реферат, рефераты скачать
 

Ответы на вопросы к экзамену по менеджменту и шпоры


задач, страт. маркетинг.

5. Классические концепции управления.

Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и

хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом

выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в

теч. длит. времени. Черты: тесное сотрудничество адм-ции и рабочих;

расчленение операций на сост. элементы; введение оплат труда, стимулир

рост выработки

Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого

уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность

консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к

персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование

операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть. Форд внедрил

модель модель Тейлора в массовом пр-ве машин, осуществл. пр-ва по

стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система

контроля и план-ния.

Промышл. инженерия содержит систему мер по научн. орг-ции произ. процессов

на основе углубленного разделения труда и применения специал. техники и

технологии. Бюрократич. школа (Вебер). Гл. идея – четкое разделение задач,

обяз-тей и компетенции м-ров, специализация ф-ций, строго иерархич.

построение служб, рук-во по четко установлен. правилам, высокая роль

документооборота. Админист. школа Файоль. формулирует систему мер по

рационализации не только пр-ва, но и управл., введение в практику ф-ций

управл.: предвидение, орг-ция, рук-во, контроль. Разделение труда,

полномочия и ответ-ть, дисциплина, единоначалие, единство рук-ва,

подчинение частных интересов общим. вознаграждение. централизация, порядок,

справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива,

корпоративный дух. Психотехнич. подход.- исследование физиолог, психолог.

факторов влияния на производ-ть персонала. Школа человеч. отношений. Мейо.

Идея – изучить как формируются соц. группы и как они становятся производит.

сообществом. Человек – соц. животное, решение проблем чел-ка – дело

бизнесмена. жесткая иерархия подчиненности, формализация орган. процессов

несовместимы с природой чел-ка. Эмпирич. школа. Идея – гл. задача ученых:

сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе

рекомендаций управляющим.

6.Современные концепции управления.

1)Сущность новых подходов отражает концепция м-т без иерархии, кот. ставит

цели: -отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над

ресурсами и инф-цией (любой может получить инф-цию); -деперсонализация

властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и

«вознаграждение»; -учреждение автономных групп с высоким потенциалом

саморегулиров; -утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен

односторонней ориентации на экон. рез-т; -учет эконом. требований в

принятии предпр. решений.

2)Just-in Time Producton (точно в срок) – это фил-фия м-та, нацеленная на

устранение потерь в пр-ве и в смежных с ним сферах деят-ти. Изготовлению

подлежит только то кол-во, кот. необходимо к заданному сроку; 3)Total

Quality Control (всеобщий котроль качества) – концепция гарантированного

качества, предполаг. охват работников всех произв. звеньев для полноты

удовлетворения запросов потребителя; 4)Total Productive Maintenance

(всеобщее повышение эффект-ти произв). Концепция ориентирует на комплексное

повышение эф-ти производ. системы за счет вовлечения в этот процесс всех

работников орг-ции; 5)бенчмаринг – направлена на мониторинг последних

достижений основных конкурентов во всех функц. сферах, тенденций развития

техники и технологии и использования этой инф-ции при определении стратегии

развития орг-ции; 6)реинженеринг – это перепроек-тирование бизнес-процессов

с чистого листа с целью их качеств. улучшения, ликвидации наслоения

организац. хар-ра, учета совр. возм. в технике и технологии

9. Виды орг-ций и задачи, их классификации.

Орг-ция – группа людей, деят-ть кот. сознательно координируется для

достижения общей цели или целей. Неформ. орг-ция – спонтанно возникающая

группа людей достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с

другом. Форм. орг-ция – орг., обладающая правом юр. лица, цели деят-ти кот.

закреплены в учредит док-тах, а функцион-ние - в нормативных актах,

соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого

из участников орг-ции. Юр. лицо – орг-ция, кот. имеет обособленное

имущество в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении;

отвечает этим имуществом по своим обязательствам; может от своего имени

приобретать имуществ. и личные неимущ. права; может быть истцом и

ответчиком в суде; имеет самост. баланс или смету.

Форм. орг-ции разделяются на коммерч. (преследующие получение прибыли от

пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания

услуг в качестве осн. деят-ти) и некоммерч. (не имеющие в качестве основной

цели своей деят-ти извлечение прибыли ).

