| |||||
МЕНЮ
| Бизнес-информация и информационный менеджментособенно высшей её формы – знаний. Ближе всех на пути к информационному обществу стоят страны с развитой информационной индустрией, к числу которых следует отнести США, Японию, Англию, Германию, страны Западной Европы. В этих странах уже давно одним из направлений государственной политики является направление, связанное с инвестициями и поддержкой инноваций в информационную индустрию, в развитие компьютерных систем и телекоммуникаций. Результатом процесса информатизации является создание информационного общества, где манипулируют не материальными объектами, а символами, идеями, образами, интеллектом, знаниями. Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. [9, c. 19] Как и при использовании традиционных видов ресурсов и продуктов, люди должен знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных продуктов и услуг. Рынок информационных продуктов и услуг – система экономических, правовых и организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на коммерческой основе. Поставщиками информационных продуктов и услуг могут быть: . Центры, где создаются и хранятся базы данных, а также производится постоянное накопление и редактирование в них информации; . Центры, распределяющие информацию на основе разных баз данных; . Службы телекоммуникации и передачи данных; . Специальные службы, куда стекается информация по конкретной сфере деятельности для её анализа, обобщения, прогнозирования, например консалтинговые фирмы, банки, биржи; . Коммерческие фирмы; . Информационные брокеры. Развитие рыночных отношений привело к разрушению традиционных и появлению новых видов предпринимательской деятельности, от состояния и перспектив развития которых зависит формирование научного и производственно- технического потенциала любого предприятия. Прежде всего это относится к деятельности фирм, занятых в области информационных технологий и информационного бизнеса, предпринимательской деятельности (частной, кооперативной, государственной), связанной с разработкой и распространением информационных технологий. [1] Одним из немаловажных факторов, повлиявших на внедрение информационных технологий, тало появление информации, которая вскоре приобрела статус бизнес-информации. В большинстве случаев пользователи заинтересованы в получении реальных данных о производителях, ценах, спросе на отдельные товары и т.д. Информация такого рода необходима данный конкретный момент и в большинстве случаев быстро устаревает. В связи с этим появляется необходимость в актуализированных средствах, позволяющих обеспечить решение проблем в сжатые сроки. Потребителями информационных продуктов и услуг могут быть различные юридические и физические лица, решающие задачи. Различают следующие группы потребителей деловой информации: . Потребители малого и среднего бизнеса, которым необходимо следить за развитием конкуренции на рынке товаров и услуг; . Индивидуальные предприниматели; . Специалисты отдельных областей знаний, например, для специалистов в области финансового рынка появились удобные инструменты для осуществления операций и анализа конъюнктуры на рынке ценных бумаг. Примером может служить информационная база данных «AK&M-LIST» («Российский фондовый рынок»), отражающая котировки ценных бумаг, цены спроса и предложения, данные об эмитентах, характеристики выпусков ценных бумаг, сведения об инвестиционных институтах, фондовые индексы AK&M и другие полезные сведения. . Читатели библиотек; . Представители предприятий; . Представители научных организаций; . Представители фирм; . Представители коммерческих и банковских структур; . Представители иностранных компаний; . Отдельно можно выделить и юристов, для них специально выпускаются компьютерные базы данных, которые практически в неограниченном количестве содержат сведения об имеющихся нормативно-правовых актах. Программное обеспечение позволяет своевременно вносить сведения о действующих, вновь принятых нормативно-правовых актах и актах, утративших юридическую силу. Имеется возможность анализировать накопленную информацию, выбирать нужное по различным признакам. В настоящее время у российских фирм имеются реальные возможности вывести на мировой рынок информационные ресурсы, интересующие зарубежных партнёров. Например, информация о проспектах эмиссий ценных бумаг банков через сервер Института коммерческой информации стала доступна в режиме онлайн для любого зарубежного