реферат, рефераты скачать
 

Бизнес-информация и информационный менеджмент


Бизнес-информация и информационный менеджмент

Пермский Государственный Институт Искусств и Культуры

Кафедра информатики и информационных технологий

Бизнес-информация и

информационный менеджмент

Курсовая работа

студентки группы ИР-23

Михайловой Н.С.

Научный руководитель:

доцент Квартерникова Т.О.

Пермь, 2002.

Оглавление

Введение 3

Глава I. Бизнес-информация 5

1.1. Бизнес-информация: понятие, специфика и виды 5

1.2. Потребители, их основные группы и специфика потребностей. 12

Глава II. Информационный менеджмент 17

2.1. Информационный менеджмент: определение, назначение, цели и задачи 17

2.2. Информационная система и информационные технологии как средства

информационного менеджмента 30

2.3. Менеджер как субъект управленческой деятельности 37

Заключение 48

Литература 49

Введение

Основой стабилизации и устойчивого развития экономики страны,

перешедшей на рыночные механизмы, является предпринимательство. Процессы

глобализации развития мировой экономики и информатизации мирового

сообщества предъявляют к действующим хозяйствующим субъектам всё более

повышенные требования к их информированности в вопросах рынка, движения

фондов, продвижения производимой продукции и услуг. В связи с этим, вопросы

информированного обеспечения предпринимательской деятельности, наряду с

налогообложением и законодательной базой, занимают ведущее место среди

неотложных проблем развития бизнеса России.

Необходимым условием обеспечения развития экономики должна стать

широкая информационная поддержка действующих и вновь создаваемых

предприятий различных форм собственности, системы переобучения и подготовки

кадров с учётом местной специфики, конъюнктуры текущего момента,

потенциальных возможностей города.

В сегодняшней социально-экономической и политической ситуации на этапе

формирования информационного общества на первый план выходит информация,

передача новых знаний, технических и научных идей. При этом возникает

необходимость централизовать поставляемые информационные ресурсы.

В данной работе рассматриваются условия и особенности информатизации в

различных сферах, а также используемые при этом средства. Формулируется

проблема информационного менеджмента как специфическая проблема управления.

Проанализированы основные цели и задачи информационного менеджмента в

типовых условиях применения информационных ресурсов. При этом учитываются

тенденции развития мирового рынка средств информатизации, его современное

состояние, как по зарубежным, так и по отечественным данным.

Выбор темы не случаен, так как развитие рыночных процессов в России

способствовало формированию рынка информационно-телекоммуникационных

продуктов и услуг, прежде всего, в сфере деловой информации. Для того чтобы

развитие информационной системы соответствовало целям производства,

необходимо определить её место в системе управления экономическим объектом

и обеспечить координацию действий коллектива, управляющего информационной

системой, с действиями коллектива, управляющего развитием объекта

управления.

В курсовой работе предполагается рассмотреть следующие проблемы: во-

первых, определить состояние рынка деловой информации в России, выявить

поставщиков бизнес-информации; во-вторых, определить задачи менеджмента, а

также функции менеджера, которому поручено управлять информационными

ресурсами.

Нужно отметить, что данная тема ещё не исследована достаточно глубоко,

хотя некоторые авторы, такие как профессор, доктор технических наук Костров

А.В., специалисты в области управления информационными ресурсами Шумилов

Ю.П., Бакут П.А. и некоторые другие, в своих статьях и научных трудах

сделали попытку проанализировать бизнес информацию как объект управления.

Исследование проводилось на основе периодических изданий за последние

3-5 лет, в частности, основными источниками являлись журналы:

«Информационные ресурсы России», «Научные и технические библиотеки».

Мы надеемся, что рассмотренная в курсовой работе тема будет полезна для

изучения, благодаря своей актуальности.

Глава I. Бизнес-информация

1.1. Бизнес-информация: понятие, специфика и виды

В информационном обществе акцент внимания и значимости смещается с

традиционных видов ресурсов на информационный ресурс, который, хотя всегда

существовал, не рассматривался ни как экономическая, ни как иная категория;

никто специально не говорил о нём и тем более не вводил никаких

определений.

Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие

«информационные ресурсы», толкование и обсуждение которого велось с того

момента, когда начали говорить о переходе к информационному обществу. Этому

вопросу посвящено довольно много публикаций, в которых отразились и разные

мнения и определения, и разные научные школы, рассматривающие эти понятия.