Орг-ции могут быть классифицированы по след. признакам: -по организационно-

правовой форме; -по форме собственности (частные, госуд., муниц., обществ);

-по целевому назначению( пр-во продукции, выполнение работ, оказание

услуг); -по широте произв. профиля (специализир, диверсифициров); -по хар-

ру сочетания науки и произ-ва (научные, произв., научно-произв.); -по числу

стадий произв. процесса (одностадийные, многостадийные); -по располож.

предпр. (на одной терр-рии, в одной геогр. точке, в разных геогр. точках);

-по размерам предприятия (малые, средние,крупные).

Классификация орг-ций по ОПФ: 1)некоммерч. (потребит кооператив (союз,

общество), обществ. и религ. орг, обединения юр. лиц (ассоциации и союзы),

фонды, учреждения); 2)коммерч.: -произв. кооператив (артель) (коопер.

объедин. – это добровольное объедин. физ. лиц для содействия общей цели);

-хоз. товарищества и общества: -- ХТ –учредители обязаны участвовать в

управлении: --- полное ХТ образуется за счет вкладов участников на основе

договора о солидарной полной отв-ти. Полные товарищи занимаются предприн.

деят-тью от имени тов-ва и несут ответ-сть по всем обязательствам тов-ва

всем своим имуществом. Уставной капитал разделен на доли;

---командитное (на вере) – полное тов-во, заполненное также членами-

вкладчиками, несущими финанс. ответств-сть в пределах своего вклада. Полные

товарищи –комплементарии, вкладчики –коммандисты, кот. не принимают участия

в предпр. деят-ти и несут риск убытков в пределах своего вклада. Складочный

капитал раделен на доли.

-- ХО – не требуется участия учредит.в управл., имеются спец. органы управ.

---АО общество, уставной капитал кот. разделен на определ. число акций.

Участники АО не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков в

пределах стоимости принадлежащих им акций. ----АООТ– имущ-во формируется за

счет продажи акций в форме открытой подписки, владение акциями определ.

право на управление и получ. дохода. ----АОЗТ– акции распредел. по закрытой

подписки, т.е. за пределы предпр. не продаются. ---ХО с огранич. ответств.

образуется за счет вкладов уч-ков на основе договора об огранич. фин. ответ-

ти, учредители не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков

в пределах своего вклада. --- ХО с дополн. ответств. – образ. на основе

дог. об субсидиарной отв-ти. Учредит. несут отв-ть в одинак. размере

кратном ст-ти вклада.

-госуд. и муницип. предприятия (Унитар. предпр- это госуд. или муницип.

предпр., ненаделенное правом соб-ти на закрепленное за соб-ком имущество

(оно неделимо и не м.б. распределено по вкладам): -- на праве хоз. ведения

(имущество в гос. или муниц. соб-ти, создается по решению уполномоч. на то

гос. или мун. органа, собств-к не отвечает по обязательствам предпр.); - на

праве оперативн. управления (федеральное казенное предприятие) (имущ. в

гос. соб-ти, создается по реш. правительства РФ, отвеч по обязат. всем

своим имущ. и не отвеч. по обяз. гос-ва)

Концерн- это уставное объединение предприятий на основе полной фин. зав-ти

от одного или грппы предпринимателей. Консорциум – это уставное объед.

пром. предпр. и банковского капитала для достиж. общих целей. Венчурное

предпр. – это договорное объедин. прдепр. и частных лиц на время выполнения

какого-либо проекта. Офшорная компания – это компания с юр. адресом в

старен с налог. льготами, но действующая по всему миру.

10. Основные элементы орг-ций.

Осн. субъекты рын. отношений – орг-ции, гос-ва, банки, дом. хоз-ва, между

кот. существ. матер, инф, фин. потоки. Орг-ции явл. открытыми соц-эконм.

системами.Она взаимодействует с внешн. средой, на входе орг-ция имеет

матер, человеч, энергетич., фин, информ. ресурсы, а на выходе имеется

продукция или услуги, инф-ция, финансы. В самой орг-ции происходит процесс

преобразования входов. Особ-ти соц-эконом. систем состоят в след.:

1)изменчивость отдельных параметров системы, стохастич. (вероят) хар-р ее

поведения; 2)уникальность и непредсказуемость поведения системы в

конкретных условиях и вместе с тем наличие у этой системы предельных

возможностей опре-деляемых наличием ресурсов; 3)способность противостоять

разрушающим систему тенден-циям; 4)сп-ть адаптироваться изменяющ. условиям;

5)сп-ть изменять свою структуру и формировать вар-ты поведения; 6)сп-ть и

стремление к целесообразованию, т.е. форми-рование цели внутри системы.

