| |||||
МЕНЮ
| Ответы на вопросы к экзамену по менеджменту и шпорызадач, страт. маркетинг. 5. Классические концепции управления. Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в теч. длит. времени. Черты: тесное сотрудничество адм-ции и рабочих; расчленение операций на сост. элементы; введение оплат труда, стимулир рост выработки Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть. Форд внедрил модель модель Тейлора в массовом пр-ве машин, осуществл. пр-ва по стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система контроля и план-ния. Промышл. инженерия содержит систему мер по научн. орг-ции произ. процессов на основе углубленного разделения труда и применения специал. техники и технологии. Бюрократич. школа (Вебер). Гл. идея – четкое разделение задач, обяз-тей и компетенции м-ров, специализация ф-ций, строго иерархич. построение служб, рук-во по четко установлен. правилам, высокая роль документооборота. Админист. школа Файоль. формулирует систему мер по рационализации не только пр-ва, но и управл., введение в практику ф-ций управл.: предвидение, орг-ция, рук-во, контроль. Разделение труда, полномочия и ответ-ть, дисциплина, единоначалие, единство рук-ва, подчинение частных интересов общим. вознаграждение. централизация, порядок, справедливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух. Психотехнич. подход.- исследование физиолог, психолог. факторов влияния на производ-ть персонала. Школа человеч. отношений. Мейо. Идея – изучить как формируются соц. группы и как они становятся производит. сообществом. Человек – соц. животное, решение проблем чел-ка – дело бизнесмена. жесткая иерархия подчиненности, формализация орган. процессов несовместимы с природой чел-ка. Эмпирич. школа. Идея – гл. задача ученых: сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим. 6.Современные концепции управления. 1)Сущность новых подходов отражает концепция м-т без иерархии, кот. ставит цели: -отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и инф-цией (любой может получить инф-цию); -деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»; -учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулиров; -утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экон. рез-т; -учет эконом. требований в принятии предпр. решений. 2)Just-in Time Producton (точно в срок) – это фил-фия м-та, нацеленная на устранение потерь в пр-ве и в смежных с ним сферах деят-ти. Изготовлению подлежит только то кол-во, кот. необходимо к заданному сроку; 3)Total Quality Control (всеобщий котроль качества) – концепция гарантированного качества, предполаг. охват работников всех произв. звеньев для полноты удовлетворения запросов потребителя; 4)Total Productive Maintenance (всеобщее повышение эффект-ти произв). Концепция ориентирует на комплексное повышение эф-ти производ. системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников орг-ции; 5)бенчмаринг – направлена на мониторинг последних достижений основных конкурентов во всех функц. сферах, тенденций развития техники и технологии и использования этой инф-ции при определении стратегии развития орг-ции; 6)реинженеринг – это перепроек-тирование бизнес-процессов с чистого листа с целью их качеств. улучшения, ликвидации наслоения организац. хар-ра, учета совр. возм. в технике и технологии 9. Виды орг-ций и задачи, их классификации. Орг-ция – группа людей, деят-ть кот. сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Неформ. орг-ция – спонтанно возникающая группа людей достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. Форм. орг-ция – орг., обладающая правом юр. лица, цели деят-ти кот. закреплены в учредит док-тах, а функцион-ние - в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников орг-ции. Юр. лицо – орг-ция, кот. имеет обособленное имущество в собственности, хоз. ведении или оперативном управлении; отвечает этим имуществом по своим обязательствам; может от своего имени приобретать имуществ. и личные неимущ. права; может быть истцом и ответчиком в суде; имеет самост. баланс или смету. Форм. орг-ции разделяются на коммерч. (преследующие получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг в качестве осн. деят-ти) и некоммерч. (не