реферат, рефераты скачать
 

Бизнес-информация и информационный менеджмент


особенно высшей её формы – знаний.

Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой

информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию,

Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из

направлений государственной политики является направление, связанное с

инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие

компьютерных систем и телекоммуникаций.

Результатом процесса информатизации является создание информационного

общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями,

образами, интеллектом, знаниями.

Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен

обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры.

Информационная культура связана с социальной природой человека.

Информационная культура – умение целенаправленно работать с

информацией и использовать для её получения, обработки и передачи

компьютерную информационную технологию, современные технические средства и

методы. [9, c. 19]

Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди

должен знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто

ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны.

Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок

информационных продуктов и услуг.

Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических,

правовых и организационных отношений по торговле продуктами

интеллектуального труда на коммерческой основе.

Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть:

. Центры, где создаются и хранятся базы данных, а также

производится постоянное накопление и редактирование в них

информации;

. Центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных;

. Службы телекоммуникации и передачи данных;

. Специальные службы, куда стекается информация по конкретной

сфере деятельности для её анализа, обобщения, прогнозирования,

например консалтинговые фирмы, банки, биржи;

. Коммерческие фирмы;

. Информационные брокеры.

Развитие рыночных отношений привело к разрушению традиционных и

появлению новых видов предпринимательской деятельности, от состояния и

перспектив развития которых зависит формирование научного и производственно-

технического потенциала любого предприятия. Прежде всего это относится к

деятельности фирм, занятых в области информационных технологий и

информационного бизнеса, предпринимательской деятельности (частной,

кооперативной, государственной), связанной с разработкой и распространением

информационных технологий. [1]

Одним из немаловажных факторов, повлиявших на внедрение информационных

технологий, тало появление информации, которая вскоре приобрела статус

бизнес-информации.

В большинстве случаев пользователи заинтересованы в получении реальных

данных о производителях, ценах, спросе на отдельные товары и т.д.

Информация такого рода необходима данный конкретный момент и в большинстве

случаев быстро устаревает. В связи с этим появляется необходимость в

актуализированных средствах, позволяющих обеспечить решение проблем в

сжатые сроки.

Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные

юридические и физические лица, решающие задачи.

Различают следующие группы потребителей деловой информации:

. Потребители малого и среднего бизнеса, которым необходимо

следить за развитием конкуренции на рынке товаров и услуг;

. Индивидуальные предприниматели;

. Специалисты отдельных областей знаний, например, для

специалистов в области финансового рынка появились удобные

инструменты для осуществления операций и анализа конъюнктуры на

рынке ценных бумаг. Примером может служить информационная база

данных «AK&M-LIST» («Российский фондовый рынок»), отражающая

котировки ценных бумаг, цены спроса и предложения, данные об

эмитентах, характеристики выпусков ценных бумаг, сведения об

инвестиционных институтах, фондовые индексы AK&M и другие

полезные сведения.

. Читатели библиотек;

. Представители предприятий;

. Представители научных организаций;

. Представители фирм;

. Представители коммерческих и банковских структур;

. Представители иностранных компаний;

. Отдельно можно выделить и юристов, для них специально

выпускаются компьютерные базы данных, которые практически в

неограниченном количестве содержат сведения об имеющихся

нормативно-правовых актах. Программное обеспечение позволяет

своевременно вносить сведения о действующих, вновь принятых

нормативно-правовых актах и актах, утративших юридическую силу.

Имеется возможность анализировать накопленную информацию,

выбирать нужное по различным признакам.

В настоящее время у российских фирм имеются реальные возможности

вывести на мировой рынок информационные ресурсы, интересующие зарубежных

партнёров. Например, информация о проспектах эмиссий ценных бумаг банков

через сервер Института коммерческой информации стала доступна в режиме

онлайн для любого зарубежного инвестора.