Система – это сов-ть взаимосвяз. элементов, образующих единое целое и

определенным образом взаимодейств. для достижения цели орг-ции.

В орг-ции как системе различают след. элементы: -функцион. области деят-ти

орг-ции– основные виды деят-ти, объединенные определ. целью и однородностью

решаемых взаимосвяз. задач, решение кот. необходимо для дости-жения цели.

Функц. области выступают объектами м-та в орг-циях и определяют структуру

управления. Типич. функц. областями явл. сбыт (маркетинг), произ-во,

финансы, персонал, НИОКР (инновации).

-эл-ты произв. процесса. Произв. процесс – это сов-ть трудовых и естеств.

процессов, в рез-те взаимодействия кот. сырье и материалы превращаются в

гот. продукцию. Осн. эл-ты произ. процесса: предметы труда (- вещ-во

природы, вещь или комплекс вещей, на кот. человек воздействует в процессе

труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовл. личных

и произв. потребностей), средства труда (-орудия (произв. оборудов.,

инструменты) и материальные усл. труда (произв. помещения, склады, осветит.

установки), труд (-целенаправл. деят-ть раб-ков орг-ции, связан. с

превращением исходного сырья и материалов в гот. продукцию или услуги). -эл-

ты управления. Управление – это умение правильно определять, формулировать,

анализировать проблемы, возник. в процессе деят-ти фирмы, разрабатывать

программы, ставить конкретные задачи, принимать правильное решение.

Выделяют след. осн. элементы упр. подсистемы: 1)ф-ции управл. –

целеполагания, планирования, организо-вывания, комуникативная. 2)структура

управ-ления – это сов-ть эл-тов системы управл. в их органичной устойчивой

взаимосвязи.

11. Стадии жизн. цикла. орг-ции.

1)возникновение – связан с обоснованием жизнеспособности идеи создания и

развития орг-ции, с ее формальным учреждением, с определением факторов

клммерч. успеха. 2)развитие - связан с становлением пр-ва, хар-ся новизной

продукта, малыми масштабами пр-ва, конкурентной борьбой за лидерство на

рынке. 3)рост – связан с расширением масш. пр-ва, освоением новых рынков,

ростом V продаж. 4)зрелость- хар-ся падением V продаж и доходов,

модернизацией и дифференциацией продукции, поиском новых рынков сбыта,

пересмотром предпринимат. концепции. 5)кризис – хар-ся падением объемов

прибыли, ограниченн. возм-тями реализации прод., снижение

платежеспособности орг-ции. Далее возможны 2 пути: банкротство или санация

(оздоровление финансов) и возрождение предпр. Жизн. цикл орг-ции явл.

объектив. реальностью, но возрожд. орг. требует субъективн. действий

управл. персонала.

5. Классические концепции управления.

Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и

хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом

выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в

теч. длит. времени. Черты: тесное сотрудничество адм-ции и рабочих;

расчленение операций на сост. элементы; введение оплат труда, стимулир

рост выработки

Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого

уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность

консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к

персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование

операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть. Форд внедрил

модель модель Тейлора в массовом пр-ве машин, осуществл. пр-ва по

стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система

контроля и план-ния.

Промышл. инженерия содержит систему мер по научн. орг-ции произ. процессов

на основе углубленного разделения труда и применения специал. техники и

технологии. Бюрократич. школа (Вебер). Гл. идея – четкое разделение задач,

обяз-тей и компетенции м-ров, специализация ф-ций, строго иерархич.

построение служб, рук-во по четко установлен. правилам, высокая роль

документооборота. Админист. школа Файоль. формулирует систему мер по

рационализации не только пр-ва, но и управл., введение в практику ф-ций

управл.:предвидение, орг-ция, рук-во, контроль. Разделение труда,

полномочия и ответ-ть, дисциплина, единоначалие, единство рук-ва,

подчинение частных интересов общим. вознаграждение, централизация, порядок,

спра-ведливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива,

корпоративный дух. Психотехнич. подход.- исследование физиолог, психолог.