имеющие в качестве основной цели своей деят-ти извлечение прибыли ). Орг-ции могут быть классифицированы по след. признакам: -по организационно- правовой форме; -по форме собственности (частные, госуд., муниц., обществ); -по целевому назначению( пр-во продукции, выполнение работ, оказание услуг); -по широте произв. профиля (специализир, диверсифициров); -по хар- ру сочетания науки и произ-ва (научные, произв., научно-произв.); -по числу стадий произв. процесса (одностадийные, многостадийные); -по располож. предпр. (на одной терр-рии, в одной геогр. точке, в разных геогр. точках); -по размерам предприятия (малые, средние,крупные). Классификация орг-ций по ОПФ: 1)некоммерч. (потребит кооператив (союз, общество), обществ. и религ. орг, обединения юр. лиц (ассоциации и союзы), фонды, учреждения); 2)коммерч.: -произв. кооператив (артель) (коопер. объедин. – это добровольное объедин. физ. лиц для содействия общей цели); -хоз. товарищества и общества: -- ХТ –учредители обязаны участвовать в управлении: --- полное ХТ образуется за счет вкладов участников на основе договора о солидарной полной отв-ти. Полные товарищи занимаются предприн. деят-тью от имени тов-ва и несут ответ-сть по всем обязательствам тов-ва всем своим имуществом. Уставной капитал разделен на доли; ---командитное (на вере) – полное тов-во, заполненное также членами- вкладчиками, несущими финанс. ответств-сть в пределах своего вклада. Полные товарищи –комплементарии, вкладчики –коммандисты, кот. не принимают участия в предпр. деят-ти и несут риск убытков в пределах своего вклада. Складочный капитал раделен на доли. -- ХО – не требуется участия учредит.в управл., имеются спец. органы управ. ---АО общество, уставной капитал кот. разделен на определ. число акций. Участники АО не отвечают по его обязательствам и не несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. ----АООТ– имущ-во формируется за счет продажи акций в форме открытой подписки, владение акциями определ. право на управление и получ. дохода. ----АОЗТ– акции распредел. по закрытой подписки, т.е. за пределы предпр. не продаются. ---ХО с огранич. ответств. образуется за счет вкладов уч-ков на основе договора об огранич. фин. ответ- ти, учредители не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах своего вклада. --- ХО с дополн. ответств. – образ. на основе дог. об субсидиарной отв-ти. Учредит. несут отв-ть в одинак. размере кратном ст-ти вклада. -госуд. и муницип. предприятия (Унитар. предпр- это госуд. или муницип. предпр., ненаделенное правом соб-ти на закрепленное за соб-ком имущество (оно неделимо и не м.б. распределено по вкладам): -- на праве хоз. ведения (имущество в гос. или муниц. соб-ти, создается по решению уполномоч. на то гос. или мун. органа, собств-к не отвечает по обязательствам предпр.); - на праве оперативн. управления (федеральное казенное предприятие) (имущ. в гос. соб-ти, создается по реш. правительства РФ, отвеч по обязат. всем своим имущ. и не отвеч. по обяз. гос-ва) Концерн- это уставное объединение предприятий на основе полной фин. зав-ти от одного или грппы предпринимателей. Консорциум – это уставное объед. пром. предпр. и банковского капитала для достиж. общих целей. Венчурное предпр. – это договорное объедин. прдепр. и частных лиц на время выполнения какого-либо проекта. Офшорная компания – это компания с юр. адресом в старен с налог. льготами, но действующая по всему миру. 10. Основные элементы орг-ций. Осн. субъекты рын. отношений – орг-ции, гос-ва, банки, дом. хоз-ва, между кот. существ. матер, инф, фин. потоки. Орг-ции явл. открытыми соц-эконм. системами.Она взаимодействует с внешн. средой, на входе орг-ция имеет матер, человеч, энергетич., фин, информ. ресурсы, а на выходе имеется продукция или услуги, инф-ция, финансы. В самой орг-ции происходит процесс преобразования входов. Особ-ти соц-эконом. систем состоят в след.: 1)изменчивость отдельных параметров системы, стохастич. (вероят) хар-р ее поведения; 2)уникальность и непредсказуемость поведения системы в конкретных условиях и вместе с тем наличие у этой системы предельных возможностей опре-деляемых наличием ресурсов; 3)способность противостоять разрушающим систему тенден-циям; 4)сп-ть адаптироваться изменяющ. условиям; 5)сп-ть изменять свою структуру и формировать вар-ты поведения; 6)сп-ть и стремление к целесообразованию, т.