Учитывая важность развития сферы деловой информации для социально-

экономических преобразования в России, многие специалисты считают, что

среди поддерживаемых государством по развитию инфраструктуры

информационного рынка должны быть: мониторинг общедоступных информационных

и телекоммуникационных продуктов и услуг, широкомасштабные маркетинговые

исследования рынка деловой информации, целенаправленное формирование

покупательских потребностей и, ответственно, покупательского спроса,

развитие системы информирования и рекламы.

Наступило время переходить от вопросов использования отдельных

компонентов системы бизнес-информации в отдельных информационных

учреждениях к созданию реальных структур информационного обеспечения

отечественных и западных потребителей. В этой связи уместно рассматривать

вопросы информационного сервиса через призму информационного менеджмента.

[20, c. 35]

Глава II. Информационный менеджмент

2.1. Информационный менеджмент: определение, назначение, цели и задачи

Стремительное развитие практики менеджмента, работы по созданию общей

теории менеджмента позволяют дать его уже, можно сказать, устоявшееся

определение.

Менеджмент – это управление в социально-экономических системах:

совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления

производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли.

[18]

В управленческой науке до сих пор не сложилось однозначного понимания

того, то есть информационный менеджмент.

1. Различные виды менеджмента тесно взаимосвязаны друг с другом

(например, документный, информационный).

2. Менеджмент зачастую понимается как синоним «управления» и во

внимание не принимаются его специфические особенности.

3. Большое значение в обществе играет мода на иностранные термины, что

мешает более правильному пониманию информационного менеджмента.

Принято трактовать информационный менеджмент в узком и широком смысле.

В узком смысле менеджмент понимают как синоним «делопроизводства»

(ДОУ). Согласно ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и

определения».

ДОУ – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и

организацию работы с официальными документами.

Документирование, то есть создание документа, процесс подготовки

официального документа.

Информационный менеджмент – технология, компонентами которой являются

документная информация, персонал, технические и программные средства

обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные

процедуры формирования и использования информационных ресурсов.[16, c. 15]

Для определения понимания сущности информационного менеджмента

необходимо принимать во внимание ряд положений:

1. информация – комплексная категория, то есть

. информация – условие и средство делового общения;

. информация – средство доведения до общества сведений об организации;

. информация – источник сведений о внешней среде;

. информация – товар.

2. информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной

организации;

3. информация представляет собой самостоятельный фактор производства,

который лежит в основе процесса принятия управленческого решения.

4. информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к

информационной деятельности организации.

Информационный менеджмент – управление деятельностью по созданию и

использованию информации в интересах организации.

Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития

организации посредством регулирования различных видов её информационной

деятельности.

Задачи информационного менеджмента:

1. качественно информационное обеспечение процессов управления в

организации;

2. осуществление управления информационными ресурсами;

3. обеспечение управления обработки информации на всех уровнях;

4. обеспечение управления коммуникациями (общение – передача информации от

человека к человеку). Информация имеется в виду в различном

представлении:

- в виде массива документов;

- в виде документной информации;

- в виде средства общения.

Под управлением подразумевается не только принятие решения, а весь

комплекс управленческих действий.

Информационный менеджмент касается всех функций управления современной

организации.

Функция планирования – это деятельность субъекта по определению

темпов, пропорций, развития объектов управления. Планирование

осуществляется в различных вариантах. Наиболее распространены сегодня

оперативное и стратегическое.

Оперативное планирование отражает текущую деятельность организации.

Стратегическое связано с перспективами.

Функция стратегического планирования приобретает в настоящее время

особое значение. Её специфика: особенность самого стратегического

управления. [19]

Стратегическое управление – это управление, которое ориентировано на

обеспечение выживания организации и её эффективного развития в условиях

динамично меняющейся внешней среды.

В отличие от оперативного управления, стратегическое имеет иные

критерии эффективности:

- своевременность и точность реагирования организации на изменения

внешней среды.

Стратегическое планирование – процесс, который включает ряд стадий.

Составить стратегический план, то есть определить те действия, которые

организация должна совершить для выполнения стратегии.

1 Стадия: определение миссии организации.