факторов влияния на производ-ть персонала. Школа человеч. отношений. Мейо.

Идея – изучить как формируются соц. группы и как они становятся производит.

сообществом. Человек – соц. животное, решение проблем чел-ка – дело

бизнесмена. жесткая иерархия под-чиненности, формализация орган. процессов

несовместимы с природой чел-ка. Эмпирич. школа. Идея – гл. задача ученых:

сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе

рекомендаций управляющим.

7. Вклад рос. ученых в развитие теории управления.

Научн. орг-ция труда. Школа профес. Савина. Воспитанники Сав. опирались на

труды Тейлора и заним. практич. деят-тью по внедрению принципов науч. орг-

ции труда на ряде заводов. По мнению большинства рос. ученых управление

произ-вом нельзя трактовать только как искусство и не замечать наличия в

нем каких-либо общих принципов и причинноследсвт. связей. Управление должно

быть одновременно самост. наукой, областью точно сформулир. научных посылок

и выводов.

Концепция всеобщей организац. науки. Богдановставил перед наукой задачу

триединой орг-ции (вещи. люди, идеи). Б. сделал попытку сформулировать осн.

понятия и методы организац. науки. Анализируя сущность орг-ции он высказал

идею о необх. систематич. подхода к ее изучению. Считая орг-цию сущностью

живой и неживой природы, он сводил любую деят-ть к организац. Учение о

физиологич. оптимуме. Ерманский. суть- получение возможно большего

полезного рез-та на ед. затрат. Для того чтобы добиться максим. соотношения

затрат и рез-тов нужны углубл. знания закономерностейпроизв. процесов. черт

и особен. как личных, так и веществ. факторов произ-ва. Гл. достоинство

концепции – она содержит идеи о необх-ти поддержания интенсивного труда на

оптимизацию на научно-обоснованном уровне. Научная школа центр. института

труда. Организатор – Гастев. Основной задачей ЦИТ была подготовка раб. на

основе анализа труд. движений, производимого с помощью фотографии отд. эл-

тов движ. рабочих органов чел-ка. Прежде чем барться за работу надо ее всю

продумать, чтобы сложилась модель готовой работы. Нельзя браться за работу,

пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для

работы. Гастев, Журавлев, Михайлов сформулировали и опробовали на практике

идею триединого мех-ма развития научн. м-та. Чел-к выступает не просто как

индивидум, объект деят-ти, а как ед. комплекса, как сост. часть целого

организма труд. орг-ции, но часть решающая, главная.

34. Понятие управл. решений и их роль в системе м-та.

Решения в м-те – вывод об осуществл. или неосущ. конкретных действий,

закрепленный в сознании субъекта, объекта управления или в управленч. док-

тах.

Проблема – существенное расхождение м/у желаемым и фактич. состоянием

объекта управл. и внешней среды. Задача – желаемый конкретный рез-т,

выраженный в количеств. параметрах или описании.

35. Требования, предъявляемые к управл. решениям и типология последних.

Требования: целевая направленность (реш. д.б. направлены на достижение

определ. целей развития), обоснованность (решение должны иметь объективное

обоснование рациональности), своевременность, компете-нтность, адресность

(решения д.б. ориенти-рованы в пространстве и во времени, т.е. направлены

на конкретного исполнителя и ограничены во времени), иерархич. субор-

динация (реш. м-ра должны соответствовать делегиров. ему полномочиям),

обеспеченность (реш. должны преусматривать необх. ресурсы и устанавливать

источники их получения), директивность (реш. должны быть обязатель-ными

для исполнения и носить плановый хар-р)

Виды: 1)по ф-циям управления (плановые, организац, мотивационные идр.);

2)по хар-ру решения задач (стратегич, оперативн); 3)по степени

определенности ситуации (по типовым задачам, в усл. риска, в усл. неопред-

ти); 4)по степени структуризации задач (хорошо (хорошо изученные, типовые)

и слабо структуриров.); 5) по функцион. областям (финансовые, кадровые,

производств.); 6) по масштабам воздействия (общие, частные, эксперимент);

7)по глубине возд (одноуровневые, многоуровн); 8)по способу осуществл.

(письм, устные) 9)по направл. воздеств.(внешн., внутр).

49. Содерж. теории мотивации, их связь и различия.