е. форми-рование цели внутри системы. Система – это сов-ть взаимосвяз. элементов, образующих единое целое и определенным образом взаимодейств. для достижения цели орг-ции. В орг-ции как системе различают след. элементы: -функцион. области деят-ти орг-ции– основные виды деят-ти, объединенные определ. целью и однородностью решаемых взаимосвяз. задач, решение кот. необходимо для дости-жения цели. Функц. области выступают объектами м-та в орг-циях и определяют структуру управления. Типич. функц. областями явл. сбыт (маркетинг), произ-во, финансы, персонал, НИОКР (инновации). -эл-ты произв. процесса. Произв. процесс – это сов-ть трудовых и естеств. процессов, в рез-те взаимодействия кот. сырье и материалы превращаются в гот. продукцию. Осн. эл-ты произ. процесса: предметы труда (- вещ-во природы, вещь или комплекс вещей, на кот. человек воздействует в процессе труда при помощи средств труда с целью приспособления их для удовл. личных и произв. потребностей), средства труда (-орудия (произв. оборудов., инструменты) и материальные усл. труда (произв. помещения, склады, осветит. установки), труд (-целенаправл. деят-ть раб-ков орг-ции, связан. с превращением исходного сырья и материалов в гот. продукцию или услуги). -эл- ты управления. Управление – это умение правильно определять, формулировать, анализировать проблемы, возник. в процессе деят-ти фирмы, разрабатывать программы, ставить конкретные задачи, принимать правильное решение. Выделяют след. осн. элементы упр. подсистемы: 1)ф-ции управл. – целеполагания, планирования, организо-вывания, комуникативная. 2)структура управ-ления – это сов-ть эл-тов системы управл. в их органичной устойчивой взаимосвязи. 11. Стадии жизн. цикла. орг-ции. 1)возникновение – связан с обоснованием жизнеспособности идеи создания и развития орг-ции, с ее формальным учреждением, с определением факторов клммерч. успеха. 2)развитие - связан с становлением пр-ва, хар-ся новизной продукта, малыми масштабами пр-ва, конкурентной борьбой за лидерство на рынке. 3)рост – связан с расширением масш. пр-ва, освоением новых рынков, ростом V продаж. 4)зрелость- хар-ся падением V продаж и доходов, модернизацией и дифференциацией продукции, поиском новых рынков сбыта, пересмотром предпринимат. концепции. 5)кризис – хар-ся падением объемов прибыли, ограниченн. возм-тями реализации прод., снижение платежеспособности орг-ции. Далее возможны 2 пути: банкротство или санация (оздоровление финансов) и возрождение предпр. Жизн. цикл орг-ции явл. объектив. реальностью, но возрожд. орг. требует субъективн. действий управл. персонала. 5. Классические концепции управления. Тейлор исследовал труд. процесс, ввел контроль за рацион. использ. труда и хронометраж. Он на практике отыскал тот V работы, соответствующим образом выполняя кот. рабочий наиболее рационально может отдавать свою раб. силу в теч. длит. времени. Черты: тесное сотрудничество адм-ции и рабочих; расчленение операций на сост. элементы; введение оплат труда, стимулир рост выработки Эмерсон разработал 12 принципов производ-ти. Точность целей для каждого уровня рук-ва, здравый смысл в анализе новых ситуаций, компетентность консультирования, дисциплина и диспетчирование, справедливое отношение к персоналу, быстрый и полный учет, нормы и расписания, нормирование операций, стандартные инструкции, вознаграждение за произ-ть. Форд внедрил модель модель Тейлора в массовом пр-ве машин, осуществл. пр-ва по стандартным технологиям, непрерывные технол. процессы, четкая система контроля и план-ния. Промышл. инженерия содержит систему мер по научн. орг-ции произ. процессов на основе углубленного разделения труда и применения специал. техники и технологии. Бюрократич. школа (Вебер). Гл. идея – четкое разделение задач, обяз-тей и компетенции м-ров, специализация ф-ций, строго иерархич. построение служб, рук-во по четко установлен. правилам, высокая роль документооборота. Админист. школа Файоль. формулирует систему мер по рационализации не только пр-ва, но и управл., введение в практику ф-ций управл.:предвидение, орг-ция, рук-во, контроль. Разделение труда, полномочия и ответ-ть, дисциплина, единоначалие, единство рук-ва, подчинение частных интересов общим. вознаграждение, централизация, порядок, спра-ведливость, стабильность рабочего места для персонала, инициатива, корпоративный дух. Психотехнич. подход.