Миссия – это чётко выраженная причина существования организации,

которая подчёркивает её отличия от аналогов.

Определении мисси имеет огромное значение:

1. значение миссии в отношении внешней среды;

. миссия формирует представление об организации и её назначение;

. миссия способствует формированию и закреплению имджа организации;

2. миссия имеет значение и в отношении коллектива организации.

. миссия делает ясными для сотрудника цель и предназначение организации;

. миссия содействует формированию определённого климата в организации;

. миссия способствует единению коллектива и укреплению его культуры.

3. миссия имеет значение в отношении управления организацией.

. миссия помогает более точно определить стратегию;

. миссия оказывает содействие в осуществлении более правильного

распределения ресурсов.

2 Стадия: определение целей организации.

Цель – это ожидаемый, конечный результат.

Именно через цели, миссия получает реализацию. Набор целей может быть

разным. Основные требования к нему:

- он должен всесторонне раскрывать миссию;

- он должен касаться по крайней мере 4-х сфер деятельности

организации:

-- сфера доходов (не получение прибыли, а какой авторитет организация

получает у пользователей – если организация некоммерческая);

-- сфера работы с пользователями;

-- сфера работы с сотрудниками;

-- сфера социальной ответственности (какова роль организации в жизни

региона).

В организации все цели должны быть взаимосвязаны и построены в

определённой иерархии. Цели должны отвечать следующим требованиям:

. цели должны быть конкретными;

. цели должны быть ориентированы во времени;

. цели должны быть достижимы;

. цели должны быть приемлемыми для организации;

. цели должны быть совместимыми;

. цели должны быть гибкими.

Цель может быть правильно обозначена в том случае, если в организации

осуществлён адекватный анализ среды.

3 Стадия.

Анализ среды включает в себя 2 основных компонента:

- анализ внешней среды;

- анализ внутренней среды.

Анализ внешней среды ориентирован на все компоненты, которые окружают

организацию. Этот анализ делят на две части: изучают макро и микро среды.

Макросреда – общие условия, в которых организация находится.

Она включает в себя:

. экономический компонент;

. политический компонент;

. правовой компонент;

. социальный компонент;

. состояние технологии.

Нужно учитывать, что все элементы макросреды во взаимосвязи и степени

влияния различных факторов на конкретную организацию различна.

Микросреда – непосредственное окружение организации.

. Потребители;

. Поставщики;

. Конкуренты;

. Рынок рабочей силы.

Анализ внутренней среды изучается по определённым блокам вопросов.

- Кадровые вопросы;

- Организационные вопросы;

- Производственные вопросы;

- Маркетинговые вопросы;

- Финансовые вопросы;

- Организационная культура – совокупность правил и ценностей, которых

придерживаются сотрудники и руководители.

Изучение внутренней среды направлено на то, чтобы выяснить:

. Реальное состояние организации;

. Определить преимущества и проблемы;

. Перспективы развития.

Для изучения внешней и внутренней среды используются различные методы:

1) SWOT (СВОТ) – позволяет найти возможности, наиболее рациональные

варианты действия. Работа по данному методу состоит из нескольких этапов.

V Составление перечня сильных и слабых сторон организации, возможностей

и угроз внешней среды (сила, слабость – внутренняя среда; возможности,

угроза – внешняя среда);

V Составление матрицы (таблицы), в которой все эти позиции указываются

V Выбор тех вариантов, которые наиболее рациональны в данных условиях

для данной организации.

2) Метод позиционирования – позволяет дать оценку внешней среде.

Суть: составление двух матриц – матрицы возможностей и матрицы угроз.

3) Метод составления профиля среды – даёт возможность составить полную

картину внешней среды и дать оценку каждому фактору.

4 Стадия. Анализ стратегических альтернатив.

Необходимо оценить имеющиеся стратегии или разработать собственный

стратегический вариант. Любая стратегия связана с изменением одного или

нескольких элементов:

. Продукт;

. Рынок;

. Отрасль;

. Положение организации внутри отрасли;

. Технология.