В ГОСТ 7.0-99 содержится следующее определение Информационных

ресурсов:

Информационные ресурсы – это совокупность данных, организованных для

получения достоверной информации, где

Данные – это информация, обработанная и представленная в

формализованном виде для дальнейшей обработки.

Макарова Н.В. рассматривает информационные ресурсы как отдельные

документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в

информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных,

других информационных системах). [9, c. 23]

Надо понимать, что документы и массивы информации, о которых

говорится, не существуют сами по себе. В них в разных формах представлены

знания, которыми обладали люди, создававшие их. Таким образом,

информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального

использования в обществе и зафиксированные на материальном носителе.

Информационные ресурсы общества, если их понимать как знания,

отчуждены от тех людей, которые их накапливали, обобщали, анализировали,

создавали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз

данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ а также произведений

искусства, литература, науки.

В настоящее время не разработана методология количественной и

качественной оценки информационных ресурсов, а также прогнозирования

потребностей общества в них. Это снижает эффективность информации,

накапливаемой в виде информационных ресурсов, и увеличивает

продолжительность переходного периода от индустриального к информационному

обществу. Кроме того, неизвестно, какой объём трудовых ресурсов должен быть

задействован в сфере производства и распространения информационных ресурсов

в информационном обществе. Несомненно, в будущем эти проблемы будут решены.

[2]

Информационные ресурсы страны, региона, организации должны

рассматриваться как стратегические ресурсы, аналогичные по значимости

запасам сырья, энергии, ископаемых и прочим ресурсам.

Развитие мировых информационных ресурсов позволило:

. Превратить деятельность по оказанию информационных услуг в глобальную

человеческую деятельность;

. Сформировать мировой и государственный рынок информационных услуг;

. Образовать всевозможные базы данных ресурсов регионов и государств, к

которым возможен сравнительно недорогой доступ;

. Повысить обоснованность и оперативность принимаемых решений в фирмах,

банках, биржах, промышленности, торговле и др. за счёт своевременного

использования необходимой информации.

В современных условиях активного сотрудничества России со странами

Запада важную роль играет качественное и оперативное информирование

партнёров не только в области научно-технической, но и бизнес-информации.

С развитием рыночных отношений появляются не возникавшие до настоящего

времени задачи обеспечения специалистов полным набором экономической и

коммерческой информации, без которой невозможна нормальная

предпринимательская деятельность. Причём эта информация нужна специалистам

не от случая к случаю, а постоянно.

ГПНТБ России – одна из первых осознала необходимость предоставления

«business-information», результатом чего стало расширение тематики

комплектования, включение в фонды экономической, финансовой, юридической,

справочной конъюнктурно-коммерческой литературы и открытие в библиотеке

Кабинета деловой информации. [20, c. 35]

Основной целью Кабинета деловой информации ГПНТБ России стало

обеспечение быстрого доступа к этой литературе читателей библиотеки,

представителей предприятий, научных организаций, фирм, различных

коммерческих и банковских структур, иностранных компаний.

Что же сегодня представляют собой ресурсы бизнес-информации в России и

кто их готовит?

В этом процессе можно выделить следующие структуры:

. Редакции газет, журналов, специализированных деловых периодических

изданий;

. Агентства новостей и коммерческой информации;

. Органы государственного управления;

. Аналитические и исследовательские организации;

. Организации-генераторы адресно-справочных баз данных.

Информация о состоянии финансового рынка содержится в основном в

периодических изданиях – газетах («Экономика и жизнь», «Коммерсант-Daily»,

«Финансовая газета», «Финансовые известия»), еженедельных бюллетенях

(«Коммерантъ», «Деньги»), и ежемесячных изданиях («Экономика и коммерция»,

«Финансовый бизнес», «Российский экономический журнал»).

Среди деловых журналов необходимо отметить появление

специализированных периодических изданий и баз данных, публикующих

официальные документы Президента, правительственных органов,

законодательные акты, нормативные документы по отдельным направлениям

деятельности. К ним относятся журналы по проблемам государства и права,

экономическому праву, правовому праву, интеллектуальной собственности. Это

такие журналы, как «Закон», «Экономика и право», «Думский вестник»,

«Законность», «Вестник мэрии». [1, c. 17]

Среди агентств новостей и коммерческой информации, где деловая

информация выступает всего лишь как одно из направлений деятельности, можно

отметить Российское информационное агентство «Новости», которое ежедневно

распространяет актуальную фактографическую, экономическую, научную,

финансовую информацию на русском и основных европейских языках по каналам

связи, а также в виде печатных вестников, бюллетеней, справочников.