- исследование физиолог, психолог. факторов влияния на производ-ть персонала. Школа человеч. отношений. Мейо. Идея – изучить как формируются соц. группы и как они становятся производит. сообществом. Человек – соц. животное, решение проблем чел-ка – дело бизнесмена. жесткая иерархия под-чиненности, формализация орган. процессов несовместимы с природой чел-ка. Эмпирич. школа. Идея – гл. задача ученых: сбор и обобщение материалов практики и разработка на этой основе рекомендаций управляющим. 7. Вклад рос. ученых в развитие теории управления. Научн. орг-ция труда. Школа профес. Савина. Воспитанники Сав. опирались на труды Тейлора и заним. практич. деят-тью по внедрению принципов науч. орг- ции труда на ряде заводов. По мнению большинства рос. ученых управление произ-вом нельзя трактовать только как искусство и не замечать наличия в нем каких-либо общих принципов и причинноследсвт. связей. Управление должно быть одновременно самост. наукой, областью точно сформулир. научных посылок и выводов. Концепция всеобщей организац. науки. Богдановставил перед наукой задачу триединой орг-ции (вещи. люди, идеи). Б. сделал попытку сформулировать осн. понятия и методы организац. науки. Анализируя сущность орг-ции он высказал идею о необх. систематич. подхода к ее изучению. Считая орг-цию сущностью живой и неживой природы, он сводил любую деят-ть к организац. Учение о физиологич. оптимуме. Ерманский. суть- получение возможно большего полезного рез-та на ед. затрат. Для того чтобы добиться максим. соотношения затрат и рез-тов нужны углубл. знания закономерностейпроизв. процесов. черт и особен. как личных, так и веществ. факторов произ-ва. Гл. достоинство концепции – она содержит идеи о необх-ти поддержания интенсивного труда на оптимизацию на научно-обоснованном уровне. Научная школа центр. института труда. Организатор – Гастев. Основной задачей ЦИТ была подготовка раб. на основе анализа труд. движений, производимого с помощью фотографии отд. эл- тов движ. рабочих органов чел-ка. Прежде чем барться за работу надо ее всю продумать, чтобы сложилась модель готовой работы. Нельзя браться за работу, пока не приготовлен весь рабочий инструмент и все приспособления для работы. Гастев, Журавлев, Михайлов сформулировали и опробовали на практике идею триединого мех-ма развития научн. м-та. Чел-к выступает не просто как индивидум, объект деят-ти, а как ед. комплекса, как сост. часть целого организма труд. орг-ции, но часть решающая, главная. 34. Понятие управл. решений и их роль в системе м-та. Решения в м-те – вывод об осуществл. или неосущ. конкретных действий, закрепленный в сознании субъекта, объекта управления или в управленч. док- тах. Проблема – существенное расхождение м/у желаемым и фактич. состоянием объекта управл. и внешней среды. Задача – желаемый конкретный рез-т, выраженный в количеств. параметрах или описании. 35. Требования, предъявляемые к управл. решениям и типология последних. Требования: целевая направленность (реш. д.б. направлены на достижение определ. целей развития), обоснованность (решение должны иметь объективное обоснование рациональности), своевременность, компете-нтность, адресность (решения д.б. ориенти-рованы в пространстве и во времени, т.е. направлены на конкретного исполнителя и ограничены во времени), иерархич. субор- динация (реш. м-ра должны соответствовать делегиров. ему полномочиям), обеспеченность (реш. должны преусматривать необх. ресурсы и устанавливать источники их получения), директивность (реш. должны быть обязатель-ными для исполнения и носить плановый хар-р) Виды: 1)по ф-циям управления (плановые, организац, мотивационные идр.); 2)по хар-ру решения задач (стратегич, оперативн); 3)по степени определенности ситуации (по типовым задачам, в усл. риска, в усл. неопред- ти); 4)по степени структуризации задач (хорошо (хорошо изученные, типовые) и слабо структуриров.); 5) по функцион. областям (финансовые, кадровые, производств.); 6) по масштабам воздействия (общие, частные, эксперимент); 7)по глубине возд (одноуровневые, многоуровн); 8)по способу осуществл. (письм, устные) 9)по направл. воздеств.