Среди традиционных стратегий можно выделить:

1. Группу стратегий концентрированного роста.

. стратегия усиления позиций на рынке. Организация работает на прежнем

рынке с прежними условиями, но пытается укрепить своё влияние. Это

заставляет развивать маркетинговую деятельность.

. стратегия развития рынка. Организация производит прежние услуги, но

пытается найти новые рынки для их реализации.

. стратегия развития продукта. Организация работает на прежних рынках, но

все свои усилия направляет на производство новых услуг.

2. Стратегии сокращения.

. стратегия ликвидации;

. стратегия сбора урожая (снятия сливок). Фирма постепенно сокращает до

нуля одно из направления деятельности, при этом основную ставку делает на

максимальное получение прибыли.

. стратегия сокращения. Одно из направлений или одно из подразделений

закрывается.

. стратегия сокращения расхода.

Организация может ориентироваться и на отдельные стратегии, не

входящие в группы. Сегодня популярна инновационная стратегия. Достаточно

продуктивной считается кооперационная стратегия. Она ориентирована на

взаимодействие с другими организациями, структурами. Организация может

разработать собственный вариант стратегии.

5 Стадия. Выбор стратегии.

Осуществляется выявление наиболее оптимального для организации

стратегического варианта. В процессе выбора должны быть учтены факторы:

1. знание прошлых и текущих стратегий организации;

2. риск, степень риска;

3. отношение к выбору учредителей;

4. фактор времени;

5. цели организации;

6. возможности организации (ресурсы организации);

7. степень зависимости организации от внешней среды;

8. обязательства организации по предыдущим стратегиям.

6 Стадия. Реализация стратегии.

Данный этап обязательно должен иметь начальную стадию, которая

предполагает следующие действия:

1. углублённый анализ среды и преимуществ выбранной стратегии, который

осуществляет руководство организации;

2. принятие решений по эффективному использованию имеющихся ресурсов;

3. принятие управленческих решений по поводу организационной

структуры;

4. осуществление необходимых изменений по организации и ресурсам.

7 Стадия. Стратегический контроль.

Включает в себя ряд элементов:

. устанавливаются показатели, по которым будет производиться оценка

выполнения стратегии;

. сравнение реального состояния параметров контроля с желаемым;

. осуществление необходимых корректировок.

Стратегический контроль осуществляется в течение всего периода

реализации стратегии. Он делает возможным достижение целей стратегии.

Стратегический план входит в систему планов организации. В этой

системе выделяют три основных элемента:

I. Основные направления деятельности (стратегический план) (от 5 до 10-

15 лет);

II. План развития организации (от 1-5 лет);

III. Тактические планы (например, план маркетинга, финансовый план,

план развития производства, план закупок, бизнес-план)

Значение планирования в целом состоит в том, что планы повышают

степень результативности деятельности организации.

Эффективность деятельности управленческого аппарата организации

зависит от целого ряда факторов:

. Оснащение организационной и вычислительной техникой;

. Использование современных технологий;

. Распределение должностных обязанностей в рамках управленческого звена;

. Информационное обеспечение управленческой деятельности;

Информация представляет собой важнейший организационный ресурс. Она

входит в общий комплекс ресурсов фирмы, наряду с кадровыми, финансовыми и

т.д. Информация имеет много общих черт с другими ресурсами:

. Информацию необходимо планировать с очки зрения выявления потребностей

фирмы в ней;

. Расходы на получение и использование информации можно оценить с

экономической точки зрения и они должны заключаться в общий баланс фирмы.

. Информационные потребности могут и должны быть соотнесены с возможностями

их удовлетворения, как из внутренних, так и внешних источников.

При потреблении информация не исчезает, а изменяет свою ценность.

Отличия:

1) Для управления ИР необходимо соответствующее обеспечение (кадровое,

Страницы: 1, 2, 3, 4


ИНТЕРЕСНОЕ



© 2009 Все права защищены.