е годы- хар-ся выпуском дифференциров. прод., бурно развив. маркетинг, возрастает внимание м-та к формированию имиджа фирм; 3)постиндустриальная фаза – от 60-х до сегодня – хар-ся жесткой конкуренцией, быстрым устареванием основного капитала и интернац-ция предпр-ва, осн. внимание м-та направлено на решение стратегич. |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|