инвестора. Учитывая важность развития сферы деловой информации для социально- экономических преобразования в России, многие специалисты считают, что среди поддерживаемых государством по развитию инфраструктуры информационного рынка должны быть: мониторинг общедоступных информационных и телекоммуникационных продуктов и услуг, широкомасштабные маркетинговые исследования рынка деловой информации, целенаправленное формирование покупательских потребностей и, ответственно, покупательского спроса, развитие системы информирования и рекламы. Наступило время переходить от вопросов использования отдельных компонентов системы бизнес-информации в отдельных информационных учреждениях к созданию реальных структур информационного обеспечения отечественных и западных потребителей. В этой связи уместно рассматривать вопросы информационного сервиса через призму информационного менеджмента. [20, c. 35] Глава II. Информационный менеджмент 2.1. Информационный менеджмент: определение, назначение, цели и задачи Стремительное развитие практики менеджмента, работы по созданию общей теории менеджмента позволяют дать его уже, можно сказать, устоявшееся определение. Менеджмент – это управление в социально-экономических системах: совокупность современных принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. [18] В управленческой науке до сих пор не сложилось однозначного понимания того, то есть информационный менеджмент. 1. Различные виды менеджмента тесно взаимосвязаны друг с другом (например, документный, информационный). 2. Менеджмент зачастую понимается как синоним «управления» и во внимание не принимаются его специфические особенности. 3. Большое значение в обществе играет мода на иностранные термины, что мешает более правильному пониманию информационного менеджмента. Принято трактовать информационный менеджмент в узком и широком смысле. В узком смысле менеджмент понимают как синоним «делопроизводства» (ДОУ). Согласно ГОСТ Р51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения». ДОУ – отрасль деятельности, обеспечивающая документирование и организацию работы с официальными документами. Документирование, то есть создание документа, процесс подготовки официального документа. Информационный менеджмент – технология, компонентами которой являются документная информация, персонал, технические и программные средства обеспечения информационных процессов, а также нормативно установленные процедуры формирования и использования информационных ресурсов.[16, c. 15] Для определения понимания сущности информационного менеджмента необходимо принимать во внимание ряд положений: 1. информация – комплексная категория, то есть . информация – условие и средство делового общения; . информация – средство доведения до общества сведений об организации; . информация – источник сведений о внешней среде; . информация – товар. 2. информационный менеджмент осуществляется в пределах конкретной организации; 3. информация представляет собой самостоятельный фактор производства, который лежит в основе процесса принятия управленческого решения. 4. информационный менеджмент имеет отношение не просто к информации, а к информационной деятельности организации. Информационный менеджмент – управление деятельностью по созданию и использованию информации в интересах организации. Цель информационного менеджмента: обеспечение эффективного развития организации посредством регулирования различных видов её информационной деятельности. Задачи информационного менеджмента: 1. качественно информационное обеспечение процессов управления в организации; 2. осуществление управления информационными ресурсами; 3. обеспечение управления обработки информации на всех уровнях; 4. обеспечение управления коммуникациями (общение – передача информации от человека к человеку). Информация имеется в виду в различном представлении: - в виде массива документов; - в виде документной информации; - в виде средства общения. Под управлением подразумевается не только принятие решения, а весь комплекс управленческих действий. Информационный менеджмент касается всех функций управления современной организации. Функция планирования – это деятельность субъекта по определению темпов, пропорций, развития объектов управления. Планирование осуществляется в различных вариантах. Наиболее распространены сегодня оперативное и стратегическое. Оперативное планирование отражает текущую деятельность организации. Стратегическое связано с перспективами. Функция