Мотивация как ф-ция м-та означает процесс стимулирования всех участников

деят-ти орг-ции для достижения целей развития орг-ции. Мотивация как

процесс осуществл. через через систему морального и материального стимулир.

Потребность – ощущение дефицита, сопровож-даемое стремлением его

ликвидировать. Побуж-дение в мотивац. механизме- это проявленное стремление

к удовлетв. осознан-ной пот-ти, т.е. мотивы целенаправл. деят-ти. Стимул-

это внешняя причина, побуждающая чел-ка к действию, направленному на

достижение цели. Оценка достижения рез-та ощущается чел-ком через

вознаграждение.

Содерж. теории базируются на изучении потребностей человека и их роли в

мотивации. К сторонникам такого подхода относят Маслоу, Ф Герцберга и

Дэвида Мак Клелланда.

В соотв. с теорией А. Маслоу все пот-ти чел-ка м.б. расположены в виде

строгой иерархич. структуры. 1)основные п-ти (обеспечение питанием,

одеждой, жильем); 2)п-ти в защищенности (стремление к безопасности и защите

от рисков); 3)социальные п-ти (контакты, коммуникации); 4)п-ти признания

(стремление к престижу и уважению; 5)п-ть развития (стремление к

самовыражению).

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные.

Первичные по своей природе врожденные, заложены на генном уровне, вторичные

носят морально-психол. хар-р. осознаются с опытом. В силу разл. приобр.

опыта втор. пот-ти различаются в большей степени, чем первичные. На

структуры пот-тей чел-ка влияют: наследственность (талант, хар-р), влияние

окружения (семьи, школы), степень обеспеченности, образова-нность, информир-

ть, личный опыт, традиции общества, его ценности.

А. Маслоу установил, что чел-к испытывает одновремеено пот-ти различных

уровней, но всегда п-ти к-то одного уроня будут доминировать. Кроме того,

чел-к будет испытывать пот-ти более высокого уроня только после того, как в

основном удовлетворит свои пот-ти более низкого уровня. П-ти нижних уровней

требуют удовлетвор., и след, влияют на поведение чел-ка прежде, чем на

мотивации начнут оказывать влияние п-ти более высоких уровней. М-р должен

определить доминир. пот-ть каждого раб-ка и мотивировать эф-ть его работы,

удовлетворяя эту пот-ть.

Д. Мак Клелланд разработал модель мотивации с акцентом на пот-ти высших

уровней. Он установил связь м/у рез-тью работы людей и пот-ями

причастности, власти, успеха. Развитие этих пот-тей и их удовлетвор. он

считал главным фактором высокой продук-ти людей, экон. роста фирм и

общества в целом.

Фр. Герцберг создал двухфакторную модель, выделив гигиенические факторы и

мотивации. Гигиен. факторы: политика фирмы и администрации, условия работы,

заработок, межличностные отношения, степень контроля за работой. Неполное

удовл. гиг. факт. или их полное отсутствие ведет неуд-ть работой и

стремление изменить ситуацию. Удовл. этой группы факторов в дост. полной

мере создает нейтральную атмосферу в коллективе, кот. в основе явл. базисом

для эффект. деят-ти в будущем. Гигиен. ф-ры связаны с окружающей средой, в

кот. осуществл. сама работа. Мотивационные: успех, продвижение по службе,

признание и одобрение результата, высокая степень ответственности,

возможность творческого и делового роста. Ф-ры мотивации связаны с

характером и сущностью самой работы. Недостат. мотиваторов не влечет за

собой неудовл. трудом. Удовл. влечет к эффект. деят-ти. Эффект. деят-ть,

удовлет-ть работой возможна при полном наличии гигиенич. факторов и

мотивации.

По мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше

работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только

после того, как решит, что мотивация неадекватна.

|Маслоу |Герцберг |МакКлелла|

| | |нд |

|Самовыраж|Мотивирую|Власть |

|ение |щие |Успех |

|Признание|факторы |Причастно|

|, | |сть |

|уважение | | |

| | | |

| | | |

|Социальна| | |

|я | | |

|принадлеж| | |

|ность и | | |

|причастно| | |

|сть | | |

|Безопасно| | |

|сть | | |

|Физиологи| | |

|ческие | | |

| | | |

| |Гигиениче| |

| |ские | |

| |факторы | |

| | | |

| | | |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.