Органы государственной власти в силу своего статуса обладают самой

достоверной и полной информацией, но из-за специфики нашей страны она

труднодоступна, материалы Госкомстата РФ и Роскомстата появляются с большим

опозданием. На основе официальных статистических данных Госкомстата РФ

Рабочим центром экономических реформ при Правительстве России и Российско-

Европейским центром экономической политики издаётся серия ежеквартальных

аналитических выпусков «Обзор экономики России. Основные тенденции

развития».

Пожалуй, самый большой интерес представляют аналитические и

исследовательские обзоры. Необходимо отметить такие информационно-

аналитические ежегодники, как «Бизнес-путеводитель по России» и «Бизнес-

путеводитель по Москве» (на русском и английском языках), которые содержат

аналитические обзоры по основным отраслям экономики с прогнозами тенденций

на обозримую перспективу, анализ инвестиционного климата и инфраструктуры

для ведения бизнеса, обзоры конъюнктуры потребительских рынков.

Заметное место на рынке бизнес-информации занимают адресно-справочные

издания и базы данных. К устоявшимся поставщикам этой информации можно

отнести «Агентство деловой информации»: широко известные справочники

«Бизнес-карта России», «Независимые производители товаров и услуг», «АСУ-

Импульс», «Регистр WA-2».

Для обслуживания пользователей в Кабинете деловой информации ГПНТБ

России кроме библиографических БД используются следующие базы данных:

Отечественные нормативно-правовые БД:

«Консультант Плюс. Версия Проф» - универсальная справочная система по

российскому законодательству; поставляется на дискетах; содержи более 13

тыс. документов: нормативные акты, необходимые в работе юристам, аудиторам,

бухгалтерам и работникам банковских и финансовых структур, руководителям

предприятий и специалистам государственных служб; включает все разделы

российского законодательства и имеет прямые договоры об информационном

обмене с основными федеральными ведомствами (Государственное правовое

управление Президента РФ, Совет Федерации, Министерство финансов и др.).

«Консультант Плюс. Московский выпуск» - справочная система по

московскому законодательству; содержит нормативные акты органов власти и

управления Москвы; имеет прямые договоры об информационном обмене с

органами власти и управления.

Наряду с этими БД существует ещё несколько версий:

«Консультант Плюс: Эксперт» включает все разделы Российского

законодательства; содержит все акты РФ, а также документы более 100

федеральных министерств и ведомств;

«Консультант Плюс: Региональное законодательство» - информация о

документах органов исполнительной и законодательной власти 50 субъектов РФ,

а также органов местного самоуправления;

«Консультант Плюс: Бухгалтер» содержит тысячи консультаций по вопросам

применения законодательства в практике бухгалтерского учёта и

налогообложения, а также все необходимые в работе бухгалтера нормативные

документы;

«Консультант Плюс: Арбитраж» отражает документы высших органов

судебной власти, информацию о судебной практике по арбитражным, гражданским

и уголовным делам.

Все перечисленные БД – полнотекстовые; виды поиска: по тематике, меню,

контекстный.

Базы данных «Infoset - CD»: электронный бюллетень «Юридический

вестник»; «Законодательство РФ»; «Налги России»; «Банки, страхование и

ценные бумаги»; «Внешнеэкономическая деятельность»; «Деловая документация»;

«Справочная информация» и др.

Также имеются и Адресно-справочные базы данных такие, как:

«Записная книжка» - сведения о совместных предприятиях, инофирмах,

аккредитованных в СНГ, посольствах, банках, биржах, торговых палатах,

коммерческих центрах, международных хозяйственных организациях,

торгпредствах, советских внешнеторговых организациях, корпунктах

иностранной прессы. (Тип БД – фактографическая; виды поиска: меню,

контекстный, собственный обзор информации, сведения из печатных изданий АО

Издательский дом «Коммерсант»).

«Бизнес-карта. Регион. Промышленность» - сведения о промышленных

предприятиях стран СНГ и Балтии, структурированные по регионам.