стратегического планирования приобретает в настоящее время особое значение. Её специфика: особенность самого стратегического управления. [19] Стратегическое управление – это управление, которое ориентировано на обеспечение выживания организации и её эффективного развития в условиях динамично меняющейся внешней среды. В отличие от оперативного управления, стратегическое имеет иные критерии эффективности: - своевременность и точность реагирования организации на изменения внешней среды. Стратегическое планирование – процесс, который включает ряд стадий. Составить стратегический план, то есть определить те действия, которые организация должна совершить для выполнения стратегии. 1 Стадия: определение миссии организации. Миссия – это чётко выраженная причина существования организации, которая подчёркивает её отличия от аналогов. Определении мисси имеет огромное значение: 1. значение миссии в отношении внешней среды; . миссия формирует представление об организации и её назначение; . миссия способствует формированию и закреплению имджа организации; 2. миссия имеет значение и в отношении коллектива организации. . миссия делает ясными для сотрудника цель и предназначение организации; . миссия содействует формированию определённого климата в организации; . миссия способствует единению коллектива и укреплению его культуры. 3. миссия имеет значение в отношении управления организацией. . миссия помогает более точно определить стратегию; . миссия оказывает содействие в осуществлении более правильного распределения ресурсов. 2 Стадия: определение целей организации. Цель – это ожидаемый, конечный результат. Именно через цели, миссия получает реализацию. Набор целей может быть разным. Основные требования к нему: - он должен всесторонне раскрывать миссию; - он должен касаться по крайней мере 4-х сфер деятельности организации: -- сфера доходов (не получение прибыли, а какой авторитет организация получает у пользователей – если организация некоммерческая); -- сфера работы с пользователями; -- сфера работы с сотрудниками; -- сфера социальной ответственности (какова роль организации в жизни региона). В организации все цели должны быть взаимосвязаны и построены в определённой иерархии. Цели должны отвечать следующим требованиям: . цели должны быть конкретными; . цели должны быть ориентированы во времени; . цели должны быть достижимы; . цели должны быть приемлемыми для организации; . цели должны быть совместимыми; . цели должны быть гибкими. Цель может быть правильно обозначена в том случае, если в организации осуществлён адекватный анализ среды. 3 Стадия. Анализ среды включает в себя 2 основных компонента: - анализ внешней среды; - анализ внутренней среды. Анализ внешней среды ориентирован на все компоненты, которые окружают организацию. Этот анализ делят на две части: изучают макро и микро среды. Макросреда – общие условия, в которых организация находится. Она включает в себя: . экономический компонент; . политический компонент; . правовой компонент; . социальный компонент; . состояние технологии. Нужно учитывать, что все элементы макросреды во взаимосвязи и степени влияния различных факторов на конкретную организацию различна. Микросреда – непосредственное окружение организации. . Потребители; . Поставщики; . Конкуренты; . Рынок рабочей силы. Анализ внутренней среды изучается по определённым блокам вопросов. - Кадровые вопросы; - Организационные вопросы; - Производственные вопросы; - Маркетинговые вопросы; - Финансовые вопросы; - Организационная культура – совокупность правил и ценностей, которых придерживаются сотрудники и руководители. Изучение внутренней среды направлено на то, чтобы выяснить: . Реальное состояние организации; . Определить преимущества и проблемы; . Перспективы развития. Для изучения внешней и внутренней среды используются различные методы: 1) SWOT (СВОТ) – позволяет найти возможности, наиболее рациональные варианты действия. Работа по данному методу состоит из нескольких этапов. V Составление перечня сильных и слабых сторон организации, возможностей и угроз внешней среды (сила, слабость – внутренняя среда; возможности, угроза – внешняя среда); V Составление матрицы (таблицы), в которой все эти позиции указываются V Выбор тех вариантов, которые наиболее рациональны в данных условиях для данной организации. 2) Метод позиционирования – позволяет дать оценку внешней среде. Суть: составление двух матриц – матрицы возможностей и матрицы угроз. 