(внешн., внутр). 49. Содерж. теории мотивации, их связь и различия. Мотивация как ф-ция м-та означает процесс стимулирования всех участников деят-ти орг-ции для достижения целей развития орг-ции. Мотивация как процесс осуществл. через через систему морального и материального стимулир. Потребность – ощущение дефицита, сопровож-даемое стремлением его ликвидировать. Побуж-дение в мотивац. механизме- это проявленное стремление к удовлетв. осознан-ной пот-ти, т.е. мотивы целенаправл. деят-ти. Стимул- это внешняя причина, побуждающая чел-ка к действию, направленному на достижение цели. Оценка достижения рез-та ощущается чел-ком через вознаграждение. Содерж. теории базируются на изучении потребностей человека и их роли в мотивации. К сторонникам такого подхода относят Маслоу, Ф Герцберга и Дэвида Мак Клелланда. В соотв. с теорией А. Маслоу все пот-ти чел-ка м.б. расположены в виде строгой иерархич. структуры. 1)основные п-ти (обеспечение питанием, одеждой, жильем); 2)п-ти в защищенности (стремление к безопасности и защите от рисков); 3)социальные п-ти (контакты, коммуникации); 4)п-ти признания (стремление к престижу и уважению; 5)п-ть развития (стремление к самовыражению). Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Первичные по своей природе врожденные, заложены на генном уровне, вторичные носят морально-психол. хар-р. осознаются с опытом. В силу разл. приобр. опыта втор. пот-ти различаются в большей степени, чем первичные. На структуры пот-тей чел-ка влияют: наследственность (талант, хар-р), влияние окружения (семьи, школы), степень обеспеченности, образова-нность, информир- ть, личный опыт, традиции общества, его ценности. А. Маслоу установил, что чел-к испытывает одновремеено пот-ти различных уровней, но всегда п-ти к-то одного уроня будут доминировать. Кроме того, чел-к будет испытывать пот-ти более высокого уроня только после того, как в основном удовлетворит свои пот-ти более низкого уровня. П-ти нижних уровней требуют удовлетвор., и след, влияют на поведение чел-ка прежде, чем на мотивации начнут оказывать влияние п-ти более высоких уровней. М-р должен определить доминир. пот-ть каждого раб-ка и мотивировать эф-ть его работы, удовлетворяя эту пот-ть. Д. Мак Клелланд разработал модель мотивации с акцентом на пот-ти высших уровней. Он установил связь м/у рез-тью работы людей и пот-ями причастности, власти, успеха. Развитие этих пот-тей и их удовлетвор. он считал главным фактором высокой продук-ти людей, экон. роста фирм и общества в целом. Фр. Герцберг создал двухфакторную модель, выделив гигиенические факторы и мотивации. Гигиен. факторы: политика фирмы и администрации, условия работы, заработок, межличностные отношения, степень контроля за работой. Неполное удовл. гиг. факт. или их полное отсутствие ведет неуд-ть работой и стремление изменить ситуацию. Удовл. этой группы факторов в дост. полной мере создает нейтральную атмосферу в коллективе, кот. в основе явл. базисом для эффект. деят-ти в будущем. Гигиен. ф-ры связаны с окружающей средой, в кот. осуществл. сама работа. Мотивационные: успех, продвижение по службе, признание и одобрение результата, высокая степень ответственности, возможность творческого и делового роста. Ф-ры мотивации связаны с характером и сущностью самой работы. Недостат. мотиваторов не влечет за собой неудовл. трудом. Удовл. влечет к эффект. деят-ти. Эффект. деят-ть, удовлет-ть работой возможна при полном наличии гигиенич. факторов и мотивации. По мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна. |Маслоу |Герцберг |МакКлелла| | | |нд | |Самовыраж|Мотивирую|Власть | |ение |щие |Успех | |Признание|факторы |Причастно| |, | |сть | |уважение | | | | | | | | | | | |Социальна| | | |я | | | |принадлеж| | | |ность и | | | |причастно| | | |сть | | | |Безопасно| | | |сть | | | |Физиологи| | | |ческие | | | | | | | | |Гигиениче| | | |ские | | | |факторы | | | | | | | | | | |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|