Банк данных «Производители товаров и услуг» (АСУ «Импульс»)

предназначен для руководителей предприятий, отделов снабжения, сбыта,

маркетинга, специалистов различных отраслей промышленности.

CD-ROM «Промышленность России и ближнего зарубежья» включает

информацию о 45 тыс. предприятий и организаций, производителей и

потребителей продукции.

«Экспортёры и импортёры России»;

коммерческая информация НТК «Полином» - информация о предложениях

различных товаров в Москве, разбитая на несколько разделов, которые могут

поставляться отдельно. [5, c. 40]

Интерес для пользователя также представляют еженедельные издания

«Оптовик», «Товары со склада» и появившиеся электронные справочники

поставщиков и продавцов продукции (фирма «Полином»). Информация собирается

на основе рекламных объявлений и обновляется практически ежедневно.

Важными источниками деловой и коммерческой информации в печатной форме

служат также информационно-коммерческие и рекламные каталоги, например,

«Кто есть кто в России» - каталог фирм, выпускаемый рекламным агентством

«Бизнес-пресс», или каталог «Larics», который содержит информацию о фирмах

в виде форматной и строчной рекламы.

Следует отметить, что практически вся справочная и коммерческая

информация даже в России может быть получена не только в печатной, но и в

машиночитаемой форме как в виде справочных и текст-числовых БД, так и БД

полного текста, представляемых на дискетах и компакт-дисках, и в виде БД,

доступных по электронной почте в режимах off-line или on-line через

диалоговые службы. На мировом рынке БД деловой и коммерческой информации

предоставляются, в основном, в режиме диалога и на компакт-дисках.

Среди российских БД, характеризующих не только адресную, но и

финансовую информацию, предоставляющую интерес для кредитного анализа,

возможно, одним из важнейших источников служит «Реестр предприятий-

партнёров для эффективной предпринимательской и внешнеэкономической

деятельности», подготавливаемый Российской торгово-промышленной палатой

(ТПП) в печатной и машиночитаемой форме. Недостаток данного источника

информации заключается в том, что он охватывает в основном государственные

или бывшие государственные предприятия и организации, а кроме того, он

трудно доступен даже для коммерческих банков.

Главным источником кредитно-финансовой коммерческой информации по

российским предприятиям служат и будут служить ближайшие годы БД,

подготавливаемые западными информационными фирмами, обосновавшимися на

российском рынке, например, фирмой «Dun & Bradstreet», которая ведёт данную

работу за свой счёт, а также в рамках проектов, финансируемых из зарубежных

источников.

Важным источником деловых новостей по-прежнему являются ведущие

государственные агентства новостей, такие как ИТАР-ТАСС или РИА-Новости,

однако, они во многом строятся на использовании традиционных подходов к

отбору и предоставлению информации. Последние годы с ними успешно

конкурируют частные независимые информационные агентства, например, такие

как «ИАП», «PostFactum», «SOVECON», «NOVA», «Палинформ», «ПагиПресс».

Примером специального делового издания в электронной форме служит

газета «Компьютер-ворлд-Москва» (CW-Moscow), доступная абонентам сети

«Eunet/Releom» через информационную систему «RELTS».

Интересным источником деловой информации и новостей может стать

«Сетевая служба новостей», распространяемая нескольким сотням подписчиков

через сеть «Релком» на конкретные сетевые адреса.

1.2. Потребители, их основные группы и специфика потребностей.

Информатизация обеспечит переход общества от индустриального этапа

развития к информационному. Информационный рынок должен предоставить

потребителям все необходимые информационные продукты и услуги, а их

производство обеспечит индустрия информатики, часто называемая

информационной индустрией.

В информационном обществе изменяется не только производство, но и весь

уклад жизни, система ценностей, возрастает значимость культурного досуга о

отношению к материальным ценностям. По сравнению с индустриальным

обществом, где всё направлено на производство и потребление товаров, в

информационном обществе производятся и потребляются интеллект, знания, что

приводит к увеличению доли умственного труда. От человека потребуется

способность к творчеству, возрастёт спрос на знания.

Материальной и технологической базой информационного общества станут

различного рода системы на базе компьютерной техники и компьютерных сетей,

информационной технологии, телекоммуникационной связи.

Информационное общество – общество, в котором большинство работающих

занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.