3) Метод составления профиля среды – даёт возможность составить полную картину внешней среды и дать оценку каждому фактору. 4 Стадия. Анализ стратегических альтернатив. Необходимо оценить имеющиеся стратегии или разработать собственный стратегический вариант. Любая стратегия связана с изменением одного или нескольких элементов: . Продукт; . Рынок; . Отрасль; . Положение организации внутри отрасли; . Технология. Среди традиционных стратегий можно выделить: 1. Группу стратегий концентрированного роста. . стратегия усиления позиций на рынке. Организация работает на прежнем рынке с прежними условиями, но пытается укрепить своё влияние. Это заставляет развивать маркетинговую деятельность. . стратегия развития рынка. Организация производит прежние услуги, но пытается найти новые рынки для их реализации. . стратегия развития продукта. Организация работает на прежних рынках, но все свои усилия направляет на производство новых услуг. 2. Стратегии сокращения. . стратегия ликвидации; . стратегия сбора урожая (снятия сливок). Фирма постепенно сокращает до нуля одно из направления деятельности, при этом основную ставку делает на максимальное получение прибыли. . стратегия сокращения. Одно из направлений или одно из подразделений закрывается. . стратегия сокращения расхода. Организация может ориентироваться и на отдельные стратегии, не входящие в группы. Сегодня популярна инновационная стратегия. Достаточно продуктивной считается кооперационная стратегия. Она ориентирована на взаимодействие с другими организациями, структурами. Организация может разработать собственный вариант стратегии. 5 Стадия. Выбор стратегии. Осуществляется выявление наиболее оптимального для организации стратегического варианта. В процессе выбора должны быть учтены факторы: 1. знание прошлых и текущих стратегий организации; 2. риск, степень риска; 3. отношение к выбору учредителей; 4. фактор времени; 5. цели организации; 6. возможности организации (ресурсы организации); 7. степень зависимости организации от внешней среды; 8. обязательства организации по предыдущим стратегиям. 6 Стадия. Реализация стратегии. Данный этап обязательно должен иметь начальную стадию, которая предполагает следующие действия: 1. углублённый анализ среды и преимуществ выбранной стратегии, который осуществляет руководство организации; 2. принятие решений по эффективному использованию имеющихся ресурсов; 3. принятие управленческих решений по поводу организационной структуры; 4. осуществление необходимых изменений по организации и ресурсам. 7 Стадия. Стратегический контроль. Включает в себя ряд элементов: . устанавливаются показатели, по которым будет производиться оценка выполнения стратегии; . сравнение реального состояния параметров контроля с желаемым; . осуществление необходимых корректировок. Стратегический контроль осуществляется в течение всего периода реализации стратегии. Он делает возможным достижение целей стратегии. Стратегический план входит в систему планов организации. В этой системе выделяют три основных элемента: I. Основные направления деятельности (стратегический план) (от 5 до 10- 15 лет); II. План развития организации (от 1-5 лет); III. Тактические планы (например, план маркетинга, финансовый план, план развития производства, план закупок, бизнес-план) Значение планирования в целом состоит в том, что планы повышают степень результативности деятельности организации. Эффективность деятельности управленческого аппарата организации зависит от целого ряда факторов: . Оснащение организационной и вычислительной техникой; . Использование современных технологий; . Распределение должностных обязанностей в рамках управленческого звена; . Информационное обеспечение управленческой деятельности; Информация представляет собой важнейший организационный ресурс. Она входит в общий комплекс ресурсов фирмы, наряду с кадровыми, финансовыми и т.д. Информация имеет много общих черт с другими ресурсами: . Информацию необходимо планировать с очки зрения выявления потребностей фирмы в ней; . Расходы на получение и использование информации можно оценить с экономической точки зрения и они должны заключаться в общий баланс фирмы. . Информационные потребности могут и должны быть соотнесены с возможностями их удовлетворения, как из внутренних, так и внешних источников. При потреблении информация не исчезает, а изменяет свою ценность. Отличия: 1) Для управления ИР необходимо соответствующее обеспечение (кадровое, |
ИНТЕРЕСНОЕ | |||
|